5%

35,

11 октября 1942 г., № 240 (1191)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Oy

Семинар начальников клубов

В Ленинградском Доме Военно-Морско-`
го Флота недавно состоялея семинар на-
цальников клубов Краснознаменного Baa-
тайского флота.

Задача семинара заключалась В м!
чтобы обобщить опыт культурно-массовой
работы за период отечественной войны,
взять ве лучшее, что выдвинула Жизнь.

На занятиях были прослушаны ‘докла-
ды полкового комиссара Мельника, руко-
волящях работников клубов и  снециали-
£TOB,

Участники семинара живо обсуждали
зсе доклады. Инструктор политотдела од-
ного из авиасоединений старший полит-
руБ Пузыня, начальник клуба линкора
«Октябрьская революция» подитрук . Ку-
тузов и другие рассказали о ‘ловых фор-
мах и методах культурно-просветитель-
ной работы, возникших в период‘ отече-
ственной войны.

_Тов. Ящук сообщил, каким успехом на
флоте пользуется чтение стихов, расска-
зов, как поднимает это боевой дух и как
массовая работа помогает  комиссарам
подразделений в политической агитации.

Тов. Непринцев остановилея ‘над оправ-

давших себя формах художественной са-`

моделтельности м наглядной агитации,
которые он использует ‘нетюсредственно в
землянках и блиядажах, В части, rae
работает Непринцев, организовали витрины
личного счета каждого снайпера, — эже-
дневно видны результаты стрельб. Kar
только получается известие 0б удачном
зыстреле снайпера, появляется новая
цифра. У этих витрин всегда собирается
личный состав, там обсуждают боевые
итоги дня. Политработники ‘и агитаторы
ВЕЛЮЧАЮТСЯ в эти интересные беседы.
Есть также витрины общего счета ба-
чарей, дивизиона,

ма — жизнь, на которую посятнули нам-
цы. Такие картины можно и необходимо
использовать для агигационной работы, для
воспитания еще большей любви к своей
родине и неугасимой ненависти к фаши-
стам.

На занятиях семизара, который длялся
6 дней, почти каждая лекция и доклад
иллюстраровались наглядными пособяями.
Вслед за лекцией по фотоделу 6 квали
фицированных фотографов консультирова-
ли участников семинара. В конце семи-
нара 63 человека сдали зачеты по фо-
тографии. ;

В лекиии о натлядаой агитации ста
mai  полатрук ‘Анисович использовал
многообразный ‘иллюстрационный  мате-
риал. Обеуждение этого вопроса подска-
зало необходимость организации  неболь-
ших плакатов-выетавок о стойкости совет-
ских воинов, © зверствах германских фа-
итистов и др. Макеты, продемонстрирован-
ные докладчиком. вызвали большой инте-
рес У начальников ‘клубов. Они списали
текст и зарисовали 4 эскиза.

В лекции по радиовещанию, прочитан-
ной старшим, политруком Саванковым,
был дан подробный анализ 4  местяых
радногазет.

Велед за докладом руководителя лите-
ратурного отдела театра Краснознаменного
Балтийского флота т. Ерухимовича 06 op-
танизапии художественного’ обелуживаная
и краснофлотской самодеятельности тгруп-
па театра продемонстрировала ряд малых
форм, которые легко использовать в лю-
бых условиях. Доклад т. Круца © новых
песнях сопровождался исполнением этах
песен,

Начальника клубов участвовали в ор
танизации массовых игр,

Была показана также самодеятельность
храснофлотцев  соехинелий, — непрерывно

Подразделение, которым командует   Ведущих боевые действия. Участники се-
т. Булрявцев, своими делами заслужило   минара обсудили пьесу «Русские люди»
славу ‘на Балтике.  Комаллир воспитал   В, Симонова.

таких мастеров  снайперского искусства,
как орденоносец Антонов, имеющий Ha
свозм счету 198 уничтоженных немецких
солдат, семь офицеров, сожженяый  на-
блюдательный пункт и 2 уничтоженных
вражеских пулемета; орденоносец  Посе-
кан, убивший 193 фашистов, т; Титков,
уничтоживший 190 немцев.
Старший политрук т. Кипер показал,
хакую огромную воспитательную роль мо-
гут сыграть такие кинокартины, как «Бо-
татая невеста», «Трактористы» ‘и ‘др,
если вокруг них ведут соответствующую
работу. Из опыта своей части он привел
следующий пример: до демонстрация кар-
тины либо после (все зависит от фильма,
и обстановки) политработник или агита-
тор сообщают о ®е содержании, В кар-
Тине, которую смотрят сейчас о красяо-
флотцы, перед ними встает ‘недалекое
прошлое страны; плод великого творче-
ства народа, жизнь, со всеми ee радостя-

Охнако наряду с положительными при:
мерами, © которых много товорилось Ha
семинаре, речь шла и © серьезных ‘ае-
Достатках в. культурно-массовой работе.
Политрук Петров, например, всю культе
работу предоставил самотеку, наглядная
атитация в этой части отсутствует, худо-
жественная самодеятельность не разверну-
та, агитпункта в клубе чет. Плохо рабо-
тает и младший политрук Готовчик.

x 2 *

В работе семинара принял уЧастае на-
чальник Политуправления Краснознаменно-
то Балтийского флота дивизионный ко-
миссар Лебедев, выступивший с речью о
задачах культуряо-массовой работы.

В заключение начальники клубов свои-
ми силами дали концерт художественной
самодеятельности.

Старший политрук Б. ГАЛИНСКИЙ.
Краснознаменный Балтийский флот,

‘

Хирурги полевого госпиталя

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 октября.
(Спец. 5орр. ТАСС). Сержанта Питулева
доставили в госпиталь через полтора’ ча-
5а после ранения. Состояние раненого бы-
10 очень тяжелым. Правая сторона голо-
вы и лица была разбитой настолько, что
обыкновенным способом ‘че. представлялось
возможным определить, тде рана. Врач-
рентгенолог Илионский немедленно сделал
несколько снимков. Обнаружилось, что в
черепе выше правого уха засел осколок
мины длиной в 8 и шириной в 41/2 сан-
тиметра. Острие осколка, разрушив черен,
соприкасалось с мозгом. Военврач 2-го ран-
га Мияхаил Абрамович Бутгаевский тут же
приступал к операция. Выдолбив часть
черепной кости вокруг осколка, осторож-
ным прямым подергиванием хирург уда-
лил осколок из головы. Больному сразу
стало лучше. Через неделю сержаят по-
чувствовал себя. абеолютно здоровым и
уже просилея в свою часть. На десятые
сутки он был выписан! из госпиталя,

У красноармейца Александра Новикова
была разбита вся нижняя часть липа.
Вбенврач 2-го ранга Лев Абрамович Коцу-
бей сделал сложную пластическую’ опера-
цию: восстаяовил дно полоста рта, губы,
подбородок, щеки. Операция длилась свы-

Горяча и неразрывна дружба,  рожден-
ная в бою. Во имя этой дружбы не жалко
и крови своей, ни самой жизни. Простая,
бескорыстная, она облагораживает челове-
ха, ‘удесятеряет физические и духовные
CHI вонна. У военных моряков дружба—
такая же традиция, как и бесстрашие п6-
ред вдесятеро сильнейшим врагом, как
‹иелость, лихость, с которой испокон ве-
ков воевали моряки на воде H Ha суше.
Сдержанная и суровая, скреплениая солью
xopenol и кровью лучших товарищей, она
похогает становиться в бою героем.

Младшие лейтенанты Сабежко и Тюнтя-
в подружились на фронте под Новорос-
сийском, в батальоне морской пехоты май-
opa Красникова,
вии с фашистами. Оба командира не раз

ше двух часов. Сейчас у раненого пре-.
красное самочувствие, хороший аплетит.

Много сложных, смелых и рискованных
операций произвели военные хирурги гос-
питаля, где начальником военврач 3-го ран-
та Ходес. Замечательно. что это не стацио-
нар, не тоститаль тлубокого тыла, а по-
левой подвижной госпиталь первой ли-
нии. Находясь в непосредственной близо-
сти в району боевых действий, он’ при-
нимает лишь исключительно тяжело ра-
ненных. Сюда направляют людей, судьба
которых подчас. казалось бы, предрешена.
Здесь их возвращают к жизна.  Неболь-
чной, дружный и поистине самоотвержен-
ный коллектив  военврачей  неустачно
трудится над улучшенаем методов лече-
ния, ведет большую научную работу.
Военврач 2-го ранга Иларионский разра-
ботал несколько новых методов опрелеле-
ния инородных тел в ткани, военврач 2-го
ранга Бобелев успешно применяет новые
комплексы лечения зрительных органов.
^ Советских врачей Be смущают ни опас-
ности, которым они часто подвергаются,
нет трудности походной обстановки. Чест-
но и самоотверженно делают они <в0е
‘большюв м благородное дело.

и А. МАЛИБАШЕВ.

ECE РЕ ЗАЕЕСЫ ЕЕ ВНИИЕИОЕЕАКЫЫИК

THIET, делились задушевными мыслями,
обменивались опытом. Так зародились меж-
ху ними сердечные дружеские отношения,
которые вскоре породили подвиг.

Взвод Виктора Сабежко был направлен
в район кладбиша. Участок этот был тан-
коопасным, и сюда же прибыл взвод бро-
небойщиков Тюнтяева. Краснофлотцы за-
ранее установили ружья, приготовились к
круговой обороне. Через некоторое время
большая труппа немецких автоматчиков
повела наступление на кладбище. Бой с
ними был упорным, длился больше часа.
Краснофлотцы встретили фашистов cocpe-

доточенным огнем и заставили их залечь
в ров. Малейшая попытка немцев поднять
Батальон вел тяжелые  ‘ голову дорого обходилась им.

— Накрыть бы их всех сейчас грана-

висте ходили в атаки, под }радом пуль и
снарядов вели себя храбро и мужественно,
Умело руководили своими подразделениями,
(абежко командовал взводом, морской пё-
хиы; Тюнтяев — взводом противотанко-
вых ружей, Жарко бывало взводу Сабежко.
Не раз приходилось ему отражать атаки
Цей вражеской роты, & то и батальона.
1 краснофлотцы не считали немцев, они
вади их, чеи могли — пулей; гранатой,
шыком, прикладом. Чувство коллективиз-
MA, слайка, привязанность к товарищу по
оружию делали взвод сильнее вражеского
батальона,

05%бонно тяжело бывало, когда немцы
Или в наступление под прикрытием тан»
X08. Ho m тогда не терялись краснофлот-
Ih, они литпь становились злее, суровее.
© тусеницы танков летели гранаты, и
истек машины замирали, дымили,
Пели,

Ма появлялись вражеские танки, на
ууу Сабежко всегда приходил взвод
Ютяева. Краснофлотцы расстреливали из
ПИтВомнковых ружей фашистские маши-
TH, метавляли их откатываться. В 6010
ИЕ умандир помогал другому, И  ВМе-
№ и крепко биля немцев,  Млалшие

TONITE вотречались и в минуты 34-

тами, — подумал Сабежко и, захватив ©
собой двух краснофлотцев, пополз к’ рву.
Ползти пришлось по открытой площадке.
Впереди — Сабежко, за ним краскофлот-
цы, Добрались до дистанции броска гранз-
ты. Краснофлотец Медведев поднялся, бро-
сил две гранаты, но они He долетели до
разорвались Ha бруствере рва и

целя
только оглушили фашистов. Тогда Мелве-
лев, пренебрегая опасностью, во весь рост

побежал вперед и с короткого расстояния
швырнул в спрятавшихся немцев «лимон
ку». По нему открыли огонь. Несколько
вражеских пуль поразили отважного бой-
ца; но он уже сделал свое дело — грана-
та разорвалась в самом центре ямы и
уничтожила всех находившихся там фаши-

стов.
танков.

Немипы бросили в атаку группу
Две тяжелых машины направились на по-
зиции бронебойщиков. Тюнтяев схватил
противотанковое ружье и с OXHUM 13’ CBO-
их подчиненных бросился наперерез тан-

гам. у
фашистские машины приближались. Уже

слышен грохот гусениц, рев моторов. Вра-

заметили смельчаков,

ские танкисты
psa ь из пулеметов. Тюн-

отЕрыли 0 ним огон

Краснознаменный Балтийский флот.
Капитан-лейтенант В. Коновалов ве-

наблюдение за поверхностью
Фото А. Бродского

дет
моря.

Вооружение

сверх плана

ЛЕНИНГРАД, 10 октября. (ТАСС). 3а-
вод, где директором т. Евдокимов, в тече-
ние трех месяцев занимает ‘первое место
в соревновании ленинградских предприя-
тий промышленности вооружения: В сен:
тябре он снова завоевал первенство, дав
фронту, большое количество продукции
сверх задания. Месячная программа вы-
полнена на 139,2 процента.

_Заводу присуждено фронтовое перехо-
дящее красное знамя. Вюллектив в O0K-
тябре еще настойчивее борется за пере-
выполнение оборонных заказов.

———.

Подарки страны гор

МАХАЧ-КАЛА, 10 октября. (TACC).
Лучшие продукты животноводства, самые
высококачественные фрукты посылают
трудящиеся Датестаяа славным защиетни-
хам родины. Свыше 50 овец, около 100
килограммов сливочного масла, 3.000 яиц,
2 вагона сочных  фрувтов отправляют
торцы Ахтынского района. ФКолхозникя
Гунибского района, собрали для фронтови-
ков 6 тонн свежих и около тояны сухих
фруктов, центнер  сушеного мяса, цент-
нер табака.

(Сбор подарков © успехом проходит во
<сех утолках страны гор. В 25-й годовщине
Октября отсюда на фронт будет отправле-
но свыше 20 вагонов. Бойцы, командары,
политработники — защетники Кавказа
получат 20 тонн винограда, 40 тонн
яблок, 20 тонн рыботоваров, много 0в0-
шей, вина, консервов, колбасных изделий,
скороков, печенья, табака.

ДВЕСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ФРОНТОВОГО ТЕАТРА

На Северном флоте в течение нёсколь-
ких недель гастролировал первый фронто-
вой московский драматический театр, ‹о-
зданный Веероссийским театральным 06-
ществом. Театр дал более двухсот спектак-
дей.

Фронтовой театр побывал в различных
базах флота. Ето декорации м весь рекви-
зит специально приспособлены для спек-
таклей на любой плошадке. Военные мо-
ряки повсюду тепло встречали актеров
театра. ik

Военный совет Северного флота в спе-
циальном приказе 0б’явил благодарность
коллективу театра. Все актеры награжде-
вы трамотами Военного совета.

Н. НИКОЛАЕВ.
Северный флот.

ДРУЖБА РОЖДЕННАЯ В БОЮ

тяева ранило в трудь. Еровь брызнула из
раны, но командир, закусив губу, продол-
жал бежать. Когда до переднего танка
оставалось метров 30—40, Тюнтяев упал
Ha землю, установил ружье, быстро при-
пелился и выстрелил.
пробила мотор машины, и она остановя-
лась.

Взбешенные фашисты из подбитого тав-

‘Ka прямой наводкой дали орудийный залп

по младшему лейтенанту. Снарял разорвал-
ея рядом. Осколком разбило противотанко-
вое ружье, а Тюнтяев получил еще четы-
ре раны — в 06е руки, в ногу и снова в
грудь. Второй танк направился прямо на
раненого, намереваясь раздавить его гусе-
ницами, Рот уже он совсем близко. Ка-
жетея, ничто не может спасти Тюнтяева,

Но его спасла дружба. Виктор Сабежко
сбросил с себя шинель и быстро пополз к
раненому. истекавшему. кровью и вдобавок
засыпанному землей товарищу. Он решил
его спасти во что бы то ни стало, хотя
бы ценой собственной жизни. Он выхва-
тил товарища почти из-под самых гусениц
танка, оттащил в укрытие. Через несколь-
ко минут сюда приползла медсестра, пере-

‚ вязала раненого, а потом подоспели сани-

тары и взяли его, чтобы отправить в гос-
питаль.

Трогательны были минуты прощания
друзей. Они почти не говорили, & только
смотрели друг другу в глаза. Но в этом
вагляде было болыпе чувства, чем в сот-
нях самых горячих слов.

— Спасибо, друг, — тихо сказал Тюн-
тяев. — Никогда не забуду тебя.

Й, когда уже его несли на носилках,
крикнул своему спасителю:

— ли меня, я вернусь!..

Воодущевленные героическим примерох
своих командиров, краснофлотцы еще от-
важнее отбивали яростные атаки врата.
Они чи на шаг не отошли от занятых по
ЗИЦИЙ.

Старший политрук И, КРАВЦОВ.
Черноморский флот.

Первая же пуля

Фашистские псы в советской деревне

В книге своих гореотных и злобных вос-
поминаний «Война упущенных возможно-
стей» немецкий генерал Гофман расска-

‚зывает, какие надежлы возлагали немцы

на хлеб в захваченной ими в первую ми-
ровую войну Украине и как с треском
провалились эти надежды. Германии круто
приходилось в 1918 толу, седены были
уже все запасы, немцы голодали, как го-
лодают теперь, — теперь, пожалуй. боль-
ше голодают.

’ Когда Украина оказалась под немецким
сапогом, кайзер Вильгельм молитвенно
вознес очи к небу и провозгласил, что бог

pomMeraer Германии. Однако немецкий бог

подкачал. Германия только жадно обли-
зывалась, читая восторженные статьи в
немецких газетах © ботатствах Украины,
‹ ЗОЛОТОЙ пшенице, о сале, о сахаре. По
лышным усам кайзера текло, а в рот не
попало.

Немцы почти не получили хлеба. То
небольшое, количество, которое им удалось
выдрать буквально изо рта украинского
крестьянина, не могло спасти Германию.
Нензбежный крах наступил. `

Почему тогда провалились планы Гер-
мзнии? Кому же лучше зналь об этом,
Бак не генералу Гофману? Он был коман-
лующим восточным фронтом в 1918 году,
Ему принадлежит руководство всеми кро-
вавыми карательными экспедициями. Он
соорудил тогда виселицы почти во всех
украинских селах. Он подготовлял похол
на Москву и помогал всем белогвардейцам.

Во главе продовольственного дела на Ук-
раине немць поставили известном тене-
рала Гренера. Он с немецкой аккуратно-
стью создал сеть продовольственных орга-
нов с «центральштелле» в Киеве. Немец-
кие чиновники с помощью немецких сол-
хат общарили все села, рылись в земле,
неистовствовали, вешали, — расстрелива-
ли, — но хлеба не ‘нашли. Гренер тоже
оставил свои воспоминания. Он закли-
нал немцев больше не соватья в
Россию и на Украину.

Немцы: хлеба не получили. То ли, раз-
мышляет генерал Гофман в своей книге,
неверны были расчеты немецких экономи-
стов, то ли украинский крестьянин не
хотел дать хлеба. «Я думаю, — говорит
Тофман, — что последнее вернее».

Да, это так. Украинский крестьянин не
хотел дать хлеба, и немцы его не полу-
чили. Они не получили его и теперь. Они
ео и не получат.

А они тогда, в 1918 толу, нахолились
з лучшеи положении, чем теперь. Оня
пришли, ветретив сначала лишь слабое
сопротивление. Только рождалась тогда
Красная Армия. Старая царская армия
после заключения мира раэбрелась по де-
‚ревням, всюду были люди, всюду начина-
лась работа. Села мало пострадали oT
войны. Был инвентарь, был скот.

Немцы нашли тогда опору на Украине
в кулаках, помещиках и капиталистах.
Эксплозтаторские классы не были еще
ликвидированы. Напуганные революцией,

помещики и их управляющие возвраща-
  лись в деревни пол охраной немецких.

штыков. Жили еще, здравствовали старые
чинозники царского времени, исправники,
пристава, урядники. Срели украинской
буржуазии было немало предателей своего
народа. Петлюровекая сволочь пользова-
лась влиянием среди зажиточного  кре-
тьянства.

С другой стороны, крестьяне еще He
СВЫЕЛИСЬ © НОВОЙ, революционной обста-
новкой. Они не успели освоить землю, ко-
торую им дала революция. Вчералиний
лень еще был свеж в памяти. Работа на
помещика, на пана была привычным де-
TOM,

Но ничто не помогло немцам. Крестья-
`вин Не хотел дать хлеба. Расправа, висе-
лиць, порка, расстрелы но запугали ero.
Напротив, HO прошло и месяца, как вся
Украина, от края до края, запылала по-
жарами восстаний. Партизанские отрялы,
возникая всюду, расправлялись с помещи-
ками и экономами, с чиновниками и с
немпами. Генерал Гофман взывал к гер-
манскому командованию о присылке ди-
зизий. еще дивизий, десятков ливизий, —
Потому что ‘на деле война на Востоке не
окончилась, она продолжается, Украина не
‘покорена, и немецкие войска попали в
опасное положение. Генерал  Гренер нз-
‘(Tabada Ha TOM, чтобы уйти самим из ук-
раинского осиното тнезда, пока не позлно.
В Берлине колебались, пока не послеловал
отлулительный и повсеместный крах, и
немцам пришлось тогда удирать с Украи-
ны, бросая оружие, лошадей, награблен-
ное имущество,

Так было в 1918 голу. Подготовляя
тазбойничье нападение на Советский Со-
юз в 1941 году, гитлеровокие тромилы
тшательно облумывали план порабощения
советских крестьян в Белоруссии, на Ук-
ранне, в России. Основной залачей, самой
неотложной, был снова хлеб. Германия
толодает. Чтобы продержаться, . надо ее
кормить. Захваченные неицами советские
районы должны стать кормушкой не

только для фашистоеюих CKOTOB B солдат-  .

ской форме, но и для всех немцев.

Известная «Зеленая папка» Геринга: —
это план транлиозного грабежа, разрабо-
танный с немецким педантизиом. Прехпо-
лагалось, что булет создана сеть немецких
продовольственных организаций, что из’я-
тие хлеба у крестьян. уборка урожая, сев
будут происходить в известном строгом по-
рядке, руками русских, украинских, во-
обще советских рабов пол надзором не-
мепких господ и их ставленников.

На чем основывался этот план? На нР-
лепои. прямо идиотском предположения
немцев, будто советское крестьянство на-
строево протав колхозов, будто колхозы—
это нечто чуждое советскому крестьянст-
зу, и крестьяне охотно вернутся к преж-
ним индивидуальным клочкам земли и
охотно будут работать на помещика, н
то во всяком случае советского крестья-
нина, как прирожленного, Mo гитлеров-
скии понятиям, раба, не так трудно бу-
зет заставить работать на чужого пана,

Таковы были невежественные расчеты
немцев. Как и следовало полагать, они
завершились просчетами по всём линиям.
План  провалилея полностью, еще более
сканлально, чем в 1918 году. Немцы не
получили хлеба в 1941 голу, хотя уро-
жай в захваченных районах был наред-
ость высокий. Они не получили хлеба в

Ж——ы——ы—ы=—— Se ne a паев ив таить ды

1942 толу. Они не получат его никогла.
0б’яснение то же, к которому пришел
немецкий ‘тенерал Гофман 20 с лишних
лет назад: крестьянин че хотел и не хо-
чет дать хлеба. А не хотел и не хочет
потому, что никогда не булет рабом, и
нет такой силы на земле, которая сломя-
ла бы его волю, ‘его достоинство, его лю-.
бовь к своей свободной родине.

Гитлеровлы пытаютея выполнить свою
программу. Они не останавливаются ви
перед какими зверствами. Но чем больше
они свирепеют, тем ничтожнее результа-
ты их усилий. Они сами роют почву пот
собой, сами помогают вырыть ту яму, в
Которой они улягутся все,

Немцы первым лелом восстановили ча-
етное землевладение в советской деревне.
Но это было легче провозгласить, Tex
слелать. Колхозы пустили глубокие кор-
ни. Чтобъ лелить снова землю по дворам,
надо было, чтобы крестьяне поверили в
прочность немецкой захватнической вла-

сти, чтобы они допустили падение совет-

ской власти и социалистического хозяй-
ства. А крестьяне не хотели и не хотят
ни верить в это, ни допускать 91010.
Крестьяне тверло знают, что Красная Ар-

мия прилет, чт» наступит чае oc-
вобождения, что — виновников Rpe-
стьянского  торя постигнет — жесто-
кая кара, что. справедливое и cypo-

вое возмездие ожидает предателей и из-
менников. Крестьяне пламенно ненавилят
разбойников-немцев, они на деле узнали,
что представляет coo свирепый враг,
они испытали унижение, — нет двора,
который не потерял бы на войне и OT
немецких мучительств мужа, брата, сына,
дочери, матери... Советекая кровь, проли-
тая немцами, взывает к мести. Если и
раньше крестьянство было привязано Е
советской власти, при которой исчезла
нищета из деревни и крестьянин впер-
вые почувствовал себя свободным челове-
ком, — То теперь, когда его превратили в
раба, когда мерэавцы издеваются над его
человеческим достоинством, когда ето по-
рют, как пороли сто лет назад при кре-
постном праве, когда насилуют на ero
глазах его дочь, жену, — теперь 06050
дорог стал крестьянину свободный совет-
ский строй, в котором труд был окружен
почетом, и личность человека была не-
прикосновенна,

Немцы не нашли в деревне людей, на
кого могли бы опереться. Нет кулаков.
Her помещиков. Многие вымерли; другие
рассеялись по земле советской. Немцы
тщательно отыскивали остатки прошлого,
человеческое отребъе. Они выскребываля
по углам всякого рода уголовные элемен-
ты. Их производили в старосты. От этого
ненависть и презрение к немцам только
выросли.

Русоких помещиков было мало. Да нем-
цы всюду предпочитали сажать своих, не-
мецких помещиков и ‘управителей. В этом
(и состоит их политика: подчинить совет-
ских людей немцам. Некоторых помещи-
ков они привезли с собой. На Украине в

усадьбе бывшего земельного. техникума в.

еле‘ Иятернапиональнох хозяйничает не-
кий Марков, племянник. знаменито В

свое время черносотенного депутата Госу-.

дарственной думы, курского помещика и
всероссийского погромщика Маркова вто-
рого. Племянник пошел в дядющку. Он
метит крестьянам за все прошлое,

В олном из оккупированных ‘районов
хозяйничает бывший помешик Дошнаков,
вернее, хозяйничал, потому что ето уже
настигла меткая партизанская пуля.

Бывших русских помещиков мало, ба-
ми немцы не слишком гонятся за тем,
чтобы восстанавливать русское помещичье
землевладение. Они хотят. онемечить pyc-
ские и украинокие земли. Поэтому во
многих местах они насалили немцев —
баронов, графов. Этим немецким рабовла-
лельцам отданы в полную и безграничную
собственность советские люди. Это даже
не крепостная зависимость, при которой
власть соботвенника над  крестьянином
была Bee же ограничена. Помещик мог
продать своего холопа, но He имел права
убивать его. Немецкие помешики в совет-
ской деревне могут безнаказанно убивать
крестьян, засекать насмерть, сжигать
живьем, вешать.

Барон Шауэр в Ленинградской области,
Адольф Бек там же, барон фон-Бильдер-
Линг там же, барон фон-Хильмон там же,
‘немцы Краузе в Житомирской области,
Шварц в Полтавской — это лишь немно-
гие имена из той многочисленной немец-
кой остервенелой своры, которая спущена
Гитлером на советских крестьян, которая

рвет в клочья крестьянское тело, мучает;

пытает, излевается над русскими людьми,
украинцами, белоруссами. поляками.

В поместьях немецких помещиков и
управителей ‘установлены каторжные по-
рядки:  даровой трул в течение почти
круглых суток, барщаина в пять-шесть
дней в нелелю Ha помещика, порки на
барском дворе в присутствии  насильст-
венно согнанной деревни, пытки, расетре-
лы.
Немцы свирепствуют, потому что кре-
стьяне не хотят работать. Крестьяне пло-
хо работают из-пол палки. Они сопротив-
ляются всеми средствами. Помещики боят-
ся крестьян, смертельно запуганы -партя-
занами. Чем больше их страх, тем более
жестоки расправы, Создается кровавый
клубок, из которого возможен только один
выход —— уничтожение  угнетателей. Из
перечисленных выше немецких помещиков
некоторые уже расплатились своей жиз-
нью. Другие ждут расплаты.

Наряду с передачей земли и крестьян в
собственность немецким помещикам гитле-
ровпы применили и другую политику —
Таздачи земли в аренду при общей обра-
ботке ее «десятками» дворов. Крестьянам
об’явили, что весь урожай, за вычетом
части, причитающейся терманокому госу-
дарству, останется крестьянам. Это был
поллый обман. Это был, кроме того, глу-
пый обман. Советокого крестьянина нель-
зя провести, как воробья на мякине, Он
не поверил — и был прав, Когла пришло
время уборки, германское ‘командование
0б’явило. что весь урожай, до послелнего
колога, принадлежит Германии; кресть-
янин все, под угрозой смертной казни,
должен  свезтя на барскай двор, а сам
получит по голодной норме... Ho лишь
пемногих крестьян удалось ввести в заб-

лужление посулами. Шо общему правилу
крестьяне засевали только приусадебные
участки. Огромные пространства земли
оставались неубранными, невопаханными,
‘незасеянными, .

Планы провалились, Этого не могла,
скрыть немецкая печаль. Она уже. в
прошлом году писала, что нельзя рассчи-
тываль на хлеб в 1941 году. Она пишет
теперь, что нельзя рассчитывать на хлеб
ив 1942 тоду, что Украина обманула
все ожидания, что это совсем не богатая,
а бедная страна.

Провалилея и план централизованного
трабежа. Он исходил из скорой и легкой
победы немцев, из планомерного и непре-
станного, в строгом порядке, движения
немецких армий по советской земле. Ни-
чего из этого не вышло. Бандиты не мо-
тут воспитать порядка в банде, когла речь
лет © добыче. Гитлеровская армия гра-
бителей занялась разбоем, как только мо-
тла и ге только могла. Орла грабила
хищнически. Она истребляла скот —
племенной и молочный, который оставал-
ся в деревнях. Она сжигала хозяйствен-
ные постройки, разрушала склады. Она
портила иявентарь, уцелевшие машины.
Там, гле проходили гитлеровские разбой-
ники. оставалась пустыня © выжженны-
Mu жилишами. Мастера  централизован-
ного грабежа бессильны былая против это-
го мавсового ‘индивидуального хищначе-
ства. :

Война ‘затянулась. Конца ей Германия
не видит. Грабеж не помот. Гятлеровские
полчища, сидят на самоснабжении, но они
уже все об’ели там; где сидят, а дальше
не пускает их Красная Армия. Фашист-
ская саранча, подобно всякой  саранче,
должна находиться в непрестанном лвиже-
нии, она должна перелетать Ha места,
еще не тронутыю. Но фаптистская саранча
завязла. Ве истребляют под Сталинградом,
под Воролежем, на Северном Кавказе 2
на других фронтах. \

Германия испытывает острую нехватку
в рабочей силе всюду: и у себя, на сво-
ей земле, и в захваченных землях. Все
работоспособные немцы отправлены на
фронт, а их места занимают насильствен-
но ввозимые рабы из оккупированных
районов. Из Украины, Белоруссии,
захваченных районов России специальные
вербовочные немецкие бюро принудитель-
о набирают крестьян и крестьянок и пе-
ревозят в Германию, тде их распродают
помещикам и кулакам на невольничьем
рынке в германских городах. Но, уж не
TOBOPA о том, чте растет жгучая нена-
висть против рабовладельцев, истощаются
и без того обезлюженные советские де-
ревни,

Часть советских людей находится в
Жрасной Армии. часть ушла от немцев,
часть ведет борьбу в партизанских отря-
дах, часть — очень многочисленная —
‘истреблена немцами, физически уничто-
жена, заключена в концентрационные ла-
тери, часть от голола изнурена.

Мало людей; изло ‘орудий, нет живой
тягловой силы. Тщетно взывают спохва-
тившиеся германские власти: не истреб-
ляйте волов и коров, не жрите их, будьте
благоразуины! Разве подействуешь призы-
вами на толодного бандита, который 6
ожесточением и злобой уничтожает все —=
1 людей, и окотину, и машину?! Немцы
впрягают стариков и женщин в плуги н
бороны. Они погоняют их кнутом, и от
каждого ‘удара ненависть к немцам раз-
жигается, вместе с чувотвом унижения, и
накапливается Ta злоба, которая вдруг
вспыхивает в глазах и заставляет рабо-
владельца хвататься за револьвер.

А после этого немецкая газета «Мин-
скер цейтунг» пишет, что «экономическая
жизнь Белоруссии полностью приостанов-
лена» и что крестьяне срывают выполне-
ние гитлеровских приказов © сдаче сель-
скохозяйственной . продукции.

Немецкая тазета в Кенигоберге пишет:
«Мы констатировали самый ужасающий
факт, с которым вообще приходится
встречаться во всех советских районах.

ИЗ.

Жогда наши представители сообщили Cor

ветским крестьянам, что колхозная собст
венность ликвидируется, они не скрыля
своего недовольства и сказали,
что так, как они жили раньше, было го-
разэло лучше».

Вся немецкая печать жалуется на то,
чт нельзя преодолеть недоверие совет-
ских крестьян к немцам. Газета «Дейче
пейтунг мн Остланд» пишет: «Русские
крестьяне немцам не верят и не хотят
HTTH по иному пути, чем тот, 10 KOTO“
рому они следовали раньше».

«Не верят» — мягкое слово в немец-
кой газете. Ненавидят, бешено ненавидят,
всеми силами души ненавидят, пламенно
ненавидят! f

Советское крестьянство He дало, на
Дает и не даст немцам хлеба. Не работа=
ет и но будет работать на немцев. Рабо-
тать на них—значит еще туже затягивать
петлю вокруг своей собственной шеи, зна=
чит дать проклятым немцам отсрочку их
неминуемой ‘гибели. 4

факты, которые вынуждена с000-
щать немецко-фапистская печать для 09’
яснения того, почему крестьянин не дает
хлеба, подтверждают глубокую жизнен-
вость и правдивость замечательной пове-
ети Ванды Василевекой «Радуга». В п9-
вести изображена украинская деревня
пох властью немцев. Немцы ищут хлеб.
Onn знают, что хлеб есть. Они неистов-
ствуют. Действительно, хлеб есть. On 3a-
прятан в земле. Ето хватит, чтобы про-
кормить своих, чтобы накормить красно-
армейцев. Ho ero нет и не будет для
немцев. Вся деревня таит тайну этого
хлеба, и привезенный немцами  предаз
тель-староста, бывший кулак и пет
люровец, не может заставить крестьян
дать ‘немцам хотя бы одно зерно. Деревня
страстно ненавидит немцев, она живет
надеждой на освобождение, на приход
Красной Армии. ‘

Немцы не могут JobutTsca побехы Fa
фронте. Они не могут одержаль победу и
в тылу. Фалиестские псы беснуются в со
ветской деревне. Советский человек сильз
нее, котда он бесстрашен. Все чаще fer
шеный фашистский лай сменяется воем.
Бить гитлеровских собак сильнее, биты
нещадно, чтобы завизжали от боли, что
бы уползали на брюхе, подыхая от рани

,

oT голода!
Д. ЗАСЛАВСКИЙ.