СКВОЗБ ПЕЛ М ОГОНБ

От специальных корреспондентов «Красного Флота»

!

Вечерняя мгла окутале реку и берег.
се. исчезло в темноте. Горы ящиков,
люди, деревья словно растворились в ней.
Только катера, ошвартовавшиеся около
переправы, четкими силуэтами вырисовы-
вались на фоне темной поблескивающей
воды и белесых льдин, медленно и бес-
шумно плывишх вниз по течени?.

Цогрузка заканчирается. На палубы
катеров с берега перегружено почти вее,
что привезено к переправе за день. Крас-
нофлотцы вносят по трапам _ последние
ящики и остаются на катерах.

Ну, пора, — говорит капитан 3-го
ранг» Цыбульский и крерко жмет руку

капитан-лейтенанту Пескову. — Желаю

успеха! В

— Спасибо, — отвечает Песков. легко
вбегает по трапу на. катер, осторожно
проходит по заполненной грузами палубе
к скрывается в боевой рубке.

Через минуту радисты катеров прини-
мают его команду:

— Катерам отходить!

Воздух как будто вздрогяул. Моторы
катеров хлоинули, затрещали, а потом,
быстро прогревшись, зарокотали  розно.
Силуэты катеров пачали медленно уда-
ляться от берега. ;

Впереди  Сталинграл. Города еще не,
видно. Только в свете разрывов и взлета-
ющих то и дело ракет возникают вдруг
остовы разрушенных домов, очертания ис-
калеченных кварталов. Tex прижимает
катера к правому бепегу. Командиры вы-
нуждены вести корабли в Зоне артилле-
рийского обстрела противника.

Снаряды рвутся‘ неподалеку. Осколки
льда и металла  ударяютея о борта и
стенки боевой рубки.

Передать на катера, — говорит ра-
дисту Песков: — вести огонь по врагу.

Пушки кораблей немедленно отвечают
на команду. Катерники ведут ожесточен-
пый огонь по вражеским точкам. Ванона-
да нарастает. Пробиваясь сквозь лед. и
огонь, катера продолжают итти вперех.

Катера врубаются форштевнями в сты-
кн между льдинами, проходят в полыньи,
‘снова  крошат ле и  продвягают-
ся вперед. От разрывов фашистских сна-
рядов столбами вздымается вода, на кус-
ги ломаются огромные льдины. ‘Снарялы
палают совсем близко. Катера  отвечаюг
немцам. © левого берега помогают армей-
ские пушки, и вражесичй огонь немного
ослабевает. Катера не’ едимыми проходят
зону обстрела.
’ На траверзе места назначения катера
разворачиваются, чтобы пристать к бере-
гу. Немцы не ждали их здесь. Гитаеров-
aM и в голову не могло притти, что
вслжекие военные моряки ‘решатся на та-
кую дёрзость. На ближайших высотах у.
немцев нет пушек.  Обозленные фрицы
выпускают в воздух целые серии ракет,
Становится светло, как днем. Они под-
тягиваю!  артиллерию.
  — + Произвести разгрузку! — приказы-
вает Песков.

‚ На палубе катера, которым командует
лейтенант Коротенко, движутся лва CH-
луэта. Это краснофлотеп Иванов и глав-

ный старшина Толетоножка. Гитлеровцы

начали артиллерийский обстрел. Надо па-
лубой свистят осколки, © гудением про-
петают снаряды. Иванов чувствует, как
от мощных потоков возлуха приподнимает-
ся на голове шапка, вздувается фуфайка.

— Укройтесь, Иванов! — кричит ему
командир катера.

Ничего, товарищ командир, — отве-
зает Иванов, — смелого пуля боится, сме-
лого смерть не берет! — и бежит с ящи-
хом к трапу, сбрасывает груз на береги
возвращается за новым.
  Главный старшина Тоястоножка в это

. время прикрывает Иванова — стреляет по
отневым точкам на берегу. СОтреляет по

1 -=—

фашистам и краснофлотец Кулешов. On
сидит в башне и, наблюдая сквозь щели
за вспышками огневых точек на высотах,
бъет по ним, Когда Иванов заканчивает
переноску ящиков, он встает на место
Толстоножки, & тот начинает  подтаски-
вать грузы с кормы на нос.

— Давай,  давьй, боцман! — кричит
Иванов, не переставая стрелять.

Когда у его ног снова накапливаются
ящики, Иванов начинает переносить их
и& берег, а боцман опять ведет огонь.

Иванов снова на ‚палубе, Из кормового  .

отсека показывается голова
сестры Кати Сурковой,

— У нае пробоицы
она краснофлотцу.

медицинской

Иванов секунду смотрит на девушку и

потом быстро говорит:

Вот колотушка, а вот чекушки,
увилимь пробоину — вставляй  чекушку
‚и бей колотушкой. 4

Суркова скрывается в люке, a wepes
минуту из отсега люноситея стук. Ива-
нов уже бежит с катера на берег, орга-
низует там команду для приемки грузов,
валаживает работу и cHORa появляется на
катере, чтобы разместить раненых, кото-
рых нало эвакуировать на левый берег.

На протяжении всей стоянки в машине
напряженно работают мотористы. Они пе
глушат мотора, держа его все время на
тазу, чтобы дать командиру возможность
в любой момент  отвалить от берега.
Главвый стаошина Саркисов, стапиина
2-й статьи Рогозин, краснофлотец Неаро-
нев работают в тяжелых условиях. В бор-
та непрерывно стучат осколки снарядов.
Но люди спокойвы, все внимание — ма-
шине, все мысли — деду.

(лав грузы и привяв раненых, катер
отходит от берега. В этот момент тяже-
лый осколок, проникнув сквозь броню,
пробивает масляный радиатор. В мотор
лместо масль начинзет поступать вода.
Саркисов быстро устранлет повреждение,
и мотор не только не глохнет, но и He
сбавляет оборотов.

Катера вновь идут сквозь лед. Обрат-
ный путь так же труден, Немцы, 0310б-
ленные хдерзкой операцией, не перестают
преследовать огнем уходящие катера,

Беспримерен героизм  комантиров, И
краснофлотцев Волжской ‘военной флоти-
лии. В тяжелых ледовых условиях из HO-
чи в ночь они проводят свои катера В
Оталинграх. Преодолевая все трудности
ледового плавания ночью, под огмем вра-

та, катерники питают  Оталинградский
фронт всем необходимым,
Самоотверженно  Таботают  мотористы

кораблей. В ледовых условиях У №т0-
ров надо все время быть та-чеку, Ледяное
крошево то и дело забивает кингстоны, и
моторы начинают перегреваться. Чтобы не
останавливать мотор,  краснофлотцы пу-
скают. вход велра,. банки, ветошь. Мото-
ристы льют воду на раскаленные блоки
мотора, влажными тряпками  охлалуают
коллекторы, прочищают . кингетоны,

Краснофлотцы и командиры катеров,
обеспечивающих  волжекие переправы,
блестяще выполнили свою задачу в 060-
рове Сталинграда. Так же мужественно
и умело они поддерживают сейчас наши
части, ведущие наступление под Сталин-
градом,

Славные дель волжеких военных моря-
ков, их дерзкие операции, бесстрашие 60-
ввое мастерство войдут в историю битв

`Ведикой отечественной войны как обра-

зец. морской доблести и отваги, как бле-
стящий пример самоотверженного выпол-
нения BOWHCKOTO долга.

_ В. АНАНЬИН.

Г. CONGRKCB.

Район Сталинграда.

АРТИЛЛЕРИСТЫ ПОДАВИЛИ ВРАЖЕСКИЕ БАТАРЕИ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСВИЙ
ФЛОТ, 2 декабря. (По. телеграфу). Наши
корабли шли по фарватеру, который про-
стреливался противником. Нужно было
подавить вражеские батареи,  поикрыть
переход кораблей, Это было поручено бе-
реговым артиллеристам. Балтийские opy-
дия открыли огонь.

В огневом налете на батареи противня-

ИСТОК

Бой за вые

ка отличились подразделения, где комач-
дирами капитаны Якубович, Корнеев, Му-

стафеев, старший лейтенант Строганов.
Балтийцы 3a день подавили несколько
батарей врага.

Под прикрытием мощного огня’ балтий-
ских артиллеристов каши корабли благо-
получно завершили переход и пришли в
базу без единого повреждения.

OTy

От специальных корреспондентов «Красного Paota»

Еще ‚несколько часов назад эта высота
и небольшие дома были. у немцев. Высо-
та, укрепленная многими дзотами, казз-
лась неприступной. На подступах к ней
происходило немало горячих боев. Кровью
нашнх славных воинов орошены ее скаты,

Наши части располагались у развалин
завода, и расчет противотанкового ружья
краснофлотца Подкина вел огонь 10 не-
мецким  автоматчикам и пулеметчикам,
°укрывшимея в одном из зданий. Гитле-
ровпы укрепились в трансформаторной
будке. В железобетонной стене было не:
‚ сколько пулеметных амбразур. Рялом—
три дзота, затем окопы, траншеи. Немцы,
упорно зашищали этот узел сопротивле-
ния, охраняли подходы в высоте.

Когла пришел приказ о наступлении, в
подразделениях состоялись короткие ми-
тинги,

— Противник почувствует силу наших
ударов, — взволнованно говорил, военный

моряк  Хафизов, — подлые фашистские
псы получат по заслугам.
— Не дадам пощады  гитлеровским

мерзавцам! — заявил краснофлотец Иван
Сергеев. — Будем драться, как львы,

Серым ноябрьским утром из одного це-
ха завода в упор по трансформаторной
будке ударила противотанковая пушка
младшего сержанта Левина. Пушка стояла
на виду у немпев, в нескольких десятках
метров от их позиции. Наводчику Июти-
ну, замочному Степанюку приходилось
действовать под- орудийно-пулеметным ог-
нем врага. Но они, невзирая на опасность,
стойко выполняли свой долг.

Гремят залпы. Одновременно с левого
берега Волги по немецким  укреплениям.
бъет наша дальнобойная артиллерия. Под
боевую музыву славных артиллеристов к
опорному ПУНЕТУ противника ДВИЖУТСЯ
моряки-пехотинцы. Впереди с! ударной

Федор Чебулаев. Из-за открытого ворота
его шинели выглядывает тельняшка.
Нажимайте, товарищи, вперел, ор-
лы! — оборачиваясь, говорит краснофлот-
пам секретарь партийного бюро подразде-
ления Арсений Смирнов. Спокойный п
невозмутимый, он как бы не замечает
яростного вражеского обстрела, треска
разрывных` пуль, ударяющихся о разва-
анны стен, воя мин.

Когда Чебулаев со своей группой был
уже совсем рядом с трансформаторной
будкой, когда наступающие моряки уни-
чтожали немцев из ружей п автоматов, —
ранило командира’ взвода. Моряки залег-
ли. Чебулаев встал во весь рост и гром-
ко крикнул:

— Вперед, за Сталинград! Ура, това-
puma!

Он первым бросился к будке, на ходу
забрасывая гранатами немецкие траншеи.
За нам в стремительную атаку пошли
остальные краснофлотцы, ‘пулей, штыком
н гранатой уничтожая врагов.

Из железобетонной будки строчил вра-
жеский пулемет. В момент, когда немец,
торопясь, менял магазин, Чебулаев про-
брался по траншее в амбразуре и бросил
гранату. Младший лейтенант Нурбик Из-
сифов атаковал два других дзота, которые
мешали продвижению наступающих.

Перескакивал через трупы врагов,
краснофлотцы неудержимо рвались впе-
пед. Василий Пахомов, Дмитрий Горолен-
ко исгребляли бёжавших в панике гитле-
ровцев. Ничто не могло остановить на-
ступательного порыва военных моряков.

Четырехчасовой бой закончился  бле-
стящей победой советских воинов. В этом
первом наступательном сражении подраз-
деление уничтожило до лвух взводов не-
мецких солдат и офицеров, разрушило
несколько дзотов, захватило 33 винтовки,

труппой  краснофаотцев идет старшина   станковый и ручной пудеметы, 28 ящи-

есть, — кричит

К

Северный флот. Морской катер-охотник, где командиром старший лейтенант ор-

деноносец Гущин, выходит на выполнение боевого задания.

В районе железной дороги Ржев-— Вязьма

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 2 декабря. ! разгром остатков этой роты был довер-

(Спец. корр. ТАСС). Немцы вееми сила-
ми пытаются вернуть захваченный нами
участок магистрали. Непрерывными контр-
атаками  фаптисты пыталиь нащупать
с1аб0е звено.в расположении  еоветеких
войск, чтобы восстановить прежнее поло-
жение. Все контратаки гитлеровцев отра-
жены © большими для них потерями,

Значительный уфон понес противник
Ha соседнем участке, ‘тле он превратил
одну рощу в сильно укреплевный узел
обороны, насытив ero развитой сетью
дзотов,  блинлажей, траншей и противо-
танковых прелятствий. В результате
трехдневного ожесточенного боя враг под
давлением наших. подразделений был вы-
вужден отступить.

Активную помощь наземным”. частям
оказала за послелние сутки выпа авиа-
ция, которая бомбила вражеские укре-
пления и подходившие резервы протязни-
ка. Летчики разбили немепкий бронепоезд,
подбили и уничтожили 16 танков, 4
орудия, 3 зенитаых установки, 46 авто-
мобилей с боеприпасами и грузами, рас-.
свяли и частично уничтожили сотни 604-
дат и офицеров противника,

Захваченные на этом участке пленные
в один голос подтверждают высокое кд-
чество боевых действий советских танков
п. артиллерии. .

По словам перебежчика поляка Иозефа-
Пжосовского, 7 рота 215 полка пе-
хотной дивизии. во время переброске к
передовым позициям была на марше 0б-
стреляна ‹оветской  латьнобойной артил-
лерией и разгоомлена. Окончательный

Северо-восточнее Туапсе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 хекабря:
(Спец. корр. ТАСС). На одном из участ-
ков северо-восточнее Тузпее немцам уда-
лось ценою больших потерь захватить
важную высоту. № месту вражеского про-
PHBA подоспела гвардейская часть дон-
ских казаков. Гвардейцы быстро остано-
вили продвижение врага. Измотав силы’
противника непрестанными контратаками,
они стремительным штурмом заняли вы-
cory.

В боях за эту высоту отличился казак
Марк Гера. Противник вел по наступаю-
щему  эскадрону сильный пулеметный
огонь. Прижатые в земле‘ гвардейцы за-

‚ БОЕВАЯ стоикость ЧЕРНОМОРСКИХ БАТАРЕЙ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 декабря.
(Снец, корр. ТАСС). Большой урон врагу
наносят морские артиллеристы батареи
старшего лейтенанта Давиденко. ‘На их
счету много уничтоженных вражеских ар-
тиллерийских и. минометных батарей,
дзотов, огневых точек и живой силы про-
тивника. Немцы делали  веоднократные
попытки уничтожить батарею Дазихенко.
Они выпустили сотни снарядов по муже-
ственным черноморцам: Десятки немецких
машин бомбили расположение, батареи.
Под обстрелом и бомбежками наши артил-

ков гранат, несколько автоматов и много
патронов.

„.Вомандир подразделения майор Минь-
ков решил обойти противника 6 Je-

вого фланга, зайти в тым его ог-
невым точкам и штурмом взять вы-
соту. Для успешного выполнения этой
операции надо было очистить под-
ход к оврагу, нахолящемуся севернее вы-
соты, разбить дзоты противника,  уста-
новленные под железнодорожным мостом.

Майор Миньков приказал саперам взор-
рать мост, ‘уничтожить дзоты. Полоса пе-
ред мостом была густо мипирована. Сапе-
ры под командованием лейтенанта Виг-
хорчикова ночью” проделали проходы в
минных полях и перетащили на себе
около четырех тонн взрывчатого вещест-
ва. Неутомимо работал сапер Иван Пози-
ничев. On действовал быстро, энергично.
Товарищи следовали его примеру.

Наши артиллеристы, расчеты противо-
танковых пушек прикрывали действия
сапер.

В назначенный срок мост взлетел на
воздух и обрушился ка дзоты. Сразу же
после взрыва группа военных моряков во
главе © лейтенантом Ворововым атаковала
уцелевших гитлеровцев, Краснофлотец
Яворский, проходя неподалеку от места
взрыва, увидел страиную картину: из зем-
ли торчала живая голова. Моргая глазами,
немец невнятно произносил какие-то ©ло-
ва. Волосы его были густо цосыпаны пе-
ском,

— Гитлер капут, Гитлер капут, —
визгливо выкрикнул немец,. увидев крас-
вофлотца,

После того как Фрица отрыли и при-
вели в Штаб, он долго не мог притти в
себя. Немец этот был единственным,
оставшимся в живых от фашистского rap-
низона, находившегося под мостом.

Ночью по расчищениому пути подраз-
деления во главе с майором Миньковым
лвинулись в обход врага. В морозном в0з-
духе то и дело взвивались немепкие ра-
кеты, Грохотала наша артиллерия, биди

РАСНЫЙ ФЛОТ

Фото В. Николаева.

шен на следующий день советскими тан-
ками: a

89 отдельный саперный батальон, при-
данный немецкой танковой дивизии,
долгое время строил систему оборонитель-
ных сооружений вокруг одного прифрон-
Toporo населенного пунита. Когда совет-
скив войска прорвали передний. край вра-
жеских позиций, саперы, как показал
пленный солдат этого батальона Курт
Этнер, были использованы в качестве
стрелков и направаены для защиты вы-
строенных ими укреплений. Как только
советские тяжелые танки прорвались В
расположение этих позиций, сапоры бро--
сились в бегство, понеся большие 0-
тёри.

Странлый вил имеют первые «зимние»
фрицы. На Курте Эшнере надет женский
джемпер, поверх него — потертый мундир,
и на все это натянута овчинная каца-
вейка. Йозеф ПШжосовский олет по-летне-
му. Из «зимнего обмунлировёния» у него
имеются только... наушники. Шо его сло-
вам, нь каждое отделение было выдано
по одному подбитому ватой плалцу, наде-
ваемому поверх шинели, и одной паре
бот. сплетенных из соломы.

Вахмистр 637 артиллерийского  диви-
зиона той же танковой ливизии Вилли
Лозерт, воюющий в России вторую зиму,
рассказывает, что им были выдавы толь-
ко перчатки и фланелерые полшлемняки,
а верхние шинели предназиачались лишь
для направляющихея в караул.

Е. КАПЛАНСНИЙ.

медлили наступление. Гера выручил 5с-
кадрон. По-пластунски он подполз к, пуле-
мету и, бросив связку гранат, уначто-
ил его вместе с расчетом.

После занятия вершины горы казаки
положили немало усилий, чтобы очистить
от немцев ев склоны. Гвардии сержант
Иван Гончаров 6 раз водил в атаку свое
подразделение. Выбявая фашистов из 130-
тов, он лично уничтожил четверых гит-
леровпев. Гварлии старший сержант Бох-
тий Садиков силами своего взвола пять
раз втаковал вражеские блиндажи, пока
не выполнил боевого задания. В одной
схватке он сам застрелил шестерых немцев,

леристы справляли повреждения т‘ про-
должали ваносить новые удары врату.

Недавно немцы обрушились на батарею
с особенной яростью. Несколько часов
прододжалея афтаяллерийский обстрел, из
строя был выведен противопожарный ин-
вентарь, осколками разбить бочка © Bo-
дой. Олин вражеский снаряд разорвался
вблизи ‘ящиков с боеприпасами. Пламя
охватило снаряды. Краснофаотцы Колганов
и Пасека мгновенно бросились в месту
пожара п погасили огонь.

минометУ, Прикрывая наступающих, под-
разделение минометчиков, которым коман-
Ayer старший лейтенант Железняк, посы-
лало на вражеские порядки одну мину 38
другой. Комаилир перебегал от расчета к
расчету, подбадривал люлей.

В бою замечательно действовали расче-
ты Дмитрия Рогачева, Павла Старченко,
Виктора Сорокина. Метким огнем миномет-
чики подготовили почву для штурма вы-
соты, уничтожили до взвода фашистской
пехоты, засевшей в окопах, разбили две
автомашины с боеприпасами, подавили
огонь станкового и ручного пулеметов.
Минометчики замечательно дополняли 60-
евые действия артиллеристов, которые вв-
ли огонь по врагу с левого берега.

„Накопивитись на северной стороне вы-
соты, морские пехотинцы и красмоврмей-
цы, возглавляемые лейтенантами Молоки-
ным и Лисичкиным, ринулись в атаку. С
тыла бросились советские воины на не-
мепкие окопы, забросали их гранатами;
Завязались рукопашные схватки. Наши
бойцы умело действовали штыками и при-
вкладами.

В обход неприятельских хдзотов пошли
бойцы во главе с лейтенантом Абрамовым.
Пали первые два дзота. Немцы стали от-
катваться, оставляя убитых и технику.

Всю ночь в жестоком бою шаг за шагом
отвоевывалаеь высота. № утру она была
полностью очищена от нехцев, Враг по-
терял много соллат п офицеров Наши
бойцы захватили пять ручных и один
станковый пулемет, много гранат и патро-
HOR.

Заняв высоту, советские воины двину-
лись вперед, беря с б0%м каждый дом,
кажлую улицу.

Плезом к плечу © крабноариейцахя
военные моряки теснят и уничтожают
врага. Неудержим их патиск, вепреклон-

на их воля к победе.
А, ВИНТОРОВ.

у С. ГРОМОВ.
Район Сталинграда,

ми захватчиками
флота ‘успешно. отразили множество Ha-
летов вражеской авиации, сбили десят-
ки самолетов
зенитчиками  боерой
становится достоянием всех вомандиров и

краснофлотцев.

вражеские
налеих зенитчиков,

ти человек

стов старший сержант

. 3 декабря 1942 г., № 284 (1235
——=—щщ=щщ а —————— —

ЗЕНИТЧИКИ ОБМЕНИВАЮТСЯ

БОЕВЫМ ОПЫТОМ

За время войны © пемецко-фапгястски-
зенитчики Северного

Накопленный

противника. п
обобщается,

опыт

Старший лейтенант Исаев заметил, что
летчики, пытаясь обмануть
подходят к зоне 9б-
стрела на уменьшенных скоростях, а при
входе в зону обстрела развивают предель-
ную скорость. Таким 6бразом, дальномер-
ные показания скорости, получаемые при

вхоле цели в зону ©бстрела, оказувались

в дальнейшем неточными. Враг применят
H друтую  уловку: немецкие самолеты
медленно снижались, и определение вы-
соты, первоначально взятое дальномером,
также оказывалось неточным. Старптий
лейтенант Исаев ‘разгадал этот противо-
зенитный маневр врага. При стрельбе он
стал точно определять и своевременно
применять поправку на упреждение 4
дальномершикам приказал измерять вы-
COTY но один, & несколько раз, по мере
снижения цели.  Меткость огня повыси-
лась. Это метод стрельбы по самолетам
выне распространен на всех батареях.

Инициативу, получившую сейчас пи-
оков распространение; проявил и стар-
ший лейтенант Романкеврич, Бон © немеп-
вин самолетами показали, что корректи-
ровка дальности стрельбы при групповых
слрельбах с  применевием одного вида
боезапас» затруднена из-за одного цеета
разрывов. Чтобы отличить разрывы своих
снарядов от разрывов снаряжв соседней
батареи и иметь возможность точно гор-
ректировать огонь, старший лейтенант
Романкевич решил применять при груп-
певой стрельбе два вида боезапаса. Если
собедняя батарея ведет огонь гранатой,
Романкевич начинает стрелять  шрап-
нелью.

Можно привести еще немало примеров
разумной иницизтивы наших зенитчиков,
примеров, показывающих, как команли-
ры все более совершенствуют боевую
выучку, добиваются лучших результатов
стрельбы, Штаб, систематически обобщая
босой опыт, направляет материалы В
подразделения. Их изучают нэ командир-
ской учебе.

Пропаганда боевого опыта. — обязан-
ность  кажлого командира. (собенно ве-
Inna B эй области роль работников
пгтаба и политотдела. Они, часто бывая
в подразделениях, наблюдают действия
лучших ‘артелаеристов и распространяют
все ценное и поучительное соеди лично-
го составу других батарей. Работник нета-
ба капитан Тарасов передал на батареи
нятереный опыт одного прожекторного
подразлеленяя. Дело в том, что при по-
пытках совершить ночные налеты на
базы Северного флота самолеты против-
ника подходили Е цели на малой высоте,
Сильно ‘ пересечевная местность резко
снижала звук мотора. Эхо слышалось в
противоположных направлениях, что зна-
чительно ‹ затрудняло поиски вражеских
машин по звуку. Тогда команлир  про-
жекторного подразделения решил искать
самолет не по звуку, а по высоте и
площади. Это дало неплохие результаты,

и прожектористы стали быстро осветать
почти все паправлявшиеся к оцези npg.
жеские  мапины,

Неплохо распространяют боевой опыт
тнструкторы политотдела тт, Курочкин и
Зюмов.. Благодаря им в подразделениях
быстро узнали об иничиативе команхир
орудийного расчета т. Папушина. тру
налеты немецких самолетов, т, Папу
заметил, что в его секторе они чает то-
дят на небольших высотах, Номандир ¢p.
ставил специальную схему, в кото
точно обозначил, в какой момент следует
ставить тоили иные трубки и давать (-
ковые упреждения. 310 ‘значительно с.‘
кратило расход боезапаса на пристреле
и повысетло меткость огня. Тт. Бурочхит
и Зюмов, оботоятельно ознакомившись ¢
методом стрельбы т. Папушина, noxpotey >
рассказали о нем личному составу у.
тих батарей. Применив, по их сот,
этот метод, командир орудайного расчет
т. Савкин.о за короткое время сбил пре
мой наводкой два самолета противника,

Немалую роль в пропаганде боем
опыта играют технические конференция,

“¥S

“Проведение нескольких таких KoEpepey-

‘ций в подразделениях дало хорошие y.
зультаты. На них обетоятельно разбиа-
лись наиболее поучительные примеры в
боевой практики лучших зенатчиков, 4p
тиллеристы. делились опытом встюльзм.
вия материальной части в Gow. Roxany.
ры и краснофлотцы остались  ловольны
техническими  конференциями, 9богати-
шими их новыми знаниями, опытох ум. Г
кой стрельба по вражеским самодони, №

Успехом у зенитчиков пользуются т. “
ше памятки, выпускаемые штабом и м.
литотделом,  «Памяткь бу сиды
ВПОС», «Памятка зенитчику-прожекто.
сту», «ак стрелять по самолетам пу
тивника из стрелкового оружия 63 и.
нитного прицела»  обобщили  натбию
ценный опыт зенитчиков-североморцев *
несомненно,  привесли личному, состау;
большую пользу.

Работниви штаба п политотдела 00.
Mawr серьезное внимание из пропагану
опыт& использования материзльной ч.
сти земитнюй артиллерии в зимних уе
вЕях, (Ни морозы, ши бураны Ho доли
помешать зенитчикам вести меткий ооъ
по фашистеким самолетам. Матерлальны
часть должна действовать безотказио з
любых условиях. Зенитчики  ехоторлт
батарей уже проявили находчивоеть, су
калку в использовании боевой техята
зимой. Например, на однои из прям
13-3а TODO, что замерзали чернила, и:
казывал пишущий механизм каретки, №
батарее, где командиром т. Швынлин, (1
найден простой способ: в чернила
бавляют в известной‘ пропорции теряя,
и пишущий механизм работает безоте-
но. Примеру зенитчиков этой батарей = Ё
следовали  зенитчики. других подразыь °
ний.

В обобщении и распростраления Ку
го опыта мы сделали лишь первые таг
Мы добиваемся того, чтобы обмен опыту
происходил систематически, чтобы ках.
дый случай пнициативы стал достоанте
BCex зенитчиков.

М. КОЗЛОВ,

Севергый флот.

Мужество пяти балтийнев

Внезапно пачавшийся ледостав отре-
зал несколько наших постов от своих
баз. Военные моряки оказались в затруд-
нительном положении. —

Ha выручку товарищей  отирави-
лись краснофлотцы одного  подразделе-
uaa. Они решили подойти © постам на
шлюпке. Не дойдя двух миль до постов,
шлюпка была затерта

зала в лед,

Прошло немного времези, и между ле-
довой кромкой и нашим берегом образо-
Балось чистое водное пространство раз-
мером около мили. Тогда часть красно-
проваливаясь в еще не окреп-
шем льду, стала пробираться в обход к
своему берегу, a другие пустились к не-

флотцев,

Му вплавь,
На вторые сутки мороз сковал все по-

бережье, Военные моряки постов © нетер-
пением
будет двинуться по льду и захватить на-
ходивцееся на шлюпке
Несколько раз они измеряли и пробовали

ожидали момента, . когда можно

продовольствие.

прочзость льда. Наконец, группа из пя-
во главе с капитаном Ва-
пиевым под прикрытием темноты напра-

вилась к шлюпке, Капитан выбрал для
этой цели смелых и испытанных людей,

Среди них были командир одного из по-
Ковалев, зртилле-
ристы-краснофлотцы  Никандров и Бли-

HOB, старший краснофлотец Лапин, Ha-
дев  маскировочные халаты, захватив
вооружение, OHH с санями вышли Ha

лед.

Группа военных моряков скрытно до-

стигла шаюпеи, погрузила на сани про-
довольствие,

теплое — обмунлирование и
пошла в обратный путь. Тем временем
изменилея ветер, повысилась  темпералу-
ра. Обстановка в заливе преобразилась,

Льды начали ломаться, на пути воонных

моряков образовались
вы, Б одну из таких трещин провали-
лись и уп под воду, груженые сани.
Их с трудом изваекля и продолжали
путь к берегу.

Взломанный ветром лед вов более уг-
ржал морякам. Льдины ломались пох
ногами. Сани с продовольствием приш-
ae т я лишь ©ам0 необ-
одимое. Нужно был
ee © скорее достигнуть

Через некоторое время группа, переби-
раясь со льтины ва льдину, увидела бе-

огромные трещн-

реговую бровку. Но льдину. па кото ii
находились балтийцы, и берег А
почти километровая  полынья, Группа

военных моряков вернулась назал, но и
на обратном пути наткнулась на чистую
воду. Оставалось одно — выбрать для
убежища наиболее прочную льдину. Le
нашли в подвижном торосистом поле. Го-
вимые ветром, балтийцы дрейфовали к
перегу, занятому врагом, Уже отчетливо
были видны автомобильные фары немец-

льдами и стала
дрейфовать в вражескому берегу. На ви-
ду у личного состава постов и в то же
время на виду у вемцев шлюпка вмер-

вих машин, идущих вдоль берега, Тот
дело вопыхивавшие ракеты обвещали 1
бережье холодным, мертвым светом, Ч
бы не обнаружить себя, вознные морли
ложились на дед, укрываясь в тории,
Потом сделала изо льда Укрытие и
велн в MOM CYTRH.
вечеру дрейф усилился, и зы,
гонимая ветром, приблизилась к виде.
скому берегу настолько, что ло и
оставалось метров пятьсот. Капитан В
циев принял решение — выйти па
рег и пробираться в своим, Однако рее.
ние это осуществить было нелегко, т
как на пути между дрейфующе лы
и землей снова оказалось отЕрытое вх.
ное пространство, & местами — зы
ледовая каша, Старший  красвофлие »
Тапин, пробуя прочность льда, провели
по пояс в воду, & вскоре’ краснофлоте
Никанлров по Горло ныраул в позы.
Никандров бросил заплечный wens ¢
консервами на первую попавшуюся 25
ну и с помощью товарищей стал зы
раться из воды. Тем временем Kalina
Бащиев, желая спасти консервы, с ше
стом потянулся к мешку. Но льдине 101
тяжестью груза перевернулась, к би
© консервами ушли на дно, У зоемы
моряков теперь осталось несколько #120
траммов сахара и кусок масла, 7

Лапин в Никандров обмерзли и В
могли шевельнуть руками, Тогдь лу т
варищи решили поделиться с ними 0
Xo одеждой, Ковалев отдал Opwra i 8
ленки Лапину, Блинов — брюки и И’
кавицы Никандрову,

Холод пронизывал насквозь, Мерзя №
только Лапин и Никондров, у коры
поверх белья было надето sanepslle?
верхнез платье, Мерзли все. Чтобы 6
греться, военные моряки легли Hs JA
ну, прижавшись один в другому. 12
в эти минуты каждый не забывато см
сружии, согревая его на груди.

На исходе. были вторые сути, (и
сильный мороз. №ряки будили друг ЮГ °
га, чтобы не заснуть и не замерить
Так провели опи вторую ледовую #5

тийцы уже потеряли из виду Mt
ремвыв ориентиры, потому Что’ м
вновь изменилел, и их несло в обра
сторону. А на рассвете пятерка (алти
цев увидела родной маяк. Еле Jepssl,
на ногах, старший сержант Ковалез №
чал передавать семафор: «Свон! Mopstt! « &
DOMY пемедленно оказать помощь, :
& Maske подняли флаг, o3nayasill!
что сигнал принят, Вскоре к лы, 9
uno шугой и мелким льдом, пота
шлюпка. Едва она коснулась пристани
ща моряков, как их небольшое 26109
‚ 1046 раздомилось на несколько чат.
Но люди уже успели  перебратья №
шлюпку.

Радостно встретили  военяые ми“
  воих товарищей, мужественно премии”
ших опасности ледового плена,

М. НИКИТИН,

Краснознаменный Балтийский флот,

—

Ен