=e.

\

ствует целая

у

i

3 января 1941 г. №2 (656)

—

О стиле. работы инструктора

Orxex политической, пропаганды . NocTe-
пенно перестраивает. свою работу. Теперь
инструкторы отдела, как правило, не за-
сиживаются в кабинетах. Большую часть
своего времени они проводят на. кораблях.

тказались и от «заседательства». За
последние два месяца при отделе не было
ни одного совещания. Ухудшилось ли от
этого руководство партийно-политической
работой в соединении? Her! Опо, напротив,
стало более оперативным и деловым. Рань-
ше люди по нескольку часов тратили на
то, чтобы добраться до места совещания,
» получали они лишь общие установки,
без учета условий работы на каждом ко-
рабле в отдельности. Работники с мест
раз’езжались, & в отделе принимались за
составление разного рода директив, сводок,
планов. И так до очередного совещания.

Теперь, как правило, работники отдела
идут на корабли и там учат, инструкти-
руют, помогают команхирам и их замести-
телям по политической части, руководите-
лям партийных и комсомольских организа-

ций. ;

Раньше в планах зачастую можно было
найти тавой пункт: «Оказать помощь пиар-
тийных и комсомольским организациям по
такому-то вопросу». Но каким путем мы-
слилась эта помощь, за что конкретно от-
вечал тот или иной работник отдела, оста-
валось неизвестным. Работники отдела
не имели также личного ежедневного пла-
на. Теперь планье--месячные, недельные и
вжедневные — составляются по основным
вопросам. При этом учитывается работа
каждого инструктора на корабле, куда он
направляется не на ‘один-два часа, & ми-
нимум наз пять—©емь дней, чтобы выя-
снять недочёты и на Месте добиться их

устранения,

Приведу пример. Старший инструктор
т. Дандин получил задание наладить ра-
боту семинара политгрупповодов на лин-
коре «Октябрьская революция». В первый
день на семинар явилось меньше’ половины
политгрупповодов. Тов. Дандин сообщил 06
этом комамлиру корабля, затем стал, вы-
яенять прачины плохой ‘явки. Переговорил
с каждым трунповодом, с командирами
боевых частей, коммунистами и комсомоль-
цами. Оказалось, что на корабле суще-
система «уважительных»
причин, по которым якобы люди имеют
право не посещать семинара. Многое за-
висело и от руководителя семинара т. Три-
фонова, который сам нарушал дисциплину
И на одно из занятий вовсе не явился.
Инструктор пропаганды добилея немедлен-

времени проводит в море, на кораблях, Но
какую пользу приносит его работа?

Недавно т. Кириллов получил задание—
изучить на двух однотипных кораблях ор-
ганизацию работы с партийным активом.
На это в плане было отведено семь дней—
срок вполне достаточный. Через неделю
т. Кириллов возвращается в отдел. и до-
кладывает: «Количество дисциплинарных
проступков на одном корабле такое-то, на
другом— такое-то». А как же работа © ак-
тивом? С кем он беседовал, кто и в какой
помощи нуждается, показывают ли акти-
висты личный пример, как учат их коман-
дование, партийные и комсомольские ру-
ководители, что следует предпринять? Ни
на один из этих вопросов т. Кириллов не
смог ответить. Он, оказывается, решил
«изучить работу с активом с точки зре-
ния его дисциплинированности».

Что же, одно не исключало хругого. Дич-
ная‘ дисциплинированность -— первейшая
обязанность активиста. Но ведь нарушали
дисциплину конкретные люди. 0 них, 0
людях, т. Вириллову следовало бы. узнать,
но за 7 лней пребывания на кораблях он
успел побеседовать только с руководителя-
ми партийных и комсомольских организаций
и получить цифровые данные. Вникнуть
же в содержание этих данных, поговорить
в людьми, спуститься в подразделения
т. Кириллов не счел нужным.

Тов. Кириллову раз’яснили его ошибки
и вторично направили на тот же корабль
с таким же заданием, поручив одновремен-
но принять участие в инспекторской про-
верке ‘политзанятий (самому проинспекти-
ровать одну’ труппу и изучить, Kak про-
шла проверка).

Вторично вернулся т. Кириллов в от-
дел. На этот раз он написал общирнейшую
доклалную записку о работе с активом, В
ней был только один минус, но весьма су-
щественный: ‘он привел факты месячной
давности! ‘06 этих фактах в отделе знали
до поездки т. Кириллова.

Как же старший инструктор выполнил
другое задание? Он проинспектировал од-
ну из групи и на этом счел свою миссию
законченной. Между тем т. Кириллову бы-
ло чем заняться. Инепектирующий в груп-
пе по истории партии инженер-капитан-
лейтенант т. Федотов проверял знания слу-
шателей ло шести главам «Краткого курса
истории ВКП(б)», а сам изучил только
три главы. Заместитель командира по по-
литической части этого корабля лично не
проверил ни одной из групп. Разве не обя-
зан был инструктор реагировать на 9TH

ками в организации и проведении куль-
турно-массовых мероприятий. Это хорошо
поняли во’ многих организациях Кронштадт-
ской военно-морской базы. Здесь секрета-
ри и члены комсомольских бюро повее-
дневно занимаются вопросами организации
художественной
культурной работой и проведением ‘лите-
ратурных вечеров. Примером в этом могут
служить комсомольские организации, кото-
рыми руководят тт. Быков, Попов,
ратьев, Мартынов.

части проводится большая культурно-масео-
вая работа среди молодежи. До отчетно-
выборного собрания культурно-массовая и
физкультурная работа здесь почти отеут-
ствовала. Бюро ВЛКСМ нелостаточно зани-
малось этими вопросами. Самодеятельность

шел новый комсомольский ‘актив — тт.

ного отстранения ‘т. Трифонова от этой
работы. Неявка на занятия стала раесмат-
риваться как серьезнейший лисциплинар-
ный проступок. Теперь работы семинара
протекает нормально и деловито.

Вот еще пример. Тов. Дандину поручи-
ли помочь личному составу подготовиться
к инспекторской проверке политзанятий.
Он пошел в кубрики к слушателям, груп-
поводам, просмотрел их конепекты, прове-
рид методику занятий, организацию и под-
готовку консультаций.

Некоторые бойцы зубрили отдельные, по-
ложения, не понимая ‘их сущноети. Дру-
тие, вместо того чтобы повторить материал
по конепектам, начали поспешио вновь
изучать вопросы и писать новые ‘конепек-
ты, В одной из трупп политгрупповох co-
ставил вопросы, которые, как ок полагал,
будет задавать инепектирующий на про-
верке, и продиктовал слушателям ответы
на них.

Bee sta недочеты т. Давдин выявил, с0-
общил о них заместителю командира по по-
литической части и вместе с ним помог
слушателям‘ подготовиться. До тех пор,
пока на корабле не закончилась инепектор-
ская проверка, т. Дандин не считал свою
работу законченной. В результате корабль
получил высокую оценку.

Принципиальность, живая связь с б0й-
цами, конкретная, оперативная’ работа по
определенному вопросу на корабле — в 60-
вой части, в группе, в отделении с каж-
дым бойцом в отдельности, умение довести
начатое дело до конца, не только выявить,
но и устранить, недочеты-——таков стиль pa-
боты старшего инетруктора т.  Дандина. °

Ё& сожалению, не все работники отдела
уяенили задачи перестройки. У нас. есть
инструктор т. Кириллов. Он, как и дру-
гие инотрукторы, большую часть своего

лях, мало выработать хорошие планы. Надо

факты?

Тов. Кириллов не связан © краснофлот-
ской массой, поверхностно изучает вопро-
сы, не оказывает на кораблях деловой по-
мощи в партийно-политической работе,

Вывох ясен. Мало находиться на кораб-

уметь хорошо выполнять эти планы.

Мне кажется, что пора, паконец, взять-
ся за серьезное обучение ‘инструкторов от-
делов. Чтобы учить, воспитывать других,
сами инструкторы должны обладать широ-
ким * жульгурно-нолитическим -. кругозором,
определенными практическими навыками;

Управление политической пропаганды
Краснознаменного Балтийского флота не
организовало широкого обмена опытом ра-
боты отделов политической пропаганды.
Мизерными ‘дозами ‘преподносится этот
опыт в нашей флотской печати. Популя-
ризация лучшего опыта — первоочередная
задача.

Необходимо организовать при Управле-
нии политической. пропаганды семинары
инструкторов отделов. На этих семинарах
(проводить их следует два-три раза в го-
ду, примерно по 10—15 дней) нужно про-
водить циклы высококвалифицированных
лекций, лекций по теории и практике пар-
тийно-политической работы: ‘ \

Начальники отделов ‘политической про-
паганды должны учить инструкторов на
конкретных примерах, на их ошибках, н&
опыте лучших, контролировать самостоя-
тельную учебу каждого инструктора но“по-
вышению идейно-теоретического и военно-
морского уровня знаний. Пока что учеба
инструкторов не налажена. -

Бригадный комиссар
ф. МАСАЛОВ.

Старшина роты младший командир А; Лоневский (слева) проводит совещание с
младшими командирами по новому Дисциллинарному уставу. (Высшее военно-
морское ордена Ленина Краснознаменное училище им. Фрунзе),

ОРГАНИЗАТОРЫ ЖУЛЬТУРНОГО ОТДЫХА -

Комсомольцы должны быть застрельщи-

самодеятельности, физ-

Конд-

В комсомольекой организации М-ской

не была организована.
После перевыборов к руководетву при-

Четвериков, Гранкин, Шабаев и др. За ко-
роткое время в части организованы драма-
тический, хоровой, струнный и физкуль-
турный кружки. В ближайшее время драм-
кружок покажет’ свою ‘первую. постанов-
Ky — «Женитьба» Гоголя.

Эти кружки занимаются в часы ‘мас-
совой работы. Руководят ими краснофлот-
цы тт; Ляшков, Потапов и Яровой — от-
личники. бсевой ‘и политической  подго-
ТОВКИ.

По инициативе секретаря бюро в части
проводятся литературные вечера. Готовясь
к этим вечерам, члены бюро ВЛЕСМ: тща-
тельно подбирают материал, составляют
планы, организуют литературные выстав-
ки, вывешивают рекомендательные списки, .
подготовляют двух-трех докладчиков‘ / по’
основным темам и готовят комсомольцев ‘к
выступлениям. р :

За последнее время в этой организации
проведено два вечера: по произведениям
поэта Некрасова и о жизни и деятельно-
сти. А. М. Горького. В вечере активное
участие приняли комсомольцы тт. Ляш-
ков, Яровой; Потапов, Маханин, которые
подробно: рассказали о жизни и деятельно-
сти великого писателя. Залем товарищи
прочли отрывки из’ произведений Горького.

ЛЕНИНГРАД, 2 января., (ТАСС). Вчера
в 27-градусный мороз в Центральном пар-
ке культуры и отдыха имени С. М. Кирова
сильнейшие лыжники Ленинградекого гар-
пизона соревновались на приз открытия
сезона, а лыжники Краснознаменного Бал-
тийского флота — на приз Центрального
спортивного клуба Военно-Морского Флота
CCCP.

В 11 часов стартер поднял флаг. Не
прошло.и 20 минут, как на финише ио-
казались первые лыжники. Дистанцию В
5 километров быстрее всех прошел. препо-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

блиотеёки. Особенно выделяются комсомоль-
цы тг. Науменко,
‘которые за последние полтора месяца про-

систематически читают военно-морскую и

Как вести «Исторический журнал»

момента составления и утверждения про-
екта корабля или начала формирования
части и соединения. Мы особенно под-
черкиваем требование о заполнении стра-
ниц журнала сведениями из прошлого ча-
сти или соединения.

При заполнении «Исторического журна-
ла» ведущему его (составителю) придется
иметь дело как с фактами из текущей.
жизни и деятельности корабля, так и с
его прошлым, которов может иногда ис-
числяться десятками лет. Если не трудно.
коротко записать на основании официаль-
ных документов тот ‘или иной факт из.
современной жизни, то гораздо сложнее,
а иногда на первый взгляд даже невоз-
можно, сделать это в отношении прошлого:
В самом деле, очень трудно найти необ-
ходимые данные, да еще со ссылкой на
официальные документы, об утверждении
проекта корабля, о закладке или о момен-
те спуска на воду, под’еме флага и зачис-
лении в состав флота, если это было мно-
го лет назад.

Здесь придется встретиться с ‘немалы-
ми затруднениями. Нонадобится наводить
справки в архивах баз, портов, в партий- ~
ных архивах, наконец, в Государетвенном
центральном военно-морском архиве, разы-
скивать современников, очевидцев, учает-
ников событий, которые смогут оказать
помощь своими воспоминаниями или ука-
зать, где имеются те или иные докумен-
ты, и 1. д.

Мы не настаиваем на обязательном
подборе материалов о прошлом по всем
разделам журнала, но считаем необходи-
мым это сделать по истории строитель-
ства, посещениям членами правительства,
народными комиссарами, по дальним похо-
дам, боевым действиям, наградам ит. п.

Помощь кораблям и частям флота в
работе по собиранию материалов и на-
блюдение за ней должны стать на бли-
жайшее время первоочередной задачей и
вновь созданного института историогра-
фов флотов. .

Полученные таким путем материал
придется тщательно изучить, обработать и
сделать на их основании короткие запи-
си на страницах журнала. Иногда неко-
торые документы‘ будут и противоречить
один другому или обнаружится несовпаде-
ние дат, названий, имен и фамилий исто-
рических деятелей, тех или иных участ-
пиков событий и т. п. Тогда потребуются
дополнительная проверка, сопоставление
документов, их исследование. Работа мо-
жет оказаться длительной, сложной и
трудной. Но это не должно смущать со-

Народный комиссар Военно-Морского
Флота СССР адмирал тов. Н. Г. Вузнепов
приказал ввести в действие с 1 октября
1940 тода «Положение 06 исторических
журналах кораблей, частей и соединений
Военно-Морского Флота СССР». Бланки
для ведения этих журналов уже разосла-
ны по флотам.

Однако при проверке кораблей Краспо-
знаменного Балтийского флота выясни-
лось, что на кораблях не только не зна-
ют о том, что на складах порта имеются
такие бланки, но даже, к крайнему удив-
лению, не знакомы с самым приказом о
введении исторических журналов.

До последнего времени в Красном Флоте
существовали «исторические формуляры»,
которые велись по единым формам с Крас-
ной Армией. Однако следует признать, что
за последние годы «историческими форму-
лярами» фактически пикто не интересо-
валея, поэтому их вели лишь в некоторых
частях. Никто не руководил этим делом и
не наблюдал за ним.

Значение «Исторических журналов» ис-
ключительно велико. Известно, какую
большую роль в воспитании ` краснофлот-
ских масс играют военно-морская’ исто-
Pua, история своего’ корабля, ‘части, сое-
динения, флота, какое огромное значение
они имеют в совершенствовании кадров
начальствующего . состава, в строитель-
стве и боевой подготовке флота.

Совершенно очевидно, что именно «Ие-
торичёский журнал» с приложениями K
нему является осповным материалом для
составления истории корабля.

По положению, утвержденному народ-
пым комиссаром, «Исторический журнал»
следует вести па каждом корабле, в с06-
динении кораблей, в частях, школах и
учебных отрядах и. во всех военно-мор-
ских учебных заведениях; он является
своеобразным «послужным списком» ко-
рабля, части или соединения, отражалю-
щим события, имеющие для них истори-
ческое значение. По этому журналу мож-
не нроследить всю жизнь и деятельность
части, найти сведения из истории строи-
тельства корабля, данные о боевой и по-
литической  подготовке, партийно-полити-
ческой работе, об участии в походах и
боях, о наградах -и. отличиях корабля и
его личного состава, о годовых праздни-
ках, знаменах, шефстве и т. д. В прило-
жении к журналу собираются важнейшие
исторические документы — копии . прика-
зов, актов инепекций, записей в журна-
лах посещений, рисунки, фотографии, вы-
держки из донесений и проч. -

Фото И. Драньшша.

` Эти литературные вечера способствуют
увеличению числа активных читателей би-

Оленичев и Потапов,

читали до 15 книг. Их особенно интересу-
ет опыт морских воснных операций. Они

историческую литературу.

В этой комсомольской организации зара-
нее составляют план культурного проведе-
ния выходного дня и намечают мероприя-
тия по организации вечеров самодеятель-
ности и физкультурно-массовой работы.

Комсомольцы другой организации (сек-
ретарь бюро т. Попов) оборудовали своими
силами каток. Теперь здесь под звуки ба-
яна краснофлотды весело проводят свобол-
ное время в выходные и предвыходные
дни.

Готовясь к сдаче зимних норм на зна-
чок ГТО первой и второй ступени, комсо-
мольские организации провели ряд лыж-
ных вылазок. В комсомольской организа-
ции (секретарь бюро.. ВЛКСМ т. Быков)

‚ской организации т. Воронцов не знает,

СОРЕВИСВАНИЯ ЛЬЗКНИКОВ. КРАСНОЙ

разработан и составлен план на весь зим-
ний период. Предусмотрено проведение ря-
да лыжных походов по пересеченной мест-
ности с боевым снаряжением по маршру-
там: Кронштадт-—Ораниенбаум о Ёрон-
штадт-—Шепелево и др. Комеомольцы уже
проходят тренировку на льмвах. Органи-
зуется также хоккейная команда и гото-
вятся конькобежцы,

Однако’ в работе комсомольеких организ
заций есть и недостатки. Некоторые сек-
‘ретари совершенно не интересуются, чита-
ют ли комсомольцы художественную лите-
ратуру. Например, секретарь комсомоль-

кто из комсомольцев читает ‘беллетристику.`

Начальники библиотек мало. проводят
‘консультаций для читателей и читатель-
ских конференций.

Для того чтобы, полностью выполнить
решения отчетно-выборных собраний, и. ор-
ганизовать культурно-масеовую работу,
нужно мобилизовать весь комсомольский
актив и поднять ответственноеть членов
бюро и активистов за проведение культур-
ного досуга личного состава.

Политрун С. ПУГАЧЕВ.

`АРМИН И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

даватель Бричко. Чтобы пройти. диетан-
цию, ему потребовалось 18 минут 47 се-
кун. Вторым был красноармеец Паднас.
Чемпион СССР.в беге. на 10.000 ‘метров. и

в часовом беге младший командир: Ванин

пришел пятым.

После соревнования лыжников Красной
Армии началась эстафета военных моря-
ков. Приз Центрального спортивного клуба
завоевала командь Краснознаменного Учеб-
ного. отряда. подводного плавания имени
Кирова.

«Исторический журнал» ведется в про-
лолжение всего существования корабля
или соединения. Далеко не случайно, что
народный комиссар возложил ведение жур-
нала па начальника штаба соединения, а
па кораблях и в отдельных частях — на
старшего помощника командира корабля и
на заместителя командира по политиче-
ской части,

Необходимо в самый кратчайший. срок
завести «Исторические журналы» и. за-
полнить. их данными как о происходящих
событиях, так и о прошлом, начиная с

ставителей журналов.

В результате в высшей степени важной
работы по составлению «Исторического
журнала» корабль, часть, соединение,
флот будут иметь полную, достоверную
летопись своих славных и замечательных
дёл, а также и тех ошибок, которые в оди-
наковой. степени поучительны для настоя-
щего и будущего.

Начальник исторического отдела
Главного морского штаба капитан
1-го ранга В. КРУГЛОВ.

НОВЫЕ

«Шлюпочная сигнальная книга ВМФ
Союза’ СР». Вознмориздат, 1940 г., стр.
124, ц, З р.

Военно-морское издательство выпустило
шлюпочную сигнальную книгу Военно-Мор-
ского Флота. Она предназначается для пере-
оворов военных кораблей со своими шлюп-
ками и военпых шлюпок между собой, а
также для кораблей Осоавиахима, яхт и
шлюпок пунктов допризывной подготовки.

В приложении к книге даны правила
гребных и парусных соревнований и гонок,
наставление для’ спасания утопающих, &
также командные слова ‘при управлении
шлюпкой и ‘др. ^ Г

А. ‹ МИХЕЛЬСЕН. ‹ «Подводная война
1914—1918 гг.». Военмориздат, 1940 г.,
стр. 138, Ц. 4 р. 45 к.

Пятнадцать лет назад в. Германии был
опубликован труд участника первой импе-
риалистической войны А. Михельеена, в
котором автор рассказывает о хеятельности
германских подводных лодок.

перевод этой книги, приобрэтающей в свя-
зи с войной на море исключительный
интерес.

КНИГИ

Автор’ детально проанализировал и оха
рактеризовал по отдельным ‘периодам
деятельность германских подволных корадб-
лей. А. Михельсен приводит слова из речи
Ллойх Джорджа,  произнесенной осенью
1920 г.: «Еели бы немцы несколько рань-
ше использовали силу своего подводного
оружия, существование Британской импе-
рии стало бы под знак вопроса».

Количество потопленного неприятельско-
го тоннажа BO время войны исчисляется
А. Михельсеном в 12.967.699 брутто-реги-
стровых тонн, в том числе английского —
9.366.256 тонн. В это количество‘ не вошел
тоннаж судов, взорвавшихся на’ минах.
Наибольшего ‘развития подводная война до-
стигла в 1917 г., когда потери торгового
флота, включая потопленные суда нейтраль-
ных стран, выразились в 7.576.497 тоннах.
Ё книге приложены’ 3 таблицы: 1) такти-
ко-технические элементы германских под-
водных лодок, 2) количество подводных
лодок на каждое. 10-е число месяца и
3) успехи ‘подводных лодок ‘в мировую
войну.

Начальствующий состав ВМФ СССР най-
дет в этой книге немало интересного.

Торговое судоходство
и судостроение США

В последнее время. американская печать
уделяет большое внимание развитию тор-
тового судостроения, в; США. Проблема
строительства морского. торгового флота
приобретает особую остроту в связи в вой-
ой в Европе и значительными‘ потерями

‚ британского торгового топнажа.

\ По данным американской газеты «Джор-
нал оф Коммере», тоннаж торгового фло-
та США в 1914 г, был равен 2.970 тыс. т,
8 на 30 июня 1940 г, в США было
зарегистрировано 27.212 торговых судов
общим водоизмещением в 14.018.188 т.

В указанный суммарный тоннаж вхо-
ANT суда всех видов — океанские, кабо-
тажные, речные и мелкие, причем послел-
ние три группы занимают 40 проц. всего
тоннажа. № тому же американский торго-
вый флот, особенно. океанский, имеет. су-
щественный недостаток —= сустарелость
судов.

«Основная слабость нашего торгового
флота. — писала правительственная _ мор-
ская комиссия США в своем отчете за
1937 год, — это большая устарелость.
На 31 изя 1937 г. пол американским
флагом было зарегистрировано 1.422 one-
анских судна (водоизмещением по 2.000т
к выше) общим тоннажем в 8:407 тыс. т.
Из этого Количества 1.306 судов, ‘или
91,8 прод., общим водоизмещением в 7.402
ты. т будут в 1942 г. насчитывать
0 лет службы и выше».

Та же комизсия в своем отчете за март
1939  г. констатировала, что около 99
проц, американских морских грузовых пач
роходов должно быть заменено в течение
ближайших шести лет, Многие америкач-
ские парохолы были построены ускорен-
‚ными темпами еще во время прошлой ми-
`ровой войны и после’ 20-летней службы
‘были предназначены на селом.

Война в Европе принесла америкапским
судовладельнам небывало выкокую кон-
ЮнЕлуру, «Вряд ли какая-нибудь другая

отрасль народного. хозяйства США, — пи-
шет американский журнал «Форейн поли-
си рипорте»;— за исключением, пожалуй,
авиационной промышленности, добилась
таких крупных выгод в результате евро-
пейской войны, как американское торгов
судоходство». Помимо резкого повышения
фрахтов — от 100 до 500 upon, судо-
владельцы использовали создавшуюся кон’
юнктуру. чтобы избавиться от устарелых
сулов на сверхвыгодных условиях.

По данным «Шиппинг Уорлд», торговое
сулно постройки 20-летней давности, груз
зопод’емностью в 8.000 т., уже летом
1940 г. продавалось по цене 10—15
фунтов стерлингов за единицу  тоннажа
вместо 3,5 фунта ов обычное время. Нро-
давая такую «старую лохань» (по выра-
жению английского журнала.— М. Л.),
скорость которой не превышает 10 узлов
в час, американский судовладелец избав-
ляется от лома, наживая при этом 300—
400 прон. Недаром правительство 6 НТА 3a
первые восемь месяцев войны разрешги-

Водоизме-

Типы судов шение (т)

С1 грузов 5.000
Gea, 6.200
GB! ey 8.900
СЗ грузо-пассаж. 9.200.
Грузов. особ. типа : 9.000
Грузо-пассаж. особ. типа 9.000
Лайнер 30.000
Танкер 11.500

ло продать за границу 160 судов общим
водоизмещением в 586 тыс. регистровых
брутто-тонн, из них 102 торговых паро-
хода со средним сроком службы в 22,7
года каждый, 13 судов, отелуживших по
25 лет, ит. х.

В то же время США быстрыми темпами
строят новые окванские суда — тепло-
ходы и парохолы -— взамен. устаревших.
Программа ‹ пового судостроения осуще-
ствляется пол руководством  правитель-
ственной морской комиссии, созданной в
1936 г. и облеченной большими полномо-
чиями. По признанию американской ианг-
лийской печати, эта комиссия, во’ главе
которой стоял ранее известный промыш-
ленник Кеннеди, a ныне адмирал Ленл,
развернула энергичную деятельность. На-
циная с 1936 г. комиссия разместила на
американских ` судостроительных верфях

заказы на 141 сулно общим. водоизмеще-
нием в 1.047 `тые. брутто-тонн. Тоннаж
и типы заказанных судов видны из сле-
дующей ‘таблицы. é

Число

Грузоподъ-   Мощность Проектная судон
емность (т)   Механизмов   скорость Каждой
(л. с.) хода (узл.) серии

7.400 4.000 14 38
9.000 6.000 15,5 43
11.900 8.500 16,5 25
11.000 9.000 16 1 i
35.000 87.400 22 1
16.100 6.150 16,5 12

ЕЕ Е ОО ААА ЗВ ee erensenty

Всего

После возникновения европейской вой-
вы программа американского торгового гу-
дестроения была расширена и выполне-
нио ее ускерено. Данные иностранной пе-

г

-   —   141
чати о пынешнем судостроении США рас-
ходятся межлу собой. К концу 1940 г., по
данным газеты «Нью-Йорк таймс», морская
комиссия США разместила заказы па 174

‘окванских парохода общим водоизмещени-
ем в 1.900 тыс. т. Из числа заказанных
судов 47 уже построены и вошли в с0-
став торгового флота США.

Следует подчеркнуть, ‘что ‚при. построй-
ке новых торговых судов в США ocodoe
внимание обращено на возможность ис-
пользования их для военных целей. — в
качестве ‘крейсеров и вспомогательных су-
лов для военно-морского флота. Ни один
корабль не может быть заложен на вер-
фях США без того, чтобы его конструк-
ция и чертежи не были одобрены специ-
альным отделом морского миниетерства.

Примером нового типа торговых корадб-
дей, построенных с учетом их использо-
вания в военное время, может служить
спущенный   сентября 1940 г. на воду
крупнейший американский, лайнер «Аме-
рика» водоизмещением в 35.000 т. Длина
его корпуса — 220 метров, скорость хо-
да — 24 узла. Устройство и оборудова-
ние этого сулна свидетельствуют © том,
что’ его конструкторы пытались сообщить
сху повышенную остойчивость и живу-
честь, 0 том. что этот лайнер рассчитан
на военные цели, свидетельствуют и па-
лубные крепления для установки орудий, и
14 поперечных водонепроницаемых перебо-
рок, ‘и автоматически запирающиеся из
одного центра’ управления 59 дверей в пе-
реборках, и все оборудование, изтотовлен-
ное из невоспламеняющихея материалов, &
также 0собое оборудование для обнаруже-
ния и локализации огня. Этот лайнер может
быть быстро превращен в авианосец; по-
мимо того, он может служить быстроходным
транспортом для неревозки войск.

В июне * 1940 г, правительственная
морская комиссия США об’явила конкурс
на постройку еще двух таких лайнеров
вотоизмещением в’ 35.500 т: кажлый тля
обслуживания тихоокеанских линий. Что-
бы поощрить парохолные компании к 10+
стройке судов с ‘изаншним запасом проч-
ности M скорости, необходимым для’ воен-
ных целей, морская комиссия отпускает
большие субеилии, тостигающие 50 проч.
стоимости постройки корабля,

Протокциониетскую . политику в отно-
шении ‘американского судоходства и Cy-

достроения правительство США проводит
He 0 вчерашнего дня. Оно исходит. при
этом не только из коммерческого значения
торгового ‘флота для. внешней торговли
США и завоевания новых рынков, но так-
же из того, ‘что торговый флот является
резервом военно-морского. 3

Еще в прошлую империалистическую
войну США приступили & постройке боль-
moro торгового флота, затратив на это бо-
лее 3 млрл. долларов. Но это строительство
было впоеледетвии признано нерациональ-
ным: построенные наспех железные, дере-
вянные п  бетонтые суда с малой ско-
ростью” хола не могли выдержать после
войны конкуренции с более экономичными
и быстроходными иностранными судами.

В 1928 г. американекое судохолство и
вулостроение получили новый, мощный ‘тол-
yok для развития. В конгресее ‘был’ про-
велен закон Джонса-—Уайта, давший ‘аме-
риканскии  парохолным компаниям ряд
больших льгот и преимуществ. Был созлан
оборотный фондов 250 илн. долларов, из
которого частным компаниям выдавались
есулы на постройку сулов в размере ло
75 проц. стоимости строительства; амери-
канские пароходные компании’ получили
выгодные ‘‘правительственные контракты
на перевозку почты; иностранное сулохол-
ство было исключено из американской 26-
тширной и весьма прибыльной каботажной
торговли. ;

Третьим шагом в этом направлении яви-
лись морской закон 1936 г. и создание
правительетвенной морской комиссии, ко-
торая ваяла пол свой контроль все торго-
вое судоходство и судостроение в США,
стала широко субсилировать строительство

новых улов, ‘установила новые льготы
лля парохоловлалельцев.
‚ Американские  пароходные компании

спешат полностью использовать исключи-
тельно BEITOINO сложившуюся для них
вон’юнктуру. котла охваченные войной ка-
питалистические страны Европы вынужде-
ны были прекратить свою внешнюю мор-
скую торговлю или сократить ее ло мини-
мума. Парохолные компании США yerano-
вили новые рейсы на Дальний Восток,
участили свои рейсы в порты Южной Аме-

‘

рики и других стран. Так, пароходная ком-
пания «Мур-Мак-Кормак Лайнс» увеличи-
ла число пароходов на своей южноамери-
канской линии © 7 до 16.

В США еще ло начала нынешней вой-.
ны была издана в агитационных целях
карта, назначение которой — показать,
что американские товары следуют во все
порты мира и должны следовать на аме-
риканских судах. Более частые и важные
по грузовым оборотам рейсы обозначены,
Ha карте жирными линиями, более ред-
кие—тонкими. Варта создает впечатление.
булто весь мир опутан паутиной амери-
канских линий. Английский журнал «Шип-
пинг Уорлд», перепечатавший эту карту,
сопроводил ee следующим замечанием:
«Легко себе представить, насколько жирнее
будут выглядеть все эти ‘линии, если та-
кую же диаграмму начертить после того,
как в Евроне будет наконец ‘восстановлен
мир». ;

Высказывания по поводу успехов амери-
канского судоходства пока находят отраже-
ние лишь на страницах специальной пе-
чати,. Широкая ‘английская и американ-
ская печать не затрагивает этой пробле-
мы. Сейчас, когда подводная и воздушная
война ‘на морских коммуникациях Англии
достигла’ крайнего обострения, когда eate-
дневно уничтожаются английские суда,
громче всего звучат разговоры 0б амери-
канской помощи Англии — не только са-
молетами, орудиями, танками, но и воен-
ными кораблями и торговыми сухами. По
сообщениям печати, США усиленно прода-
ют Англии старые суда и строят для нее
новые. Англия заказала в США 60 паро-
ходов по 10.000 т каждый. «Нью-Йорк
таймс» призывает, ввиду’ большой загруз-
ки и перенапряжения верфей, вернуться к
постройке стандартных деревянных, желе-
зобетонных и других судов облегченного
типа, как в прошлую империалистическую
войну, по принципу: лучше хуже, да
больше.

Борьба, за самое существование Британ-
ской империи отодвинула в Англии на зал-
ний план все. прочие проблемы, в том чис-
ле и проблему господства в мировом торго-

вом судоходстве. М. ЛАЗАРЕВ.