——

За что коммунисты критиковали
секретаря бюро

В партийной организации Управления
Высшего военно-морского училища им.
Фрунзе готовились к собранию. Предстоя-
ло обсудить отчет секретаря о деятельно-
сти бюро,

На собрании доклад делал т. Калини-
чев.

Отчет секретаря не удовлетворил ком-
мунистов. Они ие услышали ни подробно-
го анализа работы членов бюро, ни оцен-
ки деятельности каждого коммуниста. В
докладе т. Калиничев ховольно невразуми-
тельно сказал о состоянии партийной ра-
боты и дисциплины среди коммунистов.

Партийная организация управления —
одна из самых крупных в училище. Здесь
много командиров, преподавателей, . лабо-
рантов. Роль коммунистов в постановке и
налаживании учебного процесса исключи-
тельно велика. Между тем т. Калиничев
ничего не сказал о том, как партийное
бюро и каждый коммунист в отдельности
выполняли свои обязанности, как парторга-
низация боролась за укрепление воинской
дисциплины. ©

За последние несколько ‘месяцев около
двадцати коммунистов нарушили воинскую
дисциплину. Но до ноября ни на партбю-
ро, ни на партийных собраниях этот вопрос
не обсуждался. Лишь в ноябре партийное
бюф привлекло некоторых коммунистов к
ответственности. Так, коммунист т. Зота-
тин 38 недостойное тюведение был снят с
работы секретаря низовой парторганиза-
ции, выведен из состава бюро и получил
взыскание,

Характеризуя состояние воинской дис-
циплины среди коммунистов, секретарь
бюро указал, что отдельные члены орга-
низации нарушали установленный поря-
док. Для примера докладчик привел коу-
муниста т. Пахомова, совершивиего три
нарушения. Между тем, как выяснилось
яз выступлений, этог товарищ допустил
ошибки в прошлом, & затем в течение не-
скольких месяцев работал безупречно, стал
дисциилинированным. Команхование сняло
наложенные на т; Пахомова взыскания.
Секретарю партбюро, видимо, 0б этом не
было известно. Присутствовавщие на с0-
брании поняли, что он пользуется уста-
ревшими данными, не знает, хействитель-
ного положения.

Выступившие на’ собрании похвергли
резкой критике партийное бюро за то, что
оно но боролось с нарушениями воинской
дисциплины, Многие коммунисты привле-
кались к ответственности лишь по указа-
нию отдела политической пропаганды или
парткомиссии училища.

Партийное бюро слабо бороловь за вы-
сокую воинскую дисциплину и плохо ру-
ководило низовыми парторганизациями.

Были обнаружены серьезные недочеты
и в маркоистеко-ленинском воспитании.
Нартбюро слабо интересовалось тем, как
коммунисты повышают свой идейно-теоре-
тический уровень. Оно не. контролировало
их самостоятельной работы. Только за по-

Инициатива комсомольцев

Комсомольская организация части (се-
кретарь бюро т. Хинчин) организует
культурный досуг личного состава.

В один из выходных дней была прове-
дена экскурсия по историческим мостам
торода, Таллина. В ней приняли участие
32 краснофлотца и командира. Экскур-
ванты в сопровождении руководителя. из
Таллинского Дома Военно-Морского Флота
посетили Вышгород ‘(крепость старого Ре-
веля). В 1710 г., после изгнания из При-
балтики шведов, Петр Г водрузил на Выш-
тородже русский флаг. Экскурсанты осмо-
трели домик Петра Г и парк, где ему
установлен памятник.

В другие выходные дни состоялись вы-
ступления художественной самолеятельно-
сти, в которых участвовало 30 комсо-
мольцев. Выктупали также члены комсо-
мольского бюро тт. Горбатенко, Серов,
Хинчин.

В а Бы между полетами мы

по карте, проводить мысленно курсы и
давать курс по компасу. Каждому штур-
ману также следует этому научитьоя.

Во время плавания штурман должен за-
носить и зачерчивать силуэты наиболее
вылающихся деталей берега и’ отличитель-
ных мест, не нанесенных на карты и не
помещенных в лопии, и описывать их,
как это делал я, для составления впослед-
ствий лоции Восточного океана. Эти 3а-
метки следует заносить на карты и опи-
сызатль в лоциях, извещая Гидрографиче-
скоз управление. Виды островов, примет-
ных мест и силуэты берегов дают боль-
10 подепорье при плавании. Следует как
можно больше практиковаться в опреле-
лении пеленгов, в особенности во время
качки, с тем чтобы взятие двух пеленгов
не занимало более 10 секунд. Также сле-
дует всегда пользоваться ‘для проверки
ибта углами в 45 и 60 градусов от
куха. Для этого надо на крыльях мости-
ка провести краской на палубе линии под
углом 45 и 60 градусов к дизметральной
плоскости корабля и по траверзу. Когда
маяк, островок или какое-либо приметное
место придет на линию в 45 градусов, за-
метить отсчет лага, & затем, когда это
приметное место придет на траверзную
линию, опять заметить отсчет лага. Прой-
денное расстояние будет равно расстоянию
до взятого предмета. То же самое можно
сделать с линией в 60 градусов, только
В эм случае расстояние 10 предмета
будет равно половине пройденного рас-
стояния. Эти оба взятые направления
поверяют друг друга.

Было бы крайне желательно, чтобы ка-
ждый штурман как можно лучше и даль-
ше видел. Для этого следует тренировать-
ся на лальнозоркость. Когда я был про-
изведен в мичманы, у меня было обыкно-
венное хорошее зрение, но’ затем, после
длительной тренировки, я достиг того, что
с моста лейтенанта Шмидта мог опреде-
лить время на часах Arumpaarencner
шпиля, & остров Цейлон открывал за
миль. Биноклем и трубой я почти ce
пользовался. Постараюсь об’яснить, на-
сколько умею, как я добился этого. Мне
кажется, что чем больше поле зрения, тем
лучше, дальше и скорее увидишь. В тру-
6y следуот разглядывать предмет уже

5 января 1941 г., №4 (658)

следнее время большинство коммунистов
приступило к глубокому изучению «Крат-
кого курса истории ВЁП(б)».
чик даже подробно не рассказал, как ра-
ботают отдельные коммунисты, © которых
ее брать pe ty Козлов, полно-
тью изучивший «Краткий курс истории
ВЕП(б)», т. Юдицкий, много работающий над
первоисточниками и помогающий беспартий-
ным преподавателям на кафедре,
тарь низовой парторганизальии т. Смирнов
и многие другие. Некоторые коммунисты,
как тт. Мурдасов,
сих пор недостаточно работают над повын
шением
уровня.

дило коммунистами-—младшими командира-
ми, которые обучаются в системе полит-
занятий. Коммунисты тт. Березин и Ми-
нин на инспекторской проверке получили
неудовлетворительную оценку.

Так, в кандидаты партии был принят Боров-
ков, которого через некоторое время исклю-
чили за недостойное коммуниста поведение,

вых парторганизаций слабо вели воспита-
тельную работу с отдельными коммуни-
стами, особенно с кандидатами партии.
Молодой коммунист т. Кайбанов на собра-
нии сказал, что он три месяца работает
на кафедре артиллерии, но за это время
никто © ним не бесежовал и он ни разу
не был на партсобрании.

ведут учета поручений, слабо привлекают
кандидатов партии, а партбюро не помо-
гает как следует наладить партийную ра-
боту.

зациях неудовлетворительно готовились K

‚намечалось изучить важную директиву

ли с коммунистами. В результате многие

Но доклад-

секре-

Молчанов, Драга, до

своего идейно-политического

Партийное бюро совериюнно не руково-

Партбюро допустило серьезные ошибки.

Партийное бюро и руководители низо-

Секретари низовых парторганизаций не

В первичной и в низовых парторгани-
собраниям. Перед собранием, на котором

Главного управления политической пропа-
танды, члены партбюро даже не беседова-

не знали, какой вопрос будет обсуждать-
ся. Никто не поговорил и © 13 коммуни-
стами, не присутствовавшими на собра-
НИИ.

Коммунисты правильно отмечали, что
основной недостаток в работе партбюр—
отсутствие контроля за выполнением сво-
их же решений.

Все эти недочеты нельзя назвать иро-
стыми упущениями. Они свидетельствуют
о стиле работы. партийного бюро. Руково-
дитель парторганизации т. Калиничев ма-
ло общался с коммунистами, не выяснял
их запросов, не контролировал выполне-
ния поручений. Так же поступали и чле-
ны бюро.

Высокая активность и деловая критика
коммунистов помогли вскрыть недочеты в
работе парторганизации и мобилизовать
коммунистов на решение стоящих. перед
училищем задач.

Старший политрук А. РОЗЕНШТЕЙН,

нередко слушаем своих мастеров художе-
ственного слова, хоровые песни и частуш-
ки, дружно аплодируем исполнителю акро-
батических номеров комсомольцу младше-
му командиру  Абрамову-Зыкову. Наш
коллектив самодеятельности выступает не
только в части, но и в Таллинском Доме
Военно-Морского Флота.

По инициативе и при активном yua-
стии комсомольцев Александрова, Серова,
Мусатова за последнее время проведено
шесть массовых физкультурных соревнова-
ний: футбольные встречи с командами од-
ной соседней части и волейбольные— между
подразделениями.

В части не было библиотеки. Предсе-
датель совета ленинской комнаты комсо-
молец Белобров договорился с руководите-
лями Дома Военно-Морского Флота, и с их
помощью создана библиотека.

Младший политрук ЛОБАЧЕВ,

BD Or A ere ey ee cd hea alatiah spa ee т. е. его детали, в призмати-
ческий бинокль уже лучше видно, & в
простой—еще` лучше. Для того чтобы
увеличить поле зрения, я старался поста-
вить 0си своих глаз как можно более
параллельно, не смотря в точку, & рас-
пыляясь по горизонту, чтобы охватить
больше горизонта, и все время трениро-
вался в этом. Для этого глаза надо рас-
ширить ‘и ‘уставить свой взор вперед. Вих
у человека в это время такой, как будто
он уперся взором без всякой мысли. Раз-
вив в 6ебе таким образом дальнозоркость,
я уже к сорока годам жизни завел /очки,
так как должен был держать книгу Ha
вытянутой руке, чтобы читать. Но когда
я перестал тренироваться, через некоторое
время зрение пришло в нормальное состоя-
ние.

Скажу несколько слов о плавании в
узкостях. По Финляндеким шхерам я хо-
дил без лоцмана от Бьорке до Марие-
хамна (0. Оланд) по разным фарватерам,
& также и по секретным, которые сам
проводил в Оландских ‘шхерах.. Приходи-
лось по ним ходить и ночью, & однажды
я прошел ночью в туман из Питкопаса на
рейд Штандарт. Я смело и уверенно вхо-
дил во все бухты и порты, где нет обя-
зательного  лоцмана, и становился на
якорь хнем ‘и ночью по заранеб соста-
вленному мною плану.

Чтобы: стать хорошим штурманом, надо
много поработать над собой. Приобретя
навыки и опыт, штурман смело сможет
холить без лоцманов где угодно, и, ко-
нечно, аварий у него не будет.

По моему мнению, эти качества долж-
ны У себя развивать не только штурманы,
но и весь начальствующий состав, тем
более, что в сущности корабль должен
вести командир, & штурман является его
помощником. Через определенный срок
каждый прослуживший в строю станет
командиром ‘корабля и должен уметь его
родить. Когда я командовал кораблями, я
всегда водил их сам, учил при этом не
по возможности и

только штурмана, по
всех молодых командиров, и не 03
успеха.

С. ДЕЛИВРОН.

ъ

морской госпиталь добился первенства в
соревновании госпиталей Военно-Морского
Флота и был награжден наркомом пере-
ходящим знаменем.

кадры, и поэтому уделяем больное вни-
мание совершенствованию. своих слециали-

приглашаются врачи гарнизона.

почти все наши врачи. Некоторые из них

т. Яльцев — о рентгенотерапии, военврач

боты. госпиталя.

тохы диагностики и лечения. Так, лабора-

Военврач 2-го ранга А. Николаев сделал много смелых хирургических операций

во время плавания крейсера. На снимке: момент операции.
А. Николаев, краснофлотец-санитар Ф. Елисов, ассистент командир отделения сани-

таров И, Нагерняк. (Черноморский флот).

Образцовый госпиталь

В 1940 году Владивостокский военно-

Мы понимаем, что успех дела решают

стов. Регулярно проводятся госпитальные
медицинские конференции, на которые

‚ На конференциях врачей обсуждаются
актуальные вопросы налией работы, про-
изводится разбор трудно распознаваемых за-
болеваний. Выступающие высказывают
свое мнение о методах лечения, применяе-
мых в госпитале.

В прошлом году было проведено около
30 конференций, с докладами выступали

развили впоследствии свои доклады в 0с-
новательные научные работы. Так, воен-
врач 2-го ранга т. Пучков подготовил ра-
Gory © туберкулезе, военврач 2-го фанга

‚2-го ранга т. Суворов — о множественных
хрящевых экзостозах и т. д.

Кроме врачебных конференций мы про-
водим также конференции медицинских с6-
стер. Здесь доклады делают сестры, кото-
рым помогают подготавливаться врачи. До-
клады вызывали оживленный обмен мине-
ниями, и это помогало глубже изучать раз-
бираемую тему. Были проработаны Bale
сы о боевых отравляющих веществах, о
переливании крови, о физиотерапии и т. д.

Конференции, командирская ‘учеба, за-
HATHA сестер и санитарок в кружках —
все это позволило поднять на более вы-
сокую ступень качество всей лечебной ра-

Были освоены новые современные ме-

тория (начальник военврач 1-го ранга
т. Оранский) производит биохимические
исследования для всех отделений; рентге-
новское отделение (начальник военврач
2-го ранга т. Яльцев) освоило кимогра-
фию сердца ит. д.

Bee отделения госпиталя пользуются
современными методами диагностики. Это
дает возможность быстро приступить к ле-
чению и в случае нужды-—к срочной опе-
рации. Большое внимание мы уделяем бы-
строте оказания помощи. Круглосуточно
дежурят три врача разных специальностей
и рентгенотехник. Широко применяется пё-
реливание ‘крови, которое проводят врачи
в отделениях. Мы помогли многим врачам
и фельлшерам кораблей изучить теорию и
практику переливания крови.

Рентгеновскими лучами лечим опухоли
и воспалительные процессы, в частности
карбункулы лица. Ряд больных, считав-
шихся  безнадежными, после нескольких
сеансов рентгенотерапии выздоровел и вер-
нулся в строй. Большую практическую и
научную работу по рентгенотераиии ведет
т. Яльцев.

Неоправданное благодушие

В прошлом это подразделение заняло
первое место в части, выполнив полно-
стью все артиллерийские стрельбы. В этом
немалая заслуга принадлежала партийной
(секретарь т. Попков) и комсомольской
(секретарь т. Мякушко) организациям.
Тогда широко развернутая атитационно-
пропаганхистская работа среди личного со-
слава способствовала достижению успехов
в учебе.

В настоящий момент, когда личный co-
став занят боевой учебой в зимних усло-
виях,  партийно-политическая работа в
подразделении заметно ухудшилась. На-
ступило ничем не об’яснимое «затишье»
и в агитационно-пропагандистской работе.

Как правило, беседы и доклады наме-
чаются планом партполитработы на каж-
дую неделю, но на деле они не проводят-
ся. Агитатору командиру отделения т. Мя-
кушко поручили провести беседу на важ-
ную тему. Этого поручения он не выполнил.

Командиру отделения т. Диденко дали

Культурно-массовая

Кончилея рабочий день. В кубриках
идут оживленные беседы © предстоящем
комсомольскох собрании, посвященном
культурно-массовой работе. Активисты,
беседуя с молодыми краснофлотцами, выяв-
ляют организаторов художественной само-
деятельности.

На собрании секретарь комсомольского
бюро т. Шатохин говорил:

— Все кружки художественной <амо-
деятельности прекратили свою работу.
Плохо и с физкультурой. Сдача норм на
значок ГТО Ги П ступени прекратилась.
Гимнастические снаряды не используются.
Кинокартины демонстрируются с перебоя-
ми. Радиотрансляция не работает.

Выступившие после доклада тт. Фролков
и Переверзев заявили, что в подразделении
имеются все условия для организации
художественной ° самодеятельности, надо

КРАСНЫЙ ФЛОТ

чальник военврач 2-го ранга т. Пучков)
доказало своей практикой и научной ра-
ботой, что в условиях Дальнего Востока
можно успешно лечить туберкулез.

военврач 2-го ранга т. Горенко) широко
применяют сульфилин. Это позволяет по-
ставить на чоги больных, которые при-
бывают к нам в тяжелом состоянии. Суль-
фидином пользуются и в тералевтическом
отделении. i

проведено большое количество удачных

Слева направо —

Фото Б. Шейнина,

Туберкулезное отделение госпиталя (на-

В инфекционном отделении (начальник

В хирургическом и в ушном отделениях

операций, в том числе операции в связи
с язвой желудка, раком желудка и т, д:
95 проц. всех операщий в хирургическом
отделении сделаны под местной анестези-

ей по методу профессора Вишнезекого. Го-

рячим последователем этого метода являет-
ся у нас военврач 2-го ранга т. Суворов.
В практику отделения внедряется также
лечение ран по mea профессора Випенев-
ского.

‚ Правильная аи всего лечебно-
то дела в госпитале, четкая работа вспо-
могательных отделений (лаборатория, рент-
тен) позволили значительно сократить ди-
агностический период, добиться больших
успехов. Многие больные, считавшиеся
безнадежными, выздоровели в госпитале и
сейчас продолжают службу во флоте.

Немало сделано для повышения квалифи-
кации врачей и фельдшеров флота. В
1940 тоду при госпитале повысило свою
квалификацию около ста врачей и фельд-
шеров. Большинство из них сейчас рабо-
тает самостоятельно.

Наши врачи сделали в прошлом году
42 выезда на корабли, в части и лазаре-
ты, где давали консультации местным ра-
ботникам.

17 врачей занимаются разработкой науч-
ных вопросов. Подготовлено уже 30 науч-
ных трудов.

В ходе соревнования y наб выросло
немало передовиков-врачей, которые са-
моотверженно борются 34a сохранение 3д0-
ровья и жизни краснофлотцев и команди-
ров.

Мы знаем, что у нас есть еще недоче-
ты. Награда народного комиссара обязы-
вает быстро ликвидировать все недостатки
и в 1941 году добиться новых успехов в
лечении командиров и краснофлотцев,

В 1941 году будем продолжать работу
по освоению новейшей медицинской техни-
ки, увязывать\всю свою практическую на-
учную деятельность с работой корабель-
ных врачей, будем непрерывно совершен-
ствоваль знания врачей. В ответ на па-
траду личный состав госпиталя обязуется
еще энергичнее крепить боевую мощь Во-
енно-Морского Флота.

Начальник Владивостокского гос
питаля военврач 1-го ранга
Д. БУРИНГОЛЬЦ.

залание подготовиться к проведению бесе-
лы с личным составом о жизни и дея-
тельности великого летчика налиего време-
ни В. Чкалова. Но и эта беседа не состоя-
лась. Тов. Диденко никто не помог к ней
полготовиться, не указали литературы.

Не развернута в подразделении и крас-
нофлотская самодеятельность, хотя для
этого есть все возможности. В результате
всего этого в подразделении повысилось
количество нарушений дисциплины, при-
чем совершают проступки и комсомольцы.

Большая вина в этом и отдела полити-
ческой пропаганды. Около трех месяцев
личный состав не видел в подразделении
ни одного инструктора. Еще в июне стар-
ший политрук т. Евграфов сделал доклад о
международном положении. Он вызвал
большой интересе у краснофлотцев. Было
задано много вопросов, краснофлотцы про-
CHIH доклалчика чаще проводить доклады
и беседы. Но это осталось только пожела-

нием. Н. ЛЕБЕДЕВ.

работа на под?еме

только работать. Есть танцор т. Дюрин,
скрипач т. Махов, солист-певец т. Bape-
ник, художник т. Луценко и другие.

Осулив работу старых руководителей
Бружков, комсеомольское собрание постано-
вило: тт. Ваденик, Переверзеву и Дюрину
организовать драматический кружок и
кружок песни и пляски, тт. Сигиддову и
Махову—струнный кружок, тт. Фролкову,
Венегреженовскому-— развернуть подготовку
к сдаче норм на значок ГТО Ги П сту-
пени. Сразу же после собрания присту-
пили к организации кружков.

Хоровой кружок начал  разучивать
краснофлотские песни. Заработали джаз и
драматический кружок.

Сейчас   культурно-массовая работа —

на пол’еме.,
Р. ШЕПЕТОВЕЦКИЙ.

Черноморский флот.

ee
м

` В ЗАРУБЕЖНЫХ ФЛОТАХ

Пловучие мастерские

Пловучив мастерские, как специальный
класс вспомогательных судов иностранных
флотов, появились сравнительно недавно.
В эпоху парусного флота, Bp XVI—XVIII
веках, функции пловучих мастерских вы-
полняли транспорты — один из немногих
имевшихся тогда классов судов вопомога-
тельного флота. На транспортах были не
только запасы необходимых  продоволь-
ственных грузов, боезамаса, но и ремонт-
ные материалы и мастера: плотники, па-
русники, такелажиики.

Развитие малых боевых кораблей, осо-
бенно подводных лодок, имевших вначале
недостаточно ‘усовершенствованные меха-
‚низмы, вызвало необходимость обеспечить
их ремонтными ‹редствами в море. В свя-
зи © этим в ряде стран в конце ХХ и
начале ХХ столетия были оборудованы   в
пловучие мастерские, переделанные либо
из устаревших боевых кораблей, либо из
торговых судов. В дальнейшем насыщение
кораблей все более сложной техникой так-
же потребовало, на случай отрыва боевого
флота на длительное время от ремонтных
баз, чтобы в составе флота были пере-
движные пловучие ремонтные средства.

В начале ХХ века пловучие мастерские
были созданы в русском флоте, когда цар-
ские корабли проводили операции Ha с0-
вершенно не оборудованном дальневосточном
театре. Вторая и третья тихоокеанские
эскадры сопровождались пловучими мастер-
скими «Камчатка» и «Ксения», переобору-
дованными из транспортов. Специальная
мощная речная пловучая мастерская была
создана для производства монтажа на, Даль-
нем Востоке боевых кораблей и катеров,
изготовленных из заводах Европейской ча-
сти России.

_В 1917 г. англичане, проводя свои опе-
рации против Турции на реке Тигр в усло-
виях полного отсутствия судоремонтных
баз, вынуждены были оборудовать для ре-
монта своих канонерских лодок пароход-
заднеколесник «5006540мп» — водоизмеще-
нием в 300 тонн. Накануне первой импе-
риалистической войны 1914—1918 гг. пло-
вучие мастерские имелись в составе флотов
многих стран. В некоторых флотах плову-
чие мастерские были 0б’единены с плову-
чими базами подводных лодок, торпедных
катеров и др. Пловучие мастерские ис-
пользовались не только для ремонта бое-
вых кораблей во временных, необорудо-
ванных пунктах их базирования, но и
высылались к месту аварии кораблей для
оказания им первой помощи-—для времен-
ной заделки полученных ими пробоин и
т. д. Так германская пловучая мастер-
ская «Босния» в апреле 1918 г. ‘участво-
вала в работах по спасанию германского
корабля «Ольденбург», севшего на мель
У Аландеких островов.

После окончания мировой войны многие
устаревшие пловучие мастерские были ра-
зоружены (разобраны). Но так как опыт
войны показал большую необходимость B
этом классе судов вспомогательного флота,
то основные морские державы построили
(и строят сейчас) новые, оборудованные по
последнему слову техники пловучие мз-
стерские как морские, так и речные. В
настоящее врёмя-‘ наблюдается тенденция
совмещения пловучих мастерских © пло-
вучими базами. Пловучих мастерских сей-
чае строится мало, усиленно строятся
пловучие базы-мастерские.

_ Морские пловучие мастерские, в зави-
симости от главных размерений, маневрен-
ных качеств, об’ема производственной мощ-
ности и т. д., разделяются на эскадренные
(флотские) и портовые. Эскадренные пред-
назначены для производства разного рода
планово-предупредительного и аварийного
ремонта кораблей эскалры, базирующихся
на необорудованные или недостаточно 060-
рудованные базы. При перебазировании
эскадры эти вепомогалельные суда сопро-
вождают ее, следуя в арьергарде, когда они
обладают значительной скоростью хода в
15—16 узлов, либо совершая переход от-
дельно от эскадры (под надлежащим охра-
нением), в составе ее тихоходных судов.
Портовые пловучие мастерские предназна-
чаются для производства планово-предупре-
дительного и аварийного ремонта малых

Среди военных катеров английского фло-
та на первом месте по значению стоят тор-
педные катера. Наша печать достаточно
широко освещала ход их’ строительства и
тактико-технические данные. Гораздо менее
известны нашим командирам элементы
английских катеров-охотников, выполняю-
щих также функции сторожевых судов.
Эти катера по значению. занимают второе
место; за ними идут корабельные и порто-
вые катера.

В прошлую войну Англия имела свыше
600 сторожевых катеров, каждый длиной
в 23 метра, построенных главным. образом
в США. Эти катера обладали скоростью
хода в 18 узлов. В начале текущей войны
в английском флоте было несколько типов
сторожевых катеров длиной в 23 метра и
скоростью хода°в 19 узлов, длиною в 23,2
метра и скоростью в 20 узлов. Вроме того
существуют малые патрульные суда дли-
ною в 18 и 13 метров, снабженные проти-
вопульной броней на рулевой рубке. Даль-
ность их плавания — 800 английских
миль при 8-уэловом ходе. Имеются также
дозорные катера длиною в 14 метров со
скоростью хода в 28 узлов.

‚ Ютера  сторожевого охранения несут
круглосуточную службу у Британских
островов; они эскортируют отдельные суда
от порта’ до порта и участвуют в общем
конвое; расстреливают всплывшие мины,
тралят их попарно, принимают участие в
общих операциях флота, снимают людей с
торпедированных судов. Их вооружение со-
стоит из легких скорострельных пушек,
пулеметов, глубинных бомб и ручных гра-
нат. Глубинные бомбы содержат 90 кг
тринитротолуола и взрываются на глуби-
нах от 15 до `45 метров. Сбрасывание бомб
производится на скорости не менее 14 уз-
лов. До последнего времени на этих малых
судах применялись почти исключительно
бензиновые двигатели; сейчас они оборуду-
ются легкими дизелями с большим количе-
ством оборотов. Моторные катера-тральщики
строятся главным образом длиной в. 23,8
метра и оборудованы тремя моторами по
500 л. с. Их используют также как за-
градители.

кораблей небольшого соединения (напри-
мер, дивизиона эсминцев, дивизиона, под-
водных лодок ит, д.).

Из основных морских держав тЫ
шим количеством пловучих мастерских
располагает флот США, где все вспомога-
тельные суда этого класса принадлежат к
эскадренному типу. Однако большинство
американских судов построено. более 17
лет назад, имеет устаревшее  производ-
ственно-техническое оборудование и не-
большую скорость хода — всего 16 узлов;
Япония совсем недавно построил& плову-
чую мастерскую эскадренного типа со ско-
ростью хода в 19 узлов. Отсутствие у
США хорошо оборудованных ремонтных
береговых (островных) баз в Тихом океане
заставляет уделять большюе внимание пло-

вучим мастерским эскадренного типа,

Кроме США и Японии эскадренные пло-
вучие мастерские сравнительно недавней
постройки имеются у Англии, Италии и
Греции. Во французском флоте находится
бывшее русское судно этого типа «Ерон-
штадт» (теперь «УШсап»), оборудованное
до войны 1914—1918 тг. Черноморским
флотом. и уведенное белогвардейцами во
Францию во время интервенции в 1919 г.
Одна эскадренная пловучая мастерская
есть в Бразилии. По сведениям печати,
Германия в течение 1939—1940 гг. по-
строила для своих морских сил 3 плову-
чив мастерские.

Современная эскадренная пловучая ма-
стерская является достаточно быбтроход-
ным судном. В палубах размещен ряд це-
хов, оборудованных разнообразными стан-
ками, измерительными приборами, меха-
низмами, точнейшим инструментом, тяже-
ловесными прессами и т. д. На этих судах
весть кузнечный, литейный, механический,
слесарно-сборочный, электротехнический
цехи, цех ремонта вооружения, оптики и
приборов, херевообделочный,  медницкий,
аккумуляторный и цех покрытий.

Водоизмещение современных морских
пловучих мастерских специальной построй-
ки колеблется в пределах от 5 до 18 и
более тысяч тонн и зависит от назначения
судна; скорость хода достигает 19 узлов.

Производственную мощность современ-
ных пловучих мастерских весьма трудно
точно оценить. Она зависит от числа ра-
бочих и инженерно-технического персона-
ла, количества и типа, установленного 0бо-
рудования, коэфициента сменности, энерго-
вборуженности рабочих, производительности
и интенсивности труда и т. д. Эти факто-
ры трудно поддаются учету. Однако ори-
ентировочно можно предположить, что про-
изводетвенная мощность современных су-
дов этого типа колеблется от 1—2 до
7—9 и более миллионов рублей. Артилле-
рийское вооружение эскадренных плову-
чих мастерских обычно состоит из 127-мм
орудий. j

В составе вспомогательного флота основ-
ных морских держав удельный вее этого
класса судов очень незначителен: в
глии он равен 1,8 проц. общего я
вспомогательного флота, в США — 3,2,
Германии-—4,0, в Италии-—примерно 2. а
в Японии—около 2 и во Франции—около
3,3 проц. По отношению к тоннажу 606-
вого флота удельный вес пловучих ма-
стерских колеблется от 0,92 до 1,59 проц.

Пловучие мастерские особенно необходи-
мы тем державам, у которых морские те-
атры разбросаны, значительно удалены
один от другого и не имеют развитых и
в досталочном количестве судоремонтных
баз. Пловучие мастерские, особенно эска-
дренного типа, могут выполнять значи-
тельный 0б’ем работ по судоремонту, за-
меняя собою до некоторой степени берего-
вые ‹удоремонтные базы. Единственные
недостатком является невозможность про-
изводить одновременно с ремонтом и доко-
вание судов. Но этот недостаток может
быть в известной мере устранен приданием
к пловучим мастерским пловучего дока,
который с помощью буксиров может быть
РАЯ в ту или иную маневренную
азу.

Инженер-капитан 2-го ранга
. KANECCO.

Военные катера Англии

Английский флот располагает еще боль-
шим количеством быстроходных мелких ка-
теров всевозможного назначения. № ним
относятся в первую очередь катера авиа-
службы. Это малые ‘суда длиною в 10,5,
11,5. 12 и 14 метров. Скорость их’ хода
колеблется от 23 до 40 уэлов. Самый: рас-
пространенный тий-— катера длиною в
11,5 м., оборудованные радноустановкой.

Далее идут катера вспомогательной служ-
бы флота, имеющие те же размеры и CKO-
рость хода, что и суда авиаслужбы. Уста-
новка легких дизелей придает им большую
скорость хода. 0с0бо выделяются так назы-
ваемые катера-мишени для авиабомб (11,5
метра длины, скорость 40 узлов); экипаж
их защищен 13-мм броней, отсеки запол-
нены пробкой и другим пловучим мате-
риалом.

Корабельные и портовые катера англий-
ского флота делятся на три основных раз-
ряда. Суда длиной в 14 метров и со ско-
ростью в 20 узлов, но с большой нагруз-
кой — до 45 человек, снабжены зенитной
пушкой, глубинными бомбами, легким
тральным устройством и могут *° самостоя-
тельно нести сторожевую службу. Эти так
называемые пикетные катера имеются на
линкорах и тяжелых  крейсерах. Другие
суда длиной в 7,5 метра применяются на
всех кораблях ло эсминцев включительно.
Скорость их хода — 22 узла при 9 челове-
ках на борту и 20 узлов — при 30. Нако-
нец третий тип представляет собой малень-
кую моторную шлюпку длиною в 5 мет-
ров, развивающую скорость до 20 узлов.
Количество таких шлюпок весьма велико.

Кроме этих основных типов есть еще
несколько, не. имеющих сколько-нибудь ши-
рокого распространения.

Общее свойство всех катеров англий-
ского флота — их высокая мореходность.
Например, корабельный катер длиною в
7,5 метра и со скоростью в 20 узлов рас-
считан на пребывание в море в условиях
шторма до 7 баллов. Ватера больших раз-
меров рассчитаны на работу в открытом
море и имеют большие запасы горючего,

Ф. ШЕДЛИНГ.