=

КР

\,

Я
Смерть немецким окк\пантам!

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО МОРСКОГО ФЛОТА

№ 239 (1190)

Ассы морской
ово

‚ В современной войне воздух — афена ожесточенных сраже-
кий. Здесь непрерывно происходят бои. Враг стремится завла-
петь воздухом на решающих направлениях и участках фронта,
стягивая сюда значительные силы своей авиации, На советеко-
терманском фронте немцы потеряли огромное количество само-
цетов. Но у фашистов еще много авиации.

} Необходимо с каждым днем увеличивать число сбитых
неприятельских самолетов, беспоцално истреблять немецких
(етчиков, — это лучшая защита налтих войск, городов и во-
енных об’ектов от разбойничьих налетов фашистской авиации.
Такую задачу должны решить прежде всего наши истребители.
Истребитель создан для уничтожения вражеской авиации, для
активной наступательной борьбы се фалпистсками самолетами.
Неутомимые поиски врата, жажда боя, стремительная умелая
атака —— основа действий истребителя.

] История русекой военной авиации сохранила имена замеча-

` Яельных мастеров возлушного боя. Множество блестящих побед
держали они, потому что их правилюм было — всегда и везде
заступать, держаль инициативу боя в своих руках. От первого
русского асса Нестерова х великому летчику нашего времени
Чкалову, от Чкалова, — к героям отечественной войны переда-
вались традиции русских истребителей, бесстраиных воздуш-
ных богатырей: .
  Неутомимо ищи встречи © врагом, стремись ветупить с ним
В бой и уничтожить его.
  Сколько бы ни было. вражеских самолетов, атакуй их. Воет-
ha держи в своих руках инициативу боя, навязывай врагу
свою тактику, противопоставляй его приемам свое высокое лет-
ное мастеретво.
  Бей немца наверняка, © короткой дистанции, по наиболее
уязвимым местам самолета, всей мощью оружия своей машины.
 ] Если враг удирает — не давай ему уйти, догони и уничтожь
ето. Отремись закончить каждую схватку гибелью фашистских
\Камолетов.

Так воюют паши лучшие летчики-истребители. Они добива-
ются победы, несмотря на численное превосходство противни-
ка, они беспощадно уничтожают фашистские самолеты, где бы
OU только ни появлялись. Так дерется звено черноморских
истребителей лейтенанта Наржинского. Командир и летчики
этого звена Снесалев и Щербаков сбили в воздушных боях 20
фаптистских самолетов. Они воюют не числои, & уменьем, дерз-
Ко, отважно, всегда первыми атакуют врага, наносят ему уда-
ры © коротких дистанций, расстреливают в упор. Немцы бо-
red этой отважной тройки морских истребителей, ибо они
знают, что там, где появляется звено Наржинского; — там па-
дают на землю и в м0ре горящие «Юнкерсы», «Хейнкели» и
«Мессершмитты»,

Среди наших морских летчиков немало выдающихся масте-
ров воздушного боя. На их боевом смету больше, чем у дру-
гих, сбитых фашистских ‘самолетову они применяют свои, ими
разработанные приемы воздузщного боя; оня вступают в. схват-
Ку с любым числом неприятельских самолетов и выходят из
мее победителями. Гвардии подполковник Сафонов сбил 25 не-
мецких самолетов, твардии капитан Огибнев — 16, капитан
Бринько — 15, твардии майор Коваленко — 14, капитан Ры-

ков — 12, капитан Антоненко и твардии капитан Алексеев —

во 11 ит. и. rf

Acc —npemje всего лучший из лучших. Он пилотирует са-
Молет лучше других летчиков своей части. Он первым обнару-
живает противника в воздухе. Он стреляет точнее всех, умеет
Анаверняка поражать врага в наиболее уязвимые места. Он хит-
рее и расчетливее других.

} Для того чтобы стать ассом, надо работать очень много и
порно, Необходимо в совершенстве овладеть техникой и так-
Янкой одиночного и труппового воздушного боя, научиться раз-
Гадывать хитрости самых квалифицированных немецких пило-
пов и в любой обстановке тюражать их,

Но асс — это не просто отличный пилот. Это талантливый
Воздушный боец, который неустанно совершенствуется сам ‘и

ПИсовершенствует тактику истребления вражеских самолетов. У.

“него свои, свойственные только ему, индивидуальные качест-
‘ba и методы поражения врага. Все наши летчики энают зна-
менитый сафоновский ‘удар, удар наверняка, © кратчайшей
пистанции, по наиболее чувствительным частям фанистокого
самолета. Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов не
разу научился без промаха поражать врага. Он долго и на-
Ктойчиво работал, изучал слабые стороны немецких бомбар-
уировщиков и истребителей, научился полностью использовать
‘Bee возможности своего самолета, для того чтобы без промаха
разить врага. ‘ i pists

} Боевые залачи ассов нередко отличаются от задач остальных
етчиков данной части или соединения. Это ставит их на 060-
‘бое положение в части. Необходимо, чтобы командование пол-
ностью использовало индивидуальные качеств» лучших истре-
бителей. для наиболее ответственных операций, требующих
особого искусства. Ассов следует, например, посылать в пар-
ный или групповой полет в районы вероятной встречи с авиа-
цией противника для уничтожения вражеских самолетов. В
групповом бою зесы должны прежде всего уничтожить веду-
щий самолет противника, поразить наиболее квалифицирован-
иых немецких пилотов, чтобы другим, менее опытным, совет-
KEM летчикам облегчить уничтожение воей вражеской труппы,
\ Следует предоставлять аесам самостоятельность действий.
Юлыт показал, что разрешение отдельным летчикам самостоя-
тельно, без специального приказания, вылетать для атаки 3a-
Меченной щели (так называемый вылет по «зрячему» против-
HRY) дает весьма положительные результаты. Не следует по-
сылать лучших истребителей на выполнение заданий, с кото-
рыми вполне могут справиться и менее опытные летчики,
Ассов нужно беречь, всегда охранять их в воздухе, использо-
Вать для нанесения наибольших потерь врагу. Важдый вылет
асс» должен посить ярко выраженный характер боевой актив-
ности.

ШНеобхолимо твердо усвоить, что нет пределов совериенство-
вания боевого мастерства истребителя. Каждый бой, каждая
встреча с противником должны обогащать истребителя, он дол-
ен уметь в каждом новом маневре вражеского самолета раз-
тлядеть изменение немецкой тактики, разработать контририем,
чтобы при следующей встрече с неприятельским самолетом
тот ианевр не был уже для асса неожиданностью. В ю же
время он сам должен непрерывно вырабатывать все новые и
Новые приемы боя, доводя до совершенства каждый маневр.
  Командиры частей должны внимательно следить за ростом
мучших истребителей, помогать им, беречь их, Достижения ас-
con должны широко популяризовалься, становиться примером
ля всех летчиков части. Изучение боёвого опыта ассов — одна
из первоочередных задач наших летных кадров. . Г

Непрерывное совершенетвование сделает советских 26сов

подлинными хозяевами воздуха. Там, где летают советские ас-
сы, воздух должен принадлежать нам]

10 октября 1942 г., суббота

ЦЕНА 15 КОП,

a iz

Е Указ
Президиума Верховного Совета СССР

ОБ_УСТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОГО ЕДИНОНАЧАЛИЯ И УПРАЗДНЕНИИ
ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В КРАСНОЙ АРМИИ

Система военных ‘комиссаров, установленная В
Красной Армии в годы гражданской войны, возникла
на почве некоторого недоверия к командным кадрам,
в состав которых были привлечены старые военные
специалисты, не верившие тогда в прочность Совет-
ской власти и даже чуждые ей. В годы гражданской
войны военные комиссары сыграли решающую роль
в деле укрепления Красной Армии и отбора команл-
ного состава, в деле ее политического просвещения
и насаждения воинской дисциплины. `

В последующие, после гражданской войны, годы
происходил процесс дальнейшего выращивания и
воспитания командных кадров. В результате этого и
под влиянием успехов и побед Советского строя во
всех областях жизни, положение с командными кад-
рами в Красной Армии коренным образом изменй-
лось.

Великая Отечественная война с немецкими захват-
чиками закалила наши командные кадры, выдвинула
огромный слой новых талантливых командиров, испы-
танных в боях и до конца верных своему воинскому
долгу и командирской чести. В суровых боях с вра-
гом командиры Красной Армии доказали свою пре-
данность нашей родине, приобрели значительный опыт
современной войны, выросли и окрепли в военном и
политическом отношениях.

С другой стороны, военные комиссары и политра-
ботники повысили свои военные знания, приобрели
богатый опыт современной войны, часть из них уже
переведена на командные должности и успешно ру-
ководит войсками, многие же другие могут быть ис-
пользованы на командных должностях либо немед-
ленно, либо после известной военной подготовки.

Все эти новые обстоятельства, связанные с ростом
наших командных и политических кадров, свидетель-
ствуют о/том, что полностью отпала почва для суще-

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР.А. ГОРКИН.

Москва, Кремль. 9 октября 1942 г,

Ne 307

В соответствии с Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 9 октября 1942 года — «Об уста-
новлении полного единоначалия и упразднении инсти-
тута военных комиссаров в Красной Армии» прика-
зываю:

1. Освободить от занимаемых должностей комисса-
ров частей, соединений, штабов, военно-учебных за:
ведений, центральных и главных управлений НКО и
других учреждений Красной Армии, а также полит-
руков подразделений и назначить их заместителями
соответствующих командиров (начальников) по поли-
тической части.

2. Военным Советам фронтов и армий в месячный
срок присвоить политическим работникам командные
воинские звания в пределах предоставленных им прав.

Военным Советам фронтов представить в Нар-

комат Обороны не позднее 15 ноября 1942 года через
Главное Политическое Управление Красной Армии ат-
тестационный материал для присвоения командных
воинских званий политическим работникам, начиная
со старшего батальонного комиссара и выше.

3. Командирам соединений и Военным Советам ар-

Приказ а
Народного Комиссара Обороны:

9 октября 1942 года

OB УСТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОГО ЕДИНОНАЧАЛИЯ И _УПРАЗДВЕНИИ

Народный Комиссар Обороны И. СТАЛИН.
oo =

0Т СОВЕТОНОГО ИНФОРИБЮРО

„Великая Стечественная война с немецкими захватчиками.
закалила наши командные кадры, выдвинула огромный слои

новых талантливых командиров, испытанных -в боях.и до
конца верных своему воинскому долгу‘и командирской чести.
В суровых боях с врагом командиры Красной Армии доказали
свою преданность нашей родине, приобрели значительный

опыт современной войны, выросли и окрепли’ в военном

и политическом отношениях“.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ствования системы военных комиссаров... Больше того,
дальнейшее существование института военных комис-
саров может явиться тормозом в улучшении управле-
ния войсками, а для самих комиссаров создает лож-
ное положение.

Таким образом, назрела необходимость упразднить
в Красной Армии институт военных комиссаров, уста-
новить полное единоначалие и целиком возложить на
командиров ответственность за все стороны работы
в войсках.

Исходя из этого, Президиум Верховного Совета
СССР постановляет:

1. Установить в Красной Армии полное единонача-
лне и возложить целиком на командиров (начальни-
ков) ответственность за`все стороны боевой и поли-
тической жизни частей, соединений и учреждений
Красной Армии.

2. Упразднить в соединениях, частях, штабах, во-

енно-учебных заведениях, в центральных и главных

управлениях НКО и учреждениях Красной Армни
институт военных комиссаров, а в подразделениях —
институт политических руководителей.

3. Ввести в соединениях, частях, штабах, подраз-
делениях, военно-учебных заведениях, в центральных
и главных управлениях НКО и учреждениях Красной
Армии институт заместителей командиров по полити-
ческой части.

4. Усилить перевод наиболее подготовленных в
военном отношении и получивших опыт современной
войны военных комиссаров и политработников на

командные должности. к

5. Установить для заместителей командиров по по-
литической части и для всех остальных политических
работников общие для всех командиров Красной Ар-
мии воинские звания и знаки различия.

г. Москва

мий и фронтов более решительно выдвигать подготов-
ленных в военном отношении политработников на
командные должности, особенно в звене — командир
роты, командир батальона.

4. Военным Советам фронтов организовать К
20 октября с. г. двухмесячные командные фронтовые
курсы, численностью по 150—250 чел. для подготов-
ки командиров рот, из наиболее способных к команд-
ной работе политработников. Отбор на курсы произ-
вести по согласованию с Главным Политическим
Управлением Красной Армии.
`5. Главному Управлению кадров Красной Армии
создать при курсах «Выстрел» с 1 ноября с. г. двух-
месячные курсы по подготовке из наиболее овладев-
ших военным делом комиссаров и политработников
для подготовки из них 200 командиров полков и
600 командиров батальонов. Отбор на курсы произ-
вести Главному Политическому Управлению Красной
Армии совместно с Главным Управлением кадров.

6. Заместителям командиров (начальников) по по-
литической части, назначенным настоящим приказом,
сохранить прежний оклад денежного содержания.

Утреннее сообщение 9 октября

В течение ночи на 9 октября наши
войска вели бои е противником в районе
Сталинграда и в районе Моздока. На, дру-
тих фронтах никаких изменений не про-
изошло.

kkk

В районе Сталинграда продолжались
бои. Бойцы Н-ской части Красной Армия
отбили четыре атаки противника и унич-
тожили 2 танка и до роты немепкой пё-
хоты. На другом участке 12. танков и
следовавший за ними батальон пехоты
противник» прорвались в район одной
улицы. В упорных боях нашими бойца-
ми подбито и сожжено 9 немецках танков
и уничтожено до двух рот гитлеровцев.
Оставшиеся силы противника отступили
ча исходные позиции.

я

Северо-западнее Сталинграда на 01т-
дельных участках наши войска вели ак-
тивные боевые действия. Бойцы Н-ского
подразделения ворвались в траншеи про-
тивника и в рукопашной схватке, истре-
били до 100 немецких солдат. захвачено

4 пулемета, 3 миномета, противотанко-
вое орудие и другие трофеи.
krk*rt

В районе Мозлока наши войска отби-
вали атаки противника. За три дня
бойцы Н-ского соединения истребили 10
батальона гитлеровцев, подбили и сожгли
9 танков, униЧюжили 4 орудия, 13 ми-

нометов, 6 автомашин и 6 повозок © бое-
припасами. ‘

Советские летчики произвели успеш-
ный налет на вражеский аэродром. Унич-
тожено 10 «Мессершмиттов-109», 2 «Юн-
керса-52», один о «Фокке-Вульф-189».
Кроме того, повреждено 7 немецких Ca-
молетов,

kee

<

На Северо-Западном фронте бойны п0д-
разделения, тде комаадиром т. Васильев,
отразили атаку батальона немецкой пе-
хоты, На поле боя противник оставил бо-
лее 100 убитых солдат и офицеров. Лет-
чики-штурмовики т.т. Павленко, Mapw-
run, Васильчиков, Кисль, Головко. Кали-
вин и Пономарев совершили усиешный
налет на скопление вражеских войск, го-
товившихся к наступлению. Немцы были
застигнуты врасплох и понесли  значи-
тельные потери. Уничтожено 2 бронема-
шины, до 20 автомашин и повозок, рас-
сеяно и частью уничтожено до двух рот
пехоты противника,

eee

На одном из участков Западного фрон-
та немецкая пехота при поддержке тан-
ков атаковала наши оборонительные PY-
бежи. Ружейно-лулеметным и миномет-
ным огнем гитлеровцы былин отброшены,
оставив на поле боя до 200 трупов. Сре-
In захваченных трофеев — 8 пулеметов,
2 миномета и один исправный немецкий
танк. т

хж%х

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов Орловской области, в
течение сентября месяца пустил под от-
Кос 16 железнодорожных эшелонов немец-
ко-фашистских оккупантов. Выведены из
строя 16 паровозов, разбито 276 ваго-
нов и плалформ с войсками, боеприпаса-
ми, горючим и другими трузами.

хжк

Добровольно сдавшийся в плен ефрей-

тор 385 полка 225 немецкой пехотной

дивизии Герман Г. рассказал: «Я пробыл

на фронте меньше месяца. За этот ко-
роткий срок наш -полк лишилея очень
большого. количества солдат и офицеров,
Я никогда в жизни не забуду один день,
когда в роте было убито 65 человек. Нас
подняли на рассвете, погнали вперед и
приказали стрелять. Сзади шел обер-лей-
тенант Мейних и подгонял отстающих.
Русекие встретили наступающих мощным
огнем. Обер-лейтенант Мейних был убит.
Остальные офицеры удрали.
них, еблдаты тоже побежали, оставив ра-
неных на произвол сульбы. Й, солдат
Доллер и унтер-офицер Ёляй остались в
землянке, & KOA появились русские,
слались в плен. Я сдался в плен потому,
что не верю в победу германской армии,
ститаю эту войну несправедливой, a по-

тому и безнадежной».

Окончание см, на 2-й стр. -.

Глядя. Ha

ЕЩЕ ОДНА ГИТЛЕРОВСКАЯ
’ ФАЛЬШИВКА

На-днях немецкое командование об’явиле, ‘что немецкие
войска, якобы, окружили и уничтожиля южнее Ладожского
озера 7 советских дивизий, взяли 12.370 пленных, захватили
или уничтожили 244 танка, 307 орудий, 491 мазюмет и т, д.
9т0 сообщение немецкого командования OT начала до конца
является беспардонным враньем. Ни южнее Ладожекого озера,
за в каком-либо другом месте гитлеровцы не окружиля не
только ни одной дивизии. но даже ни одного советского полка.

Южнее Ладожского озера, в районе Синявино, в сентябре
месяце советские войска предприняли наступательные бои.
Целью этой операции являлось оттянуть часть сил немецкой
армии с южного участка Фронта. Эта цель была достигнута»

’ Несколько немецких дивизий. в том числь 4 пехотные диви-,

зми, стоявшие в Крыму. а именно — 24, 28, 132 и 170. —
и предназначавшиеся для операций под Сталинградом и Had
Тереке, спешно были переброшены в район Синявино и здесь
были разбаты или основательно растрепаны советскими войз
сками. В ходе этих боев были разгромлены 223 и 227 неч
мецкие пехотные дивизии и ‘чанесены большие потери 5 гор-
Ео-стрелковой, 24, 28, 121. 132 и 170 пехотным дивизиям.
Противник потерял убитыми. ранеными и ‘пленными не ме
нее 60.000 солдат и офицеров. За это же время подбито и
‘уничтожено x0 200 aemenxux танков, 244 орудия, до 400
минометов. 730 пулеметов и сбито 260 немецких самолетов.

Наши войска в этих боях потеряли убитыми, ранеными и
пропавшами без вести 21.384 человека. В происходивших
боях наши части потеряли 58 танков, 93 орудия, 249 ми-
нометов, 77 станковых и 214 ручных пулеметов.

‚. В результате боев в районе Сияявино была прорвана obo-

рона противника и захвачен ряд его опорных пунктов, во
торые, несмотря на все контратаки противника, прочно удер
живаются нашими войсками.
` Таковы действительные факты, полностью опровергающие
новую фальшивку гитлеровских фальшивомонетчиков.

СОВИНФОРМЫЮРО.

Юго-восточнее Новороссийска

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 9 октября. (Спец. корр. ТАСС).
На отдельных участках юго-восточнее Новороссийска нам
части ведут ожесточенные бои © противником, Ja истекшие
сутки советские бойцы продвинулись вперед, отбив контрата-
ки фапистов.

За последние дни значительно активизировалась авиация.
В воздушных боях наши летчики сбили тринадцать немецких
самолетов. Три вражеских машины уничтожил летчик Н-ской
авиачасти Колодин, две машины сбил пилот Троечкин и De
одному самолету уничтожили летчики Шевченко, Селезнев,
Шариков, Громов и Калмыков. Новой победой закончил боевой
лень советский асс — летчик-орденоносец капитан Щиров.
Он сбил 15-й самолет проливника. Старший сержант Налаян,.
вступив в едиаоборетво ¢ восемью «Мессершмиттами», уни“
чтожил одну немецкую машину и благополучно вышел из боя.
  За последние дни наши части северо-восточнее Новороссий>
ска нанесли ощутимый урон недавяо прибывшей на этот уча-
сток румынской пехотной дивизии. Вражеская дивизия по-
теряла убитыми и ранеными много солдат и офицеров. Совет
ские бойцы захватили 36 орудий, 24 миномета, 29 станковых
и 34 ручных пулемета, мяого автоматов, винтовок, снаря-
дов, иин, ручных транат и 0603 © амуницией и продоволь-
ствием, Взяты пленные.

Пехотинцы, артиллеристы и летчики уничтожили 16 opy-
дий, 9 минометов, 7 автомашин и много повозоЕ © военны-
ми грузами. В этих боях подавлены 3 артиллерийских w
2 минометных батареи.

В районе Моздока

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 октября (Спец. корр. ТАСС). На
одном из участков дра батальона фашистов под прикрытием
двадцати танков в течение дня семь раз атаковали наше под
разделение. Ни одна вражеская атак» не имела успеха. Выз
держав натиск немцев, измотав их силы, советские бойцы
вонтратаковали врага и частично улучшили свои позиции. Фа

-WHCTH понесли большие потери в живой силе и техника. ]

‚ За три дня боев пехотинцы и артиллеристы Н-ского соеди*
нения ‘стребили свыше 1.000 немецких солдат и офицеров;
уничтожили несколько десятков танков, двадцать один пулемет,
десять орудий, тринадцать минометов, шесть автомашин м
тесть повозок © боеприпасами, га

Успешный налет на вражеский аэродром совершили летчики
Н-ской авиачасти. Прорвавитись через плотный затрадительный,
огонь, они уничтожили на аэродроме свыше десяти вражеских
машин. Лва «Мессершмитта» пытались подняться в воздух, но
были тотчас же сбиты нашими самолетами. Восемь советских
‘истребителей, прикрывавшие действие наших бомбардировщиа
ков, встретились в воздухе с двадцатью «Мессершмиттами»:
Советские летчики приняли бой и сбили одиннадцать вражез
ских самолетов. ‚1

Вручение орденов и медалей cece

Председатель Президиума Верховного Совета CCCP това
М. И. Калинин вручил вчера ордена и медали награжденныма

Орден Ленина и золотая медаль «Сери и молот» вместе &
грамотой о присвоении звания Героя Сопиалистического Труда
вручаются директору завода Ni 221 HRB тов, 1. Р. Гонору.
пагражденному за выдающиеся заслуги в деле организации
производства, освоение новых видов артиллерийского и стрелз
KOBOTO вооружения и умелое руководство заводом.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на)
фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявлеаные при
этом доблесть и мужество ордена и медали получает группа
бойцов, командиров и политработников. В их числе старшина
П. И. Кальнев, младший лейтенаят И. А. Куприн, получивший
одновременно ордея Красного Знамени и орден Красной Звездыу
лейтенант Н. Д. Булавинцев, капитан Т. С. Головин, майор
А. И. Курочкин, старший батальонный комиссар Я. Г. Сзвран»
ский, полковаик М. К. Атевнан и др. От имени награжден
ных выступил полковник. М. №. Агевнин, hi

Орден Ленина вручается опытному конструкторскому бюро
конструктора С. В. Ильющана — 3a создание высококачест-
веяных новых типов боевых самолетов для военно-воздушных,
сил Красной Армии. к

Ордена и медали были вручены также ряду работников.
военных и гражданских организаций, i

Тов. М. И. Калинин сердечно поздравил получивших War
грады товарищей и пожелал им дальнейших успехов в их pas
боте, РИ ,