1 декабря 1942 г, № 282 (1233)

Бе 8 ео
сликии Ma
Сы : ЧЕ НЫ <)

Bocemh лет отделяют нас от того де:
кабрьского дня, когда от подлой руки
убийцы, подосланиого троцкистеко-зиновь-
елской агентурой фашизма, погиб Сергей
Миронович Киров. И все так же свежа

боль утраты, и все так же тяжко созна-
ние, что нет в живых неутомимого Киро-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ОИОТ

листической индустриализации страны И

Антифашистский гаитинг работников:
искусств и литературы

29 ноября в Москве в Колонном зале  ры и искусства, Это было начало плинч
коллективизации сельского хозяйства. Дома союзов состоялся, антифашистский   ной, пепи кровавых злолеяний людоела-

Он бывал на заволах и в колхозах, в  митинг работников искусств и литерату-   Гитлера, охваченного сумасбродной  мы-
воинских частях и на военных кораблях,   ры. елью — уничтожить Россию, русский P
в школах и в геологических экспедициях. На матинг собралось более лвух тысяч   народ, русскую культуру.
Всесторонне образованный человек, он  представителей русской, украинской, бе-  Так война ворвалась в мирную жизнв
внимательно следил за работой ученых я   лорусской, азербайлжанской, грузинской   Хуложественного театра.

ворением: они помнили Кирова юлковод-
ца, Кирова — политического руководите-
ля красноармейцев и военных моряков во
время знаменитой обороны Астрахани,
Киров был крупнейшим партийным ра-
ботником, строителем советского государ-
ства, его могучей социалистической эко-

германского фашизма. Полтора лесятиле-
тия прошли, и мы слышим живой 10100
больтевиетского трибуна:
«Мы знали, что мы вышли на п0сл61-
ний и решительный бой, и это, товарищи,
решало дело. Каждый рабочий, кажлый
честный трудящийся крестьянин понимал,

ва — любимца партии и народа, пламен-   н
оми ‘
ного трибуна, великого патриота; И еще т ВОВ мы ‚мощи и культуры.   что, взявши фабрикии заволы у капита- изобретателей и поражал их глубиной   художественной интеллигенции, Бурной  ``Мы ушди из Минска. унося © ©0608
острее ненависть к черному Фэшистекому   сталинская р и полной мере применима   листов, отняв землю у помещиков,  Вер-   своих познаний. Простой и обаятельный в   овацией встречают собравшиеся прелл9-   чувство боли, венависти и гнева,
рмула о политическом лея-  нуть обратно эти фабрики и заводы, OT- обращенни с людьми. он душевио бесело-   жение избрать в почетный президиум И с этой минуты все наши мысли и

лагерю.

Троцкистско-зиновьевекие бандиты, дей- Ворошилова,

чувства. все искусство Художественного
Микоя- у у у

товарищей Сталина, Молотова,
театра прониклись, войной, стали муже-

вал с рабочими и колхозниками.  красно-
Кагановича, Калинина. Андреева,

теле ленинского типа: ясност
: ь и опреде-
армейпами и краснофлотцами. командира-

р дать обратно эти помещичьи владения —
ленность; бесстрашие в бою и. беспощад- ; 9

значит ввергнуть себя снова в такую ка-

ствовавшие по указке гитлеровской раз-
ведки; не случайно целили в Кирова; Они
знали, какое большое место занимал
Киров в партии‘ и государстве, знали, ка-
хая титаническая работа лежала на пле-
чах этого виднейшего деятеля нашей
раны, с какой страстной  непримири-
мостью он, один из ближайших учеников
и соратников Сталина, боролся за чистоту’
большевистских рядов, против врагов
партии ‘и народа. Целясь в Кирова,
фашистские выродки целились в наш на-
pox. Убивая Кирова, гитлеровские наем-
ники стремились нанести удар нашей
партии, вызвать сумятицу и смятение в
ве рядах, Но бандиты жестоко просчита-
лись. Наш народ, руководимый” партией
большевиков, разоблачил и уничтожил
шайку предателей и изменников, раздавил
формировавшуюся фашистами «пятую `ко-
лонну», и это было первым поражением
гитлеровцев в их войне против СССР.

Имя Кирова, его светлый образ, его. ге-
роические дела будут вечно жить в серд-
це и памяти человечества,

Киров вобрал в себл лучшие черты
великого русского народа: его свободолю-
бие и прямоту, честность и энергию, ши-
рокий размах и творческое дерзновение.
(ын нужды, он с юных лет возненавидел
тиранию, возненавидел все, что порабо-
щает народ, обрекает ем на лишения,
невзгоды, невежество.

(стрый, пытливый ум Кирова упорно
искал ответа на вопрос, мучивший мно-
гих патриотов: где выход? Марксистеко-
ленинская наука ответила юноше Kuposy
на этот вопрос, — он увидел силу, спо-
собную сбить с трудящихся оковы экс-
плоатации, силу, способную возвеличить
родное отечество, сделать его свободным,
богатым, могучим, Киров, не колебляеь,
ал под знамя Ленина — Сталина, свя-
зал свою судьбу с борющимея пролетари-
ом и. несгибаемый воин, до последне-
то вздоха был верен бесемертному делу со-
циалистической революции, стяжавшей на-
шей родине всеобщую славу.

Киров с честью прошел  благодарный,
no тяжкий путь большевика-подпольщи-
к,  профессионального революционера.
Этог путь,. которым шла вся старая
ленинеко-сТалинская когорта, был полон
огромных испытаний. Это был великий,
исторически неизбежный, ню ‚опасный
труд; только истинные большевики с19-
‘обны были не согнуться под его тяже-
стью. ;

Ко времени революции 1917 года
Киров Уже был виднейшим  партийцем,
умулренным большим  организатореким,
пропагандистским, теоретическим опытом.

Октябрьская революция в еще ‘большей
мере раскрыла яркое и многообразное да-
ювание Кирова.

Киров строил советскую ‘власть Ha
Кавказе, и тоько ему по плечу оказа-
лось решение этой задачи в сложном ла-
биринте многонационального края, где
царизм, & за ним белогвардейщина вся-
чески насаждали вражду среди’ народов,
стремились разжечь междоусобицу, отра-
вить сознание масс ядом шовинистической
и пационалистической  демагогии. Но
Киров искусно обходил все ‘подводные ри-
QM, сокрушал барьеры,  воздвигавшиеся
врагами на пути молодой советской влас-
ти, словом и делом, непреоборимой силой
воли привлек массы на сторону большеви-
ков:

Киров был одним из виднейших строп-
телей вооруженных сил советского Госу-
дарства. Когдав десятую тодовщину Крас-
ной Армии и Красного Флота правитель-
ство наградило Сергея Мироновича орде-
ком. Красного Знамени, ветераны граждан-
ской войны встретили весть 06 этой на-
граде с величайшей радостью и удовлет-

тде нужны

ОЗС ды ИМЕНИЕ

ность к врагам народа; отсутствие всякой

паники, всякого подобия паники перед ли-
WOM опасностей; мудрость и неторопли-
вость при решении сложных — вопросов,
всесторонняя ориентация и
всесторонний учет всех плюсов и мину-
сов; правдивость и честность; ленинекая
любовь к своему народу. any
Верный ученик Ленина и Сталина,
Киров был беспредельно предан... делу
рабочего класса, делу трудящихся. Этому

делу были. подзинены. зся его жизнь, все

его помыслы.

‚Во всем облике Кирова — несгибаемо-
о революционного вождя и полководца-—
сквозили бесстрашие и презрение к смер-
ти. За это его горячо любили трудящиеся
массы. и смело шли за ним в огонь. За
это его боялись и ненавидели враги. наро-
да. Еще в Астрахани  белогвардейцы в
анонимных письмах  грозились убить

Кирова. Он отвечал им: «...Пусть не ра-

луются белогвардейские агенты, предвку-
шая удовольствие видеть всех нас болта:
щимися на столбах», и железной рукой
наводил твердый военный порядок, бес-
пощадно расправляясь с врагами социали-
стического отечества.

Глубочайшая убежденность в правоте
ленинско-сталинского дела, непреоборимал
вера в победу советской власти, неисся-
каемая жизнерадостность и оптимизм бы-

ли органическими чертами Кирова. Нельзя`
без волнения читать вдохновенные слова

Кирова, произнесенные им в Ленинграде
в десятую годовщину Октябрьской рево-
люции. Они звучат так свежо, будто ска-
заны в наши дни. Они кАк бы обра-
щены к советским воинам, героически
сражающимся теперь с дикими ордами

С. М. Киров и военные моряки

Это было осенью 193% года. Эскадра
тораблей Краснознаменного Балтийского
флота совершала ‘учебный поход. Среди
участников похода на борту Флагманского
корабля находился человек в штатском.
(н часто полвлялся на мостике, на палуое
среди краснофлотцев, в кубриках и других
служебных помещениях. Беседуя с моря-
тами, он расспрыпивал их © службе и
быте на корабле, о самом линкоре и его
нащении. Вечерами его видели в кают-
омпании, Краснофлотцы, свободные от
мхт и нарядов, устраивали вечера само-
деятельности — пели, танцовали, расска-
зывали, Человек в штатском — это был
(ергей Миронович Киров — отдыхал Ha
тих вечерах вместе с экипажем. .

Через три дня, покидая борт линкора,
(ергей Миронович заметил:

— Живете и работаете вы хорошо.
Уезжать не хочется от вас. 5

А в книге почетных посетителей запи-
cal:

‹..Пролетарии Jlennurpaya не сомне-
ваются, что зоркий часовой нашего слав”
вого города — краснознаменные балтийцы
Kenko овладевают военной и политиче-
ской учебой и тем обеспечивают наше
фщее победоносно — социалистическое
строительство под руководством Коммуни-
стической партии и ee испытанного руле-
юго товарища Сталина».

С тех пор, как были написаны эти
‘лова, минуло десять лет. Злодейская PY-
ка фашистского наймита оборвала Жизнь
Кирова, но память о нем живет в сердцах
балтийцев, в сердцах всех трудящихся на-
шей родины. 2

Вея полиическая деятельность Кирова
после Великой Октябрьской Социалистиче-
ской Революции была тесно связана с
военными моряками. В годы гражданской
войны Киров принимал деятбльное уча-
стие в создании Волжской военпой Флоти-
лии и в руководстве ее боевыми действия-
ми, Позднее, в Ваку, Киров был связан с
моряками-каспайцами. В Ленинграде пиры

отдать врагу устье

активном содействии С. М. Кирова’ модер-
низировались старые и закладывались но-
вые военные корабли, начиналось  Строи-
тельство мощного Военно-Морского Флота
CCCP. Вместе’ с товарищем Сталиным
С.М. Киров посещал первые военные ко-
рабли, пришедшие на (север, намечал пла-
ны дальнейшего строительства Северного
флота.

Замечательной страницей истории на-
mero государства была и остается оборона
Астрахани в годы гражланокой, войны.
Посланец Ленина и Сталина, Киров же-
зезной рукой наводил порядок В городе.
Респощадно расправляясь с врагами наро-
да; организуя твердый революционный 10-
рядок в городе, без
руководил обороной Астрахани. Троцкист-
ские негодяи намеревались оставить город,
Волги. Но Киров от-

стаивал Астрахань всеми силами и средет-
а величайшей опасности, нависшей
над Югом, когда численно превосходящий
враг наседал со всех сторон, разлался
решительный голос Кирова: «Пока в Аст-
рахансном ирае есть хоть один, коммунист,
устье рени Волги было, есть и будет сб-
CHUM», .
99 Осажденная с моря и с суши, Астра-
хань стала неприступной крепостью.
Здесь, в Астрахани, закладывались 9с-
новы дружбы Сергея Мироновича с, воен-
ными моряками. Под руководством Кирова
Ролжеко-каспийская флотилия преврати-
лась в крепкий боевой организм, спосо®-
ный к выполнению любых, самых  труд-

пых заданий.
Весной 191
лии вышла в №

9 года часть судов флоти-
ре. На одном из кораблей
y : acTBoBad B olle-
mea Киров. Они лично уч
рации по занятию форта Александровский
`ъпилак.

на полуострове Мангышл
Киров ночью высадился на берег, и, в
то время как группы моряков поспешно
направились во вражеские казармы и кре-
пость, он с отрадом из тридцати моряков

ео

Сепгей Миронович искусно

балу, перед которой прошлая кабала пока-
жется раем. Мы знали, что, если мы HO
сумеем противостоять натиску наших
врагов, на наших спинах будут совер-
Wath победную тризну... нам отомстят,
смертельно отомстят... Мы знали, когда
выходили на первые баррикады Великого
Озтября, что мы выходим на  посдедиий
и решительный бой. На наших знаменах
кровью лучших из нас было написано:
«Смерть или побела», и мы смело шали
туда, где была смерть, но мы твердо зн3-
ли, что, умирая, мы обеспечим победу». _
этими же словами: «Смерть
победа» идут сейчас в бой
советских бойцов, и они твердо убеждены,
что на полях сражений, тде смерть под-
стерегает на каждом шагу, они разлавят
смерть — фашизи — и  завоюют CBOeMy
народу, всему человечеству жизнь —
победу. И в победе СССР над чудбвищ-
ными силами фашизма будет много от
пруда. от ума и сердца Кирова, так много
слелавшего для усиления могущества на-
шей родины, укрепления ее обороноспо-
собности. ‘
Кирову — энергичному проводнику ста-
линских планов— страна обязана созда
нием первоклассной бакинской нефтяной
промышленности, основы реконструкции
которой он заложил, будучи руководителем
азербайджанской организации.  Кирову
странз обязана превращением Ленинграда
в могучий центр советского машинострое-
ния, в том числе и судостроения, Киров
пробудил к жизни несметные богатства
недр Заполярья:
Человек необычайной работоспособности
и кипучей энергии, Киров страстно’ б0-
ролея за победу сталинского плана социз-

se EES 4 vss

бросился к радиостанции, которая и была
захвачена. Занятие радиостанции не было
известно белым. Это помогло нашим
частям получить ценные сведения © пе-
редвижении врага, 0 местопребывании
белогвардейского генерала Гришина-Алма-
зова, взятого вместе с’пароходом, Ha ко-
тором он шел.

В этой и в других операциях Киров
учил моряков действовать энергично, сме-
ло, вырывать инициативу из рук против+
ника, уничтожать врагов, не дожидаясь
нападения.

Замечательную победу одержали моряки
в боях, предрешивших разгром главных
сил белых, сосредоточенных в районе се-
ла Ганюшкино. Операция эта была ocy-
ществлена под- руководством Кирова и
Куйбышева. Отряд  моряков-десантников
‚состоял из балтийцев. В тяжелых услови-
ях осенней распутицы они за двое суток
прошли 90 километров и ударили по бе-
лым с тыла, Разгром был полный. Киров,
сообщая 0б этом ПК партии и Ленину,
высоко оценил самоотверженность peBo-
люционных матросов, героических защит-
ников мололой Советской республики.

Дружба Кирова с военными моряками,
основы которой были заложены в огие
гражданской войны, не прерывалась до са-
мых последних дней замечательной жизни
выдающегося деятеля нашей партии и над-
шего государства.

На посту руководителя ленинградской
партийной организации Киров много ра-
ботал над укреплением обороны Советского
(оюза, над воссозланием боевой мощи
Краснознаменного Балтийского флота, «Мы
были бы плохими защитниками нащей
страны, если бы не побеспокоились еще
0б усилении нашей морской обороны», —
говорил Киров большевикам флота.

Киров являл с0б0ю пример человека, у
которого слово всегда подкреплялось де-
лом. Он хотел видеть наш Флот могучим,
И он делал все для усиления его мощи.

Киров внимательно следил за тем, как
на ленинградских судостроительных ‘заво-
дах ремонтировались старые ‘и строились
новые корабли. Он часто сам приезжал на

горение заражали тысячи и тысячи лю:
лей и рожлали героев труда.

ми и академиками, студентами и пионерз-
ми. Он восхишалея’ творческой
советских людей, но вт
вилел и недостатки в работ
ный и честный,
собеседникам открыто в лицо,
критически видеть промахи, без которых
хеятельность масс будет еще более эффек-
тивной. Не успокаиваться на достигнутом,
только вперед! — было левизом Кирова.

же время он
и, прямолуш-
говорил 06 этом своим

Его неутомимость, оптимизм, творческое

под руководством и при непосредственном
участии Кирова.

Радуясь успехам мирного созихательно-
го труда, Сергей Миронович неустаино
напоминал советским людям, что империа-
листические хищники не преминут BOC-
пользоваться первой же возможностью’ для
нападения на СССР. Отсюла вывод: по-
стоянная бдительность,  зоркость, оборон-
ная готовность! Киров говорил: «...Мы
сделаем ошибку, если забудем 06 этом
хоть на минуту, если ме будем всемерно
укреплять наши границы, нашу Красную
армию и Красный Флот».

Прозорливый и мудрый политик, Киров
сразу же после захвата гитлеровцами вла-
сти в Герузнии указывал нах немецких
фашистов как на преступных поджигате-
лей разбойничьей войны. Призывая к на--
стороженности 110 отношению к гитлеров-
цам, разоблачая их хищнические замыс-
лы, Киров говорил:

«Авантюристы, вее более и более т6-
ряющие голову, носятся ¢ сумаебродны-
ми планами, с идеями, достойными людей
из сумастиедшего дома. Это должно заста-
вить нас быть еще больше на-чеку, еще
болес крепить оборону и военную мощь
нашей страны...

Мы можем сказать совершенно  тверхо,
что если несколько лет тому назал рабо-
чий класс, идя рука 0б руку с крестьян-
ством, поворачивая горы внутри своей
страны, умел защищать гранипы Совет-
ской страны от нападения извне, то те-
перь, когда мы стали несравненно силь-
нее, когда мы вооружили Ирасную армию

или   передовой техникой, Страна советов суме-
миллионы   ет постоять за себя»,

Весь ход отечественной войны  совет-
ского нарола против гитлеровской Герма-
вии показывает жизненность и правоту
кировеких ©лов. Гитлеровским орлам ула-
лось захватить: всю Европу, но Только
Страна советов сумела постоять за себя, в
Созетском Союзе. гитлерювские орлы на-
ходят и найлут свою гибель.

С огромной, покоряющей силой звучат
сейчас слова Кирова: «...Все наши жертвы,
вв наши невзгоды, вея кровь, которую:
мы пролили, послужат великому  оплодот-
ворению той земля, которую мы с вами...
вышли освобождать от темноты, невеже-
ства, несправедливости, угнетения и из-
девательства...»

Свою прекрасную жизнь Киров оотлал
народу, его кровь тоже оплодотворила землю.
которую советские люли, вдохновляемые
образом таких великих борцов, каким был
Киров, беззаветно отстаивают от смертель-
ного врага  свободолюбивого  человече-

ства. Побела над фашизмом будет лучшим,
М. Кирову.
H

достойнейших памятником C,

заводы, наблюдал за ходом работ, торопил
судостроителей. «Стройте корабли быстрее,
дешевле, прочнее, овладевайте высотами
современной техники судостроения», —
товорил Сергей Миронович.

Такое же требование — приложить всё
усилия для укрепления Военно-Морского
Флота — Киров пред’являл и к военным
морякам.

Прозорливый и дальновидный политик,

на. Жданова, Хрущева, Берия. Шверника,
энергией   Маленкова, Щербакова. Вознесенского:

А, Н. Толстой,

призывая   войн грохот пушек должен
толос поэта, искусство во время
должно
ститься, & то и замолчать.
советский нарол находит в себе все боль-
ше и больше нравственных сил в крова-
вой и упорной борьбе с армией пешерных
люлей, организованных фашизмом, все на-

Как бы ни был занят Киров, он ни на   стоятельнее трфбует от своего искусства
один день не упускал из поля зрения во-
просов обороны, Модернизация старых
строительство новых кораблей Краснозна-
менной Балтики, защита` Ленинграда, раз-
вертывание военной промышленности, мо-
билизационные планы. изобретения, име-
ющие оборонный характер, боевая  подго-
товка частей Красной Армии и кораблей   ле —
Балтийского флота — все это проходило   кусство умеет пламенно любить и умеет

больших слов о большой правде,
и   шом добре.
войны становится голосом героической лу-
ши нарола. Мы собрались сегодня в Моск-
ве. чтобы всему миру, всем лрузьям на-
шим рассказать о наших делах, мыслях

Митинг открыл писатель академик

— Казалось бы, по примеру прежних
был заглушить
войны
свое качество,  упро-

Понизить -
Her! Воюющий

о боль-

Советское искусство в дни

и чувствах, о нашей непоколебимой во-
бороться и победить. Советское ис-

огненно и хейственно ненавидеть. В не-
нависти к врагам наше искусство почери-
нуло глубокую нравственную творческую
тему, и оттого оно сверкает, как меч нах
головой врага,

На митинге выступали: заслуженный
деятель искусств РСФСР композитор Д. Д.
Шостакович, президент Академии архи-
тектуры В. А. Веснин, народная артистка
СССР В. В. Барсова, заслуженный лея-
тель искусств РСФСР художник А. М. Ге-
расимов, предселатель Комитета по делам
искусств при СНК СССР М. Б. Храпченко,
народный артист СССР И. М, Москвин,
украинский писатель Микола Бажан, на-
родный артист РСФСР Н. К. Черкасов, на-
родная артистка СССР Л. П. Александров“
ская, азербайджанский писатель Самед
Вургун, заслуженный  леятель искусств
РСФСР. кинорежиссер И. А. Пырьев, за-
служенный деятель искусств УССР А. п.
Довженко, народный артист РСФСР
И. Я. Судаков.

— Много горя принес человечеству
фашизм, — говорит в своем выступлении
Шостакович. — Залачей всего человечест-
ва является полное его уничтожение и
созлание таких условий жизни, при кото-
рых фашизм ни при каких обстоятель-
ствах не мог бы возродиться, Гатлеризм—
враг искусства. Он несет человечеству
рабство, голол, смерть. А искусство ие
может существовать там, где человечество
порабощено, где человеческое достоинство
попрано, где человек сведен к положению
раба. Так неужели же мы. работлики ис-
кусства, можем равнолушно- взирать, как

жесгокий ванлал наступает на горло на-.

шим. музам? Не бывать этому! Заклей-
мить фашизм, разжечь ненависть к нему,
показать ‘средствами искусства подлинное
обличие гитлеризма, воодушевить наших
воинов—вот в чему должно быть устрем-
лено сегодня все наше творчество.

0бвинительным актом фашистскам гро-
милам прозвучала речь В. А. Веснина.
Летом этого года мне пришлось по-
бывать в Истре. Я направился к таким
знакомым мне стенам Ново-Иерусалимско-
то монастыря. и еще издали передо мной
развернулось зрелище, наполнившее меня
болью и ужасом: замечательный собор,
этот уникальный памятник русского зод-
чества, стоял обезглавленный. Взрыв был
произведен ¢ методической ‚ расчетливо-
стью. Немцы взорвали как раз те части
монастыря. которые представляли  ная-
большую ценность в архитектурном и
историческом отношении. ;

Эта разрушительная, варварская  мис-
сия планомерно осуществляется гитлеров-
скими полчищами во временно оккупиро-
ванных ими областях нашей страны.

Кара не за горами, возмездие
сурово! Ее не избежать ни Гитаеру,
его гнусным приспешникам!

Председатель презилиума
Союза советских художников

булет
НИ

оргкомитета
заслужен-

ный деятель искусств А. М. Герасимов
говорит:

— Сокровища Петергофа, Павловска,
Детского Села, архитектура Новгорода,

дворец Бахчисарая, Истринский собор. Яс-
ная Поляна, библиотеки, театры, музеи
Киева, Харькова, Минска и Чернигова п
сотни других хранилиш и памятников На-
шей культуры — не случайные, вызван-

ственнее,

суровее. беспошалнее.

Фашизму никогла не уластся сломить

могучий лух русского народа. уничтожать
‘его независимость, растоптать его куль-
туру. Поднявший меч против наб погиб-
нет сам. На том стояла и стоит русская
земля!

У инкрофона украшнский писатель

Микола Бажан:

— Больше года на земле Украины

свирепствует «новый порялок» — «10-
рядок»
«порядок»
лок» ограбления и уничтожения стравы.
Но не навязать фашистам рабства
томкам Святослава,
правнукам

истребления украинского нарола,
убийств и грабежей, «поря-

m0
Данилы Галицкого,
Богдана Хмельнипкого, вну-
кам Шевченко и Ивана Франка, сыновьям

Пархоменко и Шорса.

Немцы — это пунктуальные и расчет
ливые громилы. Но наша месть тоже 6бу-
лет пунктуальной. Час расплаты близок.
Во имя побелы над фашистскими оккунанз
тами трудятся украинские ученые. во имя
победы творят украинские художники, пиз
сатели. артисты. :

Тесной дружбе работников искусств 6
бойцами Красной Армии посвящает свою
речь народный артист РСФСР Н. К. Чер-
касов.

С волнением слушают собравшиеся
рассказ народной артистки СССР Л. Алек
сандровсной 0 зверствах. чивимых THT
леровпами на ее ролине — Белоруссии:

— Горит в луше належла на скорое ос-
вобокление Белоруссии, Добрые Becta
идут со Сталинградского и Центрального
фронтов. Немеш уще почувствовал, Что
значит воевать © великой и непобедимой
Россией.  Сбываются пророческие слова
палиего Сталина: «Будет и ва нашей
улипе праздник». Сбудутся наши надеж-
лы на скорое освобождение родной Бело+
русени. i

С яркой речью выступалт  азербайдя
жанский поэт бамед Вургун:

5 богатствам народов Кавказа, хотят раз-
воровать и уничтожить их Культурные
ценности. как уничтожили они священ-

Тараса Шевченко.

Красная Армия, сыны свобохолюбивого
Кавказа — азербайджанцы, грузины, ар=
мяне и другие наролы не отдадут Бавказ
‘на  поругание и разорение фашистоким
варварам.

Пламенная ненависть и гнев против

немецких захватчиков звучат в речи киз

порежиссера и
MEHKO!

— В плену наша мать, наша старая
украинская земля!

Миллионы мужчин, женщин увезены
немецкими
заводы, шахты. лороги, Увезены дивча-
то в немепкие публичные дома, в няньки,
в прислуги, в былло. Немепко-фашистские
мёрзавпы уничтожили во всех библиоте-
ках Украины всю историческую литера
туру украинского народа, разграбили

писателя Аленсандра Дов“

— Фашистекие палачи жално стремятся

ное наследие Льва Толетого, Чайковокого:

разбойниками в неволю Ha

a

произведения искусства — картины,
скульптуру, ковры. вышивки. книги, ру)
кописи, — все духовные ценности нач

рода. И
Но как бы нам ни было трудно, как)

бителям по нашей земле! Никогда им HO

бы ни было горько, не долго гулять гра-
погасить свет в душе нашего народа. el

верим в нашу победу. как в историче-  .

скую неизбежность, и эта вера никогда
не оставит нас. И

С исключительным воодушевлением уча= р
стники митинга приняли приветствие
товарищу Сталину. В течение нескольких
минут в зале не умолкали бурные апло-

кого вождя советского народа.

— Мы даем Вам слово,
Сталин, — говорится в приветствии. —
создавать все новые и новые  художе-
ственные произведения, которые будут’
воодушевлять наш народ на беспощад-
ную борьбу с фашистскими оккупантами,
звать его на священную борьбу до кон-)
па. ло победы. Перед липом мирового ©б-

лей. Мы, очевидцы и Участники этой’

ученик и соратник Ленина и Сталина, 01   ные военной обстановкой, разрушения и   борьбы, сделаем все, чтобы она оковчи-

яено представлял себе, ` какие опасности
угрожают нашей стране со стороны импе-
риалистических хищников, Kak важна
оборона Ленинграда. :

(Сейчас, в дни отечественной войны со-
ветского нарола против германского фа-
шиама, балтийцы с горлостью. могут  ска-
зать, что этот наказ Сергея Мироновича
нерушимо выполняется. 14 месяцев враг
топчется у ворот Ленинграда, — эти во-

‚уничтожения культурных ценностей. Это
всесторонне пролуманная стратегия и
тактика гитлеровских громил и разбойни-
ков. Безумная попытка, преступная цель!
Никому и никогда не удавалось уничто-
жить русскую культуру, поработить 03и-
дательный дух советских народов, сло-
мить их волю к борьбе. Они жили и 0у-
дут жить вечно!

С большой речью выступает председа-

лась победоносно, чтобы в художествен-’
ных произведениях воспеть славу и под-
виги героев и сказать нашим  соратни-)
кам. нашим потомкам правду о великих.
днях борьбы. I
ращение к художественной интеллитенции
всех свободолюбивых стран мира. fl

— Участники антифашистского митин-!
га советской художественной интеллиген-

рота наглухо закрыты лля врага. Немцы   тель Комитета по делам искусств при   пии. — говорится в обращении, — при:
i ии, pat)

истекают кровью у стен великого горола.
Й в этом — немалая заслуга Краснозна-
менной Балтики, воюющей в тесном вза-
имодействии с Красной Армией, активно
помогающей войскам Ленинградского фрюн-
та. А. :
Краснознаменный Балтийский флот, для
усиления мощи которого С. М. Киров при-
ложил так много усилий, с честью оправ-
дывает возлагаемые на него надежды.
Имя Кирова дорого и близко всем воен-
ным морякам. Яростно гремя немпев у
Сталинграда, моряки Волжской. военной
флотилии знают, что здесь, на Волге, в го-
ды гражданской войны Киров вел моряков
в бой против врагов советского госулар-
ства. Стойко обороняя подступы к Кавка-
зу. черноморцы знают, что здесь, на Tepe-
ке, Киров вел поднольную большевистскую
работу, здесь он усганавливал советскую
власть, Громя немцев в Заполярье, севе-
роморцы пемнят, что рождение и разви-
тие Северного Военно-Морского Флота
неразрывно связаны с именем Кирова.
Имя Кирова бессмертно, как бессмертно
и дело, ради которого он жил, для победы

: боролся.
которого бюро И. Золин,

СНЕ СССР М. Б. Храпченно:

— Ни один честный деятель культу-
ры, кому дороги судьбы человеческой
цивилизации. не может остаться равно-
душных к тому хаосу разрушения, кото-
рый всюду несет фаптизи. Советское ис-
кусство неутомимо оттачивает наше ору-
ие. чтобы еще сильнее разить им вра-
га, чтобы еще громче звучал наш страст-
ный  толос, обличающий фашистских
мракобесов!

Мы обращаемся с торячим призывом
ко всем мастерам искусства и литерату-
ры свободолюбивых стран: беспощадно
клеймите фашистских варваров, зовите
свободолюбивые народы к активной, на-
слупательной борьбе!

Горячую патриотическую речь п0оиз-
нос старейший актер Московского Хулдо-
жественного академического ‘театра  на-
родный артист СССР И. М. Москвин:

— Художественный театр один из
первых почувствовал улары гитлеровеких
полчищ. 22 июня 1941 года мы играли
в Минске. В первый же день войны в .4
часа утра фашисты пазали бомбить 19-
под, безжалостно
население, разрушая памятники культу-

истребляя беззащитное

зывают художественную, интеллигентию
всех свободолюбивых стран WITH B пер-
вых рядах борпов против фашизма, 10-)
могать народу и армиям своих стран в’
борьбе, великой силой  хуложественных
образов подымать вее новые и новые ря-
зы борцов для ускорения нашей общей.
победы.
— Сделаем же ‘все, чтобы своим ма-
стерством еще выше поднимать - героизм
наших аруий и наших народов до полно-
го разгрома врага! Отдадим наш талавт,
мастерство, преданность родине и всему
свободолюбивому человечеству на быст-
рейшее осуществление победы лучших 3е-
ловеческих идеалов над мракобеснем и
изуверством.
ленные приветствия

из-за границы,

ной связи се СССР, Британской ассоциа-
цин развития наук, Лондонского общества!
культурной связи с СССР, от представи-
‘телей шведской интеллитеиции и т, Ду

‹ Митинг транслировалея по радио, 3.11

_ (146б).

t

В алреб митинга поступили многочяс-),

в}
том числе от Голливудской организации.
писателей. Чикагского общества культур- :

товари’

щественного мнения мы раскроем поллую_
сущеость фашистских изуверов и грабите-.

С большим похемом было принято 0б-

!

дисменты. гремела овация в Честь Bern
Lei