НАСТУПАЕТ МОРСКАЯ ПЕХОТА

(От специальных корреспондентов «Красного Флота»)

На берегу Волги встречаются yea по-  чего, и он вышел наверх.

тока: на запад идут наши резервные ч3-
сти, на восток бредут понурые, грязные,
замотанные в тряпье пленные немцы.
Гордо и вместе с тем презрительно емот-
рят наши бойцы на этот сброд, потеряв-
ший человеческий облик. На лицах co-
ветских воинов написана радость. Бойцы
вспоминают вещую фразу, сказанную то-
варищем Сталиным: «Будет и на нашей
улице праздник!»

Улары по немцам становятся все креп-
че, все сокрушительнее. Враг не ожилал
ничего подобного. Фашисты пытаются’ пе-
реходить в контратаки, силятся  остано-
вить натиск наших частей, но ничто не
спасает противника от разгрома. Плечом
Е плечу с частями Красной Армии на-
ступают Ww морские пехотинцы. Жгучая
ненависть к врагу вдохновляет их на ге-
ропческие подвиги,

...За железнодорожным полотном залег-
ли немецкие  автоматчики. Они вели
шквальный огонь по наступавшему wHa-
шему подразделению. Пули летели роями,
щелкали о камни, впивались в мокрую
землю. Наши бойцы лежали за укрытия“
ми, отвечали врагу огнем, но броска впе-
ред не получалось. Требовалось  Унять
фашистских автоматчиков, Но как их до-
стать? Влруг все услышали бодрый голос:

— Ребята, я лостану этих гадов!

— Бекетов пошел! Этот достанет, —по-
летело от бойца к бойцу,

Бекетов чуть тронул рукой бескозыр-
ку, точно желая удостовераться, на месте
ли она, вставил в автомат новый мата-
вин, приготовил гранаты и, ме обращая
внимания на бешеную стрельбу врага,
быстро, как ящерица, пополз к трехэтаж-
ному дому, стоявшему почти рядом с тем
местом, гле засели немцы. Подобравшись
к лому, Бекетов лал по черным, крявым
провалам окон несколько очередей. Orry-
да не отвечали. Тогда быстрым рывком,
ловко перебегая от камня к камню, Bere-
тов вбежал в дом, полнялея по pasBa-
лившейся лестнипе на третий этаж п
осторожно посмотрел в окно. Теперь он
видел автоматчиков, они были перед ним,
как на лалони. Руки привычно поставили
транаты на боевой взвод. Из окна хома
одна за другой полетели гранаты, — они
разорвались среди немпев. Немпы, упелев-
шие после взрыва, с воем побежали вто
кула. Наше полразлеление быстро  пере-
махнуло через железнодорожную насыпь
и поло вперед. }

‘A Бекетов выбежал из лома м, как Ни
в чем не бывало, бросилея хогонять своих.

„.Эта высота господствовала над север-
ной частью Topoxa. Отсюла немпы из
своих орулий доставали до Волги. За эту
высоту шло ожесточенное сражение. Нем-
цы, точно крысы в норах, засели в 130-
тах на южных склонах высоты и про-
‘стреливали каждый вершоюк впереди ле-
жашей местности. Наша наступавтая 10-
та ползла пол огнем. Часть бойцов молча
продвигалась вперед, лержа наготове гра-
наты. Остальные в это время вели огонь
по лзотам, помогая продвигавитимся бой-
пам. Руковоливший этой операпией коман-
лир напряженно паблюдал за полем боя.
Он знал, что сейчас кто-то хлолжен пер-
вым решиться на полвиг, поднять и ув-
лечь за собой лругих. Так в песне олино-
кпй голос запевалы. полхватывается всем
хором. И этот терой нашелея,

— Ва” ролияу! За народ наш! — раз:
тался боевой клич, и все увидели, как к
вражескому лзоту помчался боец. Полы
его шинели были заткнуты за ремень.
чтобы легче было бежать. В правой руке,
приподнятой & груля, была граната. On
He слышал. как вокруг визжали пули.
Боец ворвался в 130т, шипящая граната
полетела внутрь. огонь взрыва осветил на
мгновение внутренность  дЗота, и этот
свет был поелелним в жизни нахоливитих-
сл там гитлеровцев. Боец вошел внутрь
лзота. В полумраке оп увилел тела уби-
тых немцев. Делать здесь больше было не-

Необычная
усталость охватила его, тупо ныла голо-
ва. «Ранили» — подумал боец и хотел
было уже на минуту присесть, но в 9%
время где-то совсем близко застрочил не-
мецкий пулемет. Воин выпрямился, 0с-
мотрелся.

— На, получай, — крикнул они бро-
сил гранату, вторую. Пулемет замолчал.

А рота успешно продолжала наступле-
ние и захватила все 8 дзотов, . оборудо-
ванных немцами на этом склоне, и очи-
стила высоту от противника. Командир
нашел бойца, бросившегося первым в
атаку и окрылившего своей смелостью
других,

— Молодец, Виноградов, — сказал он.

Виноградов улыбнулея и ответил:

— Хорошо, что взяли высоту.

На груди у бойць между отогвутымя

бортами армейской шинели пестрел ма-
ленький треугольник тельняшки. .
На одном из участков фронта семи
морякам пришлось действовать против
группы танков и взводь пехоты против-
ника, У ‘краснофлотцев была одн» прота-
вотанковая пушка. Когда танки пошли в
атаку, орудийный расчет мигом выкатих
пушку на удобное место.

— Orous! — прозвучала
враснофлотпа Холоденко.

Орудие ззлрогнуло от выстрела, ена-
ряд попал в немецкий танк. Машина 38-
вертелась на месте.

— Отличились, орлы! — крикнул Хо-
лоленко. — А ну, подойлем поближе]

Орудие передвинули поближе к Bpa-
гу. Краснофлотцы били по танкам пря-
мой наводкой. Немецкие автоматчики при-
жались в земле, укрылись 3% камнями.
Они старались уничтожить орудие и били
по нему из всех видов оружия. В поро-
XOBOM дыму, окровавленные, вели бой
MOPCRHO пехотинцы,

Прямым попаданием вражеского снаря-
та пушку разбило. Покрывая грохот боя,
раздался голов Холоденко:

— Всем отбиваться гранатами!  Отом-
стим за погибших друзей!

On первый бросил транату. За Ним
метнули и остальные. Краснофлотцы гра-
натами отражали танковую атаву. Уже
пали смертью храбрых Корелин, Шевчин.
Бот на рубеже остался один Холоденко.
Тяжело раненный, он с огромными уси-
лиями бросал гранаты. Й танки не побе-
дили героя-краснофлотпа.

Немцы отхлынули, потеряв надежду про-
биться на этом участке. Поздно вечером
Холоденко пополз в своим. Умирая на ру-
вах товарищей, он сказал:

— Не пропустим немпа дальше. Надо
итти вперед! На немпа идите!

Ham взвод пгтурмовал группу блин-
кажей и дзотов. В самый разгар боя, ко-
гдз оставалось сделать последний бросок,
чтобы ворваться в расположение прогив-
ника и добыть победу, фашистевая пуля
сразила. командира. Взвод на  секунлу
приостановился.
mali mom команду! — раздался
властный возглас.

ршяй сержант Огородников
бойпов на врага.

— Отомстим за команкира! — кри
чал он  на-бегу. — Огнем и штыком
отомстим!

„У одного из дзотов Огоролников ства-
тилея  врукопашную © врагом.  полавая
бойцам пример храбрости. Схватка 32-
кончилась побелой наших воинов. Взвол
петребил 150 немпев и выполнил боевую
задачу. После бя пехотинты бережно
полняли и понесли тело убитого команти-
ра. Сзади шагал Огоролников, — он уни-
чтожил в этом бою 15 немпев.

Как из маленьких ручейков образуется
MHOTOBOIHAaA мотная река. так и геройзу
отлельных бойцов и команхиров создает
успех наступления налтих частей.

В, АНАНЬИН.
Г. CONOAKOB.

хоманда

повел

Район Сталинграда.

ЗАХВАТ

ЧЕРНОМОРСВИЙ ФЛОТ, 1 лекабря. (По
телеграфу). Полразхеление морской пехо-
ты наступало Ha занятую NpPOTHBHAROM
высоту. Фаптисты яростно сопротивлялись.
050бенно мешал нашему продвижению
вражеский пулемет, удачно расположен-

‹ ВЫЙ и отлично замаскированный. Поха-
ВИТЬ эту огневую точку вызвались ком-

РИ ИЕ ЗЕНОЕ

ВЫСОТЫ

сомольцы Коломиеп и Кобцев. Они полз-
ком подобрались в пулемету и уничтожи-
ля его гранатами.

Подразделение бросилось в атаку в вы-
ирябло немпев с высоты. В результате боя
враг потерял убитыми около 70 солдат и
офицеров, НТ

Миноносцы Северного флота в боевом походе. .

Фото В. Николаева,

ЗАПАДНЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 1 хокабря.
(Спец. корр. ТАСС). Когда x0 восьми ча-
зов осталось ровно пять минут, разда-
лись залпы гигантской силы,

Векоро вдали на снегу заметались чер-
ные фигуры. Немцы отходят ко второй
линии укреплений. На первую они не по-
латакумя. В ней пробиты широкие воро-

та. В короткую паузу, когда артилтери-
сты готовятся перенести отонь дальше,
сквозь вти ворота прошли наши танки в
пехота. На горизонте загораются огни.
Теперь орудия бьют по глубине spame-
ской обороны. Но открывает огонё и пе-
мепкая  дальнобойная артиллерия. Ona
бьет лля того, чтобы отделить огневой
прегралой свою пехоту от нашей, чтобы
дать своим солдатам время закрепиться
на второй оборонительной линии. Сраже-
ий в открытом поле немцы избегают. Но
Удар наших частей так стремителен, что
врагу не удается задержаться и в н2е-
ленных пунктах. —

В течение первых 3 wacos 40 минут
Н-ская часть занимает три населенных
пункта, другая часть отбивает у немцев
еще два селения, расположенные нз гос-
подствующих высотах,

Во время атаки нет времени хорошо
осмотреть то, что сделали наши артилле-
ристы. Шо автоматчик, сидящий на тзн-
56. стрелок,  поспевающий за малшиной,
сапер, следующий в боевых порядках
пехоты, на холу успевают РЕ же заме-
тить, 9710 рубежи первой ронительной
линии противника стали развороченным
полем. Снег смешалея с землею, © бето-
ном разбитых бляндажей, пол ногами —
обломки погнувшейся стальной арматуры,
мелко разбитые бревна накатов.

Ляшь  коё-гле неуверенно открывают
огонь уцелевшие, теперь оказавшиеся В
тылу. немепкие ДЗОТ’ы. Это огонь смерт-
ников, оставленных здесь  вражескям
командованием для лого, чтобы  задержи-

Е РЖЕВА.

вать движение нашей пехоты, Но недолго
жить этим огневым точкам. Их разру-
шают на ходу.

Пленный солдат 1 батальона 215 пох-
к& 78 немецкой пехотной дивизии Пауль
Вернер в единственном числе представляет
теперь свой батальон. Гле же остальные?
Может быть, успели отойти? Нет; убит ко-
мандир батальона, убиты 36% старшие и
младшие офицеры, убиты 68 солдаты,
Огонь нашей артиллерии  настигах их,
Богда они лежали в блиндажах, когда они
вокакивали спросонов, когда они выбега-
ли наружу, Батальон. нет. Уцелел один
Пауль Вернер. 1

Рассвет начиналея медленным снегопа-
дом. Теперь. метель слепит глаза, засти-
лает смотровые щели танков, Но никто
не останавливается. Вперед, вперед!

На пути нашей пехоты овазалея но-
вый мощный узел сопротивления, Он ве-
лет непрерывный огонь с фланга. В ме-
тели стрелковая часть, поддержанная
танками, обходит это селение © флангов
и с тыла. Но, чтобы разгромить узел,
требуется немедленное вмешательство ар-
тиллерии, & лальнобойщикам нужен кор-
ректировшик. Вот он ползет впереди всех
в маскировочном халате. Около него рвут
Ca немецкие снаряды. Прошло несколько
уинут, и, одолевая метр за метром, он
оказалея там. где ему нужно было быть,
Й тогда грявули ураганные залпы. Onn
смели немепкий опорный пункт. Бойцы
ворвались на высоту. На скате они нз-
шли лежашего наблюдателя. Корревлиров-
щик был ранен.

— Вперед! Вперед! Не останавливать-

ся, — он взмахом. руки показал атакую-
щим направление.

Hawa части выбили немцев из многих
опорных пунктов, захватили пленных и

‘богатые трифеи.
i Евг, РАТНЕР.

Удары черноморских летчиков

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 1 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Погола явно препят-
ствовала полетам. Дул сильный норл-ост,
облака закрывали вершины гор. Лишь
временами межлу облаками  образовыва-
лись коридоры. которыми можно было
прорваться в вражеским позициям. Этим
воспользовались черноморские летчики.
Они внезапно обрушились на противника.

Летчики-штурмовики попразхеления, ко-
торым ‚команлует капитан Кузьменко, в
сложных  метеорологических = условиях
штурмовали скопление вражеской пехоты
и техники, За несколько боевых вылетов
они уничтожили и повредили более
автомашин с боезапасом,  соллатами и
офицерами ппотивника, вывели из строя
минометную батарею, много орудий, взор-
вали склал с боеприпасами,

Когла в линии Фронта двигались Bpa-
жеские железнодорожные эшелоны, лет-

Ремонт корпусов судовыми средствоми

Опьгг, накопленный за воемя отечест
венной войны, подтвердил возможность
‹ ремонта кориусов боевых кораблей и
: вспомогательных судов  корабельными
средствами, Нз разных театрах в различ-
108 воемя гола сами экипажи ставили 34-
‚ платы, восстанавливали поврежденные но-
‚ вовые части корпусов больших и Малых
; кораблей. меняли винты в правила валы,
‚  рехонтировали броневую палубу, меняли
  листы наружной общивки и т. Хх.

Руководители ремонта в  OcHOBHOM
  командиры ВЧ-У. показали отличное зна-
 ! пые техника. Инженер-механики тт, Cep-
  теев. Андреев, Миловаоров. Файфер. Шэе-
  ловокий и другие, несмотря на трудные у°-
ловия, пол руководством Флагманских ин-
женер-механиков тт. Горохова. №расикова
и лругих хорошо спфавились © захантием,
Работнаки техваческих отделов также
немало слелали для скорейшего и лучшего
выполнения приказов командования. Пв-
женер-капитаны 1-го рашга Стеценко п
Кайталов. награжденные орденами Отечест-
венной войны 1-й степени. инженер-капи-
тапы 2-го ранта Зварков, Гончаров. Стаз-
‚ ровский, Порофеев сумели отлично орга

низовать работу в слежиых условиях, пря
нелостатке некоторых сулотемонтных Wa-
териалов и хокоРЫХх OpeICTB.

В птететоящем зимнем ремонте корпу-
вов кораблей силами экипажей нужно
полностью учесть полученный опыт,

Ремопт корпусов. донной арматуры свя-
зан © обнажением MOBOTHEIX частей коз
раблей, Олнако в боевых условиях 1око-
вание не всегда возможно и почти всег-
дд небезопасно с точки эрения воздейст-
вия возлушного противника- Поэтому лич-
ный состав, приступавший к ремон-
  my, прежде всего сталкивается с вопро-

!
i

И

сом: как обойтись без лока? На Красно
знаменном Балтийском и других флотах
лля доступа к хнишу в оконечностях @
к бортам пол ватерлинией широко приме-
нялись максимальное накренение и ди-
ферентование кораблей. На Дадожекой
военной флотилии лополнительно в Кре-
ну и диференту практиковались Mo 8N3-
можности полная разгрузка. переное топ-
лива В оконечности и другие мероприя
THA,

Ing малых  высокобортных  сухов п
катеров правильным будет пряуенение
старо  метола обнажения  полводной
части килеванием. On состоит в накрене-

нии корабля на 40—50 градусов © по--

MOULKIO Taneli, взятых коренными конца-
ми за топы мачт и ga баржу или за
береговые палы. Накренение производит-
ся выбиранием лопарой на’ питили, С по-
мощью килевания можно обнажить 110-
переменно оба борта виже ватерлиний от
1,5 до 2.5 и более метров. Работа у бор-
та выполняется © плотов,

Нз Черноморском флоте, Беломорской
военной флотилии и Балтике широко при-
менялись кессопы-—перевянные и метал-
лическле. С их помощью ремонтировались
значительные участки  подволной части
днища и бортов. При установке кеесона
они ремонтируютея в основном снаружи.
Для ремонта пробоипы изнутри корпуса
применяется TAR называемый «ЯЩИЧ-
ный пластырь» — небольшой кессон. Бу-
лучи полведенным на пробоину снаружи
корпуса. он должен закрывать ее пол-
ностью. Из пробитого отсека откачивает-
ся вола. Пластырь придавливается к кор-
пусу. а поступление волы внутрь пре-
вращается После этого пробояна  зале-
лывается изнутри корпуса. Этот способ

даст возможность  вваривать Заплаты ©
помощью олектросварки из отсека.

Для ремонта лопастей винтов двух или
тоехвинтовых судов может быть. исполь-
заван стальной  кессон-колокол, пред
ставляющий coboh цилинхр диаметром
2—9.5 м или параллеленипел с экопен-
трично приваренной к верхнему  днишу
входной трубой лиаметром около 0.8 м.
Кессон-колокол опускается ¢ борта 50раб-
ля на поврежденную лопасть Так, чтобы
она входила в кессон (нижнего днища
кессон. не имеет). Вхолная труба при этом
поднимается выше ватерлинии Опа име-
ет два люка NO высоте лля входа в ВЫ-
хола из кессона и для узержания в нем
давления сжатого возлуха. Если вужеп
доступ в лопасти винта, в кессон пода-
ется сжатый воздух, Коморый выжимает
BOTY и обнажает поврежденную лопасть,

На Тихоокванском флоте для ремопта
носовой оконечности корабль выбрасывал-.
ся носом на берег © хода в полную воду.
После ремонта корабль стаскивалея бук-
спрами и при вомощи 6воих машин. Аля
увеличения оголенной частя оконечности
иногла применяется спбсоб выгораживания
носа перемычкой в помощью наполненных
землей мешков и выкачивания волы из
образовавшегося небольшого ковша. Зимой
в значительной степени возможно приме-
нение выморозки.

Цоступ к полводной части можно так-
же получить. поднимая небольшой ко-
райль между двумя притопляемыми и 38-
тем откачиваемыми баржами, приполни-
мая оконечности краном или © помощью
треноги талями. на поперечине — при по-
мощи домкралов. © помощью водолазов,
легковололазов п т. X. Мелкие сула и
катера могут быть вытащены на берег
судовыми средствами.

чики Кублицкий, Миняр, Баранов и Щер-
баченко подняли свои самолеты в воздух.
С разных сторбв они обрушились на же-
лезподорожные составы. Or сброшенных
бомб возникло несколько пожаров. Четыре
классных вагона были пущены пол от-
606, повреждено три паровоза, подожжены
две цистерны с горючим,

На одном участке вражескал пехота на-
капливалась в лесу, ‘готовясь к ваступ-
лению. Летчики Скорик, Филиппов и Ми-
няр получили залание рассеять скопление
врага. В указанное время они повисла
над лесом. Противник притаился.  Летчи-
ки стали прочесывать лес. Вскоре Скорик
заметил мечущихся немцев. Летчики
сконцпентрировали огонь на этом месте,
уничтожили и частью рассеяли более ба-
тальона пехоты. Вражеское наступление

было сорвано.
М. ТУРОВСНИЙ.

С КА Ах 5

\ Два принципа нужно положить в осно-
BY при исправлении суловыми средетвами
повреждений корпусов. Ремонтируя корпус,

необходимо добиваться восстановления
главных  мореходных качеств корабля:
пловучести, прочноети, непотопляемости,

остойчивости. Работы должны быть вы-
полнены в заданный командованием срок»
при минимуме затраченных средетв и 03-
бочей силы.

При получения боевых повреждений
зичный состав борется за временное вос-
становление пловучести корпуса, пользу*
ясь всеми доступными средствами: вре-
менной залелкой пробоин, огкачкой воды
и пр. Приступая к ремонту после .возвра-
щения на базу, нужно в первую очередь
стремиться основательно восстановить
пловучесть в нешрюницаемость, 3 также
спецификационный. т. е, проектный, з8-
пас пловучести корабля.

Вобетанавливая пловучесть, непроницае-
мость, можно не переклетывать все теку*
щие заклепки, Достаточно обойтись подче-
канкой многих из них, легкой полваркой.
Течь в швах и стыках также может быть
остановлена полчеканкой. Небольшой течи
через заклепки и швы вообще не следует
бояться. если попадающая в корту Bora
не портит внутреннего оборузования и ре-
гулярно улаляется из трюма. Шостановкой
пементных ящиков всегда удается остано-
вить течь,

Восстановление непроницаемости тесно
связано с восстановлением общей и мест
ной прочности корпуса. Общую прочность
ворпуса при получении значительной 090-
перечной гофры одной ‘или двумя оконеч-
HOCTAMH рекомендуется временно восста-
навливать
на болтах в продольном направлении кор-
пуса. в количестве 2—4 штук в районе
палубного етрингеря И ватервейса на верх-
ней палубе, 2—3 штук по ширстреку

даже вплотную подходить к берегу.

1 ты. Кроме того,

накладкой 5—6-м швеллеров  ные заплаты

2 декабря 1942 г. № 283 (1234)

ем КРАСНЫЙ ФЛОТ

КАТЕРА В ДЕСАНТНОЙ

<

“Для проведения десантной операции мо-
гут привлекаться корабли различных
классов, В каждом случае это определяет-
ся задачей десанта, его размерами, усло-
виями района высадки, возможным проти-
волействиех противника и, конечно, нали-
чием своих сил и средств. Опыт провеле-
ния десантных операций aa Северном
флоте показывает, что при всех условиях
можно с успехом использовать  ватера-
охотники, обладающие большой скоро-
стью хола, маневренностью и возможно-
стью благодаря малой осадке близко пли
Кроме
выполнения основной задачи — высадки
десанта, на катера возлагается обеспече-
ние перевозок и разгрузки боевого снаря-
жения десанта, a также охрана берего-
вых об’ектов от авиации противника. Ес-
ли задача десанта кратковременна, то KO-
раблям необходимо быть готовыми в лю-
бой момент произвести амбаркацию де-
санта.

Некоторое время назад катера-охотники
(Северного флота во взаимодействии с дру-
гими кораблями успешно провели слож-
ную операцию по высалке десанта на по-
бережье, занятое противником.

На одном из участков фронта против-
HEE  сосредоточивал силы для крупного
наступления. Необходимо. было высадить
десант в ближайший тыл врага и вне-
запным ударом сорвать замысел фашист“
ского командования, Эта задача была по-
ставлена перед кораблями Северного фло-
та, преимущественно катерами-охотника-
ми. № операции тщательно подготовились.
Много было уделено внимания подавлению
возможного противодействия противника
во время высадки. Так, было предусмотре-
но, что если при полхоле к берегу про-
тивник откроет артиллерийский, пулемет-
вый и минометный огонь, то часть ко-
раблей, отойдя мористее, должна будет по-
давить огневые точки противника и 0т-
влечь их огонь на себя. В это время дру-
гая часть кораблей производит высадку,
по окончании которой корабли меняются
местами, пока не высадится весь десант.
Тиательная . подготовка, стремительность
действия, решительность и упорство обес-
печили отличное выполнение. залачи.

Группа катеров-охотников, принявших
на борт бойцов первого броска десанта,
двинулась в назначенным местам высад-
ки, держась мористее. Подойдя к травер=
зу своих мест высадки, все катера одно-
временно повернули й полным ходом уст-
ремились к берегу. Соблюдая полную
скрытность, они внезапно для врага  1по-
ошли к берегу и в тёчение 5—7 минут
высадили первую группу десанта,

Согласно тщательно разработанному и
хорошо пролумалному. плану, в концу вы-
садки первой группы должны были подой-
ти. корабли с основными силами. Так оно
и было. Катера-охотники вемелленно дви-
нулись в бортам кораблей и стали перё-
брасывать людей на побережье. Четкая
организация и умелое руководство обеспе-
чили. высалку всего’ лесанта в вратчай-
шее время. При этом. специально. вылеля-
лись корабля для подавления огневых то-
чек противника.

До того момента, пока хесант не закре-

пился на побережье и не наладил надеж-”

ной связи с команлованием, было’ остав-
лено несколько катеров-охотников, кото-
рые, маскируясь у берега, выполняли все
поручения, Эти же катера своим артилле-
рийским огнем поддерживали  продвиже-
ние десанта.

Главная залача была выполнена бле-
стяще. Но деятельность катеров этим He
ограничилась, Они обеспечивали перевоз-
ку, разгрузку и охрану имущества десап-
та от нападения авиации противника. В
‘темное время суток эта задача облегча-
лась, но обстановка потребовала действий
ив условиях светлого времени, Здесь ка-

‚ ОПЕРАЦИИ

терам пришлось неоднократпо вести 02
сточенную борьбу с бомбарлировочной t
истребительной авиацией противника, 01
дельные катера-охотники вступили DB Gol
с большими группами самолетов числен-
ностью до 15—20 машин в каждой. Ка-
терники всегда при этом выходили Lobe
дителями.

Опыт показал, что если самолет приз
тивника обнаружил катер, стоящий у 6.
рега, пол скалой, то катеру необходимо
немедленно выходить, На водный плес лая
наилучшего отражения атак самолетов,
Был случай, когда катер-охотник, стоя-
щий у скалы, был замечен  разведываз
тельным самолетом противника. Летчиг,
зафиксировав место стоянки катера, улд-
лилея на свой аэродром. Спустя некото
poe время со стороны высокого берега по:
явились бомбардировщики, которые пыта
лись бросать бомбы на самый край скалы,
чтобы таким образом поразить катер, В
таких случаях необходимо быть особенно
бдительным. Надо взять 3% правило: если
самолет-разведчик обнаружил место сто:
янки корабля, надо немедленно  переме-
вить место или вовсе отойти от берега,

После выполнения десантом своей зада?
чи предстояло произвести амбаркацию ето
в светлое время суток и в стесненном дла
маневрирования районе. Задача была Bos
ложена исключительно на катера-охотни:
ки и мотоботы, — использовать 6016
крупные корабли не представлялось pos
можным. Заранее были намечены пункты
на побережье, откуда предстояло снимать
бойцов десанта. Так как сама амбаркация
была ограничена временем, то в сравни:
тельно небольшой бухте пришлось cocpe-
доточить значительное количество катер
и мотоботов. Противник, заметив оживие-
ние в бухте, произвел воздушную разве:
KY, по данным которой начался усиленный
обстрел подходов к местам с’емки десан-
та. В воздухе появились фашистские box:
бардировщики. От личного состава кате:
ров требовались исключительная смелость
и отвага.

Первый ‘дар бомбарлировщики 1:
тивника пытались нанести по катерам п
мотоботам. На катер, ‘гле  команлирох
старший лейтенант Рощин, в& короткий
срок трижлы налетали большие группы
самолетов. На подходе к берегу катер пол.
вергся атаке 20 самолетов, появившихся
CO стороны скалистого берега. Только бла-
годаця тому, что самолеты были своевре-
менно обнаружены и TOTUAC me OT
крыт огонь, удалось отразить эту круп:
ную атаку. ;

Были случаи, когла бомбарлировочная
звиация налетала на катер в момент по-
садки бойцов. Тогда посалка’ немедленно
прекращалась, бойцы’ рассрелоточивались,
& катер, отойдя от берега, отражал налет,

Хорошее средство укрытия от обстрела
противника—дыховые завесы Необходимо
уметь быстро рассчитать постановку AWM:
завесы, действовать решительно и уве
ренно.

Опыт этой операции показывает, чо
при хорошей. подготовке и натренировая*
ности личного состава катеров самая
сложная задача может быть выполнена с
минимальными потерями. Каждая прове
денная операция — вне зависимости OT
ве характера — должна быть тщательно
разобрана с командным составом. При-
мером может служить организация тахих
разборов в соединении, где командиром
капитан 1-го ранга Спиридонов. Здесь
тщательно анализируют все  операпии,
Накапливая таким образом опыт борьбы с
врагом, катера-охотники Северного флота
отлично выполняют все задания командо-
вания и наносят фашистским захватчи-
кам большой урон.

Капитан-лейтенант С. РАСКИН.
Северный флот,

ОГОНЬ БАТАРЕЙ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, Т  пекабря.
(По телеграфу). Успешно действуют артил-
леристь  похразлелений, где командирами
тт. Неймарк и Матушенко. На-днях они
успешно обстреляли <копление вражеских
войск в районе юго-восточнее Новороссий-
Меткими залпами рассеяно и частью
истреблено до двух рот вражеской пехо-
уничтожены две автома-

ВЕСОВ ТТ

cnapyma борта; 2—4 профалей- по флорам
в трюме, :

Местизя прочность и непроницаемость
восстанавливаются ремонтом поврежден:
ных листов наружной обшивки, второго
1на, палуб.

При этом не обязательно полностью ме:
Нять поврежденные листы или значитель-
ное число шпангоутов и бимеов. Вполне
достаточно будет наложить заплаты на пов-
режденный лист или профиль. В этом слу-
989 рекомендуется устранять при помещя
легкой заплаты кажлую отлельную пробоя-
ну. Ставить большие заплаты на песколь-
ко пробоин сразу нецелесообразно, так как
это утяжеляет корпус и увеличивает рас-
х0л металла.

Крупные вмятилы в полубаке п в
надетройках рекомендуется вовсе не пра-
вить. Если же это и необходимо сделать, то
можно рекомевловать следующий метод уст-
ранения длинных и плавных вуятин, Ha
каллый шпангоут снаружи корпуса при-
варивается на ребро сегментовидная надёл-
ка с загнутой пох прямым углох кромкой.
Па наделку наклалывается и крепится к
Heh BANTAM лист стали, который затем
обваравается по периметру вмятины эзек-
тросваркой.

Вели крупные повреждения имеются

только на части листа, которую трудно
ремонтировать, то ев необходимо вырубить
й поставить целый кусок стали. Новый
стык можно не разгонять, но тогда необ-
холимо ставить планки с двух сторон листа.
При отсутствии листов стали допусти-
ма постановка временных заплат из досок
или плах толщиною 560—100 мм. Прама:
пы исправлений повреждений наружной
обшивки в полволной части таким 6по-
собом известны. Цодобного рода деревян-
могут служить довольно
длительное время — до гола-лвух и более.
В ремонте бортов и дниша можно также
широко пользоваться железобетаном.
_ Шри небольших повреждениях (трещи-

шины с пехотой, две повозки в вомиски-
ми грузами, разбито 4 блиндажа, подав
лен огонь артиллерийской батареи 0)0-
ТИВНИКЗ,

Наши аргиллеристы также успешно
вели огонь по железнодорожной батарее
немцев. В результате огневого налета

разбито три платформы и повреждено 133
орудия.

ны, = выбоины) — набора — шпангоутв,
стрингеров, бимеов — рекомендуется 1р0-
изводить правку их на месте, подогревая
поврежденные кромки. На трещины #910
ставить стыковые планки 6 помощью 34°
влешк или оэлектросварки. При orcynt
вии необходимого профиля для смены I
сти набора лопустамо составлять его ¢
помощью  олектоосварки из имеющихся
мелких профилей и листов.

° Отремонтированный борт выше ва\р-
линии полностью восстанавливает проект
ный запас пловучести корабля,

В процеесе ремонта суловыми средства
ми нужно помнить о необходимости пол
ностью — восстановить  непотопляемоть
корпуса, т. ев. добиваться восстановления
непроницаемости всех спецификационных
отсеков, которые имел корабль по wpoes-
ту. Главное внимание надо уделять 18’
монту  непроницаемых  переборок — про-
дольных и поперечных. Методы исправле-
ния повреждений их Te me, что в 12-
ружной обшивки,

Для сохранения остойчивости требуя
не перегружать корпус длобавочными, вы
CORO расположенными весами п трузами.
Ремонтируя один из бортов небольшом
корабля, необходимо избегать перетяжеле
ния этого борта во избежание постояниол
вена корабля после ремонта,

Выбирая тот или иной enocos yerpané:
ния повреждений, нужно хорошо полу
мать, Rano из них в xannoy случае
применим, продумать все летали, чтобы
сэкономить материалы, сократить срока De
монта, уменьшить стоимость ето

Подытоживая + pee сказанное, пу
еще раз напомнить: при ремонте корпусов
судовыми средствами необходихо восетапо-
вить пловучесть и непроницаемость, 06
щую п местную прочность, непотопляе-
мость, остойчивость,

Инженер-напитан 2-го ранга

А. КИЛЕССО,

Г

{
ee
]

ya;