ОТ СОВЕТСНОГО ИНФОРИБЮРО

Окончание вечернего сообщения за 29 ноября

г xe

На Центральном ponte наши войска
продолжали вести наступательные опера-
ции и заняли ряд населенных пунктов.
Противник оказывает упорное сопротивле-
ние и часто переходит в контратаки. В
районе. лороги Ржев-— Вязьма немцы броси-
ли в бой два полка пехоты и 50 танков.
Наши части отбросили гитлеровцев и поб-
двинулись вперед. На поле боя осталось
много вражеских трупов. Уничтожено 20
немецких танков. На другом участке гит-
леровцы предприняли контратаку, но от-
ступили, потеряв убитыми до 400 солдат
и офицеров.

ях

Северо-восточнее Туапсе наши части за-
няли укрепленную противником высоту.
На скатах высоты осталось 250 враже-

Утреннее сообщение ЗО ноября

В течение ночи на 30 воября в районе
Сталинграда и на Центральном фронте на-
ши войска продолжали наступление на
прежних направлениях.

жж

В заводской части города Сталинграда
паши войска вели огневой бой и разведку
обороны противника. Огнем артиллерии и

ских трупов. На другом участке советские
бойцы отбили несколько
уничтожили свыше роты гитлеровцев.

Летчики Черноморского: флота— гвардии
капитаны Василенко и Овсянников атако-
вали транспорт противника водоизмеще-
нием в 5.000 тонн. Точно сброшенной тор-.
педой вражеский транспорт потоплен,

we &

Отрял смоленских партизан на-тнях вел
бой с крупным карательным отрядом нем-
пев. Партизаны уничтожили средний танк,
5 автомашин, 3 подводы с боепринасами
и истребили 107 немецких солдат и офи-
церов. Другой партизанский отряд пустил
под откое 2 железнодорожных эшелона
противника. Разбито 2 паровоза и 20 ва-
гонов. В результате крушения убито и
ранено до 300 гитлеровцев.

яя

На Центральнох участке фронта чашя
войска, преодолевая сопротивление и 9т-
бивая контфатаки немцев, продвинулись
вперед и заняли несколько населенных
пунктов. Бойцы Н-ской части в упорном
бою уничтожили  7` немецких танков и
350 гитлеровцев. На другом участке на-
ши ‹ подразделения овладели  опорпым

контратак и

< we <

Северный флот. Все, что осталось от сбитого
фашистского самолета-разведчика ‹Хейншель-126».

североморцами - зенитчиками

Фото ИН. Веривчука

ДЕЙСТВИЯ КАТЕРОВ В ПРИФРОНТОВОЙ
ПРИБРЕЖНОЙ. ЗОНЕ

В огне и дыму, среди пожарищ,

когда героизм, выдержка ‘и упорство 6с0-

ми победами. когда наши войска

врага.
технику вра И

вались победы,
сопряжено с опасностью и риском,

ды. Но однажды днем в районе

сказал:

пол
бомбами и снарядами воины Красной Ар-
мии и моряки Волжской военной Флоти-
лии плечом в плечу выдерживали много-
месячную осаду Сталинграда. И сейчас,

ветских воинов Вознаграждены блестящи-
ведут
услешные наступательные операции, эки-
пажи кораблей, продолжая тесно взаимо-
действовать с частями Красной Армии,
расчищают путь пехоте, огневыми нале-
тами с Волги уничтожают живую силу и

Немцы спедиально охотились за этим
тральщиком, но чем больше. злобствовали
гитлеровцы, тем смелее действовал эки-
паж, тем упорнее военные моряки доба-

Обыяно тральщики ходили к Сталин-
граду под покровом ночи. Это тоже we
и
немцы простреливали фарватер и их ра-
кеты освещали берега и поверхность во-
завода
создалось серьезное положение. Подразде-
лению одной из частей Красной Армии
потребовался боезапас. сейчас, немедленно.
Командир тральщика Данил Марзговский

{ декабря 1942 г., № 282 (1233)
М.

Корабли поддерживают наступление
частей Красной Армин’

kee

Михаил Грязиов осторожно  отохииу
ветку и посмотрел в бинокль —у блит.
лажей сидели немцы. Не. более 500 yor.
ров отделяло лейтенанта Грязнова or pay.
положения немецкой части. (0 своего па.
блюдательного пункта он ясно видел все,
что происходило у гитлеровцев, Они счи.
тали себя в безопасности.

Грязнов проговорил вполголоса:

— Сейчас запляшете, мерзавиы!,,

Все данные были уточнены, Лейтенант
взял Трубку и передал команду na xo.
рабль. :

‘Ha канонерской лодке с нетерпение
ждали эту команду. Орудие старшины
2-й статьи Когана готово было открыть
огонь.

Через несколько секунд Грязнов ско
мандовал:

— Залп!

Сегодня, как и вчера, как и много раз
ло того, этот корабль совместно с лрумй
канонерской лодкой внезапно  обруша
залпы на врага.

Результаты стали известны через” не.
сколько часов, когда уже спускались су
мерки. Грязнов передавал сводку армей-
ского командования:

— Сегодня уничтожено пять дзотов,
два блиндажа, две грузовых автомашины,

— Мы доставим боезапас нашим бой-   Убито тридцать гитлеровцев, около шести.

око нифиннвный

Командир катера, действующего вблизи! рожевого катера пренейрег этим правилом
побережья, занятого противником, обязан и тяжело поплатился, ибо не смог свое-
обеспечить ‹амое бдительное наблюдение   временно уклониться ог атак авиации

пунктом противника и захватили 8 0ру-
дий, 14 пулеметов, 3 миномета, радио-
станцию и склад боеприпасов. На поле

nau!
Командир был немногословен, Придя из
штаба на корабль, он пюзнакомил эки-

десяти ранено.

НИ: атал He- .
MEHOMETID  THRETVAGOD Xo. /OSTAA LORS Нынешний огневой налет был неожи-

мецкой пехоты, 3 артиллерийских  бата-

реи, 21 пулемет, разрушено 38 дзотов и

боя осталось до 600 вражеских трупов.

за всем происходящих на берегу. Тут

противника.

пак с заданием. Вскоре тральщик ушел.

данным для врага, — 06 этом говоря

блиндажей. На южной окраине города kok ow APAEDR пренебрегать никакими мелочами.  Как было сказано выше, корабль дод-  Немцы, обнаружив корабль, открыли Нин ня ем ]
бойцы М-окой части предприняли BOY    го-восточнов Нальчика пехота 4   VOM превильно оценить обстановку и жен мгновенно открывать ‘огонь по BOs сильный огонь. Налетели немецкие само- Керн и. Govan. gobs
атаку и очистили от гитлеровцев 12 танки противника предприняли атаку.   ПРИНЯТЬ верное решение, надо учитывать   лушным, береговым и налводным целям. деты. Они сбросили несколько десятков а огонь. Лейтенанту Грязнов, ©
дзотов и блиндежей. Артиллеристы под командованием тов.    SAY вспышку, ‹ вопаеск, проблеск Boo основные и вспомогательные таблицы   бомб, но Мараговский умело маневрировал, соботвенно. это я было нужно: титде
wow te Любимова подбили 3 немецких танка.   РАКЕТЫ. стрельбы должны быть всегда под рука-  и бомбы легли по обоим бортам. ревцы обнаружили свои огневые точки,
Следовавшая з» танками вражеская пе-  Противник коварен. Он прибегает к  ми. Таблицы для стрельбы по пякирую- 1-й

Северо-западнее Сталинграда наши
войска, прорвав новую линию обороны
противника 00 восточному берегу Дона,
с боями продвигались вперед. В  тече-
ние ночи уничтожено до 1.000 немепких
солдат и офицеров. Н-ская стрелковая
часть, действуя совместно с танкистами
под командованием тов. Грановского и
артиллерястами под командованием тов.
Глебова, заняла важный укрепленный
пункт противника и продвинулась  впе-
ред на несколько километров,

ях

Юго-западнее ‚Оталинграда паши  вой-
ска продолжали успешное наступление.
Бойцы Н-ской Части, отражая контрата-

хота была рассеяна огнем пулеметчиков

подразделения под командованием тов.

Кравцова. Противник понес большие по-

тери и отошел на исходные позиции,
xan

Партизанский отряд, действующий в
Баранювичекой области, пустил под откос
3 железнодорожных эшелона с живой си-
лой и 5 эшелонов с военных имущест-
том противника. Убито более 300 немец-
ких солдат и офицеров, уничтожено 8
паровозов и 82 вагона,

wwe

После освобождения от немецких 3a-

хватчиков населенного пункта Ягодвый,
Сталинградской области, группа бойцов и

самым различным приемам, стремясь на-
нести удар внезачно,

Несколько дней подряд калера-охотники
поддерживали с моря Фланг наших ча-
стей, оборонявших важнейший участок.
Были отбиты десятки атак вражеской
авиации. Постановкой дымовой завесы мы
не дали немецкой батарее возможности
“трелять точно, Тогда враг решил нанести
удар по катераи своими истребителями с
вдновременным налетом бомбардировщиков
на наши береговые об’екты.`

Во время стрельбы по бомбардировщикам
из-за гор на бреющем. полеть выскочили
истребители и устремились в атаку на ка-
тера. Мгновение потребовалось для чого,

щим бомбардировщикам и торцедным ка-
терам. необходимо нанести на специальные
щитки. Командиры орудий должны уметь
‘пользоваться этими таблицами. В подраз-
делении. катеров-охотников, которым  ко-
капитан-лейтенант  Ладонников,
применение подобных таблиц полностью

мандует

себя оправдало.

Стрельба по воздушных целям почтя
всегда открывается внезапно, и корректи-

ровать ев очень трудно. Командир кате-

ра или его помощник дают только пер-
установки, a дальнейшую
корректировку ведут сами командиры ору-
Смирнов,

воначальные

дий. Отаршины 2-й статьи
Яковлев и другие прекрасно справляются

Команлир корабля и старшина
статьи Лукаш, обстреливавший немедкие
самолеты из зенитного пулемета, моторист
старшина 1-й статьи Амелин и рулевой
Погодин, все другие члены экипажа знали
одно: их товарищам, защищавших Cra-
линград, нужны . снаряды, и они везли
их, прорываясь сквозь огненное кольцо,
уклоняясь от боуб.

Корабль подошел к берегу. Марагов-
ский выпрыгнул на промерзлую землю и
сказал, обращаясь к командиру-зртиллери-
сту:

— Принимайте груз.

Краснофлотцы помогли’ краслюармейцам
выгрузить ящики со снарядами. А когда
нагруженные машины уже собирались от-

Корректировщик засек их, пёренес отонь,
и они умолкли.

Грязнов был доволен. Находясь за мно-
го километров от корабля, OH вместе 9
всем боевым коллективом радовался ye-
цеху.

— Армейское командование передало
благодарность артиллеристам, — сообщил
он, — наш огонь оказал помощь подраз-
делению, действующему в районе Сталин-
града.

eer
Корабль шел к Сталингралу. На борту

его были снаряды и мин. Вдруг кидем
зацепили песок. Застопорили машины,

р an- подошел — Непонятно, в чем дело, — сказал
ку противника, сожгли и подбили Т№  командиров Красной Армии составила акт   чтобы на одном из катеров бопман Роко- ® этими обязанностями. На усвоение 1 ЖАР ПУБО политрук Гамбарг, — ведь глубина здеь
немецких тавков и истребили свыше  о нижеследующем: «Немецко-фашистские   1ов и старшина 2-Й статьи Боцанов от-  Млалшими командирами навыков ‘управле- — Спасибо вам, товарищи моряки. вполне достаточна для прохода, мы н
200 немецких автомзтчиков. Огнем 36-   разбойники ‘разорили колхозников насё-  крыли по истребителях огонь из крупно-  ПИЯ огнем нельзя жалеть времени, Они пожали друг другу руки. Затем ка-   раз ходили здесь.
нитной артиллерии  ‹бито 3 самолета   ленного пункта н угнали жителей изд ка-  калиберных пулеметов. Одновременно ко- Обстрел береговых батарей, дзотов, раз-   литан, пристально вглядываясь в лицо Оказалось, что разрывы немецких
противника. На другох участке маши   тержные работы в Германию. Из 144   мандир сделал резкий отворот. Немецеие личных огневых точек и других об’ектов   Мараговекого, спросил: авиабомб создали на реке новые перека-
Части заняли населенный пункт и Зах-  домов и других построек — 135 раз-   самолеты попытались сосредоточить огонь! противника на берегу — весьма сложная — Где я вас видел, уж очень знакомо   ты. На один из них и сел корабль,

ватили 50 вагонов с боеприпасами, 3
вагонз с медикаментами, склад  боепри-

рушено и уничтожено гитлеровцами, Не-

Ha другом катере, но и здесь атака была

задача. Затруднения возникают главным

мне ваше лицо?.. Да погодите... Вспом-

`Немцы усилили обстрел. Стрелять по

мецкие бандиты перерезали весь скот и  отбита. Фашистекие истребители, не при-  образом при оценке знаков падения.   нид. Мы в Киеве встречались... На ота®  ‘ цедвижущейся цели им быто легче. (5
пасов, склад горючего, склад продоволь-  уничтожили фруктовые сады. Гитлероз-  чинив ни малейшего урона катерам, поте-  Практика показывает, что, обстреливая   дионе. Вместе участвовали в соревнова- цалось берьезное положение, Как быть?
ствия, 36 орудий, 50 мотоциклов, 100   цы причинили колхозу и колхозникам   ряли один самолет. Успех боя во многом береговые цели, порою необходимо ис-  нии. Ваша фамилия Мараговский, Ведь мб а о
велосипедов и другое военное имущество.   убытки на несколько миллионов рублей».   зависел от того, что катера были готовы   пользовать для определения знзков паде- вы мастер спорт» и в соревнованиях Е ми р р .

Вечернее сообщение ЗО ноября.

В течение 30 ноября наши войска в
районе гор. Сталинграда и на Централь-
ном фронте, преодолевая упорное ‹опро-
тивление противника, продолжали на-
ступление на прежних направлениях.
$} яя

29 ноября частями нашей авиации на
различных участках фролта уничтожено
17 немецких танков, до 130 автомащив
© войсками и различными грузами, 50
п0в030Б © боеприпасами, подавлен отонь
10 артиллерийских батарей. рассеяно я
частью уничтожено до двух батальонов
пехоты противкика.

ЧА Е

няли ряд населенных пунктов. Против-
ник, опираясь на сильно укрепленные уз-
лы оборовы, бросает в контратаки подо-
шедшие резервы. Отражая контратаки и
продвигаясь вперед, советекие части на-
Посят немцам тяжелые потери. Бойцы
Н-ской части вотолько что освобожден-
HOM от гитлеровцев населенном пункте
васчитали 650 вражеских трупов и 7
сгоревших танков. Захвачены 6 орулий,
19 пулеметов, склад боеприпасов, склад
продовольствия и много различного воен-
ного имущества. На лругом участке на-
ши войска нанесли большое поражение
частям одной дивизии противника. Ha

мгновенно отразить внезапный удар, быст-
ро перенести огонь с одной цели на дру-
ryt, т

Выходя на новые рубежи, немцы обыч-
но стремятся сразу же пристрелять наи-
более важные точки (вход в порт, при-
чалы, склады, батареи и т. д.).  Подхо-
дить к Нолобкым местам или проходить
их надо быстро, искусно маневрируя, дей-
ствуя смело и решительно. Если же 96-
становка требует подхола к пристрелян-
ным пристаням, то следует учитывать,
с® немцы в подобных хлучаях не от-
крывают огня ло тех пор, пока корабль
не отдаст швартовы и. не заглущит м0-
торы. Поэтому подходить к пристаням,
находящемея вблизи занятой противни-

ния кроме фугасных и бронебойных сна-
рядов 45-миллиметровой артиллерии ещё
и осколочно-трассирующие. Прием чере-
дования снарядов дает хорошие  резуль-
таты. Особенно он полезен в ночных
условиях. Для ведения стрельбы разно-
родным боезапасом надо составить  спе-
циальную таблицу установки прицела, а
изменение его указывать в ходе боя.

Пулеметный огонь катеров. особенно
эффективен на дистанциях до 500—80
метров. .

Малые корабли, находясь длительное
время в море, имеют возможноеть ye-
нешио прикрывать флаяги наших =астей,
дезорганизуя вражескую оборону внезап-
ными ударами,

тогда взяли первенство по гимнастике.
Точно, — ответил Мараговский. .—
Это было в Киеве...

Они еще раз обменялись крепким руко*
пожатием. Затем, капитан вскочил на под-
ножку машины, а Мараговский отправил-
ея на свой корабль.

—-

ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 30
ноября. (По телеграфу от наш. корр.}. 0
каждым днем наши части, обороняющие
северо-затадные окраины Сталинграда, ак-
тивизируют действия, ломая сопротивле-
ние врага, продвигаются вперед. Корабли
флотилии непрерывно поддерживают на-

Под усиливающимся обстрелом он opra-
низовал переброску боезапаса к берегу на
‚шаюпках.

Кругом рвались снаряды, а краснофлог-
цы невозмутимо переправляли на берет
боезапас.

‘ Р. ЛЕОНИДОВ,

Огонь с волжских кораблей

командует старший лейтенант Воронин,
Огнем своих орудий военные моряки pac-
сеяли наступающую пехоту противника,
уничтожили три немецких огневых точки,

Полковник Горохов прислал телеграмму
на имя командира. канонерской лодки. В
ней говорится; «Очень благодарен за под-

В заводском районе Сталинграда на-   0ле боя остались сотни убитых немцев.   кои территореи, лучше кормой или ла- ступление частей Красной Армии.
ши Ghai eae НИЙ бой с т Нашими бойцами захвачено 16 орудий и   том, носом на выход, чтобы в любой мо-   та Выработанные пашими  катеринками   Под прикрытием минометного и’ пуле-   держку. Вражеская контратака отбита»,
ком, На южной окраине города наши немецких танков. мент лать полный ход, тверло зная, что ктическне приемы борьбы с Сухопут:   метного огня гитлеровцы пытались атако- Вчера ночью одна из наших частей сно-

войска вели активные $оевые действия
и очистили OT гитлеровцев ряд дзотов
и блиндажей, На одном участке два ба-
тзльона немецкой пехоты © 30 танками
пытались  контратаковать паши подраз-
деления. Потеряв в этом бою до 200
солдат и офицеров и 7 танков, против-
HER отступил на исходные позиции.
жжя

Северо-западнее  Сталинграль наши
войска вели бои в глубине обороны про-
тивникь ва восточном берегу Дона, 33-
нято несколько укреплений © разветвлен-
ной системой ходов сообщений,  дзотов,
противотанковых и противопехотных пре-
пятствий. Уничтожено свыше 800 не-
мецких солдат и офицеров, 13 танков,
29 орудий и 47 пулеметов. В занятом
вчерьу нашими частями укрелленном лунк-
те Вертячий захвачено 17 немецких тан-
ков. 5 орудий, 110 автомашин, 17 мо-
тоциклов, 50 подвод, склад амуниции
и склад фуража.

Налгихи летчиками в воздушных боях
ий огнем зенитной артиллерии нал полем
боя сбито 4 немецких самолета,

тия

Группа ленинградских партизан пусти-
1% под откое немецкий железнодорожный
эшелон. В результате крушения разбит
паровоз и 25 вагонов. Движение поездов
на этом участке железной дороги было
прекращено в течение двух суток.

wee

Югм-восточнее Нальчика советские ча-
сти недавно заняли одно осетинское се-
40. Онн установили, чт  гитлеровекие
бандиты за время оккупация ограбили
все’ население этого села. Гитлеровцы хо-
дили из дома в дом и отбирали продо-
вольствие. одежду и все сколько-нибудь
ценные вещи. Грабеж и разбой сопровож-
дались излевагельетвами над стариками и
женшинахи. Бандиты збили пюуполами
колхозниц Костуеву и Кокоеву. Семиде-

противиик при отходе откроег

огонь.
Отановиться на якорь в дневное время

в прифронтовой зонь нельзя ни при ка-
ких обстоятельствах. Командир одного сто-

катера

ным противником все более совершен:
ствуются, позволяя наносить фашистским
захватчикам наибольший урон.
Старший лейтенант В. МОСКАЛЮК.
Черноморский флот,

вать одно из подразделений части, которой
командует полковник Горохов. Решив во
что бы то ни стало вернуть потерянные
позиции, немцы открыли ураганный огонь,
На помощь нашим бойцам пришли артил-
леристы канонерской лодки, — которой

ва запросила огневую поддержку. Нужю
было заставить замолчать тяжелую бата-
рею немцев, которая ‘мешала продвижению
наших подразделений. ‘Артиллеристы ко“
рабля, где командиром капитан-лейтенаят
Кузнецов, подавили батарею противника.

Выбор позиции и маскировна речного корабля

Практика боевых действий речных ко-
раблей показала, насколько важно своев-
ременно и правильно избрать огневую по-
зицию и обеспечить маскировку корабля.
Артиллерийский  обетрел вражеских  yK-
реплений можно провести эффективно
AMM в том случае, если заранее подго-
товлена` огневая позиция. Это диктуется,
прежде всего,  стесненными условиями
маневрирования на реке.

Что значит выбрать хорошую огневую

став полностью использовал темное время
и до рассвета оборудовал огневую пюзи-
цию. Особенное внимание было обращено
на маскировку. Целый день корабль про-
стоял у берега, но противник его не 0б-

варужил.

На другой день поступило приказание
по скоплению вражеской

из районов Сталинграл-
ского фронта. Огонь вели прямой навод-
кой. Нам стала отвечать фоипистекая 2р-

открыть огонь
пехоты в одном

укрывала и от наблюдения с берега. Эту
огиевую о позицию противник заметил
лишь после ночной стрельбы, в результа-
те вопышек. Приведенный ‘факт подтвер-
ждает. что не следует стрелять днем и
ночью © одной и той же позиции. Для
ночных стрельб, кома противнику легче
обнаружить боевой корабль, кадо иметь
несколько позиций и не оставаться на
них после ночной стрельбы. При такой
организации враг будет введен в заблуж-

пунктом командир мог принять определен
ное решение. Стрелковая карточка п9мо-
гает управляющему огнем и орудийвых
расчетам быстрее начать огонь на порз-
жение. Известно немало случаев, когда
наши корабли уже со второго или треть-
его залпа переходили на пораженее скоп-
лений вражеских войск, но давая им в03-
можности быстро рассредоточиться.
Живучесть огневой позиции. обеспечи:
вается главным образом тщательной 320-

о сятилетний старик Сазтанов умер от то- ин избрать такое место, ва ко и rie р МАНЫ Got BMS СОХО BOT ПОНЩЛЬНЫЙ   хой о е6 маскировка м ортализадией 10

y , с аружить и стрелял i жного порядка’ на корабле, Командир ко-

Юго-западнее Сталинграда наши вой- Site SCRA Фо Па, торох корабль не могли бы заметить пи’ наугад. Сварялы падали е большим перо- Командир  артиллерийскою — корабля   рабля pean а ат ий
ска, преодолевая упорное сопротивление } a) ин с воздуха, ни с наблюдательных пунктов,   летом и рвались в близлежащем леске.

противника и отражая его контратаки,

бойны обнаружили 36 растерзанных тру-
пов пленных красноармейцев. Уестановле-

Ири этом корабль должен  слоять так,

Немного спустя нам сообщили. что во

доляен тщательно изучить и безукориз-

тельность маскировки и в случае необхо-

] ненво знать весь Saccelin penn, Konury-  ABMOCTH немедленно менять MACKEPOBOT
pO) уп: fs ЛИЧНЫХ   вре; у ‘ т у } > :
‚ продолжали успешное ЕН м но. что немецко-фашистские  мерзавцы чтобы ef Mor Ha asta si oh aren нашей стрельбы даже ве было за рацию берега, глубины, растительность на   НЫЙ материзл. Вахтенная служа должна
течение ДНЯ В боях уничтожено 10 . подвергли пленных красноа мей ё IIT дистанииях, имея A bi р CT Me€THO вспышек, Произошло это потому, берегах, подходы к HEM ит. п. Bee STO следить за тем, чтобы Ha верхней палубе
вражеских солдат и офицеров. 12 танков, т у р DMCHTES, рела. Выбирая огневую позипию, необхо-   что со стороны корабля ярко светило т

15 орудий, 14 минометов. 65 пулеметов,
разрушено 36 дзотов и блинлажей, Бой-
  пы под командованием тов, Черного вы-
били немцев из населенного пункта,
превращенного ими в укрепленный узел
обороны. Не выдержав совместного удара
вртиллерии, танков и пехоты, противник,
бросив оружие и военное ихущество, пос-
пешно отступил. На улицах населенного
пункта полечитано свыше 300 вражеских
трупов. Уничтожено 9 орудий, 4% пуле-
мета, захвачено несколько складов с воец-
ным ‘имуществом, Взяты пленные.
жа

Ha Центральном фронте наши войска
зели упорные наступательные бои и за-

кам, а потом расстреляли их.

тя

Немепкие газеты сообщают 06 арёстах
и ‘расетрелах лиц, «выражающих  нело-
вольство войной и неверие в победу Гер-
мания». В Лейпциге эсэсовцы и полицяя
зрестовали 130 рабочих. В Древдене уво-
лена и арестована большая группа фа-
шистских чиновников «за равнолущие и
пассивность в борьбе против недоволь-
гых элементов». Гитлеровцы усилили
репрессии и против иностранных pabo-
чих. На одном военном заводе в Берлине
эни арестовали 80 итальянцев и фран-
пузов, не выпознивших нормы  выра-
ботки.

; Я es. 4
у ных кораблей, Выбор запасных позиций — не менее   Выбранвая артиллерийская, позиция ИинЫ мя, затем продолжать вы
ОТВАЖНЫЕ АРТИЛЛЕРИСТЫ - Вапонерские лодки вашей флотилии в   важное дело, чем выбор основных. В лю-   должна иметь свою документашию и а. ОНОВНОЙ Задачи: При.
боях за Сталинград провели немало у- бую минуту запасная огневая позиция   стрелковую карточку. Командир обязан казала, что такие перерызы крайне

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 ноября.

них огневых позиций и открыли огонь по

димо предусмотреть  организапию основ-
ных м вепомогательных наблюдательных
пунктов. Все это требует, чтобы коман-
дир-артиллерист еше до выход» корабля
на позицию ознакомилея с местностью в
районе действий, заранее составил стрел-
ковые карточки, выбрал ориентиры на
местности и вепомогательные точки на-
водки.

Огневая позиция должна позволять AD-
тиллеристам использовать все виды 50%-
запаса. предназначенного для дамного ка-
либра. Например, известно, что не с
каждой позиции можно стрелять дистач-
ционной гранатой. Наибольший эффект
применения ее достигается при усаевии.
если шртивник расположен вблизи реч-

пежных стрельб и нанесли  протизнику

солнце, и что мы тщательно замаекиро-
валиеь. Только после трех стрельб, провё-
денных кораблем с этой позиции, против-
вик обнаружил его и открыл прицельный
огонь. Требовалось немедленно перейти в
другое место.

Мы имели заракее подготовленную за-
пасную позинию. Как только враг начал
обстрел, корабль, прижимаясь к берегу,
ушел на новое место. Маневр был пронз-
велен так искусно, что противнику уда-
лось заметить лишь начало его. Корабль
быстро зашел за островок, расположен-
ный вблизи, и снова оказался в безопас-
ности, Ясно, что этот маневр был преду-
смотрен заранее, при выборе огневой по-
SHITHE,

может стать осповной. Поэтому при вы-

облегчит командиру выбор огневой пози-
ции. ^

Олин из кораблей нашей флотилии,
благодаря умело выбранной и хорошо 0бо-
рудованной огневой позиции. действовал
с нее свыше двух месяцев и провел 6бо-
лее стё стрельб. Враг неоднократно ра-
зыскивал его © воздуха, бомбил окружаю-
щую местность, но так ничем и но 96-
наружил. Немецкие артиллерибты всячес-
ки помогали своим летчикам, При появае-
нии самолемв в районе действий кано-
нерской лодки фапистские артналеристы
пользовались звукозасечками и пытались
ставить разрывами шрапнели репера над
кораблем. Но и это не помогло. Репера
имели значительные выносы.

тщательно изучить каждый сектор и при-

не было излишнего хождения ‘и скоплевия
людей. Иначе это может привести к 19
му, что противник преждевременно эбна-
ружит корабль.

Весьма большую роль играют и He
блюдатели за воздухом. При появлевив
вражеских самолетов они обязаны немет
ленно оповестить 06 - этом  вахтевною
командира. Последний, тотчас отдает при-

казание © немедленном уходе личного 64-,

става в укрытие. Особенно важна роль
ваблюдателей во время самой стрельбы,
когда самолеты ‘противпика пытаются 0-
варужить корабль по вспышкам выстре-
лов. Если же воздушный враг бут
своевременно замечен, то путем перерыва
В стрельбе можно спокойно переждать ва-

необходимы, иначе время пребывания Ha

(Спец. корр. ТАСС). Враг готовился к на-   вражеской пехоте, изготовившейся для   огромный уров. В достижении этого успе-   бор ве необходимо предусмотреть си   стрелять его, указать орудийным расче-  ПОЗИЦИи будег незначительным.
ступлению. Одновременно в артиллерий-   атаки. Тщетно пытались немецкие бомбар-   ха большую роль выграли правильный   учесть все для успешной стрельбы по  там необходимые ориентиры, ознакомить Артиллеристы нашей флотилии пако-
ской подготовкой началась яростная бом-   дировщики полавить огонь смельчаков-ар- выбор огневых позиний и тмательная   врагу. © ними наводчиков, учесть, какие мини-   Или богатый опыт в боях за Сталинграх.

бежка лаших позиций с воздуха. В такое
время батареи обычно молчат, чтобы не
обнаружить себя. Иначе решили’ действо-
‘вать командиры орудий Иванин, Михай-
лов и Хоткевич.

Получив разрешение командования, они
откатили свои орудия в сторону от преж-

Ши

тиллеристов. Как только самолеты уходи-
ли за новым грузом, орудия спешно ме-
няли позиции. Когла поредевшие ряды
фашистов бросились в атаку, они были
накрыты массированным огнем наших ба-
тарей. Вражескал атака захлебнулась.

маскировка. Канонерокая лодка № провела
песколько десятков дневных и кочных
стрельб. Пе раз приходилось вести огонь
по врагу и прямой наводкой.

‚Однажды корабль занял позицию в
лвух километрах от немецких укреплений.
Переход совершалея ночью. Личный со-

Наша канонерская лодка однажды про-
вела, не меняя огневой позиции; семь ap-
тиллерийских налетов. Немпам никак не
Удавалось обнаружить нас. Корабль стоял
так, что почти сливалея с линией бере-
4, и поэтому пе был замечен с воздуха:
Хорошая маскировка так же надежно его

мальные и макоимальные прицелы будут
иметь орудия. при стрельбе с этой пози-
ЦИИ,

Отрелковую карточку в равной мере
должны знать и артиллерист и командир
корабля. Это необходимо для того. чтобы
В случае потери связи с наблюдательным

Задача заключается в том, чтобы глуб-
KO и основательно изучить все провелен-
нью флотилией бой и сдедать этот цен-
ный опыт достоянием других.

Старший . лейтенгнт Н. ВОРОНИН,

Волжская военная
енная флотилия. (По теде*
графу).