ae

пива пащьйвььс дент У Ni

пы рник нии Tel

\

Смерть немецким оккупантам!

УР

CHIE

POT

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСНОГО ФЛОТА

№ 291 (242)

TT eT

12 декабря 1942 г., суббота

с

Патриотизи колхозного  Лосква. ДК ВАТ (6) mosapuweyy СТАЛИНУ! Северо-зоподиее

крестьянства _

Недавно весь советский парод с чувством
гордости и благодарности узнал о замеча-
тельном почине тамбовеких колхозников и
голхозниц, за короткий ©рок собравших
40.000.000 рублей на строительство тан-
ховой колонны. Сегодня вся наша совет-
ская страна узнает о новом благородном
бло советской колхозной деревни. №олхоз-
никя и колхозницы Саратовской области,
роодушеваённые докладом и приказом
товарища Сталина, собрали из своих ©06-
режений 33.500.000 рублей. на строитель-
ство боевых самолётов в подарок Сталин-
традстому фронту.

Товарищ Сталин ответил саратовским
гояхозникам и колхозницам телеграммой
лю имя секретаря Саратовского обкома
ВЕПК(б) тов. Комарова:

«Передайте саратовским колхозникам и
колхозницам мой братский привет и благо-
дарность Красной Армии».

С отромным под’вмом идёт сбор средств
на строительство самолётов в Саратовской
области. Большинство колхозов хочет по-
строить каждый по самолёту. Колхозник
aprean «Волна» тов. Тарасов после корот-
кого сообщения на колхозном собрании ска-
зал:

«Я участник отечественной войны, сво-
ими глазами видел зверства фашистов над
пленными нрасноармейцами и мирными
советскими жителями. Я призываю всех
колхозников нашего района не жалеть ни-
чего для уничтожения немецких зверей. Я
выделяю из своих средств 4.000 рублей
на постройку боевых самолётов в подарок
сталинским соколам». >

Эти слова колхозника т. Тарасова ярко
выражают чувства советского крестьянства,
любовь народную к нашей Красной Армии.

Замечательный почин тамбовских и са-
ратовских колхозников является ярким до-
казательством безграничной преданности
колхозников  машей родине, партии
Денина — Сталина. Кфлхозный строй дал
крестьянам Советского Союза радостную,
обоспеченную, зажиточную жизнь, те-
иерь, в дни, когда над нашей страной на-

уже 1.200.000 рублей. Сегодня мы публи-
куем телеграмму товарищу Сталину пред-
седателя Акмолинского облсовета Осозвиа-
хима т. Хлебникова о том, что по инициати-
ве осоавиахимовиев-акмолинцев успенно
собрано 1.100.000 рублей на танковую
колонну «Акмолинский осоавиахимен». 0
сборе средств нё строительство танков с0-
общают из Горьковской, Новосибирской и
других областей, краев и республик.

Гитлеровские мерзавцы, напав внезапно
на нашу советскую землю, рассчитывали
изнутри подорвать советекий строй. Невы-
шло! Усиех массового сбора средств среди
колхозников нашей советекой страны еви-
детельствует о креппом моральном и поли-
тическом единстве лашего советского наро-
да. Каждый рубль, внесённый в фонд Врас-
ной Армии, говорит о величайшей поддерж-
ке всем советским народом своего советско-
го государства в дни суровых, тягча
испытаний.

Инициатива саратовских колхозников по
сбору средств на. строительство боевых са-
молётов для Красной Армии песомненно
получит такой же широкий отклик, как
и инициатива тамбовских колхозников.
Трудящиеся нашей страны знают, что каж-
дый новый самолёт, танк укрепляет мощь
нашей Красной Армии, приближает час
окончательного разгрома немецко-фашиет-
ских оккупантов. Советские люди не по-
стоят ни перед чем во имя дела победы,
во имя разгрома врага. Рабочие, колхозни-
ки, интеллигенция укрепляют мощь своего
государства, чтобы крепли удары нашей
Красной Армии по врагу, чтобы множи-
лась боевая слава советского оружия.

Наш советский тыл и фронт — единый
ббевой лагерь. Нреодолевая все трудности,
работают советские патриоты без-устали.
В организации самой разнообразной помо-
щи фронту видят советские люди свой
долг перед матерью-отчизной.

Много лет ‘назад нижегородский граж-
хании Кузьма Минин-Сухорук, в тяжелые
тоды для нашей родины об’являя сбор
средств Ha народное ополчение, сказал:
«Граждане нижегородские! He раз народ

ЦЕНА 15 КОП,

Е Я

Колхозники и колхозницы Саратовской области,
воодушевлённые Вашим, товарищ Сталин, историче-
ским докладом и приказом, собрали из своих сбере-
жений 33.500.000 рублей средств на строительство
боевых самолётов в подарок Сталинградскому фронту.

Сбор средств успешно продолжается, как яркое

Саратов. Секретарю обкома ВКП(б)
товарищу KOMAPOBY

Передайте саратовским колхозникам и колхознинам мой братский привет и благо-

дарность Красной Армии.

`
\

В течение ночи на 11 декабря в райо-
не Сталинграда и на Центральном фронте
пати войска продолжали вести наступа-
тельные бои на прежних направлениях,

+ + *

В заводеком районе Сталинграда наши
полразделения, действуя мелкими группа-
ми, уничтожали дзоты и подавляли огне-
вые точки противника. Разрушено до де-
сятка вражеских укреплений вместе с их

гарнизонами. На южной окраине города’

паши части, преодолевая упорное сопро-
тивление ‘противника, продвинулись вие-
ред. Истреблено до роты немецких солдат
и офицеров, уничтожено 4 орудия, 9 пу-
лембтов и миномёта.

eco Le

Северо-западнее Сталинграда наши ча-
сти вели наступательные бои и отбивали
контратаки противника. Подразделения под
командованием тов. Сафонова ворвались в

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Утреннее сообщение 11 декабря

Колхозники и колхозницы Саратовской области собрали
33.500.000 рублей на строительство боевых ‘самолетов в подарок
Сталинградскому фронту.

Братский привет и’благодарность колхозникам и колхозницам—

пламенным советским патриотам, всемерно помогающим фронту,
укрепляющим ‘мощь Красной Армии!

\

ЕЕ ТЫ

CSE

Сталинграда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 декабря.
(Спец, корр. ТАСС). Северо-западнее Сталин-
града противник неоднократно переходил в
ожесточённые контратаки. Немцы прилага-
ют огромные усилия, стремясь вернуть по-
терянные в последних боях позиции. Но
все их попытки, как и прежде, терпят неуда-
чу. Бойцы Красной Армии с неослабеваю-
щей энергией уничтожают живую силу и
технику противника. “

_ На одном из участков после ряда круп-
ных контратак гитлеровцы, измотанные
нашими подразделениями, выдохлись и пе-
решли к обороне. Однако наши бойцы, не
дав противнику передышки, решительным
ударом опрокинули его. Врат понёе боль-
шие потери: В этом бою подбито и сожже-
но несколько немецких танков.

В ряде мест наши войска вели разведку
боем. Одно стрелковое подразделение под
прикрытием артиллерийского огня преодо-
лело созданные немцами труднодоступные
пренятствия и атаковало позиции против-
ника. Серьёзную поддержку пехотинцам
оказали танкисты. Они подавили огонь вра-
жеских пулемётов и орудий. После этого
наши бойцы приблизились к немецким
траншеям и забросали их гранатами. В
бою истреблено до 100 гитлеровцев, унич-
тожено 6 пулемётов и одно орудие.

ФЖаркая схватка произошла на соседнем
участке, Под покровом ночи группа наших
бойцов пробралась к выгодной в тактиче-
ском отношении высотке, занимаемой нех-
цами. Эту задачу пехотинцы выполняли во
взаимодействии со специально приданными
орудиями и миномётами. Советские пе-
хотинцы ворвались в немецкие око-
пы и уничтожили 7 вражеских пулемёт-
ных гнёзд и несколько орудий. На поле боя
осталось до 170 трупов немецких солдат
и офицеров.

проявление безграничной преданности колхозников
Саратовской области нашей родине и помощи нашей
героической Красной Армии в борьбе с немецкими
захватчиками.
Секретарь Саратовского обкома ВКП(б)
КОМАРОВ.

И. Сталин.

<

лейтенант Беззубик обороняли одну вы-
соту. Рота пехоты противника ‘несколько
раз бросалась в атаку, но каждый раз от-
катывалась обратно. Семь  твардейцев
истребили до 80 гитлеровцев и отстояли
занятый рубеж.

x * #

На Центральном фронте паши войска
укрепляли занятые позиции и частью сил
вели наступательные” бои. В районе за-
паднве Ржева советские части разгромили
узел сопротивления гитлеровцев и уничто-

жили до двух рот немецкой пехоты. 3a- ae pi at: а
9 ы i астерски. друг дприятия.

У й орудий, 27 пулемётов, радио Охин тракторный завод за непродолжитель-
станция, 4 автомашины и другие трофеи.   нос время выпустил более 40.000 тракто-
В районе Великие Луки немцы трижды  ров». Авторы этого сообщения уподобились
атаковали позиции Н-ской части, Вее ата- лжецу из крыловской басни, который хва-
ки противника отбиты © большими для стал, что он в Риме видел огурец вели-
чиною © тору. Общеизвестно, что на тер-

него потерями. ритории, временно захваченной немецкими
войсками, находился лить один трактор-

своп дела за счёт промышленности в за-
хваченных немцами советских районах,
Охнако эти планы гитлеровцев лопнули,
как мыльный пузырь. Советские власти за-
благовременно эвакуировали оборудование
фабрик и заводов, шахт и рудников, а всё,
что пе могло быть вывезено, приведено в
полную. негодность. Таковы факты. Теперь
вдруг гитлеровская пропаганда стала хва-
литьея экономическими успехами, якобы
достигнутыми немцами в оккупированных
советских районах. Так, через литовские
радиостанции гитлеровцы передали, что «в
восточных областях восстановлены ремонт-

ОТКРЫТ СБОР СРЕДСТВ НА ТАНКОВУЮ
КОЛОННУ «ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛХОЗНИК»

ИРОСЛАВЛЬ, 11 декабря. (ТАСС). Па-
триотический почин тамбовоких колхозни-
ков и благодарность, которую выразил им
товарищ Сталин, вызвали горячий отклик
в колхозах области. На митинтах и собра-
ниях колхозники заявляют, что их святой

* *

Отряд украинских партизан за двадцать

ный завод. Речь идёт о Харьковском заво-

зиела трозная опасность, советское Kpe-
стьяпотво, воодущевлённое любовью к ро-
Jie, всеми силами стремится помочь со-
затскому правительству, Красной Армии
приолизить день окончательного’ разгрома

менял соху на меч, и сила его от того воз-
растала. Захотим помочь Московскому госу-

дарству — ничего нам не пожалеть, дво-

ры свои продавать, все отдать, & того ие \
хватит, заложим жен и Детей своих, но

немецкие окопы. В рукопашном бою наши
бойцы выбили немцев из занимаемых ими
тознинй. ‘В окопах и тратинеях осталось
много ‘убитых гитлеровцев. На другом
участке советские части отразили несколь-

долг — повседневно и во всё возрастающем
размере помогать Красной Армии в разгро-
ме подлого врага. ее

Вчера бостоялось ‘многолюдное ‘бобрание
членов сельхозартели «Восход», Телегин-

дней боевых действий истребил 970 вра-
жеских солдат и офицеров. Партизаны
уничтожили бо неменвих бронемашин, 17
трузовых автомашин, 22 пулемёта, взор-
вали 20 мостов и разгромили 2 железно-

де. Ещё задолго до захвата города немца-
ми всё оборудование завода было выве-

зено на восток. Много месяцев назад Харь-
ковский тракторный завод на новом ме-

чтобы ратным людям ни в чем нужды и
порухи не было бы... Лучше смерть, не-
жели иноземное иго».

И сейчас, как призыв нижегородского
гражданина Минина, звучит благородная
инициатива тамбовских и саратовских па-
триотов. Нали советский народ никогда ра-
бом не был и не будет. Он верит в свою
могучую силу, он верит в свою победу
над врагом,

Любит советский народ свою. Красную
Армию и Военно-Морской Флот. В их ору-
жие он вкладывает все свои силы и еред-
ства. И ответ военных моряков советскому
народу должен быть один: крепче бить
врага, полностью использовать боевую тех-
пику, которую даёт нам страна для со-
крушающих ударов по гитлеровским мер-
завцам.

титаеровских мерзавцев,

В дни, когда наша страна отмечала 25-
отив советской власти, в ответ.на доклад
и приказ вождя и полководца товарища
(талина родилась замечательная инициати-
Ra толхозного крестьянства. Колхозники я
колхозницы стремятся помочь Красной Ар-
мии всем, чем только можно. Так же как
ив городах, в колхозной деревне проходят
массовые сборы подарков для Красной Ар-
хии, Сейчас диироко подхвачен в нашей
стране замечательный почин тамбовцев.
Вчера колхозники и колхозницы Ленинско-
о района, Московской области, передали
Врасной Армии колонну танков. В райо-
нах Архантельской области с большим ус-
пехом проходит сбор средетв на строитель-
те авиаэскадрильи «Комсомолец Архан-
гольска». В фонд строительства поступило

Товарищу СТАЛИНУ

По инициативе осоавиахимовцев-акмолинцев успешно собрано
1.100,000 рублей на танковую колонну «Акмолинский Осоавиахимец».

Деньги находятся в Госбанке.

План подготовки резерва для Красной Армии качественно перевы-
полнен. ь

Заверяем Вас, что будем ещё болыше помогать фронту кадрами и
матернально.

ко контратак противника и уничтожили
1 -танков и свыше батальона немецкой
пехоты.

++ *.

Юго-западнее Сталинграда Н-ская часть
отразила контратаку немцев. Противник
отступил, оставив на поле боя 160 тру-
пов своих солдат и офицеров. На другом
участке шесть наших бойцов и гвардии

В течение 11 декабря наши войска
`^ районе Сталинграда и на Центральном
фронте продолжали вести наступательные
бой на прежних направлениях.

За 10 декабря в районе Сталинграда
уничтожено 60 транспортных самолётов
противника.

x ek +

10 хлекабря частями нашей авиации на
различных участках фронта уничтожено
или повреждено 10 немецких танков, до
200 автомашин с войсками и грузами,
подавлен огонь 7 артиллерийских батарей,
разбито два железнодорожных состава,
взорвано 2 склада боеприпасов и склад
горючего, рассеяно и частью уничтожено
хо двух батальонов пехоты противника.

* # *

Председатель Акмолинского облсовета Осоавиахима
ХЛЕБНИКОВ.

В заводском районе Сталинграда наши
части вели огневой бой и разрушали
дзоты и блиндажи противника. На южной
окраине города бойцы подразделения, где
хомандиром тов. Черненко, окружиля
6 вражеских дзотов и перебили находив-
шихся в них гитлеровцев, оказавигих
сопротивление. В течение дня на разных
участках подбито 2 немецких танка,
уничтожено 34 дзота и блиндажа и до

Вручение орденов и медалей СССР

Ордена и медали за образцовое выполне-
ние заданий правительства по производству
боепринасов были затем вручены бритадно-
му инженеру А. С. Александрову, инженер-

Председатель Ирезидиума Верховного
(вета СССР тов. М. И. Балинин вручил
вчера ордена и медали награждённым.

За образцовое выполнение боевых зада-

порожных станция. Партизаны захватили
орудие, миномёт, 3 автомашины, 2 радио-

продуктов, натрабленных немцами у насе-
ления. Большая часть отбитого у немцев
продовольствия фроздана населению.

# + +.

Известно, что экономика фапгистской

Германии напряжена до предела. Немец- СЯ, Что на этих мифических тракторах ни

кое командование расечитывало поправить

Вечернее сообщение 11 декабря

противника. В районе Ржева часть под
командованием тов. Саломатина отбила не-
сколько контратак немецкой пехоты. Из-
мотав противника, наши бойцы атаковали
врага п заняли ряд его опорных пунктов.
В этом бою немцы потеряли убитыми не-
сколько сот солдат и офицеров. Уничтожен
21 танк противника.

В районе Великие Луки подразделения
чаети, где командиром тов. Маслов, в ре-
зультате ожесточённого боя заняли высоту,
имеющую важное тактическое значение.
Многократные контратаки немцев успеха
не имели и кончились тем, что противник
понёс большие потери в людях и технике.

* *

На Ленииградском фронте наши подраз-
деления за три’ дня уничтожили до 500
вражеских солдат и офицеров. Огнём артил-
лерии разрушено 24 дзота и блинлажа,
уничтожено 2 орудия, 8 пулемётов и склад
боеприпасов противника. .

ЕЕ

Партизаны отряда, действующего на Се-
верном Кавказе, в бою с противником
истребили 70 немецких ‘солдат и 6 офице-
ров. Уничтожены легковая и 2 грузовых
автомашины, 3 мотоцикла, разрушена те-

“
 Брасной Армии. Отсюда совершенно ясно,
станции, 20.000 патронов, много зерна И что гитлеровцы не могли восстановить и

ского сельсовета, Ярославского района. В
течение ‘часа участники собрания’ внесли
наличными 50 тысяч рублей на постройку
танковой колонны «Ярославский колхоз-
ник». Они приняли обращение ко всем кол-
хозникам и колхозницам области, в кото-
ром говорится:

—- Пусть славные советские танкисты с
гордостью поведут в бой мошные танки,
построенные Wa наши трудовые деньги.
Пусть обрушат на головы ненавистных фа-
пгистов десятки и сотни тысяч снарядов из
`орудий грозных боевых машин танковой ко-
лонны «Ярославский колхозник».

(бор средств на танковую колонну
«Ярославский колхозник» начался в кол-
хозах Некрасовского, Ростовокого, Тутаев-
ского и других районов Ярославской обла-
сти.

сте начал выпускать продукцию AAT

не восстановили тракторного завода. По-
этому 40.000 якобы выпущенных трак-
торов существуют лишь в больном во0б-
ражении гитлеровцев. Само собою разумеет-

возить, ни пахать нельзя.

тяжении 8 километров. Партизаны другого
отряда взорвали железнодорожный эшелон
противника в составе 50 вагонов и 2 плат-
форм. .

+

Жители освобождённого от немецких
оккупантов села Латошанка Сталинтрад-
спой области составили акт о преступле-
ниях гитлеровских мерзавцев. В акте гово-
ритея:; «Немцы ограбили жителей села до
нитки, отобрали у нас всё продовольствие,
одежду, в том числе валенки, полушубки и
другие вещи. Немецкие солдаты и офицеры
взрывались в дома, брали всё, что им попа-
далось на глаза. Гитлеровцы насильно уг-
нали в тыл 95 жителей Латошанки, в том
числе Татьяну Помпаненкову и её семе-
рых детей. Двух девушек фапгиетекие из-
верги увезли в офицерский публичный дом».
Акт подписали: Юкатерина Мамонтова, Таи-
сня Трегубова, Евдокия Хохтенко, Тамара
Уланова и Анастасия Макарова.

* RK *

Греческие партизаны взорвали мост Ha
участке железной дороги Салоники-—Афя-
ны. По этому пути ежедневно проходило
несколько итало-немецких воинских эше-

‘лонов: Сейчас всякое движение поездов па

НАЧАТ СБОР СРЕДСТВ НА ПОСТРОЙКУ
ЭСКАДРИЛЬИ БОЕВЫХ САМОЛЁТОВ
`ИМЕНИ В. ЧНАЛОВА

ГОРЬКИЙ, 11 декабря. (ТАСС). Патрио-
тическая инициатива тамбовских колхозни-
ков нашла горячий отклик среди колхозни-
ков Горьковской области. На собрании чле-
нов сельскохозяйственной артели «Согла-
спе», Чкаловского района, решено начать
сбор средств на строительство эскадрильи
боевых самолётов имени Валерия Чкалова.

Призыв чкаловцев быстро облетел кол-
хозы области. В сельскохозяйственной ар-
тели «Красногвардеец», Арзамасского райо-
на, колхозники внесли в фонд постройки
эскадрильи 50 тысяч рублей. Председатель
этого колхоза т. Лучинин внёс. наличными
10 тысяч рублей.

Сотпи тысяч рублей вносят на построй-
ку эскадрильи колхозники Павловского,
Кстовского,  Богородского,  Сембновекого,
Борского, Линдовского и многих других

ний командования на фронте борьбы с ие-
Мецкими захватчиками и проявленные пря
этом доблесть и мужество ордена и медали
получает группа бойцов, командиров И
политработников Красной Армии.

В числе награждённых старший сержант
Я. Е. Горошко, гвардии лейтенант Н. И.
Чузин, капитан Д. И. Малахов, гвардии
майор М. Я. Бойченко, получающий одно-
временно орден Красного Знамени и орден
Ерасной Звезды, гвардии батальонный ко-
wiccap C. М. Мызин, подполковник А. Д.
Державин. От имени награждённых BbI-
ступил подполковник А. В. Сакин.

Награды за выдающиеся заслуги в деле
боевой подготовки частей, подготовки кад-
ров лётно-технического состава и обеспече-
Une Действующей армии авиационным BO-
оружениех и боеприпасами, а также за доб-
лесть и мужество в борьбе < немецкими фа-
Шистами вручаютеи генерал-майору инжеё-
нерно-авиационной службы Я. Л. Бибикову,
генерал-майору авиации А. 3. Каравацкому,
ипженер-полковнику В. Ф. Соколову и AD-

Орден Трудового Красного Знамени полу-
чает через представителей завод «Борец»
Наркомнефти, награждённый за образцовое
выполнение заданий правительства по про-
изводству боеприпасов.

Орден Красной Звезды вручается предета-
вителям Научно-исследовательского инсти-
туа № 3, награждённого за успешную
работу в области конструирования новых
видов боеприпасов.

полковнику Н. Н. Кузнецову, директору
завода «Борец» С. М. Ротенштейну, токарю
опытного производетва А. М. Тишечкину,
тлавному конструктору НИИ-3 Tepow Co-
циалистического Труда А. Г. Костикову
It Ap.

За выдающиеся заслуги в области орга-
низации охраны материнства и младенче-
ства и большую работу по снижению дет-
ской заболеваемости орден Ленина получает
заслуженный деятель науки
Г. Н, Сперанский.

Орден Трудового Красного Знамени за
многолетнюю плодотворную работу в обла-
сти архитектуры и подготовки кадров архи-
текторов вручается заслуженному деятелю
науки и искусств академику архитектуры
И. В. Жолтовекому, награжденному в связи
с 75-летием со дня рождения.

За разработку и организацию производ-
ства нового медицинского препарата, на-
шедшего широкое применение в практике
военных и гражданских лечебных учрежде-
ний, орден Трудового Красного Знамени был
вручён доктору биологических наук профес-
сору Б. А. Кудряшову.

Ордена и медали за отличное выполнение
правительственных задании и заданий
военного командования были вручены так-
же ряду работников военных и граждан-
ских организации,

Тов. М. И. Калинин сердечно поздравил
Нолучивших награды товарищей и пожелал
им дальнейших успехов в их работе.

профессор

400 солдат и офицеров противника.
* * &

Северо-западнее Сталинграда, на левом
берегу реки Дон, наши части отражали
контратаки противника и вели разведку
его позиций. Бойцы под командованием
тов. Чистякова отбили пять вражеских
контратак и отбросили немцев на исход-
пые рубежи. Противник потерял в этом
бою до двух рот пехоты и оставил на
поле боя 3 подбитых и % сожженных
танка. На другом участке гитлеровцы ата-
ковали наши позиции при поддержке
7 танков и 10 бронемашин. Огиём нашей
артиллерии уничтожены бронемалтина и Bee
1 наступавших немецких танков.

ke

Юго-западнее Сталинграда nam войска
частью сил вели активные боевые дейст-
вия, а на других участках отражали вы-
лазки разведывательных ‘отрядов противни-
ка. Артиллеристы Н-ской части подавили
огонь нескольких артиллерийских батарей,
рассеяли и частью уничтожили скопление
пехоты противника. Бойцы одной нашей
стрелковой части ворвались в раеположо-
ние немцев и в ожесточённой схватке
истребили 180 вражеских солдат и офице-
ров. Захвачены 2 орудия, 9 пулемётов,
7 миномётов, 13 автомашин и склад бое-
припасов.

** * *

Ha Центральном фронте наши войска
закреплялись на достигнутых рубежах п
частью сил вели бои с пехотой и танками

лефонно-телеграфная линия связи на про-‘этом участке прекращено. районов области.

Краснознамённый Балтийский флот. Тяжёлое ‘орудие энской передвижной батареи ведёт огонь.

Фото Н. Янова.