3 ноября 194 „№ .
ря 2 г., № 259 (1210) РАСНЫЙ ФЛОТ $

ФОРМАЛИЗМ И КАЗЕНЩИНА МЕШАЮТ
ДЕЛУ ВОСПИТАНИЯ КРАСНОФЛОТЦЕВ В темную октябрьскую ночь...

Внешие в работе политотдела М-ской

части вое обстояло благополучно. По пла-
ну проволилиеь  политбеседы, информа-
ции. Для командного состава читали лек-
ции по темам, утвержаенным политотле-
лом. За поелелние лва месяца COCTOATOCE
песколько совещаний — на них обеужда-
ave вопросы партийно-политической ра-

Но стояло поглубже познакомиться ©
работой политот1ела, как сразу же стало
Scho, что все это благополучие весьма
условное, фактически в агитащионно-про-
пагандастской работе царят формализм и
казенщина,

Работа политотдела оторвана от ЖИЗНИ
полразледений. Работникя — нолитотлела
продолжают жить, по-старинке. Оли ne
нуютвуют требований  оботаповки. не
сделоли выводов из четких указаний о
mepecTpolixe — атитационно-пропагандиет-
ской работы. :

Г Агитаторы в части фактически предо-
ставлены самим себе. С ними никто не
работает, они не умеют найти. тлавные
вопросы. Достаточно травести несколько
Garros из практики работы этой части,
чтобы етазю ACHO, насколько неуловле-
творительно поставлены работа агитато-
ов й руководетво ими со стороны полит-
отдела.

В боевой подготовке личного состава,
одного из подразделенай немало  нело-
статков, А политотдел не замечает
Boone aTOTO и, естественно, не нацелива-
eT апитаторов, ве помогает как следует
командирам  полразделений м команлиру
части в отличной подготовке к бою каж-
до праснофлотца. В части есть и нару-
шения дасциплины. Казалось бы, что по-
литотдел должен был вое свое внимание
обратить на укрепление воинской  диз-

циплины, На практике me укрепление

воинокой дисциплины как-то выпало из
поля зрения политотдела. Беселы в боль-
шинотве случаев носят абстрактный xa-
рактер, не связаны © залачами Фегодняг-
него дня, не направлены на повымщение
воинской дисциплины, на четкое и 6Gec-
прекословное вышолиенае приказов коман-
mapa.

В чем же дело? Гле корни такого по-
ложения? Прежде воето, причины надо
искать в том, что сам начальник полит-
отдела т, Гопчаров устранилея от руко-
кодотва агитационной работой. Он много
разговаривал о необхохимости перестройки
атитацею и пропаганль, во пичего для
эмто не сделал. За  полтор» месяца
т, Гончаров ни разу не выступил с серь-
взнымх политическим докладом перед
воманлираи и политработнивами, не
учит он и агитаторов. По сута деда, всю
втитационную работу т. Гончаров переде-

верял пропаганлиету т. Шевелькову, ко-
торый не в состоянии организовать рабо-
ту в болышом маслитабе.

Эти пробелы в работе начальника по-
лиротдела не случайны,

Дело в том, что т. Гончаров редко бы-
Bal в подразделениях, почти никогда не
беседовал © краснофлотцами и кохандира-
ми. В результате начальник полатотлела
не чувствует пульса жизни подразделе-
ний, не знает, что делается там.

Пе стопам.лачальниха пошли и осталь-
ные работники политотдела. Их побеще-
ния подразделений носят случайный, га-
отрольный характер, Так, пропагандист
т. Шевельков в сентябре сделал 18 до-
клалов, но сам Ody ни разу не при-
сутетвовал на политбеселах ‘и нелигин-
формациях. Абеолютно ‘е зная © каче-
стве бесед, OH He только не может ока-
зать помощи заместителям командиров по
политчасти, но и не знает состояния по-
литико-воспиталельной работы в части.
Тов. Шевельков работает однобоко, & на-
чальник политотдела не поправил его,

В результате
ческих методов работы политотлела ати-
таторы исключительно плохо еправлаются
со своими обязанностями. Успокоенные
тем, что по спиеку числится 100 агита-
торов, работники политотдела полагали,
9% у них все благополучно, Но когда
начали проверять этот список и еличили

его ¢ фактическими числом агитаторов, 70
выяснилоеь, что их еле-еле наберетея 20
человек, д& и те, не получая помощи и

руководства, очень мало работают с лич-

ным составом. Поэтому не случайно, что
интереснейптие события, происходящие на

фронтах отечественной ‘войны и в тызу,
не находят отражения в агитационной
работе. Вот олин разительный пример.
Личному составу никто не рассказал 06

антифашистских митингах представителей
трудящихся Северного Кавгаза и Закав-

казья, Политотдел молчаливо согласился 6
таким

пионной работы. Обращения ‘Участников
этих митингов

каждому краснофлотцу любой националь-
ности, & здесь, в части, даже не позабо-
тились фассказать 906 этом краснофлот-
пам, прибывитим на флот из республяк и
областей, расположенных на Кавказе.

Bee эти и многие другие факты гово-
DAT © том. что политотдел Некой части
и его начальник т. Гончаров оторваны от
жизни, что формализи и казенщина под-
меняют там живую практическую работу
по большевистскому воспитанию личного
состав.

И. РАБИНОЗИЧ.
Краснознаменный Балтийский флот,

Дезять мхллиардов эхземпляроз книг

Всосоюзная Книжная Палата подвела

птоги развития издательского дела за 25
лет. За годы советской власти издано
9 миллиардов экземпляров книг и бро-
mop. По сравнению с хдореволюционным
временем ежегодный выпуск книг увели-
чилея в 8 раз, газет — в 14 раз.
‚ В Советеком Союзе книги печаталотея
более чем нз ста языках и в том числе
148 40 языках таких народов СССР, кото-
тые до революции не имели своей пись-
менности, -— например, на кумыкском,
излайском, корякоком, тальшеком, эвен-
вийском и других.

Произведения Маркса, Энгельса, Ленина

м Сталина вышли в количестве 727
миллионов экземпляров. Иниги. Сталина
изданы в Союзе на 100 языках общим

тирлжом 420 миллионов экземпляров.

Из произведений художественной лите-
ратуры самой большюй популярностью
пользуются произведения А. С. Пушки-

Cae

СИЕ ЕН В ИЕ a cea

на. Они изданы на 72. языках тиражом
свыше 30 миллионов экземпляров, Ha
65 языках напечатаны книги А. М. Горь-
кого. Общий тираж их достигает 41 мил-
лиона экземпляров. Произведения Л. Н.

Толстого и А. П. Чехова изданы на 60.

языках. Широков распространение полу-
чила книга Николая Островского «Kar
закалялась сталь». Она издавалаев 127
раз, тираж ее составляет около 2,5 мил-
лиона экземпляров. 99` раз была издана
повесть А. М. Горького «Мать». 86 из-

даний выдержал роман М, Шолохова
«Тихий Дон».
Великая отечественная война  еовет-

ского народа не остановила дальнейнего
развития советской печати. Только за год
войны было издано ло 350 миллионов
экземпляров книг. 39-милалионным тира-
жом изданы речи. локлалы и приказы
Наркома Обороны И. В. Сталина.

(ТАСС)

канцелярско-бюрократи-

нетерпимым отставанием атита»

должны быть известны

Бронекатера

‘под командованием
чтожили в районе Сталинграда
ДЗОТ’а, штаб батальона и большую
ke: бронекатер на Волге.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 поября.
*(Спец. корр. ТАСС). Поляк Станислав
Енджевич служил шофером в Табе
вемецкой армии. В течение 1941—
1942 тг.. выполняя различные елужеб-
ные Задания, он побывал во многих 1-
родах и селах Белоруссии, яваялея 096-
вилцем бесчиеленных кровавых  злодея-
ний гитлеровских мерзавцев. Недавно
Енджевич добровольно едалея в плен из-
шим войскам. В своих показаниях он
подробно писал то. что видел,

«3 июля 1941 гола я приехал в го-
род Пружаны, — пишет Енджевич, —
Там в приходском доме около костела по-
селилея немецкий майор Альбрехт из го-
род4 Птеттина. Майор и его помощник
потребовали oT городского толовы  10с-
at, для мойки полов несколько  леву-
шек, самых ‘молодых и красивых. На е4-
мом же деле мойка полов была только
предлогом. Молодых девушек заперли в
ломе и поочередно насиловали. Я слышал
страшные. душеразлирающие крики. Ч6-
рез некоторое время одна из девушек.
еще ‘несовершеннолетняя, вышла из 10-
му. Платье на ней было порвано, волосы
растрепаны. у

Такие ‘дела творятся в Пружанах еже-

лневно. Позднее мы переехали в Topoy
Борисов и  остановилиеь вы колхозе
«Маяк». Здесь свирепетвовала 13 же

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 ноября.
(Спец. ворр. ТАСС). Бежавшие из .фин-
екого конпентрационного лагеря, располо-
женного вблизи Петрозаводска. равеказы-
вают: «Этот совеем еще недавно цвету-
щий ropox —- центр культурной и 0бще-
ственной жизни Карельского Hapola —
стал неузнаваем. На месте красивых. мно-
тоэтажных домов, клубов, светлых и
удобных Квартир теперь груды обгорелого
кирпича, Многие здания обнесены колю-
чей проволокой: здесь пытают и расетре-
ливают советских граждан.

На окраинах города, как тени, бродят
понурые и истощенные ‘старые люди, на
руках у них повязки —= отличительный
знак, введенный финскими властями для
русского и карельското населения города.
Русские и карелы имеют праве появ-
ляться только HA окраинах города. Выход
на пентральные улицы им категорически

запретцен,

Почти все уцелевшее взрослое населе-
ние, & также дети и подростки заключе-
ны в концентрационные лагери, В Петро-
заводеке шесть таких лагерей — в 344-
вии бывшей биржи, пединститута, в 95-

СЕН ЩИ

Мысли адмирала Макарова.

Основу духовных качеств и офицера и

Вомплеке причин, определяющий mode-
ду или поражение, сложен и многообра-
зен, Сюда входят и все особенности 0б-
становки м способность командующего
ориентироваться в шей, располагая свой
действия в координатах пространства и
времени, численность, качество вооруже-
пия, наконец неизбежные на войне ‘слу-
чайности. Но среди всего этого множест-
ва факторов важнейшим и инепосрелотвен-
ко воздействующим на все остальные ус-
ловиом являются качества людей-коман-
дующего, командиров, рядовых бойцов.

Почему всегда нопобедимой была армия
Суворова? Потому ли, что она была чис-
ление и лузше вооружена, Чем протиБ-

‚ ники, которых oma била? Нет. Основа ее
превосходства была в людях, трежде вое-
To в самом полковолце, потом в воспитан-
пых им офицерах и солдатах.

Военпая техника, вооружение имеют
оГромное значение, HO в конечном итоге
победу решают люли. В наци дни, как
@ двести с лишком лет назад, в полпой
пло остается замечание Петр» Г о том,
Ч «храбрюе серлце и исправиое  ору-
aie — лучшая защита государства».

Каковы же, олнако, эти свойства лю-
дей. ведущие к победе? В чем сущность
«храброго *бордца», o котором говорил
Петр?

В русской военной литературе вопросы
эти особонно полробно расематравались
выпающимея ROCHE теоретихом конца,
ХХ века генералом Дратомеровым, & пря-
менительно к военио-морскому флоту ай-
миралюм Макаровым — одним из замеча-
тельлейших русских моряков и военных
иыблителей дореволюционного времени.

«В морском бое праветвенный элемент
(т. е. качества и моральное ‘состояние лю-
лей. —Н. Н.) имеет еще большее значе-
ние, чем в армия», — писал алмирал Ма-
каров, «Иравотвенный элемент есть лейст-
вительно огромная сила на войне и нуж-
по стремиться, чтобы —— как морокле, TAK
и сухопутные войска, в этом OTHOMCHAM,
были доведены до самого высокого совер
шенства», р

`ровье и

командира 1

матроса Макаров справедливо видит в их
патриотизме, в чувстве горячей любви и
привязанности к родине, в твердом убеж-
денеи в своем долте защищать ее; не ща-

‚дя воботванной жизни, —— в Тех здоровых

й твердых принципах военной самоотвер-
женновти, которые руский народ пере-
дает из поколения в поколение.

Основными качествами матроса, кото-
рые командир обязан развивать и с0вер-
шенствовать. Макаров считает: 1) з10-
выносливость; 2) привычку к
дисциплине; 3) привычку к морю; 4) сме-
лоеть: 5) знание своего дела, полное и
вовершениое владение своей специально-
Сетью.

Теми же качествами должен облахать и
каждый командир, но чем выше и ответ-
етвеннее его функции, тем более раоши-
ряетея их круг и степень. Располагая B
порядке важности черты, несохолемыю aaa
выполнязощего самостоятельные
задачи, Макаров определяет их следующим
образом: 1) характер (то-есть тоердость,
сила воли. храбрость и хладнокровие);
2) ум; 3) глазомер; 4) морской глаз;
5) позваная; 6) здоровье; 7) еправедли-
BOCTB.

Опираясь на собственный опыт, Мака-
ров советовал офицерам Beem способами
развивать волю и способность не терять
вамосбладания при каких бы то ни было
событиях, в любых условиях действовать
хладнокровно, невзирая на обстановху, й,
раз приняв продуманное решепие, озуще-
ствлять его с последовательной тверло-
стью. Решимость и упорство он считал
пеобходимейшим качеством командира.

В неменьшую зависимость от силы во-
ли Макаров ставил и личную храбрость,
которая должна быть органически прису-
ша офицеру. Несомненно, что даже сме-
лый человек поддается иногла чувству
страха. Этому не надо удивляться, «a
следует только сознательно побороть в се-
бе это чувство. и самообладание сейчас
же явится». Систематически действуя
так, человок воспитывает в себе смелость.
Но просто смелоети` для офицера мало.

Ему «необхолиме още освоиться с мы-
елью — «погибнуть с честью». Макаров
учил; «Морякам больше чем кому-нибудь
еобхолимо усвоать мысль — «погибнуть
с честью», побому что в войне на м6
больше неожиданностей, чем на суше.

Флот, на котором личный состав еще в

мирное время освоится с этим принципом,
будет иметь большое нравствелное прен-
мущество, а вместе с тем и побелу Hal
противником. Достоин побельк и побежлает
лишь тот, для которого в бою могут быть
только лва решения: победа или доблеет-
ная смерть.

Пол глазомером Макаров разуме т
самое понятие, что и Суворов: to-ecT,
быструю, правильную ориентацию в 0б-
становке и соответотвенные этому пра
вильные, точные и быстро припимземые
решения. Не всякий, кочечно, способен
игыовенно найти самое лучшее рещение—
подобной способностью  облалают лишь
немногие; но на быструю решимость мо-
жет быть способен всякий, Вынужденное
оботоятельетвами момента решение. «лаже
и не при возможно лучшем плане испол-
нения», осуществленное твердо и последо-
зательно, все же -Неизуеримо лучше, чем
колебания, бездействие, потеря muna.
PHEDT,

«Никто не упрекает команлера, — ro-
ворит Макаров, — который смело бросит-
сея нз неприятеля.., Такое лействие обна-
ружит в Команлиое главные качества. наз
обходимые для успеха, & именно: смелость
й релгительность, но если к этому приба-
вить еще умелыю тактические соображеу
ния, то дело может только выитрать».

Высокая втепень способности быстрого
{ правильного тошения у пелитих полково-
цев бывала прирожленной. Ш она xo-
ет быть в значительной мере вытработа-
ва и развита кажзым командиром путем
упражнения м опыта.

Глазомер необходим не только выеще-
му начальнику, но и ряловому оф:Аюрх,
Последний должел исполнять‘ приказания
разумно и не бояться ответственности за
собственную инициативу в способах вы-
полпения праказа. Это не значит, одна-

Кровавые злодеяния немецкого майора
Альбрехта в Пружанах и Борисове

вото извлечь для себя полезные

старшего лейтенанта Н. Морева уни-
минометных батареи противника, 2
группу вражеской пехоты, На сним-

Фото Е. Копыта (ТАСС).

банда насильников майора Альбрехта.
Сначала майор ездил в город на автомоби-
ле и средь белого дня грабил у населе-
ния вещи и отправлял в Германию, He-
редко бандит Альбрехт после попоек вры-
валея в дома. Немцы взламывали шкафы,
сундуки, забирали деньги. Если перепу-
ганные дети при этом кричали. их вы-
брасывали через окна и несчастным ма-
терям не разрешали выходить.

В гороле Борисове вспыхнула эпидемия

тифа. Больных никто не лечил. Однажды

немецкие соллаты отвезли 30 больных за
город, заперли в сарай и подожгли его.
Вее больные погибли в огне.

Олин полицейский. участвовавший
массовом расстреле жителей горела Бори-
сова. расеказал © своих кровавых делах.
лес. около аэродрома, -— гово-

рит он. — согнали целые семьи и заста-

вили рыть яму. Когда яма была готова,
мужчинам, женщинам и детям приказали
встать на колени и тазлетьея догола.
Полниматьея было запрещено. Потом их
построили в несколько рядов и приказа-
ли Первому ряду войти в яму и лечь там.
Лежащих с детьми матерей расстреляли
из пулеметов. Затем на окровавленные
трупы приказали ложитьея второй  пе-
ренге и открыли огонь по ней. В яме
было много живых и раненых. но, не-
смотря на это, их засыпали землей».

Финско-фашистская каторга

шежитиях Онежекото завода и други

проволоки и битком набиты людьми, За

включенные спят вловалку. в грязи, на
тюлу. Много больных. Под’ем ua pabory—
в шееть часов утра. Вто. не встанет по

первому же окрику охранника -—— изби-
вается плеткой. Фашистекие палачи Ke
щатят даже тяжело больных.

Рабочий день в лагере прололжается до
поздней ночи, Мужчины и женщины та-
скают на себе тяжести Дети выполйяют
непосильные для них работы. Вее нахоля-
шиеся за колючей проволокой получают в
утки тарелку мутной жидкости и CTO
траммов «хлеба», смешанного ¢ древеси-
ной.

От чрезмерной скученноети, грязи, фи-
зического истощения ряды заключенных
в концлагере  редеют с каждым днем.
Клалбище в Заречье ежедневно ‘повры-
вается ноРыми свежими холмчками безы-
мянных могил. Смертность среди населе-
ния так велика. что лаже городской парк
культуры и отлыха финские власти пре-
вратили в кладбище». i

Ko, что офицер может находить кажое-ли-
бо препатетвие к исполнению пряказания,
как бы трудно оно ни было.

«Человек. который, получив приказа-
ние, говорит о затрулнениях, стоит на
ложном пути»... «вели у исполнителя за-
палает сомнение, то этим самым полована
 его сил парализуется. Вот почему в воен-
ном деле отмена приказаний, или не точ-
HOG его исполнение, должны без крайности
не делаться», — пишет Макаров,

Морской команлир не может довольство-
ваться «глазомером» в том смысле, как
это понятие существует у сухопутных.
Он должен иметь еще «морской глаз»,
то-есть уменае быстро а точно «оценить
положение своего сулна и эзкадры, отно-
сительно чужих судов и берега...», «спо-
собность управлять своим кораблем и ви-
деть по первому вэгляду на корабль все
его наружные недостатки, которые могут
служить для некоторых соображений ©
внутренних ето качествах», «Морской
тлаз» — это сщюсобность в совершенетве
управлять своим кораблем в любых усло-
виях; облалание этой способностью Ha B
кажой мере не подменяет военного глазо-
мера, но является необходниым дополне-
нием к нему.

Очатая. познания необходимым условием
полноценной деятельности команлира, Ma-
каров полагал, что школьные знания яв-
ляются только основой, базой для лаль-
нейпиего накаптирания знаний офицером
уже в службе на корабле. Начало служ-
бы —= не конец ученыя, а его прололже-
ние; командир должен совершенствоваться
беспрерьвяю, всю жазнь черпая знания
как из чтения, так, и еще больше. U3
жизненного. а тем более боевого опыта.
«Недостаточно присутетвовать mpm собы-
тиях, чтобы чему-нибуль научиться; на-
ло, кроме того, стараться из всего вилен-

указа-
ния» и притом «азучать не оли детали,
но и обиюе целое», вею тактическую кар-

Tuy «lame применительно к каждому
маленькому ery».
Высокая оценка роли накапливания

знаний в процессе жизна и службы, а
тем более, в практике войны. отнюдь не
спажает. олнако, в представлении Мака-
рева зпачения военно-теоретической пол-
готовки офицера. Морскому — команлиру
пелостаточно быть только артиллернотом,
минером или специалистом по кораблевож-

В

х ме-
стах. Все они обнесены рядами колючей

(От корреспондента

В безлунные, мтлистые, облачные ночи
летчики-черноморцы с  безукоризвенной
точностью поднимают и сажают свои ¢a-
молеты. Штурманы безошибочно ведут
манины по проложенному курсу; по ка-
киМ-1о им одним заметным ориентирам они
находят 0б’екты бомбометания, поражают
их < первых заходов. Техники наощупь,
почти вслепую, проверяют. налаживают,
заправляют машины. Оружейники, obxo-
дясь без освещения, подготавливают бом-
бы к тействию, подвешивают их к самоле-
там. Вею ночь шумят моторы нал тихой
бухтой, Самолеты уходят громить врага.

Вог как прошла одна из таких ночей.

..Солнце залло за горизонт. Посвежез-
шие, хорошо отлохнувшие летчики собра-
лись у командира, получили задания 4,
натягивая на ходу регланы. шлемы, пер-
чатки, пошли к спуску. Вскоре зашумели
моторы. Машины, делая над бухтой крут,
ушли в разные стороны. Задания сегодня
обычные — бомбежка тыловых баз и пор-
тов противника, разведка, штурмовка фа-
шистских позиций, Z

Первыми вернулись с задания капитан
Затевахин 6% штурманом капитаном Галу-
хиным, Они летали на бомбежку скопле-
ний вражеских войск в крупном населен-
ном пункте. По их ловольным лицам мож-
но было сразу определить, что вылет про-
шел удачно.

— Лали мы им еегодня жизни, — го-
верил капитан Затевахин, енимая шлем и
шурясь от яркого света. — Поллетели в
пункту — темно, Зенитки молчат. Стран-
но, лумаю, неужели никакого скопления
фрицев нет? Нашупали станпию. Галухин
сбросил для пробы одну бомбу. Попали в
самую точку: то ли цистерны © бензином
стояли, то ли вагоны © боезапасом, От
первой же бомбы пошли пожары. взрывы,
все залило заревом. Ну, штурману только
это и полавай. он уже отвел лушу — весе
до одной бомбы спустил на станнию. Там
сейчас такой фейерверк, смотреть любо!
Вот возьму груз, енова полечу туда.

С разрешения командира части я при-
соединяюсь к экипажу капитана Затева-
хина, Через десять минут машина подни-
мается в воздух. Внизу смутно виднеются
очертания берега. Сбоку на фоне неба рез-
ко выделяются массивы гор.

Гидроплан резко набирает высоту, чтобы
перевалить через торный хребет. Море
остается позади. Скоро самолет достигает
проходящей в горах линия фронта, переее-.
кает ее над тем местом, где держит 9боро-
ну морская пехота. Редкая цепочка ©по-
знавалельных костров, зажженных наши-
ми войсками, показывает, тде проходит
боевой рубеж. По коротким вепынткам пла-
мени, мелькающим то тут, то там, вилно,
что ночью  злесь не знают отдыха.
Стреляют орудия, минометы, время от
времени воздух пронизывает Tpaccmpy-
ющая пулеметная очередь,

...Тудит мотор, выбрасывая голубые от-
светы пламени. Самолет летит нал разорен-
выми селами, разрушенными городами. вы-.
топтанными поляуй, Мы Bax землей,
оскверненной немепким сапогом,

Подходим к пели. В кабине пилота за-
тореливь лампочки. Стрелок-ралист сягна-
лизирует командиру, что по самолету
справа и слева бьют зенитки. Вепышки
разрывов озаряют бомбарлировщик. Внизу
тянется линия железной дороги. Там. тде
она расширяется, — у  етаннии, — зем-
лю освещает багровый отевет пожара, заж-.
женного недавней бомбежкой.

Штуриан рукой показывает питюту, это
Надо взять несколько левее. На карте

ДЕЙСТВУЮПАЯ АРМИЯ. 2 поября.
(Coen, корр, ТАСС). Полевой  гослиталь
расположился в прифронтовом селе близ
Сталинграда. Колхозники проявляют тро-

CE sus

дению. Он должен обладать още общими
военно-морскими знаниями, об’единяемы-
ми в понятии морекой тактики, которую.
Макаров понимал как «науку © морском
бое», как учение об элементах, составля-
ющих боевую силу кораблей, и способах
наивытоднейшего употребления  пловучих
боевых елыниц в различных случаях Ha
войне. :

При этом. однако, надо Тверло помнить,
‘что знание отвлеченное, взятое само по
себе, еще ничего ве дает. «Межлу знанием

й умением существует  разната. Есть
люди, знающие очень много, но в деле

крайне неумелые, и, наоборот, мы вотре-
чаем в практике много людей умелых,
которые далеко не богаты познаниями;
результаты получаются главным образом
от умения. Недостаточно знать правила,
  нахо еще иметь умение, которым из пра-
вил воспользоваться я каким образом его
пременить», Во всем этом решающее
значенае будут иметь собственный опыт,
инициатива и здравый смыел командира.

Алмирал Макаров сурово порипал офи-
перов. не умеющих учиться, пролумывять
и усваивать опыт, Тахих офиперов Ma-
каров, полобно адмиралу Лазареву, срав-
ннвал © сунлуком в своей каюте. который
«сделал три кругосветных плавания, но
так сунлуком и остался».

«Безусловное повиновение — необхо-
димое условие существования порядка», —
роворят Макаров. Всякое нарушение лис-
цетлины должно строго каратьия; еще
большее значение имеют, однако, поби-
рительные меры начальника, его мераль-
ная близость к команде, его забота 06
экипаже и кажлом отлельном бойще, его
искреннее доверие к ним. Командиру все-
гла следует помтить. что «они в душе
терои и надо лашь умение сплогить лич-
пый состав в олно целое», Этим умениеи
обязательно должен облалать  команлир,
действуя, прежде воего. личным примером,
тесным общением с подчиненными, нико-
гда не роняя в то же время своего авто-
ритета и достоинства. Требуя строжайлте-
то соблюдения дисциплины, вомандир сам
должен быть ее образцом.

В тяжелых условиях войны командир

7] вспышки кажутся небольшими, но поеле

ПОДАРКИ КОЛХОЮЗНИКОВ РАНЕНЫМ БОИЦАМ

чаниями и неуловольетвиями...

Же — лишь при первых выстрелах, Под)

действовать именно в этих условиях».
рие к бойцам делают подчиненных

ле, в части. командир тем самым обле-
кается еше большей ответственностью не!
только перел свойм непосрелетвенным на:
чальнихом, но также перел госуларством
й вгем советским налолом. В борьбе с не-
мецкиии захватчикама на его лолю вые
падают ответственные задачи. Чтобы их
разрешить. нужно напряжение всех сил,

«Красного Флота»)

здесь был обозначен обширный  учаеток,
который немцы превратили в казарму и
склады военного имущества. Новый взмах,
руки штурмана — надо повернуть, Шилот
послушно поворачивает штурвал.

Мы нал целью, Неопытному глазу ни-
чего не разтлялеть внизу. Все екрыто в
непроницаемой тьме, Но штурман знает:
самолет находится именно там. где нужн».
He колеблясь, ен нажимает кнопку элек-
троебраеывателя. На землю летит серия
бомб. Облегченный самолет слегка вздра-
гивает. Отчетливо вилен разрыв первой
бомбы, рялом < ним — второй. С высоты

третьей бомбы вверх взлымается’ огромное
пламя. освещая пель. Теперь бомбить лег-
ко. Вниз илет новая серия 606. Стрелок-
радист от ©ебя побавляет «зажигалки».
Удар нанесен точно.

Самолет ложится на обратный  куре.
Снова пролетаем линию фронта. Пилот
дергает за рукав. показывая вниз. С раз-
ных мест с непостижимой быстротой про-
резают тьму нити траесирующих пуль.

— Наши! Штурмовики! — кричит В
ухо капитан Затевахин.

..В эту ночь летчики бомбили ramen)
в фашиетсеком тылу тлухую херевушкх В.
Tle расположился карательный отряд эс-,
эсовцев. посланный для борьбы с партиза-.
нами. Жителей гитлеровцы в деревне Hl’
застали.—все ушли в леса. Против пар-
тизан каратели готовились выступить &)
дня па день. i

Наши «ночники» онерелили их. SaGpal
полный груз 60мб. морские самолеты на’
летели на деревню. занятую карательных,
отрядом, засыпали эсэсовцев бомбами. Фа-.
шистов, выбегавиих из горящих изб. лет.
чики расстреливали из пулеметов. Четыти,
последовательных улара нанесли летчики,
Отборный отрях гитлеровских мерзавце!
перестал гуществовать. ;

Капитан Либерман и ето штурман стар’
ший лейтенант Дегтярев получили залани‹.
вылететь к пункту и в елучае обна
ружения плаверелетв или автотранеперт:»
противника разбомбить их. На полходе 1.
цели летчики увилели свет фар. — по л9-
роге лвиталаеь больная автоколонна с ва’
шистскими войсками и боеприпасами. Ка.
питан Либерман приглупеил мотор. епаа!
нировал на колонну и с небольшой высо.
ты разбомбил ее. Машины загорелись 1,
изуроловаиными обломками остались ле’.
жать на дороге.

Капитан Сыромятников, проявив исклю.
чительную смелость и мастеретво. про’
рвалея сквозь сплошную завесу зенитног!
огпя к нахолящимея временно в рука)
немцев портам. сбросил нат ними светя.
щиеся бомбы, произвел развелку п. вер-
нувшись, представил командованию цен,
ные сведения. 1

В эту ночь капитан Пичугин разбомби.
скопление вражеских войск в пункте А.
Майор Мусатов точным бомбовым уларо
уничтожил портовые сооружения в Tapa!
ни, занятой немцами. i

Много сделали морские летчики в oT)
темную октябрьскую ночь, Занималось ут.
ро. Самолеты один за другим садились Bi)
воду, подходили к берегу. С восхоля
солнца на аэродроме ночных  летчико
снова стало тихо, безлюлно, 1 слелующе!
ночи, полной боевых трулов во славу ро
Дины, во имя разгрома врага. i

Технин-интендант 1-го ранга
Г. НОВОГРУДСКИЙ.
Черноморский ‘флот.

тательную заботу о ранепых бойпах
команлирах. На-лнях ‘колхозники привез’
ли раненых бойцам  поларки — теплы
носки, перчатки, свитеры, валевки.

от взаимных отношений всех лиц, сфер
действий которых касается Mopcnoro де’
ла. Ecru мы возьмем лва совершенно оли.
наковых корабля, с олинаковыми коман
дирами, но дух одного из ках полниме!
несколькими успехами, лаже в каких-ни)
буль не важных и не боевых лелах. {
дух другого удручим выговорами. заме’
то пер!
вому из них все будет улаваться. a
второго нельзя ожидать инициативы #.
емелых решений, а скорее робости и He
уверенности в действиях», — говорит Ма!
каров. Болрость духа, энергия, спокойст.
вме в бою во многом зависят от началь
НИКА. - i

PATE

«Офицеры должны знать, — говори’
Макаров далее, — что мм прилется оба
дривать команлу. Налартиллерийских уче

ниях батарейный команлир дает поправке.
на расстояния и прочие ланные дл!
стрельбы. В бою он мог бы лелать т.

не будет потерь. а котла начнутся поте!
ри, то ему калобно прежле всего оболрат!
команду и своим спокойствием подать при:
мер хладнокровия». ог

В бою, больше чем тле бы то ня было
командир должен быть спокоен. слержах.
и не допускать ни малейшей раздражитель:
ности. «Человек не может не чувствовать
что ему мешают, когла во время оной)
работы его поминутно отвлекают вопро:
самм © лругих, но он может приучить се
Of He разтражатьтя полобными случайно:
стями, ибо в 6010 команлиру прелетойт 1

Спокойствие, мужество, находчивость,
авторитет командира, его любовь и лова.)
  ie

CHO;

собныхи на чудеса стойкости и героизма
Получив всю полноту власти на кораб:

гена

а

должен неустално заботиться о подлержа-
ции луха экипажа на высоком уровяе, a
вам — никогда He терять уверенности,
спокойствия и бодрости. «Состояние духа
экипажа военных кораблей много зависит

прежде всего моральных, нужна неустан-
ная работа над собой, несокрушимая воля
к победе и всестороннее развитие своих
боевых качеств, i

аи, = Проф. Н. ВОРОБИОВ,