о

2 декабря 1942 г. № 283 (1234) КРАСНЫЙ ФЛОТ

имо нра _Десантные операции
в Северной Африке

(тучилось так, что подводная лодка в
течение продолжительного времени ‘не
лмела успеха. Она провела несколько б06-
вых походов, HO безрезультатно. Как Высадка американских ройск в Совер-  чил поврежления. Большую часть пуТв   в Италии. Превосходство  боюзтиков В
ae panes представляет одну из ae союзникам удалось пройти expsITHO, He-  nosxyxe было в втот MoMerT pemaromune
и а. и if смотря на риск форсирования большими   Противник, захваченный врасплох Bile”
- группами кораблей опасных районов, где   запвыми действиями союзных сил. не был

торько возвращаться в гавань © пусты-
ми руками после того, как  приложишь
союзников  продемонетрировали. в данном
случае образец организованности и тща-   особенно вероятны были обнаружение и  подготовлен и не оказал достаточного 60-
Улар по конвоям, противления.

стили «Боевой листок». На нем крупны-
ми буквами был выведен лозунг: «Най-
зем и потопим врага».

В назначенный день подводная лодка
пришла в свой квадрат, На пути в нему
никаких особенных событий не произо-
шло, за исключением встреч с отдельны-
ми немецкими самолетами, .

Потянулись томительные часы Днем

ного опасного крейсирования вдали от

тромадный труд в базе, после многоднев-
родных берегов! Но было именно так. В тельной подготовки. При разработке опе-

районах, в которых побывала подводная
тодка, вр’ не появлялся.

Самым обидным 6ы40 т0, что ‘нена-
висть ® врагу оставалась неутоленной. И
когда ‘краснофлотцы этого корабля вотре-
чались на берегу 0 своими товарищами,
которые почти в каждом плавании то-
пили вражеские корабли, то им как-то
неловко было смотреть друзьям в глаза,

Ую хе чувство испытывал замести-
тель командира подводной лодки по по-
литической части тов. Морщихин, Он
эал, Kak важна моральная  под-
тотовка к бою. Конечно, Морщихин
ни в какой слепени не сомневался
в личном составе. Он хорошо знал сво-
ux людей и был убежден, что экипаж
согласится скорей погибнуть, чем 0позо-
рит честь корабля. Но 10, что подводная
лодка безрезультатно возвратилась co
своих позиций, не ^могло не сказаться
на пастроении краснофлотцев, тем более,
ч0 подводная лодка снова шла на ста-
рую позицию.

Как же действовал Морщихин?

Berope после того, как подводная лод-
ка отошла от пирса, на носовой  над-
стройке был собран партийный актив.
Сюда пришли старший лейтенант Обухов,
инлонер-кацитан 3-го ранга Волокитин,
ведущий — агитационно-пропаганхистскую
работу на корабле, главные старшины’
Холоденко и Спинул и другие. Обращаясь
к’ партийному активу, т. Морщихин ска-
зал:

— Так и скажите краснофлотпам, что
мы идем в район, где однажды потерпели
неухачу. Мы вышли в море для того,
чтобы найти противника 2х потопить его.

Ознакомив активистов с характером
театра, т. Морщихин ‘продолжал:

— Закон советских подводников: сталь-
ная выдержка, дерзость и быстрота. Чтобы
удачно провести этот поход, мы © вами
холжны решить три задачи: зорко наблю-
дать за кораблями и самолетами, особенно
на переходах; активно искать противника;
BO всех отсеках поддерживать строжай-
шую дисциплину и организацию,

Тов. Морщихин специально  з20стрил
внимание на случае с т. Севериновым.
(тоя на вахте, т. Северинов не заметил
пловучую мину. “Мравда, ‘ее’ своевременно!
обнзружил другой краснофлотец, и опас-
ность, угрожавшую кораблю, удалось
предотвратить.

— Такой случай мог произойти толь-
ко от того, что у человека появилось
безразличие, притупилось чувство ответ-

ственности, пропала  зоркость. А 976
очень опасно на войне. В бою побеж-
дает тот, y koro больше звыдержкя,

организованности и ‘умения. Нужно быть
всегда  настороже. Если нам сегодня He
Удалось найти врага, несмотря На актив-
вый поиск, то мы его обязательно вотре-
тим завтра. А нашел врага — бей. топи
его. Этим надо жить и к этому Нужно
всегда быть готовым.

Партийные активисты сразу же раз-
вернули работу. Tos. (Обухов, переходя
из отсека в 0теек, товорил © красно-
флотнами 06 организации службы. Тов.
Спинул отправился к электрикам, чтобы
раз’яснить им боевую задачу. И какие
бы вопросы ни затрагивали партийные и
комсомольские активисты и агитаторы, ©
которыми отдельно побеседовал т. Морщи-
хин, все они сводились к одному: найдем
и потопим противника.

Вскоре тт. Олейник и Лукашин выпу-

Новогодние подарки бойцам Красной Армии

КЗЫЛ-ОРДА, 1 декабря. (ТАСС). Тру-
дащиеся Азыл-Ординокой области начали
TOTOBUTL новогодние подарки наступающим
частям Красной Армии. В Джалагашском
palione колхозники сельскохозяйственной
артели «Жаскайрат» собрали для отправ-
ки зашитникам Сталинграда 42 пуда ри-
са. Рисоводы района посылают на фронт
«выше 700 пудов зерна.

УСКОРЕННАЯ СБОРКА САМОЛЕТОВ

ЗАВОД ПМЕНИ ЧКАЛОВА, 1 декабря.
(ТАСС). В поябре завод им. Чкалова дал
фронту значительно больше самолетов, чем
в любой из прошлых месяцев. Замечатель-
ных успехов добнлея коллектив цеха, ко-
торыи руководит тов. Савельев. Сборка
машин идет здесь в три раза быстрее, чем
в начале ноября,

— Наши войска наступают, и мы дол-
MUL шаступать, не задерживать в цехе
машиту ни на один час, скорее отправлять
вв на фронт говорят стахановцы.—Лю-

ПАРТИЗАНЫ УНИЧТОЖИЛИ КАРАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

КАЛИНИНСЕИЙ ФРОНТ, 1 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Партизанекому отря-
ду стало известно, что по лесной дороге
паправился карательный отряд из
гитлеровцев. Народные метители быстро
вышли навстречу врагу и засели в
метрах от дороги, Они пропустили фаши-
стоких разведчиков, шедших впереди от”
ряда. Когда паратели были совсем рядом,
партизаны кинулись на них © гранатами,
автоматами и винтовками. В короткой
схватко было уничтожено свыше 40 фа-
штстов. Остальные залегаи и стаде от-
стреливаться.

Не теряя времени, партизаны разделя-
much на две группы. Одна продолжала
перестрелку, & другая залила в Тыл гИТ-
1еровцам. Раздалась команда:

корабль шел на
ночью всплывал, чтобы зарядить акку-
муляторы.

ром отсеке Морщихин с группой врасно-
флотцев разбирал статью «Сила ненави-
сти», по переговорным трубам передали,
что замечен силуэт
“Разбор был прерван, и все бросились Е
своим боевым постам. Потом выяснилось,
что это небольшая шхуна, и командир
решил «пропустить» ее.

затраченный труд. риск и опасность, кото-
рым подвергала 6ебя похводная лодка, ие

Все — партийное собрание, беседы в на-

блюдателями,  мотористами,  электрика-
ми,  трюмными, выпуск «Боевых
листков», разбор заявлений на пПар-

тийном и Комсомольском бюро и прием

направлялось к одному:

перископной глубине,
На пятый день похода, котха BO BTO-

какого-то корабля:

Но экипаж был уверен, что на этот раз

пропадут даром. И Морщихин все время
поддерживал и укреплял эту уверенность.

новых людей в партию, суровое осужде-
ние общественностью подводной лодки
малейших промахов отдельных  красно-
флотцев и, что главное, широкая про-
паганда лучших образцов работы — все
в достажению
поставленной цели,

Член комсомольского бюро Синеньков
вел наблюдение за воздухом и морем.
Слояла низкая облачность. Но зоркий на-
блюлатель сумел на предельной дистанции
увидеть неприятельский самолет, который
шел на бреющем полете. 0б`этом случае
«Боевой листок» рассказал всему экипа-
ay. ;
Сметку, знание дела проявил старшина
группы мотористов. коммунист Тараник
при замене болта скользящей муфты. Не-
смотря на то, что ему пришлось действо-
вать в крайне неудобном положении, ра-
бота была закончена раньше срока, Этот

факт стал широко известен на подводной
лодке.

На протяжении всего похода поддержи-
рался высокий боевой накал. Люди ста-
рались так подготовить свой пост к ата-
ке, чтобы он не мог отказать ни при ка-
ких условиях, чтобы в аккумуляторах
всегда была полная плотность, чтобы
подводная лодка в случае необходимости
могла использовать ‘резервные мощности.

Уже последние, бледные краски заката
потухали на горизонте, когла вахтенный
командир старший лейтенант Обухов увидел
в перископ два силуэта. Они едва проступа-
ли сквозь вечерний сумрак, плотно ложив-
шийся на море. Судя по буруну, подни-
маемому винтами, и по надстройке, один
из кораблей был миноносен. Так как ви-
димость быстро ухудшалась, командир
решил атаковать противника В надводном
положении. Это был серьезный риск, но
командир смело пошел на него, будучи
твердо уверенным в своих людях, Когда
подводная лодка всплыла, на поверхности
оказалось четыре корабля противника.
Под выстрел попал головной миноносец.
Командир третьей боевой части Керов,
старшина 2-й статьи Морозовский, тор-
педист Циуля дали торпедный «али.
Вскоре -во всех отсеках справа по корме
зафиксировали сильный гулкий удар. Это
взорвался вражеский миноносен.

Выполнив боевую задачу, подводная
лодка благополучно возвратилась в базу.
Успеху во многом способствовала высокая
моральная подготовка людей к бою.

Д. КОГАН.
Черноморский флот.

От рабочих рыбтреста бойцы и коман-
лиры получат шесть тонн рыбы, рабо-
чих горхлебкомбината — полторы тонны
вонхитерских изделий.

Коллективы паровозного депо Изыл-0р-
да, горпромкомбинатз и других предприя-
тий наз покупку ковогодних подарков от-
числили трехдневный заработок.

ди дорожат каждой  мипутой. В цехе
организовано свыше 30  стахановских
вахт. В соревновании участвуют все брига-
зы и мастерские. Дюральщик Негодяев
не меньше четырех, & в отдельные
ни шесть порм. Отахановец Сапрыкия п
его ученик Ярославцев вдвоем заменяют
шесть квалифицированных  слесарей. По
нескольку норм выполняют уногие рабо:
ЧИб.
Значительно превысил ноябрьский план
цех, где начальником тов. Туманов, и
другие передовые цехи 328044.

— В атаку! :

Неицы, увидев бегущих партизан, опо-
шили. Шестеро фашистов, бросив автома-
ты и винтовки, подняли руки вверх,
стальные были убиты. -

3а 15 минут был полностью уничто-
жен весь карательный отряд. Партизанам
остались трофеи: 2 ручных и 2 стан-
ковых пулемета, 5 автоматов, 48 вивто-
por, 25 пистолетов и 3.500 патронов,

Смело дрался пулеметчик Семен. Мет-
лими очередями он уничтожал гитлеров-.
пев. За время пребывания в партизанском
отряде он истребил 60 немпев и разбил
18 автомашин. Партизан Тихон во время’
боя отбил у карателей пулемет и открыл
из кего огонь, ;

Северный флот. Дважды . орденоносец
старший лейтенант М. В. Леошко,
штурман Краснознаменной подводной
лодки «К-21», потопившей 9 фашистских
транспортов, за прокладкой курса в
боевом походе. Фото В. Николаева,

Немцев страшат
русские морозы

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ. 1 декабря.
(Спец. корр. ТАСС). Взятый в плен cod-
цат 7 роты 428 пехотного полка 129 не-
мецкой дивизии Карл Пфумфай говорит;
«Даже в относительно спокойные дни Мы
не имели ни минуты передышки. То нач-
нется артиллерийский огонь русских —
и тогда надо немелленно ложиться в BO-
нючую, хололную грязь на дне траншен.
То работа — лырявыми велрами вывБачи-
вать воду из траншеи. За последние три дня
перед наступлением только в нашей роте
русские снайперы убили 16 человек. На-
ших солдат особенно страшат морозы. Не-
ужели и в этом Tory будет такая 2е
ужасная зима, как прошлая? Мы не вы-
держим ее».

Из этом же полка попал в плен
штабе-фельдфебель Езеф Любек. На фронт
он прибыл недавно в составе учебного
батальона, но на второй же день баталь-
он был брошен в бой спасать положение
левого фланга 478 полка. «После боя я
уговорил лейтенанта — рассказывает
Любек, — отпустить меня ° продолжать
учебу. Я рассчитывал. — все-таки  тыло-
вой блиндаж безопаснее, Но я ошибся.
Ночью русские разведчики ворвались В
наш тыловой блиндаж. 5 соллат и 3
офицера были ими уничтожены, я сдался
в плен». }

nue

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 декабря.
(Спеп. корр. ТАСС). Настоящих морозов
в районе Сталинграла еще не было. Олна-
ко выпавший снег и свойственные этой
местности холодные ветры уже повергли в
уныние многих немецких солдат, особенно
тех из них. кто провел прошлогоднюю
зихнюю кампанию ‘н» советско-германеком
фронте. ak AT eh ee

‚Пленный солдат из штабной роты 8
полка 3 немецкой моторизованной диви-
зни Иозеф Юранек говорит: «В нашей
птабной роте около 80 человек провели
прошлую зиму в Россин. Все они обморо-
зили себе ноги, руки, лицо. Они говорят,
что второй зимы не выдержат».

Солдаты все чаще и громче. начинают
высказывать неловольство войной. Унтер-
офицер того же полка Фрип Шредер рас-
сказывает: «Мне часто доводилось  слу-
шать открытый ропот солдат в связи с
затянувшейся войной. Война надоела,
всем хочется домой, все боятся второй
русской зимы с ее морозами».

К этому можно добавить, что и в ны-
вешнем году германское командование не
спабдило свою армию теплой обувью. Сно-
за появились эрзап-боты для часовых,
надевающиеся поверх сапог и лишающие
возможности передвигаться в них,

‹..наша страна никогда еще не име-
ла такого крепкого и организован-
ного тыла», (И. Сталин).

Современная война -—— война моторов,
танков, самолетов, подводных лодок —
это, следовательно, война горючего.
Нефть наряду с металлом стала исключи-
тельно важным видом оборонного сырья.
В дни отечественной войны резко вырос-
ло потребление нефти  мотомеханизиро-
ванными частями Красной Армии, авиа-
цией и Вознно-Морским Флотом. От чест-
wuro и самоотверженного труда советских
нефтяников зависит удовлетворение этих
потребностей, Нефтяники должны девать
армии и флоту столько горючего, сколь-
ко нужно для успешного ведения боевых
операций. «...воевать без нефти нельзя, а
кто имеет преимущество в деле нефти,
тот имезт шансы на победу в грядущей
войне», — указывая в 6800 °— время
товарищ Сталин.

С первых же дней
образом перестроена фабота нефтяных
промыслов и особенно  нефтеперерабаты-
вающих заводов. Нужно было не только
резко увеличить выработку авнационных
бензинов, топлива для дизельмоторов над-
водного и подводного флота,  специаль-
ных масел, артиллерийских, ружейных и
ных смазок, но и повысить их качество,

Высококачественные нефтяные — про-
дуклы — это залог огромных скоростей,
высокого потолка и дальности действия
авиации, значительного радиуса плавания
боевых кораблей. Выпуск вчсокооктано-
вого топлива и авиационного масла стал в
дни ъойны основным для  нефтеперерабз-
тызающих заводов, Работники  лаборато-
рий и научно-исследовательских  инсти-
тутов и заводов энергично и настойчиво
решали связанные с этим вопросы.

Перестроив работу нефтяной  промыш-
лонности на военный лад, мы добились
увеличения добычи тех сортов нефти, ко-
теры» дают наибольшую выработку в5со-
кооктанового бензина. Перевод заводов на
новый режим работы в первые же месяцы

войны коренным

рации были заранее обдуманы и учтевы
Такие важные ее элементы, как скрытное
сосредоточение десанта в портах и на пе-
реходе через океан, ‘правильный выбор
средств. времени п района нанесения Уда-
рз и, что особенно важно, глубоко про-
думано взаимодействие различных родов
оружия во время перехола и особенно
высадки десанта. Нет сомнения, что боль-
шую роль при этом сыграло превосходет-
во союзников на море ив во е; это
обстоятельство позволило быстро подавить
сопротивление военных сил итало-герман“
ской коалиции и занять опоркые пузкты
на берегу.

Главная особеиность десанта в Северной
Африке заключается в том, что он явил“
ся стратегически внезапным для прогив-
ника. Фашистское командование не сумело
во-время обнаружить подготовку десанта
союзниками и пропустило время, наиболее
улобное для ударов в процессе перехоха и
высадки на берег, Военное руководство
Германии, неоднократно успешно прибегав-
шее в текущей войне Е стратегической
oe на этот раз стало ее жерт-
Рой.

Десант, доставленный к побережью Аф-

pura па 500 транспортах в охранений
350 военных кораблей. является беспри-
мерных в истории морских  десазтных
операций. Его полготовк» и cocpexoToue-
ние в портах США и Англии могли быть
обнаружены агентурой фашистских стран.
Но так как в последнее время США не-
однократно собирали вовоих портах круп-
ные войсковые соединения и отправляли
их в Англию и другие страны, а Аяглия
не раз перебрасывала крупные войсковые
соединения в Гибралтар и ва Ливийскин
фронт вокруг Африки, то этот этап TOA:
готовки десанта, умело проведенный с0ю3-
никами. не вызвал особых подозрений У
германского командования.

По сообщению союзной печати, десант
совершил переход тремя группами: две
min из Англии, преодолели путь при-
мерно в 1.500 миль и высадились В
районе` Оран - Алжир. Третья труппа
совершила перехот в 3.000 миль из
портов США к району Касабланкя, Это
значит, что крупные соединения кораблей
союзников затратили на перехол от 6 20
12 дней. В течение этого времени итало-
терманское команлювание имело полную
возможность обнаружить десант, устано-
вить за ним непрерывное наблюдение 2
нанести ряд ударов силами авпапии и под-
водных лодок, а вблизи побережья — нах-
водными кораблями Италия и Германии.

Насколько известно из Ханных печати,
десант не подвергалея в Пути интенсив-
ным ударам морских и воздушных CHa
противника. Сообщалось лишь © концевт-
рации зблизи районов высадки около
60 подводных лодок: кроме того, извест-
но, что авиация держав оси и корабли
правительства Виши ‘оказали сопротивле-
ние эскадре США при высадке в районе
Касабланки. Такими образом, противник по
существу сумел оргапизовать сопротивле-
ние только нз подходе и в момент непо-
средственной борьбы за береговую черту.
Сопротивление было быстро сломлено,
причем противник потерял 13 подводных
лолок,  зночительное число самолетов,
несколько кораблей правительства Виши,
а французский линкор «Жан Bap» полу-

Пе

оветские нефтяники—
фронту

войны привел в значительному увеличе-
нию выпуска важнейших кефтепролуктов.
Boe это, однако, оказалось еще  недоста-
лечных. Й наши инженеры и ученые по-
шли на известный риек: на многих круп-
нейших нефтеперерабатывающих заводах
в короткий срок переоборуловали установ-
ки и применили новый метох выработки
авиационного топлива. До сих пор такие
работы велись лишь в лабораториях. Бла-
годаря новому методу мы имеем теперь
возможность получать высокопенные неф-
пепрозукты из второсортного и даже
третьесортного сырья,

Нах разрешением этой важнейшей зада-
чл успешно работала группа инженеров:
А. Й. Скобло, В. С. Фелороз, И. Г. При-
торнев, А. А. Маркин, В. С. Гутыря, М. А.
Торелик и 1. Б. Самойлов. Этот коллек-
тив, возглавляемый заместителем народ-
ного комиссара нефтяной промышленио-
сти В. М. Рыбак, получил  Сталинскую
премию.

Перед нами также стояла задача 3866-
мерно ‘ускорить достувку  нефтепродук-
тов фронту. Довоенное размещение заво-
дов уже не могло удовлетворить. Рань-
ше флотский мазут и дизельное топливо
вырабатывались ЛИШЬ На небольшох
количестве  заволов. Сейчас их стало
больше. и они приближены к Действую-
щему флоту. :

Отечественная война ’ потребовала
советских Нефтяников инициативы И
изобретательности, чтобы успешнее пре-
одолеть ‚трудности. Жизнь потребовала
всемерной мобилизапии внутренних Pe
сурсов, оборудования и строжайшей эко-
номии средств. Нефтяники Баку, Грозного
п новых районов нашли тысячи станков,
моторов, которые реставрировапы п пуще-
ны в ход. Из заброшенных скважин #3-
влечены сотня тыюяч метров труб, наш-
лись станки-качалки, фонтанная армату-
ра, задвижки. На мЕого Миллионов рублей
росстановлено пеннейшее проуысловоо и
заводское оборудование.

oT

тому, что каждая группа была раючаене-

Очевидно, переход прошел успешно по-

на па отдельные отряды, которые по CBO-
eli числентости походили па обычные
крупные конвой, широко практикуемые в
современной войне. Отрялы следовали Н&
переходе через океан порознь и потому
при встрече с полводными лодками и
авиацией противника не вызывали 050-
бых подозрений о действительном Wx Har
значении. Кроме того, налболее опасные
районы — выхолы из собственных баз,
на обычных трассах конвоев и вблизи по-
бережья противника —— отряды проходили
в темное время суток. Большая часть пу-
ти, очевидно, пролегала по районам, где
ветреча е кораблями и авиацией протиз-
ника маловероятна, то-есть в средней ча-
сти Атлалтики. Эта часть океана’ сейчас
заметно опустела, так как основные KOM-
муникапии  Азлантике в той войне.
перенесены в северные широты и вдоль
побережья США.

Особый интерес предбтавляет применен-
ная система прикрытия транспортов 606-
выми кораблями. На каждые 10 транс-
портов пришлось 7 военных кораблей —
соотношение исключительно большое. Это
заслуживает 060б0го внимания и под-
тверждает предположение, что руковохите-
ли. операции готовились Е ВОЗМОЖНОЙ
встрече е противником и умели обеспе-
чить безопасность движения десанта.
Авианосцы, бывшие в составе сил при-
крытия. охраняли десант на переходе и
в момент высадки, помогли быстро подз-
вить сопротивление кораблей и береговых
батарей правительства Виши, отбили
Улар подводных лодок и авиации держав
ocu. .Rpome того, они транопоргировали
необходимое количество самолетов, которые
и сыграли роль первоначальной ударной
силы в процессе взаимодействия © 6ухо-
путными войсками и Тавковыми группа-
ми при движении в глубь побережья Co-
верной Африки,

Иностранная печать сообщила, что у
Гибралтара и Дакара при высадке десан-
та была обнаружена большая группа ита-
ло-германских подводных лодок, Этот факт
позволяет прелполагать, что лесант, веро-
ятнее всего группа, шедшая из Англии,
была обнаружена примерно за 500—600
миль, то-есть 38а лва лня до подхода Е
месту высадки. Поэтому противнив стя-
нул подводные лодки © ближайших пози-
ций и, возможно, из района Канарских,
Валеарских островов, а также несколько
позднее — из баз Южной Италии п рай-
она Бискайского залива. (Следовательно,
оперативная ‘развелка противника быдла
ориентирована неправильно: фашисты
ожидали высадки десанта в районе Да-
кара.

Итало-германское командование не мог
ло бросить авиацию, как наиболее под-
вижное оружие, для удара по обнаружен-
ному десанту, так как оно не распола-
raeT в этих районах достаточным количе-
ством дальних  бомбарцировщиков. Her
указаний и на массовые интенсивные
действия фашистской авиации — позднее,
когда десант высаживалея в пунктах, до-
вольно близко отстоящих OT аэродромов

Урало-волжекие и среднеазиатские меф-
тяные районы приобрели сейчае огромное
значение. Здесь выпускаются в громадном
количестве оборонные нефтепродукты. На
восточных заводах резко увеличено произ-
волство авиационных бензинов и 616-
пиальных масел. Для удовлетворения 1по-
требностей  эвакуироваиных в тлубокий
тыл предприятий тяжелой промышленно-
сти и сельского хозяйства на Востоке
расширен выпуск aBTOTPARTOpHOTO  топ-
лива, машинных масел и топочного м3-
зута.

За последний гох на Востоке открыты
вовыв богатме нефтеносные площади
Вугуруслане, Башкирии и Казахстане,
построены новые промыслы. В 1942 го-
ду нефтяпики Востока дали  Значитель-
ный (около 40 процентов) прирост до-
бычи нефти по сравнению © прошлым
голом, но и это еше далеко не COOTRET~
ствует возможностям «Второго Bary»,
Казахстана и Средней Азии. В восточ-
ных районах имеются богатые резервы
для роста нефтедобычи. В новых райо-
нах созданы все условая хля лучшего
использования запасов нефти,

Раньше добыча нефти на Востоке ли-
митировалась недостатком мощностей для
eo переработки. Теперь там построены
прекрасные заволы и установки. За вре-
мя войны улучшено и укреплено  про-
мысловое хозяйство, намечается сооруже-
ниве нефтепроводов,

Всесоюзное социалистическое соревно-
вание нефтяников проходит с огомвым
под’ емом. Наибольших успехов добился
самый молодой восточный район — Бу-
гурусланекий. За время войны он увели-
чил срелнесуточную добыту нефтя в два—
три раза. Нефтяники Казахстана, Баш-
кирии и Средней Азии сумели заменить
дефицитные материалы и металлы Me-
втными ресурсами,

Рабочив- Бугуруслана и Башкирии при
бурении обходятся без осадных труб и
тем ‹бсахым экономят металл. Нефтянаки
Востока применили ряд новых конструк-
ций в экеплоатации и бурении, дающих
эвономию материалов. Расход металла на
один мотр проходки окважин сократился
в 55—60 килограммов до 35—40. 06-

ная бездеятельность итальянского налвохя
ного флота в момент высалки американ-
пами десанта В районах северо-запахного

линкоры, крейсера и эсминцы могли поз

В  дах восточных районов производится не

Обращает на себя внимание также пола

побережья ‘Африки. Bem если успели m0
лойти тихоходные  полволные  лолки, то

давно оказаться в нужный момент ва м0%
ре. Но это следует об’яспить боязпью
итальяниев. стремлением их Флота избез
жать открытой встречи с кораблями и
авиацией союзников, оказавшихся в этот
момент в Средиземном море в явно полав-
ляющем количестве. До самого послехнего
времени итальянские надвохные корабли
не слелали ни одной попытки войти В
боевое соприкосновение © кораблями с04
юзников, хотя бы ночью, когла представ
ляется широкая возможность Аля лейста
вия из близлежащих баз Сарлиния и Си
пилии. Надо полагать, что итальянский
флот крепко запомнил свои поражения У
Tapanro, Maranata и Мальты и поэтому
предпочитает отсиживаться в CBOnE 68
зах, укрывшись а береговыми батарея-
ми.  Оборонительная . тактика, воторой «
придерживается итальянский Флот, весь
из показательна для всей его боевой деяз
тельности в текущей войне на море. K
участие германского  налводного флота
певлючалось веледствие внезапности 0су-
шествленной союзниками операпии HW Or?
ромного риска выхола кораблей из рай-
онов Северного моря.
Союзники применили 8 этой десантной
операпии много новшеств. Первый бросок

десанта в большинство нуяктов был 10-
ставлен на самолетах непосредственно из

Англии. Малейшая задержка в полхоле
основных сил грозила в HOROTOPHX
случаях полным уничтожением = Be

больших тФуШГ,  ВХхОДИВШихХ В состав
первом броска. Корабли десанта Могли ©
бы в 9%м случае  оказатья вы
нужденными сами подготовить Условия
лля овладения прибрежными пунктами
высалки. Высалка союзниками сил Ba
широком фронте — от Касабланки 10 Ал-
жира — распылила силы поллержки, 06°
лабила мошь улара высадивтихея сухо
путных частей и особенно авиации, 50
торой трудно было прикрыть действия н&
таком огромном участке: между Алжиз
ром и Касабланкой по прямой расстояние —*
до 1.000 километров. Олнако все рискоя
ванные моменты операции следует оправ=
лать, ‘ибо их удалось успепгно преодоз
леть главным образом благодаря тщая
тельной и заблаговременной подготовке»

Десант союзников в Африку безусловно
должен быть отнесен в числу операций
стратегического порядка. В результате
изгнания армии тенерала Роммеля из Age!
рики союзники получат новый плаплармь
лля Улара по державам оси В бассейне
Средиземного моря. Италия и Германия;
потеряв Африку, лишаются значительных
источников сырья, столь необходимых для
ведения ‘современной войны. Удар по мам-
Gomes слабому звену держав и = 110
Италии — будет способствовать быстрейч
шему разгрому фашистской коалиции.

Капитан 3-го ранга В. ЧЕКУРОВ.  )

работка 3agoen скважин соляной впелотой
повысила нефтедобычу в 3—4 раза.

В социалистическом соревновании неф
тепромыслов победителями вышли  кол-
лективы промысла № 8 треста «Орджони-
кидзенефть», первого нефтепромыела трес- ’
та «Ишимбайнефть». нефтяники Искинэ и
Кульсары (Казахстан). Первым двум
вручены переходящие Красные Знамена
Государственном Комитета Обороны,

Наши нефтеперерабатывающие заволы
добились получения из сырья не двух—
трех сортов продукта, как это было рань-
ше, &значительно больше. Теперь на заво-

только во много раз больше нефтепродук-
‘тов, но и более разнообразный  ассорти-
мент. Му выпускаем любые сорта горюче-
го, впужные фронту, тяжелой промышен-
ности и сельскому хозяйству. Во всем
этом — черты нашего крепко организо-
ванного тыла, все силы отдающего фров
ту.

`Наши заводы на Востоке стали рабо-
тать более производительно. улучшая ues
тоды и режимы переработки нефти. Хоро-
шие показатели имеет нефтеперерабаты-
вающий завод, возглавляемый т. Рябчи-
зовым. Коллектив завода уже три меся-
ца держит первенство в сопиалиеличееком
соревновании. Ему вручено перехолятее!
[Красное Знамя Государственного Коюмите-
тз Обороны.

Товарищ Сталин в локладе на торжё
ственном заседании Московского Совета
депутатов трудящихся 6 ноября хал вы
сокую оценку работы промышленности).
Работники промыслов и заводов нефтяной
промьниленности должны еще ша
удовлетворять требования Красной Армии.
и Военно-Морского Флота, непрерывн
растущие запросы Фронта и кародног
хозяйства. Предстоит открытие новых ме
сторождений нефти, строительство про
мыслов на Востоке. Мы булем бурит
новые скважины, лобывать и перерабаты
вать нефть все нарастающими темпами.
Армия. флот. промышленность и сельское
хозяйство страны должны получать Все,
что нужно для победы пад врагом.

И. КАРЯГИН,
заместитель народного номиссара
нефтяной промышленности СССР,