но

ыыы

Cai

моно

‘OTH минуты не думают. Они привыкли ке

Я декабря 1942 г., № 285 (1236)

2   КРАСНЫЙ ФЛОТ и
——_— Ane
В районе Сталинграда : °

ЧЕСТЬ КОМАНДИРА _

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

Пройдут годы. Чертополохом  зарастут
тысячи немецких могил на русской земле.
Ну чудесных берегах  красавицы-Волги
снова зазвенят радостные, счастливые пес-
ни. Отстроятся кварталы разрушенного
бомбами Сталинграда. Вырастут и зазвле-
неют скверы и парки на месте искалечен-
ных и обугленных деревьев, Будег вее—
и детский смех, и песни девушек, и че-
ловеческое счастье в тех местах, где ме-
сяцеми шла невиданная в история крово-
пролитная битва за Сталинград, з& Волгу,
за Россию. Многое сотрет время, но ни-
когда не забулутсл героические ночи
ноября 1942 тода на волжеких перепра-
вах. Наши потомки всегда будут восхи-
щаться славными подвигами тех, кто вче-
ра и <егодня сквозь ад снарядных разры-
вов, сквозь лед, наперекор всем силам
природы пробивалея на маленьких кораб-
лях к городу, питая наступающие части
Ффронть всем необходимым.

Группа катеров шла к Оталинграху.
Немцы методично обстреливали реку. Они
били изугад. \ :

Но корабли флотилии продолжают п
сейчас, когда по реке поплыли первые
ЛЬдИНЫ, столь же точно выполнять боевые
задания, как и летом. Правда, стало го-
раздо труднее плавать. От каждого потре-
бовалась большая напряженность, чем до
сих пор. Но военным морякам He страш-
ны микажие преграды, если речь ихег о
выполнении долга перед родиной.

В эту ночь, как и в предылущие, на
катера погрузили все, что предназнача-
лось для отправки в Сталинград, и груп
па кораблей отправилась в. очередной ге-
ронческий рейс.

Непрерывно рвутся Ha реке немецдеяо
снаряды. Вспышки взрывов бросалот на
катера дролилцие отблески, Снаряды пада-
ют на льдины, и в ночную мглу © тре-
ском вздымаются ледяное крошево и ка-
скады воды. Враг обстреливает реву по
площадям, пыталеь наугад накрыть иду-
щий к Сталинграду караван. Взрывы To
удаляются на середину реки, то прибли-
жаются в берегу. Командиры спохойно на-
блюдают за трассой всплесков и продол-
Жжают уверенно вести корабли вперед.

Иногда снаряды рвутся совсем близко.
Тогда о борта и боевые рубки звонка уда-
ряютея осколки льда и металла. Следую-
щие енаряды падают дальше, и люли на
катерах пытливо осматривалотся: все ди
в порядке, не пробит ли тде корпус, на
перебита ли какая-нибуль трубка в слож-
ном моторном хозяйстве, 0 себе люди в

всему за месяцы сталинградекой обороны.

: Один из катеров ведет старший лейте-
Нант Житомирский. Храбрый и расчетли-
вый командир, сколько раз он дерзко и
смело водил свой корабль к героическому
городу! Краснофлотцы любят и уважают
этого командира, воспитавшего в них
несокрушимую стойкость, умение не TO-
ряться ни при каких обстоятельствах и до
БОНЦа ВЫПОЛНЯТЬ ВОИНСКИЙ ДОЛГ.

0 Борисе Житомирском говорят на фло-
тилии: «Это настоящий волгарь!». Жито-
мирский полюбил великую русскую реку,
и ону ему стала близкой и родной уже в
ходе боев 3a Сталинград. Командир —
южанин и войну начинал артиллеристом на
Днепровской флотилии, него простая и
героическая биография. До войны он был
искусным слесарем, & сейчас прославлен-
НЫЙ катерник. В боях с нещами он овла-
дел новой профессией — стал искусным
артиллеристом. В памятном бою под Тар-
нополем он огнем своих орудий разгромил
на берегу две вражеских батареи и пот-
бил больше десяти танков. Потом ом и
группа его товарищей сняли с кораблей
крупнокалиберные пулеметы, достали гру-
зовики и организовали своеобразную бата-

рею на колесах, которая наводил» на нем-
цев панику, внезапно появляясь у них wa
фланге;

Тал было на Диепре. Немало отважных
дел совершил старший лейтеналег Язитомир-
ский и на Волге. Ему неоднократно при-
ходилось водить под вражеским обстрелом
труппу катеров, подавлять фалистские ог-
невые точки, драться ‘с немецкими пики-
ровщиками, транепортировать раненых, пе-
Тювозить различные военные грузы, ста-
вить дымзавесы, в общем — делаль все,
что требовалось в ходе боев © немцами,

Й т. Аитомиревий  всегд» отлично
справлялся, со всеми заданиями, высоко
нес честь командир» Военно-Морского
Флота. Тепло’ отзывается о нем командяр
подразделения капитан-лейтенант Песков,
который сегодня ведет к Оталинграду всю
труппу катеров.

Советские катера прорвались ® герои-
ческому торолу. Экипажи успешно вы-
грузили на берег все, что было прехназ-
начено для защитников Сталинграда. Ка-
лера двинулись в обратный путь. Он был
столь же тяжелым. Немцы продолжали
обстреливать реку из орудий.

Один снаряд попал в боевую рубку ка-
тера стадинего лейтенанта лмтохирского.
Капитан-лейтенант Несков получил отту-
да тревожную радиограиму. Одновременно
командиру подразделения положили, что
все повреждения, полученные катером, на
котором находился он сам, устранены.
Цесков приказал итти к кораблю №ито-
мирекого. у

В боевой рубке катера, которым коман-
дует т. Житомирский, осколком тяжело
ранило боцмаша Емелиима. Боцман не мог
уже стоять у штурвала и вести катер.
Тогда за штурвал взялся сам командир.
Трудно было ему управлять кораблем, —
он был ранен в 06бе ноги. Но старший
лейтенант не покинул своего боевого по-
ста ‘и продолжал вести калер по курсу.

На помощь командиру спешил пулемет-
чик Самойлов.

— Вы ранены, товарищ старший лей-
тенант? — взволнованно сказал красно-
фэютец и хотел было принять у Житомир-
ского штурвал,

— Ничего, — ответил командир. —
Подержите меня. Голова кружится...

Самойлов обхватил командира, и Tak
опи стояли вдвоем у штурвала. Самойлов
напрягал все силы, чтобы т. Житомир-
ский меньше чувствовал боль и мог ве-
сти корабль. Но постепенно силы остав-
ляли старшего лейтенанта. Он потерял со-
знание, и Самойлов в ту же секунду схва-
тил одной рукой штурвал, другой продол-
жая подлерживаль командира.

Житомирского унесли в кубрик. В это

‘время. ломая льдины, к борту подошел

катер с командиром подразделения. Канпи-
тан-лейтенант Песков на ходу перепрыг-
нул через леера. Он вошел в боевую руб-
ву и принял на себя командование корадб-
лем.

В кубрике т. Житомирекого привели в
чувство, оказали ему первую медицинскую
помощь. Очнувшись, старший лейтенант
тревожно спросил:

— А кто стоит у штурвала? Кто ведет
катер?

— Успокойтесь, — ответили ему, —
катер ведет капитан-лейтенант Песков.

Тов. Житомирский облегченно вздохнул
Я закрыл глаза,

Когда предраесветная мгла растекалась
над Волгой, группа героических кораблей
пришла к месту назначения. Завершен
еще один рейс. Боевые дела флотилии в
эту ночь ознаменовались новыми подвига-
ми краснофлотцев и командиров. Наиболее
яркий среди них — подвиг старшего
лейтенанта Житомирекого.

К. СВИРИДОВ.

Северный флот. Слева направо: Герой Советского Союза майор Ф. Радус н
Герой Советского Союза гвардии майор А. А. Коваленко на Н-ском аэродроме.:

Фото Г. Кирчева (ТАСО)

Активные действия морских
пехотинцев

Попытки гитлеровцев прорваться к
черноморскому побережью Кавказа разби-
лись о стойкость и мужество бойцов Rpac-
ной Армии и морсках пехотинцев, которые
в тесном взаимодействии с артиллериста-
ми и летчиками не только успешно отра-
жают все атаки врага, но и сами на ряде
участков продвигаются внеред.

Черноморцы смело атакуют. противника,
и выбивают его из опорных пунктов. И»
высоте Н. фашисты построили доты н

дзоты, установили много минометов. 0т-

сюда они намеревались ударить по нашим
подразделениям и выйти к шоссейной хо-
роге. Военные моряки опередили гитле-
ровцев. Подразделение под командованием
капитана Степченко, используя естествен-
ные укрытия, вилотную  подобралось к
противнику и атаковало его.

Огонь черноморцев внес смятение в ря-
ды фашистов. В начале боя немпы оказа-
IH сопротивление, но, услышав очереди
наших автоматчиков,  обошедиих их с
флангов и просочившихея в глубь вра-
жеской обороны, вражеские солдаты по-
спешно отошли. Ма высоте осталось свы-
ше 200 трупов немецких солдат и офи-
церов, 4 пулемета, 15 автоматов, 40 вин-
товок и много разного военного имущесг-
ва. Комсомолец Шумский в этом бою за-
хватил немецкий пулемет и расстрелял
из него до 30 гитлеровцев. 25 фашистов
убил командир отделения` Пулько. Краено-
флотец Рыбалко уничтожил 10 немцев.

Ha следующий день, введя в бой све-
жие силы, противник пытался вернуть
высоту. Пол прикрытием авиации гитле-
овцы пошли в настуиление, выдвинув
вперед автоматчиков. Подпубётив немцев

на близкое расстояние, краснофлотцы в
упор обстреляли их. Векоре наступатель-
ный порыв фашистов остыл. Тогда воен-
рые моряки поднялись в контратаку,
стремительным броском вклиннлись в бое-
вые порядки врага. Немцы отступили. Че-

рез неготорое время они открыли бешеный.

огонь NO только что оставленным лозици-

ям, но били они впустую, так как каци-

тан Степченко с краснофлотцами был в
это время уже в другом месте.

Однажль: краснофлотцы этого подразле-
ления скрытно проникли в лощину. Ш
6бе ее стороны высоты были заняты неу-
цами. Обстреляв обе высоты, черноморцы
так же неожиданно скрылись. He paso-

брав в чем дело, пемцы стали стрелять

друг в друга.

В напряженных боях подразделение ка-
ритана Степченко истребило свыше двух
тысяч гитлеровпев. Умело используя 060-
бенности тористой местности, действуя
внезапно и решительно, морские пехотин-
пы уничтожают живую силу и технику
врага.

Попрежнему успешно громят врага ар-
тиллеристы капитана Богданова. В ре-
зультате только одного огневого налета
они уничтожили 150-мм батарею. 20 аз-
томашин, радиостанцию, склад с боезапа-

сом п ло роты вражеской пехоты. В xpy-

гом случае моряки-артиллеристы уничто-
жили более 300 немецких солдат и opn-

перов. Расчет зенитного орудия т. Слып-
чика сбил два немецких самолета и один

подбил.
Г. КОПТЯЕВ.

Северо-восточнее Туапсе.

Ночной поиск

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 3 декабря.
(Спец. корр. ТАбС). Бушевала. метель.
Красноармейцы отправились в ночной
поиск. Впереди с ударной группой шел
опытный сапер Бирючинский.

Бирючинский сделал проходы в минных
полях и в проволочных  заграждениях.
Бойцы бесшумно проникли во вражеские
траншеи. Ирасноармеец Грушанский заме-
THI у отневой точки немецкого часового.
Меткой очередью из автомата он снял его.
Другой боец — Третьяков гранатами раз-
рушил дзот и уничтожил находившихся в
нем 8 фашистов. Одного немца, пытавше-
гося бежать, захватили в плен. Вся опе-
рация закончилась в 15 минут. Краено-
армейцы, нарушив телефонную связь нем-

цев, ‘захватили «языка» и

без потерь
вернулись в подразделение. ^

Удачно действовала и другая группа во’

главе с младшим лейтенантом Оетроносо-
вым. Под покровом ночи храбрецы  бес-
шумно проникли в расположение  про-
тивника, Продвигаяеь по траншее, стар-
ший сержант Пушкин обнаружил замас-
кированную огневую точку, где находи-
лись фанисты. Старший сержант бросил
две гранаты. После этого завязалась ру-
копашная схватка. Немцы были уничто-
жены. ,

В результате ночного поиска был за-
хвачен в плен. немецкий  0бер-ефрейтор,
разрушены две вражеские огневые точки,
истреблено до 15 фашистов.

Растет счет снайперов-балтийцев

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 3 декабря, (По телеграфу). Многие
артиллеристы части, где командиром май-
ор Кудрявцев, известны на Балтике как
мастера снайперскего огня.

Лишь за два последних дня меткие
стрелки из этой части уничтожили 47
фашистов. Тов. Новоселов убил 7 немцев,
Петров — 6, тт. Кониниченко, Шалов. и

Разведка и связь в системе ПВО базы

Современный бой наземных м ВОЗДУШ-
ых средств ПВО с авиацией противника
весьма сложен. Эта сложность определяет-
ся большим количеством целей, находящих-
ся одновременно в зоне действий средств
ПВО, кратковременностью ‘их пребывания
в этой зоне, разнообразием тактических
приемов, применяемых противником пря
налете на базу, & также  разнообразаем
таших средств и методов борьбы © вра-
жескими самолетами. Управление  совре-
менным боем требует организации четко-
го взаимодействия всех средетв противо-
воздушной обороны базы, для того чтобы
достигнуть в борьбе с авиацией против-
ника максимального эффекта.

Сущность этого управления BO время
боя заключается в том, чтобы  своеьре-
менно и навболее целесообразно привести
в действие все средства ИВО и натра-
вить их из выполнение главных, эзшаю-
щих задач — на борьбу с теми еамо-
легами, которые нанболее угрожают на-
шим об’ектам.

Ши организация  протавовозлаисной
обороны базы заранее разрабатываются
определенные варианты использования
средств ПВО. Одизко они сами по себе
но могут обеспечить нужную гибкость 6б0е-
вого управления веледствие сложности с9-
временного боя и раэнообразяя тактических
преемов нападения авиащии и борьбы ©
нею. Поэтому любые, самыю лучпьие ва-
рианты использования средств ПВО требу-
OT постоянной корроктировлуи в соответст-
вии 60 окладызалощейся воздушной обота-
новкой. Наличие указанных вариантов
еще не обеспечивает боевого успеха, а яв-

_ ляется лишь основой, на которой и стро-

ится все боевое управление средствами
противовоздуигой обороны. Ясно, что каж-
дый командир обязан проявить ииирокую.-и,
естественно, разумную  иницизтиву для
паиболее эффективного использования
средетв борьбы с воздушных противником.

Однако нельзя постоянно  корректиро-

вать существующие варианты использова
ния средств ПВО, & также проявлять Ka-
кую-либо инициативу без того, чтобы не
изучать воздушную обстановкх, склальва-
ющуюся в районе базы и па подступах к
шей. Поэтому важнейшая задача  потаба,
осуществляющего боевое управлению cper-
ствами ПВО, — непрерывно изучать воэ-
хушную оботановку до и во время бон.
Bee данные об этом должжы быть немед-
ленню переданы штабом» в подчиненные
ему части. Выполнение этих условий в
значительной степени обеспечивают  гиб-
кость боевого управления.

Наши военно-морские базы располага-
ют разнообразными и вмюлне достаточны-
ми средотвами для оргалнизащии непрерыюз-
ного и надежного паблюдения 33 возду-
хом. Эти средства вполне способны cpoe-
временно обнаружить авиацию в любых
условиях. При помоши этах средотв необ-
AOLHMO не только развельгвать действия
вражеской авиации, но и постоянно конт-
ролировать и Учитывать ‘лействия своих
самолетов в районе базы. Наличие своей
авиатуиии в том или ином районе иногда
учитываются еще педостаточно. Отсутствие
же таких сводепий не дают возможности
установить точную картину возхушной 0б-
становки. Это, в свою очередь, может при-
вести г ослаблению эффективности проги-
вовозЗдушной обороны базы.

Приведем характерный пример. На зна-
чительном удалении OT ONO из наших
военно-мороких баз была обнаружена
группа самолетов, идущих курсом на ба-
зу. „Здесь не вели точном учета наличия
своих самолетов в воздухе, и обнаружен-
ная группа была принята за свои самоле-
ты, которыю возвращайиеь после выполне-
ния боевого задания.  Веледотвие этого
средств» ПВО базы, вполне достаточные
для отражения налета противника, но
были своевременно приведены в готов-
ность. Когда самолеты оказались в зоне

огня зенитной @ртиллерии, опя были
опознаны как самолеты противника. Ме-
ры противодействия были приняты, но
уже не было времени, чтобы организо-
вать крепкий отпор врагу и нанболее

эффективно использовать все средства
борьбы © ним.
Известно, что правильно определить

самолет весёма трудно, особенно если он
идет на большой высоте. Точно опреде-
ляют принадлежность самолетов на команд-
ном пункте при наличии там точных
сведений © предполагаемых действиях
своей авиации (время, количество, вз-
правление полета).

Эти факты говорят © тоз, что без по-
столннюго учета действий своей авиации в
районе базы нельзя добиться кочернывалю-
ших данвых о воздушной обстановке. А
без этого пемыелимо гибкое боевое управ-
ление. Поэтому пггаб, в котором концент-
рируются все донесения о появлении са-
уолетов, должен в одинаковой мере сле-
лить Как за полетами авиации противни-
ка, так и 3а действиями своей авчации,
облэзлельно сопоставляя полученные дан-
ные © данными предварительного опове-
щения о действиях евоих самолетов.

Одно из важнейших требований, пред’-
являемых к организации боевого управае-
ния, — © непрерывность. Она обеспечи-
вается соответотвующим использование
средств связи. Опыт войны показал, что
проводная связь легко уязвима и не об-
ладает достаточной живучестью. В прак-
тике ПВО баз наблюдаются также случаи
неумелого использования радиосвяеи. Кое-
ле еще пе отрепились от вредной «радио-
боязни». Применение радиосвязи в систе-
ме боевого ‘ултразвления средслвами ПВО
имеет целый ряд известных преимущесгв
по сравнению с друпими видами связи, Эти
преимущества обеспечивают гибкость бое-
вого управления и быстроту передачи ин-
формации о складывающейся воздушной

СИ Зе

Григорьев — по 5, т. Андреев —4, rr.
Осипов и Комиссаров — по 3.

Примеру снайперов части майора Куд-
рявцева следуют бойцы других артиллерий-
ских подразделений. Стрелки из части, где
командиром т. Большаков, недавно выпили!
на передний край — на «охоту» за нем-
цами. Из своих винтовок они за два дня
убили 12 фашистов,

обстановке. Последнее особенно важно при
скоротечностив боя звиазенитных средств.

Боевое управление средствами ПВО
складывается из изучения возлушной 0б-
сталовки, информации o ней подчиненных
частей и пепосредственного управления

действиями средств протевовозхупной 0бо-.

фоны. В соответствии с этими элементами
боевого управления и должна строиться
всл организация радиосвязи. Необходимо
организовать независимые доуг от друга
Радлосети и радионапревления, которые
обеспечивали бы каждый уз указанных
элементов в отдельшости. Необходимо стре-
MUTOH RK тому, чтобы максимально COKpA-
тить путь информащии о складывалощейся
воздулннюй обстановке от источшика этой
информации до командира, управляющего
тем или иным сродотвом ПВО. Штаб, осу-
ществляющий боевое управление всеми
средствами борьбы с воздушным против-
ником, получает ту же информацию одно-
временно с другими. На основании ee
med 0бязан соответствующим . образом
корректировать действия комэнииров от-
дельных частей, используя Te лании свя-
SH, которые специально организованы для
боевого управления,

Известно, что истребительная авиация—
наиболее моненое средство противовоздуш-
ой обороны базы. Организации съяэн для
боевого управления истребительной ава.
цией в возхухе надо уделять особенное
внимание. Основным и наиболее надежным
средством, обеспечивающим гибкость та-
кого управления, также служит радно-
связь. Организуя этот вид связи, необхо-
димо предуемотреть возможность одновре-
менного присма истребителями и коман=
дирами частей зенитной артиллерии всех
указаний того начальника, который осу-
ществляет общее руководство отражением
воздушного налета противника. Это поз-
волит более успешно осуществить взаи-
модействие всех средств ПВО.

Таким образом, командир, управляющий
отражением воздущного налета ma базу,
располагая исчерпывающими данными о

ка и, помимо выполнения боевых задач—

} дичного состав» для участия в набемвой

НАБЕГОВАЯ ОПЕРАЦИЯ
КАТЕРОВ

практика, во время вабога TACT Путь
дитя пользоваться трофейвымх орут

Подготовка людей, — проходящая, то
ным образом, в тренировочный м
шежде всего NOTH отвечать ии»!
ностли, характерным для подобных ду >
ций. Эго значит, чтд людей ны ме
тывать на началах BSGHMONONNMIM
взаимовыручки, Именно крепкой му
щеской связью, особенно типично ur
команд таких небольших корабль ny
катера, мы были сильны при прозе
набегов на берега, занятые вх
этих боях взаимосвязь, понимание д
друга, готоввюсть притти на Bupyay
товарищам наполовину обеспечили hy
успех.

Во время тренировки пвобхотямо my,
учитывать особенность  потобтых оли
ций. Поэтому надо обучить лесантитть
умению быстро пересаживаться с Rang,
Ha катер, приучить их в дейст
ночью, пастойчиво заизаля и выдать,
вая волевые качества людей. Провода т.
тотовку KB одной из операций, мы чан
гавестный промежуток времени доблль
такого положения, что люди хейстиил
вочью не хуже, а пода и луч, 9
днем. Так было © катером, re ROME. .
ром старигий лейтенант Потужный, Jp,
пый состав кахера систематичестл т
нировалея для действий в кочно» вр
Люди до того привыкли работать в ти
ноте, что даже ‹амые NDNA
командиры ие могли ‘усмотреть в Hy pA.
CTBHAX никакой разницы между рабо
знем и ночью. И когда катер пра вы

Основные элементы всякой ‘набеговой
операции — это внезапность, быстрота,
маневренность, скрытность. Набеговая опе-
рация сама по себе ие может решить исход
войны или положение на театре, по она
хожет сыграть немалую роль в дальней-
шем ходе боевых операций в дачном рай-
оне. Всякая набеговая’ операция оказыва-
ет деморализующее действие на противни-

блокировапия, уничюжения боевых средств
неприятеля и т. п., — наносит ему зна-
чительный материальный ущерб. Несмотря
на то, что эта задача обычно носит част-
ный характер, любая набегевая операция
относится к разряду сложных, как по ха-
рактеру выполнения, так и по разнообра-
зию участвующих в ней сил и сродетв.
Поэтому она требует серьезной подготовки,
тщательной оргапизации и обеспечения,
Пра строгом соблюдении всех этих  76л0-
вий набеговая операщия, кзк правило, за-
канчивается успешво. В ряде случаев
бывзет целесообразным ‘использовать для
набеговой операции быстроходные катера.

’Отличню проведенная подготовка к Ha-
беговой операции: — это половина успеха.
Подготовка состопт ‘из двух тесно связаи-
ных элементов — работы штаба и органи-
зации средств нападепия. В период
подготозки Штаб корректирует и 06-
рабатывает всю  документацию,. pa3-
рабатывает наставления, устанавливает
условные сигналы. Здесь штаб  дол-
жен предусмотреть и четкое  взаимодей-
ствие сил и средотв, и разработать кон-
кретный план действий, и предусмотреть
все возможные варианты обстановки. Ра-
ботникк штаба должны учесть все — вре-
мя года, время суток, возможную метеоро-
логическую обстановку, обеспечение скрыт-
ности и внезапности самой онеращии. Весь
сложный комплекс вопросов, связанных ©
пабеговой операцией, должен быть тща-
тельно продуман и проработан,

_На опыте проведепных операций мы
убедились, что страшиться доагого време-
ни, затрачиваемого на подготовку набего-
вой операции, не следует. Такая ^ набеговая
операция, как Зеебрюггская, в первуо ми-
ровую войну готовилась свыше четырех
месяцев, дважды отменялаеь после выходз
кораблей из базы, прежде чем была про-
ведена. Наиболее примечательно в этой
операции то, что, несмотря на столь про-
должнтельный срок подготовки, англичанам
удалось сохранить в тайне всю работу и
не обпаружить себя до полного разверты-
вания сил.

Наряду © кропотливой деятельностью
штаба, уточняющего и разрабальвающего
до мельчайших подробностей задачу, не
‘меньше времени уходит Ha отбор средетв

дения, личный состав сумел быстр yy.
ранить их и AO конца выполнить Задач,

Насколько важна тренпровка и ху
„пая организация в процеесе тщательно т
упорной подготовки, свидетельствует ти.
беговая операция, проведенная вз (рт
катерах в пункте Н., нпаходивиенся в у
ках немцев. Благодаря четкости, узи.
ренности и скрытности задачу, постами.
ную командованием, ‘Удалось BHO,
без потерь не только в катерах, пу.
брасывавигих бойцов к месту высалта, п
и в людях. Нам сте далось упичтохю
8—10 пулеметных гнезд, одну 45-ми в.
тарею, одпу минометную бзтмею, в
сколько  крупнокалиберных — пулохсти,
нотребить около 100 немцев. Кроме то
был захвачен склад боеприпасов,

Совершенко обязательна отработка т.
ких задач, как вотречи катеров ва дат.
них дистанциях, перестроения oJ orn,
расхождения. Эти элементы весьма ваз
на случай необходимости вестк 6 п
переходе или при отходе,

Обязательное ‘условие набеговой ony.
ций — тщательная разведка, Е нутго
вести непрерывно, как во время поту
‘ки, так и во время самой операции, [м
операции и его тренировку, Как правило,   успеха необходимо, чтобы командовать
залолго до проведения операции, подобрав
район, схожий с тем, на который должен
быть произведен набег, командовакие нз-
чинает проводить тренвровки. В этот пе-
риод подготовительной работы проверяют-
ся и отрабатываются три важнейших эле-
мента операции. Во-первых, подготавли-
вается работа средотв связи, от четкости
работы которых зависит ‘управление в
бою, Во-вторых, в процессе той же тре-
нировки выявляется и окончательно отраба-
тывается организация материально -техни-
ческого обеспечения и, паконец, — вопро-
сы санитарного обслуживания.

Вся тренировка в свою очередь также
разбивается на ряд этапов. На первом
этапе тренируются одиночные бойцы, да-
лее проходлт подготовку группы, имеющие
целевое назначение в набеге, и только в
конце тренируются все силы. На всех
этапах тренировки, с первого до послех-
него дня, главные вопросы -— скрыт-
ность и внезапность.

Естественно, что все вопросы подгото-
вительного периода, да и самого проведе-
ния операции, тесно увязаны с подбором
людей. Прежде всего для участия в на-
беговой операции надо подобрать стойких.
физически крепких, выносливых бойцов,
хоторые нетолько в совершенстве знают
всевозможные виды оружия, но и знако-
мы с боевой техникой противника. Это
тем бодее необходимо, что, как показала

ранее разведать огвевые сретства зи,
расположение его объектов, систему хз
ров, организацию охранения,

Не. менее важно для достижения yer
ха, чтобы. задача была яеной, гонтрх
ной, без непонятных ваименованяй, (
оставлять ‚задачу нужно так, чтобы т
была понятной всем без исключения уч
стникам пабеговой операции, (гром
шее значение имеет сохранение тайны,
целях набега, как бы малы они ни быи,
никто не должен знать до самого тол
него момента. Тут уместно вепомнать 1%
солютно правильную английскую 10
ворку: «Тайна, известная более чем зи
люлям, — уже не тайна»,

Главную задачу, в целях сохралели
секретности, нужно доводить до личи
состава не раньше чем за 30 минут я
выхода в операцию. Получаса вполие 1
статочно для того, чтобы проверить, #
сколько хорошо и полно люди улети
себе задачу. Комапдиры катеров м т
шины могут. путем перекрестных вот
сов выленить, как тот или иной Rpscar
Флотец попимает свою роль в операция,
как он разбирается в задачах, постав:
вых перед всеми участникамя нага.

Опыт, имеющийся у балийцеь, се
детельствует, что при четкой орла»
ции, обеспечившей скрытвость лодгот»
ки, набеговую операщию можно ‹ №
пехом проводить в любое время су

зависит от обстановки возуохяот
скрытно подготовить и фазвернуть ое
цию. Главное — внезалность удара.

Одна из крупнейших операдий, воть
рую мы проводили на Баатике, нести
на участие в ней больших сил, — 8
шо 30 единиц, — была проведенз 003
в необычное время и для проггьвля
явилась полной неожиданностью, Вых
состоялся в 13 часов. Немцы ник п
ожидали, что балтийцы решатся па ле,
ной набег, Успех операция был 00
чен тем, что все элементы, необхолины

воздушной обстаювко и должным
организованной системой — радиосвязи,
имеет основные предпосылки для ‘Toro,
чтобы эффективно ижпользовать все под-
чиненные ему средотвь противовозду-
ной обороны.

Командиры отдельных частей ПВО базы,
естественно, могут и самостоятельно оп-
ределять момент ввода в действию своих
средств. Олнако успех авиасонитного боя
зависит именно от правильно органазован-

образом

ного ‘взаимного воздействия различных   лля проведения набеговой опералии, бы
средств ПВО на противника одновре-   тщательно соблюдены, Заранее Moll
менно с воздуха ис земли, Поэтому   товленный личный состав готов бы 1

действия истробительний авиации, зенит
вой гртильерия и друпих средств борьбы с
возлуииный врагом должны быть ©оглаоо-
ваны по времени и проотранотву.

В процессе боя с воздушным противни-
ком обстановка может быстро и неожидан-
но измениться. *В задачу боевого Управле-
ния ках раз и входит. своевременное. п
точное определение вида и количества, тех
средств ПВО, которые необходимо ввести
в дешотвие в данный момент. чтобы до-
етагнуть максимального эффекта в отра-
жении воздушного‘ налете. В этом и за-
ключается непосредственное  руковотетво
командира, управляющего боем, действия-
ми средств ПВО. Он принимает решение
на основе оценки складывающейся воз-
Дупиюй обстановки, разгадывания наме-
рений противника.

Нет возможности и даже нецелесообраз-
но устанавливать какие-либо положения и
указания, точно определяющие действия
командира, управляющего боем. Эти дейст
вия зависят от конкретных оботоятельств
отражения налета, от знаний каждого
команлира и его умения правилью оца-
нить обстановку и принять COOTBEMGTBY10-
щее решению. Обязательными же Условия-
ми, обеспечивающими устенное бостюе уп-
Тавление, являютоя: постоянное изучение
оботановки в воздухе, наличие в любой
момент исчерпьызающих данных о ней,
правильно оргапизованная и рационально
используемая связь.

Майор Л. МЕСКИН.

любую минуту принять участие в 12%
го. Штаб предусмотрел все варианты 0
становки. Стремительность и сани»
ванность выхода помогли, несмотря ва *\
что катера были рассредоточены, прова
весь переход быстро и скрытно, Внезг
постью забега можно об’яснить п то, 3
в начале операции немцы почти никакой
противодействия не оказали. Эта 0160
ция, как и другие, пропыаа yenoumo.
Напитан 2-го ранга

_ А, БОГДАНОВИЧ, `
Краснознаменный Балтийский фл

———

Награждение работников
театра Балтфлота

ЛЕНИНГРАД, 2 декабря, (ТАСС). Cee
me 3.000 концертов и спектаклей Xa тел.
Краснознаменного ВБазтийского флота за 10
меслцев
довой линии и в госпиталях, в куб
кораблей и в блиндажах морской петота
выступал. театр перед  геропческими 3
щитниками Ленинграда,

мандование Краснознаменною В“
тийского флота награлило группу Раб
виков театра орденами и медалями, (И
пом Красной Звезды награждены начать”
ник театра А. Гитцович, артисты J. It
ловко, А, Княжецкий, М, Ладыгин, В.
ребилко, Д. Коган и художник В. bos
ленко: медалью «За боевые заслуги» 1
граждены 11 человек.

и

Е
нении боевой операции получил тори! >

знало о противнике все. Следует ухь hg

kL

} v . &
отечественной войны, Па nee py