oe

_ Использование миномётов
в горной местности

Опыт боевых действий морской пехоты
показал, каким грозным для врага оружи-
ем служиг миномёт. Его огонь особенно
эффективен в горной местности. Цели, ко-
торые не могут быть поражены артилле-
рийским снарядом,
минами благодаря их навесной траекто-
рии.

Приролные условия Заполярья вносят
ряд особенностей в использование этого
вила оружия. Резко пересечённая  мест-
ность, скалы, шквалистые ветры, туманы
и снежные заряды значительно усложня-
ют действия миномбтчяков. Если добавить
Б этому, что с октября по март лни ста-
HOBATCA крайне непрололжительными, д0-
ходя В. декабре ло полутора часов в сутки,
то станут очевидными трудности действий
миномётных расчётов. —

0с0бое значение имеет развеёлка местно-
сти, обнаружение огневых средств против-
ника, пунктов ‘скопления и направления
движения его сил. Исходя из того, что
местность трудно просматривается, а склал-
ки гор даже на близком расстояний He
Билны © одного наблюдательного пункта,
мы применяем сопряженное наблюдение.
Координаты цели получаются путем сопо-
‘ставления данных — результатов наблюде-
ния одного и того же места с разных то’
чек.

Хорошие результаты дабт разведка ог-
невых точек противника из района боево-
го охранения. Например, командир мино-
мётного расчёта т, Мартынов, занимая ог-
невую позицию в районе боевого охране-
ния, сумел в течение нескольких дней 65-
наружить до.15 фэмпистских огневых то-
чек. Он сообщил полученные данные в
таб своей части, &а`затем совместно ©
йругими боевыми расчётами подавил и ча-
стично уничтожил все замеченные огне-
вые точки.

` Самое серьёзное внимание следует уле-
лять корректировке огня. Мы даём одному
Борректировщику ограниченный сектор’ об-
стрела и дополняем его расчёты наблюде-
нием с лругих постов. В одном из послел-
них бобв младший лейтенант Пичугин,
ворректируя огонь в двухстах метрах от
противника, проявил находчивость и ини-
циативу. Благодаря этому он сумел на-
столько пристрелять огонь миномётных
батарей, что даже высчитывал скорость
движения групп противника и скорость
полёта мины. На основе его данных мино-
мётчики поражали живую силу врага без
промаха, расходуя минимальное количест-
во боезапаса.

Точная пристрелка одного из горных
лроходов позволила запереть скопление жи-
вой силы противника и тем самым лик-
видировать возможность флангового удара
по одной нашей высоте.

. Точность стрельбы, как известно, зави-
сит от правильной установки  миномбта
на ‘позиции. В условиях мягких грунтов
это достигается сравнительно легко. Ска-
листый грунт требует для установки мни-
номётов не только применения взрывча-
- тых веществ, но и некоторого утяжеления
опорной - плиты. Это достигается при пос-
-‘редстве мешков, заполненных глиной. Для
‘укрепления сошек создаются искусствен-
‚оные опоры из камня. 6

Неровный рельеф местности создабт воз-
„о можность соприкосновения .с противником
на коротких дистанциях. Часто возникает

потребность вести огонь на дистанции в
40—50 метров. Это значительно меньше
минимальной лальноети стрельбы миномб-
тов малого калибра. Олиако практика боёв
показала.

номбту угол возвышения в 85 градусов.
Для этого нужно поднять на необхолимую
высоту сошки. Конечно, на этих листан-
пиях нельзя вести прицельную стрельбу,
HO огонь’ по живой силе противника весь-
ма эффективен.

Олнажлы противник пыталея выбить
наше боевое охранение с занимаемых по-
зиций, Немцы наступали тремя группами
поэшёлонно. Ония находились ца расетоя-
нии 50—60 метров. Положение стало
критическим. Часть бойцов п командиров
вышла из строя, Наволчик Ерёмин принял
на себя командование миномётным расчб-
том, а полносчик Пантелеев стал ва мё-
сто наволчика. Взяв в руки сошки мино-
мёта, он создал угол возвышения в. $5
градусов и открыл интенсивный огонъ. В
течение нескольких минут расчёт выпу-
стил 105 мин. Противник дрогнул и отка-
тился, оставив на скалах много убитых.

Стрельба в ночных условиях требует
освещения точки наводки и приборов при-
цела. Но это далеко не всегда возможно,
так как резко пересечённая местность по-
зволяет противнику наблюдать за нашими
боевыми порядками. Долгая полярная ночь
й постоянное пребывание расчётов в го-
товности номер один поставили перед на-
ми задачу ‘устанавливать прицел й yrao-
мер наощупь или же с помощью прими-
тивных средств. Команлир расчёта стар-
ший сержант Измоденов приснособил мед-
ные пуговицы к’ дистанционному крану,
расставив их так, что поворот крана на
50 fa 100 метров всегда виден. От-
счёт угаомера производится наощупь по
ниткам, протянутым на углах 30-00,
60-00, 15-00, 45-00. В створе точ-
ки наводки вблизи миномёта устапавли-

вается хорошо видимая веха, указыва-
ющая направление,
В процессе боя, и особенно ближнего,

фактор времени играет решающую роль.
Поэтому большое внимание мы уделяем.
темпам стрельбы, Систематическая трени-
ровка заряжающих позволила побиться
очень высоких темпов,

Характер местности и скрытность пелей
пастоятельно требуют широгого примене-

ния огневых планшетов для миномётов
среднего калибра. Некоторые командиры
считают, что топографическая привязка

нужна лишь для артиллерии, и то сред-
него калибра. Боевой опыт показывает не-
обходимость, особенно в обороне, топогра-
фической привязки батарей миномётов
средних калибров и установления путём
сопряжённого наблюдения координат иёли.

Действия морских пехотинцев в Запо-
лярье непрерывно обогащают миномбтчи-
ков разнообразными ‘формами и методами
усиления эффективности своего огня. Мы
тщательно разбираем каждую. о проведён-
ную операцию, подвергая резкой критике
малейшую ошибку. зопущенную в бою.
Это лаёт возможность непрерывно совер-
шенствоваться, с кажлым боем наносить
врагу более тяжёлые удары,

Я. БЯЛЫЙ.
Северный флот.

КРАСНОФЛОТЕЦ БАБИР УНИЧТОЖИЛ 4. ПУЛЕМЁТНЫХ ГНЕЗДА ПРОТИВНИКА

1 ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 декабря.
_ (Слец. корр. ТАСС). Полразделению мор-
„ ской пехоты было приказано выбить нем-
цев с заяимаемого ими рубежа. Путь мо-
_ PARAM преграждал сильный огонь врага.
‚ Немецкие пулемётчики окопались близ на-
_ шего подразделения, не давая цехотинцам
подняться в атаку. \ i

Уничтожить вражеские  пуломётные
тиёзла вызвался краснофлотец Бабир. Он

КЕКС ee ЕВС re

незаметно проник в расположение немпев
в метким огнбм стал истреблять  пулемёт-
ную прислугу. Умело маскируясь. часто
меняя позиции, краснофлотен уничтожил
четыре вражеских пулемётных гнезда, пе-
ребил 18 гитлеровцев. После ‘этого подраз-
деление морских пехотинцев продвинулось
вперёд. Приказ командования был выпол-
нен в

Ремонт речных кораблей

в боевых

В боях за Сталинград корабли Волж-
‘ской военной флотилии и особенно броне-
катера активно поддерживали действия
частей Красной Армии и морской пехоты.
`В ходе исключительно напряжённых боёв
потери в материальной части кораблей
были совершенно незначительными по
сравнению с тем огромным Уроном. кото-
рый они нанесли врагу. Малые потери
об’явняются прежде всего умением коман-
хиров действовать в сложных речных ус-
повиях, выучкой и отвагой  лячного с90-
става, а также высокой организацией
службы под’бма и ремонта кораблей, по-
‘вреждённых в 6010,

Опыт б0бв на Вюлге показал, что в
каждом месте базирования мелких кораб-
лей на реке веобходимо иметь подвижные
ремонтные бригады. состоящие из элект-
росварщиков,  слесарей и плотников Не-
посредственно нз них возлагаетея ликви-
Zaina повреждений корпуса катеров. Вро-
ме этих ремонтных  бригах необходимо,
иметь также водолазные партии тяжёлого
и лёгкого типа. В группу лёгких водола-
.30в входят два человека: один действует
под водой, другой работает на сигнале. В
зависимости от 0б’бма работы водолазным
партиям может придаватьея и личный со-
став катеров.

В сложных условиях. особенно осенью,
‘создаются передвижные партии тяжёлых
‘водолазов с ручным воздушным насосом.
В такую партию входят лва основных
водотаза и два подсобных, Оснащена она
ручной переносной помпой и другим 0бо-
руюванием (обмундирование. шланги для
работы пол волой). Людн. входящие в во-
долазные партии, должны обладать доста-
точной практикой и опытом смены греб-
ных. винтов, рулей и заделки пробоян . В
хорпусе. Они должны быть смелымя и
бесстрашными, потому что в большинстве
случаев приходится работать под обстре-
шом протявняка. Конечно. надо стремать-
ся вывестя катер из зоны обстрела. HO
если это невозможно, то ремонт прихолит-
ея вести на месте. р

Водолазы обязаны хорошо знать вон-

бойцам громить фашистов.
__ Ramee Sane пе ть М лба ние orn, no Gut рб пре ое И И О   ен моно Фот   HME shaman senna mnt

условиях

струкцию того типа катеров, который
действует на реке и © которым прилбтся
яметь дело. Это обстоятельство имеет ис-
кличительно важное значение, Дело в
TOM, что обычно повреждённые катера pe-
монтируются в ночных условиях; при
полном затемнения. Поэтому всю работу
водолазам приходится производить  на-
ощупь, в особенности при под’ ёме зато-
нувшего катера.

В боевых условиях, когда кораблям
приходится выполнять задачи по высалке
десантов, эвакуации раненых, перевозке
боеприпасов и продовольствия, бывают
случая. когда катера, в результате 60e-
вых повреждений, садятся на мель. Под”-
ем и снятие катера с мели должны быть
организованы так, чтобы спасательная
команда подошла к кораблю в тёмное
время. - :

Оказание помощи поврежлённому кате-
ру складывается из следующих  влемен-
тов: скрытный подхол в катеру, обеледо-
вание его, составление плана работ no
под’6му или ремонту и производство на-
меченных работ. На всех этапах необхо-
лимо строго соблюдать свето- и звуко-
маскировку. Водолазные партии должны
иметь мягкяе понтоны небольшой. грузо-
под`ёмности (от 5 ло 20 топи). с тем
чтобы перевозить их шалюпками на бук-
сире полуглиссера. Наличие мягких non-
тонов лает возможность работать без oco-
бого шума, без риска привлечь внямание
противника; При под’ёме одного из кате-
ров на Волге веб необходимое было под-
зезено к месту под’бма на  рыбачьей
шлюпке, и работы были выполнены Sec-
ШУМНО, A

Как только катер получит пловучесть,
надо постараться отбуксировать его в
район, обеспеченный от воздействия про-
тивника. и 31есь окончательно  заледать
подводные пробоины и откачать воду,
Иногда можно снять севший на мель ка-
тер при помощи ворота. установленного
на берегу, или трактора-тягача через
гини. Для этого необходимо. чтобы катер
находился на небольшом расстоянии от

что стрелять на’ дистанцию в.
свободно поражаются   40—50 метров можно, если придать ми-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Северный флот. Самолёт после боя вернулся на аэродром.

Фото Н. Веринчука.

_Отвага торговых моряков

БОЙ С ВРАЖЕСКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ

Экипаж советского парохода, которым
командует молодой капитан орденоносец
Николай Никитич’ Малахов, уже 29 лет
бороздит моря и океаны. Судно соверша-
ло рейсы в Арктику, США, Австралию,
Новую Зеландию, Индию, бросало якорь у
берегов Камчатки и ходило сквозь туманы
четвёртого Курильского пролива, отмечен-
ного па картах под именем Амфитриды. За
последние 11 месяцев пароход прошёл
свыше 50.000 миль. Моряки доставиля
фронту ценные грузы, перевезли сверх
плана около 4.000 тонн. Судно часто на-
XOMMIOCh в зоне пребывания немецких
подводных рейдеров.

` ..В эту ночь на море царил пегиль.
Пароход шёл с затемнёнными огнями.
Вблизи берега он встретил  враже-
скую подводную лодку. В 22 часа 30
минут, в двалцати метрах от правого бор-
Та разорвался снаряд, за ним — второй и
третий. Третий снаряд попал в большой
вентилятор по правому борту, пробил па-
рювую магистраль. вывел из строя грузо-
вые лебёдки: Из трубопровола со свис-
TOM стал выбиватьсл пар, вопыхнуло пла-
мя. Сюда кинулись третий механик Ми-
хаил Рутковский. боцман Уханов и дру-
гиё моряки из. аварийной группы. Она
быстро устранили повреждения и погаси-
ли огонь.

Капитана Малахова рантао осколками
в шею и руку. Но он остался на мостя-
ке. продолжал управлять гароходом. Тут
же врач Прасковья Егоровна Сергеева пе-
ревязала капитана, оказала помощь и

‘другим раненым.

_ После первой ‘неудачной атаки патвод-
ная лодка продолжала следовать за паро-
ходом. Экипаж пережил еще сорок пять
томительных минут. Судно шло противо-
лолочным зигзагом.

Неожиданно ваовь начали разрываться

‘шла параллельным

‘ПОдВОДНоЙ лодки

‚удар  неприятельской

снаряды, поражая осколками корпус ко-
рабля. Снаряды пронеслись над головами
моряков кормового орудия.  Возлушной
волной сбило о ног матроса Луцик. Коман-

дир орудия штурман‘ Александр Мель 32-

сек вспышки ‘вражеских выстрелов и от-
крыл беглый ‘огонь’ по ` подводной лодке;
оряки вторично. отогнали противника,

Третья атака последовала через 50 ми-
нут, Подводная лохк» вдруг веплыла на
поверхность в 100 метрах от парохола,
перейдя с правого борта na левый. Ona
курсох. Фашистекий
корабль был хорошо виден. Теперь секун-
ды решали исход боя. (

Комсомолец Павел Уткин, находивигий-
ся с0 своим пулембтом на капитанском
мостике, открыл отонь  трассирующими
пулями. Начал стрелять из крупнокали-
берного пулемёта бронебойными Пулями
кочегар Ибрагим Симберлеев. Тремя мет-
кими очередями он прошёлея по корпус
OT HOCa ло кормы.
этот момент пароход отвернул. ‘и зртил-
леристам кормового орудия удалось ска-
зать решающее слово: расчёт штурмана
Мель вторым снарядом нанес смертельный
подводной — лодке.
Снаряд попал в оспование боввой рубки,
вызвал сильный взрыв. Вырвались боль-
шие клубы дыма и подводная  лод-
Ka быстро исчезла Tor BOR.

Беспримервый бой торгового’ парохола
© полводным рейдером продолжалея 1 час
50 минут. Когда к месту схватки пю-
OUI корабли и самолёты  противоло-
дочной обороны. `латрулирующие в этих
полах. всв уже было кончено; Застрявщая
в металлической палубе парохода. донная
часть 4-дюйморого снаряла свилетельство-
Bada 0 Том, что. вражеская подводная лод-
ка была вооружена сильной артиллерлей.

Г. БРЕГМАН,

Успешная операция морских пехотинцев
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 декабря. (По }

телеграфу). Краснофлотцы одного из / под-
разделений морской пехоты — тт. Жиря-
ков, Костюк. Чеганов. Атласов, Романов и
Давидюк под командованием лейтенанта
Окунева пробрались в тыл к немпам.
Устроить засаду возле дороги, —
приказал командир.

Выполняя это приказание, BOORHNe мо-
ряки тщательно  замаскировались и на-
чали внимательно просматривать  мест-
ность. Вот показались два фашиста. Че-
0ез мгновение они упали, сражбнные

меткими пулямв краснофлотцев,
Истребив десять

_ гитлеровцев,

берега — до 200 мотров. Предварительно
необходимо проверить грунт русла, по ко-
торому придётся тянуть катер. На илис-
том и каменистом русле такая буксиров-
ка не рекомендуется, на гальке и песке
она проходит успешно.

Наметив план работы, надо немедленно
приступить к его осуществлению. Прак-
тика. показывает, что мелкие пробоины в
корпусе чаще всего залелываются чапами
(пробками). обмотанными просаленной или
просмолбнной паклей. Большие пробоины
заделываются при помощи щитов. заранее
заготовленных по указаниям водолаза,
производившего первый осмотр катера.
Залелку пробоин лолжен осуществлять тот
Же водолаз, потому что он уже знает рас-
положение и количество пробоин, подход
к ним. На шлюпке нало иметь лесомате-
риалы и плотника, который по ходу ра-
боты водолаза пох водой мог бы давать
нужные пробки, клинья, щиты необходи-
мых размеров. При заделке пробоин нахо
обязательно иметь паклю, пилу, топор и
другой инструмент. :

Если личный состав но сумел заделать
большие пробоины в надволном положе-
вии катера. нало ставить Aa них дере-
вянные щиты, собтоящие из внутренней
планки в наружного шита. бя связывает-
ся с планкой  двумя-четырьмя  болта-
ми, в зависимости от размера пробоины.
Места пропусков межу шитом и корпу-
сом конопатятел паклей. Тщательно. заде-
лав все иробоины и проверив еще раз
отсутствив пропусков воды. следует за-
драить люки, горловины. внутренние ла-
зы, вентиляцию и приступить к откачке
воды при помощи васосов. Откачка про-
изводится в зависимости от того, как за-
тонул катер. Еели он частично находится
в надволном состояний, надо приступить

к выкачке волы из тех отсеков, люки
которых не. затоплены, лля того. чтобы
опустить туда приёмный рукав . помпы.

По мере откачки катер булет веплывать
Тогда нало постепенно пероходять к сле-
AVIONLAM oTceRaM,

пехотинцы добыли двух «языков» и от-
правились в обратный путь. Векоре они
повстречаляеь с группой немецких раз-
ведчиков, которзя также была увичто-
mena.

Этим но ограничились боевые лейст-
BHA отважных советских воинов. Коман-
лир принял решение провести ещё олну
операцию: подойти к окопам противника
с тыла и забросать их гранатами, Шесть
краснофлотцев, ° руководимые лейтенантом
Окуневым, в точности выполнили и это
бобвое задание. Они выбили немнев с вы-
соты и уничтожили до 40 солдат и сфя-

церов.

ходилось делать так: шланг опускали в
люк бронекатера, на горловину клали
вотшму. прижимали еб досками и присту-
пали к откачке. Хотя поступление воды
через эту горловину и сохранялось, но еб
поступало гораздо меньше, чем_откачива-
лось. Такая работа производилась при
столбе воды над уровнем горловины в
300—400 миллиметров. По мере того,
как катер начинает  веплывать. в отсек
Нало опустить водолаза или краснофлот-
Na. имеющего опыт/ заделки пробоин. Он
лолжен проверить  целость переборок и
заделать все места поступления  волы,
работая с переносным освещением и с0б-
люлая полную маскировку.

После откачки всей воды надо про
верить ещё раз, все ли пробоины задела-
ны и насколько прочно. Только убедив-
MACh B этом, можно подавать команду на
отбуксировку катера в ремонтную базу.
При 6yxcuposké na Katépe должны обяза-
тельно находиться водолаз ‘и моторист ©
откачивающей помпой,

Описанных  с1060б0м нам пришлось
поднимать катер. Из носового отсека вода
была выкачена, но катер ещё не получал
пловучести. Были откачены форпик. но-
совой кубрик, каюта командира и час-
тично артпогреб. Приступили к откачке
машинного отсека. Фонарь машинного от-
деления был затоплен. Условия не позво-
ляли ставить шахту. — но было мате-
риала. Высота воды нал машинным фо-
парёи была около 400 миллиметров. Or-
драили машинный люк я в отсек встави-
ли приёмный шланг водоотливной помпы.
После этого люк был закрыт кошмой. на
нее положены лоски; прижатые сверху
весом вохолаза: Откачка воды произволи-
лась переносной помпой производитель-
ностью 100 тоян в час.

Вначале. хотя откачка и тала, катер
от грунта не отрывалея, но после откач-
ки двух третей волы из машинного отде-
ления он всплыл. Тогда был открыт лаз
в артбашню, откула вся, вода слилась
5 машинное ‘отделение и была выкачена,

Если катер находится позностью  под Лва краснофлотца спустились вяутрь ка-
волой, но на малой глубине. надо сделать   Тёра и заделали места поступления воды

приемные шахты на те
которых вода булег откачиваться в пер-
вую очередь. В практике бывали случаи,
когда оботоятельства не позволяли делать
шахты, — не было времени. Тогда при-

горловины, из   Внутри отсеков.

При откачке воды не следует забывать
06 одном очень важном  обстоятельстве,
Струя воды. выбрасываемая  волопюмпой,
счень демаскирует работу. Она. хорошо

‘смотря на храбрость и стойкость

ля подготовки к операции.

кает в ствол миномёта,.

11 декабря 1942 г., Ne 290 (1241)

_ Иаженерное оборудование
  позиций

На Крайнем Севере, с его резко пересе-
чённой и скалистой местностью, перед мор-
скимн похотинцами возникают немалые
трудности в создании на’ переднем крае
хорошо ‘укрытых и ‘надёжных позиций,
ели на других участках фронта каждый
боец с помощью лопаты и топора может
за корогкое время’ оборудовать. для себя
удобную и надёжную позицию, то здесь
таких возможностей у него почти нет.
Вот почему на этом участке фронта 00-
бую роль в создании прочной обороны иг-
рают сапёрные части.

Перед одним из наших. подразделений
была поставлена задача — овлалеть важ-
ной высотой, занятой противником. Мор-
CRAG пехотинпы успешно. выполнили  б0е-
вой приказ, Высота была взята

Что же произомло дальше? Командир,
руководивший ‘этой операцией, нелооценил
важность инженерных укреплений и не
использовал сапёр для оборудования пози-
ионных точек на захваченной местности,
Тем самым он осложнил положение наших
краснофлотцев и командиров.

Отступив, немцы открыли по высоге
ураганный артиллерийский и миномётный
огонь, а затем перешли в контратаку. Не-
совет-
ских воинов, удержать высоту им не улда-
лось. Она не была своевременно укренле-
на, и наше подразделение, продолжая еб
зацищать, могло. понести’  значительные
потери и не добиться успеха. .

Приведбм иной пример. Одному из под-
разделений части, которой командует под-
полковник Косатый, была поставлена зада-
ча отбросить противника. и улучшить свой
позиции. Инженерное обеспечение опера-

‘ции выпало на долю нашей сапёрной ча-

сти, которая должна была укрепить мест-
ность, отбитую у немцев,

Командир стрелкового подразделения су-
мел разумно использовать время, данное
Вместе с
командирами сапбрного подразделения он
тщательно изучил занятую противником
местность, заранее наметил» где и какие
огневые точки следует установить, и BO3-
ложил на сапёр выполнение этих работ.

Перед сапбрами стояла ответственная
задача — высота, которую, занимал про-
тивник, имела крутые, местами обрыви-
стые скаты. Все пути подходов к ней про-
стреливались пулемётным и миномётным
огнём. Учитывая такую сложную боевую

_ Мастерство
миномётчика
Антонова

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 10`лекабря.
(Спец. корр: ТАСС). Миномбтная ‘батарея
противника’ ^ не ‘давала протвигаться‘ на-
шей наступавией пехоте. Меестонахожде-
ние батареи BeKopo было обнаружено
нашими бойцами, и ma неб’ обрущеился
шквал огня: -

чали — батарея была унячтожена вмес-
те с. прислугой.

С9 стороны казалось, что на батарею
противпика свой огонь направили не-
сколько наших миномётяых батарей. На

‘самом деле, из 82-миллиметрового мино-

мбта стрелял один младший сержант
Пбтр Антонов.
Антонов славится сволми огневыми

налбтами, В отличие от других миномёт-
чиков он при заряжении миномбта pa-
ботает двумя руками, Для этого он ста:
новитсея с левой стороны миломбта. По
правую руку от него стоит один боец,
по левую — другой. Во время стрельбы
они по очереди подают Антонову мины,
ий он их быстро, одну за другой, опус.

зыметиа при свете ракет, выпускаемых
$ самолёта. Поэтому надо заранее  сде-
лать отвод этой струи под воду.

После снятия катера с мели и отбукси-
ровки к месту базирования надо немед-

ленно приступить к ремонту его механиз-  .

MOB и корпуса. Подвижные ремонтные
команды холжны: будут произвести завар-
Ку всех пробоин как в корпусе, таки в
трубопроводах. Конечно, в работах лол.
жен участвовать весь личный состав
БЧ-\. Один из катеров в холе выполне-
ния бозвого задания получил поврежде-
вия. Все отсеки, за исключением машин-
ного, имели пробоины и были затоплены.
Благодаря тому, что машинная команда B
ходе боя сумела хорошо заделать пробой-
НЫ в машинном отсеке, катер удалось
отбуксировать на мелкое место, гло он
притонул и сел на грунт. Все пробонны
были заделаны водолазной партией и ка-
тер отбуксирован в базу. Через суткл on
снова вошёл в строй.

Особенно большую пользу дат ремонт-
ные бригалы при ликвидапия небольпих
повреждений катеров. кома имеется не-
большое количество пробоин. Сразу же по-
сле прихода катера из операции бригл-
ды осматривают его и приступают к лик-
вилапии повреждений. Это занимает. не-
много времени, и корабль, как правило,
на слелующую  почь снова выходит па
выполнению задания. В ремонтных брига-
лах необходимо иметь человека, хорошо
знающего двигатели, установленные Ha
катере, и имеющего практический опыт
эксплоатации и ремонта их.

Полезно иметь нз месте дислокации
катеров небольшие запасы  расходного
технического имущества: листовую оталь,
прокладочвый материал, болты разных
размеров. небольшие ножнипы для резки
металла и другое мелкое оборудованил.

При быстром отводе катеров © места
сварии и производстве оемонта достигает-
гя бесперебойная боевая работа катеров,
обеспечивающая выполнение боевых зада-
вий командования, Благодаря хорошо на-
лаженной службе пол’ма и ремонта кате-
ров, получивших боевые повреждения в
ходе` боёв за Сталинград, nama катера
лействовали в полном составе,

Инменер-капитан 2-го ранга
С. ионов.

Волжская военная флотилия,

3& три минуты по ‘врагу
  было выпущено сто мин, Немцы замол-

обстановку, мы решили, впервые в нае 7
практике, изготовить вдали от лип
фронта переносные рубленые каркасы луз:
тов. Детали этих каркасов  станлартых
размеров изготавливали так, ‘чтобы люба
деталь подходила к любому нами изготоз.
ленному дзоту. Затем каркасы разбиралис
и переносились к исходному пункту.

Вот каков этот дзот. Рубятся сруб:
Брёвна скрепляютсл между собой металал-
ческими скобами. Размеры амбразур зави:
сят от того, для каких пулемётов ony
предназначены. Ввиду того, что в наших
условиях. врыться в грунт нельзя и зат
находится на поверхности земли, он при.
способлен для стрельбы лёжа и с колёна,

В процессе‘ боя сапбры шли велел за
стрелками, Они’ несли на себе детали ‘дз
тов .и необходимый инструмент, продвига:
лись виерёд бросками, перебежкой, пногла
ползком, под сильным огнём ‘прогивняка,
Оргакизация подноски деталей дзотов была
поставлена таким образом: в начале Ha
бтупления подноской ‘материалов занимала
ся весь взвод; а после того, как он доста:
гал места установки огневой точки, `тух

за сборку дзота. Ве остальвые . доставхя:
ли+детали .и камень для обваловки; Такуй
точку в условиях Севера 20—30 сапёр
при наличии местного природного камня,

из натренированных бойцов принимались

‘находящегося в радиусе 50—60 метру ”

могут установить очень быстро.

Отбросив противника, стрелки подоле
жали вести ожесточённый бой, Гайлерн:
цы открыли сильный артиллерийский к.
миномётный огонь. Они девять раз контра
атаковали наше подразделение,  старалк
вернуть потерянные рубежи. Однако в
попытки противника были безуспешны,

}

так как саперы уже установили дзоты п

наши пулемётчики и стрелки были хоро
шо укрыты.

0 прочности и надежности этих пероносы
ных огневых точек можно судить хота бы
по следующим примерам. По одному BB
лзотов противник выпустил около 450
‚мин, но вреда ему и бойцам, находившихе
‘ся в иём, не причинил.

Боевая операция, о которой шла речь
закончилась полным ‘успехом нашего nol
разделения. Отвобвалные у врага позицик
прочно удерживаются военными моряками

Старший лейтенант Д. ДМИТРИЕВ,
Северный флот.

Вражеская ^
атака
отбита

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 erase,
(Cuen. корр. ТАСС); Этот рубеж би
занят ‘краснозрмейцамя после. ожестолел.
„ного боя: Немцы но раз-пыталиеь Be)
нуть утерянные позиции,

В последний. раз onm бросили в атэк]
около роты солдат. ‹ Перед атим вре
ская ‘артиллерия открыла сильный ого
по налиему переднему краю.

Враг рассчитывал, что еф зртилкя
рин ‘Удалось подавить Wan огне
средства. Но как только  гатаервщы
показались перед напеим передним краем,
бойцы подразделения ° Толмачёвь вот
тили—цх сильным  контрударом, Тражлы
пыталибь пемцы ‘прорваться к участку,
обороняемому бойцами под командованиех
младшего лейтенанта Соколова, но ках’
дый раз откатывались. назад.

Нз одном участке немцам удалось BOP
ваться в траншею. где ‘находились bol
пы пол командованием младшего лей.
нанта Тимофеева. Но это но внесло ся»
ления в ряды советских воинов. Он
встретили немцев гранатами и огнбм ав-
томатов. этой схватке отличились
красноармейцы Юдин, Лосев, миномбтчи-
ки Акиндин, Ерофеев, Митачев. Под уда:
рами наших бойцов упелевшие гитаеров-
цы поспешили оставить траншею.

д»

_ а  -- = — ъ&’ в 0 ъ- 4 2 <

Вражеская атака была отбита. бт №

ты фашистов остались ‘лишь немногие.
Ототупая, немцы бросили на поле бл
различное воевное имущество,

СКВОЗЬ СНЕЖНЫЙ
БУРАН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 локабри,
(Спец, корр. ТАСС). Целую нелелю’в г
Dax бушевал снежный буран. Лелявой ве
Тер ломал вековые лубы. Въыючные тропы
пекрыло глубоким снегом. › Нарупилась
телефонная связь. у

Младший лейтенант orton, сержант
Коновалов, ефрейтор Белый и краноз»
уееп Лымарь вызвались вобстановить  18°
лефониую линию. Четверо связистов Biss
лили себе на спину каждый по катушке
с проводом и гуськом двинулись 9808
перевал влоль русла горной речки.

тер яростно кидал им в ANNO FO.
чие льдинки. У них замерзали руки!
ноги, но связисты упорно шли 80806
пока не достигли южных ‘склонов перер
ла;

Связисты протянули новую телефонную
липию взамен  оборватлой п засыпавной
снегом. Шаг за шагом опи прошли десять
километров по хребту, гле особенно спа

но злобствовал ветер. Связь была вобСта
новлена,

——

НА ЛЫЖАХ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 10 лекабря.
(Спец, корр. ТАСС), Берега Дона в piil-
пе Воронежа покрыты снежной пеленой.

‚небольшой лощине выстроились Gollllll
командира Пузанова, Сегодня они coset
мают первый лыжный переход,

Группа лыжников-пулемётчиков 10
команде трогается в путь, Крутые толуы
сменяются глубокими оврагами п 2001-
вами. Бойцы уверенно преодолевают np
пятетвия и быстро продвигаются в Have
ченному пункту. Вот на их пути вот
тилось минное поле, Лыжники мастера

езвредили его и продолжали  лвяжелте
вперёх, 12-километровый переход 3180?
щён успешно,

орошая лыжная тренировка по\могает

cS