й

‚

<.

и

5 декабря 1942 г., № 286 (1237)

Орлиный полет

Никто не знает, Хогда родилась эта
песня, Может быть, во времена, когда
Теоргий Саакадзе co своим воинством
выиграл Сурамскую битву. Может, еще
раньше. А может, когда горцы ‘остано-
вили иноземцев у Арагвы. Одно только
звестно;: не в мирные дни ее стали

‚ петь...

. Джабадари теперь уже пе помпит са-
мого стиха. И как его Галкин ни про-
т припомнить, Гога ничего не может
поделать со своей памлтью и только
рассказывает. содержание песни,

— На снежных вершинах высоких
ор хила стая орлов. То были гордые,
‘вободные орлы, Небесная синева была их
стихией. Никто не смел соперничать с ор-
ами. Никому не позволяли они нарушать
свои орлиные обычаи, и никому не были
доступны их высокие гнездовья.

‚ Много лет так прошло. Быстрые реки
гнали по руслам пенящуюся воду, в до-
инах зрели сады, красавицы по вечерам
пели песни, тоскуя о любимых витязях...

Но вот где-то на другой земле родились
злые существа, Нечистый вдохнул в них
(ольшую силу, и порешили те существа
посягнуть на родину горных орлов. И по-
шли бои высоко над облаками, такие, что
мля содрогалась. Много хней и ночей
бились орлы — так сильны были чуже-
зеицы, И Кура с тех пор стала мутной —
бт крови злых существ.

Победили в этой битве горные зрлы. И
итались они хозяевами своих  недоступ-
ных вершин...

„Друзья шли молча по длинной сосно-
й аллее, протянувшейся в сторону от
аэродрома. Галкину понравилась песня, и
он Шагал, задумчиво повторяя: «Недоступ-
на врагу родина горных орлов!».

Это было привычкой у друзей — гулять
перед вылетом, любоваться соснами и ман-
ларнновыми насаждениями, беседовать за-
душевно. Обычно они выходили всем эки-
пажем. Но сегодня стрелок-радист Боида-
енко занялся своим парашютом, и они
шли вдвоем.

Их экипаж воюет с начала войны. Мор-
(кие летчики, они несколько раз пересек-
зи вдоль и поперек Черное море. Теперь
им приходится действовать в горах. Это не
смутило черноморцев. Джабадари — тот
(разу оживился:

— Горы мне знакомы так же, как тби-
mety проспект Руставели...

Горы были родными лля всего экипажа.

Рухкий летчик Александр Галкин путе-
шествовал по ним, как по родной земле,
у украинца Николая Бондаренко среди гор-
пез были давнишние друзья, грузин Гога
Дкаблари родился в горах,
‚ В Мавказских горах защищали друзья
п прекрасную Украину, и солнечную Гру-
зю, п русские города и села, Здесь сра-
хались они за советскую родину...

— Товарищ старший лейтенант! — пре-
рвал раздумье Галкина голос Бондаренко.
(тарший сержант торопливо нагонял их.

— Передаю приказ командира эскад-
илья о вылете... }

Векоро весь экипаж был готов к отле-
ту. Пикирующий бомбардировщик легко
иорважся от площадки и стал набирать
высоту. t $

В цепи гор расположился штаб немецкой
apm, действующей в предгорьях. Выби-
рая этот пункт для штаба, немецкое
командование было уверено, что там он
будет неуязвим. Штаб был опоясан зенит-
выми батареями, вокруг все время барра-
хировали истребители,

Галкин  вопомнил песню 06 орлиной
18 п передал по радио штурмалу:

— Злые существа поселились на на-
ших горах, Гога. _’

Джабадари ответил 310:

‚ — Мы им зададим...

Трое

Рассказал это майор инженерных войск
Илья Александрович Батрейчук. —

„.Мротивник обошел линию укреплений,
зырвалея к реке и стремился. перейти ее,
чтобы ударить во фланг нашим частям.
Колонна немецких танков быстро двига-
1465 в большому железнодорожному мосту.

Приказ 00 уничтожении моста был по-
зучен ‘ночью, и выполнить его надо было
немедленно.

— Co хной, —сказал майор,— было де-
вать бойцов. Остальные оказались заняты-
ин оборудованием эскарпа, километрах в
шети от моста. Там же помещался склад
брудования. На вызов и переход в нам
Ушло бы не менее получаса, & уже через
двадцать минут танки могли появиться.

В дежурном блиндаже нашлось. доста-
точное количество тола, но не было взрыв-
ных машин и бикфордова шнура. Значит...

(аперам понятно было, что это значит.

В полном молчании мы подошли к мо-
(ту и остановились, прислушиваясь. Мер-
цали звезлы на небе, и слышно было, как
\етду каменными быками струится река.

Отвуда-№ из мглы хонесся к нам сла-
бЫЙ звук лязгающего железа. Танки!

— то останется на мосту ждать, ко-
Ta приблизятся танки, и подожжет
01? — сиросил.я.

В таком деле всего лучше действовать
16 одним лишь приказом. Секунды три
ве молчали; Я уже успел подумать, что
ни не могут решиться.

(дин из моряков — старшина 2-й ста-
tt Троев — немолод уже. Глубокая
слладка прорезала его лоб. Усмешка, гор-
дал, прямал, чуть искривила губы. Видно
было: этот решил. Он ждет только — Ha-
Праженно, сочувственно, как переживут
Эти минуты его молодые товарищи по ору-
Жию, Зачем ему обижать их в эту минуту
Певосходетвом своей твердости...

А рядом с ним — юный Быстрейко Иг-
зат, Огнем горят его черные глаза. Он

‚ Челал чуть заметное движение вперел и

застыл: лучше подождать еще миг. го
орыв могут принять за торопливость.
Еще одно, одно лишь мгновение вы-
тержки...

И третий широкоплечий сибиряк Федор
лотников. Угрюмо сдвинул он ‘тяжелые
ви. (млы в нем — на столетие целое,
рудно ему обуздать бурлящую в жилах
и молящую о жизни кровь. Но что она
TI, COMM нельзя будет открыто глядеть
В товарищам своим, и жене, и сы*
у:
(жал он кулаки, папрягся весь. Вот
(час грузно шагнет вперед...

Трасса шла через. перевалы, по ущель-
ям, огибала несколько пиков. Весь путь
BIT застлан слоистыми облаками.

До цели было еще не,близко, когда вра-
жеские зенитки открыли огонь. Оказывает-
ся, орудия были выставлены и на трас-
се к штабу. Затем к самолету устремилась
группа немецких истребителей, прикрывав-
ших фашистское логово.

— Врете, гады, мы не из простаков!-—
крикнул Галкин, резко развернул машину
и ушел за цепь гор. Зенитчики и истреби-
тели потеряли самолет из Виду.

Джабадари увлекся расчетами, В самом
большом здании был штаб. Его надо взор-
вать. Рядом со штабом стояло несколько
домиков — там жили штабные офицеры.
Их надо поднять на воздух. К штабу то и
дело подходили машины, и это надо учесть.
В распоряжении Джабадари было 8 бомб.
Понятно, как много дел было у птурмана.

Галкин обманул немцев. Горные орлы,
перехитрили чужеземцев. «Мессеры» рыс-
кали по небу восточнее логова, тот район
обстреливали и немецкие зенитчики. В это
время наш самолет осторожно снизился,
укротил рев моторов и выскочил из-за, се-
юго косяка пирамидальных гор прямо Ha
цель.

Все было сделано хладнокровно, расчет-
ливо. Двух бомб хватило для здания шта-
ба и для машин, окружавших его. Осталь-
ные шесть пошли по домикам. Небо вдруг
замолкло. Это было мгновенье — оно по-
требовалось для того, чтобы  зенитчики
внесли коррективы в стрельбу. Но его хва-
тило, чтобы самолет молнией ринулся 3%
противоположную скалу и’скрылся в обла-
ках. Густая сеть зенитных разрывов была
позади...

Истребители поняли, что зенитчики цро-
воронили и настал их черед. Из всей
группы «Мессершмиттов» в погоню пошли
два истребителя, остальные продолжали
барраж.

«Мессершмитты» подошли к самолету,
когда он набирал высоту. Они были уве-
рены в успехе. Николай Бондаренко при-
целился и дал две очереди. Фашисты рез-
ко отвернули, но затем зашли в атаку с
хвоста. Положение создалось ‘опасное. По
лощине протянулась глыба грозового обла-
ка. Галкин нырнул туда. «Мессершмитты»
заметили хвост бомбардировщика и всле-
пую открыли ураганный огонь. Но пули и
снаряды летели впустую. :

Когда облако кончилось, истребители
снова погнались за нашим самолетом. То-
гда Галкин вцепился в вершину горы, оку-
танную в облака, и стал кружить над ней.
За ним кружили немцы, но поделать низ
чего не могли, — прицельный огонь в та-
KOM случае невозможен.  Бомбардировщик
кружился до тех пор, пока у фрицев, оче-
видно, голова пошла кругом, и они отвер-
нули.

Вышли из круговорота, — истребители
опять за ними.

Впереди поднимался скалистый кряж,
закрытый тучами. Галкин повел самолет
со снижением на него и в нужный мо-
мент развернулся. «Мессершмитт» потерял
цель. Он тоже хотел развернуться, но уви-
дел скалу, растерялся, ‚задержал машину
в развороте и повис’ на’ прицеле Джабада-
ри. Штурман сразил ‘немца. Второй ист-
ребитель немедленно удрал.

хжих 4 о

Комапдир эскадрильи выслушал доклад
о результатах полета экипажа Галкина:
уничтожен штаб, снесены © земли 8 квар-
тир штабных офицеров, взорваны 5 авто-
машин, в воздушном om cour один
«Ме-109». я

— Орлы! — сказал командир. — Нема-
ло бед натворили мемцам...

Н. МАКСИМОВ.

Черноморский флот.

Не видно было лиц других бойцов, но
уже понял я, что и для них это не се-
кунды колебаний. Это секунды последнего
раздумья, когда человек вематривается в
самого себя, собирает силы и волю, что-
бы, не дрогнув, сказать: «Я» — и уже 10
последнего мгновения жизни забыть о себе,

Все, что воспитала в человеке жизнь,
как бы открывается в эти мгновения его
внутреннему взору, открывается  озарен-
‘ное волей к жизни, воспоминанием о ласке
матери, о чистом, омытом дождем небе. над
родным лесом, о мягком вихорке волос из
голове спящего’ сына. И чем больше у
человека любви к жизни, чем благороднее
и сильшее она, тем ярче вспыхнет в ето
душе вызванная этим воспоминанием го-
рячая, обжигающая душу искра непрекло-
ляющейся ненависти в врагу. В мгнове-
ние выжигает она, словно прут раскален-

ного железа, вставленный в дупло дерева;

грязные ракушки, прилипающие к чело-
веку, пока живет он Ha недостроенной,
несовершенной земле, и мешающие ему
всегда быть одинаково чистым, благород-
ным и мужественным во, всем.

Сильным становится человек, обожжен-
ный изнутри огнем этой ненависти. Горло
смотрит в лицо опасности, презирая ее и
смерть презирая. И тогда шагает он впе-
ред, готовый на все; словно алмаз выпла-
вился в эти секунды в его душе, так же
крепко, благородно и чисто его чувство.
Века страшного давления геологических
пород превращают в алмаз кусок угля. А
душа вылержит давление, сосредоточенное
Ha протяжении нескольких  секувл, И
если выдержит —— значит, тверда она в
человеке, и нигдв он не будет знать стра-
Bie. i: 3
Опять в ночной тишине, но уже ближе
п явственнее, раздался грохот приближаю-
цихся танков,

Вев левать шагнули вперед.

Я обнял и поцеловал важдого из них,
Трое получили приказ умереть — Михаил
Троев, Игнат Быстрейко, Федор Плотников.

xk kt

‘Onn погибли в обломках виалуков, 067
рушенных в пучину реки вместе с немед-
вими танками, подпущенными на середи-
ну моста.

Встань, товарищ! Голову обнажи! Кто
ты? Летчик, слесаъь, швея? Пусть гнев
высушит слезы! Помни о них, гордись

и. \
г Николай ЖДАНОВ.
‘Ленинградский фронт.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Балтийский

Краснознаменный
На снимке: моторист Н-ской подвод-
ной лодки Ф. Аравин, награжденвый
орденом Красного Знамени.

Фото Б. Васютинского (ТАОО):

флот.

‚ Перец МАРКИШ

Конституция

Неумирающею мудростью народа
Сердца и помыслы величьем напоя,
Она сквозь гул времен в стремитель-
ные годы
Проносит новые законы бытия.

Ей ритм соподчинен отлива и -
прилива,
Дыханьем вечности горят ее слова,
В ней слиты истина и честь, и
справедливость,
Она — священные народные права.

Созревший плод, взлелеянный
веками, —

Она возникла в пафоса борьбы

Стихиям устанавливать регламент

И разрушать предначертания судьбы,

Таит в ней камдый звук победный
отзвук боя,
И отголоски бурь таит в ней каждый
штрих;
Она сотворена, чтоб завершить собою
Путь дерзновения и подвигов
людских.

Сквозь мрак удушливый, из темноты

; заклятой

Летел к грядущему ее бурлящий

зов, —
Еще в раскатах новгородского
‚ набата

И в гуле яростном повстанческих
шагов.

В сибирских рудниках ее ковалось

слово,

Седой Урал ее на раменах пронес,
Медь плавила она для пушек

Пугачева,

И волжский вторил ей бурлацким

стоном плес.

- И на пергаменте полей ‘испепеленных,
Сквозь дым Бородина, в сугробах
снеговых
Она вписала приговор Наполеону
Самосожжением бревенчатой Москвы,

И по окраинам заводским Петрограда,
По мрачным улицам, от копоти седым,
Она на выборы Совета депутатов
Впервые двинула рабочие ряды.

В пороховом дыму и баррикадном
гуле

Понятен был сердцам ее простой
язык.
И траекторию за ней меняли пули,

И подлинных врагов разил солдатский
; LUTBIH.

Что ни строка ее —то грозный
отзвук шквала,
То сева трудного проросший пышно
и всход;

В нем, родина, себя ты заново
познала,

И в ней ты заново познал себя,
народ!

И отдает ес грядущим поколеньям
Шестая часть земли, чей путь суров
и прям.
И будет новое в веках летосчисленье
Великим подвигом и славой Октября.

И возливует друг, и каждый дрогнет
. недруг,
Когда, развеяв смрад и разметав
силкн,
В еще сокрытых от прозренья недрах
Забьют незримые доселе роднини.

К ней рвутся орды гуннов
исступленных,
Над нею нож врага кровавый занесен,
Стоит* народ — бессмертной обороной
Бессмертного творения времен.

И как глазам не распахнуться
настежь?
И как сиянию не захлестнуть сердца,
Когда рукою полководца и творца
Нам дан закон величия и счастья!

Его веления — священны и нетленны,
Он справедливостью и истиной

рожден;
Неси же, родина, как песню,

вдохновенно

Назодов Хартию — наш Сталинский

закон!

Перевод Л. РУСТ
и С. AFBMAH,

ДЕНЬ СТАЛИНСНОИ КОНСТИТУЦИИ
B MOGKBE

Трудящиеся столицы, как и Bey Co-
ветекий народ, широко отмечают шестую
тодовщину ©о дня принятия Сталинской
Конституции.

На предприятиях Сталинского района
проходят беседы, посвященные Дню Kon-
ституции СССР. В районном агитпункте
открыта выставка, иллюстрирующая ста-
Thx Основного Закона СССР. Выставки
литературы о Конституции организованы
в цехах завода, где секретарем парткома
тов. Гурина.

В воскресенье, 6 декабря, в парке
культуры и отдыха имени Сталина в
честь Дня Конституции состоятся лыжные
соревнования и встреча трудящихся с
писатедями-фронтовиками,

; + (TACC).

Сталинская Конституция и защита
социалистического отечества

Уже второй тод наш пародх отмечает

великий праздник Сталинской Конститу-

ции в обстановке суровой. жестокой вой-
Hb UPOTHR хищнических орт гитлеровской
Германии. Как и в прошлом году, трудя-
щиеся Советского Союза. учитывая воен-
ную обстановку. отказались от празлнич-
ного отдыха 5 лекабря, чтобы сегодняш-
вий NOH провести в напряженном труде
для нужд фронта, для обороны социали-
стинеского отечества.

емление трулящихся не терять ни
одного AHA, ни одного часа в борьбе за
заказы фронта глубоко символично. Оно
лишний раз подчеркивает, ITO THI и
Фронт в нашей стране едины, оно на-
глялно иллюстрирует. слова товарища
Оталипа, что «наша страна никогла еще
не имела такого крепкого и организован-
ного тыла».

Можно но ‘сомневаться, что сегодня рз-
бочие. работницы, колхозники. колхозни-
цы, инженеры, техники, служащие будут
работать с 900бым упорством, чтобы
фронт получил побольше винтовок, пузо-
метов, орудий, минометов, танков, само-

летов, боеприпасов, хлеба, мяса, рыбы
и Xp.
Можно не сомневаться, что сегодня

воины Красной Армии и Военно-Морёкого
Флота с особой яростью будут бить нена-
вистных захватчиков, стремящихся 1о-
прать грязным немецким сапогом все за-
воевания нашего народа, нашедитие свое
законодательное выражение в Оталинской
Конституции.

Каждый советский человек знает, что

Сталинская Конституция содержит в себе

итог всего того, что нали народ, руководи-
мый партией Ленина— Сталина, завоевал
в результате Октябрьской революции и
социалисгического строительства.

Старшее поколение нашей страны отлич-
HO помнит, на что царизм, старый экс-
плоататорский строй обрекал десятки мил-
лионов „трудящихся. Их уделом были бес-
просвейная нужда, невежество,  беспра-
BHO.

Рабочий люд в городах чеснилея в CH-
рых, грязных лачугах, по 10—12 и
больше часов в день гнул спину на своих
поработителей. В любой день рабочий
стоял перех утрозой быть вышвырнутым
3& ворота фабрики или завода; тогда оста-
валея один путь — в ряды безработных,
а часто и бездомных.

Над трудящимися крестьянами вечно
тяготел призрак разорения и потери нес-
частного клочка земли, лля обработки ко-
Торой нередко в деревянную ‹оху впря-
тались люди, падавшие от усталости и
изнеможения. С каждым тодом в деревне
увеличивалось число безземельных и без-
лошадных крестьян, они вынуждены бы-
я в поисках куска хлеба бродить 10
стране, искать отхожих промыслов. по-
полнять ряды безработных горожан.

Образование было доступно для немно-
гих. Если рабочие и крестьяке и могли
посылать детей. в школы, то, как прави-
10, через год-другой «курс учебы» 3a-
канчивалея, -—— нечем было платить 38
право обучения, нехватало средств на
учебники, обувь, одежду. Да и школ бы-
10 очень мало на огромную страну.

Редкостью были и больницы. Эпидемии
и сопиальные болезни, усугтубленные низ-
ким культурным уровнем населения и
крайним недостатком медицинской помо-
щи, уносили десятки тысяч жизней. 0со-
ae велика была смертность среди де-
тей.

Еще хуже было положение националь-
ных меньшинств, которых царизм презри-
тельно окрестил «инородцами». Они были
обречены на вымирание, паризм всячески
разжигах национальную рознь, пытался
стравить народы, строя из этой террори-
стической. погромной политики своеобраз-
ный тромоотвод от народного возмущения
и недовольства. ;

Людоед Гитлер хочет восстаповить в
нашей стране такой же «порядок», казой
был при царизме, с той лишь разгипей,
что этот «порядок», который ‘ фашисты
нагло именуют. «новым», будет осущест-
влятЬся во много крат более зверски и
свирепо, нежели при паризул.

Революция 1917 года разбила оковы
царизма и эксплоатации, наш народ <о-
рвал с себя империалистические  путы,
завоевал свободу, создал государство pa-
‚бочих и крестьян, государство братства
народов.

Но старый, повержепный в прах pe-
MUM пепко держался 3% свои привиле-
гии, за «право» угнетать,  порабощать,
терзать трудовой люд, питаться его сока-
ми, его трудом. Старый режим об’явил
гражданскую войну молодой Советской.
республике.

В неимоверно трудных условиях прихо-
длилось рабочим и крестьянам нашей стра-
НЫ отстаивать завоевания социалиетиче-
ской революции. Голод царил в городах.
Холод сковал промышленчость, электро-
станции, транспорт. Для молодой Красной
Ариии нехватало оружия, боеприпасов.
обмунлирования, продовольствия. И все
же наш народ нашел в себе силы, что-
бы побороть, прогнать армии хищниче-
ской  вильгельмовской Германии, первой
обрушившейся на Советскую республику,
а затем противостоять, биться и в нерав-
ной схватко разбить несравненно лучше
вооруженные и снабженные — войска
белогвардейцев и интервентов. ‘

Великий Ленин, отец ‹ нашего государ-
ства, писах тогда: «Никогла ше. победят
того народа, в котором рабочие и красть-
яне в большинстве своем узнали, почув-
ствовали и увидели, что они отстаивают
свою, Советскую власть — власть тру-
дящихся, что отстаивают то дело, победа
которого им п их детям обзспечит в0з-
можность пользоваться всеми благами
культуры, всеми созданиями человеческо-
го труда».

Много жертв принес народ в граждан-
ской войне. много его сынов погибло, от-
стичзая родину, сражаясь за счастливое

будущее трудящихся. И победа была 3а-  .

воевана,

Годы мирного созидательного . труда,
бурцого и победоносного социалиетическо-
TO строительства У всех в памяти, Тру-
дящиеся Советского Союза, верные памя-
ти и учению Ленина, вдохновляемые и
ведомые Сталиным. в невероятно  корот-
кив сроки преобразили всю гигантскую

‘ными  сельскохозяйственными машинами.

‘колебимо отражает улары фашистской во-

А.Е. БАДАЕВ
>

страну == от лесов Белоруссии, степей
Украины ло берегов Тихого океана, от
Заполярья и вод Балтики ло прекрасных
гор. Кавказа и веошин Памира.

Ham народ показал всему человечест-
ву. какие гигантские, поистине неисчер-
паемые возможности таит в ©ебе осво-
божденный труд. В несколько лет были
восстановлены разрушенные в результате
двух войн промышленность, земледелие,

транспорт, подготовлена база для реконст-

руктивной работы. равной которой — по
значению и размаху = не знала исто-
фия человечества.

Настала эпоха сталинских  пятилеток.
По научному плану, разработанному под
наблюдением и при непосредственном учз-
тии товарища Сталина, началась социа-
листическая индустриализация. Экономя
во всем, отказывая себе во многом, тру-
дящиеся — хозяева своей страны —
нашли средства для строительства  пер-
вокласеных заводов, фабрик, шахт, элек-
тростанций, железных дорог.  Инду-
стриальный город стал щедро снабжать
деревню тракторами, комбайнами, различ-

Крестьянство стало строить колхозы —
крупныв механизированные хозяйства, 06-
нованные нь коллективном труде. Одно-
временно по всей стране строились шко-
лы. техникумы, высшие учебные заведе-
ния, клубы, больницы, санатории, дома
отдыха. Исчезла безработица в тороде, ни-
щета в деревне. Жизнь год от тода ста-
новилась лучше, зажиточнее, культурное.
Росли заработки рабочих, служащих, ро-
сли доходы колхозников. Образование стз-
ло доступным для всех и обязательным
для детей и подростков. Народ выковал
свою, трудовую интеллигенцию — инже-
Неров, врачей, агрономов, педатогов, pa-
ботников науки и искусства. Orpen cows
рабочих, колхозников и интеллигенпии.
Окреп братский союз, содружество наро-
дов СССР. {

Великие достижения боциатистического
общества нашли свое законодательное
выражение в Сталинской Конституции.

Всея власть в СССР, записано в нашей
Конституции, принадлежит трудящимся
торода и леревни в лице Советов депута-
тов трудящихся. Земля, ее недра. золы,
леса, заводы, фабрики, шахты. рудники.
железнодорожный, водный и воздушный
транспорт, банки. средства связи, совхо-
зы, МТС, коммунальные предприятия, oc-
новной жилищный фонд в городах — все
это: всенародное достояние. Земля. зани-
маемая колхозами, закреплена з& ними
навечно в бесплатное пользование,

Достаточно вдуматься в смысл этих
слов, чтобы понять, что наш народ 10-
бился в жизни того, о чем труженики
мечтали в течение целых веков, над чем
бились лучшие, светлые умы человечест-
ва.

Кажлый член нашего общества обязан
трудиться. Наше общество ограждено от
экономических кризисов, от безработицы в
городах, разорения и нищеты в дерев-
нях — этого страшного бича трудящихся
при эксплоататорском строе. Победы сопи-
ализма привели к тому, что все граждане
СССР имеют право на труд, — государст-
во гарантирует каждому получение рабо-
ты, Все гражлане в. СССР имеют право на
отдых, право на материальное обеспечение
в старости, а также, в случае болезни и
потери трудоспособности, право па обра-
зование. Женщины, наиболее  обезлолен-
ные и угнетенные при паризме. имеют в
нашем, советском обществе равные права
с мужчинами во всех областях  хозяйет-
венной, государственной. культурной A
общественно-политической жизни. Bee
гражлане СССР равноправны, независимо
от их напиональности и расы; велкая
проповедь расовой или национальной ис-
ключительности, или ненависти и прене-
бреженил — карается советским законом,

За границей часто задаются вопросом:
откуда советский народ черпает столько
сил, которые позволяют ему так стойко и
хоблестно бороться с немецкими фашиста-
ми и их союзниками? Гитлеровцы завое-
вали всю Европу, они олним ударом со-
крушили французскую армию, считавшую-
ся первоклассной, а Советекий Союз непо-

енной машины, и пе только отражает, но
и расшатывает. разбивает ее. В чем источ-
ник силы СССР? :

Хотите знать в чем источник нашей
силы, отвечаем мы, посмотрите на Ста»
линскую - Конституцию, вникните в вели-
кие завоевания советских народов, — они,
эти  завоеванил, дали нам материальное
оружие — могучую экономику, базу лля
снабжения армии и Флота всем необходи-
мым для войны, они лали нам луховные
силы для невиданной еще в истории
схватки. и

Наши люди вилят, что своим трудом,
сроей творческой энергией они превратили
недавно еще экономически слабую и 0т-
сталую страну в могучую социалистиче-
скую индустриальную и колхозную держа-
ву, Ш они стойко, не щаля жизни, защи-
щают плоды своего многолетнего труда от
варварского нашествия разбойников и на-
сильников. Наши люди знают, какая смер-
тельная опасность угрожает их правам,
их светлой, свободной, культурной и радо-
стной жизни, — и они поэтому смело и
бесстрашно илут в бой, защищают каждый
клочок родной, обагренной кровью земли,
находят в себе титанические силы для со-
крушения злобного врага. ;

Телерь уже весь мир — лаже наши
враги — видит, что советский строй —
самый крепкий и прочный строй, что
война и связанные с ней тяжкие испы-
тания не только не поколебали, но, на-
против, укрепили устои советского госу-
дарства. о

Олно из величайших хостижений совет-
ской революции — братское содружество
народов. При советской власти поднялись
к новой жизни рабочие и крестьяне быв-
ших национальных окраин парской Рос-
сии — Средней Азии, Кавказа, Севера, ко-
торые при царизме особенно свирепо по-
лавлялись и эксплоатирювались. Рабочие и
крестьяне великого русского народа, исто-

рически более развитого в экономическом
и политическом отношении. братски и
бескорыстно помогли более отсталым нароз
лам. Эта помощь дала возможность узбекам,
туркменам, киргизам, казахам. якутам, та-
тарам, калмыкам, башкирам, лагестаниам
и другим наролам побиться хозяйственного
и культурного ‘расцвета. В голы сталиня
ских пятилеток инлустриализапия союзных
и автономных республик и напиональных
областей проволилась особенно бурным
темпом. Олновременпо русский напот поз
мог братским народам вырастить кадры ево-
его рабочего класса, своей интеллигенции.

Все без исключения наролы. вхолящие
в СССР. живут, трулатея. борются на 06-
нове полной взаимопомощи, братского co?
дружества и поверия. Это и помогло наз
шей стране стать могучей лержавой.

‚ «Отсутствие эксплоататорских классов,
являющихся основными организаторами
межлунапиональной драки: отсутствие
эксплоатапии, культивирующей взаимное
неловерие и разжигающей напионалиети
ческие страсти:. наличие у власти рабоз
чего класса, являющегося врагом всякого
порабощения и верным носителем идей
интернационализма; Фактическое осуще-
ствление взаимной помощи народов во
всех областях хозяйственной и общест-
венной жизни; наконеп, распвет напйо?
нальной культуры народов СССР, нациоз
нальной по форме, социалистической по
содержанию, — все эти и полобные uM
факторы привели в тому, что изменился в
корне облик народов СССР, исчезло в них
чувство взаимного недоверия, развилось В
них чувство взаимной лружбы и налахи-
лосБ, таким образом, ‘настоящее  братсков
сотрудничество народов в системе единого
союзного государства. р

В результате мы имеем теперь вполне
ложившееся и вылержавшее все испытаз
ния многонапиональное социалистическое
государство, прочности которого могло бы
позавидовать любое напиональное государ?
ство в любой части света».

Так говорил товарищ Сталин в 1936 го-
лу в юклале о проекте Конститупии Cor0-
за ССР. Отечественная война против гит?
леровской Германии полностью подтверди>
ла эти слова.

Вее народы СССР в елином патриотичез
ском порыве стали на защиту своего отез
чества. В рядах Красной Армии и Военяо=
Морского Флота борются бок о бок рус
ские, украинцы. белоруссы, азербайлжан-
цы, грузины, армяне, узбеки, казахи,
туркмены, таджики, киргизы, карелы,
молдаване, латыши, литовпы, эстонцы, та-
тары. евреи, дагестаниы. башкиры и все
другие народы Советского Союза.

Гитлеровцы террором, провокациями,
веролометвом. лживыми посулами стреми-
лись расколоть союз советских  наролов,
разжечь среди них былую рознь. натрз?
вить один советский народ на аругой и
тем самым облегчить себе залачу завое-
вания СССР. Не вышло! И ue могло вый
ти, ибо все советские наролы знают. что
счастливую, своболную жизнь они завоез
вали благодаря советской власти и тесноз
му сплочению народов СССР. Вее наролы
СССР видят теперь воочию. что фашизм
несет им рабство, культурное  оличание,
смерть. Чудовищные зверства  немепко-
фашистских мерзавпев во временно окку-
пированных ими районах, грабежи, наси-
лия нал мирным населением, уначтоже-
ние культурных ценностей, сожжение
школ, библиотек, больниц, массовые каз-
ни, угон на каторжные рзботы в Герма-
нию мужчин и женщия — ъет 910 тесут
в собой гитлеровские варвары. И 910
только усиливает ненависть советских лю-
лей к кровавым захватчикам, укрепляет
решимость советских людей, не шадя жиз-
ни, отетоять свою социалистическую ог
чизну. a

В лни Отечественной войны © 066601
силой звучат слова статьи 133-й Сталин?
ской Конституции: «Защита’ отечества
есть священный лолг каждого гражданина
(ССР. Измена ролине: нарушение присяги,
переход на сторону врага, нанесение
ущерба военной мощи госухаретва, шпио?
наж — караются по всей строгости .akG?
на, как самое тяжкое злодеяние».

Любовь к ролине — самее высокое чуБ-
ство, защита родины — священный долг
кажлого: измена родине — самое тяжкое
злолеяние.

Любовью к родине проникнуты все сыны
и лочери советского народа. Любовь в ро-
лине и рождает массовый героязм воинов
Красной Армии и Военно-Морекого Флота,
массовый трудовой героизм в тылу.

В прошлом голу День Конституции оказ
залея’ кануном птирокого наступления с0-
ветских войск под Москвой. 6 декабря —
это число золотыми буквами будет вписа-
но в каленларь истории — неожитланным
лля врага, ошеломляющим уларом Красная
Армия перешла в контрнаступление, опро-
кинула и погнала немцев назад на шир
ком фронте под Москвой — у Сталино-
горска и Тулы, у подступов в столипе, у
Калинина. День Конституции 1941 гола
явился днем, когда вооруженные силы Co-
ветского Союза сжались в кулак, чтобы
назавтра, 6 декабря, обрушиться на зар-
вавшиеся гитлеровские полчища.

Год, прошедший © того времени, отме-
чен большими успехами Красной Армии и
Воённо-Морского Флота и большими ис-
пытаниями, вынпавшими на долю нашей
страны.

День Копституции 1942 года мы отме-
чаем в обстановке новых успехов Красной
Армии, нанесшей врагу улары у Сталин-
града и на Центральном фронте. Наступ-
ление наших войск на этих фронтах —
предвестник еще более сокрушательных
ударов вооруженных спл СССР по гитле-
ровским  полчищам. «Нелалек тот день,
Korda враг узнает силу новых ударов Крас-
ной Армии. Будет и на нашей улице
праздник!» (Сталин).

Советскую Конститупию наш народ на-
звал Сталинской, и этим он выразил свою
глубочайшую любовь, признательность,
доверие к любимому вождю. отцу и учи-
телю трудящихся Иосифу Виссарионовичу
Сталину. Под испытанным руководством
великого вожля и полководпа товарища
Сталина советский. народ отстоит честь,
свободу и независимость отечества, раз
громит и уничтожит ненавистного влага,
очистит родную землю от захватчиков,
завоюет победу.

.