——2
ОТВАЖНЫЕ ПОЛВ
kok ok rae ee
В море Уверенность
я мн мае, Зе ба we ee Sok командира

Из многих торпедных ‘атак, проведен-
ных капитан-лейтенантом т. И., sue’ oco-
бенно запомнилась последняя — зачет-
ная.

Корабль-мишень шел ломаными курса-
ми. Как известно, такое маневрирование
«противника» создает особые трудности
для производотва меткого торпедного. залпа,

„Подводная лодка, которой командует ка-
питан-лейтенант ‘т. И,, погрузилась, когда
цель быдла еще’ за пределами видиЯости,
Корабль показалея на’ большом расстояний.
Он шел’ быстрым ходом, ‘беспрестанно ме-
няя курс.

Hata задача’ заключалась в том; чтобы
ветротиться с кораблем-мипюнью в наибо-
лее короткое время: Но это не так про-
CTO: «противник» обладал огромным пре-
имуществом — ходом, i

Тут и проявилось высокое мастерство
командира подводной лодки. :

Благодаря точным расчетам он’ сумел
выбрать самый выгодный угол встречи с
кораблем, и лодка очень скоро  летла
на боевой куре для производства ‘торпед-
ного залпа.

Бак всегда, т. И. подал команду хлално-
кровно, ‘уверенно, Торпеха настигла цель
и «поразила» ее: она прошла под самым
килем корабля-мишени. Атака получила
отличную оценку командования части.

Так блестяще закончил учебный’ год ка-
питан-лейтенант т. И. Все торпедные атз-
Би, проведенные им в 1940 г., имеют
только отличные и хорошие оценки. Он
заслуженно пользуется на Северном флоте
славой мастер» торпедных залпов.

Бапитан-лейтенант т. И. обладает or-
ромным опытом, глубокими знаниями и
твердой командирской волей. Эти качества
‘подвергались много раз самым серьезным
испытаниям.

Как-то подводная лодка находилась в
море по специальному заданию командова-
‘ния. Погода. была штормовая, волна дохо-
дила до 11 баллов.

У одного из торпедных аппаратов был
выведен из строя волнорез, Сбитый кусок
волнореза непрерывно ударял по передней
крышке аппарата. Необходимы были немед-
ленные меры. о

Командир тотчас принял решение. Пох
ето руководством бойцы, невзирая на силь-
ную качку, четко выполнили его приказа-
ние, предотвратили аварию.

В дни боев против белофиннов т. И.
показывал образцы личного мужества, спо-
койствия, бесстрашно свой ПОДВОДНЫЙ
корабль на выполнение боевых заданий.

Правительство наградило капитан-лейте-
  нанта т. И. орденом.

Специальность т. И.—минно-торпедное
оружие. Он знает его безукоризненно. Пол
руководством т. И. выросли отличные, гра-
мотные специалисты. Назовем хотя бы из-
вестного на нашем флоте торпедиста млад-
шего командира т. Вруль, награжденного
медалью «За боевые заслуги». 1

Но капитан-лейтенант т. И. знает не
менее хорошо и электромеханическую часть
своего корабля, он в совершенстве изучил
`механизмы подводной лодки. Поэтому ко-
рабль, которым он командует, в продолже-
ние трех лет не имеет ни одной аварии.

Старщий политрук Д. ИВАНОВ.

па этот раз как-то особенно приветливо;
В море стоял штиль, и только пологая
зыбь слегка покачивала лодку, оголяя
вздутую часть булевых систерн. Военно-
MOPCKOH флаг слегка развевался от надвод-
Horo хода. На море царило безветрие. Ви-
димость была исключительно хорошая.

Прямо по носу играла стая касаток.
Они выскакивали из воды и перевора-
чивзлись в воздухе. Их тела блестели,
освещенные соднечными лучзми, Бойцы
в любопытством наблюдали за искусной
‘игрой касаток. Своим  поредением они
предсказывали хорошую погоду.

Подводная лодка уходила на Север все
дальше и дальше от своей родной бухты.
Впереди безгранично расетилалось широкое,
раздольное и глубокое море.

В условленном месте командир вскрыл
врученный ему командованием пакет.
Вахтенным командиром стоял штурман
‘лейтенант Бродецкий. Этот поход для него
явился необычайным: у него отсутетвова-
ла предварительная прокладка, выход
произведен по тревоге.

Подходила ночь. Штурман с нетерпением
жлал поворота, пока еше хорошо виден
полуостров. Штурман следил за команди-
ром так же бдительно, как и 33 горизон-
том. А когда командир вытащил из бокового
‚кармана конверт, то его лицо засияло ра-
„достью. Наконец-то дождался!

— Вахтенный командир, курс... rpa-
дубов: :

— Есть, товзрищ командир, курс...
градусов, —— отрепетовал OH команду, и
ка быстро покатилась влево, как будто
она этого только и жлала —

Боевая залача, лля выполнения которой
шла лодка, стала известна. ЁВомандиры
боевых частой довели ее до каждого бойпа.
Боевые части соревновались межлу собой.
Командир принял решение еще раз прове-
рить готовность корабля проведением бое-
вых учений.

И неожиданно задребезжал ‘по отсекам
‚звонок, об’являя артиллерийскую тревогу.
Bee заработало с молниеноеной быстро-
той. Бойцы — на своих местах. Клапаны
и переборки належно задранвалиеь. Отсеч-
ные аварийные партии изготовляли к лей-
ствию аварийные доски. Каждый—на своем
месте, и каждый знает, как его необходимо
занимать. Трап центрального поста хрожал
от ударов ног. Последней занимала места
прислуга подачи боезапаса. .

Управление огнем вел лейтенант т. Но-
’сачев, имеющий большой опыт практиче-
ских стрельб. Артиллерийская прислуга
гордилась, что ею командует опытный
артиллерист, и в свою очередь отвечала
высокой боевой организованностью.

Орулие комендора Измаилова ‘работало

Jame не рассматривала трапы, а, держась
руками лишь 3% коминге рубочного люка,
молниеноено падала вниз. Подводная лод-
ка сперва медленно, & потом все быстрее
уходила на глубину. Стрелка глубомерз,
содрогаясь, полымалась вверх. Всем уже
вазалось, что полводная лодка избежала
тарана, но «противник» на значительной
тлубине ударил своим корпусом в рубку.
Подводная лодка, получила диферент ua нос
и стремительно пошла вниз, где на карте
значилась большая глубина.

Через люк вода хлынула в центральный
поет. Центральная помпа и трюмные р-
ботали полным ходом на отлив, но коли-
чество воды увеличивалось.

— Нарушен люк, вода идет через саль-
ник привода управления рулем, — доложил
спокойным голосом старший инженер-ме-
ханик Михайлин,

— Залелать пробоину! — приказал ему
командир лодки.

Or частичного продувания главного
баласта лодка задержалась на глубине,
Личный состав работал четко, как
часовой механизи. Пробоина была быстро
заделана. Старшина трюмных Абасков и
трюмный Инюткин показали высокие об-
разцы работы в затемненных условиях,
как в освещенном отсеке. Боцман вырав-
нял диферент и на ровном киле свободно
повел подводную лодку на заданном курсе.

Вомандир остался доволен. Это было
учение, но не обычное, & с нарушением
терметичности корпуса, погружением с от-
крытым атмосферным клапаном верхнего
‘рубочного люка. Учение проводилось в
условиях, когда лодка мгновенно получала
большую отрицательную пловучесть, Стар-
ший инженер-лейтенант Михайлин много
поработал над решением этой сложной за-
дачи, добившиеь общей  сработанности
всего личного состава.

Наступила ночь. Видимый горизонт по-
темнел. Лодка следовала в надводном по-
ложении. Клапаны дизеля четко отбивали
знакомый всем ритм. А когда мотори-
CTH открывали  индикаторный клапан
для проверки вспышки, дизель «захлебы-
вался», и вахтенный командир насторо-
женно прислушивался.

Небо загоралось мерцанием бесчислен-
‘ных звезд. Горизонт отчетливо выделялся,
& это было главное в астрономической ра-
боте штурмана Бродецкого. Подняв голову,
он увидел бесчисленное множество звезд.
Штурман читал звездное небо, Kak xopo-
шо знакомую книгу.

— Штурман, начнем, — сказал‘ из-под
козырька мостика командир.

Лейтенант Бродецкий, поймав звезду,
аккуратно, спокойно повел ее к горизонту.
Потом стал покачивать кисть с секстаном,
не отрывая глаз от окуляра’ зрительной

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ОДНИКИ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

отлично. Несмотря на бортовую качку,
которую создала океанская зыбь, орудие

бесперебойно на всех курсовых углах вело
огонь и не зря от лейтенанта получало

одобрительную оценку.

«Бой» протекал слаженно, во всем
чувствовался богатый опыт повседневных
тренировок. Но «противник», имея пре-
имущества в ходе, лег ‘на пересечение
курба с целью таранить подводную ло1-
ку. Дальше вести огонь смысла не имело:
погибая, «противник» решил уничтожить
и лодку.

— Срочное погружение!..

Лодка погружалаеь без команд по ревуну.

a

трубы, и в момент касания звезды с гори-
зонтом кричал: «Ноль!».

Командир записывал моменты, а штур-
ман — отсчет высот. „Прошло некоторое
время, и штурман,
мостик. Его определение от курса находи-
лось в расстоянии одной мили. Звезд уже
не было. Небо затянуло облаками. Подул
норд-ост. По запросу вахтенного коман-
дира вахтенный центрального поста с00б-
щил, что кривая барографа резко падала
„ВНИЗ. ,

Подводная лодка уверенно шла своим
курсом на выполнение боевой задачи.

Капитан-лейтенант В. ДЕНИСОВ.

ГОРДОСТЬ.

В первом отсеке не спали. Когда, сме-
нившись с ночной вахты, лейтенант. До-
нецкий нашел свободную койку и лег, с
наслаждением вытянув ноги, радист Три-
фонов продолжал подшучивать над комен-
хором Береговым.

Никто не заметил в темноте, как в ST-
секё появился лейтенант, и разговор не
прекращался. Донецкий стал прислуши-
ваться. Он не застал начала, но все же
понял, о чем идет речь. Артиллерист Бе-
реговой оказался в олиночестве, и ралист,
поддерживаемый рулевыми и электриками,
безжалостно подтрунивал над замковым:

— Ну, согласись, согласись же, милый
человек, HY, что такое твоя артиллерия?
Одно дело, скажем, рулевые, электрики.
Или, например, радиеты. Куда без нас де-
нешься?

Когда Трифонов исчерпал все свое ост-
роумие и одобрительные реплики рулевых
смолкли, Береговой приподнялся на локте
и, обращаясь сразу ко всём, спокойно
спросил:

— А про артиллеристов «С-1» забыли?

И, не ложлавшись ответа, стал. подроб-
но рассказывать о знаменитом поединке
артиллеристов Краснознаменной подводной
лодки с неприятельскими самолетами. Оп
говорил Tak убежденно, приводил такие
подробности, словно сам участвовал в этом
поучительном бою.

Прислушиваясь к словам своего полчи-
ненного, лейтенант Донецкий вспомнил,
как он, находясь на Балтике, встретил 0о1-
нажды замкового Берегового, беседовавше-
го с артиллеристами «С-1». Донецкий наве-
стил тогда своего старого приятеля по
училищу имени Фрунзе командирё БЧ-2
Краснознаменной лодки лейтенанта-орлено-
носца Баканова. Уходя, он увидел Бере-
тового возле пирса. Рядом с ним стояли
кеменлоры «С-1». Это тоже была встреча
друзей по Учебному отряду подводного
плазания.

«Вот откуда он так осведомлен о всех
подробностях этого боя», — подумал До-

нецкий и с удовольствием продолжал слу-

шать вдохновенный рассказ замкового.
Береговой увлекся. Голос его звучал

сильно и уверенно, он находил крепкие,

остроумные слова, и никто, никто ни разу ‹

не прервал его. Так говорить может толь-
ко тот, кто страстно любит свое оружие,
кто гордится своей бозвой профессией. ПН
когда он заключил свой красочный рас-
сказ словами: «Так вот она какая, моя ар-
тиллерия!», радист сконфуженно пробормо-
тал:

— Да ведь я только пошутил, дру-
HUMIC.

С той ночи лейфенант ‘Донецкий стал
относиться к Береговому с еще большим
уважением. Он всегда любовался, как
уверенно и красиво действует у орулия
замковый, как старательно и бережливо,
с какой-то особенной нежностью перебирает
он системы, просматривает механизмы на-
ведения.

Тут у артиллеристов подводных кораб-
лей свои, северные трудности. Волны по-
крывают орудия тяжелыми  наростами
льда, от сильных и частых морозов загу-
стевает смазка, и механизмы перестают
вращаться. Работать приходится в пургу,
руки коченеют, но надо работать — и лю-
ди работают.

Эти северные ‘трудности вырабатывают
крепкий, сильный характер, твердость,
выдержку, и — Донецкий чувствует это
по себе и по другим — в единоборстве со
стихией рождается злое человеческое уп-
рямство.

Донецкий проходил практику на, Черном
море, на Балтике, на Тихом океане.
служить пришлось на Севере. И здесь он
познал то, чего ему еще не приходилось
испытывать ни на одном театре.

Север не делает скидок ни на возраст,
HH на отсутствие опыта и стажа. Суро-
вый режим Баренцова и Белого морей. ера-
зу определяет качества человека. Лейта-
нант поглядывал на командира лодки,
старого полярника, пришедшего на Север
с первыми боевыми кораблями. Поглядь-

довольный, вышел на

вал с нескрываемой завистью. Сколько в
нем силы, какое спокойствие и какая уве-
ренность!

А ведь команлир пришел на Северный
флот ещё более молодым, и ему, начинаю-
щему штурману, было очень туго. Он сра-
зу получил огромную ‹ астрономическую
практику: ‘определялся’ по звездам, по
солнцу-—скупому‘ зимой и ‘щедрому летом,
но чаще всего (в зимние месяцы) — по
счислению:

Вот когда вырабатываются решитель-
ность, разумный риск, смелость,

Надо было научиться входить в горло
Белого моря. «Орловекие  кошки», как на-
зывают поморы надводные и похводные
камни, тянутся ‘здесь грялами на протяже-
нии нескольких миль. Требуется тонкое,
подлинное мастерство штурмана, чтобы
провести корабль среди этих «кошек».

Нало было познакомиться с сильными
приливными и ’отливными течениями Ба-
ренцова моря. Можно выучить на-зубок
все страницы специального атласа, но
этого будет еще мало. Болыше плавать,
чаще самому швартоваться, производить
расчеты без посторонней ‘помощи, —тогда
страницы зтласа приобретают настоящую,
ощутимую силу.

Прошло. несколько лет, штурман стал
командиром лодки. И когда флот получих
ответственнейшее задание партии и пра-
вительства, это доверили ему. Доверили,

3 (657)

4 января 1941 г. № ==

ххх \

Слава корабля ,

Осуществились многолетние мечты CO-

ветских конструкторов, кораблестроителей;
Военно-

подводников; (на вооружение
Морского Флота нашей великой социали-
стической родины поступили мощные под-
водные корабли, воплотившие в своей
конструкции, боевых механизмах и прибо-
рах самые смелые дерзания советского на-
рода. 1
Управлять новой, сложной техникой
способны люди, обладающие обширными
знаниями. А здесь, на Севере, от тех,
кому доверены боевые корабли, требуются
особые знания, особая воля, характер и
нервы; И если командир корабля сам о5-

лалает такими знаниями и особой, север-

ной твердостью, если уверен, что у всех
‘`механизхов стоят крепкие’ и знающие

свое лелб команлиры и бойцы, он может

смело итти в любой район на’ выполнение
любой боевой задачи, ahs

Трудно делить отсеки подводного кораб-
ля на’ более значительные п менее значи-
тельные. Трудно назвать такой двигатель,
прибор или магистраль, которые представ-
ляют бльшую или меньшую важность,
Олнако, не’, умаляя значения остальных
подразделений и групп, хочетея все’ же
выделить группу, обеспечивающую кораб-
лю движение в налволном и подводном
положении, решающую его маневренные

качества.

Командует этой труппой молодой спе-

циалист старший инженер-лейтенант
т. Карачев. Он окончил училище им.
‘Дзержинского всего несколько месяцев

назал и прибыл на Север.

Трудно было бы т. Карачеву так бы-
стро и хорошо освоить свое разнообразное
и сложное хозяйство, если бы во главе
этой группы не стоял опытный, исключи-
тельно преданный делу старшина т. Воро-

нов.

Тов. Воронов — прирожденный, потом-
ственный северянин. Он вырос на родине
известного капитана-полярника Воронина—
в. Сумском Посаде, Беломорского района,
Карело-Финской ССР. И отец и. дед его
хорошю знали море, искусно ходили Ha
веслах и пол парусом, промышаляли рыбу,

сплавляли лес,
Николай Воронов

с волой с малых лет. А уже к шестнадцати
голам он стал плавать на буксирном
сначала учеником
машиниста, кочегаром и затем помощни-

пароходе «Прогресс»

ком механика,

Знание судовых лвигателей и нелегких
условий плавания в_ Белом море, Канда-
лакшском заливе, на Печоре пригодилось
ему, когда в 1934 г. его призвали на
службу в Военно-Морской Флот. Он отлич-
учезу в отряде подводного
плавания, был оставлен там инструктором,
плавал на подводной лодке и участвовал
в строительстве и монтаже корабля, вместе
с которым прибыл на’ Северный флот уже

Яо окончил

сверхерочником.

Помор Воронов по-настоящему любит
свою профессию  подводника-
моториста. Свое заведывание, 13 и весь

Север и

Возвращение с похода.

зная, что оп сумеет осуществить` этот
опасный и почетный поход’ к берегам
Гренландии на подводном корабле.

Сейчас 0б эпизодах похода можно рае-
сказывать с улыбкой. И действительно,
все смеются, когда вспоминают, как од-
нажды GipH сильном крене вышел из
строя гирокомпас, свет погас, и люди па-
дали с коек кто куда. i

Трагедию этого момента испытали на
себе особенно те, кто был наверху. Ру-
левой Кузнецов оказался за бортом, в
леляной воде. Его спасла лишь собствен-
ная находчивость: он успел уцепиться
одной рукой за антенную стойку. Вахтен-
лый командир Ведяев был привязан к. по-
перечному креплению  перископов; вол-
на ударила его с такой силой, что и он
едва пе был сброшен © лодки; А коман-
дира отделения торпедистов Киселева вол-
на пропесла с мостика через. рубку, два
люка — прямо в отсек. Киселев поднял-
ся, отряхнулея и долго He мог понять,
как он сюда попал.

Да, теперь 0б этом можно вепоминать
спокойно, посмеиваясь.

Но были и так называемые рядовые
походы, дни которых казались долгими
месяцами, и о них. люди также помнят
очень хорошо, ибо в такие дни возра-
стает уверенность, человек становится
взрослее, сильнее и упрямее.

Донецкий — юноша, молодой лейте-

лабас плохо свыкались с необычной дл

же познакомился

Черноморец
на Севере

Кажется, ‘нет такой области челом.
ской деятельности, в которой больше

давно. уже не опрокинули бы все супы

Прекрасный специалист, он В 70 28  возавшие поиятия о темпах, сроках, пера
время и замечательный воспитатель. лИЧ-   позцожностей,На наших глазах women
ного состава. Как и’вее жители Севера,   („сказочной быстротой воздвигаются 1
т. Воронов малоразговорчив, ПРОИЗВОДИТ   0,3 заводы-гиганты, прокладывают }
впечатление несколько угрюмото, замкну- роги, прорываются каналы...
того человека. Но, когда наблюдаешь ето  ` реего несколькими годами иечислены
в работе, когда видишь, как он тернеливо,   с ществование Северного флота. Но мы у
настойчиво и умело обучает своих поДЧИ-   ожем твердо и ‘уверенно заявить, чз
ненных, это впечатление быстро PACCeH-   этот театр освоен военными Морявами т.

корабль, он освоил превосходно. Механиз-
мы, магистрали, приборы он изучал и по
чертежам,/ и по схемам, и лично все много-
кратно облазал, прощупал, испробовал.

вается. пей страны, что морские рубежи на св» \
Метод обучения q него очень простой,   Советского Союза охраняются крепи т ;
рабочий — показ. Показывает и об’ясняет   падежно.

бойцам он так доходчиво, толково, после-  Среди командиров подводных лохок те.
довательно, что людям сразу становятся   шей части мало старых северяи, Тет, пу
понятными очень сдожные и запутанные   служит здесь около двух лет, мы уже нь.
системы, зываем . старожилами,

Он заставляет мотористов прощупать  He годы, & считанные месяцы NOTE.
своими руками каждую магистраль, каж-   вались тов. Б., чтобы стать олним из тк.
хую тайку, заучить все движения, прика- довых командиров. Личный состав’ лодки,
зывает сотни раз обойти все механизмы.   которой командует старший лейтенант т. ,
«Тогда запомнишь на всю жизнь», ——  вправе гордиться почетным первенств,
люворит старшина Воронов. завоеванным по артиллерийским стр.

ii ко   бам. $
eco ee a ава OH Тов. Б.-——еще совсем молодой команд,
предлагает зачертить на листе бумаги все   Он окончил училище имени Фрунзе толь
увиденное и услышанное. Потои yerpau-  Четыре года назад. В 1939 году, поз
вает опрос. Строгий, придирчивый, он   УЧебы na Высших курсах усовершюнсти
придумывает самые каверзные вопросы,   Вания командного состава, он Hants Mm
самые необычайные «аварии» механизмов.   Мощником командира лодки Hf a

Takok xerox очень хорошо закрепляет   MP 2 в декабре был списан на Севорн

oT.

знания, дает людям ориентировку и BoC- т 1940 тодь ему было доверн
питывает умелых и расторопных бойцов.   самостоятельно команховаль подвохной 10}
Своей любовью к Северу Воронов зара-   кой. С тех пор прошло только 9 Moca.
жает и молодых бойцов, прибывающих на   Цев, но тов. Б. уже успел сделать очет

много, добилея серьезных успехов в б01
корабль, Его труппа недавно поболнилаеь   политической подготовке, решения

тремя мотористами — уврапицами Блапа-  огневых задач лодка заняла первое ихто
тенко и Балабасом и горьковчанином Пач-   по всему соединению. °
колиным. Они приехали на Северный   Нелегко ему, разумеется, было прави.
флот в октябре этого года, когда здесь уже   КАТЬ К новому, да еще котакому трудном
театру, как северный. Когда он ехал ска,
было много снега и наступала продолжи- [у рассказывали самые мрачные вещи
тельная полярная ночь. рисовали перед ним необычайные страли,
Первые дни южане Клапатенко и Ба- .Но тов. Б. оказался не.из пугливых и н-
я Рил в свой характер, в свои силы и в 02%
желание стать мужественным и волевых
них обстановкой, И вот когда Воронов — подводником-северянином,
этот угрюмый  помор — начинает рас-   Освовние театра начинается еще пз.@-
сказывать новичкам © Севере, © его  ету, за рабочим столом, с изучения карт,
своеобразной красоте, о ето несметных И ИИА ИНО ay
богатствах, он становится неузнаваемым,   „и ОН и учив  етеорологически
Его слова звучат убежденно, он рисует   условия районов плавания, можно сме
яркие картины сказочного края, который   выходить в море и решать задачи. j
нельзя не полюбить. Старший лейтенант тов. Б. — хороший

. артиллерист, Но до сих пор ему приходи-
И поди становятся патриотами Севера лось проводить артиллерийские стрельбы
HAEPROLGIT. FAMCURTD TYME Tea Lay a) MOyi  совершенно иной, отличной от Север
я северные туманы, снежные Заря ‘г атовке, Однако он прилагает все‘ уси-
лы. Вею свою энергию они переключают   тия чтобы и здесь, в штормовую погоду,
на лучшее освоение механизмов, магистра-  5 туцан, при наличии приливных и отли.
тей, приборов. ‘ ‘вых течений, хорошо и отлично решать
Грунпа мотористов — лучшая, перело- артилзерийские задачи.
вая на этом корабле. С тордостью за  Он лично тренирует своих комендоров.
старшину Воронова, за командиров отделе- cone Te oan aoe Sea hee
is HH ; ‚ про-
ний Михеева и Лазарева, ‘sa моториетов ведя учения в ‘условиях, напоминающих
мы товорим всему личному составу под-   боевую обстановку. ^
водной лодки: 3a несколько месяцев он крепко спзял
— Учитесь у пятого отсека, берите   личный состав своего корабля, научил нз-
с него пример! возчика Мирошниченко, установщика Ба-
в жанова, подноечика Гнатюка и других 60й-
Капитан 3-го ранга В. УТКИЯ,   пов стойко переносить шторм, отлично со-

нант — как-то незаметно для самого себя
приобретал в первых же походах эти ка-
Чества, учась у командира его выдержке,
стойкости, умению преодолевать. трудно-
сти и лишения.

На него тоже поглядывали бойцы. По-
глядывали с любопытством, а позже — с
Уважением, и он. становился для них хо-
рошим примером, таким командиром, ко-
торому хочется подражать.

Север называют родиной мореплавате-
лей. А военные моряки, пришедшие на
Север всего лишь несколько лет. назад,
говорят 06 этом суровом театре с уваже-
нием: «Кузница моряков».

Теперь уже можно товорить о целых
поколениях командиров, штурманов, меха-
ников, торпедистов, артиллеристов, связи-
CTOB, политработников, которые выросли,
воспитались, возмужали на Севере.

Орденоносец капитан 3-го ранга Ко-
лышкин пришел сюда младшим  лейте-
нантом, командиром торпедной группы.
Волышкин вспоминает, кем были тогда
плававшие с ним на одной подводной
лодке политрук’ Луговой, воентехник 1-го
ранга Смертин, старший политрук Соснин
воентехник 2-го ранга Гончар... :

— Ну, да, Луговой был старшиной
электриков, Сейчас он секретарь партий-
ной комисени в одной из частей. Соснин...
‚ Так ато же наш боцман!.. Да, он те.
перь заместитель командира надводного

управлять боевыми механизмами, ‹
Бывает порой, что волна сбивает люлей
в ног, тов. Б. докладывают, что прицел

„ заливает и им невозможно пользоваться,

Но командир лодки не’ прерывает учения
И не отменяет вводной. И люди продол
жают действовать, задача решается до кон-
ца и решается отлично.

Возвраацаясь из продолжительных похо-
дов, тов. Б. продолжает тренировку и уч
бу личного состава. Он никогда не ха-
дуется на трудности. Можно быть yneper-
ным, что, обладая такими качествами,
старший лейтенант тов. Б. станет pely-
щим  командиром-подводником  Северною
флота,

Старший лейтенант Н. ЕГОРОВ,

A ERY SAE ДЕБИЛ ит... оотыие > стили

корабля по политчасти... Смертин плавах
старшиной трюмных, a Гончар — торие-
дистом. 0ба работают ныне в штабе фло-
та. Вот как выросли первые подводники
Севера!.. . Ryn

0 них уже говорят как о’ старожилат.
Но вслед. за ними на Север приходил
важдый год все’ новые и ‘новые ‘люди: 6
Тихого океана, с Балтики, с Черного м
ря, питомцы училищ и отрядов. Молодые,
они с опаской поглядывали на скалистые
берега; поеживаясь от туманов н CHS
ных зарядов.

Проходит год, другой, и они тоже си 1
новятся старожилами и очень неохоти,
смущаясь, вспоминают былую робость п
радушно встречают. новичков. Тах поко-
ление за ‚поколением. приходит на новый
флот, обретая здесь зрелость и Мужество,
закаляя волю’ и характер.

Вчерашний юноша, лейтенант Донецкий
уже смело решает артиллерийские 324-
чи. Он провел за эти два года немало
стволиковых и. калибровых стрельб, нод
сих пор хорошо помнит каждый зал,
корректировку, помнит, когда и как д:
ствовал личный состав.

С пего и спрашивает теперь команир
лодки все больше и все строже. Чаше т
чаще обращается он к учебнику, к «№
скому сборнику», к газетным вырезкау,
Не стесняясь, он идет к управляющей
артогнем надводного корабля, к флагман:
ским специалистам, расспрашивает, со
туется по методике обучения орудийното
расчета, по уходу зз материальной часть,
«Вот мечтаю еще выбрать время ддя 3!
глийского языка...»

В сердцах
моряков Северного фл
живет хорощее, благородное чувство. №
а Гордость за доверенную чет
морские рубежи на севере и!
шей родины. pan

Старший политрук

А. ПО
Canepa gave, ПОНЕВЕЖСКИЙ,