ЗА ди

(В порядке

Недавно в подразделении было назначе-

HO KOMCOMOIBCKOG собрание первичной
организации, лосвященное состоянию
воинской дисциплины среди членов

ВАЕСМ, Доклад должен был сделать коман-
дир роты.

Комсомольское бюро провело большую
подготовительную работу. Члены бюро и
активисты беседовали с комсомольцами,
учитывали их предложения,

Rax  извебтно, собрание открывает
секретарь комсомольского бюро, Но по не-
понятной причине командир роты ре-

шил изменить это правило, ° На 10 ми-
нут ранее назначенного времени он собрал
комсомольцев и без ведома руководителя
бюро открыл собрание, Для его ведения
не набрали даже президиума.

Вольно или Невольно командир роты
нарушил вкутрисоюзную демократлю, По-
чему это произошло? Повинен ли в этом
командир подразделения? Бесспорно, от-
части он виноват, но главные ‚виновни-
кл — 60 заместитель по политической
части, работники отдела политической
пропаганды, которые з& истекшие четыре
‹ лишним месяца после Указа Президиума
Верховного Совета Союза ССР об укрепле-

°ний елиноначалия не познакомили коман-

ира подразделения © основными правила-
ин взаимоотношений с партийной и комсо-
мольской организациями.

Некоторые командиры, не. имея доста-

‚ точного опыта партийно-политической ра-

боты, иногда не знают, как осуществить
то или иное мероприятие, какие формы и
метолы применить, чтобы достигнуть луч-
ших результатов,

Понятно, что командирам, которые не
ямеют навыков воспитательной работы,
пало помочь освоиться с новой функцией
командира-единоначальника. Но наряду: с
этим следует поставить вопрос и oO ,.подго-
тов командиров, об оказании им помощи
в приобретении опыта партийно-политиче-
ской работы, р з

Военно-морские училища должны гото-
вить HO узких специалистов, “а” команди-
ров, способных всесторонне’ воспитывать
бойцов, направлять деятельность партий-
ных и комсомольских организаций, прово-
дить интересные беседы и пюлитинфориа-
ция, руководить пропатандой и агитацией.

Это ‚ хорош поняли в Военно-морском
училище береговой обороны им. ЛЕСМУ.
В подтверждение приведем такой факт. На-
Wax OU из преподавателей получил
письхо от бывшего воспитанника училища
т. Трошкина. Лейтенант сообщал, что в
част он руководит труппой политзанятий
п изучению ‘истории ВЕП(б), избран
секретарем комсомольского бюро.

Как команлир-воспитатель, как руково-
дитель комсомольской организации он хотя
и имеет некоторые недочеты, но с по-
мощью опытных политработников преодо-
левает их. Тов. Трюшкин быстро освоился
с практикой и методами партийно-полити-

ческой работы потому, что ‘еще. курсантом !.

Повседневная помошь

Комсомольская   организация  подразде-
ления (секретарь бюро т. Афанасьев) ока-
зывает большую помощь командованию в
выполнении плана боевой и политической
подготовки,

Комсомольская организация уже вос-
питала немало передовиков. Тов. Сазо-
нов— дисциплинированный, знающий свое
дело бовц. Такими же исполнительными
военными моряками являются тт.’ Зава-
лий, Виноградов, Сорока, Илющенко, Фе-
досов и многие, другие.

Актив повседневно помогает бюро ком-
сомольской организации. 0 всех случаях
нарушения диецинлины члены бюро бы-
стро узнают и тут. же принимают меры
по комсомольской линий.» Например,
т. Ахметчин самовольно перешил беско-
зырку. Когда командир подразделения ука-
зал на это, краснофлотец вступил в пре-
рекания. Этот. случай обсудили на собра-
ции. Комеомольцы резко осудили недо-
стойное поведение т. Ахметчина.

Будучи на вахте, т. Гуров нарушил
устав. B ror же день 06 этом . узнал

Обзор иностранной печати
Линкор и самолет.

них Goud, чтобы серьезно повредить этот

Широкое использование авиации на мо-
ро вызвало еще с начала войны оживлен-
ную дискуссию в иностранной печати о
TOM, на чьой стороне преимущество в борь-
бе между линкором и самолетом. Первые
успешные действия самолетов против. лин-
коров послужили поводом пля ряда выека-
Зываний о том, что линейный корабль
крайне уязвим с воздуха и потому в0з-
никавт сомнение в целесообразности даль-
нейшего строительства этого класса ко-
раблей. После операции в Норвегии герман-
ская печаль особенно подчеркивала угрозу
авизбомбы для крупных кораблей. Однако
в последнее время высказывания герман-
ских специалистов несколько изменились,
Характерно, что появление этих Высказы-
ваний совпадает с ветуплением в строй
двух германских линкоров типа «Бисмарк»
водоизмещением в 35 тыс. тонн, В одном
из посдедних номеров газеты «Дейче Альге-
мейно Цейтунг» помещена статья контр-
алмирала Гадова «Линкор и самолет».

«Еще задолго ло начала нынешней
войны, —тишет Гадов,—вюзникали споры
6 том, не окажет ли авиация столь эначи-
тельного влияния на современное ведение
войны, что крупные военные корабли,
вплоть до линкоров, будут обесценены.
этому вопросу можно подойти двояко: в0-
первых, в плане воздействия авиации
непосретственно на об’ект, т. ©. так-
тической точки эрения, и, во-вторых, B
плане влияпия авиалии ‘на стратегию, &
тем самых и на морскую политику
CTPANLID,

Автор. пытастся прежде всего ответить
H& первый вопросе и натоминает © том,
Что развитие авиации теле первой имие-
ризлистической войны’ оказало несомнен-
ное влнячие на линкоростроение крупных
морских держав. В то время в американ-
ском флоте произволилиеь опыты по chpa-
еыватию бомб на учебный корабль «Ocr-
Фриздалм» (бызшиий азотрийокий линкор).
Потребовалось несколько попаданий сред-

4 января 1941 г., № 3. (657)

Учить курсантов.
метолам политработы

„рые ‘активно ‚участвуют в партийной и

‘работы он не выполняет. Такое положение,

Aupy.

обсуждения)

принимал деятельное участие в жизни
комсомольской организации.

Многие выпускники училища © первого
же дня пребывания в частях зарекомен-
довали себя квалифицированными агитато-
рами, способными воспитателями. В нашем
училище немало таких курсантов, кото-

комсомольской жизни, настойчиво приви-

вают себе качества командира-восцитателя,

Для пример» можно привести старший
курс. Здесь большая группа курсантов
получила опыт партийно-политической *и
общественной деятельности. Курсант т. Эй-
зенгарт — член партбюро, т, Гончаров —
член парткомиссии училища, т. Быков-
ский — секретарь низовой парторганиза-
ции, т, Гонтмахер — заместитель секре-
таря низовой парторганизации, т. Бутко—
редактор стекной газеты курса, т, Волы-
нец — секретарь комсомольской организа-
ции, т. Неменко — группкомсорг, т. Бу-
тенко — низовой агитатор, и т. д.

Но есть курсанты и другого типа. Веро-
ятно, их не так уж много. Вурсант-ком-
сомолец т. Копыл за три года в училище
не выполнял никакой общественной рабо-
ты. На собраниях он ни разу не выступал,
Газет, журналов и художественной лите-
ратуры почти не читает. То же можно
сказать и о т. Романове. Будучи комсо-
мольцем, он не знает организационной
структуры комсомола не только во флоте,
но дазке в своем училище.

Курсанты-комсомольцы тт. Полубаринов
и Кучеров никакой общественной работы
не выполняют,

Отдельные курсанты имеют поручения,
не способствующие их росту. Kyp-
сант Москаль уже третий год проводит
подписку на газеты, другой общественной

видимо, не только в нашем училище. Что
будут делать эти товарищи, когда они
пойдут в часть?

Каждый командир является воспитате-
лем краснофлотской массы. Поэтому нуж-
но сейчас добиться, чтобы курсант в учи-
лище обязательно участвовал в обществен-
ной работе, проводил беседы, читал лекции,
изучал формы и методы партийно-полити-
ческой и культурно-массовой работы.

Эту задачу главным образом должны
решить отдел политической пропаганды,
партийные и комсомольские организации.
Вовлечение каждого курсанта в обществен-
ную деятельность, лекции и беседы о
практике партийно-политической работы в
Военно-Мореком Флоте, изучение фору и
методов этой работы в частях и на кораб-
лях — таковы основные формы воспита-
ния полноценных командиров-единоначаль-
ников. Для слушателей последних курсов
необходимо в учебном порядке прочесть
рях лекций пю вопросам партийно-полити-
ческой работы. Это поможет им быстрее
освоиться с теми задачами, которые
пред’являются сейчас к каждому коман-

_ Политрук Ф, БОЖКО..

тя -

секретарь. Вопрос © поступке т. Гурова
вначале обсуждался на бюро, & затем —
наз собрании. Выяснилось, что он He
только плохо ® несет вахту, но нередко
вступает в пререкания с командиром. Гу-
рова исключили из комсомола.

Комсомольская организация решительно
борется с нарушителями дисциплины.

Большое место в плане бюро занимает
работа с активом, и в этом деле достиг-
нуты немалые успехи. Так, т. Русаков
прежде не. выступал на собраниях, не
получал поручений. Сейчас он стал хо-
родним агитатором.

Так же активно работает и т. Илю-
щенко. Он организатор культурного до-
суга бойцов. На-днях весь личный состав
ходил Ha просмотр постановки «Лес».
После просмотра т. Илющенко организо-
вал коллективное обсуждение пьесы.

Подразделение вышло. на одно из пер-
вых мест в соединении. И в этом — доля

заслуги комсомольцев.
В. ШЕВЧЕНКО.
Черноморский флот.

корабль; потопить его ‘удалось только при
помощи тяжельх б60м0. За этими опытами
последовали тоды соверпенствования кон-
струкции линкоров. На’ ‘новых бораблях
значительно усилена броня и повышена
живучесть, Увеличено число зенитных
орудий.

В. то жё время конструкторская мысль
работала над улучицением  прицельных
приборов на самолетах. Стали строиться
самолеты с болышой грузопод’емностью и
значительным радиусом действия. Боль-
ую роль в то время сыграло, появление
торпедоносного самолета, который амери-
кансквй алмирал Моффат считает натбо-
лее эффективным оружием в борьбе про-
тив корабля, так как такой самолет мо-
жет действовать на большем отдалении от
корабля, чем бомбардировщик, и, следова-
тельно, менее уязвим для зенитной артид-
лерии.

Контр-адмирал Гадов считает, что пмен-
но развитие авиащии вызвало заминку в
линкоростроении, которое продолжалось
примерно до 1934 г., кода Италия пер-
вй из капиталистических держав зало-
жила свои корабли типа «Литторио» водо-
измещением в 35 тыю. тонн. Возвращение
большинетва крупных морских держав к
усиленному строительству линейных ко-
раблей, казалось бы, служило ответом на
вопрос о том, кто остался победителем в
борыбо между самолетом, и линейным ко-
раблем. Новые линкоры большинства
стран слабжены моптной броней, живу-
цесть их повышена, зенитная артилле-
рия усилена до 50 орудий среднего и мз-
лого калибра.

— Чему же научила Hac война? —
пишет Гадов и отмечает, что до сих пор
на этот вопрос еще не дано решительного
ответа.  Самолет-бомбардировщик,  несо-
мненно, показал себя как исключительно
онасный противник крупного корабля.
Опыт войны подтвердил это. Средние и тя-

-, устройства, т. е. зенитную

не

Боцман А, Мокрушин п
Морской спецшколы г.

водит занятия

Елуб крейсера М — один из лучших на
флоте. Он выгодно отличается от других
клубов хорощей организацией культурно-
массовой работы, наличием крепкого акти-
Ba ‘из числа командиров в краснофлотцев.

В разработке и реализации плана актив-
но участвуют командир корабля и ето за-
меститель по политической части. Началь-
ник клуба т. Телешев получает от них
конкретные деловые ‘указания. Например,
Kora корабль готовился к ‘инепекторской
проверке, командир дал клубу указание’
подобрать фильмы, которые помогли бы
краснофлотцам лучше подготовиться к про-
верке. Это было тотчас же исполнено.

‘Актив выявляет запросы и пожелания
личного состава, ‘помогает начальнику
клуба быстро осуществлять различные, ме-
роприятия. F

В кают-компании регулярно проводятся
лекции о важнейших военно-морских опе-
рациях, о вооруженных силах фазных
стран, © достижениях военно-морской тех-

‘ники и т. д. Командиры с большим инте-

ресбм прослушали за последнее время лек-
ции: «Рой у Ла-Млата», «Моонзундекая
операция», «Набеговые операции на Чер-
ном море в войну 1914-—1918 тг.» и дру-
гие. ,

Регулярно проводятся в кают-компании
киносеансы для начальствующего состава,
шахматные турниры, вечера, художествен-
ной. самодеятельности, в которых прини-
мают участие командиры тт. Шаповалов,
Карасиков, Галенкин, Малышев, Шатура
и другие.

На корабле большой коллектив художе-
ственной самодеятельности. Созданы и ра-
ботают джаз под. управлением старшины
т. Панадцева, хор под управлением млад-
шего командира т. Стеценко, коллектив
краснофлотской пляски, драматический

- КРАСНЫЙ ФЛОТ

енинграда, На снимке (слева направо): отличники учебы
С. Крылов, Б. Колочкин, В. Костылев и боцман А. Мокрушин.

КЛУБ КРЕЙСЕРА

по морской практике с учениками 2-й

Фото И. Драныша.

кружок; струнный оркестр, группа затей-
ников и т, д. Возглавляет эту работу член
празления клуба краснофлотец т. Вианов-
ский.

Широко развита массовая спортивная
работа. На корабле немало бегунов, борцов,
боксеров, тимнастов, пловцов, есть валер-
польная; футбольная и волейбольная
команды. В-выходные дни проводятся това-
рищеские встречи, спортивные ‘соревнова-
ния, физкультурные игры, в которых уча-
ствуют сотни бойцов. Член правления клуба
старшина т. Ганоха ведает ‚физкультурной
работой:

Партийная и особенно комсомольская
организации корабля оказывают поетоян-
ную помощь клубу. Коммунисты ведут в
нем большую  пропагандистскую работу.
Большинство руководителей и участников
краснофлотской художественной  самодея-
тельности на корабле — комсомольцы. 38
этот год на заседаниях комсомольского
бюро и на комсомольских собраниях не-
сколько раз обсуждалея вопрос © культур-
но-массовой работе:

Нельзя все же считать, что клуб пере-
строился в соответствии © требованиями
Главного управления политической пропа-
танды Военно-Морского Флота. До сих пор
клуб все еще недостаточно занимается во-
просами укрепления воинской дисциплины,
слабо популяризирует новый Дисциилинар-
пый устав. Он редко организует лекции
по вопросам литературы, музыки, искусст-
ва, далеко нев полной мере использует
кино. Качество проводимых клубом меро-
приятий не всегда еще отвечает требова-

HUAM различных по своему развитию и .

подготовке трупп личного состава. Сейчас
в клубе серьезно берутся за решение кон-
кретных задач культурно-массовой работы,
за дальнейший ее под’ем.

Полковой комиссар Р. КИСЕЛЕВ.

Образцовая ленинская комната

На выпускном курсе Высшего военно-
морского ордена Ленина Враснознаменного
училища. нм. Фрунзе закончено оборудо-
вание ленинской комнаты. На-днях здесь
была прочитана лекция о новинках совре-
менной художественной литературы. Хо-
рошо прошли шахматный турнир на пер-
венство курса, а также шахматный матч.
Совет ленинской комнаты. организовал
групповое. посещение спектакля «Врем-
левские куранты».

Е услугам курсантов — хорошо  изго-
товленные альбомы, отражающие учебу,

_  жизяь и быт в училище. Ведутся специ-

альные альбомы с материалами по. воен-

желые бомбы, применявшиеся для бом-
бардировки линейных кораблей, при удач-
ном попадании разрушали палубные
артиллерию,
прожекторные. установки, мачты, трубы,
надстройки. Такие. повреждения, несомнен-
но, резко понижают боеспособность кораб-
ля, что обычно заставляет его уйти под
прикрытием дымовой завесы. Корабль Ha
некоторое время выходит из боя, но тем
не менее остается на’ плазу и может после
ремонта снова вступить в строй. При ме-

нее удачных попаданиях воздействие авиа-

ции еще слабее. И все же’ нельзя. отри-
цать возможность тпотопления. линкора
авиабомбой. Как известно, пишет Гадов,
у берегов Норвегии, самолетами был по-
топлен английский линейный корабль.

„По мнению автора, опыт текущей вой-
ны на море не позволяет делать вывод
6 победе самолета над линкором. Линкор
нашел лишь очень серьезного противни-
ка, и опыт операции текущей войны разбил
мнение о том, что он полностью неуязвим.
Линкору, оперирующему в водах, которые
находятся в радиусе действия авиации про-
тивника, приходится считаться с серьезной
угрозой.

Гадов на основании последних событий
на морё приходит к ряду тактических вы-
‘водов. По его мнению, крупные линейные
силы находятся в невыгодном положении
в условиях ограниченного морского театра,
тле подводная ‘лодка и’ самолет, & в 060-
бенности взаимодействие этих двух Видов
оружия, представляют. coool серьезную
угрозу для линкора. Но на широких мор-
ских и океанских просторах, вдали. от
авиационных баз, которые не могут быть
полностью заменены авианосцами, линкор
имеет все преимущества перед самолетом,
Линкор продолжает оставаться костяком и
основой морской мощи на обширных мор-
ских театрах, и вступление его в бой
обычно решает исход событий в пользу
того флота, к которому оп принадлежит.

Иной взгляд высказывает другой мор-
ской специалист, посвящающий той же
теме статью в венгерской газете «Пестер
Ллойд»:

«Нынешняя война проходит под знаком
исключительной роли авиации, — пишет

ным, военно-морским вопросам, по партий-
по-политической работе’ в Краеной Армии
и Военно-Морском Флоте.  Оборудованы
выставки: «Военно-Морской Флот CCCP»
и «Борцы революции».

На Доске почета — портреты  сталин-
ских стипендиатов и отличников Военно-
Морского Флота курсантов тт. Ямщикова,
Осипова, Елагина, Редкобородова, Шека,
Иванова и многих других.

Ленинской комнатой руководит замести-
тёль начальника курса по политической

части батальонный комиссар т. Волыхин,

Старший политрук А, РОЗЕНШТЕЙН. _

газета. — Военно-воздушные силы оказа-
лись решающим фактором в текущих мор-
ских операциях. Налеты антлийской авиз-

ции на Таранто свидетельствуют © том,

‘что авиация может принести существен-
ный ущерб флоту в ‘базе; тем самым опро-
вергается распространенное” в Италии мне-
ние, что ‘самолет но опасен кораблям Ha
якорной стоянке, так ‘как ПВО базы зна-
чительно более эффективна, чем  корабель-
пая зенитная артиллерия ‘в открытом
море». ;

Автор статьи считает, что в борьбе ме-
жду самолетом и линкором, особенно в от-
крытом море, на стороне авиации — ряд
преимуществ. Во-первых, внезапное  по-
явление самолета сильно затрудняет отра-
жение неожиданного удара; во-вторых,
серьезную опасность представляют собой
концентрированная воздушная атака и по-
вышенная меткость бомбардировщика, до-
стигаемая тем, что самолет может сам
точно определить цель бомбометания,

Отражение удара появившегося неожи-
данно воздушного противника. нелегко для
линкора. Истребительная авиация, нахо-
лящаяся на борту авианосца, следующего
за линкором, или на палубе самого ко-
рабля, вряд ли может полностью. отразить
налет бомбардировщиков противника. 3е-
нитная артиллерия линейного корабля, вы-
нужденная защищать его от самолета,
приближающегося на высоте 1.000 метров
и неожиданно лимирующего, находится В
более трудном положении, чем наземная.
Уклонение от авиационной бомбы путем
быстрого маневрирования неэффективно
при использовании противником ‘пикирую-
щих самолетов.

«Bee это показывает,  — пишет «Пе-
стер Ллойд», — что военные ‘корабли те-
перешней конструкции сравнительно уяз-
вимы для налетов авиации. Однако усло-
вия военного времени затрудняют корен-
ную перестройку отдельных кораблей. Ряд
мер все же принимается. Усиление палуб-
ной брони, оборудование второй  брониро-
ванной палубы на крупных кораблях и
работа над развитием новых типов свиде-
тельствуют о влиянии воздушной войны
Ha военное ‚кораблестроение».

событий, описанных в брошюре «Южная
труппа Днепровской военной флотилии»,
я хочу отметить, что автор в своей работе
допустил ряд грубых искажений и ошибок.
Н. Зегжда не поняла ни политической борь-
бы, происходившей внутри флотилии, ни
практической роли и.операций последней.
Поэтому брошюра не только не может слу-
жить материалом для историка, но мало
полезна и для молодых моряков, так как

— А =

‚ Опровержение ТАСС.

В заграничной печати распространяется

сообщение о том, что 1 января в газете
«Правда» ИЛИ В какой-то другой совет-
ской газете будто бы была опубликована
не то статья, не то новогоднее обращение

тов.
положения,

Сталина с анализом международного

ТАСС уполномочен опровергнуть это

сообщение, как вымышаленное.

——_—_

Критика и библиорафия

Как we недо писать
историго”)

Являясь непосредственным участником

не показывает ‘тероических подвигов м0-
ряков флотилии.

Изложение действий первого. и второго
дивизионов Южной группы оторвано друг
от друга, тогда как оба они выполняли
одну задачу — опрокинуть белополяков и
обеспечить занятие Киева и дальнейшее
наступление армии по плану товарища
Сталина. Автор то. и дело рассказывает 06
общей деятельности флотилии и одновремен-
но выделяет некоторых людей, не показав,
однако, чем они отличались от других.

Нельзя писать о флотилии, не осветив
прорыва у Лоева, деятельности отряда мо-
ряков у Мозыря в марте и переправы 12-й
армии у устья Припяти, облегчившей на-
ступление 14-й армии (поляки сняли не-
сколько частей с других участков фронта
и пытались сбить переправу 12-й армии).
Некоторых участников этих операций мож-
но и нужно было показать в брошюре, —
они могли бы стать примером мужества
для молодых краснофлотцев.

Составляя брошюру, Н. Зегжда не сочла
нужным ветретиться со многими участни-
ками и фактическими руководителями
основных бобвых действий флотилии в
1920 г. Между тем сами участники по-
могли бы автору более полно и всесторонне
осветить деятельность флотилии. В ряде
мест автор делает попытку умалить ответ-
ственноеть руководителей, свалив вину На
об’ективные причины. Это неправильно.
Так, несмотря на предупреждение о насту-
плении скорого (с точным указанием дня)
замерзания реки, командование флотилии
в конце’ навигации 1919 г. задержало без
особой надобности суда на реке и не за-
вело их в затоны. В результате суда за-
мерзли в случайных пунктах стоянки, да-
леко от баз и затонов, что не могло не: за-
труднять ремонт.

Неверна. ссылка автора, что затоны и
Гомельская база не могли справиться © ре-
монтом и перевооружением. Даже © затер-
тых во льдах судов доставляли в Гомель
части машин для ремонта, и они ремонти-
ровались. Задержалось ‘перевооружение на
тумбы 3-дм орудий по вине руководителей
порта и из-за попустительства командова-
ния флотилии.

В брошюре обойдены молчанием действия
отряда моряков западнее Мозыря в конце
февраля и в начале марта 1920 г. В тече-
ние двух недель они задерживали превосхо-
дящие в 15—20 раз силы противника.
В этом отряде были большевики флоти-
лии, о которых в брошюре ничего не гово-
рится.

Автор пишет, что 25 марта база фло-
тилии перешла в Киев, «и здесь командова-
ние флотилии испытывало большие труд-
ности с материалами и вооружением». 0т-
куда это взято? Такой вывод не соответ-

*) Н. Зегжда. «Южная группа Днепров-
ской военной флотилии». Военмориздат.
940 г.

В прошлогоднем смотре художественной
самодеятельности BMYSOB училище им.
Дзержинского заняло последнее место.
нынепгнем учебном году в этой области
заметно ‘оживление. Командование, пар-
тийная. м комсомольская организации 3a-
‘нялись культурно-массовой работой в учи-
лище. }

Коллективы художественной  самодея-
тельности организованы по факультетам.
Здесь  работалт драмкружки, ансамбли
песни и пляски, струнные и хоровые
кружки, джазоркестры и коллективы ма-
лых театральных. форм. Соревнуясь между
собой, они добиваются хороших результа-

На дизельном факультете выявились
свон. фельотонисты, юмористы, — Ноэты,
Курсанты-поэты тт. Каширин и Вукс на-
писали 4 боевые патриотические песни,
‘ь курсанты тт. Балло и Гольдман—музы-
ку на слова этих песен,

Поэты и композиторы оказались и сре-
ди ‘курсантов паросилового’ и  корабле-
строительного факультетов.

Со сцены клуба дизелисты дважды по-
казали личному составу училища свои
достижения в области художественной са-
модеятельности. Успех коллективов прев-
зошел все ожидания.

Училище им. Дзержинского надеется з4-

ствует действительности, так как страна
давала флотилии все, что она могла дать,
и притом лучшее: морские пушки, `3-дм
пушки на тумбах,
Н. Зегжда должна была поинтересоваться,
как было: использовано все это вооружение.

пулеметы и т, д.

А дело было в следующем: вместо того

чтобы устанавливать захваченные у про-
тивника тумбы для 3-дм пушек, составили

новый проект и приступили к изготовле-
нию их из мягкого железа. На одну ‘из ка-
нонерских лодок установили 4 пушки на
таких. тумбах. Они, конечно, оказались не-
тодными. Таков же вооружение готовилось
и для других судов. Этим самым предатели,
орудовавшие во флотилии, пыталиеь затя-
нуть перевооружение.

О небрежном обращении ‘автора с
историческими фактами говорят и такие
строчки: «Моряки Южной группы совер-
шили смелый Трипольский прорыв и пер-
выми из частей Красной Армии вошли в
оставленный белополяками Киев». (Стр. 4).

В действительности же первым на раеевете

вошел с севера вооруженный катер «Трал»,
& YR через некоторое время показались с
юга суда второго дивизиона. Одновременно
красноармейские части занимали город с
южной стороны. °

Н. Зегжда пишет, что 6 мая ‹в 14 ча-
сов Киевскую тавань оставили последние
суда первой (Северной) и второй (Березин-
ской) групи флотилии». Это неверно. Суда

ушли в 6—7 часов утра, и только тотдз,

когда мы об’ехали на мотоцикле все штабы
и установили, что армейские части уже
покинули город. Далее автор пишет, что от
шпиона Сташкевича, бывшего начальника
1-го дивизиона, оставшегося в Киеве, бело-
поляки узнали расположение судов. Мне
непонятно, как этот шпион, разоблачен-
ный и скрывшийся за две недели до оста-
вления Киева, мог знать расположение су-
дов после оставления города:

На стр. 21 указывается, что «остальные
суда должны были разгромить вражескую
флотилию, состоявшую из двух. брониро-
ванных пароходов, захваченных поляками
на Припяти, и нескольких’ катеров». За-
хват белополяками бронированных парохо-
лов — досужий вымысел автора. У про-
тивника были небольшие вооруженные
пароходики, прибывшие из Пинска, но они
никогда боя но принимали, а, обнаружив
суда нашей флотилии, поспешно уходили.
Действительно, белополяки пытались воору-
жить несколько пароходов, оставленных уп-
равлением судоходства, & не военной фло-
тилией. Все эти суда они потом потопили.

На стр. 55, очевидно, допущена грубая
опечатка в приведенном документе: Киев‘
заняли 12 июня 1920 г., а на Думскую
площадь, где приняли доклады, прибыли
21-го, т. е. через 9 дней (?).

Северная труппа судов пришла в Киев
не 13 июня, как указывает автор, & вече-
ром 12-го.

Я остановился далеко не на всех иска-
жениях, но достаточно и этото.

Нельзя все же не отметить, что некото-
рые материалы для брошюры собраны и
обработаны неплохо. Но отмеченные нами
недочеты, поверхностное освещение фактов
и во многих местах неправильное их изло-
жение, отсутствие показа героических дел
моряков флотилии снижают значение книги,

Бывший комиссар Днепровской;
флотилии Я, ЧАДАРАЙН.

Коллективы художественной
самодеятельности

нять в предстоящей олимпиаде художе-
ственной самодеятельности вмузов одно ‘из

В  первых мест.

Батальонный комиссар И. АМЕЛИН.

Драматический коллектив части, кото-
рой командует старший лейтенант т. Ков-
кин, готовится к участию в смотре худо-
жественной самодеятельности ` Краснозна-
менного   Балтийского флота. Коллектив
работает сравнительно недавно, но успел
уже хорошо зарекомендовать себя. С боль-
шим успехом идет поставленная им пьеса
«Разлом». ‚

Ё тридцатилетию со дня смерти 1. Н.
Толетого были поставлены ‘сцены из ‘его
пьесы’ «Плодьь просвещения», Недавно
этот спектакль ‘был показан в Доме” Во-
енно-Морского Флота. Краснофлотцы и
командиры благодарили участников драм-
коллектива за хорошую постановку.

Е смотру художественной ‘самодеятель-
ности одрамколлектив готовит «Горе от
ума» А. С. Грибоедова и пьесу -«Девят-
падцать», ‘инсценированную по роману
А. Фадеева «Разгром». Роли исполняют
краснофлотцы и жены командиров;

Руководит коллективом . краснофлотец
т. Третьяков. Большинство участников
кружка-— отличники. боевой и политической
подготовки, Б. ВОЛЧЕК.

Клуб работает плохо

В части майора т. Морозова не-
давно открыт новый клуб. Команди-
ры предполагали, что они получили
клуб, где можно будет культурно провести
свой досуг, но они ошиблись. Работа в но-
вом Доме с самого начала организована пло-
хо, здесь BCG внимание уделено только
платным мероприятиям—снектаклям, лек-
циям, киносеансам,

Некультурность чувствуется во всем,
Например, в зрительном зале командиры
вынуждены сидеть в шинелях, так как
помещение для вешалки занято биллиар-
дом.

Недавно городской театр ставил у нас
пьесу «Дес». Во время последнего дейст-
вия было совершенно темно, артисты игра-
ли при свете... электрического фонарика,
который случайно оказался у одного из
зрителей. Оказывается, забыли предупре-

дить электростанцию, и та. выключила
свет, В зале к тому же было грязно. Курь-
езы нередко бывают и с киносеансами.
Об’явят: «Вечером будет демонстрировать-
ся фильм «Музыкальная история» или
«Светлый путь». Приходит вечер, и нам
показывают кинокартину для детей «Брат
героя», зато ребятам демонстрируют «Свет-
лый путь».

В буфете очень отраничен ассортимент
продуктов. Нет даже возможности выпить
стакан воды. Торгуют только смирновской
водой, да и то лишь бутылками. В буфете
всего два стакана.

В читальне нет ни газет, ни журналов,
кроме «Самолета» за 1939 г. Не ведется
и техническая пропаганда. Кдуб, которым
руководит т. Турлаков, не оправдывает
сроего назначения.

Капитан, А. подольский.