АА

Сочетать ремонт
с изучением техники

Увловия  заводокого судоремюнта, при   ного ранее. Так, папример, под фуковод-
уметом их использовании создают благо-  ством заводского специалиста» он впервые

приятную обстановку пля техническото ©0-
вершенствования личного состава, Однако.

эти возможности ‘не всегда используются
до конца.

калибровах ‘птейки вала, устаназливал и
центровал втулки. Это еще болыше обога-
тило его знашия.

Не менее богатый опыт приобрели во

При среднем фемонте подводной лодки время ремонта и другяе специалисты,

тлавные двигатели и линии валов обычно
ремонтируются силами завода; В этом слу-
чае целесообразно весь состав мотористов
и старшину группы. включить в заводекие
ремонтные бригады. ,
Практика ремонта подводных лодок
подтверждает целесообразность такого ме-
роприятия. Работа мотористов в завод-
ских бригадах во время ремонта ие-
пользуется для всестороннего повышения
их знаний ‘и приобретения практических
навыков, тем более, что личный состав

имеет возможность изучить в этот пергод
детати, которые в обычное тремя недо-

стушны пля ознакомления.
сколько примеров.

Штатный моторист т. Шишканов плавал
первую кампанию. В его заведывании бы-
ли газоотвод, топливная и масляная си-
стерны и магистрали. Со своими обязан-
ностями Шишканюв справлялся хорошо.
Но он должен был повышать свои знания,
чтобы суметь стать на самостоятельную
вахту и, если. это будет необходимо, за-
менить старшего слециалиста. `

Болышие  воэможноети ‘для роста
т. Шишканова открылись BO время ре-
монтной кампании. Старшина группы мо-
тористов Чусов и командир отделения Ba-
бихин ‘спользоваяи фемент для повьиие-
ния’ мчаний своих подчиненных. При.
ра3боре и чистке сервомотора и топливных
насосов Шишканов обстоятельно изучил
взаимодейртвию их частей. Он подробно по-.
знакомилея © пусковым устройством, уста-
новочными  зазорами. Теперь. Шишканов
хорошо подготовлен к уходу за гидромуф-
тами и другими механиемами. :

— В. блущую кампанию: товорит
старшина т. Чусов,— Шишканов будет

самостоятельно нести вахту и сможет за-
монить старшего специалиста,

На ремонте повышаются знания He
только молодых бойцов, но и опытных
специалистов. Командир отделения мотори-
стов т. Бабихин практически ‘участвовал
в четырех ремонтах, однако и во время
последнего поэнал много нозого, неизвест-

Приведу не-

Старшина труппы Захаров ‘требовал от
ввоих подчиненных систематического при-
сутствия при разборке рабочими завода
различных механгомов. Бойцы помогаля

заводу и одновремонню сами деталыно изу-
  чали технику. Bert заня-
тия с разбором тех вопросов, © которыми

ером проводились заня-

они встречались днем.

Ве это помогло команлиру отделения
Медведеву глубле‘‘изучить трюмно-дифе-
рентные помпы. Штатный специалист Про-
дан раньше неуверенно руководютвовался
показаниями манометра среднего даваения
и не мог правильно регулировать клапан.
Он не умел также анализировать причины
налрева подититетиков, нетвердо знал пофя-
док приготовления апрегата в пуску. При-
сутствуя при разборке компрессоров, Про-
дан прнобрел болыние практические навыки
по обслуживанию механиомов.

Bo время демонтажа механизмов трубо-
проводы, связанные ‘© забортными отвер-
стиями, остаются открытыми. Из сообра-
жений живучести эти трубопроводы долж-
ны быть: заплушщены. Вонтролируя эту ра-
OOTY, провохимую заводом, личный состав
еще раз проработал схему. трубопроводов.
Это повысило его навыки в сохранении
герметичности, являющейся главным эл6-
ментом живучести подводной лодки.

Ряд сложных работ на лодке может быть
выполнен силами личного состава, HO при
условии мвалифицированного фруководетва
© стороны завода. Это даст двойнуй поль-
зу: во-первых, повышается качество тех-
ническото соворшенетвования  лигуного  с0-
става; во-вторых, уменьшается загрузка
производственных предприятий.

Мы, например, ревизию тлавных элек-
тромоторов производили силами элеклри-
ков пятой боевой части под руководотвом
шеф-монтера завода. В результате специа-
листы узнали характерные особенности ма-
шин, их недостатки, наиболее вероятные
неисправности ь работе и методы их
устранения.

В интересах боевой подготовки необхо-
димо смелее сочетать выполнение судоре-
монтных работ с глубоким изучением ко-
рабелыной ‘техники,

С. ГОЛЬДИНЕР.

Овладеваем лыжами

Задолго до первого снега мы привели в
порядок лыжное хозяйство. В каждом взво-
де организовали лыжные команды по
10 человек для хождения на короткие и
длинные дистанции и приступили к серь-
езной тренировке в выходные и предвыход-
ные дни.

Под руководством секретаря партийной
организации мичмана т. Васильева и сек-
ретаря комсомольского бюро старшины
1-й статьи т. Романычева в декабре были
организованы тренировочные походы с уча-
стием  краснофлотцев и командиров.
22 декабря прошли 32 км за 3 4aca. Or-
личились в этом походе старшина 1-Й
статьи т. Веспалый, старшина 2-й статьи
т. Яковлев, краснофлотец т. Потапов и
другие.

Через день были организованы ночные
ротные двусторонние тактические занятия
на чему «Взвод в. наступательном бою».
Рота была поднята по боевой тревоге в
час ночи, В полной бозвой готовности лич-
ный состав приступил к выполнению бо6-
вой задачи:

Тактические занятия прошли организо-
ванно, несмотря на сложность местнобти
(лес, канавы, кустарник). Поставленная
командиром роты задача была выполнена.
Занятия закончились скоростным броском
на 6 км. Особенно отличилось на этих за-
пятиях отделение старшины 2-Й статьи
т. Антипенкова.

Еще черёз день взвод младшего лейтв-
нанта т. Ревера совершил 40-километро-

вый марш ‘по пересеченной местности с
решением тактической. задачи.

Младший лейтенант т. Носырев со
своим взводом совершил марш © отработ-
кой «стрелковое отделение в походном
охранении», пройдя 35 км.

Все эти марши, учения и тренировки
втягивают краснофлотцев. и командиров в
походную жизнь, вырабатывают смелость,
рептительность, выносливость.

В’ подразделении есть краспофлотцы и
командиры — отличные лыжники. Это
старшина 1-Й статьи Чекулаев, старшина
2-Й статьи Яковлев, краснофлотцы: тт. Про+
хоров, Пашков, Потапов, Бобрецов, Бобин,
командиры тт. Носырев, Ревера, Колосов-
ский. Но мы добиваемся, чтобы все люди
части умели-хорошо, искусно владеть лы-
жами.

По инициативе’ партийной организаций
идет подготовка к лыжному походу к исто-
рическим местам одного города на расстояз
ние 150 км. В. походе будут. участво-
вать краснофлотцы и командиры. Этот
поход мы посвящаем ХУШ Всесоюзной
партийной конференции и ХХШ годовщине
Врасной Армии и. Военно-Морского Флота.

Личный состав подразделения включил-
ся в социалистическое соревнование имени
ХУШ Всесоюзной партийной конференции
и обязался к этой знаменательной дате
притти с отличными показателями в 608-
вой и политической подготовке.

Политрук КРЕЙМЕРМАН.

Строевые занятия с командирами отделений электриков проводнт старшина группы

А. Бедратый (крайний справа),

Искривления в

практике

Карточка взысканий и поощрений
командира отделения Гуськова дает яркую
картину дисциплинарной практики” в под-
разделении. В 1940 году Гуськову было
вынесено семь благодарностей и в то же
время наложено пять дисциплинарных
гзысканий. 3

Благодарноети сыпались по поводу и без
повода. Поощряли «за быстрый сбор по.
сигналу», «за активное участие в орга-
низации лыжного перехода», «за отличное

несение вахты», «за хорошее содержание

погребов» и т. д. Но даже и эти заслуги

Гуськова сомнительны, так как © него

взыскивали «за самовольный уход с рабо-
THY, «3a плохое содержание заведыва-
ния», «за нарушение устава караульной
службы», «за безобразную организацию
увольнения хоккейной команды», т. 6. 34
серьезные дисциплинарные проступки.

На командира отделения Колычева в июле
были наложены два взыскания за грубей-
шие. проступки; «за халатное   отношение
к выполнению полученного приказания»
И «3А попытку но выполнить приказания»,
причем в первом случае старший коман-
дир дал ему 2 наряда вне очереди; & во
втором ограничился выховором. В этом же
месяце Колычев получил два поощрения-
благодарности «за отличную работу по по-
краске надстройки» и «за хорошую под-
готовку материальной ‘части в стрельбе»,

В декабре Колычев снова совершил два
грубых проступка. И снова за первый про-
ступок на Hero наложили более суровое
взыскание, чем за второй; Такая нецосле-
довательность не только пе воспитывает
младших ‘командиров, но и отражается на
их дисциплинарной практике и методе’ вос-
питания бойцов.

Возьмем дисциплинарную практику того
же младшего командира Гуськова. Почти
каждый боец. его отделения имёет до де-
сятка благодарностей, зачастую вынесен-
ных без учета повседневного поведения и
успехов в бобвой и политической ‘подго-
TOBKe, Люди иоощряются за второстепен-
ные работы, а не за исключительно доб-
росовестное отношение к ‘служебным обя-
занностям и особые успехи в боевой и по-
литической подготовке, как требует повый
Дисциплинарный устав. Карточки взыска-
ний и поощрений ‘исписаны благодарно“

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Фото Б. Шейнина.

дисциплинарной

стями «за отличную уборку кубрика», «за
хорошее отношение к погрузке боезаласа»,
«за работу по очистке  трюма»,
«за покраску башни»? и т. д. Ясно, что
бойцы перестают ценить поощрения.

‚ Получить поощрение — высокая честь.
Оно товорит 0 примерности краснофлотца
или младшего командира, о его исключи-
тельных успехах, действительных 3acay-
тах. Но и в этих случаях не следует ув-
лекаться безмерным захваливанием подчи-
ненных. В карточке взысканий и поощре-
ний старшины инструктора коков Овсян-
никова за два года записано 16 благодар-
ностей «за хорошез приготовление пищи»
WH 3a отличную работу на камбузе». Столь-
ко же благодарностей и за тот же срок имеет
командир отделения артиллеристов Пара-
монов. Конечно, это свидетельствует о хо-
рошей работе товарищей, но поощрение в
их глазах уже ‘ие является выражением
выхокой чести, заслуженной упорным тру-
дом. 5»

Бойцы, находящиеся в двойном похчи-
нении (строевом и по специальности),
нередко получают поошрения как специа-
листы, но в повседневной работе не слу-
жат примером для тозарищей. Враснофло-
тец службы снабжения Гриневич блывет
в подразделении недисциплинированным
бойцом, однако ero карточка взысканий и
‘поощрений пестрит благодарностями. Co-
всем недавно командир отделения артил-
лерислов Морозов написал начальнику
службы снабжения докладную с просьбой
об’явить Гриневичу благодарность «за до-
бросовестное отношение к материальной
части», & незадолго перед этим по до-
кладной другого командира отделения ар-
тиалеристов Минахметова на Гриневича
наложено взыскание «з& халатное отно-
шение к своим обязанностям на боевом
посту». И прав был начальник службы
снабжения, воздержавшийся от поощрения
бойца, несмотря на просьбу командира от-
деления.

Если бы командиры боёвых частей сле-
дили з& порядком применения взысканий
и поощрений и не формально просматри-
вали карточки, можно было бы избежать
тех недостатков в проведении дисципли-
нарной практики, о которых мы расска-
зали. И. ВЛАСОВ.

и

Нехаев вызвал дежурного по подразделению   дучи замеченным.

литаба, подробно рассказал, кто и что бу-
дет делать. wR

предстоящего полета. Такой порядок уста-
новился здесь:
отрабатывалось в классе,
полет. i

задачу, надо ее отработать на земле не ни-
же чем на «отлично», говорит т. Нехаев.

мательно выслушивает ответы, делает за-
мечания, поправки.

8 января 1941 г, № 2 (656) =

Командир —воспитатель
летчиков

Повсенв телефонную трубку, капитан  ‘находилея «противник», и ушли, но by-

xe
  и приказал: ,
—- Через 10 минут собрать летный и  Высокое летное мастерство sit ci
технический состав.   Цехаева хорошо . известно На .

i I В самых сложных условиях OH вы-
и полняет поставленную ‘перед ‘ним задачу,
никогда не ‘останавливается ‘на полпути.

Как-то осенней ночью Нехаев выметел
на разведку кораблей «противника». Дул
каждое задание спачала   сильный, порывистый ветер, небо заво-
а затем шли в  локло густыми облаками. Погода была
явно нелетная. В дальнейшем условия по-
лета значительно ухудшились. Попали в
полосу дождя. Только подлинный. мастер
летного дела, прекрасно знающий свою
машину, умеющий ориентироваться в са-
мой сложной обстановке, может правильно
вести самолет в таких условиях. Проби-
ваясь сквозь густые облака, воздушный

Вечером в классе состоялся «проигрыш»

—- Чтобы в воздухе хорошо выполнить

Одну за другой он дает вводные, вни-

Ваше решение?— обращается ои Е молодо-
му лейтенанту.

ную дистанцию, ——поправляет командир, —
опознать силуэт, а потом уже сообщать.

дира. «Проигрыш» задания продолжается.

— Вы обнаружили на горизонте дым.

—- Немедленно сообщу в базу.
— Нужно сначала подойти на в0змо2-

Тут же он дает вводную штурману:

корабль т. Нехаева шел к намеченной
цели,

Капитан достиг нужной точки, блестя-

ще выполнил задание и благополучно вер-
нулся на аэродром. .

Высокому мастерству полетов, умению
неё теряться при самых сложных обстоя-

тельствах т. Нехаев обучает Весь свой лет-

— Вы- ведущий, летите в паре, у вас  ный состав. В обучении людей он при-

отказала рация. Что будете делать?
Ответ ‘штурмана удовлетворяет коман-

Убедивигись, что все уленили требования,
которые к ним пред’являются, капитан от-
пускает людей и советует отдохнуть, что-
бы завтра со ‘свежими силами повести
машины.

*

* *

Чуть брезжит рассвет. На аэродроме дав-
но кипит работа. Идут последние” приго-
товления. Тов. Нехаев еще раз просматри-
вает и уточняет маршрут. За подготовку
материальной части командир спокоен. Он
знает, что каждый летчик, каждый штур-
ман, каждый механик отлично делает свое
дело и механизмы будут работать беспе-
ребойно.

И вот уже выстраивается летный со-
став. Доводится метеосводка. Капитан еще
раз напоминает, как надо вести себя в
воздухе, на выборку проверяет подготов-
ленность отдельных летчиков, потом при-
казывает:

— Экипажи, по самолетам!

Олин за другим выруливают на старт
воздушные корабли. Взвилась ракета. Оти-
сав дугу, она рассыналась. серебристыми
искрами и растаяла в воздухе.

Первой оторвалась машина командира.
За ней взлетает вторая, третья... Ка-

и, увидев, что поднялся последний само-
лет, уверенно повел самолеты к намечен-
ной цели.

Впереди расстилались облака. По мере
приближения самолетов они сгущались,
просветы открывались все реже. Условия
полета затруднялись, но, ведомые опытным
мастером, воздушные корабли стройно шли
по заданному маршруту.

В точке тактического развертывания-
самолеты парами разошлись в разных на-
правлениях и приступили к решению по-
ставленной задачи.

...Одна за другой возвращаются на’аэро-
дромы. боевые манины. Вновь выстроены
экипажи. Капитан сообщает 06 отличной
оценке их работы, полученной от коман-
дования; Потом на разборе оп подробно
анализирует действия каждого экипажа,
отмечает отдельные недостатки.

— Вашей работой я обобенно доволен, —
обращается т. Нехавв к лейтенанту Ти-
хонову.—-Вы решили задачу тактически
грамотно, правильно определили место, где

ПИНСВ, 2 января. (Or наш, корр.).
Парткабинет Пинской флотилии организо-
вал для начальствующего состава цикл
лекций по изучению опыта второй импе-
риалистической войны. № чтению лекций
привлечены квалифицированные пропаган-
‚диеты и работники штаба флотилии.

Первую лекцию на тему «Роль авиации
в современной войне» прочитал‘ капитан

питан сделал разворот на 180 градусов  .

держивается точной  последовательности,
переходя к более сложному лишь тогда,
когда летчик в совершенстве усвоил пре-
дыдущий этап подготовки.

Лейтенант Ольтанков стремился пойти
в слепой полет. Капитану нравилось же-
лание лейтенанта быстрее овладеть выс-
шей ступенью летного мастерства, но он
видел, что Ольтанков не представляет себе
‚всей сложности слепого полета. Тов. Не-
хаев сказал лейтенанту:

— Сначала изучите принцип работы
приборов, пройдете теоретическую. подго-
товку, потренируетесь, а потом уже ив
воздух можно. Е

Капитан Нехаев начал готовить Ольтан-
кова к слепым полетам. Когда тот усвоил
теорию, капитан вместе с ним поднялся
в воздух на учебном самолете, обучал его
слепому полету, делал замечания, подправ-
лял, Ни одно неправильное движение лей-
тенанта не оставалось незамеченным.

Когда Ольтанков на учебном самолете
‘добился успехов, т. Нехаев начал выле-
тать с ним на боевой машине и однажды
сказал:

— Сегодня вы полетите самостоятельно.

Лейтенант заметно волновался. Капитан
ободряюще улыбнулся,
`— Главное — спокойствие, — заявил
он.—Обдумайте решение, всецело дове-
ряйтесь приборам—они точные.

Машина плавно оторвалась и ушла в
воздух. Тов. Нехаев долго наблюдал за ca-
молетом. А когда спустя некоторое время
лейтенант благополучно совершил посадку
на аэродроме, капитан первый поздравил.
Ольтанкова.

Сейчас лейтенант  Ольтанков-—лучший
‘в подразделении мастер слепых полетов.

С такой же любовью и настойчивостью

растит капитан Нехаев остальных летчи-
KOB.

Часто командир разбирает с летчиками
сообщения о действиях авиации на фроп-
тах второй империалистической войны,
Летчики умело перенимают лучшие прие-
мы борьбы за господство в воздухе. Лич-
ный состав подразделения капитана Нехас-
ва решил все задачи, которые ставило пе-
ред ним в 1940 году командование.

Народный комиссар Военно-Морского
Флота наградил подразделение т. Нехаева
переходящим знаменем. Капитан Нехаев
натражден именными часами.

М. КОРНЕЕВ,

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ КОМАНДИРОВ

3-го ранга т. Брахтман. В ближайшее
время будет прочитана лекция о взаимо-
действии сухопутных частей © воённс-
морским флотом.‘

При парткабинете систематически про-
водятся для жен командиров лекции, бе-
седы и доклады о международном положе-
нии и экономике воюющих стран.

р Ыымю»ю»хюмм—ы—ы—ыЫыЫыЫЫЫЫыЫЫЫ—ЫЫи о
_ Самолетные устройства на кораблях

Если в отношении расположения артил-
лерии главного калибра. существуют Bitor-
не установившиеся взгляды, То этого
нельзя сказать о самолетном вооружении
на кораблях. После первых. полетов «Эли»
(«у») с палубы корабля прошло три-
дцать лет, но до сих пор еще не найдены
стандартные, общепризнанные схемы раз-
мещения корабельных самолетов. Суще-
ствуют самые разнообразные варианты.

На крейсерах и линкорах иностранных
государств самолеты хранятся и на ката-
пультах и в ангарах, на палубе и в над-
стройках. Например, вели’ корабль несет
два самолета, то оба хранятся’ на ката-
пульте. При вылете одного из них второй
переводится в надстройку или на палубу.
Если корабль несбт три самолета, то два
установлены на катапультах, & третий -——
между катапультой и надстройками.

При четырех самолетах два находятся
на катапультах и два—на палубе и в над-
стройках. Может быть и так, что два
самолета будут расположены на катапуль-
тах, & два—в ангаре, или два-—в’ ангаре,
олин—на палубе, один— на катапульте. И,
наконец, последний случай, когда все са-
молеты находятся в ангаре.

Часто на катапульте хранятся «по-но-
ходному» два самолета, ‘но при вылете
один из них снимается на палубу или за-
катывается на ростры.

Если раныше на подавляющем большин:
стве судов самолеты хранились в «откры-
том» виде, т. е. на катапультах, в над-
стройках или на палубе, то в последние
годы на кораблях стали оборудовать спе-
циальные ангары. Переход от «открытой»
формы хранения самолетов к «закрые
той»—ангарной — имеет свои основания.

Опыт эксплоатации корабельных само-

>

Повностраниым данным
>

ние ночью и т. п.) приводит к быютрому
износу материальной. части. Воздействие
корабельных вибраций при ходе (оно 0со-
бенно чувствительно при расположении
самолетов на высоких  катапультах. и в
надстройках) плюс вибрация. самого ‘само=
лета под действием встречного потока воз=
духа или ветра также сокращают сроки
службы машин.

Стрельба зенитной артиллерии, даже
если считать, что при ee размещении
учтено действие дульных ‘газов на GaMo-
лет, безусловно ускоряет › износ. машин:
После каждой стрельбы необходимо очень
внимательно осматривать весь самолет, а
в корабельных условиях это не всегда
возможно. Есть. всё обнования полагать,
что при стрельбе артиллерйи крупного ка-
либра «открыто» хранящийея самолет бу-
дет приведен в негодность. Самолеты, раз-
мещенные на верхней палубе или на но-
совых и кормовых катапультах, смонтиро-
ванных непосредственно на палубе кораб-
ля, подвергаются во время шторма воздей-
ствию брызг и волн, что может привести х
поломке материальной части или порче от-
дельных агрегатов и деталей.

И, наконец, для обслуживания самоле-
тов приходится создавать громоздкие, TH-
желые и неудобные в корабельных усло-
виях площадки или другие’ приснособле-
НИЯ.

Эти недостатки убедительно показыва-
ют, что «открытое» хранение самолетов
ведет к быстрому изнашиванию матёриаль-

oe 5 frst
летов в иностранных флотах показывает,   ВОИ части и усложняет уход за ней.

что изменение атмосферных

пурных условий (дожди,

и темпера-
ветры, сильное   вается, что в предвидении боя самолеты

В ряде инострацных источников указы-

нагревание днем и значительное охлажде-   должны выпускаться в воздух. Ho это не

всегда возможно, а иногда в этом. нет ие-
обходимости. При волне, когда корабль
кладет на борт более чем на 10°, кала-
пультный старт вообще считается невоз-
можным. В практике могут быть случаи,
когда при стрельбе артиллерии главного
калибра корабельное Звено не будет выше-
тать совершенно или в воздух поднимется
только часть самолетов: А при «открытом»
размещении самолеты, оставшиеся на ко-
рабле, будут выведены из строя собетвен-
ной артиллерией.

При хранении самолетов на катапуль-
тах, в надетройках или на палубе зна-
чительно проще решаются вопросы разме-
щения их на корабле, так как нет не-
обходимости запимать под ангары часть
нахналубных надстроек или подпалубных
помещений. № тому ‘же доставка самолетов
из ангаров к катапультам отнимает много
времени. Однако, како мы видим, 610соб
«открытого» хранёния имеет столько -зна-
чительных недостатков, что на ряде кора-
блей иностранных военных флотов в па-
стоящее время от него отказываются
(«Дюнкерк», «Бисмарк», — «Шарнгорет»
и др.). Немцы считают целесообразным
хранение самолетов на, крейсерах и лин-
корах только в специально построенных
ангарах.

Видный — американский конструктор
Д. Лонер, поместивший в последних но-
мерах американского — военно-морского
журнала «Аур Нэйви» за 1940 г. ряд: ста-
тей по вопросам создания идеальной кон-
струкции тяжелого крейсера и авианосца,
считает, что тяжелый крейсер должен
иметь большой ангар в корме, ниже верх-
ней палубы, Ангар должен вмещать 6 раз-
ведывательных ‘самолетов и 2 торпедонос-
ца, которые хранятся во сложенными
крыльями. Несомненно, предлагаемый ан-
mp будет больше, чем на кораблях типа
«Бруклин» и «Уичита».

палубных надстройках, реже их размеща-
ют под верхней палубой.

На итальянском крейсере «Тренто» ан-
тар расположен в носовой части корабля,
ниже полетной палубы.

Следует отметить, что расположение ан-
гаров и бамолетного устройства в носовой
‘Части кораблей составляет редкое исклю-
чёние и в последнее время вовсе не прак-

тикуется. Чаще ангары  ветречаются в
‘средней и в кормовой частях корабля.
Установка ангаров в Носовой части пото-

му непрактична, что самодетные устрой-
`ства мешают стрельбе артиллерии главно-
‘го калибра.

На современных кораблях ангары вме-
  щалт от 1 до 6 самолетов (60 еложен-
`цыми крыльями) ‘и расечитаны не только
  на хранение самолетов, но и на обеспе-
чение необходимого Уксплоатационного ре-
mouta. Bee рабогы у самолетов и моторов
производятся CO CTPeMAHOR  азродромного
типа и с постоянных-—цеподвижных или
заваливающихся— площадок.

По высоте ангары делжны обеспечивать
проворачивание винта,

Самолеты в ангарах, как правило, за-
правлены горючим, что требует наличия
хорошей вентиляции (не менее 8—10 об-
менов).

Противопожарные средства — обычные
для тушения легко воспламеняющихся
жилкоетей. Из ангаров, расположенных под
палубой, самолеты подаютея к катапуль-
те с помощью специальных лифтов или
кранов.

Существует несколько способов подачи
самолетов из ангаров) расположенных над
  верхней палубой. Например, платформа
‚или только кильблок ангара поднимается
вместе с самолетом до уровня люка в кры-
ше, а затем самолет переносится краном
на катапульту, где и устанавливается на
тележку. Второй способ: самолет подни-
мается краном через люк в крыше ангара
и устанавливается в надстройке (где
обычно и происходит раскладывание кры-
льев самолета), потом тем же краном пе-

На существующих кораблях ангары“ рас-   реводитея на катапульту. Третий способ:

полагаются в большинстве случаев в над-

ангар имеет ворота, через которые самолет

выкатывается на палубу,
раскладывания крыльев
калапульту.

Ворота ангаров бывают самых различ-
ных конструкций:  двухстворчатые, одно-
створчатые, заваливающиеся вниз, раздви-
тающиеся в стороны, собирающиеся вверх
в виде специальных. штор или делящиеся
ва две половины, из которых нижняя
часть заваливается вниз, а верхняя поло-
вина поднимается вверх, ит; д.

Вак правило, ангары бронируютея от
мелких осколков, делаются  водонепрони*
паемыми, отапливаются (в них подлержи-
tee ) постоянная температура около

Чрезвычайно болышое значение имеет
правильное и надежное закреплёние само-
летов на корабле. Хотя самолеты при хра-
нении и закрепляются на специальных те
лежках, кильблоках (полунгенах), все же
расчалка их тросами необходима, Rpenae-
ние рассчитывается на. качку  кораб-
ля с амплитудой в 30 — 45° и перио-
дом 10—15 секунд (в зависимости от
свойств корабля). Расчаливание тросами
осуществляют так, чтобь ‘они. не. обжима-
ли поплавков лодки и других частей са-
молета, так как трос легко может прола-
БИТЬ ТОНКуЮю Полотняную или уеталличе-
скую общивку и даже погнуть. шланго-
уты, стрингера или другие детали набора
конструкции,

Емкость корабельного бензохранилиша
раерчитывается на обеспечение 5—10 вы-
летов каждого самолета. Горючим самоле-
ты обычно заправляются на палубе, в
налстройках или на катапульте, но не в
ангарах. Горючее подается к распредели-
тельной колонке механическим способом
иди под давлением инертного газа (азота
или углекиелого газа). После заправки всё
трубопроводы хорошо продуваются.

Смеси бензина приготовляются на базе
и доставляются на корабль в готовом ви-
де. Бензохранилища располагаются и в но-
совон, и в кормовой, и в средней части
корабля, но в удалении от погребов с бое-
запасом и в местах, наиболее безопасных
в противопожарном отношении. Ках пра-

откуда после
поднимается на

вило, бензохранилища размещаются ниже
трузовой ватерлинии.

На ряде немецких кораблей циетерин

с торючим размещаются в средней части
по обоим бортам. В отдельных случаях го-
рючев хранится даже в противоминных
отсеках. На кораблях с одним самолетом
горючее иногда хранится в цистерне па
вврхней палубе, чтобы в случае нёобхо-
димости можно было вывалить цистерву
за борт:
` При конструктивной проработке. бензо
хранилищ 0собенное внимание обращается
на заземление цистерн и трубопроводов ¢
целью отвести в корпус корабля заряды
статического электричества, возникающие
при протекании бензина по трубам и име-
ющие большой вольтаж (несколько тысяч
вольт).

Маслохранилище емкостью в S—10
проц. от емкости бензохранилища устана-
вливается в непосредственной близости от
самолетов. Зимой смазочное масло подогре-

вается в. специальной  маслогрейке до
100—120° С паром, проходящим через
змеевик.

Большое значениесв обслуживании само-
лета имеет крановое хозяйство. Обычно
для этого устанавливают по бортам кора-
бля по два крана: Их. в бодышинстве слу
Чаев используют для различных целей, т. в,
для под’ема баркасов, снаряжения, продо-
вольствия и т. д.

Для сохранности самолета при его пол
еме на корабль и установке на стартовую
тележку, а также при спуске на BOLY, He-
обходимо, чтобы, во-мервых, кран Mor
производить под’ем, спуск и разворот
плавно, с постепенным нарастанием и сни.
жением скорости, так как при больших
начальных скоростях возможен обрыв са-
мМолета или удар ero при опускании на
воду, и чтобы, во-вторых, вынос кран
обеспечивал поворачивание самолета 6
задевания грузовой фермы, Расстояние №
Жду бортом и самолетом при под’еме еп
с воды принимается в 2 — 3 метра.

Военинженер 2-го ранга
Б, БОЙКОВ,

\ ги
по
ИЗ)
ТЫ

бу
вер
Wa

общ
ант!
ут
пока
ская
рабо
полу

Tau
опре;
enol
Thy

Haya
и
боты

yacH
Incr

Tig
Ween