р t

Радиосвязь корректировочных
постов ‘

‚ Связь ворректировочного поста с кораб-
лём или батареей осуществляется в боль-
шинстве случаев портативными, легко по-
движными радиостанциями с сравнительно
малыми мощностями, позволяющими пере-
крывать строго определённые расстояния.
Работа на таких рациях представляет опре-
делённые трудности, требует от радиста на-
тренированности и практического опыта.
Главная задача связистов корректиро-
вочного поста — установить и непрерывно
поддерживать связь с главной радиостан-
цией, дающей на ‘корабль или батарею
данные для стрельбы. Быстрое установле-
ние связи и непрерывная поддержка еб’ за-
висят прежде всего от умелого выбора ме-
CT& для расположения десантной рации. За-
частую артиллерист-корректировщик при
выборе места на передовой линии уделяет
главное внимание удобству наблюдения за
передвижением противника и разрывом
своих снарядов и придаёт меньшее значе-
ние правильному и выгодному расположе-
нию радиостанции. В каждом случае ра-
дист обязан представить командиру свои
соображения и вместе с ним выбрать ме-
сто, удовлетворяющее всем требованиям.

Нежелательно располагать рацию в низ-
менных местах и лощинах, в кустах, зары-
вать е6 глубоко в землю. Это значительно
понижает дальность еб действия. Некото-
рые радисты, стремясь увеличить дальность
действия связи за счёт поднятия антенны
натягивают её между деревьями. Это не
всегда целесообразно. Они забывают, что в
некоторых случаях деревья создают силь-
ный экран. Опыт показал, что при антен-
не, натянутой ниже, но в чистом поле,
получается лучшая связь, чем при антен-
не, поднятой между деревьями. Надо ста-
раться, чтобы между постом и кораблём не
было экрана (высоких гор, леса и т. п.).

’Нельзя устанавливать рацию непосред-
ственно на земле, особенно сырой. Еели
радиостанцию, даже самым тщательным
образом подготовленную к работе, поста-
вить на землю, то аппаратура отсыреет,
радиостанция будет работать хуже, а ино-
тда и совсем выйдет из строя. Лучите всего
ставить станцию на доски, сено или дру-
гую сухую HOACTHARY, а если этого нет,
подстелить что-либо из обмундирования,

Удалять радиостанцию от артиллериста-
корректировщика на большое расстояние и
применять при этом телефонную связь не
желательно. Это значительно замедляет
связь, уменьшает точность и гибкость ра-
боты поста. Дополнительная аппаратура,
дополнительные люди, обслуживающие сб,
усложняют деятельность поста.

При каждом новом выходе в боевую опе-
рацию необходимо иметь свежее питание,
Запасные комплекты анодных батарей
нужно заранее соответственно соединить и
хорошо изолировать концы. На передовой
линии с этим возиться пекогда, да и вы*
полнить эту работу так же тщательно, как
в спокойных условиях, невозможно. Для
предохранения от механических поврежде-
ний соединённые“ группы бзтарей лучше
всего заворачивать в жёсткий картон и
для удобства переноски хорошо зашкерто-
вывать. (собую заботу и осторожность
лужно проявлять к накальным аккумуля-
торам, следя за тем. чтобы их не перелить
и не замкнуть накоротко. Нехоторые ради-
сты в случае падения напряжения ламп на
аноде добавляют последовательно одну ба-
тарею и, таким образом, доводят напряже-
ние до нормального. Подобная практика се.
бя не оправдала, ибо новая батарея в такоу
случае быстро «садится».

В зимних условиях анодные батареи,
_ когда они работают, надо утеплять всеми

Сметливый боец

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 11 декабря.  убитых немца, третий держал мину в ру-
(Спец. хорр. ТАСС). Немцы обетреливали ках, собираясь опустить её в ствол мино-
из миномёта наш передний край. Мины   мёта. р

рвались у самого бруствера траншеи.

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

доступными средствами, как-то: помещать
в чехлы, обвертывать. бумагой и т. п. Эти
мероприятия позволят даже на морозе по-
лучить от батарей нормальное напряжение.

В случае, если мощность десантной ра-
ции недостаточна хля того, чтобы пере-
крыть расстояние, или в силу других при-
чин плохой слышимости, полезно практи-
ковать подачу на анод повышенного на
15—20 процентов напряжения. Это ни-
чуть не отражается на износе матерналь-
ной части и намного увеличивает даль-
ность действия передатчика.

Значительно повышается дальность дей-
ствия передатчика, если правильно напра-
вить луч диноля и особенно, если принод-
HAT один из лучей. повыше, Практика по-
казала, что луч антенны диполя нужно
всегда располагать точно, в направлении
‘корреспондента. Это мероприятие намного
увеличивает устойчивость связи,

Работа микрофоном на маломощных, но-
симых рациях и предельных для пих рас-
стояниях практически себя не оправды-
вает. В несколько раз дальше, увереннее и,
главное, безошибочнее получается связь
при работе обоих корреспондентов ключом.
Но в случае, когда дальность небольшая,
целесообразно пользоваться и микрофонной
передачей. При этом связь будет осуществ- i
ляться быстрее. Записывать сигналы, ко- _ ВРАСНОЗНАМЁННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
торые нужно передать, особенно в ночное! ФЛОТ, 11 декабря. (По телеграфу). Немец-
время, не всегда возможно и удобно. Поэ-  кие батареи обстреливали передний
тому радист-десантник должен быть хорошо! край нашей обороны. Артиллерийские под-
натренирован в передаче на ключе по па-  разделения, которыми командуют капитан
мяти. To же относится и к приему. Свя- Глухарев н старший лейтенант Разумов-
зист обязан уметь читать. на слух радио- ский, открыли ответный огонь. Меткими
грамму без записи. залпами наших артиллеристов три батареи

В достижении верной связи большую   Врага были подавлены. Тогда, немцы под-
роль играет выбор волны. Выбрать совер-  В6зля другие орудия. Их тоже подавили
шенно чистый промежуток диапазона не Наши‘артиллеристы.

всегда ‘удается. В таком случае нужна В этот день балтийцы совершили также
предварительная договоренность МЕЖДУ! сгневые налёты на занятую вратом желез-
вахтенными радистами. Часто Настройка! тоторожную станцию и фашистскую авто-
иаломощного передатчика попадает в 10-  „олонну. }
осу одной или нескольких мощных по-

сторонних радиостанций. Радист-десантник  К станции Н. подходил эшелон с гитле-
это явление не всегда заметит, ибо на-  ровцами. Подразделению капитана Марчу-
стройку своего передатчика он обычно не
слышит. В большинстве случаев от таких
помех можно избавиться  передвиганием
вправо или влево верньера настройки пере-
датчика. Изменение настройки на 1—2 де-
сятых градуса дает иногда превосходные
результаты. Команду об отстройке от ме-
шающих станций` обязан подать радист с

мённой подводной лодки «Щ.-406».

=

Огневые

разведчик «Фокке-Вульф» почти are
HO появлятся над. налинм тозуоотровом, Зе-
корабля (батареи), несущий вахту на СТа-  нитчики-североморцы, сбившие уже десят-

ционарной установке большой мощности.   вражеских самолётов, никак пе могли

Краскознамёниый Балтийский флот, Краснофлотец Андреев у флага Краснозна-

Фото А. Бродекото.

налеты

артиллеристов-балтийцев о

кова приказали открыть огонь, Снаряды
ложились точно по цели,

Наш наблюдательный пост обнаружил
на одной из дорог движение немецкой ав-
токолонны. В стороне от дороги шла вра-
жеская пехота, Эти данные поступили Е
вомандиру артиллерийского подразделения.

Нервым открыл огонь орудийный расчёт
старшины 2-й статьи Новикова. Залпы
следовали один за другим. Тем временем
немецкие машины ускорили ход. Красно-
флотец-наводчик Минкарев внес поправки,
переданные корректировщиком лейтенан-
том Старковым. Огонь балтийцев был точ-
ным. Артиллеристы рассеяли колонну авто-
машин, несколько автомобилей было раз-
бито. Перенеся затём отонь из пехоту, бал-
тийцы уничтожили немало гитлеровцев.

Бесславный конец, немецкого разведчика

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 11 декабря. (По теле- при себе оружно? — cmpocmm обер-лейто-
графу от наш. корр.). Немецкий саколёт- нзнта. :

Он нехотя привналея;

У меня нехватило мужества убить

себя шли противиться ващеях матросам.
Более deasaed  пилют с

ee

открывать отдельную приёмную вахту, ибо  чись, обходил апасные места, особенно 36-

разговорчивым
Нужно принять, как правило, что с каж-   сбить эту машиву. «Фокке-Вутьф», на ко-  <«Фонке-Вутьфа» обер-фельхфебель. Он под-
дым корректировочным постом необходимо  тором летали ‹ассы», осторожно, краду- робно рассказал о своём последнем полёте.
— Мы вылетели на разведку побережья.
уследить на одном прибмнике за работой нитные точки, а при появления наших са-  Внезапно перах нами появились трл со-
нескольких маломощных корреспондентов   молётов удирал па свой аародром. Иногда  ветавих истребителя. Один из них ловко

практически невозможно.

немецкий разведчик, обнатлев, набрасы-  развернулся и пошёх

в атаку. Я по-

Радистам-десантникам следует помнить:  вамоя на деревянные боты и оботрелевая вёл’ машину на снижение, хотал призжсаться

если один раз связь установил, никогда He} EX.

сбивай без надобности настройку своего пе-  Ho вот разбою фашистских лётчиков
редатчика от начала операции до её под- пришех вконец. «Фокко-Вульф» быт подбит:
ного окончания. Это поможет радистам на ером в землянке  проясхаих
корабле лучше следить за работой десант-  пленных. Командир  экипажа-разведчика
ной рации и даст им возможность лучше   обер-лейтенант был представлен, так ска-
подстраиваться.

‚ Быстрота прохождения сигналов во мно-
TOM зависит от натренированноети ради-
стов. Не говоря о том, что на связь с по-
стами нужно посылать лучших фадиетов,
отлично принимающих радиограммы и ра-
ботающих на ключе, надо, чтобы радисты
понимали друг друга с полуслова. Это до-
стигается только систематической тренин-
ровкой.

замодовольнов, наглое лицо гитлеровиа, А
Ha стуле сидел сам лётчик, понурый, жал-

Гитлер наградит свозго выкормьниа двумя
железными крестами и приказал ему уби-
вать русеких женщин и детей, 1

Гвардии старшина 1-й статьи
П. БОВТ,
Черноморский флот.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ,
(Спец. корр. ТАСО). В полночь, когда буше-
вал сильный снежный буран, группа лыж-
ников под командованием капитана Весе-
лова совершила вылазку в расположение
противника. Лыжникни пересекли линию
Иванов бросился на гитдеровца, сбил его  фронта и вышли на вершину высоты, Вие-

Красноармеец Иванов решил уничтожить! с ног и обезоружил. Затем он приказал реди, у её подножья, раскинулась неболь-
вражескую огневую точку. Выбравшись из  пленному ползти в сторону напгих позиций шая деревушка, в которой остановилась

траншеи, он пополз вперёд и под ожесто-

чённым огнём немцев скрытно подобралея  привёл в свою часть пленного вместе с
в вражескому миномёту. Здесь лежали два трофейным миномётом.

В тёмнолиловых сумерках полярной но-
чи сторожевой корабль покинул базу. Он
отдал швартовы так быстро’ и бесшумно,
что никто, кроме вахтенного рейдового
поста, не заметил, когда он вышел из
бухты. Корабль полным ходом шёл в от-
крытов море. Он был не один в этом 6бу-
шующем пространстве, наполненном гу-
лом надвигающегося шторма. Сигнальщик
Корнеев, протирая глаза, слезившиеся от
ледонящего ветра и солёной воды, заме-
тил транспортное судно. На сторожевике
замигали опознательные сигналь, С транс-
порта ответили,

—- Наш! — сказал Корнеев.

Вахтенный командир повернул ручку
машинного телеграфа, и корабль ещё бы-
стреё помчался навстречу” судну. Он не-
сколько раз ‘обошёл транспорт’ кругом, -а
затем, описывая зигзаги, пошёл впереди.

Конвоирование началось.  Вахтенный
‘командир старший лейтенант Рабюк про-
верил вс посты наблюдения и убедился,
что ни один сектор не оставался без ие-
прерывного просмотра.

Рабюк посмотрел на море. Волны в68  воспользоваться этим, подобраться к ко-

ветер свирепел с каждой

усиливались,
Большому,

минутой. Разыгралея шторм.

тяжело пагружённому транспорту с ВЫ60- тельно смотреть за разрывами облаков.

ким фальшбортом он был me страшен, но
сторожевому кораблю пришлось тяжело,
Огромные волны обрушивались на полубак

Конвоир

(От специального корреспондента «Красного Флота»)

и тащить на себе миномбт. Сметливый вонн  немецкая резервная рота.
Бойцы рассыпались по склону и вихрем
спустились вниз. Отделения под командо-

Над морем —— короткий полярный день.
Шторм затих, но пе успели краснофлотцы
протереть орудия после отражения воздуш-
ной атаки, как раздался голос‘ вахтенно-
го сигнальщика;:

— Перископ справа... :

Победу решали секупды, Старший лей-
Tenant Рабюк увидел выбунувшийся на
поверхность цериской подводной лодки. В
какие-то мгновения он рассчитал и огонь
артиллерии и атаку глубинными бомбами.

Встречная волна прошлась По всей па-
лубе и чуть не смыла минёров, готовив-
ших на корме глубинные бомбъ, Корабль
стремительно пошёл в атаку. Посмотрев
нё секундомер, Рабюк отдал приказ бом-
бить. Глубинные бомбы тлухо рвались в
воде. Сигнальцики, мельком взглянув на
выбросы пены, зорко смотрели за морем
и воздухом. Оторожевик, пробомбив, пошёл
дальше. Тралепорт был спаси.

Через несколько часов комендор стар-
шина 1-й статьи Влялько заметал прямо
по носу то появляющийся, то исчезающий
среди волн чёрный map.

— Мина!

что их нельзя было охватить руками. А
шторм не утихал, и людей попрежнему
окатывало водой. Полушубки преврати-
лись в ледяные латы. но люди работали,
пе зная ‘усталости, Строжевик попрежне-
му ходил вокруг транспорта, и сигналь-
щики, похожие на ледяные фигуры, не
спускали глаз с моря и воздуха.

Когда на немного стихший океан спу-
стилея белёсый рассвет, высоко над го-
ризонтом пролетел самолёт. Он был еле
виден -—— чбрная точка на фоне тёмных
пависших облаков. Но сигнальщик Раду-
гин заметил его; он прильнул к бинок-
лю и, не отрывая глаз, крикнул:

— Немецкий разведчик!

Теперь следовало ждать
бомбарлировщиков.

— Усилить наблюдение, -— передавалось
п6 постам приказание вахтенного коман-
дира. На фалах сторожевика взвились сигна-
Корабль был настороже. Старший лей- лы. Транспорт замедлил ход, & Ваялько
тенант Рабюк взглянул на небо н нахму- открыл по мине огонь. Несколько выстре-
рилсл —— по нему плыли рваные облака.  лов, и сильный ‘взрыв потряс море. Сто-
Они тянулись с берега. Вахтенный коман- Рожевик вышел впередл, Это была одиноч-
дир предвидел, что немцы постараются ная плавающая мина противника.

Около входа в порт немцы снова попы-
раблю нах облаками и внезапно атаковать тались атаковать. Три бомбардировщика с
ого из «окна». Зенитчики стали внима- рёвом устремились на трапепорт и сторо-
яжевик. Командир корабля капитан 3-го

Предвидение вахтенного комапдира ол- ранга Жуков видол, как от самолёта от-
раздалось; вскоре послышался тул мото-  делились четыре бомбы, слышал их нара-
ров. Из продолтоватого разрыва облаков стающий вой и в какие-то доли секунды

‘фацтистских

и понящимся, ревущим потоком бежали вынырвули три самолёта и стали захо-  рассчитал, куда они должны упасть.

по верхней палубе. Корабль так бросало
и кренило с борта на борт, что люди,
стоящие на верхней палубе, привязыва-
лись концами к поручням. Оголялись вин-

ты, корпус корабля тажело взхрагивал ог пытался немпого снизиться, но пулемёт- транспорт

ударов масс воды. \

Началось обледенение. Люди начали 60-
роться со льдом. Они прежде всего ото-
тревали пушки, пулемёты, Враг мог по-
явиться в любую минуту. Лёд был везде:
он ‘превратил в броню обвесы ходового
мостика, толотым слоем лежал па верхней
язх$ 0. Штормовые лесра так

обмёрзли, порта.

дить в атаку на транспорт. Но пе успели  —= Дево руля! — спокойно сказал он
бомбардировщики развернуться, как кора- рулевому. Старшина 1-Й статьи Флегонтов
бельная артиллерия уже открьма по ним   переложил руль. Бомбардировщики захо-
урагапный огонь. Один из самолётов по- дили в пикирование одновременно и па
. и на сторожевик. Яростно
чики Мартынов и Киселенко встретили  стреляя по самолёту, пикирующему na
его длинной очередью. Бомбархировщик   транспорт, сторожевик отвёрнуд влево.

густо задымил и, резко теряя высоту,   Четыре бомбы разорвались в пескольких
скрылся за скалами, истрах от борта, и корабль, как после
Конвоирование продолжалось.  Обледе-  страшного смёрча, обдало водой, Напоров-

невший сторожевик попрежнему кружиз- шись на меткий зенитный огонь, бомбар-
сл около большого, неповоротливого транс-  лировщики отвернули и скрылись в 0б-
лаках.

-

кий, © бледным и терокошенным  лищем. р

11 декабря.

ближе к земте и ‘удрать. Советоний лётчик
хорашо оманеврировал и атаковат нас сбо-
ку, Затем перед моими глазами мехьюнути

допрос   огненные трассы, и наш камюлёт упал =з

снег,
б ъ Крутил забинтованной

Обер-фельдфебел
зать, в ивух окземплярах. На столе лежал толовой, закатывал глаза, вертел ладонью у
его документ —с фотокарточки смотретосвоето лица, пытаясь

азить головокру-
жительную посадку на советский потуост-
Третьего члена экипаж» немецкого фаз-
ведчика идатросить не пришлось: стрелок-
рацист разбился наемерть после того, как
наш алётчик-потребитель лейтенант Pacco-
хин всадил в «Фокке-Вульф» несколько

— Почему же вы щатись в плал, имея пулемётных очередей.

БОЕВАЯ ВЫЛАЗКА ЛЫЖНИКОВ

ванисм сержантов Асторова и Кухаревекого
через несколько минут оказались около
углового дома, где находился штаб роты.

На другом конце деревни фашистов. ата-
ковали лыжники под командованием млад-
шего лейтенанта. Виниченко,

Фашистский гарнизон был истреблён,
Бойцы взорвали повозки с боеприпасами,
захватили четырёх пленных и на обратном
пути перебили расчёт пемецкой миномётной

Транспорт пришёл в порт невредимым.
Старый английский капитап, придя в
штаб, выразил благодарность экипажу ко-
рабля за блительное конвонрование.
Слойкость и умение русских моря-
ков в борьбе со штормом и при отраже-
BUM неприятельских атак достойны самой
высокой оцепки,— сказал он,

А вечером сторожевой корабль бесшум-
по и незаметно вновь ушёл в море.

Корабль, которым командует капитан
3-го ранга Жуков. отконвонровал. за вре-
мя войны более 100 транспортов, и враг
нв сумел ни одному из них нанести хоть
малейшее повреждение. Немцы ставили на
пути стороженика мины. Они бросали про-
THB него десятки пикирующих бомбарди-
ровщиков, ero  подстерегали ‚ подводные
лодки, и всё же корабль благополучно до-
водил до порта все транспорты. Гаавная
причина столь успешного копвоирования—
умение командира воспитать у личного
состава чувство величайшей ответствен-
пости за сохранность конвоируемых транс-
портов. Краснофлотцы и командиры ечи-
тают делом своей чести благополучно до-
вести судно до порта. Отсюда — бдитель-
пость паблюдалелей, высокая организация
корабельной службы,

Конвоирование — это высшая степень
боевой насторожённости, готовность в лю-
бую минуту отразить внезапную ataKy
врага: Оно пред’являет большие требова-
ния к вахтенным командирам, которые
должны умёть правильно организовать иа-
блюдение во всех секторах, проявить при
внезапной атаке врага боевую инициати-
ву. Эти качества и воспитывает командир
корабля У своих подчинённых. Вопросы
конвоирования он часто разбирает на
командирской учёбе, В последнее ‘время
были проведены запятия по отражепию
атак подводных лодок и авиации против-
ника.

Некоторые комапдиры опибочно пола-
гают, что конвойрование—задача настоль-
ко простая, что неё требует особой подго-
товки. Нет необходимости доказывать вою
вздорность этого мнения. Коивоирование
имеет свой законы, правила и особенности,
которые непрерывно обогащаются новым
OTLEITOM, добытых как нами, так и наши-
мн союзниками. Поэтому капитан 3-го

——

Некоторые изме
неменкой

3a последний период на рлде участков
наших морских театров отмечены сущест-
венные изменения в использовании нем-
цами своей авиации ‘и тактических приё-
мов фашистских лётчиков.

Возросшее противодействие нашей ист-
ребительной авиации и зенитной артилле-
рии при отражении хневных налётов вра-
жеских бомбардировщиков вынудило фа-
шистскую авиацию производить бомбарди-
ровочные действия по. стационарным 00’-
ектам на побережье главным образом в
тёмное время суток. До этого отмечались
лишь единичные ночные полёты,

Противник совершает ночные бомбархи-
ровочные полёты эшелонированно, © не-
равномерными интервалами в пределах от
0 минут до 2—3 часов. Число. самолётов
в эшелонах также различно, но, как пра-
вило, не превышает 4—7 машин типа
«Ю-88». Для рассредоточения огня нашей
зенитной артилдерии самолёты стремятся
выходить на цель с различных направле-
ний эшелонированно по высоте в пределах
2.000—4.000 метров. Бомбометание они
производят одиночно и группами в 2—3 са-
молёта с интервалами между отдельными
заходами в 4—7 минут. Бомбы сбрасыва-
ются серийно по 3—4 в серии.

. Первые группы немецких самолётов
сбрасывают преимущественно зажигатель-
ные бомбы, чтобы вызвать очаги пожара
fl этим дать возможность последующим
труппам, прицельно бомбить.

Следует отметить, что немцы тщательно
TOTOBATCA к ночным  бомбардировочным
действиям, особенно на тех театрах, для
которых характерна неустойчивость лётной
погоды. Например, в последних числах ок-
тября противник, готовясь к ночным на-
лбтам, вёл в течение нескольких хней в
сравнительно небольшом районе тщатель-
ную разведку погоды и уточнял об’екты
цели, иногда затрачивая для этого до 10—
12 самолётовылетов. В один из дней толь-
ко © 19 до 22 часов было зафиксировано
12, самолётовылетов «Юнкерсов-88» с этой
же целью.

Сзмолёты-разведчики пытались вызвать
на себя огонь нашей зенитной‘ артиллерии,
чтобы вскрыть - систему расположения
средств ПВО. Для этого они сбрасывали по
2—3 зажигательных или мелких фугас-
ных бомбы. В эту ночь сложная метеоро-
логическая обстановка не позволила про-
тивнику попытаться нанести бомбардиро-
вочный удар. Во второй половине ночи ‘нем-
цы возобновили одиночные. разведыватель-
ные полбты в данном районе. С 2 xo 12
часов было отмечено 5 самолётовылетов.
Если ночью разведку вели самолёты «Ю-
88», то в светлое время, при наличии низ-
кой облачности, разведка погоды велась
истребителями типа «Ме-109».

В предвечерний период этого же дня
немцы попытались осуществить бомбархи-
ровочный налёт. Зная, что военные об’ек-
ты в данном районе прикрываются нашими
истребителями, группа в составе 4 «Ю-88»
сопровождалась четырьмя «Ме-109». Кро-
ме того, была выслана отсекающая группа
в составе 5 «Ме-109». Встретив напгих ис-
требителей, вражеские самолёты вынужде-
пы были уйти, не сбросив бомбы.

Следующей ночью в том же районе бы-
ло снова. отмечено до 30 самолбтовылетов
«Ю-88», которые поодиночно и группами
бесприцельно сбрасывали одиночные бом-
бы, не причинив ущерба военным об’ек-
там.

Налёты на напеи аэродромы в светлое
время суток немцы стали производить пре-
имущественно самолётами типа «Ме-110»,
Это особенно характерно для Северного тё-
атра. № аэродромам пытаются подойти груп-
пы в 6—9 «Мё-110» на высотах 4.000—
5.000 метров. Прикрывают их в большин-
стве случаев две. группы летребителей
«Мв-109». Одна из них старается связать
боем наши патрулирующие истребители, а
вторая — непосредственного прикрытия —
плапирует вместе с «Ме-110». Планирова-
Tne продолжаетея до 3.500—3.000 мет-
ров. После сбрасывания бомб «Me-110»
уходят в сторону отсекающих групп своих
истребителей со снижешием иногда до буе-

ранга Жуков внимательно изучает всё но-
806 в конвоировании и учит этому других.
Он воспитывает вахтенных командиров без
излинней опеки, заставляя их самостоя-
тельно принимать и выполнять решения.
Поэтому старший лейтенант Рабюк, лей-
тенаит Бусурюв и друпие умело действуют
на вахте.

Командир хорошо опенивает действия
штурмана лейтенанта Бусурова при кон-
воировании судов. За что удостоилея мо-
лодой штурман похвалы командира? За то,
что он, совсем недавно выйдя из учили-
ща, глубоко осознал, что служба на ко-
рабле не конец учения, а начало его. Он
непрерывно учится. Конвой он расематри-
Bact, Kak сложную боевую задачу, успех
которой во многом решает отличное штур-
манское обеспечение. Трудно определять-
ся в долгую полярную ночь, когда небо
затянуто тучами и на далёком берегу не
видно пи одного огонька. Корабль делает

противолоточные зигзаги, его сносит те- 0

чением. Счисление надо вести исключи-
тельно точно, л именно так ведёт его лей-
тенант Бусуров,

Снежные заряды и туманы часто до-
стигают такой плотности, что даже све-
товоЙй маяк UX не пробивает. Одпако ’сто-
рожевой корабль всё же ведёт транепорт
точно по курсу. Штурман в совершенстве
овладел радиопеленгованием,

Воспитаниое командиром у личного со-
става чувство ответственности за успеш-
ное конвоирование даёт себя знать во всей
корабельной жизни. Командиры орудий на-
учились самостоятельно управлять огиём
для отражения звёздного налёта пякирую-
ших бомбардировщиков. Связисты и паб-
людатели хорошо отработали связь с кон-
вопруемыми  транспортами. Неслучайно
комендор Влялько первым обнаружил пла-
вающую мину. Зорков наблюдение за мо-
рем и воздухом здесь считавтея святой
обязанностью каждого, кто находится на
верхней палубе. Корабль прошёл за вре-
ия войны десятки тысяч миль, и его ме-
ханизмы всв время работали безупречно,
Бодее того, командир отделения трюмных
старшина 2-й статьи Максименко за по-
следнее время сэкономил большое количе-
ство соляра и смазочного масла.

12 iexsfpa 190D-5.08 291 В

нения ‘в тактике
авиации

ющего полёта. Эффективность бомбомета»
ния с планирования самолётами «Ме-110»
очень низка, так как, вотречал противо.
хействие наших истребителей, они в боль.
шинство случаев сбрасывают бомбы пепри-
цельно,

При действии по пашим транепортам па
коммуникациях близи побережья немцы
производят налёты также небольшимн груп-
пами в 3—6 самолётов типа «Ю-87» п
реже — группами по 9 самолётов типа
«0-88» и  ‹<Хе-111>. Бомбардировщики
иногда имеют небольшие группы приклы-
тия, состоящие из истребителей «Ме-109»,

Бомбометание по транспортам производит-
ся с пикировапия, но, при наличин даже
незначительных груши прикрытия наших
истребителей, бомбы сбрасываются непри-
цельно. Это характерно для последних ме-
canes на ЧерноФорском театре. Во время
олного из переходов наши транспорты два-
EAM подвергались налётам вражеских бом-
бархировщиков в светлое время суток. Бла
годаря нашим истребителям оба налёта
были отражены, и транспорты не получи-
лн повреждений. В первом налёте участ
вовали 4 «Ю-88». Атакованные нашиух
истребителями. они кбростти бомбы в не-
скольких километрах от транспортов. В
втором налёте участвовало уже 9 «Ю-88»
в сомровождении четырех «Ме-109». Нашя
истребители стремительной атакой разбит
строй вражеских бомбардировщиков еб на
подходах к транспортам. В результате один
«0-88» быт сбит, & два — положены,

В целях перехвата ‘напгих бомбарлиров-
щиков и истребителей, действующих против
неметких транспортов, пропивник, xp
организации истребительных патрулей, пра-
ктикует высылку с прибрежных аэродрохов
самолётов типа «Ме-110». Они действуют,
каж правило, парами. Назодят их по радио
с аэродромных станций. Взлетевшим на пе-
режват молиинам по ратио указываются вы-
сота и район встречи с нашими самолётами:

Почти на всех театрах немцы организу-
ют воздушные патрули ва вероятных 1у-
тях следования советских самолётов. Пат.
рули хайствуют систематически и в ясную
погоду и пом плохой метеорологической 0д-
становке. При хорошей видимости ‘и выео-
кой облачноети грушты, несущие патруля,
состоят из четырёх и более ‘истребителей;
при низкой облачности патруль ooymecr-
ляют пары самолетов.

Такая система офганизации возтушных
патрулей противника наиболее характерна
для балтийского театра. В восточной части
Финокога залива и нат Ладожеким озером
немцы вышуждены систематически песн
воздушный дозор, чтобы препралдить путь
нашим самолётам к фашистским коммунита-
циям, портам ‘погрузки и выгпруэки. Хз

рактерно, что в условиях низкой обтачяеем

самолёты типа «Ме-109» и «ФД-21> небут
патруль парами, а самолёты типа «Фиат»
и «Капрони» патрулируют тгруппамя №
4—5 самолётов.

При вотрече с нашими бомбардировищи-
ками истребители черотиватиха, маскируяжхь
в нижних слоях ‘разорванной облачности,
пытаются внозаино атаковать сверху. После
какдой атаки они снова ‘уходят 6 obtan,
сопровожиая, тазим образом, malt са\0-
лёты по маршруту на полный радиус дой-
ствия от своих аорфромов. При mam
у наших штурмовиков и бомбардировщи-
ков истребитетьного ‘прикрытия неметкло
самолёты в первую очередь стремятся ата
вовать истрей { сопровождения, a yao
потом — ударные труппы бомбардировща-
КОВ ТАЛИ UPNypMOBrHOS. !

Немцы начали применять новые такта-
ческие приёмы использования своих гамо-
лётов, чтобы сократить большие потери,
которые они несут в последнее вре.
мя. Задача наших авиационных mrasos,
лётчиков, штурманов — впимательно са6-
дить 35 PCCM ‘улювками ‘и ‘ухигревиямя,
применяемыми много раз битым“ фаштист-
скими лётчиками; своевременно противопо-
ставлять мм свом повыю методы и способы
борьбы, умело уничтожая вражескую ави-
AIM в воздухе и нъ земде.

‚Капитан А, ПИКАЛЕВ,

Охнажды сторожевику неожяданно бы-
ло дано задание выйти в море, ветретать
корабль и отконвоировать его в порт. В
это время один из механизмов паходился
в ремонте. На окончание работ требова-
лось по крайней мере двое суток. Но 143-
ве можно оставить судно с ценным трузох
без охраны? Мотористы тт. Амелин, Дю-
карев и Фадеев так организовали работу,
что ввели механизм в строй менее чем за
полсуток. Корабль точно в назначенное
время вышел в моро и благополучно до-
ставил судно в порт.

Конвоирование требует от личного со-
става отличной морской выучки, умения
действовать в шторм, ходить на шлюпке,
производить спасательные работы. Экипая
сторожевого корабля состоит из подлинных
меряков, проверенных и закалённых в су-
ровых условиях полярного плавания.

Недавно он пошёл отыскивать отётал-
ший транспорт. В пути начался штору,
н был такой силы, что в штабе ждали
рахиограммы командира с просьбой раз-
решить отелояться в какой-нибудь бух-
те. Но радиограмма ие пришла. Стороже-
вой корабль упрямо шёл по штормующему
морю. Ударом волны сбило бомбовую te
лежку, хотя опа была закреплена провос-
ходно. Тогда иесколько человек, привязав-
ись концаки к поручням кормового мо-
стика, поползли на корму и закрепили Te
лежку. Сторожевик, песмотря па штору,

aig me пашёл транспорт и привёл сто в
ay.

Сидоченность экипажа, его марская вы-
учва и воинское умение принесли своп
плоды. Корабль отразил десятки воздуш-
ных нападений и артиллерийских naat-
тов. За всё время войны пи OVUM человов
из экипажа не был ранен. На счету кон-
воира — три сбитых фашистских canoarl-
та, потопленная немецкая подводная 204
Ka, две подавленных батареи, десять раз-
гроиленных блиндажей противника, 150
роты уничтоженных вражеских солдат я
офицеров. Но экипаж веб и
счёт — счбт вооружения и бовприпасов,
сбережённых им для родины, для. Фронта,
для пашей победы,

I Младший лейтенант Н, БАДЕЕВ,

Северный флот,

другой

>

—=>

= ———