15 ноября 1942 г.. № 269

(1220)

КР

АСНЫЙ ФЛОТ

oe

УМЕНИЕ, СТОЙКОСТЬ, ДИСПИПЛИНА —РЕШАЮНИЕ УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ
® Комсомольское собрание обсуждает опыт, накопленный в боях Y
2 ma КОМЕНДОР   МЕСТО ре В БОЮ

ЧЕМУ УЧИТ ОПЫТ ВОЙНЫ

Доклад гвардии майора тов.

Советская морская артиллерия 6 че-
тью выдержала испытание войной. Маша
артиллерия метко норажает противника как
на Море, так и на суше. Наши пушки
раслищают путь пехоте, сбивают Bpame-
ские самолеты и ‘превращают  иемецкие
занки в лом. Был такой случай, ког-
да за одну стрельбу наша батарея уни-
цчюжила 25 немецких танков,

В это памятный день еигнальщик
Вольюв заметил на значительном расето-
янии болыпую колонну танков противни-
ка, двигавшуюся по дорогам, между л6-
щинами, к городу. Он немедленно хдоло-
жил 00 отом. Благодаря хорошей натре-
варованиости личного бостава отонь oT-
крыли мгновенно, второго залпа мы
стали поражать цель. Мы били прямой
наводкой, Комендоры хороше наблюдали
цель. Уме пылало несколько вражеских
танков,

Противник, He выдержав нашего огня,
вынужден был рассыпаться по полю. Вот
Здесь-то проявились находчивость и 06у-
ченность коменлоров, Так как цель была
обширной и коменлору трудно было ука-
° зать на какую-либо точку наводки, то
кажлый выбирал себе об’ект camocro-
ятельно и поражал ero,

hak я вам уже сказал, мы стреляли
из паших крупных дальнобойных иореких
пушек по мелким целям, т. е. по танкам,

Недавно в N-ckom артиллерийском дивизио-
не, состоялось комсомольское собрание. С до-
‚ кладом на тему «Чему учит опыт войны» вы

ступил гвардии

печатаем сокращенный доклад и ряд выступ-
лений ‘участников собрания,

майор Матушенко. Ниже мы

Матушенко

`кёмецкую кочующую батарею. Она coBep-
(Mata частые огневые налёты па наши
об’евты. Как только мы открывали ответ-
НЫЙ огонь, она немедленно умолкала и
старалась ‘побыстрее сменить позицию. Хо-
TA `эффёвт ев стрельбы “был незначитель-
ным, но всеже она нас сильно беспокой-
ла. Надо было ве найти и уничтожить.
Нам помогла флотекая артиллерийская
еметва, Решено было ее взять под пере»
крестный огонь двух наших батарей,

В тот день немцы вели огонь по бата-
рев капитана Челака. Гулкие взрывы по
тряели соседнюю рощипу. Нал молодым
дубняком полнялись клубы черного лыма:
Это было далеко, ог места расположения на-
шей батареи. Потом ‘в небе заиграла «ги-
тара», как казывают краснофлотпы «Фок+
ке-Вульй». Немепкие снаряды ложилигь
все ближе и ближе к нашей батарее, Олив
внарях разорвалея недалеко от’ палатки,
другой врезался в землю пол второй пуш-
кой. Осколки с визгом пролетели нах го-
ловами краснофлотпев Нащи  корректиго-
вочные посты уже засекли  фашистевую
батарею: Вызванный нами по радио истре-
битель канитан Мухин атаковал «Фок-
ке-Вульф». Мухин He бвовсем  вежляво
обрезал немцу хвост, и тот пошел в по-
следнев пике.

Чеёлак быстро ппистрелялея и замолчал.
Затех пристрелялся старший лейтенант
Давиденко. В течение некоторого времени

И ОДИН КОМЕНДОР
В ПОЛЕ ВОИН

Краснофлотец тов. Будко

Я хочу вам рассказать о том, что BCE
бойцы моего орудийного расчета, а ‘он
почти весь комсомольский, — свободно мо-
гут работать на любом номере. Мы уже
выполнили. приказ командира вашею In-

визиона 0 крутовой  взанмозаменяемости..

Вомсомольцы первыми горячо взялись 3a
это дело, и первыми ;
освоили все артилле:
рийские специально:
сти. Они же оказали
немалую помощь 8

несоюзной — молодежи.
Вначале один чело-
век брал на <6бя

функции другого.” На-
пример, прибойничный

заменял замочното.
Затем кажлый крас-
  нофлотец послелова-

тельне обучался рабо-

тать за любой номер расчета. После в/%-
№ мы тренировались на быстроту, добива-
ясь автоматизма действий.

Вруговая взаимозаменяемость в бою—

де очень важное. Это видно хотя. бы
из слелующего. Произошло это не-
давно, — бой хоропю врезался в моей па-
мяти. Тогда командиром нашей пушки
был коммуниет сержант Bopne  Зюлочев-
ский (Обстановка сложилась тяжелая, нам
пришлогь вести
силами противника. Но не было еще та-
кого случая, чтобы флотские артиллери-
CTH посрамили честь своето оружия.
мы приняли бой.

Вражеские танки пролвигалиеь к горо-
Ma-

Tan

бой с превосхолящими

Лейтенант

Я хочу начать в примера. который го:
ворит © роли и назначении корректиров-
шика-ваблюлателя, Без него батарея еле-
па. Вполне понятно. что ебли о корректи-
POBIIMK пл0хо знает паблюлаеную мест
ость. не изучил расположения — предме-
тов. близлежащих ориентиров. дорог. то
его работа ‘обречена на неулачу.

Недавно здесь шли Горячие бои; и на

‚железной дороге скопилаеь масса пустых

разбитых вагонов. Немцы по этой xopore
перебрасывают грузы @ войска. Я хорошо
запомнил число, форму и Пасположение
вагонов, чтобы их не спутать 6 вновь
прибывающями и напрасно не тратить
снарядов,

Не так давно. ранним утром. у хорошо
знакомого MHEG IIVHETA железной Aoporu,
Tle стоял пасважиоский состав а поолаль

еще три грузовых вагона. я вдруг заме-

тил новый эшелон. Я стал внимательно в
нему присматриваться Через ’ некоторое
время к вновь. прибывшему составу ста-
ли подходить машивы. возле которых
суетились люди. Стало ясно. что в ваго-
нах находятся военные материалы. Я пе-
релал на батарею точные коорлинаты По
эшелону был отврыт огонь. Вскоре  раз-
дались сильные взрывы В вагонах ока-
зались снаряды. и они быстро запылали.
Весь эшелон был уничтожен.

Горные условия сильно затрудняют на-
блюление В горах. пересеченных лоши-
вами. покрытых густой листвой летевьев,
кустарником. довольно трудно определять
огневые точки. Особенно больших трудов
стоит засечь батарею противника во впе-
мя сильного ветра. В лошине лым от вы-
(Трела уносит в сторону. В таких cav-
чаях полезнее работать совместно хдвум-.

ios, Пелых

Угол мёжду тригонометрическим знаком _
й направлением на цель хал нам точное
иесторазположение немепкой батареи.
Немедленно заговорила батазея старщего
лейтенанта Зубкова Цель была поражена.
Наблюхались прямые попалания в Tela
боулий. был взорван боезапас.

В ходе войны роёло мое ‘мастерство. на-
капливался опыт корректирования огня,
Вначале ине ховоль-
HO трудно было «ло-
вить» немецкие мино-
меты. Которые  х9ро-
по маскируютея в’ 00-
щах. . вебольтих  л0-
щинках, хуторах И-
домах,

Бывало, бьют ` не-
иецкие иинометы, а я
не могу определить,
откуда. Практика на-
толкнула меня на та-.
кую мысль Ночью
вемецкие минометы Засекались г помошью `
\епеотрубы по вепьиикам. & wrpom yera- -
навливали посты и наблюдали за этим
местом. по еле уловимым лымкам опреде-
ляли наличие немецких минометов.

Это .было ка-лнях. Немепкая батарея
полковых минометов сильно беспокоила
передний край обороны части морской‘ пе-
хеты Она хорошо была укпыта в обще, ^
за бугром, и оттуда вела огонь. Так как“
батарея была расположена недалеко от
фронта. то ночью вспышка от выстрелов
были хорошо видны. Утром первым же
залпом она была накрыта батареей стар-
его лейтенанта Давиденко. Немепкая 64-

бронематинам, пехоте и кавалерии почти
в Упор. Лиректриса стрельбы всех орудий
проходила через флантовую пушку, и
ул возвышения был кебольшим. От вы-
стрелов соседних орудий обжигало пла-
Менем личный состав, но вбе держались
мужественно и продолжали вести сокру-
мительный отонь. Необходимо было при-

ДУ, за ними шла немецкая пехота,
скируясь в кустах. Мы открыли OTOH,
ррямой наводкой по танкам и стали их
поражать. Уже пылало несколько фашиет-
ских машин. Но их было очень мною. и
  они, рассредоточившиеь, продолжали нае
осыпать снафялами. В начале этого JHA
‚из нашего орудийпого расчета выбыли из

тоем короектировочным постам.

Недавно `вражеская тяжелая
орудийная батарея. пользуясь тем. что
солнце было на ве стороне (970, межлу
прочим. обычный метод в тактике исполь-
зования вражеской артиллерии —= стре-
лять Из-под  соанца), открыла огонь

Name, находятся ударом

под постоянным
нашей артиллерии. А командир. комо-

стояла полная тишина. Немцы были ввё-
цены в заблуждение. Они думали, что им
улаливь уничтожить нашу батарею. по к0-
торой они вели огонь. Затем наши бат&-
рей внезапно обрушились шквальным OT-
нем на немодкую батарею, Уже после пер?
вых залпов раздались три сильных взры-

тарея замолчала ин © этого места оон -
большё не вела. i i
Корректировочные ‘посты надо хорошо
маскировать. Немцы за ними усиленно
охотятся. Лучше всего их располагать в
таких местах, откуда хорошо проематря-

4 четырех-
молец Зубков является главным «койт-
ролером» на улицах этого города. В пы-
тверждение приведу только два. примера.
Как-то из корректировочного поста звонят
старшему лейтенанту Зубюову:

нять меры, чтобы предотвратить  опас- — Ho дороге к городу движется одна  ва. Корректировщики доложили Ih отроя Замочный и заряжающий. Несмот- сперва по нашей батарее, а затем пере-  вается впереди лежащее пространство, но
1оеть ожогов людей и воспламенения за-   Машина. это взрывались немецкие склады @ 608-  5 ца зто ортдие cotpatinto nodbyin, bon несла его на район завола. где нахоли-   ни в коем случае не на иакутке сопок.
parton, № — Пропустить, — сказал Зубов. припасами. ^ Наши снаряды  пазрывали tkopnerpeapncts. Прибойничный авы   ЛИСЬ Части морской пехоты. Немецкая ба- Олнажлы мне пришлось работать под.
Коммунист старшина Васильченко прод-  Й вполне понятно, —стоит ли тратить   стволы неменких путек, вверх полетели зат ВИТО) Перозомь ebay на’ seul totam [reece ОТоИЯА в лошине, скрываясь за за-   сильным огнем, я как раз  коррехтировал ^
жил стрелять  вовых способом. В Сваряды на одну. машину, да притом пу-   колеса. исковерканные трупы.  Немепкая   зительно обязанности  замоаното. После   АААЫМи скатами одной из. высот. Выстре-   стрельбу по вражеских арТОМашинам и
HHOCT MOWHOTO. ^ “  лы я слышал хорошо, а лым ветер. сносил   пехоте. Мы уничтожила взвол пехоты. 5

кочующая 155-мм батарея перестала суще-
ствовать. Вот это называется слаженная
боевая организация.
Артиллеристы работают вместе, сообща.
Их можно в некоторой crenenn сравнить
 шахтераии:  забойщик уголь достает,
крепильщив —— крепит. нас, вели

стую.

А вот xpyrof пример. Это, было недавно. Того как он досылал снаряд. он левой ру-

кой отводил прибойник, a правой эакоы-
вал замох. Танки. не выдержав нашего
огня. свернули ¢ доротя и скрылись в
кустах, но уттуда продолжали нас обстре-
ливаТЬ.

Олик из снарядов ударил по станине

практике подобного не бывало, а в учеб-
никах 00 этом нигде ничего не говорится.
(медая мысль была воспринята немёдленно,   Зубков получил донесение, что к горолу
и результат оказался блестящим, щвижутся 15 автомашин, причем все гру-

Артиллерия — ato Gor войны. Она с   женые, Вот этим в’езд в тород он не раз-
противником может разговаривать самым Решил. Зубков решил поговорить нашим

убедительным языком. Вы же знаете, чте ‘артиллерийским языком. После этого вы-
‚шел маленький «скандал». Очень многие,

машин и одну повозку. У нас из состая
овочным постом, иомы вдвоем, пользуясь   ва корректировочного поста был ранено
стереотрубами. быстро засекли вражескую   один человек из-за того, что ов плохо око-
батарею, \1 names, ,

в сторону. Я связался с другим. корректи-

фашистский сброд разучилея  разговари-,

вать по-человечески, А оказывается, что

ваш язык морских артиллеристов он вели- НЫе вместе с

волепно понимает. (Смех),
В полдень как-то звонит ко мне наш

фрипы вообще лишились языка, погребен-
11 машинами. Батарейцы

Зубкова фрицев в город не пропустили.
Нам с вами больше приходится рабо-

хоррехтировочный пост «Вася» и просит:   тать по сухопутным, целям. Наш дивизион
-— Товарищ командир, подкиньте огонь-   нанёс отромный урон врагу. Вот данные
ку. Нашим приказано взять сопку № а  только за один месяц. 38 это время нами

рухыны  зарылись в пуповину

кроют флавкирующим огнем. Крабнофлотцы   23
Так что   жено

продвигаются © болыпим трудом,
морские пехотинцы просят, чтобы © румы-
нами «поговорили» морские артиллери-
ты.

торы и  уничтожено 24 орудия,

подавлен огонь
артиллерийских батарей,  уничто-

4 и подавлено, 9 минометных
батарей. Танков уничтожено 7, подбято 2.
Автомашин уничтожено 113; подбито 66,
повозок с имуществом, продовольствием и

Пришлось узажить просьбу. Батарея   боеприпасами уничтожено 44. Самолетов

хапитана Челака поговорила с румынами.   сбит 2, огневых точек уничтожено 8.
Наши взяли высоту. Противник в панике   Взорвано 7 железнодорожных цистерн ©

трупов солдат и офицеров.
увидел пленных румын. Один из них, во-
водя ладонью по ©воему горлу, говорил:

— Рубкий пушка  пуф-пуф, 0,
стране! Гитлер -—— капут. Антонесву—

Я может быть, оптибаюсь, но мне пока-
залось, чт Ha тупом лице румыкокого
сомата блеснуло какое-то ‹ человеческое
выражение. Оказывается, мы с вами
неплохие агитаторы и среди румынских,
солдат, Очень хорошо понимают они наш
морской артиллерийский, язык. (Смех).

В ходе войны нам пришлось многому

персучиватьея, Пришлось буквально на
жду изучать особенности = стрельбы
по суше, — отрабатывать  корректиро-
зочные посты и труппы управления,
совершенствовать знания управляютщтих
нем и Еое-что родионализировать в тех-
нике,
Учась, мы помнили указание товарища
Сталина. что нынешняя война —— Война
маневренная, что в действие введено OT-
омное число боевой техники, что воину
пало вести по-современному. И учеба идет
зпрок. Но наю и впредь, не переставая,
учиться на опыте войны, еще крепче
бить врага. \ ;

Наш дивизион своим огнем воздействует
на большую зону боевых хействий. Его
спаряды пастигают фрицев, рвущихся на
Кавказ. Наши орулия сеют емерть в ста-
не врага. Мысы и бухта, примыкающие Е
одному из тородов, оккупированных нем-

ocranns на склонах сопок 186 бензином, уничтожено
После боя я   соллатами.

мотоциклов ©
Взорван клад боеприпасов.
Разбито 4 железнодорожных
боеприпасами. Уничтожен взвод воНницы,
рассеян эскадрон кавалерии, В общем мы
уничтожили свыше тысячи вражеских
соллат и офицеров.

Воевать по-современному-—значит быть
исключительню точным в расчетах, мет:
ким в стрельбе, каждым снарядом убивать
побольше фрицев, вести счет каждой доли
секуилы. В современной войне цели ис-
ключительно подвижные: самолеты, танки,
бронемашины, MOTOTIEX0TA, мотоциклисты.
Прозевал — упустил противника.

Сами знаете, какую роль в нашем. де-
ле играют связь, радио,  корректиров-
mux,  Корректировщик должен дать 00-
воршенно точные координаты на карте и
местности.

В ходе войны совершенствовалось ма-
стерство корректировщиков Горяянова, Пе-
лых и’ многих других. Оти научились ра-
ботать ‘хладнокровно и Четко пол гралом
осколков, Им много помогла ` комсомоль-

‚ская организация. Она правильно посту-

пает сейчас, когда призывает учиться на-
блюдать и вести корректировьу, како Го-
ряинов и Пелых,

Артиллерия неё может успентно. воевать,
если нет четкой боевой организации, если
нет слаженности в орулийных расчетах,
плохо работает связь. 0 том, что такое
слаженность и взаимодействие, лучше все-
то говорит такой факт. Это было букваль-
но на-днях, и все вы помните 155-ми

можно так сказать, коллективный трудо-
денв. Но комсомольская организация долж-
 на видеть, как же у нее работает кажлый
комсомолец.

‚ Bor когда вомсомолеп-пулёметчив Исто-
мин сбил немецкий самолет. израсхоловав
мало патронов, мы тюворим; = «Мололеп,
товарищ, ты настоящий комсомолен». Но
вот совсем негожий случай произошел ес
комсомольцем Кюлееником. У него почти
Hal самой головой пролетел «Мессер-

шуй», а он, видите ли, прозевал. Стра-

на дала Колеснику хорошее оружие —
пулемет. а он идохо его использовал. На
войне зевать нельзя, Прозевал — не ты
  Убъешь немца, а нёмен убьет тебя.
Война еще нам показала, что каждый
`краснофлотен из орулийного расчета дол-
жен уметь исполнять функции любого но-

эшелона с,  мера. Каждый, кто вхолит в состав бата-

pen, — будь то шофер. Кок. 0080309-
ный, -—- должен понимать толк в артил-
Лерии, уметь ев обелужить. Артиллериет—
он во вбем артиллерист. Лай ему гранату,
пулемет, винтовку, — всем этим оружиеу
OH должен умело владеть,

Безусловно позорно, если в нашей сре-
дв хоть олин человек. тем более из оенов-
Б9Го орудийного расчета, не может рабо-
тать на других номерах. А у нае есть еще
такие люди. Как-то пришел я Е команНли-
ру орудия Михалеву, — как-раз шло
опудийное учение. Приказываю” врасно-
флотцу-зарядному Скороходу стать на ус-
тановку. А он, видите ли, растерялся и
отвечает: «Не умею».

С каждым днем растет наш грозный
боевой счет, Гремят наши меткие залпы в
порах. Они несут смерть врагу. Мы уже
 вамя истребили немало вражеских гол-
дат и офицеров. Но мы можем и должны
их убивать еще больше. Для этого надо
учиться, непрестанно учиться новым, 60-
Jee совершенным способам стрельбы. VW
здесь сеылки на то. что нехватает време-
ни, не могут иметь места. Враг чагто ме-
няет тактику и методы бюрьбы. Поэтому
нау нельзя застывать на месте. Учиться
надо постоянно. И вот, вели мы всегла бу-
дем следовать этому золотому правилу, то
добъемея еше болев значительных резуль-
татов. приблизим желанный чяе оконча-
тельной победы нал гитлеровской сворой.

КОМСОМОЛЕЦ— ЛУЧШИЙ АРТИЛЛЕРИСТ ©

Заместитель командира по политической части тов. Матюшин

Героически ведут себя в боях за роди-
ну коммунисты и комсомольцы дивизиона.
Ona устремляются туда, где всего опас-
Hee, The можно нанести наибольший урон
заклятым врагам советского народа —
гитлеровских захватчикам. В нашем серх-
6 и в нашей намяти навеегда сохранит-
ся образ комсомольца Сердюка. би погиб,
Rak герой, спасая батарею от взрыва.
Мы похоронили ето со ии ВОИНСкимИ
почестями недалеко op батареи. Отдавая

ето прах земле, морские артиллеристы по-.

клялись отомотить ЗА МОЛОЛУЮ ЖИЗНЬ T0-
варища. Мы написали © Сердюке письме
на родину. Пусть узнают ero › земляки
6 своем терое,

Reem пам хорошо известен самоотвер-
женный поступок, который совершили
комсомольнч Букин и Леонтьев вместе с
коммунистом младшим сержантом Tozer.

Or ‘брошенной бомбы в районе
второй пушки загорелись — полузаря-
ды. Пожар мог’ распространиться 0
вссй батарею. Младший сержант ТГолеп,

враснофлотцы Букин и Аеонтьев, прене-
брегая опасностью, ликвидировали пожар.

Слодует всячески поотшрять работу; 50-
торую ведут комсомольские организации
для передачи боевого опыта. Немалую
к пользу принесли тех-
нические беседы, про-
воденные по инициа-
тиве секретаря. комсо-
мольской организации
т.  Борженк. Ha
этих беседах разбира-
лись такие вопросы,
как устройство замка,
компрессоров, TyM-
бы, полузьтомалики
и др

Надо всемерно под-
держать   Tako = K0-
тощий метод учебы. как беседы лучшах,
наиболее опытных артиллеристов 6 м020-
дыми, еще не  обстрелянныхи бойцами.
Комсомолец Иванов помог краснофлотцам
Тосову и Ганже лучше освоить  мате-
риальную часть, усовершенствовать свои

навыки,

течет
Pi he tine

Я хочу ‘обратить ваше внимание на
«Боевые листки», Они делают большое п
полезнав дело. В них пишут лучшие
наши командиры, комендоры,  замочные,
радисты, особенно ‘такие передовые 6бой-
цы, kak комуунисты и  Комбомольны
тт. Давылов, Асбев, Букин, Ширикалов,
Салатов, Магомедов и доугие. «Боевой an-
tox» (редактор т. Поповилченко) один
из своих номеров посвятил круговой взаи-
мозаменяемости, В нем был показан слан
Рорудийвый расчет, который отработал
полную круговую взаимозаменяемость. В
одной заметке рассказывалось. как про-
веди стрельбу бойлы хозяйственното бло-
ка, овлалевшие ‘зотиллерийских — делом,
Эта стрельба. проходивмая в октябре,
Jada ненлохие результаты, Были уничто-
мены четыре автоматтины @ войсками и
рассеяно ло роты пехотинцев.

Товарищи! Мы должны еще сильнее
бить врага, Наша задача ясна: бей иевм-
па как можно больше, бей злее, бесто-
щаднее, бей умело! А для этого постолн-
но учись в бою.

орудня. Этим же снарядом тяжело ранила
снарядното- краенофлотца Афонина. вышли
из строя Перелома: и краснофлотен Картеба.

Ho мы продолжали стрелять. Перед на-
Mn был враг, и его нало было уничто-
жить. Сержант Золочевский  комантовал
  орулием и работал за енарятного. Я” про-
лжал наводить пушку на цель. А не-
достающие номера орулийното расчета за-
менил краснофлотеи  РассКа3ов-`

Вот подбит еше олин танк. Но немец:
кие танкисты, убедившись в своем чие-
ICHHOM превосходстве. вырвались  13-3a
кустов и снова появились на дороге. Она
подхолили все ближе и ближе. Велел за
‚этим снарял разорвался возле орулия. 39-
лочевский получил сильное ранение и HO
в состоянии был болеше оставаться в
строю. Рассказов тоже был ранен. Я.
легко раненый в ногу. остался один.

Противник усилил огонь. Мимо меня
CO свистом летели осколки и Камни.
Осколки пробили угломер, уравновешива-
ющий механизм. разворотили ступипу ко-
леса. сбили рельсу на станине и переби-
ли гантитуг. Орудие прололжало действо-
вать. Наша советская пушка очень живу-
ча. Фашисты обнаглели, думая, что им
удалось уничтожить нас. Немецкие танки
подошли совсем близко. За ними бежали
автоматчики. Я сам поднес’ снаряд, заря-
дил пушку, навел и выстрелил. Танки
остановились. автоматчики разбежались,
В это время полошло наше полкрепление.
Мы не отошли от нашего рубежа. Атака
танков была отбита.

Я этот пример привел к тому. чтобы
показать, что и один коменлор в поле
воин, если он смел, знает хорошо свое
не и может заменить в бою товари-
щей.

‚другие

За время отечественной войны Hama
батарея провела очень много боевых
стрельб. Иногда нам прихедилось  прово-
дить от 5 до 10 стрельб в день. Тав, на-
пример, 6 сентября батарея стоеляла по
противнику 6 раз. За этот день было ис-
треблено полвзвола вражеской пехоты,
‚юдавлен  отонь двух
батарей, на одной из
которых сожгли 60е-
‚запас, уничтожено
5 артомапейн,

Эта стрельба велась
под огнем ^ против»
ника, который тогда!
по батарее выпустил
181 снаряд. Одновре-
менно ее бомбили с
воздуха. Я, как п
краснофлотцы,
действовал хладнокров-
HO и думал лишь о том, как лучше пора-
зить противкика. Здесь уже сказалась
привычка твердо держать штурвал, точно
совмещать линии прицеливания.

Наводка велась по горизонтальной ли-
нии, нарезанной на внутренней стороне
крышки амбразуры, соответствующей ну-
левому положению орудия. Это лало воз-
можность стрелять без квалранта. что в
несколько раз увеличило скорострельность.
Точной наволкой мы обеспечили разгром
живой силы и техники врага.

В тругой раз за один день мы 20 раз
открывази огонь по различным пелям.

За Bee время боевых действий иы не
имели ни одного отказа в работе матери-
альной части. Nae

rv

БЕРЕЧЬ ПУШКУ

‚ Наводчик тов.. Лесов

Советский народ лает нам ирёкраеные
универсальные пушки, сделанные из д0б-
ротного металла. Они исключительно жи-_
BYU, w ИМИ легко управлять Bo время
артиллерийской дуэли во второе орудие’
попал 210-мм снаряд. Уларив в щит. он
разворотил верхний правый утол. сделав
большую пробоину. Взрывной ‘волной и
осколками была несколько люмята перед-

няя правая верхняя часть тумбы. Пушка

осталась в строю.

Наши орудия бьют метко и безотказно
потому, 910 мы за ними ухаживаем 6
большой любовью. В любых условиях
еженедельно мы проволим плёново-прёду-
предительный осмотр. Внимательно’ прове-
рявм каждую тайку. винтик  шалинт.
Просматриваем канал ствола и удаляем
нагар, обмеднение.

Я как первый наводчик всегда обя-
зательно проверяю свое заведывание пез
pel стрельбой и после нее, особенно 06-
pamam внимание на то, чтобы в сектор
под’емного механизма не попали  посто-.
ронние предметы. Стараюсь механизмы
прицелов содержать в чистоте, Масленки
моего завелывания заполнены  пушечным
салом. Это облетчает вращение всей си-.
стемы и прелохраняет материальную
часть от излишнего трения. as

Расчет ‘нашего орудия только за 10
боевых дяей уничтожил три взвода пехо-
ты. 81 автомашину с различными груза
ME  Шдавил огонь двух артиллерийских
батарей противника, взорвал склад © б0е-.
припасами. Но это еще не предел, Мы
булем еще крепче, по-комсомольски, бить
врага. : ie

ee ЗНАТЬ ВСЕ УЛОВКИ ВРАГА

Начальник артиллерии соединения майор тов. Малахов и В

Враг меняет тактику использования
своего оружия. А мы должны изучать и
знать тактику врага, чтобы успешно с
ним бороться.
°В большинстве случаев Фаписты пря-
меняют метол стоельбы по площади, часто
с корректировкой самолета и релко — 10
наблюдению разрывов снаряжв, Применяя
этот метод стрельбы. противник имеет
пелью расстроить наши боевые порядки,
лержать все время наши войска
под воздействием огня “своей” артил-
лерии. Этот’ метод противник  исполь-
Byer тогла. когда он лишен возможности
проверить стрельбу по знакам  наблюде-
Fug. Иногла немецкие  арталлеристы
прибегают к  беспорялочной етрель-
‚бе, демонстрируя ложное ^ каступле-
ние. Таких случаев было несколько на наА-
mey участке фронта. Наша задача — бы-
стро разгадать хитрости и уловки врага и
парировать его улары. ;

Во всех случаях мы должны проявить

ивициативу, выдержку, быстро засечь
‚ ействующие батареи врага и возможна

быестрев уничтожить ИЛИ подавить UX.
Недавно фашисты вачали обстрел квад-
pata N, предполагая, что’ там  нахолятся
части морской пехоты. Одновременно они
‘вели огонь по батарее старшего лейте-
‚нанта Зубкова. Немцы выпустили по. на-
ней батарее 231 снаряд, не причинив ‘ей
никакого ущерба. Так как батарее Зубко-
‘ва была поставлена своя оперативная   за-
  хача, то она молчала, а ответный огонь
вела батарея старшего лейтенатта Дави-
декко. Несколькими снарядами батарее
Удалось подавить огонь орудий противни-

ка. Это было достигнуто благодаря отличной
работе командира корректаровочного `пэ-
{та комсомольца лейтенанта Пелых и сла-
женности орудийных расчетов.

Немцы. ведя наступательные бои, при
установке орудий на позиции зачастую 2е
зроизволят инженеркых работ по окапыва-
нию, Отоит только нам
пристреляться, RAK
сразу же фашисты
меняют огневые пози-

ЦИИ, Следовательно,
при контрбатарейной
борьбе очень важную
роль, играют паши

корректировочные  по-
ты. Ови’ должны Не
только корректиру-
вать артиллерийский
огонь, HO и произво-
дить топографическую
работу по засечке цели. В таких случаях
требуются исключительная, быстрота и
слаженноеть в работе всех звеньев бюево-
то Порядка артиллерии: батарей, коррек-
тировочных постов и связи. Примеры та-
кой  слаженности показывают батареи
командиров Зубкова, Челака, Давиденко.
Особеняо °я хочу отметить смелость, на-
ХОЛчивоСТЬ и четкость Коммунистов И
комсомольцев этих батарей.

Как-то рано утром командир коррек-
тировочного поста лейтенант Кадович, бди-
тельно наблюдая за своим районом, засек
батарею противника, которая открыла
огонь По нашей батарее. Дав точные
координаты, он немедленно вызвал огонь
батарен Зубкова. После первых пристре-

лочных выстрелов батарея фашистов пре- ^
вратила стрельбу и пыталась CHATECA ©_

позиции. Но ей это не удалось. Ова была
накрыта. Стрельба велась с корректирев=
кой паления каждого залпа. Третий сна-
ряд разорвалея на площалке немецкой” ба=^^
Tapeh of вывел из строя личный состав
лвух орудий. Наши снаряды очень х0-`
рошо ложились в цель. Один спарал уго-
дил прямо в орудие и вывел его из строя,

взорвалея боезапае у Второго орудия
возникшего пожара загорелась стоящая У

батарея автомашина. Был  подбит тягач”
Затем наша батарея перенеела огонь - Ha
блиндаж и землянку. находившиеся неда-”
лево от разбитой батареи. куда. по наз‘
блюдекию корректировочного поста, укры-

лась оставшаяся в живых приелуга ору- -
дий ‘и ‘охранявшие батарею автоматчикл.

Блиндаж и землянка были также уничто-

жены.

Успех этой стрельбы решили корректи-
повщики. 4 также четкое управление, бы-
“трота и слаженность брудийных расче-
тов.

34 последнее воемя установлены слу-
чаи, когда немпы тшательно производят
отневую маскировку системой Кочующих
орудий. Это делается для того, чтобы вве-
(TH в заблуждение налили войска, скпытЕ
хействительное количество основных огне.
вых артиллерийских точек

При стрельбе по нашим osm итиль-
ным сооружениям немпы за последнее вре»
мя стали примепять зажигательные ева:
ряды. Надо следить за тем. чтобы на ог-
невых позициях было как можно меньне:-
горючих материалов,