Старшие командиры передают
свой опыт молодым

Капитан-лейтенант внимательно просма-
тривал таблицы торпедной стрельбы, вы-
писывал цифры, чертил на листе бумаги
треугольники, пересекающие одна другую
линии. Подводная лодка, которй он
командует, пользуется ‘неплохой репута-
цией. И вот завтра предстояло провести
две сложные стрельбы — сначала атако-
вать эскадру- кораблей, ‘идущих на пря-
мых курсах с охранением, а& затем—иду-
щих ‘на зигзаге с охранением, причем
вторую ‘задачу командир должен был ре-
шаль впервые.

Капитан-лейтеначт немного волновался
и мысленно представлял cede, Kak будет
подныривать, выискивая наиболее важ-
ную цель. Он вспомнил свою недавнюю
стрельбу. Несмотря на сложность усло-
вий; атака получила отличную оценку.

«А как будет завтра?», — подумал ка-
питан-лейтенант.

В этот момент в дверях появился рас-
СЫЛЬНЫЙ.

‚ — Товарищ  калитан-лейтенант,
просит начальник штаба.

Командир взял © собой таблицы и под-
нялся ‘наверх. В каюте капитана. 2-го
ранга идеальная Чистота. - Начальник
штаб» предложил стул. Ёак бы предчув-
ствуя сомнения калитан-лейтенаята, on
вызвал его к себе, чтобы дать, несколько
практических советов, ободрить его.

— Ну-ка, расскажите, как вы будете
производить атаки?

_, Командир лодки раскрыл таблицы и по-

‚дробно ‘доложил начальнику штаба план
своих действий. Когд» он кончил, капи-
тан 2-го. ранга несколько минут молча
смотрел на командира лодки.

— Ur x, все правильно, — произнес
он— учтите только следующее.

И он об’яснил командиру, как лучше
прорвать охранение, передал ему суть
тактики подныривания. Рассказал, какой
поворот кораблей вероятен, и тут же на-
тлядно показал, как надо действовать в
том или другом случаю. Ир

Особенно подробно начальник Штаба
0б‘яснил ‘командиру тактику прорыва
охранения. В таблицах торпедной ‘стрель-
бы есть соответствующие ‘указания, но
беда в том, что некоторые командиры не
умеют пользоваться этими таблицами. У

. Них очень. много времени уходит на под-
счет скорости движения. корабля-цели, в
TO время как быстрота в определении
скорости имеет если не решающее, то во
всяком случае очень важное значение.

‚Начальник иитаба посоветовал капитан-
лейтенанту более простой способ подсчета
скорости движения цели.

На другой день командир’ подводной
лодки решил 0бе задачи с отличной и хо-
‘рошей оценками; Такому успеху он ‘был

‘вю многом, обязан начальнику Штаба.

Весь свой ‘опыт и незаурядные такти-
ческие знания начальник штаба передает
подчиненным. Он внимательно следит 3a
ростом молодых командиров и в нужную
минуту приходит им на помощь, помня,
что успех боевой подготовки во многом
зависит от того, как старшие и опытные
командиры воспитывают младших.

Начальник штаба учитывает  способ-
ности каждого командира и в зависимости
от его индивидуальных качеств прибегает
Kk тому или иному методу. Одного коман-

дира он вызовет в каюту и подробно рас-
скажет ему, как надо действовать, дру-

_ TOMY покажет на чертежах, на карте, с
третьим пойдет в море и научит практи-
чески, а четвертого заставит самостоя-
тельно решить задачу.

Bac

Некоторые командиры подводных лодок
на, первых порах не чувствовали скорости

движения корабля-цели. Был, например,
такой случай. Одного командира накануне

атаки начальник штаба предупредил, что

корабль-цель будет итти со скоростью...
узлов. Между тем миноносец. развил зна-
чительно больший ход. После торпедной
атаки капитан 2-го ранга спросил y 9T0-
TO командира, какая же была скорость
миноносца. Вюмандир ответил неправильно.
OR He сумел быстро подечитать скорость

‘что-нибудь HOBOS, повышающее оператив-

`шую пользу.

движения корабля-цели и определить раз-
стояние до него. Поэтому и ‚не. чувствовал
разницы в скоростях. Начальник штаба
долго думал, как бы помочь командирам
избавиться от этого недостатка. Он соста-
вил таблицу величин изменения расстоя-
ния, которая сейчас размножена. При по-
мощи этой таблицы комалдиры быстро
определяют расстояние до цели и скорость
ве движения.

Котда. начальник пгтаба уходит в море
и там руководит учениями, он прежде
всего добивается, чтобы каждый коман-
дир отчетливо уяснил себе поставленную
перед ним задачу. Он практикует ©боры
командиров, на которых рассказывает тео-
рию торпедной стрельбы, правила пользо-
вания таблицами и т. п. При этом он из-
бегает повторения ‘известных командирам
истин, & в каждом случае старается дать

но-таклическую подготовку. После торпед-
ных атак он снова собирает командиров и
вместе с ними подробно разбирает графи-

ки торпедных стрельб, ошибки отдельных  ’

товарищей, Такие разборы приносят боль-

При непосредственной помощи началь-
ника штаба воспитывались и выросли такие
замечательные мастера торпедных залпов,
как Девятко и Карбовский. Народный ко-
миссар Военно-Морского Флота наградил
их золотыми часами за отлично проведен-
ные в. 1940 году торпедные стрельбы.

Помощь пачальника штаб» особенно

‚ощущают флагманские специалисты.

Среди младших командиров-подводников
славился своим мастерством старшина
труппы радистов Сессин. Никто ne мог
быстрее и лучше его передать радиограм-
му, никто не содержал в таком образцо-
вом состоянии материальную часть, как
он. Правительство достойно оценило рабо-
ту Сессина. В 1935 году он был натра-

‘жден орденом Ленина. И вот этого способ-

ного младшего комапдира выдвинути В
штаб, сначала на должность помощника,

& затем -—— и флагманского специалиста

CBA3H.
Капитан 2-го ранга кропотливо переда-

вал молодому командиру опыт штабной.

работы, учил вто правильно составлять
таблицу связи, документации по боевому
управлению. Особенное внимание началь-
ник штаба уделял вопросам четкого, ла-
коничного изложения донесений и прика-
заний. Когда Сессин вместе с начальни-
ком штаба уходил в море, тот учил его
грамотному ведению оперативных. карт и
другим обязанностям опералора. Результа-
TH этой учебы сказались. В 1940 году
многие подводные лодки уходили в море с
ответственными боевыми заданиями, и
Сессин неизменно обеспечивал  беспере-
бойную связь с этими лодками,

Сейчас Сессин уже накопил опыт
штабной работы, но капитан 2-го ранга
частенько вызывает к себе связиста, ука-
зывает на недостатки. На-днях проходили
испытания связи подводных лодок в усло-

виях, когда они находятся в подводном

ку далеко в море, чтобы испытать ©. нею
Связь.

лов
миль? — спросил начальник штаба.

Эта мысль оказалась настолько простой
и правильной, что флагманский специз-

лист немедленно  отказалея от своего
прежнего предложения. Испытания ‘дали
прекрасные результаты.

Командиры повседневно чувствуют по-
мощь начальника штаба, и благодаря этой
помощи они быстро растут на практиче-
ской работе.

Политрук И. КРАВЦОВ.

~

ФЛОТ

КРАСНЫЙ

a

Acosta

и

am  : 5%
ae Vo ee

В одной из лабораторий Военно-морской академии им. Ворошилова инженер-капи-
тан 2-го ранга А. Юзефович (справа) проводит занятия с командирами по теории
артиллерийской стрельбы. Фото И. Драныша.

и

А

наших войск вдоль берега моря. Подавить

одна из батарей «противника» уже

5 января 1941 т, № 4 (658)

—

В авангарде боевой
ПОДГОТОВКИ

Начиналось раннее декабрьское утро. Мы [  каждый боец bbe Dao nen gc
уже произвели последние приготовления к вперенного 6му ELAR EAN, Lene Bue
боевым учениям и ждали разрешения   являл дефекты матер В aE ва
командира соединения, чтобы сняться CO ма ЩИ рей pres
артов на, выполнение послед- ;
nee B 1940 a В Fane Долго   ремонт происходил не О ЫЕ
ждать но пришлось. наблюдений, а в резул ет
Курс-— открытое море. Ищем «противни-   постоянного контроля oe pes am,
ка». Горизонт чист. Командир соединения Исходя из точного учета, щий

приказывает: «В М районе две батареи трафик ремонта, расечитывалось время п

прод ветственно расставлялась рабочая с-
т и pe Краснофлотцы сами перебирали мета-
низмы, сами устраняли неисправности п
под руководством опытных старшин груп
В это время  тт. Шварца и Кирсанова наглядно позиа
была  вали «тайны» техники, изучали вззимо-
действие частей.

Каждая стоянка, пусть даже непродо-

«противника».

батареи и окончательно уничтожить их ко-
рабельным десантом».
Подходим в район учения.

подавлена. pare задача Riga seeks
ю батарею. Высаживаем десант. Одно-
Tense я артиллерия откры-   жительная, используется для проверки №3-
вает огонь. Но «противник» всячески   териальной части и ее тлубокого изучения.
пытается сорвать выполнение боевой опе-   На протяжении всего года механизмы He
рации, «атакуя» канонерскую лодку под-   имели скисаний. Канонерская лодка «Мар-
водными кораблями и штурмовой авиаци- кин» смело вотречает любые штормы, вы-
ей. Благодаря натренированности личного   полняет любое задание командования, н0-
состава, умению управлять боевой техни-  тому что люди здесь уверены в материаль-
кой и хорошей органчзации сигнально-на-  ной части, знают, что корабельная техни-
блюдательной- службы атаки «противника»   ка, любовно оберегаемая ими. не подведет.
не имели успеха. Личный состав слал все зачетные аварий-
Корабельная десантная партия успенгио   ные задачи че ниже чем на «хоропю».
высадилась на берег, преодолела участок  Начальствующий состав упорно работал
заражения «СОВ». Вторая батарея «про- нал собой. На корабле установилась под-
тивника» была подорвана. Зачетное учение   линная боевая дружба комамдиров.

положении и на большом расстоянии от
береговой радиостанции. Накануне Сессин
попросил начальника штаба послать лод-

— А зачем посылать так далеко, когда
можно сделать проще: заставить работать
какую-либо дальнюю береговую станцию,
& лодке выйти в море для приёма сигна-
всего Ha каких-либо пять-десять

Морская

Более десяти лет назад старший лейте-
нант т. Кручинин был загребным на коман-
дирском вельботе. С тех пор он торячо по-
любил шлюпку. Ему много раз приходи-
лось участвовать в гонках на веслах, под
парусами, и всегда он выступал как гра-
мотный, умелый моряк.

Старший лейтенант Кручинин превос-
ходно чувствует себя на долгих походах в
самую‘ ненастную погоду, которую только
можно встретить на суровом Севере. Он
привык больше стоять на качающейся па-
лубе, чем на земле.

Кручинин верен принципу, что 6e3
шлюпки трудно подготовить хорошего, сме-
лого моряка. Следуя морским традициям,
он использует все возможности для воспи-
тания личного состава в морском духе,
прививает ему любовь к военно-морскому
делу.

Корабль стоял на рейде. Проводились
очередные шлюпочные учения — трени-
ровка личного состава Ha веслах. Была
хорошая погода. Но перед самым концом
занятий внезапно, как это обычно бывает
на Севере, налетел шторм. Видимость сразу
стала нуль. Шлюпка, находившаяся ближе
к кораблю, подошла к борту. С нее доложи-
ли, что вторую шлюпку уносит на проти-
воположную сторону и что бойцы не могут
выгрести из-за стремительного лобового
ветра. Старший лейтенант Кручинин, как
всегда спокойно, приказал гребцам боевой
части занять места на шлюпке. Краено-
флотцы смело пошли на выручку товари-
щам. ДА командира корабля сам
сел на руль. Вскоре разыскали вторую
шлюпку. Гребцы ее выбивались из сил.
Шлюпка т. Кручинина с опытными, натре-
нированными гребцами уверенно продвига-
лась вперед. 0бе шлюпки, руководимые
т. Кручининым, благополучно достигли ко-
рабля.

В дни боев против белофиннов шлюпкам
под руководством т. Кручинина приходн-
лось по нескольку часов пробиваться сквозь
льдины к берегу, а затем к кораблю. Мор-
ская выучка личного состава миноносца
была еще раз. подтверждена на флотских
шлюпочных соревнованиях.

На гонках под парусом шлюпка под
командой старшего лейтенанта Кручинина
заняла первое место на флоте, а на вес-
лах — второе. Первая премия Военного
совета досталась ‚личному составу этого
корабля.

Старший лейтенант т. Кручинин уже не-
сколько лет плавает в северных широтах

закалка .

как помощник комапдира корабля. Он `от-
лично проявил себя. Когда командир мино-
носца уехал в отпуск, т. Вручинин заме-
нял его. Пришлось самостоятельно шварто-
ваться, отходить от стенки и маневриро-
вать. Все это он выполнял грамотно, уме-
ло преодолевая трудности здешнего морско-
го ^ театра — приливо-отливные’ течения,
постоянные ветры.

(Старший лейтенант т. Моисеев немного
моложе Кручинина. Он только в 1936 т.
окончил училище им. Фрунзе. Но ит. Мо-
исеев пользуется на флоте заслуженной
популярностью.

...Это был один из первых зимних похо-
дов. Молодой штурман, немного волнуясь,
готовился выйти в Ледовитый океан. Пого-
да стояла тихая. В черном куполе поляр-
ного неба ярко сверкали мириады звезд,
отражаясь в серых водах Баренцова моря.
Перед штурманом стояла задача: провести
корабль только по счислению с тем расче-
том, чтобы проверить себя и приборы. Не-

ожиданно налетел продолжительный снеж-
ный заряд, затем густой туман закрыл 66-
рег. В такую погоду т. Моисееву плавать
еще не приходилось. Командир корабля по-
интересовался, как чувствует себя штур-
маи.

—- Готов выполнять свой обязанности,—
коротко ответил т. Моисеев.

Командир решил продолжать поход по
плану. Для штурмана это были минуты на-
пряженной внутренней борьбы. Ему xore-
лось верить в силу своих знаний, в точ-
ность и безукоризненность ‘навигационных
приборов. В то же время возникали сом-
нения. Вот уже по счислению должен по-
явиться маяк, & его все нет и нет.

Напрягая зрение, все обитатели мостика
глядят вперед, каждый ждет, когда же по-
кажется огонек. Вдруг сигнальщик доло-
жил: «На траверзе огонь маяка». Этот го-
лос прозвучал для штурмана, как музыка.
Мгновенно исчезла появившаяся было не-
уверенность, море как-то сразу стало еще
ближе и роднее. °

Неутомимо работая над собой, Моисеев
быстро рос. Вот его путь: штурман лодки,
затем части, а теперь — передовой по-
мощник командира новейшего корабля. За
достигнутые успехи командование награди-
ло его ценным подарком.

Старший политрук А. ПЕТРОВ.
Северный флот.

сдано на «хорошо», а береговая стрель-

Подавляющее большинство личного ©о-

6a—na «отлично». В этом деле фешающую   става. корабля—коимунисты и комсомоль-
роль сыграл старший лейтенант Алексеен-  цы. Партийная и комсомольская организа-
ко, хорошо подготовивший орудийные рас-   ции деятельно помогают командиру кораб-
четы. Отлично работали комендоры Фелор- ля в решении поставленных задач. К№оу-
ченко, Кондралиев и другие. Флатманские   мунисты и комсомольны-—передовики б0-
специалисты дали высокую оценку дей-  вой ‘и политической подготовки. Среди на-
ствиям всего личного состава канонерской   гражденных знаком «Отличник ВМФ»—не-
лодки. мало членов партии. Коммунисты Ковтун,
Сдав эту задачу и отлично выполнив   Шевронистов, Мартынюк и другие—незау-
артетрельбы, канонерская лодка «Маркин»   рядные военные моряки. Характерные их
первой на флотилии завершила план боевой   черты-—смелость, выносливость, находчи-
подготовки 1940 года: Следует отме-  вость.
тить, что эта лодка ‘на осенней инспектор- Партийная организация воспитала моло-
ской проверке политзанятий тоже получи-   AWX коммунистов тт. Перечинщикова, Гад-
ла отличную оценку. жиева, Ковтуна, Наргелова и других, по-
Много сделали для достижения этих   могла им в совершенстве освоить специ-
успехов командиры боевых частей и под-   эльность. Кандидаты партии машинисты
разделений, которые тщалельно изучали  тт. Перечинщиков и Сапов недавно назна-
своих подчиненных и упорно работали с© чены командипами отделений машинистов.
каждым из них. Оенова высокой 60еспособ-   Коммунист - тов. Гаджиев также стал
ности корабля — нерушимая воинская ди-   командиром отделения радистов. С новыми
сциплина и высокая организация службы.   обязанностями они справляются отлично.
Приказ командира-—закон; Но без катего-  Комсомольская организация корабля poc-
рической требовательности и систематиче-   питала номало преданных, дисциплиниро-
ской проверки исполнения приказов и рас-   ванных бойцов. Например, комсомолец (а-
поряжений не может быть высокой органи-   аков, в совершенстве овладевший .специ-
зованности. Тщательно продуманное и чет-   альностью, недавно назначен командирох
ко отданное приказание и систематический   отделения котельных машинистов. Другой
контроль за его выполнением приучают   комсомолец, Шемшура — активный obme-
подчиненных в исполнительности и акку-ьственник, редактирует краснофлотскую ко-
ратности. Это вошло в.систему всей на-   рабельную радиогазету. Эта газета сыгра-
Шей работы, способствовало успешному вы-   ла огромную роль в повышении 60ес100-
полнению боевых задач. ности корабля. Выходит она ежедневно. В
` Начальствующий состав сочетает высо-  ней мы показываем бойцов, отличившихся
кую требовательность и строгость с забот- з% день, вскрываем недочеты и причины
ливым и внимательным отношением к под- их возникновения, ставим задачи боевой
чиненным, воспитывая у них высокое чув-  и политической подготовки ‘на следующий
ство ответственности за выполнение воин-   лень. В радиогазете участвует пючти веть
ского. долга. начальствующий состав. Бойцы ее любят и
На «Маркине» выросли младшие коман-   уважают. Она помогла в организации co-
диры, умело воспитывающие подчиненных.   ревнования между подразделениями и про-
Младигие командиры Абокаров, Крищенко,   верке исполнения взятых обязалельств.
Лаврентьев, Попов, Листратов и лругие на-  Сейчас канонерская лодка «Маркину
граждены знаком «Отличник ВМФ». вступила в новый учебный год. Закрепив
Личный состав глубоко изучил техни-   достигнутые успехи и опираясь на нако-
ку. Это особенно относится к БЧ-5. Ее   пленный опыт, личный состав, несомненно,
командир старший  инженер-лейтенант   так же успешно решит и ‘предстоящие
т. Романенков отлично организовал учебу   боевые задачи.
подчиненных. Во время походов корабля Лейтенант А. ЯЩУК.

Ликвидация «пожара» в отсеке

Подводная лодка уходила в море решать
задачу по борьбе за живучесть. На вахте
у машин стояли краснофлотцы отделения
Пирогова — старшие специалисты Строга-
нов и Перков, ученик Черняков. Лодка
шла малым ходом. Неожиданно раздалась
команда: «Пожар в’отсеке». Отсек начал
заполняться дымом.

Старшина вахты Пирогов немедленно
вывел подстанцию из питания, установил
связь с центральным постом и четко до-
ложил о «пожаре». Вся боевая смена при-
нимала меры, чтобы обезвредить очаг «по-

жара». Несмотря на тяжелые условия,
бойцы Строганов и Черняков быстро по-
тушили «пожар».

Доложив командиру корабля о послед-
ствиях «пожара», младший командир Пир-
гов получил приказание приготовить п
пустить вспомогательный ‘дизель.

Вскоре состоялся разбор аварийного
чения. Командир подразделения подчерк-
нул, что бойцы отделения Пирогова 01
лично решили задачу.

Г. СЕМЕНОВ,

записки старозо ииптурмана

Безопасное плавание корабля зависит
главным. образом от знаний и опыта штур-
манов. Чтобы стать хорошим. штурманом,
еще недостаточно изучить теорию и MOp-
ские науки: навигацию, мореходную аст-
рономию, метеорологию, лоцию, географию
и т. д; Правда, это много даст для общей
подготовки, но штурманеким делом пре-
имущественню овладевают путем долголет-
ней практики и опыта, описания которых
нельзя найти ни в одной книге.

Я проплавал. почти полвека (44 года)
на. различных. кораблях и мог бы приве-
сти много случаев, когда мне приходилось
выполнять смелые, уверенные маневры и
совершать длительные походы. В этом по-
могал мне большой практический. опыт.
Корабль, на котором я плавал, всегда хо-
дил, как часы. Так, выходя из порта, мы
давали телеграмму в.тот пункт, куда на-
правлядся корабль, чтобы к такому-то
дню и часу были приготовлены баржи с
углем. И не было случая, чтобы мы опоз-
дали хоть н» несколько часов.

‚ Однажды нам потребовалось подойти к
самой крепости Трикронер, около Копенга-
гена. Вести корабль прибыли 5 лоцманов:
двое стали на крыльях мостика, по одно-
му— на корме и на носу, а главный-——на
мостике. Я находился рядом с ним, чтобы
командоваль рулем и машинами. Фарватер
был секретный, лоцманы все время про-
меряли вокруг лотами, просили то’ остано-
вить машину, то дать ход. Прошло более
двух часов, пока нас не провели к нуж-
ному месту.

Через два дня командир об’явил, что мы
уходим в Кронштадт и что надо снова

` призвать лоцманов. Я ему`ответил, что все
время следил, как они нас вводили, и те-
перь мы можем уйти самостоятельно. И,
действительно, на другой день мы снялись
с ‘якоря, еразу дали ход и ушли без по-
сторонней помощи. Однако ничего необыч=
ного в этом не было. Дело об’яенялось
тем, что при вводе корабля я вниматель-
по следил за ходом корабля, его положе-
нием к береговым знакам и т. д.

Чтобы стать хорошим игтурманом, нуж-
но много работать над собой. Штурманское
дело надо любить, и кто. его любит — из
того выйдет неплохой штурман. Сейчас,
когда мы создаем больнюй морской и оке-
анский военно-морской флот, нам следует
позаботиться о том, чтобы у нас были
лучшие, выдающиеся штурмавы.

Мне хочется поделиться с нангими
командирами своим многолетним опытом,
рассказать, почему у меня никогда не бы-
ло аварий. Я часто наблюдал, как суда
еталкивались, Таранили друг друга, сади-
лись на мель, выскакивали на рифы и
т. п. И, по моему глубокому убеждению,
все эти случаи происходили от невнима-
ния или из-за слабой подготовки штур-
мана.

Читая описания путешествий знамени-
тых русских адмиралов Литке, Сарычева,
Крузенштерна и др., я всегда’ удивлял-
ся, как они умели на-глаз точно опре-
делять расстояние, словно’ инструментом.
А впоследствии и сам убедился, что это
уж не так трудно. Нужно как можно
больше тренироваться в определении на-
тлаз своего места и затем проверять его
по пеленгам;

Чтобы научить своих помощников та-
кому определению, я пользовался следую-
щим способом. Входя в какую-нибудь бух-
TY для постановки на якорь, я заранее
наносил на карте кружочек величиной в
2 мм на том месте, где хотел стать на
якорь. При входе корабля в бухту я вхо-
дил с картой в штурманскую рубку,
откуда и командовал рулем, ведя по кар-
те, прикидывая курсы на-глаз ‘и ориен-
тируясь по берегам. Когда корабль при-
ходил в назначенное место, отдавали
якорь, а помощники определялись по пе-
ленгам. Не было случая,, чтобы опреде-
ленное место оказалось не в кружке. Это
крайне удивляло командный cocTaB H MOHX
помощников. ;

Бывали случаи, что, идя японским Сре-
диземным морем, где надо’ обязательно
брать лоцманов, я уходил на ‘некоторое
время вниз. Когда я снова поднимался на

мостик и подходил к штурманской рубке,
то осматривал окрестные берега и запеча-
тлевал их. Умея хоропю читаль карту, я
в рубке наносил на ней место корабля,
а помощники определялись в это время по
пеленгам. Наши данные совпадали. Все
это главным образом и дало мне возмож-
ность уверенно. и смело ходить по узко-
стям, между островами и т. д. Обладая
такими навыками, штурман смело может
ходить Пю шхерам без лоцманов и по уз-
ким проливам.

Штурман должен замечать решительно
все, что происходит вокруг, и так натре-
нировать себя, чтобы делать это неволь-
но, без всякого напряжения. Перемени-
лось ли направление волны, ветра, пошла
ли зыбь и откуда, открылся ли какой-
нибудь предмет и т. д., — все это реф-
лективно должно найти отражение в со-
знании, штурмана. Из этого он должен, со-
поставляя, делать. заключения и, кроме
того, обращать внимание н» облачность и
барометр (лучше барограф). От моего зре-
ния не ускользало ни одно, даже малей-
шее, изменение в природе, на корабле
и т. д. Вот один из примеров.

Нали корабль должен был итти из Риж-
ского залива в Либаву. Когда в 6 часов
Утр& мы вышли из залива за маяк Люзе-
рорт, то встретили очень сильный зюйд-
вест (до 10 баллов) с туманом. Пришлось
уменьшить число оборотов машины, так
как корабль брал много воды на себя.
Носле уменьшения скорости корабль плохо
слушал руля и стал рыскаль. Mexa-
нический лаг при малом ходе повис, и его
пришлось вытащить и пользоваться руч-
ным. Я часто выходил на палубу, по при-
выякёе наблюдал за волной, ветром, хо-

‚дом, дрейфом, подходил к борту, плевал на

воду и на-глаз определял по плевку ход
корабля. Через некоторое время меня вы-
звал командир’ и сказал, что по счисле-
нию ‘штурмана мы подошли к Либаве и
надо поворачивать. ‘А туман такой—ниче-
го не видно. «Ну, до Либавы еще дале-
ко!»—ответил я и посоветовал повернуть

прямо в берег по такому-то курсу и итти,
бросая лоты до 10 сажен глубины, а за-
тем стать на якорь, выждав, когда туман
несколько рассеется. «Впрочем, —добавил
я,—и становиться на якорь, пожалуй, не
придется, так как через полчаса уви-
дите по носу Виндаву». Мне не поверили,
HO все же командир, скрепя сердце, сде-
лал по моему совету. Через некоторое вре-
мя действительно по носу открылась Вин-
дава. Это сразу произвело огромное впе-
чатление на весь личный состав. А дело
об’яснялось очень просто: выходя из Риж-
ского залива, я заметил, что под берегом
туман значительно реже и ветер дует не-
сколько враствор с берегом, отгоняя Ty-
ман. Затем, получая по плевкам ход в
2 узла (а до Виндавы 20 миль), я опре-
делил, что мы находимся около Виндавы.
А по мнению молодого штурмана, корабль
\холжен был находитьея у Либавы. Мы
могли бы, идя по счислению штурмана,
наскочить в тумане”на рифы у Стей-
норта. :

Штурман должен знать русские и ам-
тлийские карты, сборные листы, чтобы
подбирать карты для мадупрута, и уметь
их подбирать. Перед походом надо обяза-
тельно проптгудировать по карте с лоцией
свой мариерут.

Чтобы научиться прекрасно читать кар-
ту, следует постоянно тренироваться, как
можно чалце сличать ве с соответствую-
щим берегом. Это нужно производить до
тех пор, пока штурман, глядя на карту,
не будет видеть перед глазами весь рель-
еф этого берега. Уметь читать карту, как
инженер читает чертежи самой сложной
машины, — вот идеал, к которому надо
стремиться штурману.

Однажды: на Дальнем Востоке мы шли
из бухты Де-КБастри в бухту Ольги-и по
расчету должны были притти туд» на
другой день к 10 часам утра. Вею ночь
я провел на мостике, следя за берегом,
и вот в Б часов утра, хотя было доволь-
но темно, я увидел по конфигурации 66-
рега, что мы проходим бухту Владимира,
отстоящую от Ольги на 25 миль. Долго
присматриваясь, я, наконец, убедился, что
это действительно бухта Владимира. Раз-
будил командира и попросил разрешения
менять курс. Он не поверил, что мы идем

мимо бухты Владимира. Но после моих  жду моментами были пропорциональны,
доводов он согласился, и мы пришли в  Это показывает, что выкоты верны. [048
намеченный пункт на два с лишним часа  этого я был уверен, что каждую выс
раньше, чем предполагали. Оказалось, что  беру празильно. Кроме того, я добмя
случайное попутное течение продвинуло  такой скорости (10 высот в минуту),
нас вперед. peat один человек не успевал за мной отсч-
Штурман обязан изучить все элементы   тывать моменты и записывать, а
и маневренные качества своего корабля,   должны были делать двое по чел.
знать, какую циркуляцию тот делает при! Умение быстро брать высоты пригодитя
любом положении руля. Благодаря пре-  во многих случаях. Например, нередко @-
красному знанию циркуляции и маневрен-   вает, что небо покрыто облаками и ино
ных качеств своего корабля мне удалось   только на один момент показывается крие-
два раза избежать катастрофы. шек солнца. Для меня этого было вое

х Один случай был, когда мы входили в  достаточно, чтобы поймать BBICOTY.
ето ОНИ, Нонна по АЯ, ПРОВерки, что высоты взяты 1%
- _ НОВЫЙ   но и правильно, я все mb
командир, не знавший куля у ey haeatee teeta
дир, циркуляции корабля, быть на ббсервованном  астрономичеки “

сам начал входить. Видя, что неминуема   месте, брал : 5
катастрофа, я несколько раз предупреждал к В’ ИОБУОТВоННыЙ горит
, полуденную высоту. Мое определение пе

его, что так входить нельзя. Но он про-
оты секста: заст“
должал свое и, когда увидел, что мы вы- й и

м

ступающей бортовдй башней сносим корму
японского крейсер» «Яеяма» и дальше.
режем пополам французский фрегат, со-
всем растерялся. Мне едва» удалось вы-
вернуться и остановить корабль, когда
бушприт был уже на палубо фрегата, на
котором били водяную тревогу.
Внимательное отношение к морским Kap-
там может избавить от болыних неприят-
ностей. У меня был такой случай. Адми-
рал С. 0. Макаров собирался выходить с
эскадрой на стрельбу в Амурский залив.
Я предупредил` командира корабля, что в
Амуроком заливе среди глубин в 20—40
сажен есть несколько 10-саженных пятен
и мы можем рассадить эскадру во время
маневров на рифы. 06 этом я предупре-
дил и некоторых других командиров. 1
мирал Макаров решил проверить. Послали
промерное судно «пощупать». А через три
дня оно вернулось, и оказалось, что на
одном пятне глубина только 7 футов.
Штурману необходимо научиться как
можно быстрее и точнее брать выкоты
солнца и C максимальной скоростью их
вычислять. Я, например, выходил наблю-
дать в 9 часов утра, в 10, для Сомнера
потом брал близмеридиональные, полуден-
ную высоту, опять близмеридиональные и
наконеп,—в 16 часов. Каждый раз брал
до 70 высот и притом так; чтобы проме-
жутки между высотами и промежутки ме-

номическото места более чем на пять tt
кунд градусных. Что касается. долтоты, п
она. всегда находится в зависимости и
хронометров, за которыми пегурман долзй
следить очень внимательно.

Плавая по большим морям и окезти,
я каждой ночью выходил 1—2 pass I
делал для практики звездные наблюхяи
по Полярной звезде, по двум звездам в
востоке и на западе, для чето, коне
я предварительно настолько изучил зв!
ное небо, что мог определить нужную №
звезду, когда небо почти сплошь бы?
облаках. i

Совершая окезиские плавания, 616
всегда прикинуть дугу большого крут №
жду пунктом, от которого отошли, и пу
том, к которому пришли, и сравнить #
с локсодромией, снятой с карты, тах м
между ними может быть большая раза

Т 010с0б даст болышую экономию Е
времени и в топливе. Так, на расе
нии от Нью-Йорка до Азорских ост
разница между локсодромией и дутой ий

moro круга составляет величину о
МИЛЬ.

Постоянной тренировкой я достиг т
Что, назначая курс, мог на-глаз класть
карту линейку к меридиану без транс!
тира настолько правильно, что если!
ошибался, то не более чем на 1—2 №
дуса. Это давало мне возможность, И

a

on ate weed,