иг Te

—

8 декабря 1942 г., № 287 (1238)

КРАСНЫЙ ФЛОТ 3

Больше заботы о культурно:
массовой работе

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

РАЗГРОМ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК
ПОД, МОСКВОЙ В 1941 ГОДУ

Не найти сейчас корабля, где бы не
были созданы благоприятные условия для
развёртывания культурно-массовой рабо-
ты. Даже па небольших кораблях сть
технические средотва пропаганды, биб-
лиотечки с художественной и военной
итературой, всевозможные игры. Какие
широкие возможности открываются для
пополнения военных и. политических
знаний, организации   досуга личного со-
става, 6саи умело, с огоньком взяться 3a
работу!
  Именно так поступают на многих ко-
уаблях соединения. Возьмём к примеру
роботу заместителя командира по полит-
части т. Совкова. Моряки, возвращаясь
13 тяжёлого и опасном похода, знают,
wd Te немногие часы отдыха, ко-
торые выпадут на их долю, будут прове-
MIM TUK, RAK они это пожелали накану-
не. На пути в гавань заместитель коман-
jupa no политчасти узнаёт, что бы хоте-
1006 почитать тому или иному команди-
ру нак краснофлотцу, составляет сиисок
желающих принять участие в шахмаг-
ми туршире и т, д. И вот, в момент
прихода ‘па базу, командира и краено-
(oma ye ждёт долгожданная книга,
yoropylo отобрал для них обменный биб-
цупотечный пункт политотдела, Вечером
н корабле — жино. .

Сегдня — кино, а ща завтра сами
хоряки подготовили вечер самодеятельнос-
лн. Beweps самодеятельности ma этом
тральщико давно «тали традицией и oa-
слухили высокую похвалу и признатель-
вить многих военных моряков © друпих
кораблей, урон : ;

Заместиель командира по политчас
ваботктся о том, чтобы в свободное время
у командиров и краснофлотцев не было
скучных минут, Если Совков узнабт, что
краспофлотец заинтересовалея новой пес-
ней, он обязательно её достанет м помо-
хет разучить, Шахматистам подскажет: ®
1 организовать чи шахматный турнир?
  0$ организации культурного отдыха
моряков заботятся ‘лучшие заместители
поманхиров по политчасти. На‘ корабле,
ге заместителем командира 0 политчасти
т. Парамонов, к участию. в художествен-
ной сэмодеятельности привлечён почти
Bech AMIE состав; Здесь есть певцы и
рассказчики, плясуны и группа физкуль-
турвиков-акробатов. Душа  хухожествен-.
ой самодеятельности и еб активный уча-
(Titik — сам командир корабля т. Пох-
МОДНОЕ и Те,

’, Организация культурпо-массовой рабо-
ты — HO самоцель. Ona должна сохейст-
звать ‘укреплению воинской дисциплины,
повым ‘успехам корабля. И действитель-
по, жизнь показывает, что там, где хо-
pollo, CO вкусом организована культурно-
нассовая работы, там лучше боевые ре-
зультаты. Теперь, с ликвидацией инсти-
тута военных комиссаров, ‘у юхитработ-
пиков появилось больше времени, a Cxe-
ховательно, и возможностей Ara заботы 06
отдыхе гпраснофлотцев. Между тем cpe-
дк заместителей командиров по политчас-
ти ещё находятся люди, которые рассуж-
дают: «Тенерь, мол, война, и нам не хо
хультурно-массовой . работы».  Метрудно
убедиться, шасколько ошибочны, вредны
такие рассуждения. Война требует усиде-
пя всех средств влияния на бойцов.

У

Перские партизаны

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ‘АРМИЯ, 7 декабря.
(Спец. корр. ТАЮС). Свободолюбивые тер-
кие казаки, оставшиеся в тылу им вра-
Td, об’едивяются в партизалекие отряды
и наносят гитлеровцам чувствительные
удары. На борьбу с терскими партгизана-
мн фашисты вынуждены бросать целью
части, спепиальные отряды © артилле-
рией, миномбтами и танками. a

Немпы начали стягивать Ha одном из
участков в районе Моздока свои силы.
Партизанам было жено — враг замыш-
ляот удар. Народные мстители решили во
о бы то ни стало сорвать вамыслы
врага. Они выдвинули  ескодько своих
трупп На один из перекрёотков важной
поммуникации, ло которой немцы достав-
зяли на фронт босприпасы и живую си-
ay, Действуя внезапно из засад, партиза-

«Окна ТАСС» теперь можно видеть не
только на улицах Москвы, нои в КуО-
риках кораблей Балтийском флота, в
Мурманске и Батуми, в землянках 60й-
цв Оталинградекого фронта, в Магада-
н6 и даже в местечке М. — на терри-
тории, временно оккупированной гитле-
овскими  ордами; сюда «Окна ТАСС»
пронесли партизаны, Отдельтые плакаты
6 текстами, переведёнными на иностран-

цые языки, рассылаются в США и
“раны Латинской Америки, Апглию и
Южно-Африканский Союз, Швецию,

Иран и Китай.

Лучшие «Окна» в большом количест-
BO окземпляров печатаются  литграф-
ckum <1п0собом. Цветные плакаты в ми-
ниатюро печатаются Ma стекле, в чаот-
ности 6.000 цветных экземпляров «Ок-
на ТАОС» № 470 — «Моряки-гвардей-
цы» выпущены для Военно-Морского
Флота. Наиболее острые карикатуры
фиксируются на плёнке и демонстриру-
ются через проекционные аппараты.

В томалике «Окон ТАСС» значитель-
Hoe мес занимают действия Военно-
Морского Флота. Фашистокая пропаганда
неоднократно утверждала © полном яко
бы уничтожении нашего флота. Но, в0-
преки этим яживым ‘утверждениям, CO-
Вотские военные ‘моряки продолжают
наносить гитлеровцам крепкие ‘удары,
Droit rene посвящено «Окно ТАСС»
№ 536.
лягушечьн иэвиваясь в воде, на Удивле-
ние рыбам, с натугой дует на эсминец
и пытался его осталювить. В. следую-
щем кадре изображено потопление фаз
шистского транспорга  шалией подводной
лодкой. Сколько судов © фашистской
свастикой уже потопили отважные воен-
ube моряки!

На рисунке — Геббелье, п0-.

Причина таких рассуждений — в другом.
эзездеятельные заместители командиров по
политчасти размворами о войне стремятся
прикрыть неумение и нежелание органи-
зовать досуг личного состава.

Условия для развёртывания культурно-
массовой работы на тральщцике, где заме-
стителем командира по. политчасти
т. Салтанов, ничем не хуле, чём на иру-

гих кораблях. Между тем. здесь не 083-
BHTa

краснофлотская самодеятельность,
слабо используется радиотрансляционный
Узел, с давних пор не обменивались

книги очень скудной библиотеки, отдель-
ные ‘игры некомплектны, ‘у, инструментов
пехватает струн. И igs sy A

Со времени установления полного ехи-
ноначатия в Военно-Мюрском Флоте в pa-
боте т. Салтанова почти ничем но изме-
нилось. Заместитель командира по полит-
части ничего не делает, чтобы оживить,
сделать содержательнее партийную в wW0-
литическую работу, крепче связаться с
краснофлотцами, © их жизнью. Стоит п9-
бывать в ленинской каюте корабля, что-
бы убедиться, как мало заботится
т. Салтанов о досуге личного состава, о
повышении его культурного уровня, Здесь
всб запущено, неуютно,

В соединении, о котором идёт речь,
есть и другие политработники, которых
мало беспокойт организация досуга крас-
нофлотцев и командиров,

На кораблях имеются  узкоплёночные
аппараты. Следовательно, па этих и дру-
тих кораблях можно периодически уст
раивать интересные массовые вечеру с
демонстрацией кинокартин. Но, как ©00б-
щает начальник политотдела, половина из
них «хрипит, четверть рычит, осталь-
ные совсем не издают звука». Почему
так получилось? Везде киноаппаратуру
передоверили  киномеханикам-самоучкам:
Не пора ли заместителям командиров по
политчасти этих кораблей самим освоить
этот несложный аппарат, и тогда, несом-
пенно, киноаппаратура будет вкоплоати-
роваться с большим эффектом. То же
надо сказль и © других технических
средствах пропаганды, pica

Политотдел немало сделал. чтобы по-
полнить свою библиотеку новой литерату-
рой. Из этою фонда комплектуется не-
сколько деслтков передвижных библиотек
для кораблей, Но, к сожалению, немногие
заместители командиров по политчасти
так, как т. Совков, заботятся, чтобы на’
корабль попала ‘именно такая книга, ко-
торую ждёт командир и краснофлотец.
Чияце всего  библиоточки комплектуются
стихийно, как-нибудь. ‚ :(,.; `

Если мы боремся за то, чтобы замес-
ти\ели командиров но политчасти  си-
стематически воли  агитационную и
пропаганхистскую работу, то не менее
настойчиво следует добиваться, чтобы
заместители  комавдиров по тюлитчасти
организовали. культурно-массовую  рабо-
ту, шоявляли постоянную 3заб0%у © до-
суго военных моряков. Это важное ме-
роприятие будет способствовать ‘укрепле-
нию воинской дисциплины, повышению
бооснособности командиров шо  красно-

фаотцев.
у `Н. КИШИНЕВСКИЙ.
Северный флот.

Е

ны уничтожили  цесколько колонн  ие-
мецких солдат и офицеров.

Титлеровцы бросили против партизан
специальную экспедицию в сопровожде-
нни 6 талков. Партизаны смело приняли
бой. Выбрав удобные огневые позиции,
пазтизаны-бронебойцики подпустили вра-
жеские танки вплотную и, потратив вое-
то три бронебойных патрона, подбили три
зражеские машины. Точность огня парти-
заноких бронебойщиков ошеломила гитле-
ровских танкистов. Три вражеских маши-
ны поспешно повернули обратно,

Кой с немецкой пехотой, оставшейся
без танкового прикрытия, длился свыше
двух часов. Оставив на поле сражения
несколько десятков трупов своих солдат
и офицеров, фашисты прекратили бес-
плодные атаки. Партизаны не уступили
ии одного метра своего рубежа.   ;

«ОКОН ТА

Плакаты о военных
моряках

>

К этим рисункам IJ. Соколова-Скаля
и Н Радлова дан текст С. Маршака:

Фашистские сводки, «фальшивые сводки
Наш доблестный флот потопили давно,
А наши эсминцы и наши подлодки
Немецких акул посылают на дно.

бспощадному разгрому врага На
мор призывает «Окно ТАСС» № 550
(художник Г. Нисский, текст, как и в

последующих плакатах, В.  Чебедева-
Kymaua):
як! В боях с врагом будь смел и
а i беспощаден,

тарань-—громи фашист-
ских гадин!

иратским кораблям проходу не
р   дадим!

*Оцчизну отстоим и зверя победим!

Навеки прославили себя летчики мор-
ской авиации. И ото отражено в «Окнах
ТАСС». Плакат посвящен подвигам
лважды Героя Советского Союза летчик
Сафонова. На рисунке В, Соколова —
самолбт героя, прикрывая с воздуха на-
ши суда, смело идет в атаку на фаши-
слекую машину. Вдали тонут гитлеров-
ские корабли, пораженные нашими дет-
чиками. овале — Сафонов. Под ри.
сунком — текст:

Взрывай, топи,

Орлы молодые, равцяйтесь по ассам!
В боях овладейте сафоновским классом,
Сжигайте, тараньте фашистских драко-
нов,

ромите врагов, как громил их Сафо-

a . Bee нов!

Москве, как столищь и зажнейшему
‚политическому, экономическому и желез-
нодорожному центру Советского Союза,
во всех наступательных планах гитле-
ровской Германии придавалось решающее
значение,

Намереваяеь летом 1941 года покон-
чить с Советским Союзом методами «мол-
ниеносной» войны; гитлеровское  коман-
дование практическую реализацию  отого
плана связывало прежде всего с захватом
Москвы. В направлении на Москву ‘в
прошлогодней кампании гитлеровская &р-
мия наносила свой главный стратегиче-
ский удар. На этом направлении была
разпбрнута с первых дней войны главная
группировка германских войск,

06’единбнные в «центральную группу
армий» под командованием генерал-фельд-
маршала Bora войска этого направления
включали в стой состав первоначально
4 и 9 общевойсковые армии гепералов
Клюю и Штрауса, 2 и 3 танковые ар-
мии генералов Гудериана и Гоота. Впо-
следствии Ha это же направление были
переброшены из района Ленинграда глав-
ные силы 4 танковой армии (группы)
тенерала Гепнера. Такой концентрации
танковых войск германское комамдование
не предпринимало ни ‘на одном направле-
нии ни до, ни после битвы под Москвой.

лье

` Северо-западнее Сталинграда.
снимке; группа немецких

захваченных в плен.
Фото В. Евзерихина (ТАСС),

На
солдат,

ПРИЗНАНИЯ МАТЁРОГО
ФАШИСТА

` ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 декабря.
м корр. ТАСС). Немецкий солдат

риц Ничке упорно не хотел сдаваться в
плен. Застигнутый советскими развехчи-
ками в блиндаже, тде он корректятовах
омонь, Ничке  отбивалея всеми силами.
ишившиеь оружия, он попытался выр-
вать автомат у одного из разведчиков, и
лишь повалонный на землю Ничке закри-
чал: «Гитлер капут». Этим возгласом нем-
цы обычно дают понять, что сопротив-
ляться они больше не будут.

Причина такото упорства Ничко выяс-
нилась на допросе. Он созналея, что при-
вимал ‘участие во многих злодеяниях над
русскими — грабил, ‘убивал, насиловал.

3& примерную службу командир немец-
Koro полка занбе Ничко, матёрого фалиис-
та, в список солдат, которые по оконча-
нии войны должны были получить на
Украине богатое поместье вместо © при-
кренленными к этой земле рабами.

— У moero oma в Бранденбурге 18
та земли, — говорит Ничке. — Недавно
ему прислали двух рабов из Югославии,
Мне же обещали дать значительно больше
земли. ,

Ничко сообщил, ‘что многих советских
пленных гитлеровцы расстреливают пос-
че первого же допроса, большинство 0%
тальных медленно ‘умирает в лагерях,
цб более зверский режим установлен в
так называемых  «0собых лагерях», где
содержалея командиры и красноармейцы—
коммунисты. Здесь официально введено
наказание кнутом. Выбраться живым из
такого лагеря невозможно, ;

seh) 44

week

Конкретные планы захвата Москвы
германским командованием изменялись в
тезение прошлого. год» неоднократно. Ha
первом этапе борьбы, вторгаясь в преде-
лы Советского Союза, терманекое коман-
хование предполагало использовать  вне-
запность удара и захватить Москву про-
тым ° глубокии pelizom бронетанковых
сил. Из попавших впоследствии в фуки
наших войск документов германских
штабов видно, в частности, что 2 танко-
пая армия генерала Гудериана должна
была стремительным ударом прорваться в
район Мииска и Смоленска с тем, чтобы
в последующем развить стремительное
движение по автостраде  Минск-—Смо-
ленск — Москва.

Этот план, логически вытекавший 13
стремления немцев вынести линию фрон-
та в течение 11/2—% месяцев  берьбы
до Урала, был разрушен Красной Ар-
мисй в первые же недели войны. Правда,
внезапность удара и огромное превосходство
в силах при борьбе в пограничных рай-

ли германским войскам сравнительно
глубокое продвижение. Однако уже в се-
редине сентября немцы упорным и орга-
мизованным сопротивлением Красной Ар-
ини на Западрюх направлении были. за-
держаны Ha рубеже верхнего течения
Западной Двины, a Также в Файонах
Смоленска и Ельни,

Во второй половипе сентября герман-
ское командование вынуждено был из-
менить план действий. 2 октября, после
большой подготовки, немецко-фашистские
войска на Московском направлении вновь
перешли в наступление. Опубликованный
в этот день приказ Гитлера открыто об’-
являл захват Мокзы основной целью
наступления,

Несмотря на предшествующие  просчб-
ты, германское командование на этот раз
было твбрдо убеждено в неизбежности
падения Москвы. Вступление германских
войск в Москву открыто назначзлось на
16 октября. Гитлер уверял, что герман-
ское командование сделало на этот pas
«всё, что в человеческих силах», чтобы
обеспечить успех удара, и об’являл на-
чавшееся сражение «последним большим
решающим сражением этого года».

Общий план наступления германских
войск на Москву воктябре прошлого гола
сводился в основном к нанесению трёх
ударов: один-— севернее Смоленска в общем
направлении на Калинин с целью последую-
щего охвата Москвы с севера; второй — в
направлении на Вязьму для последующей
атаки Москвы с запада; третий — в на-
правлении Орёл, Тула для окружения
Москвы © юга. Нанося эти удары, герман-
ское командование предполагало смать на-
ши войска, находившиеся на линии фрон-
та с тем, чтобы потом стремительным дви-
жением вперёд прорваться к Москве и ов-
ладеть ею, окружив одновремённо основ-
ную группировку наших войск. Однако и
этот план потерпел крушение.

Германским войскам удалось потеснить
наши части. овладеть Вязьмой и Вали-
нином и подойти вилотную к Туле. Од-
нако дальнейшее ‘продвижение немцев
нова было задержано. Тула оказала re-
роическое сопротивление, ‘прочно сковав
вышедшие сюда терманские части. 3a-
хватившие Калинин  тамковые войска
немцев были’ немедленно атакованы Ha-
шихи войсками, подошедшими к Калини-
ну с разных сторон. Таким образом,
фланги германских войск оказались свя-
занными, & их центральная группа, не по-
дучив поддержки, не рискнула наступать
па Москву собственными силами. =.

Таким образом, борьба в районе Калини-
на и Тулы на известное время прикрыла
Москву и с запада. , 5

Во второй половине октября вокруг
Калинина и Тулы шли напряженные
бои: ни в том, ни в другом месте ‘немцы
16 могли продвинуться. Между тем как
знутрениее и международное положение
Герхании, так и общая ‘обстановка На

ee

Боевые. кони—
красной кавалерии

^ МАХАЧ-КАЛА, 7 декабря. (ТАСС). За.
время отечественной войны колхозы Даге-
стана передали кавалерийским частям
Красной Армии тысячи боевых коней. 160
лошадей, с полной сбруей ‚сдал Врасной
Армии колхоз имени Сталина, Гунибекого
района/ Сельхозартель готовит ещё 30 л0-
шадей. Джигит Магомед Вагидов обучает
их для. боевых действий. Члены сельхоз-
артели им. Дахадаева, Буйнакского райо-
на, провожая на фронт 50 своих колхоз-
ников, дали им лучших коней.

Стахановский двухдекадвик
помощи фронту

ТОРЬВИЙ, 7 декабря. (ТАСС). Рабочие
механо-сборочного цеха автозавода им.
Молотова об`явили с 4 декабря стаханов-
ский двухдекадник помощи фронту. Их
инициативу подхватили во всех цехах.
Козлективы, бригады, отдельные стаханов-
цы взяли на себя новые социалистические
обязательства. р Е
Первый же день двухдекадника  пря-
нёс значительный рост производительнос-
ти труда. Завод выпускал все машины
чётко по графику.  Слесари-сборщики
Маньковский и Мамонтов выполнили смен-
ное задание на 473 процента каждый,
фронтовая бригада Пархунова увеличила
выработку в два с лишним раза,

=>

В 25-летию Великой Октябрьской co-
циалистической революции был выпущен
плакат, посвящённый морской пехоте.
‘Ha фоне штурма Зимнего дворца выету-
пает грозная фигура бойца морской пе-
хоты, который, невзирая Ha ранение,
продолжает итти в бой и бросает rpana-
ту в фашистский  блиндаж.  «Умножим
нашу славу!» — зовёт плакат  худож-
пика В, Иванова, дополненный стихами;

Недаром слава ходит с моряками
И мать-отчизна любит их He зря, --
Могучими и верными руками

Они вздымали знамя Октября.

Прошли/ года. и “в битве небывелой,
Нигде- невиданной спокон веков,
Ещё светлей сегодня засверкала
Над миром слаза русских моряков,

За свой Октябрь, за счастье, за

За родину любимую § cBOIO
Встабт моряк, —и танкам нет прохода
И нет пощады извергам в бою.

Товарищ мой! Гордишься ты по праву,

Что ты моряк страны большевиков. фронтах требовали от Гитлера  скорейше-
Вперёд же, друг! Умножим нашу славу   То фазоития удара Ha Москву. В ноябре
Большую славу русских моряков! Титлер потребовал от своих генералов

разделаться «со - столицей Москвой в

кратчайший ©рок» и овладеть ею до на-

Могучему советскому флоту, военным
ступления зимы,

морякам, смело разящим врага и Ha Bo-
де, и в воздухе, и на суще, посвящепо
И последнее, вышедшее ` на-днях, шести-
сотов «Окно ТАОС» художника П; Щер-
бакова. Морской десант идёт в атаку. С
плаката SBYTUT , CTITHHCROG NpABETCTene,
поднимающее героических военных морл-
ков на новые подвиги: ‚о. f

«Нашему Boouto-Mopexomy  Orory —
слава».

eee,

16 wondpa repManckue войска ‘начали
новоз «решительное», ‘на этот фаз по-
следнее, наступление на Москву, ‹ План
наступления был вновь изменён, Не
справившись с нашей калининской груп-
пировкой и пе взяв Тулы,  германсвю
коматдование фещило оставить в pavone
Калинина эаслон и обойти Тулу © в06то-
ка, чтобы развить против Моеквы два

да в операщиях против

‘снах Советского Союз» первоначально да- -

добычу в Москве. С захватом
враг связывал окончание войну и отдых

бою, но не к пассявному оборонительно-

охватывающих удара, В охват Москвы с
юга ‘Ha районов
Калииру и Серпухов должна была насту-
пать вторая танковая армия генерала Гу-
дериана. В охват Москвы с севера и ce-
веро-запада ‘из районов

восточнее Тулы через

между  Волоко-
ламском и Московским морем через Клин,

Солнечногорск и Дмитров наносили удар
3 u 4 танковые группы тенералов Гоота

и Гепнера. В центре с запада на восток
через Можайск должны были наступать

сильные пехотные группировки немецких

войск, поддержанные двумя  танковыми

AMBUSHAME.

Beero для наступления на Mocksy rep-
манское командование в ноябре прошло-
то года сосредоточило пятьдесят одну ди-
визию, из них 13 танковых, 5 моторизо-
ванных и 33 пехотных.

Чтобы представить себе масштаб кон-
центрации германских войск для этого
наступления, напомнни, что в сентябре
1939 rola во всех операциях против

Полыши участвовало всего 5—6 гериан-

ских танковых дивизий; летом 1940 ro-
англо-француз-
ских войск участвовало 10—12 герман-
ских танковых дивизий. Для удара же
против одкой Москвы немецкое командо-
вание в нбябре прошлого год» бросило
13 танковых и 5 моторизованных диви-
anit!

Основной удар, судя по группировке
сил, немцы предполагали развить тютив
Москвы с северо-запада, где +B составе
3 и 4 танковых групп имелось 7 танко-
вых, 3 моторизованных и несколько пе-
хотных дивизий. В армии генерала Гуде-
риана, наступавшей. © юга, имелось
4 танковых и 2 моторизованных диви-
ии. :

Однако и этому плану ме суждено бы:
ло осуществиться,

‘их ы

Нечего товорить о том, что оборона
Москвы осенью прошлого года являлась
главнейшей задачей Ирасной Армии,

На ближних и дальних
Москве создавались различные оборони-
тельные сооружения. В оборонных pato-
тах принимали участие широкие кругк
населения столицы, Москвичи дали Крас-
ной Армии десятки тысяз первокласеных
бойпов, скреплявших, подобно цементу,
полки и дивизии советских войск и в0-
душевлявших в тяжелые минуть,
Борьба нах дальних подступах x Mo-
скве сыграла немаловажную роль. Десят-
ки германских дивизий с отборным, пер-
воклассным составом фашистских голово-
резов были разбиты и обескровлены ещё

раньше, чем немцы подошли на ближ-

ние подступы к столице. СОрганизуя по-
следний удаф против Москвы, германское

командование — о5азалось вынужденным
поспешно вливать в свои части новые
пополнения, снимать и  перебрасывать

сюда дивизии © других фронтов и wa-
правлений. у

После октябрьского прорыва немецких
войск под Вязьмой Москва стала гото-
зиться к решающему ow нь ближних
подступах, а если бы врагу удалось про-
рваться, то и на улицах столицы,

В осенние дни прошлого rola обета-
новка на подмосковном фронте была гроз-
ной и острой. Германское командование
обещало солдатам и офицерам богатую
Москвы

на тёплых, удобных зимних квартирах.
Он с большим упорством развивал удар
огромной силы.

Москва  тотовилаь ко смертельному
му б0ю, не только к тому, чтобы задер-
жать врага, аи в тому, чтобы под. свон-
ми стенами нанести ему сокрушитель-
ный удар.

1 ноября 1941 тода ша Врасной пло:
али происходил традиционный  парал
Красной Армии. Враг стоял на ближних
полетупах к столице, Врехя было тре’
вожное. Но голос великого вождя и пол-
ководца  Юрасной Армии товарища
Сталина звучал твёрдо и уверенно:

«Разве можно сомневаться в том, что
мы можем и должны победить немецких
захватчиков?

Враг не так силён, как изображают
его некоторые перепуганные интеллиген-
тики. Не так страшен чорт, как его ма-
люют. Вто может отрицать, Yro наша
Красная Армия не рад обращала в пани-
ческое бегство хвалёные немецкие вой-
cka?>. ;

Вдохновляемые сталинской фечью, 3а-
щитники Москвы с твёрдой уверенностью
в своих силах готовились к защите Мо-
сквы и к разгрому врага.

Сталинский план борьбы за Москву
был прост м гениален. Om сводился в
тому, чтобы предварительно измотать сп-
лы гитлеровцев тяжелыми оборонитель-
Кыми боями, а затем обрушить на врага
удары свежих резервов Краслой Архии.
Основные усилия советских войск на-
правлялись в первую очередь на борьбу
с двумя охватывавшими Москву группи-
рювками врага. Для этого в нужные ме-
ста и в нужное время  стягивались и
развёртывались наши резервы,

Надо было определить момент для нане-
сения неприлтелю решающего удара.
советское командование определило этот
момент. В сообщении Советского Информ-
бюро говорилось: «...Многомиллионный 69-
ветский народ и его Красная Армия закон-
чат войну только полным разгромом вра-
та. Этот ‘разгром врага должен начаться
под Москвой»

kk *

С 16 ноября, когда немцы пачали по-
следнее наступление н» Москву, и до 5
декабря инициатива действий находилась
в их руках. Враг продвигался вперёд. Но
это было уже не прежнее наступление.
Теперь немцам приходилось с боем брать
каждый метр подмосковной территории,
Продвижение шло медленно и ‹опровож-
далось тяжёлыми потерями. Враг не
шёл, А полз к советекой столице, обли-
ваяеь собственной кровью,

подступах в

К 5 докабря ударные  груштировуи
немцев Wa CoBepe подошли к камалу Вол-
га — Москва у Дмитрова и Яхромы. На
юге они охватили Тулу с северо-востока
и Шлошли в №мнире. Москва оказалась
охваченной с двух сторон, Внешнему иа-
блюдателю казалось: еще удёр, и сталь-
Hoe кольцо германских танковых колонв
сомкнётся за Москвой, город будет окру-
жён, & затем взят.

Но дело обернулось иначе. 6 декабря
в бой вступили тщалельно подготовлен-
‘ные и верно мацеленные сталинской ру-
кой резервы Красной Армии.

На севере ог Москвы главная групои-
ровка германских войск» была © разных
напразлений атакована войсками тенера-
лов Лелюшенко, Кузнецова, Власова. На
ore, у Жаширы, путь генералу Гудериа-
ну к Москве преградил конный корпус
генерала Белова. Охновремённо в тыл
гудериановские  дивизиям двинулась ©
востока группа генерала  Толикова. В
районо Тулы немцев атаковали части
тульского гарнизона и войска  тенерала
Болдина. Ударили по. немецким войскам и
части генералов Говорова и Рокоссовекого.

Терманские войска, пытавшиеся сом-
внуть вокруг Москвы «клещи», сами
оказались в опасности. Немцам под уг-
розой полного истребления ие оставалось
вичего иного, как быстро уходить из-под
ударов советских частей. Потери немецких
частей росли, и они катились к западу.
В боях за Москву  гитлеровская армия ^
потеряла 300.000 солдаг и офицеров.
Наши войска захватили у уротивника
4.801 орудие, 3.071 миномёт, 2.766 тан-
ков, 33.640 автомашин и множество дру-
гих трофеев. Было уничтожено 1.100 не-
мецких самолётов.

Значение битвы пох Москвой в ходе
отечественной войны трудно переоце-
нить. Ona изменила весь ход войны,
развеяла легенду © непобедимости титле-
ровских войск. Инициатива действий на.
долго перешла к Красной Армии. На ue-
которых направлениях немцы были’ отбро-
шены на запад свыше чем на 400 кило-
метров. Московская и Тульская. области
были целиком очищены от захватчиков. °
За ударом под Москвой последовали, удары
по немцам п на ряде других участков со-

ветско-германского фронта. ПЕ и

«..успешные действия Красной Армии
в районе Ростова, Тулы, Калуги, под Mo-

вокрыли два знаменательных факта. Они
показали, во-первых, что Красная Армия
и её боевые кадры выросли в серьезную
силу, способную ше только устоять про-
тив напора  немецко-фапгистеких войск,
HO и разбить их в открылом б0ю и по-
гнать их назад. Они показали, 30-Вто-
рых, что немецко-фашистские войска при
всей их стойкости имеют такие серьез-
ные органические недостатки, которые
при некоторых благоприятных условиях
для Красной Аруии могут привести к
поражению немецких войек», — говорил
товарищ Сталин в своем докладе о. 25-Й
годовщиие Великой  Октабрьской Социа-
листической Революции.

Возросшая стойкость Красной Армии,
беззаветная поддержка защитников Мо-
сквы населением столицы и всем еовет-
ским народом, искусство командиров и
тениальная прозорливость, твёрдое руко-
водство борьбой товарищем Сталиным —
главные причины разгрома  немецко-фа-
пистеких армий под Москвой.

Иностранная печать, называя «чудом»
цоворот в ходе боев пох Москвой, `боль-
шов внимание уделяла зимним условиям,
в которым германские войска пе была
приспособлены. Бесспорно немецко-фа-
шистекое командование не подготовилось
к зимним действиям, но всё же главная
причина поражения немцев под Москвой
не в этом, а в росте силы Красной Ap-
мии. Nk

Товарищ Сталин товорит:  «Мельзя
считать случайностью тот факт, что пе-
мецкие войска, прошедшие  триумфаль-
ных маршем sco Европу и сразившио
одним ‘ударом Французские войска, счи-
тавшиеся первоклассными войсками;
встретили действительный рпобнный ‘©т-
пор только в нашей стране, и не только
отпор» но оказались вынужденныхи пот
ударами Красной Армии отступить от за-
нятых позиций более чем на 400 кило-
метров, бросая по пути отступления ко-
лоссальное количество орудий, мании,
боеприпасов. Одними зимними ‘условиями
войны никак нельзя  об’яснить этот
факт». ; 1 j

Немцы под Москвой допустили серьёз-
ный просчёт. Не зима была виновата, &
органический дефект в работе германского
командования в 9бласти планирования
РОЙНЫ. ` ;

Однако Гитлер, как показали последу-
ющие события, не отказался еще окон-
чательно от мысли захвалить Москву.
Летом. 1942 года, вобпользовавигиюь ©т-
сутствием второго фронта в Европе, rep-
Уанское командование снова предприня-
ло наступление Ha советско-германском
фронте, и нова Москва была главной
целью гитлеровских вожделений. Но план
немецкого наступления был уже иных.
Германское командовалие стремилось т6-
перь прорвать наш фронт на юге, от-
Blew сюда наши силы с Московского
фронта и тем самым‘ ослабить его, а за-
теф развить наступление на север, отре-
зать Москву от зволжекого ‘и уральского
тыла и ‘ударить по ней с востока.

Kpacnan Армия сорвала и этот план!
Гитлера, 0 героическую оборону Сталин-
град»  фазбилась ударная группировка
германских войск, пытавшаяся выходом
 в Волге завершить прорыв нзнегм фрон-
va На юге и тем обеспечить поворот oc-
новных сил гитлеровских армий нь <
для глубокого обхода Москвы.

Москва 1941 тода и Сталинград 1942
тода — победные вехи на пути Арасной
Армии к полному тазгрому  немецко-фа-
шистских захватчиков и освобождению от
них всех советских территорий.

А. ГОЛУБЕВ.

сквой, пох Тихвином и Ленинтрадом —