te

ie

А

к.

р

9 октября 1942 r., Nb 238 (1189)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‚ Черноморский флот. Партийное собрание

столов, принимает кандидатом в члены

ПОСЛ

Dror корабль ‘успешно провел десятки
сложных операций. On, как грозный
метитель, внезапно появлялел у враже-
 ских берегов и тромил врага. Корабельные
артиллеристы превратили в груду метал-
лического лома 7 немецких батарей, 9т-
правили на дно Черного моря 3 ‘фашиет-
ских самолета. Экипаж корабля, ‘неодно-
кратно сопровождая советекие транспорты
с войсками и трузами, успешно отбивал
множество воздушных атак противника.
Только на-днях, взаимодействуя © чаетя-
ми морской пехоты. он вместе © другими
кораблями флота уничтожил 6 фашиет-
ских танков, 15 орудий, 22 автомашины
я ло двух батальонов вражеской пехоты.

Й вот люди. которые показали в боях
краснофлотскую удаль, с волнением вхо-
дят в кают-компанию корабля, где засе-
дает сегодня партийная комиссия.

_ Первым принимают кандидатом в чле-
ны ВКП(б) старшину 1-Й статьи Даниль-
ченко, Он еще совсем молод. Но война
закалила его волю. У. него решительное
лицо. Много гнева и злости к немецким
извергам накопилось у этого младшего
командира, бывшего еще недавно мирным
рыбаком! Он хорошо знает, кто такие
немцы. Он собственными тлазами видел
злодеяния фашистских  тадов и потому
бил их с остервенением под’ Очаковом,
Одессой, Севастополем. Феодосией и Суда-
ROM... -

Секретарь партийной комиссии Остря-
тин читает заявление  Данильченко. Это
клятва на верность  фодине, великому
Сталину. Боевая хараклеристика лаконич-
о повествует © доблести Данильченхо.
Ето орудие отразило 90 налетов фатииет-
вкой авиации, ‘сбило неприятельский с4-
молет. Алексанлр Данильченко награжден
медалью «За отвату». Он-—активный ком-
сомолец. член редколлегии «Боевого лист-
Rad,

— Вы понимаете, какую ответетвен-
ность берете на себя, вступая в ряды
ВЕТ(5)? — спрашивает секретарь парт-
комиссии,

— Я знаю, что коммунист обязан
быть мужественным и бесстрашным, что
он ‘несет ответетвенность перед партией
не только за себя, но и за евое подразде-
ление, У нас в отделении — все комму-
висты. один я — беснартийный. Я ви-
дел, как сражаются коммунисты, как по-
тибали, но чё пропускали врага. После

этюто сражения я твердо решил вступить   корр.)-

на подводной
ВКП(б) командира

Е В

во Я

в партию. чтобы бить врага так, как
беют его коммунисты.

Данильченко  рассказывает членам пар-
тийной комиссии © себе, о родном тороде
на берегу Кубани,  в’ котором хозяйнича-
ют’ сейчас немецкие разбойники. Даниль-
ченко хочет метить,

Партийная комиссия об’являет свое ре-
пение. Комсомолец Данильченкю принят
кандидатом в члены ВМИб).

— Теперь Bech ваш расчет коммуни-
стяческий, — говориг ему т. Оетрятин.—
Теперь он должен еще лучше лраться.

Данильченко обещает, что будет высо-
ко нести звание коммуниста.

Завтра корабль пойдел в бой. И с н0-
выми силами, с сознанием того, эт те-
 перь он ‘принадлежит к великой Taprun
большевиков, Ланильченке’ будет драться,
как. подобает коммуниету,

Входит комсомолец т. Кудряшов, Весь
его подтянутый вид говорит, что коман-
дир отделения иннеров любит. порядок и
дисциплину. Присутствующий здесь ее-
кретарь партбюро  харажтеризует Кулря-
‘пюва как требовательного, хисциплиниро-
ванного младшего командира.

— Нарушать ‘дисциплину; .— ‘говорит
Кудряшов, — это все равно, что пустить
па свой корабль врага. Каждый боец обя-
зан стараться, чтобы у него в боевом за-
ведываний, и Там. тде он воюет и Tye OT-
хыхает, был настоящий поряхок, дисцип-
лина. Во y меня батько-старию лес
сплавляет. Пильит: «Сынок, скорей кон-
чай вшивых фрицев». Мы тем скорее по-
бъем врата, чем крепче будет у нас дис-
Tea TAH. TR Se yy

Кудрянюв — инициативный и бщи-
тельный командир -—— участвовал во всех
операциях корабля. Он показал  настоя-
щую сметку и находчивость, кода при
сильном противодействии противника нз-
до было перебросить на шлюпке труппу
храснофлотцев на вражеский берег. Пять
его братьев — на фронте, все оня комму-
HUCTEL.

Кудрятова принимают  кандилатом в
члены В№И(б) по боевой характеристике.

Парткомиссия на этом же заселании
приняла в ряды партии зенитчика Кур-
закова, командира отделения котельных
машинистов Ивана Хотиненко, тт. Горе-
ленко и Лебедева.

Полковой комиссар Д. КОГАН.
Черноморский флот. (т наш. спец.

тоги социалистического
соревнования судоремонтников ©

На оспове широко развернутого социз-
ластического соревнования судоремонтные
предприятия Военно-Морского Флота доби-
ливь значительных производственяых YC-
пехов. Выполнение и перевыполнение ме-
сачных программ, досрочный фемонт ко-
раблей наряду с выполнением  внепла-
зовых оперативных заданий стала обыч-
ным явлением для ряда предприятий.

/. Сейчас подведены итоги социалистиче-
кого соревнования  судоремонтных пред-
приятий за июль, июль и август, Прика-
зом народного комиссара Военно-Морского
Флота первое место присуждено  мастер-
ской, где начальником инженер-капитан
2-го ранга Климов. ЕЙ же присвоено зва-
ние лучшего судоремонтного предприятия.
Мастерская добилась систематического пе-/
ревыполнения месячных планов. По сраз-
нению © предыдущии кварталом мастер-
ская на 20 проц. повысила выпуск про-
AVRO, лучше организовала ращионализз-
торскую работу. Здесь реализовано
предложений, лазатих государству 85.700
\ Рублей околомии. За это же время подго-
товлено 70 рабочих различных специаль-
востей.
С каждым меоящем число передовых
предприятий увеличивается. Хорошо вы-
полняют договоры социалистического CO-
февнования предприятия, где начальника-
ии инженер-капитан 3-го ранга Шур и
инженер-капитан 2-го ранга’ Волосатов.
Они заняли в соревновании вторые места.

Работая в напряженной обстановке и
выполняя ответственные оперативные 3a-
ъазы флота, коллективы этих предирмя-

тий перевыполнили установленную  1п19-
трамму, лосрочно отремонтировали  SHa-
чительное количество об’ектов. Качество

ремонта безукоризненное. Мастерская, тде
начальником т. Шур, за 8 месяца выпу-
“ила валовой продукции яа 39  проп.
больше, чем за предыдущий квартал,
(ледует отиетить работу коллектигл за’,

вода, где начальником  инженер-капатан
3-го ранга’ Недосеев. Завод освоили Jat
флоту много различной боевой продукции.
Однако он еще не обеспечил системали-
ческого выполнения месячных планов су-
дорехонта и выпуска боевой  пролукиия.
Это снизило оценку производственной дея-
тельности завода. Но коллектив вге же

‚имеет данные для того, тобьыг завоевать

в соревнованим одно из первых мест. Для
этого ‘нужно упорно и систематичеекя вы-
полнять программу пе основным ее разде-

‘лам. фаботать точно по графику.

Хороших показателей достигли  пред-
приятия, где начальниками  инженер-ка-
питан-лейтевант Федоров, военинженер
3-ro ранга Местверешвили, военинженер
Q-ro ранга Скварский и _инженер-капи-
тан-лейтенант. Барышевекий. Важдое из
пих имеет свои производетвеняые победы.
Мобилизовав рабочих, инженеров и слу-
жащих на реализацию  сопиалистических
обязательств, они выполнили  утвержден-
ную программу.

Однако яе везде поняли всю важность
социалистического соревнования, He везде
сумели на основе его поднять производи-
тельность труда, трудовую дисциплину и
организованность людей,

На предприятиях, где начальниками ин-
женер-майор Рульков и военинженер 1-го
ганга Далисин, забыли о руководстве со-
ревнованием. В результате производетвен-
ная програмиз не была выполнена,
июле и августе предприятия дали Иро-
дуюции меньше, чем в июне. Основной
недостаток состоит в том, что не выпол-

нялся план выпуска валовой продукции
По месяцам. у
Итоги  сопмалистического соревнования

судоремонтных предприятий’ показывают,
что ряду заводов и мастерских удалось
сплотить Коллективы предприятий, моби-
зизовать” их ‘на самоотверженный труд.
Рабочае и спепиалисты проявляют техни-

ТВОРЕЦ РЕНИТЕЛЬНОЙ
И СМЕЛОЙ ТАКТИКИ

зоваль свои преимущества, нб и 0а3вер
нуть свои силы. Так было я У Суворова
потери которого неизменно были в 3—5,
& то и более раз меньше потерь против
  Ho, конечно, не только смелость и силе
натиска, & и сочетавшееся © этим огром-
ное искусство мудрая тактическая пре
дусмотрительность решали дело.
жа

1799 тол, увенчавтий Суворова славой

татьянского. и птвейцарского походов, был.

также тодом самых блисталельных побед
Ушакова в Средиземном море, гле он дей-

то русских кораблей, с которых его пора-
жала уже не только картечь, HO и ру-
жейные и даже пистолетные пули.

Не более 10 дней спустя Ушаков вне-
запно появился у Тендровской косы и
зтаковал стоявший здесь вражеский флот
из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и
23 прочих судов, которые поспелтно обра-
тились в бетство.  Нагоняя противника,
Уптаков отрезал его задние корабли, и
командующий вражеским флотом был вы-
нужден пойти к ним на помощь. После
лвухчасового боя враг, пользуясь быстро-
Ходностью своих кораблей, бежал, но в
полном беспорядке. Корабль Ушакова, опе-
редив остальные, ворвался в тлубину вра-

Получив известие о взятии Ушаковым
крепости Корфу, Суворов воскликнул:
«Зачем не был я при Корфу, хотя иичма-
HOM? »

Когда один из тенералов-немпев назвал
знаменитого русского алмирала «фон-Уша-
ковым», Суворов пришел в негодование.
«Возьми К себе свое фон, раздавай кому
хоченщь, — закричал он, — & победителя,
тотрясшего Даоланеллы и покорившего
Корфу. называй Федор Фелорович Ушаков».

Тлубокое уважение и любовь Суворова
к Ушатову понятны: тот был на море тем,
чем нь суше был Суворов. 0ба они, каж-
дый в своей области, — создатели ›рус-
ской школы военного искусства, оба по-

ражали, смелостью, верностью расчета и
были неизменными победителями. во всех
столкновениях © врагом, даже когда TOT

жеского флота и отрезат три корабля.
_ Утром Утаков вновь обнаружил. против-

ствовал в непосредственной связи е Суво-

ровым. В то время как старый фельдмар-

лодке, которой командует капитан  3-го ранга Г. Апо-
минной группы П, Марченко:

Фото В. Иванова (ТАС).

Антифашистекий митинг

трудящихся Калмыкии

АСТРАХАНЬ, 8 октября. (ТАСС). На
днях в поселке Канукове состоялся  ,
антяфалииотекий митинг ^ представителей
калмыцкого народа.

‚Митинг открыл депутат Верховного Co-
вета СССР. Нальджи Таряев.

— Четверть века назад, — заявил
Od, — с братской помощью великого. рус-
ского народа Калмыкия получила свободу.
3а оды социалистическото строительства
®на стала неузнаваемой. Широко развились
хозяйство и культура советской Калмыкия.
С каждых годом нашонарод становился 60-
гаче, радостней. Фатистокие. мерзавщы х9-
TH? лишить нас всего ‘завоеванного. Они
сжигают лаши;, хотоны, убивают зкениин,
летей, стариков, Хотят сделать калмыков
своими рабами. Но калмыцкий народ ве
сбстановитея ни перед Какими   жертвами,
 чтобъз отстоять свой родной край,

Выступившие на митичге  стахановка
рыбозавода Улан Хальия Таряева Наран,
председатель рыболовецкого Е
им, Слалина т. Корчатин и другие‘ вы-
разили волю калмыцкого ‘яарода мобилизо-
вать вое силы на помощь Красной Армии,
разгромить подлого врага. Участники ми:
тинга приняли обращение к калмыцком)
народу. С огромным под’емом принято при-
ветотвие товарищу Сталину.

ЗАБОТА ОБ.ИНВАЛИДАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Bi)

Вчера состоялось очередное заседание

Московской областной комисии по трудо-
вому устройству инвалидов” отечественной
войны. У
Более 900 инвалилов  переобучено в
этом тоду в районах области. Сеть курсов
развернута при местных отделах социаль-
ного обеспечения, органах промышленно“
сти, в системе потребительской коопера-
ции. Слушатели получают квалификацию
производственных рабочих,  бухталтеров,
счетоволов, киномехаников и Т. д.
Комиссия ‘наметила меры для улучше-
ния подготовки и переподготовки инвали-
дов на курсах, произволотвенных комби-
патах и предприятиях. Признано необхо-
димым обратить 060б0е. внимание Ha pa-
боту колхозных кассе взаимопомопуи, 3а-
сыпку фондов для продовольственного
снабжения инвалидов отечественной вой-
НЫ.

ческую инициативу, смекалку, макси
мально используют все производственные
возможности для быстрейшего выполнения
и перевыполнения боевых заданий флота,

Хорошему выполнению  производетвен-
ных программ, досрочному выпуску ко-
раблей из Темонта способствовали уеиле-

ние рационализаторекой работы на пред-

приятиях, реализация ценных’ предложе-
ний, давших не только экономею срёдетв,
30 и ускоривших процесс произволетва,
‘мастерской, где начальником т. Шур, бла-
тодаря применению одного приспособления
осуществлена на месте проточка конусов
муфт Вомаг. Это в десять раз. ускоряет
производственный процесс.  Применеаие
алюминиевого диска для табровка мелких
поверхностей ускорило производственный
пронеее в двадцать раз. На заводе, rye
начальником 1. Недосеев, вяедрепае по-
точной системы изготовления ‘Шаюпок
позволило использовать рабочих пизкой
квалификации, совместить PAX профессий
и, главное, благодаря достигнутой эконо-
мин времени ‘удешевить себестоимость и
досрочно выполнить годовую програму.
Применелие на этом же заводе  изложниц,
титамтюв, кондукторов значительно уве-
личило выпуск боевой продуклии:

Инициатива и изобретательность исхо-
ant or самих рабочих.  Маномотриет
т. Рыжков, применив обычный тройник,
стал одаовременно проверять по два ма-
нометра. Слесарь-стахановец ‘т. Федулов
предложил и внедрил Поточно-узловую
сборку вентиляторов и вытюлнил норму
на 225 проц. Токарь-стахановец т. Му-
сатов, работая на изготовлении фланцев
и пиппелей, применил резец, которым
можню вести торцовку, расточку, снамать
фаскя и наносить риски. Вея операция
изготовления ‘детали стала проводиться
одновременно двумя резцами.

Очень важным достижелием ряда пред-
триятий является освоение  многочислен-
ной арматуры и изделий для ремонта,
Раньше их оставляли в пентрализовая-
ном порядке, Сейчас °восстанавливаются
требные винты, которые раньше He pe-
монтировались,  восстанавливается и. из-
тотовляется инструмент, праменяются из-

имел двойное и тройное численное пре-
BOCXOACTBO.

следие в верные руки: Суворов — Куту-
зову, Ушаков -— Сенявину.

но с ним Ушаков применил на море, раз-

зил и ловел до высокой степени совершен-
ства тактику решительного наступления,

‘+Hanap Ha вражеский флот, в битве у
  нопа он истребил более 26 судов против-
1 яка и почти без потерь вернулся в (е-

наступивией темноте

В ЗА ee ae ВВ

В т. Муравьева — До

юмарев Ha

И 90ба имели счастье передать свое на-

Подобно Суворову и почти одновремен-

натиска. сокрушающего ‘разгрома врага,
которую устаювил на суше великий
фельдмаршал, :

Категорически отвергнув самые основные
правила устарелой и косной западной док-
трины военно-морской етралегии и такти-
хи, Ушаков выступил яростным противни-
ком всякото шаблона. Для каждого сраже-
ния. он находил новые, полностью с00т-
ветствовавикие особенностям обстановки
способы победы, ню вое они имели под ©0-
бой общее принципиальное основание: сю-

средоточенность CHI,   полное сохранение’

инициативы в своих руках, быктроту и
рептительность удара в важнейпем, ретша-
ющемх направлении. Чалце всего это был

‘удар по адмиральским кораблям, пораже-
‘Whe которых не могло не вызвать расст-

ройства эскадры противника. Численное
превосходство врата в бою не смущало
Ушакова. Так же, как и Суворов, on по-
беждал не числом, а умением, устанавли-
вая превосходство собственных сил на на-
правлении удара искусным маневрирова-
нием, внезапностью, быстротой, решитель-
ностью, верностью расчета и силой на-
THCKA.
ke

‚ Громкую боевую славу, подготовленную

деятельностью предшествуюттих лет, Уша-
зов получил в кампании 1790 г., когла он
был назначен командующим Черноморским
флотом. Вместо привычных о медленных
действий, вроде крейсирования у своих бе-

тегов и выжидания врага, Ушаков сразу

же устремился в неприятельских берегам
и в течение трех недель. бомбардирювал

злесь порты и прибрежные aap
и-

вастополь, захватив 8 судов, груженных
‚ пшеницей.

Векоре пришло известие о появлении в
‘Hamux водах новой эскадры противника.
Уптаков тотчас вышел навстречу с эскад-
poi из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов
‘к 17 мелких судов. Вражеский флот в 60-

‘ставе 54 вымпелов (10 линейных кораб-

‘лей, 8 фрегатов, 36 бомбардиреких судов)
подходил в это время в Керченскому про-
ливу.

Сражение началось неудачной атакой
врага па напг авантард. Ушаков устремил-
ея навстречу атакующим, выделив В 060-
бую линию резерв, корабли которого дол-
жны были быстро ‘обеспечить подкрепле-
пие в нужных местах.

Вой длился с середины дня лю вечера.
Русские корабли настолько приблизились к
‘противнику, что начали засыпать его кар-
‘течью. Получивший серьезные поврежде-
вия, враг пошел под ветер, скрываясь в

от напавитих Ha не-

`южлицы для различной арматуры при
использовании отходов материалов, вы-
рабатываются детали, требующие  тер-
мической обработки.

За время Всесоюзного сопиалистическо-
то соревнования выросли ряды стахачов-
цев военного времени. Бригада котельшщи-
ков т. Мальцевь систематически, из меся-
па в месяп, выполняет нормы больше
чем на 200 проц., бригада  слесарей
220 проп. Благодаря
рационализации стахановец-элевтрик т. По-
изготовлеаии реле для гене-
раторов выполнил норму Ha 250 проц.
Котельщик т. Шепурев рационализировал
изготовлелие тумб и выполняет нормы на
983 проп. Проявив ценную иаициатаву
в использовании отходов материала для мз-
тотовления тумб, он  сэкономал около
700 кг листового железа.

Часть предприятий добилась того, что
Rech состав рабочих выполаягт и перевы-
полняет нормы. В мастерских. тде началь-
никами 11, Шур и Барышевский, нет ни
одного рабочего, который бы не выполнял
пормы выработки. Важнейтее достижение
маогих предприятий — перевыполнение
Лтогового показателя роста  производи-
тельности труда до 18—20 проц,

Соревиуясь, предприятия боролись
также за бережное использование  мате-
риалов, заменяли их менее дефицитными
и использовали отходы производства. Иа
заводе, где начальником т. Волосатов, вЫ-
ли сохранены  ценяые материалы
песколько сот тысяч рублей, Мастерская,
тле начальником т. Климов,
материалов на 30 тыс. руб.

Сейчас, когда  предоктябрьское / орев-
новаяме охватило широкие слой разочих
наттей
предприятий Военно-Морското Флота лол-
Hun еще выше поднять знамя соревнова
ния, встретить ХХУ годовщину spl
еще лучшими показателями. Шире pas
вивая стахановское дважение, наши Cy
лоремонтники обязаны обеспечить nf
‘тояннтю боевую TOTOBHOCTS кораблей
Военно-Морского. Флота.

Инженер-капитан 2-го’ ранга
Г, ГОРСКИЙ.

На

сзхопомиаа

‚промышленности, судоремонтни зн

ника и атаковал его. 74-пупечный адми-
ральский корабль, разтромленный русски-
ми, взлетел на воздух. Друтой ‹ большой
66-пушечный корабль был захвачен в
плен. Остальные получили крупные пов-
реждения.

В следующем году противник появился
с значительно усиленным флотом. Подойхя
к румелийским берегам, он остановился
У мыса Калиакрия. Внезапно на’ всех пз-
русах появилея русский флот и, врезав-
пись между береговыми” укреплениями и
неприятельскими кораблями, невзирая на
OPOHh береговых батарей, стремительно
атаковал противника, не позволяя ему по-
строиться в боевой порядок. Принужден-
ные к бететву, вражеские корабли стал-
кивались, задерживали друг друга и we
могли развернуть» сколько-нибуль ^ значи-
тельной части своей огневой силы. Битва
и преследование неприятеля продолжались
до темноты,

Поврежденные вуда противника тонули:
Часть их погибла уже в виду своей гава-
ни, Победа была полная, а стоила она
русским 17 убитых w 27 раненых. Пов-
реждения же кораблей были настолько ие-
значительны, что полный ремонт их был
закончен в трое суток. Между тем силы
сторон перед началом боя были далеко
не равны: против 18 линейных кораблей,
17 фрегатов и 43 суюв прочих типов
вражеского флота русские имели 8 линей-
ных кораблей, 11 фрегатов и 21 мелкое
судно.

ях

Само ‘собой понятно, что только искус-
ство адмирала, как бы высоко оно ни бы-
ло, не могло привести‘ к таким, почти
фантастическим результатам. Величие ис-
кусства Ушакова, как и Суворова, было
в том, Что в него составной частью вхо-
дило искусство их соратников — кажлого
на своем TOCTY, от офицера до матроса.

Непрестанными упражнениями, постоян-
ными действиями кораблей в море Уша-
ков за несколько дет своей деятельности
в Черноморском флоте сделал своих моря-
ков образповыми, Кажлый был уверен в
  cele, 2 «НА себя надежность — основание
храбрости», —говорил Суворов. Каждый точ-
но знал весь круг своих обязанностей и в
пределах их сам изыскивал лучшие спо-
собы в исполнении полученных приказа-
` ний, Пирокое развитие получила и. ини-
циатива командиров, Следуя ахмиральским
‚сигналам, каждый командир лолжен был

быстро и самостоятельно, в соответствии

со всей совокупностью деталей обстановки,
сложившейся для его корабля, репать 3a-
дачи, поставленные флатманом.

«Врасота исполнения эволюпии... есть в
том, — говорил Ушаков, — когда весь
флот в раэличном движении, и с тем ви-
дом, что воякий спептит исполнить ему
должное в полном виде, как надлежит».

Широкая свобода инициативы  сочета-
лась е строжайшей  дисциплинирован-
ностью. Ушаков лавал выговоры коман-
дирам кораблей даже за малейшие откло-
нения от требований дибпиплины, «es
которой, — как он писал, -—— обойтись ни-
как нельзя и никакой пользы в делах
быть не может».

Величайшее внимание уделялось воспи-
танию умения не терять ни. минуты в
исполнении приказания. Приучая людей
«к скорому и красивому управлению вся-
кого. дела», Ушаков требовал’ исполнять
ето «разом, словом сказать, мтновенно, &
не промедлительно».

Грубоватый, резкий и, может быть, в
‘подражание Суворову, оригинальный в п0-
ведении, Ушаков был типичным русским.
Он не тольхо понимал матроса и был бли-
305 с ним, — он оставлял одно целое со
своими моряками и был самым ° лучшим
среди них. Он считался исключительным
воспитателем как матросов, так и офице-
ров. Требуя ог последних «неусыпного обо
воем попечения, отличного усерлия и рев-
ности к службе», Ушаков особенно поот-
рял их учебно-воспитательную работу с
командой. «Командующие и прочие штаб-
й обер-офицерь, — говорил он,—заслужат
удовольствие и всякую благоларность, у
коего люди напрактикованы будут во вся-
кой расторопности сколько возможно ис-
правно».

Следствием. этой системы являлось, что
новобранцы, приходивиие на черноморские
корабли и никогда не знавшие моря, бых-
тро обращались элесь в воинов, не усту-
павитих тем, поколения которых выросли
У морских беретов. «Нельзя желать. луч-
ших людей, — говорил 0б этих матросах
служивший в русском флоте англичанин
Тревенин, — ибо недовкие и неуклюжие,
они скоро превращались под выстрелами в
смышленных, стойких и бодрых воинов».

’ Уверенные в себе и, может быть, еще
больше в своем адмирале, который быт
любимцем и высшим образцом для полра-
жания черноморцев, моряки Ушакова бы-
ли проникнуты ‘уверенностью в неизбеж-
ности победы над любым врагом. «Драться
тю-черноморски» — это выражение Потем-
кина стало в России на трани ХУШ и ХХ
столетий характеристикой  выюсочаЙпей
доблести.

Внезалность, ‘смелость и решительность
атак Ушакова были главной причиной He-
значительности потерь, которые он нес в
своих побелоносвых битвах, так как ве
позволял пря этом врагу. не только исполь-

‚ стошкина отрядом капитана

шзл быстро и решительно очищал of,
французов Северную Италию,  алмирал,
командуя Черноморской эскахрой в состач
ве 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и Я
бритов, высадил десант на Ионических 96
тровах и овладел ими. В течение овтяй=
ря он завоевал Цериго, Кефалонию, Завте;
Санта-Мавра, 2 в ноябре осадил крепость
Корфу, считавшуюся неприступной © ©
значительным пе тем временам гарнизо=
ном, 600 орудиями и громадным запасов
боеприпасов и провианта. 1

Ушаков окружил Корфу цепью xpelice-
ров и высадил десант. Осада продолжалаев
3 месяца. В феврале крепость  едалась.
При этом были взять и стоявитие на #8
рейле военные корабли, в том числе зах=
ваченный французами английский корабль’
«Леандр», посланный Нельсоном © дене-`
сениямя и трофеями Абукирокого cpaze-
ния.   :

Ликвидация всех французских баз в в0-
сточной части Средиземного моря. открыта
возможность непосредственно сомкнуть в
Италии действия войск Суворова и флоты
Ушакова. Адмирал, не теряя ни минуты,
напозвил в Отранто отряд капитана 1-го
ранга Сорокина, а к Анконе отряд контр=
эдмирала Пустошкина,

Овладев крепостью Бриндизи, городами
Mona, Бари, Фоджло, Сорокин выслал в
глубину страны десантный отряд под на-
чальством капитан-лейтенанта Белли, ®о-
торый вышел к Незполю. Здесь русские
штурмом взяли прибрежный форт Вилье-
HO, а затем © боя овладели Неаполем. При
этом приходилось сражаться на улицах и
осаждать сильно укрепленные замки,

прочно занятые противником. Собзная ан-
тлийская ‘эскадра должна была поддержать
здесь действия русских, Но она опоздала,

и дело обошлось без ее помощи.

‚ Отправив. Сорокина в Неаполю для под“
держки дальнейших наступательных дейст-
вий отряда Белли, Ушаков подкрепил Ily-
2Q-ro ранга
Войновича и вынудил Анкону в Калиту-
ляции, Между тем адмирал Нельсон, по-
лутив известие о появлении в Средизем“
ном море огромной. французской эскадры,

‚ преложил Ушакову соединиться для св

местных действий на море. В соответелт-
вии с этии Ушаков со своим @лотом вы-
чпел в Мессину и отсюда, по указанию
Суворова, отправил отряд к Генуе для с0-
действия развертывавитимся здесь опера
циям русских войск. Главные силы фло-
та направились на соелинение © англиз
чанами в Палермо, а когда выяснилось;
что слухи о появлении французокого фло-
та неверны, Ушаков стал смешно гото-
вить экепедицию на Риш. Известие of
этом заставило коменданта Рима  ©0Г1&-
ситься на предложение англичан о вапи-
туляции, тем более, что прехложенные при
этом условия были искаючительно выгода

Русевий отря, подошедший в Риму,
был встречен населением бурным ликова»-
нием. Вступление черноморцев в Рим 03-
наменовало с060й завершающий этап их
moser в Южной Италии, но их действия
на море продолжались в северо-итальян-
ских водах, в Генуээском и Венецианском
заливах, до тех пор, пока стоявшие пе-
тех ними задачи — оказать помощь Су-
ворову — не были полностью реализова,

HEM, ,
zu &

Память о Суворове — лостояние самых
широких масс нашего народа; имя Уша“
кова известно значительно менышему кру=
ту лиц, как, впрочем, недостаточно широ-
ко известна боевая история нашего фло-
та. А ве нало помнить, на ее опыте и
примерах надо учиться. Пия   Ymanoza,
основателя славных  тралиций нашего
Черноморского флота, должно стать из-
вестным каждому советскому военному.
MODAKY.

‚ Россия обязана ему иногими  блиста“
тельными победами. Он бесповоротно ут=
вердил господство русского gaara в Чер-
ном море и вереницей побел в средиземно-
морских волах высоко поднял в Европе
авторитет русского флота. Еще более па-
мятен он. как основатель новой русской
тактики морского боя, как основатель ре-
шительной и смелой морской стратегии,
далеко опереливтей свое время и уровень
военно-морского искусства Запада. Он
был боевым воспитателем многих тысяч
доблестных русских моряков, и именяо из
ео школы вышли и Сенявин и поколе-
ние таких серастопольцев. как Лазарев,
Нахимов, Корнилов. Его лух не умер в
Черноморском флоте. Он носился нах руе-
скими кораблями в их славных п0х014х;
эн влохновлял героических защитников
Севастополя 1854—1855 гг. Ушаков —
прелок новых героев Севастопольской 0б0-
роны 1941—1942 гг., и славные полви-
TH советских военных моряков, совершаю=
мые 125 лет спустя после его смерти, ==
свилетельство неразрывности ‘историчее-
ких боевых традиций русского флота, за
лог победы нашей великой родины, силу,
Которой ве сломят никакие испытания,
как бы тяжки они ни были.

Проф. Н. КОРОБКОВ,

i