13 октября 1942 т. № 241  (1192).

Антифашистский митинг
советских учителей

В Колонном зале Дома союзов состоял-  Выступает секретарь ЦК ВЛЕСМ” тов.
ся антифащистскай митинг советских   Митакова,
учителей. — Дорогие товаращи! Родина поручила

Митияг открыл председатель ЦК союза   Нам, учителям и комсомолу. воспитать из

‘нельзя. Они доставляют нам много хло-

учителей тов. Леонтьев:

— В тылу, в рядах Красной Армии, в
партизанских отрядах советские учителя
6 честью выполняют свой долг перед ро-
длиной. С огромным патриотическим под’е-
MoM они работают на своем почетном пос-
ту в школах. Чесмотря на трудности,
вызваяные войной, в истекшем учебном
оду повысилась успеваемость учащахся,
улучшилась воспитательная работа.

Мы шлем горячий привет учителям
временно оккупированных  немдауя со-
ветеких районов. Дорогив товарящи! Иди-
те в ряды народных  метителей, расска-
зывайте населению. правду о героической
борьбе Красной Армии, разжигайте жгу-
чую недависть к врагам. Поднимайте на-
род на еще более активную борьбу с фа-
шистеким зверьем!

Боевых рапортом родине звучит вы-
ступление директора 105- ° школы
Денинграда тов. Любовой.

— Учителя героического Ленинграда
прислали меня сюда, чтобы заявить © ре-
шимости бороться’ до полного разгрома
титлеровских полчищ-— до того часа, ког-
18 последний фашист найдет себе могилу
в напюй земле,

С торачей речью обралцается ж собрав-

имея тов. Чепурина — учительница

Федякинской школы Рязанской области,
п инициативе которой в стране развер-
нулось движение помощи детям фронтови-
BOB.

— Миллионы советских людей стре-
хатся окружить отеческой любовью ребят,

потерявших в огне зойны дом и родную

сию.
  Товарищи фронтовики, мы не оставим
ваших детей, мы постараемся воспатать

ях так, как того требует родина. Вместе
с колхозной общественностью мы ретили
обеспечить детей фронтовиков всем необ-
ходимым. Тазеты сообщили © нашей
‚скромной работе, и мы, учителя Федякин-
ской школы, счастливы узяать, что наше
начинание подхвачено и другими школами
и разрастается в большое общественное
движение.

Слово предоставляется народному ко-
зиссару просвещения РОФОР тов. Потем-
КИНУ.   {

— Учитель, —товорит on, — ecrect-
зенный врат ‘флпизиа. И нынешний ми-
инт —9то манифестация культуры про-
тив варваретва, знания — против невеже-
ства, творческих сил гуманизма — против
стихии зверства и разрушения. Ныне, в
годину войны, советский народный . учи-
тель выполняет подлинно историческую

° миесию. На своих плечах ‘он выносит” де-
ло обучения и воспитания миллионов с0-
ветеких детей в суровых ‘условиях воен-
ного времени. Многим детям — и He толь-
RO сиротам -— учителя заменяют семью.
Но не только в школе трудится ныне со-
вотский учитель. Рука 06 руку © крестья-
нином он собирает лля страны и Красной
Арини богатый урожай. Korma  отлыхала
школа. рядом © рабочими становился учи-
тель у станка, чтобы общими усилиямя
вовать оружие yan Красной Армии. Среди
героев фронта немало наролных учителей.
Имена Героев Советского Союза танкиста
Тимофея Шашло и снайпера Петра Conypa
и других прославлены в дни Великой оте-
чественной войны. В схватке © герман-
ских фаптизмом мы отстаиваем всемирно-
исторические завоевания Октября. Hena-
вистный враг будет сражен. Победе наро-
Ja над вратом поможет своими силами и
советское учительство.

Тарса  БАР

наших детей верных сынов отечества.
Пройдут года, и наше юное поколение ©
глубокой благодарностью понесет в жизнь
воспоминания о своем учителе. Оно будет
благословлять своих учителей, которые
помогли ему пережить кошмары войны,
вызвали у него волю к жизни, закалили
его характер, воспитали в нем ненависть
к врагам родины. Вырастим верных сынов
народа, воинов, сильных духом и телом,
подготовим людей знающих, дисциплини-
рованяых, организованных!

Бурными аплодисментами встречают
участники митинга прибывиую © фронта
тов. Крылову, недавнюю преподавательни-
цу. теографии и истории.

— За 15 месяцев, находясь в непре-
рывных боях, — говорит она, — я ветре-
чала на фронте немало учителей. В не-
давнем прошяом историки, математики и
географы, они сейчас прекрасные  мино-
метчики, автоматчики,  пулеметчика, ap-
тиллеристы. Учитель-фронтовик с opy-
жием в руках мстит проклятым гитлеров-
пам зь издевательства над советскими

‘людьми, за рабство, которое они несут на-
шему народу. за те пытки и мучения, ко-

торым они подвергают наших детей,

С огромным вниманием слушают yua-
етники митинга волнующую речь учи-
тельницы- партазанки тов. Е. Она прини-
мала участие в шести крупных боевых
операциях, 15 раз ходила в разведку и
4 раза подрывала в тылу у врага полотно
железной дороги.

— Уже более год» население натего
района изнывает под игом немецких зах-
ватчиков. В шести сельсоветах гитлеровцы
сожгли целиком все колхозные строения.
Они расстреляли свыше 150 мирных с0-
ветских людей. Проклятые изверги заму-

чили на-смерть двух моих подруг — мо-

лодых учительниц, заживо сожгли шесть
ноей, а в лень 8 марта живой закопа-
ли в землю одну нашу  комоомолку. He
страх, не покорность, & горячая  ненз-
висть и злоба горят в нашей груди. Bee,
KTO может держать оружие в руках, идут
К Нам в партизанские отряды, среди них
немало учителей и учительниц. Товарищи

‚учителя! Заверяю вас, что я и мон боевые

товарищи по партизанскому отряду не 9с-
лабим нашей борьбы, пока хоть один OK-
купант топчет. назпу родную землю.

С горячими речами выступили старший
лейтенант бывший учитель тов. Баскаков,
белорусский учитель Цибулько, учитель-
ница 29-й школы г. Москвы тов. Мартья-
вова, заслуженный  учатель Трузии тов.
Картозия, директор Сухаревской школы,
Краснополянского района, Московской 0б-.
ласти, тов. Тынской и пиоиервожатая м0-
сковской 425-й школы тов. Грановекая.

стники антифашистского митинга  совет-

ских учителей

товарищу Сталину и приняли обращение к

учвтелям всего мира.

_В адрес матанга поступили приветствие

от английской секции учителей и обще-
ства Культурной связи,
ассистентов-преподавателей в средних шеб-
лах Уэлльса и Северной Ирландии, от из-
циональной эссодиации директоров школ

НЕМЕШ

Фридрих Шмидт был секретарем тай-
ной полевой полиции 626-й труппы пря
первой танковой армии германских воору-
женных сил. Таково его звание. Секре-
Tapp вел дневник. Он начал его 22 фев-
pata cero года. а закончил 5 мая. Днев-
ник он вел в Буденновке близ Мариуполя.
Вит выдержки из дневника Фридриха
Шмидта:

«25 февраля, Я не ожидал, что сето-
дняшний день будет одним из самых на-
пряженных дней Moe жизни... Вомму-
нистка Екатерина Скороедова ва несколь-
KO дней до атаки русских на Буденновку
знала 0б этом. Она отрицательно отзы-
валась о русских, которые в нами со-
трудничают,” Ее расстреляли в 12.00...
Старик Савелий Летрович Степаненко и
его жена из Самсоновки были также рас-
стредяны... Уничтжен также  четырех-
летний ребенок любовницы Горавилина.
Около 16.00 xo ине привели четырех во-
семнадпатилетних левушек. которые пере-
шли по льду из Ейска... Натайка сделала
их более послушными. Все четверо сту-
дентки и красотки,, B переполненных
вамерах кошмар...

26 февраля. События сегодняшнего дня
превосходят все мною пережитое... Боль-
Юй интерее вызвала красотка Тамара.
Затем привели еще шесть парней и одну

‚ девушку. Не помогали никакие уговоры,
никакие самые жестокие избиения нагай-
кой. Они вели себя чортовски! Девушка
не проронила ни слезинки, она только
скрежютала зубами... После беспощадного
избиения моя рука перёетала действовать...

получил в наследство две бутылки
воньяка, одну от лейтенанта Коха из
штаб, трафа фон Ферстера, другую от
румын. Я снова счастлив. Дует южный
ветер, начинается оттепель. Первая рота
полевой жанлармерии в трех километрах
севернее Буленновки поймала пять пар-
ней в возрасте семнадцати лет. Их при-
велн ко мне... Началось избиение нагай-
кой. При этом я разбил рукоятку на мел-
кие куски, Мы избивали влвоем... Одна-
№ они ни в чем не сознались... К мне
привели двух красноармейцев... Их под-
вергли узбиению. «Отлелываю» сапожни-
ка из Будениовки, полагавшего, что он

teeta.

может себе позволить выпады против на-
шей армии. На правой руке у меня уже
болят мускулы. Продолжается оттепель...

1 марта, Еще одно военное воскресенье...
Получил содержание 105 марок 50 пфен-
вигов... Сегодня снова обедал y РУмын.
Я замечательно тюобедал... В 16.00 ме-
ня неожиданно пригласили на в0фе к то-
пералу фон Ферстеру...

2 марта, Мне не по себе. Внезапно У
меня началея понос. Я вынужден ле-
жать...

3 марта, Допралиивал лейтенанта По-
номаренко, о котором мне доложили. По-
номаренко был ранен 2 марта в голову,
бежал в колхоз им. Розы Люксембург, там
переоделся и скрывался, Семья, укрыв-
maa Пономаренко, сначала лгала. Я,
разумеется, избил их... Вечером снова
хо мне привели пячерых из Ейска. Как
обычно, это — подростки. Пользуясь
своих уже оправдавшим ceba упрощен-
ным методом, я заставил их сознаться —
я пустил, как всегда, в ход нагайку. По-
года становится мягче.

Д марта. Прекрасная солнечная пого-
да... Унтер-офицер Фойгг уже расстрелял
сапожника Александра Якубенко. Его бро-
сили в массовую могилу. У меня все вре-
мя ужасно чешется тело.

6 марта. Я пожертвовал 40 марок в
фонд «зимней помощи»...

7 марта, Мы живем еще хорошо. По-
лучаю масло, яйца, кур и молоко. Ex
каждый день различные закуски... В
16.00 ко мне снова приводят четырех ио-
лоденьких партизан...

8 марта. Унтер-офипер Шритвальл и
фрау Рейдман веряулись из Мариуполя,
Они привезли почту и письменный при-
каз Грошеку о расстреле... Сетодня я уже
расстрелял шестерых... Мне сообщили, что
из Веселого прибыла еще одна семнадца-
тилетняя.

9 марта. Как улыбается солнце, как
сверкает сиег. но даже золотое солнце не
может меня развеселить. Сегодня ‘труд-
вый день. Я проснулся в три часа. Мне
приснился страшный сон, это потому, что
я должен сетодня  укокопить тридцать
захваченных подростков. Сегодня утром
Mapua “ae приготовила аппетитный торт...

С исклочительным воодушевлением уча-

послали приветствие

@ фронта от труппы ‘учителей-гвардейцев
и приветственные телеграммы из Лондона

от ассоциации

Лондона и др. :

K

ДЕЙСТВИЯ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 октября.
(Спец корр. ТАОС). «Мы уже месяц в
крупнейшем белорусском лесу. Этот рай-
он довольно сильно заболочен и лес дев-
ственен. № сожалению, партизан поймать

пот:, какое мгновение взлетает на воЭдух
либо мост, либо поезд. Нападения aa
0б09ы — обыденное явление... Однажды
нам ‘удалось довольно близко подойти №
ним, Но у этих собак были оборуловал-
вые позиции. Покуда мы разглядывали
их, сквозь кустарник, у нас. уже быю
лесть убитых и Macca раненых, Пока
ны перешли в атаку, они уже оставили

позиции, Мы никого не нашли. Они зна

ют кажлую тропинку». — Так пишет еф-
рейтор Алоиз Фрам своему отцу в Грац.

«Два месяца назад я уехал в напраз-
лении Вязьмы. В три часа утра наш по-
езд был атакован. В воздухе стоял дым,
пахло тарью. ‘Мы вылезли из вагонов и
увидели, что метрах в 400 от нас был
пущен пох откое поезд. Часть  ватонов
сгорела, обломки, крики, стоны», — проч-
ли мы в дневнике пленного  ефрейтора
7-й роты 113-й танковой дивазии Зиг-
мунда Мюллера.

«Теперь, когда я снова  вернуля из
старое место, в свой старый дзот, весь
отпуск кажется мне красивым сном, —
сетует в письме к ефрейтору Вернеру
Линднер унтер-офицер  Кинаст. — Сама
поездка — конечная станция Ржев — то-
же не прошла без приключений: взрывы
железнодорожного полотна,  артиллерий-
ские налеты и маленькое крушение».

Надо сознаться, жалобы немцев Ha
действия палугизан, оперирующих в Бело-
руссии и на Смоленщине, имеют серьезные
основания. Как будто все тихо в тлубокои
тылу на оккупированной территории,
вдруг неожиданно взлетает ма воздух
склад © бобприпасами, рушится недавно
отремонтарованный мост, летит под oOTKOC
эшелон с техникой и солдатами. Вто co-
верил поджог, осуществил взрыв, зами-
нировал железнодорожное полотно, кто эти

смелые люди? re и

x

РАСНЫЙ ФЛОТ

ПАРТИЗАН

‚Вот старший лейтенант Николай,

(сенью прошлого тода, попав во враже-
ское окружение, он примкнул к парти-
занскому отряду. Мелодой командир проя-
вил себя не только умелым организатором,
но и храбрым воином. Во время нападе-
ния партизан на немецкий штаб он уни-
чтожил гранатами пулеметный расчет,

Рядовой. боец Иван с группой партизан

незаметно подобрался к железнодорожному

полотну и взорвал его в тот момент, когда

по рельсам мчался воинский поезд. В. ре-

зультате крушения под откосом оказалось
35  ватонов © живой силой и техникой
противника)

Бывший ленинградский рабочий, о авто-
матчик Георгий, награжденный орденом
Красной Звезды за свою деятельность в
тылу у фашистов, организовал крушение.
Под откос был пущен эшелон с 30 ваго-
нами вражеской техники. Командир map-
тизаяской группы Павел, также награж-
денный орденом Врасной Звезды, лично
произвел взрыв железнодорожного полотна
У одной станции, пустив под откоее 45

груженых вагонов. Шох обломками поезда

оказались десятки танков, машины, тру-
пы фашистов,

‚В рядах Н-ского партизанского отряда
есть и другие орленоносцы. Командиры
трушг Андрей и Григорий награждены
двумя орденами — Красного Знамени и
Жрасной Звезды. Группа Анлрея организо-
вала 4 железнодорожных крушения, сам
он принимал участие в разгроме каратель-
ной экспедиции гитлеровцев. Григорий за
To] пять 043 ходил в тыл к немцам, ©
груплой бойцов учаетвовал в подрыве же-
лезнодорожного моста на реке, несколько
раз проводил операции пе минированию
шоссейных дорог. Руководимая им труп-
па партизан пустила под откос 6 поездов,
взорвала в 17 местах железнодорожное
полотно, участвовала в разгроме каратель-
ной экспедиции фашистов.

За исключительные заслуги в деле
борьбы с немецкими захватчиками Воея-
ный совет фронта на-днях натрадил 40
партизан отряда орденами и медалями.

ШЕСТЬ БРАТЬЕВ

ВИРОВ, 12 октября. (ТАСС). Их шесть

братьев, И все они -— одни на фронт,

другие в тылу — борютея за обеду над.

ченавистным вралом. Лишь недавно вы-
писалея из госпиталя, но уже вернулся
в <в0ю часть летчик капитан Афанасий
Кузменко. Старший лейтелант орденоносец
Илья Кузменко сражается под Ленингра-
лом. Врепко бъет. врага © воздуха летчик
Балтийского флота Семен Кузменко.

А здесь, в Кирове, на одном из оборон-
ных заводов своим стахановским трудом
помогает  братьям-фронтовикам токарь

Павел Кузменко. Он изобретает и tam
изготовляет много разнообразных приепо-
соблений, делающих труд более проийзво-
хительным. Реализация одного из послед-
пих предложений Павла Кузменко п0зву-
Ua в четыре раза сократить срок изто-
товления ответственной детали, из-за ко-
  торой раньше нередко задерживалея вы-
пуек 060бо нужной фронту продукции. —

Недавно Павел обучил токарному Ma-
стерству двух младших братьев, которые
сейчаю  пю-стахановеки работают для

Черноморский флот. Штурман подводной лодки старший, лейтенант Н. Кузнецов

ва
oe
cage ehhh ute ы} 1 “4

помощник командира капитан-лейтенант

Н. Иванов за расчетом курса.
mille Фото В. Иванова (ГАОС).

В 10.00-ко мне снова привели двух де-! 19 марта. Я слег. Приказал пригласить

вушек и шесть парней... Мне приплось
беспощадно избить их... Затем начались
максовые расстрелы: вчера шестерых, ce-
тодня тридцать три заблудитих создания.
Я не могу кушать. Горе, если они меня
поймают. Я больше не могу себя чув-
ствовать в безопасности в. Буленновке. Бее-
спорно, что меня ненавидят. А я должен
бых так поступать. Если бы мои родные
знали, какой трудный день я провел! Ров
почти уже наполнен трупами. И как те-
ройски умеет умирать эта большевиетекая
молодежь. Что это такое -—— любовь к оте-
честву или коммунизм, проникший в их
плоть и кровь? Некоторые из них, в 4000-
бенности девушки, не проронили ни еле-
зинки. Ведь это же доблесть. Им прика-
зали раздеться дотола (одежду нам надо
продать)... Горе мне, если, меня здесь пой-
мают! ;

11 марта. Низшую pacy можно восли-
‘тать только поркой. Рядом с моей квар-
тирой я построил приличную ‘уборную и
повесил большую вывеску, что пользова-
ние ‘убобной гражданским лицам Boc-
прещается... Напротив моей спальни на-
холится канцелярия бургомистра,
утром приходят рабочае, занятые на зем-
дяных работах. Несмотря на об’явление,
ови пользуются уборной. А как я их за
это избиваю! Впредь я буду за это pac-
‚ стреливать.

13 марта. Вследствие чрезмерной рабо-
ты я уже давно не пивал домой. Собет-
венно говоря, ‘у меня и нет желания пи-
сать своим — они этого ив заслужили...
Затем я приказал избить русского, ему 57
лет, и ето зятя -— 34 непочтительные
выражения по злресу немцев. Затем я по-
шел в румынекому полковнику...

14 марта. Снова наступили сильные хо-
лола. У меня опять понос ‘и боли в обла-
ети сердца, я приказал позвать врача... дн
поставил диагноз: расстройство желудка и
невроз сердпа... Оегодня я приказал рас-
стрелять Людмилу Чуканову — 17 лет. Я
должен убивать подростков, вероятно, п0э=
тому у меня нервное состояние сердца.

17 марта. Моя первая работа с ‘утра —
приказал привезти на телеге из тоспиталя
DATOTO русского парашютиста и тут же
перед массовой могилой расстрелял его...
После этого я мирно прожил день. После
обедь совершил прогулку. Земля подмерз-
ла.

зуда   М

‘шо ужинаем и пьем водку...

пашего военного врача. Он выслушал и
нашел, что у меня сердце в порядке. Он
вонстатировалт дущевную депрессию. Про-
тив запора он дал мне пилюли, а против
зуда мазь... У нае хорошая свинья. Мы
заказали колбасы,

21 марта. Такого страшного дня в Буден-
 новке мы еще не переживали. Вечером
появился русский бомбардировщик, он <6ро-
сил осветительные ракеты, а затем двенад-
цать бомб, Окна в рамах эвенели. Можно
66бе представить, какое У меня было чув-
ютво, когда я, лежа в кровати, слышал гу-
дение самолета и разрывы...

23 марта. Сегодня я допраптивал одну
женщину, которая обокрала мою перевод-
чицу фрау Рейдман. Мы ее высекли по го-
лому залу. Даже фрау Рейдман плакала
при виде этого. Потом я гулял по деревне
й зашел к нашему мяснику, который го-
товит мне колбасы... Затем я допросил
двух парнишек, которые пытались пройти
по льлу в Ростову. Их расстреляли как
питионов. Затем ко мне привели еще 9д-
ного паренька, который несколько дней
тому назад пришел по льду из Ейска...
южду тем мне приносят ливерную колба-
ву. На вкус неплохо. Я хотел высечь од-
Ну комсомолку...

27 марта, Ночь прошла спокойно... Я
допрашиваю двух  четырнадцатилетних
мальчиков, которые бродили в окрестно-
стях. Приказал иобить одну женщину з&
то, что она не зарегистрировалакь.

28 марта. Пошел в тости к полков-
нику арбейтсфюреру Вейнеру. В 18.00 я
приказал расстрелять мужчину и женщи-
ну, которые пыталиеь пройти по льду...

1 апреля. Получил 108 марок в руб-
лях — большая пачка денег. Валя . снова
массирует и купает меня...

10 апреля. Солнце печет. Korga утром
Мария раскрывает окно, яркие лучи солн-
Ца освещают мою кровать. Теперь ‘у меня
вопух ное. Мария ищет на мне вшеи. Лед
прошел, и теперь нам угрожают только
самолеты. Я снова подверг порке несколь-
ких девушек и парней за то, что они про-
пустили регистрацию. Среди них дочь,
старосты, Неприятное чувство я испыты-
ваю, когла начинает темнеть, — я ‘тогда
думаю о бомбардировщиках.

11 апреля, Все рады моему приходу. Со

мной обращаются, как © царем. Мы хоро-

кино
„его зовут Сухэ-Батор“

Художественно-исторический фильм производства
«Моктолкино» (МНР), Ташкентской киностудии и «Ленфильма»

ВЕСТ Ш

Он вернулся из армии в родные кочевья
и увидел. догорающий остов юрты своей
матери, труп повешенного, уцелевшего
безумного старика. Дым пожарищ стелется
над родными степями, в ушах замирает
стон замученных людей.

Ничего не вашел Сухо... Страна разоре-
на, народ ниш, Веюду носятся отряды ино-
странных наемников. А степь гудит: из
Урги получен приказ — солдатам слать
оружие и разойтись по домам. Они вер-
кутся и найдут, как и Сухэ, пепелище
‘вместо родного крова...

— Режь их ножом, ешь их печень, за-

пивай их кровью, — кричит вдогонку
Сухэ исступленный старик.
Пора священной мести наступает.

В юрте сходятся Сухэ, Чойболеан —
патряоты, сердца которых обливаются
кровью, а ум горит от жажды мести.
Пора действовать!

Скрещивалотся ножи над столом, В этот
тревожный и по-своему торжественный чае
звучат слова клятвы верности народу, его
идеалам.

— Если поймают — молчи, вырви
язык, — не смюжешь молчать, выдалиь —
твое сердце принесет товарищ, чтобы мы
знали, что тебя больше нет... ‘

Это resopur Cyxa, com бедното зрата,
TOTOHME лошадей, ямщик на тракте Кях-
та — Урга. Он становится во главе осво-
бодительной борьбы Монголии,

В конце 1919 тода китайский генерал
Сюй Ши-чен, известный пол именем «ма-
ленький Сюй», захватил Ургу. Он об’явил
себя военным ликтатором, К тому времени
советское правительство возвестиле 0б от-
казе от договоров е японским и китайским
правительствами ютносительно Монголии и
прызнало ее полную независимость. Но
явился «маленький Сюй» и стал рубить
независимые головы монголов.

Вот отот тенерал прибыл в пышный

дворец Богдо-Гегена-—тлавы лам. Малень-
кий, юркий, © толовой гориллы, он изла-
тает свою программу. «Почести останутся.
за вами», а жизнь, богатство народа —
этим будет распоряжаться он.

Горит ум Сухэ, щемит сердце. «Разве я
могу быть счастлив, когда Монголия $т0-
ит на коленях... Сегодня ‘убили четырех
‘моих друзей, завтра убьют других...»

Маленькая труппа революционеров, во
тлаве с Сухэ и Чойболсаном, не только с0-
крушается и вздыхает 0б участи родины,
она. действует. «Вы мечтали © свободе, 3
получили тенеральскую плеть», — обра-
щаются они в листовках в народу. Й рз-
стут тнев и возмущение в массах, зреет
дух борьбы с поработителями:

В глухой юрте совет: что делать даль-
ше? Написать письмо Ленину, в Россию,
в страну, которая первой высказала свою
дружбу  монгольскому народу, в страну.

воторая сама пюрвала цени наролного раб-

ства. «Монголия стоит ‘ча коленях...» —
пипет Ленину Сухэ. Сухэ сам повезет это
письмо к Ленину, он расскажет, как пол-
Ha чата страданий монгольского народа,

поддержка. Сухэ становится вождем нади-
ональной освободительной борьбы. Под его
знамена сходятея со всех кочевий пастухи.

Паетушечья армия начинает свой 06во-
бодительный марш по стране. Взяг тород
Кяхта-Маймачен, м ‘на горящем телеграфе
диктует Сухэ на весь мир слова:

«Мояголия свободна!»

Нет, чаша испытаний еще не опрокину-
та. На Монголию движутся дикие орды ba-
рона Унтерна — остзейского помещика;
царского казачьего офицера. Под натиском
Красной Армии остатки разгромленных от-
рядов Унгерна ушли в Монголию. Барон
занял Ургу и изгнал оттуда тонерала Сюй
Ши-чена.

В кочевьях снова рубят головы пасту-
хам, их ловят арканами, жгут на кострах
Но идет помощь советской России. Дни Ун-
терна сочтены. Ем банды шныряют 10
кочевьям монголов. Теперь это пустыня,
без людей, без пиши, без воды для коней.
Зарыты колодцы, покинуты юрты, утнан
скот,

И идут хангайские пастухи, халхинекие
крепостные, сибирские рабочие и крееть-
яне во тлаве е Сухэ и Чойболсаном против
Унгерна. В’езжают в Ургу прибывшие иэ
России части Красной Армии.

Барон Унгерн разгромлен. Свободна Мон-
тголия. Ona гразбужена от векового CHa.
Лучшие сыны народа принимаются за воз-
рождение своей страны. Еще орудуют в
ней зяые вражеские силы. Они восстанавы
шивают против освободителей страны дуз
ховных властелинов, потерявших теперь
опору в народе. Сухэ, первый министр
свободной Монголии, умирает отравленный
лекафем Богдо-Гетена. Из уст умирающего
Сухэ его преемник Чойболеан слышит за-
вет:

— Смотри веетда на Сёвер, там— Ленин,
там — Совейский Союз, дружба с нии
связана налней общей кровью...

Ero прозвали в народе Сухэ-Батор, Су-
хэ-богатырь. Память 06 этом  патриоте,
полководце, неустрашимом воине, государ-
ственном деятеле живет в серлце народа,
в его великих делах.

Сухэ-Батор в ‘исполнении артиста
Л. Свердлина показан человеком могучей
воли, твердой решимости. острой проница-
тельности,

Всяческой похвалы заслуживает aT
ра актеров-монголов. Гелик-Дорджи Ur
рает маршала Чойболсана. Е сожалению,
в фильме этому народному вождю отведе-
но слишком скромное место, и актер был
связан узкими рамками роли. Символиче-
ский образ тлавного ламы Ботдо-Гетена яр-
ко показал артист Няман-Цигуит: огром-
ный, мощный, с тяжелым черепом и не-
видящими тлазами — таким мы видим Бог-
до-Гегена, это олицетворение духовного
табетва народа.

Постановшики фильма «Его зовут Cyxe-
Балор» — лауреаты Оталинской премии
режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц обогали-
ли советекую винематографию прекрасным
фильмом. Его идейные достоинства стоят

Сухэ возвращается после встреча © на одном уровне © художественными Ka-

Тевиным и Сталиным на родину. У него   Чествами, .

есть программа действий. Ему обещана! +171”

М. МИРЛЗ.

Казахстан —

АЛМА-АТА, 12 октября. (ТАСС). Cro
пять вагонов праздничных подарков соб-
рали для фронтовиков трудящиеся Вазах-
стана. Свыше 33 тони сушеной, соленой
м свежей рыбы, десять тысяч банок
консервов, десятки килограммов икры и
балыка шлют в Действующую афмию тру-
дящиеся  Гурьевекой области. В эшелоне
$ подарками,  отправляющемся из Южно-
Казахстанской области, — ваоны ео све-

12 апреля, Каждое утро я пью горячее
молоко и кушаю омлет... Работы стало
меныше.... Мы теперь таботаем только в
местных масштабах. Наказания — ила
порка, или расстрел. Чаще всего я прово-
жу порку по толым ягодицам. - ;

16 апреля. Сегодня спокойный день.
Разрешил только спор’между старостой и
начальником милиции, а потом избил трех
мужчин и одну женщину, которые, несмот-
ря на запрещение, пришли в Буденновву
в поисках работы... Затем я избил еще од-
ну бабу, военную, она призналась, что
была санитаркой... Or румын я получал
несколько раз водку, палиросы и сахар.
Я снова счастлив. Наконец-то Грошек до-
шел до того, чтобы представить меня в
награждению крестом е мечами второго
класса, за военные заслуги, и я натражлен.

17 апреля. Девушки (Мария, Анно. Be-
pa) поют и играют возле моей кровали...
Вечером пришли © новостью, пошел с пе-
реводчиком, чтобы выяснить дело на ме-
eve. Бабъи сплетни, Я высек двух девушек
У меня на квартире по голым ягодицам...

‘18 апреля. Дождливый пасмурный день.
Я вызвал много девушек, которые неодо-
брительно отзывались о тайной полевой
полиции. Я их всех высек».

Я заканчиваю выдержки из дневника
секретаря тайной полевой полиции Фрид-
риха Шмидта. С трудом я переписывал
етражные строки. Кажется, во всей мировой
литературе ‘нет такого стратьното и пре-
зренного злодея. Он. расстреливает пюдрост-
ков и он боится самолета. Это — жалкий
трус. Он не может вечером уснуть от мыс-
ли, что прилетят бомбардировщики. Это
настоящий породистый немец. Ему не на-
прасно дали крест с мечами за военные
заслути — ведь он отважно истязал рус-
ских девушек. Он даже храбро убил че-
тырехлетнего ребенка, Поганый трус, ко-
торый мучается от мысли: «А вдруг пой-
мают?» От страха у него делаются чесот-
ка и понос. Педантичный лемчик, он 34-
писрвает, сколько лиц он с’ел, сколько
девушек’ расстрелял ‘и как у него переме-
жаются запор © поносом. Грязная тварь,
он хочет гадить в уборной для высшей
расы. Это  блудодей и салист, который
восторженно признается: «Выеек много де-
вушек». У него нет ни одного человече-
ского чувства. Он не любит своих Родных,
Он даже не нашел ни одного теплого слова
для своей проклятой Германии. Он пипет,
с восторгом только о колбасе, палач и кол-1

фронтовикам

жими яблоками из колхозных садов. Из
Взыл-Ординской ‘области фронтовики по-
лучат к празднику 35 тонн риса, тысячи
килограммов сушеной лыни, пшена, мяса,
конлитерских изделий. Из Восточно-Вазах=
станской области — 450 пулов масла,
200 пудов меда и другие продукты. Один-
надцать ватонов © подарками приготовили
х отправке трудящиеся Акмолинской об-
ласти.

See

басник. Он жадно считает деньги, которые
он получает за свою работу палача, очи-
тает марки и пфенниги, рубли и копейки.
На одну минуту ‘что-то озаряет этого 6е-
шеного скота: он видит, с каким тгероиз-

мом переносят пытки рувские юноши и

русские девушки, и он в страхе спраши-
вает: «Что это?» Зверь, осленленный ©вез
том человеческого превосходства!

Дневник секретаря тайной полевой по=
TUNG — исключительно важный документ.
Правда, и прежде мы читали чудовищные
приказы о расстрелах. Правда, и прежде в
дневниках немецких солдат мы находили
записи об ‘убийствах и пытках. Но то бы-
ли сухие справки. Здесь немец сам себя’
изобразил во весь рост. Здесь немец пред-
стал пред миром таким, каким он ееть.

Я прошу иностранных журналистов пе-
редать дневник секретаря тайной полиция
во все тазеты свобололюбивых стран. Пусть
узнают о работе Фридриха Шуидта англи-
чане и американцы. Пусть узналот о ней
траждане нейтральных стран. Немет-за-
воеватель, кавалер креста с мечами, бли=
жайший сотрудник трафа фон Феротеры,
должен обойти земной шар. ti

пропгу читателей. граждан нашей
прекрасной, честной и чистой страны, вни-
мательно прочитать записи немца, Пусть

еще сильнее станет их ненависть в гнус-

ным захватчикам. ‘Эти строки не дадут
уснуть Ни одному ‹ советскому человеку.
Он увидит перед собой палача с чесоткой,
‘палача, который ломает рукоятку натайки
о нежное тело русской девушки, он уви-
дит немца —— колбасника, торгаша, кото-
рый торгует бельем расстрелянных, он
увидит убийцу четырехлетнего ребенка.
Рабочие, работницы, дайте больше енаря=
дов, мин, пуль, бомб, больше самолетов,
танков, орудий миллионы немцев, таких
же, как Фридрих Шмидт, рышут № наф:
шей земле, мучают и убивают наших.
близких. Г

Я прошу читателей, командиров и бойз
цов нашей доблестной Ерасной Армии
прочитать дневник немца Фридриха Пи.
та. Друзья-воины, помните, ‘что перед вами»
Фридрих Шмидт. Ни слова больше—толь-о
ко — оружьем, только. — ‘насмерть, всех `
до последнего! Прочитав © замученных в.
Буденновке братьях и сестрах, поклянем-
ся: они не уйдут живыми — ни один, ни

oma!
Илья ЭРЕНБУРГ.
(«Красная Звёзда»).

обрати

поете

м—ыЫ——————————————=—— о ——А—о—ю—ю—ю—

——

ЖД ae agn aE RIOTS