-_

oo
—

1 яиваря 1941 г, № 5 (659)

Секретарь бюро не руководит
низовыми организациями

Соглотарь партбюрю т. Кохно непрочь
похвалиться ‘успехами части в боевой и
похчтической подготовке и намекнуть, что
в этом есть заслуга и парторганизации.
Действительно, успехи имеются, но есть
и недостатки, которых можно было бы избе-
жать, сли бы партийное бюро больше по-
могало командованию, лучше руководило
низовыми организациями. =

В части есть две низовые парторгани-
зации. Секрегарь одной из них — лучший
иладший командир т. Кудрявьй. In тре-
бозательный m энергичный работник. Но
fora в том, Чо им плохо’ руководят, не
расокажут толком, как пало проводить то
или иное мероприятие, но помогут соста-
вить цельустремлепный план партийной
работы, отвечающий задачах ‘подразделе-
НИЯ.

Неуховлетворительное руководство се-
кротарями  ‘изовых организаций легко
отределить даже по планам их работы.

Сехротарь т. Кудрявый составляет план
fra полмесяца. Такой небольшой срок поз-
pone’ точнее сформулировать предстоя-
щие задачи, Но все же в плане много су-
щественных нохочетов м упущеняй, хотя
он ш просматривается секретарем партий-
вого 6100.

Вот какие мероприятия маметил прове-
сти т. Вудрявый с 15 ноября по 1 хека-

бря:
Созвать  партообрание в повесткой
yam... (2).

Собрание © неизвестной повесткой хия
не состоялось. Вместо него палупбюро‘ про-
вело собрание первичной организации, на
котором обсудили выполнение одной важ-
ной дироЕтивы.

Даже табое мероприятие, ках’ собрание,
оказалось переальным, и только потому,
что секретарь. партбюро за несколько дней
вперед не сумел учесть, что вместо собра-
ний низовых организаций надо провести
собралие первичной организации.

Следующий пункт: обеспечить подтотов-
гу и явку кандидатов паргиия на занятие.

Выполнение этого пупкта всецело зави-

село от низовой организации, м она хоро-
шо справилась с этой задачей. К канди-
датам прикрепили членов партии. Те про-
верили, как товарищи готовятся к заня-
THD, п помогли им, Занятие с кандихата-
имп прошло услешно, З& выполнение этого
пункта отвечал коммунист т. Баклам.
о Дазыце в плане намечалось: провестя
беседу с подавигими заявления © принятии
их в кандилать ВЖП(б). Тов. Кудрявый
беседовал с подазшими заявления о реко-
мендациях ию выкокоответственном звании
коммуниста.

Кандидать тьлугии тт. Нубарьян м Са-
риев также в соответотвии © планом про-
вели беселы среди бойцов.

Этя примеры показывают, что низовая
партийная организация ваолне способна
осуществлять свой план работы.

№ в плато есть и тажое мероприятие,
резтизация которого зависела от партий-
ного бюро. Это пункт © помощи командо-
ванию-в развертывалии социзтистического
соревнования, Он не выполнен. Изргийное
бюро, пытаяев оказать помощь командова-
HEN в этом деле, но может решить неко-
торых организационных вопросов. Поэтому
в езою очередь задерживаются мзготовле-
ние досок учета соревноватия.

Секретарь т. Кудрявый ждет этого pe-
шения, чтобы провести с бойцами беседы,
организовать ‘Учет выполнения ‘0бяза-
тельств.

Но бойцы м командиры не ждут оконча-
тельного решения палугбюро. Они copes-
нуются друг с другом, добиваются новых
успехов в боевой и политической подготов-
ке. Так, одна группа краснофлотцев под
руководством т. Кудрявого 7 декабря вы-
полнила такую работу, на которую рань-
пю залрачивалось пять дней.

Партбюро обязано бымо помочь т. Куд-
рявому передать этот опыт другим бой-
цам. Но этого опо не сделало.

Таким ‹брасом, единственный. в плане
пункт, имеющий непосредственное отнотте-
ние к боевой подготовке, остался Ha 6y-

ware. А выполнить его было нетрудно,
если бы партбюро оперативнее решахо во-
прхы и лучше руковохдило  севрегарями
низовых оргаизажий.

В конце ноября в части проходила ине
спекторская проверка политзанятий. Изрт-
организация обязана была к ней хорошо
подготовиться и, безусловно, включить в
план своей работы соответствующие меро-
приятия. В плане пизовой оргапизации о
подготовке к инспекторской проверке нет
ни слова. Несмотря на это, оп был 0до-
Open секретарем партбюро. _

В ноябре и декабре перед ваводами, б’-
ехвняемыми низовой палуюфганизацией, гл
секретарем т. Кудрявый, стояти важные
боевые задачи. Надо было хоропю и в ко-
роткий срок подготовиться 5 предстоящей
сложной ‘стрельбе. Задача усложнялась
тем, что незадолго до этого часть опытных
специатистов-краенофлотцев закончила срок
службы и ушла в долгосрочный отпуск.
И ‚ вот, группе молодых, только что при-
бывиших краснофлотцев пришлось срочно

овладевать незнакомыми им специально-

СтТями..

Вот блатодатное поле деятельности для
коммуниютов, которые почти все являются
квалифицированными специалистами!

Партбюрю холжно было поставить перех
БИзОВЫМи организациями конкретную -3a-
дачу — оказать помилць командованию в
подготовке специалистов. Этого не сдела-
ли, и, естественно, соответствующих Me-
роприятий в ‘плане работы ‘парторгалтиза-
ции не оказалось.

Haxo было подтотовить дально-
мерщиков в составе комсомольца Симонен-
ко, Чубенко п х. За это взялся хороший
специалист комсомолец т. Пастухов. On
упорно занималея с молодымие краснофлот-
цами, изучал с ними теорию; без устали
тренировал их на дальномере. Кроме этого
Пастухов успевал неплохо производить и
другую большую работу.   Fe

Партийной организации следовало ‘бы
поинтересоваться работой т.; Пастухова,
поговорить © ним, оказать помощь. Но с
т. Пастуховым даже но разговаривахи.

Примерно такие же задачи стояли и пе-
ред связистами. Радисты были обязаны в
короткий срок добиться ‘четкости приема и
передачи, затрачивая на это минимальное
время. За несколько недель они стали
укладываться в пормативы, & затем и
улучшили свои достижения.

Коммунисты проводят большую заботу.
Пзртбюро ‘не обобщает их отытза, не знает,
что они делалот, не направляет их дея-
тельности единым,  отвечакыщим задачам
части планом партийной работы.

Илан на первую половину декабря поч-
ти механически повторяет предыдущие. Это
произошло ‘потому, что секретарь парт-
бюро не проанализировал вместе © секре-
тарем. низовой. оргатизации. работу послед-
него. Надо было посмотреть, какие захачи
решались в подразделениях и пасколько
они нашли свое отражение в планах низо-
вых ортанизаций.

Низовая парторганизащия, которой py-
ководит т. Бухрявый, могла бы работать
куда лучше, если бы секретарь пафтбюро
т. Вохно повседневно вникал в © жизпь,
оказывал помощь.

Надо научить секретарей низовых орта-
низажий так планировать свою работу, что-
бы ona полностью отвечала боевьюг зада-
чам, стоящим перох подразделениями, Тот-
да коммунисты будут об’единены ехины-
ми целями и задачами и их -деятельность
станет более плодотворной.

Партбюро обязано подхватывать шнтциа-
тиву коммунистов, обобщать их опыт, п6-
редавать его другим подразделениям. Пар-
тийное бюро пока этого не делает:

Секротарями низовых парторганизаций
надо руководить повседневно, помогать им
решать главные зацечи, обобщать опыт,
учить большевистскому стилю ‹ рувовод-
ства.

М. ПЕТРОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

О. самообразовании политработников

Боммунистическое воспитание  зичного
состав» — основная задача политработ-
ников; Каждый из них должен быть стра-
стных большевистеким агитатором, про-
патандистом. Поэтому он обязан быть
культурным, всесторонне образованным че-
ховеком.

Политработник должен отлично знать
маркеистеко-ленинскую теорию, — военно-
морское ‘дело. Однако кругозор’ отхельных

политработников ` недостаточен, & некото- ’

рые из них даже не проявляют ‘желания.
учиться. р

В нашей части, например, из четырех
политработников, только один учится Ha
заочном отделений  Военно-политической
академии им. Денина, Двое закончили
краткосрочные ^ курсы, и одлий нигде не
учился.

Уровень, подготовки этих. политработни-
ков невыеок. Достаточно ‘сказать, что из
трех. заместителей командиров” по ‘поля-
тической части двое совсем ие знакомы. с
историей войн, международных отношений,
со всеобщей историей. Они имеют очень
смутные представления о политэкономии,
географии, экономике капиталистических
стран, истории флота, плохо знают рус-
скую литературу. « -

Вее эти заместители командиров  рабо-
тают на отлаленных точках. В повееднев-
ной обстановке они сталкиваются со мно-
жеством всевозможных вопросов, которые
разрешить зачастую не в состоянии. При
изучении «Краткого курса истории ВКП(б)»
и 0собенно раздела «0 диалектическом и
историческом малериализме» они также
встретили. некоторые затруднения.

Нередко о работе заместителя командира
по политической части судят по тому, как
много времени он: проводит в подразделе-
нии с бойцами. Если он силит там с утра
до поздней ночи, его считают хорошим по-
литработником. При этом нередко руково-
дители совсем не интересуются тем, сколь-
ко времени он отводит личной учебе. А на
это следует обращать внимание.

В изшей части младший. политрук
т. Панасюк з» весь прошлый гох прочи-
тал лишь 2 книги из. художественной ли-
тературы, две — по политическим вопро-

сам. За все это время он не был в театре

и всего несколько раз посетил кино. Млад-
muh политрук т. Лебеденко за весь год
был только один раз в театре, два в

кино, прослушал две лекции. Этого, конеч-
но, очень мало.

Каждому политработнику нужно повсе-
дневно учиться, вооружаться идейно, под-
нимать свою культуру. Существует мно
различных форм учебы. Можно повышать

знания, занимаясь заочно, на занятиях
агитколлектива, семинаре групповодов; Bd
время.  команлирской ‘и  марксистско-

лепинской учебы.

Наиболее приемлемой формой учебы яв-
ляется самостоятельная работа. Однако
здесь встречается немало трудностей. Очень
часто политработник пе’ располагает He
Только, например, пособиями по: изучению
истории. международных отношений или
философии, но я ‘такими  меобходимыми

‘материалами, как «Сборник законов © вс6-

общей воинской обязанности», «Краткий
философский словарь», «Политический сло-

варь», «Военно-исторический журнал», &

иногда даже не имест журналов «Больше-
вик», «Морской сборник». sii

В библиотеке части литературы недо-
статочно. Не лучше положение и в биб-
лиотеке‘ базы, где ‘имеется лишь один эк-
земпляр учебкика по истории народов
СССР для средней школы. Из художествеи-
ной литературы пет полностью произведе-
ний М, Горького, Д. Толстого, А. Чехова. и
хрутих писателей, не говоря уже о новин-
Бах советской и иностранной литературы.

Для того чтобы кажлый политработник
систематически расширял свой кругозор,
в первую очередь необходимо обеспечить
его литературой. Большую роль в повыше-
нии знаний низовых работников может
сыграть «Библиотека политработника», ко-
торую следовало бы издавать Военмориз-
дату.

В эту библиотеку необходимо включить:
справочную; специальную, военную, ист-
рическую литературу, военные  трухы
классиков  марксизма-ленинизма, книги
крупнейших военных специалистов. «Биб-
лиотека политработника» должиа содержать
художественную литературу, биографии
выдающихся  флотоводцев и полководцев,
мемуарную литературу и т. д.

Серьезная захача возлатается и на ру-
ковохителей, которые должны. повседневно
и тщательно контролировать самостоятель-
ную работу каждого политработника. Это
поможет выявить знания, обобщить и рас-
пространить опыт самообразования.

Младший политрук Г. КАРЕВ,

ПОВТОРЯЮТСЯ ПРОШЛЫЕ ОШИБКИ

С первых ‘дней политзанятий в новом
учебном году повторяются прошлые ошийб-
КИ.

В моей группе должно состояться че-
тыре занятия, однако проведено лишь
одно. Это происходит потому, что командир
подразделения нередко в часы политзаня-
тий направляет бойцов на другие работы.

11 декабря старшина, прекрасно зная,
что должны быть политзанятия, выстроил
бойцов и приказал вести их на работу. Я
обратился к пюлитруку, но получил ответ:

«Отметьте в журнале; что занятие сорва-
но. И все».

Не лучше положение и в других груп-
пах. На занятиях групп, которыми руко-
водят тт. Заболотный, Лобанов и другие,
обычно присутствует лишь половина лич-
ного состава.

Групповолов нужно научить методике
преподавания. Но этим никто но занимает-
‚ся. Подготовка политгрупповодов организо-
вана плохо. Семинары дают мало пользы.

Политгрупповод П. ШИЛО.

Воентехники 2-го ранга А. Крылов и А. Солицев (М-ская авиачасть Краснозна-
менного Балтийского флота) свободное время посвящают знакомству с современ
ной русской литературой. На снимке: тт. Крылов и Солнцев за выбором книг.

}

Фото И. Boaruaa.

ФИЗКУЛЬТУРУ И СПОРТ-МА СЛУЖБУ
БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ.

3& истекший 1940 г. физическая куль-
тура и спорт получили широкое развитие
среди личного состава Военно-Морского
Флота.

Это было заметно не только в спортив-
ных, но и в массовых мероприятиях. На-
ряду с количественным ростом имеются
значительные улучшения и в качествен-
ных показателях,  свидетельствующих 0
массовом повышении уровня спортивной
Техники. :

Tan, в летних спартакиадах было уста-
новлено 156 рекордов флотов и флотилий.
Лучшие спортемены вошли в составы сбор-
ных команд Военно-Морского Флота, с. ус-
пехом выступавших на различных сорев-
нованиях. В настноети футбольная коман-
дь Тихоокеанского флота выиграла  пер-
венство Приморского края, а Футболисты
Амурской Краснознаменной флотилии были
первыми в Хабаровском крае. Ватерполь-
ная команда ленинградских BMY30B 32B00-
вала звание чемпиона ССОР по водному
поло. Она же явилась победительницей и
в розыгрыше кубка ВЦСПС.

В Ленинграде успешно выступают в 60-
ревнованиях баскетболисты и гимнасты
Военно-Морского Флота, которые в розы-
грыше первенства города оказались вие-
реди института физкультуры им. Лесгафта
и других спортивных организации.

Больших успехов добились и отдельные
физкультурники флота, завоевавшие  п0-
четные звания чемпионов страны: это
борцы — лейтенант Пономаренко (Врасно-
знаменный Балтийский флот) и младший
командир Иващенко (Черфоморский флот),
боксер-краснофлотец Заторуйченко (Крас-
нознаменный Балтийский флот), пловец-
краснофлотец Петр Голубев и другие.

Среди спортсменов Вонно-Морского Фло-
Та — 32 мастера спорта СССР.

Широко практиковалиеь в прошлом году
массовые проплывы и гребные эстафеты,
№ участию в которых привлекалось макси-
мальное число военных моряков.

Вредная теория о том, что ходить Ha
шлюпках можно только при хороших ме-
творологических условиях, была бита. В
1940 г. шлюпки Черноморского и Тихо-
океанского флотов, Амурской Краснозна-

ментой флотилии с успехом совершали по-

ходы в штормовую погоду, проводили шлю-
почные гонки глубокой осенью и даже зи-
мой. Это закаляет личный состав, воспи-
тывает в нем бесстрашие перед морской
стихией и уверенность в свонх силах, т. е.
BCO нообходимые военному моряку  каче-
СТВА.

Олнако, говоря`о достижениях, нельзя за-
бываль и о недостатках. А их было немало.
Например, кое-где небрежно подбирался
состав сборных команд, не были проведе-
ны предварительно конкурс и отборочные
соревнования. Не использовались  возуож-
ности для широкого развития спортивно-
массовой работы.

План физкультурно-массовых,  ‘учебно-
тренировочных и спортивных мероприятий
на 1941 г. предусматривает. дальнейшее
развитие физкультурной работы. Ошибки,
допущенные в 1940 году, должны быть
выправлены. Всю физкультурно-массовую
работу необходимо подчинить одной зада-
че — овладению личным составом норма-
тивами по физической подготовке.

В первом разделе плана—физкультурные
праздники и физкультурно-массовые меро-
приятия, посвященные годовщине Kpacnoli
Армии и Военно-Морского Флота, Дню Во-
енно-Морского Флота, Дню физкультурника
п революционным праздникам. Военные мо-

ряки примут участие в физкультурных па-
радах, лыжных кроссах и т. д.

Е этим мероприятиям необходимо тща-
тельно готовиться. На флотах, флотилиях,
во вмузах должен быть заранее разрабо-
тан дотальный план, с точными  зада-
ниями каждому соединению, кораблю, ча-
сти, училищу. Нужно вовлечь в занятия
спортом тысячи краснофлотцев, команди-
ров, курсантов и членов семей военнослу-
жащих. .

Особое внимание надо уделить развитию
водных видов спорта. Массовым мероприя-
тиям в масштабе соединения, базы, флота,
флотилии должна предшествовать  повсе-
дневная тренировка в подразделениях, boe-
вых частях, на кораблях с максимальным
участием всего личного состава в массовом
плавании, плавании строем в обмундирова-
нии, гребных  эстафетах с пересадкой
команд, прыжках в воду с борта корабля, по-
ходах, гимнастических выступлениях ит. д.

Сейчас надо заняться деятельной подго-
товкой и тренировкой к участию в лыж-
ном кроссе им. ХХШ годовщины Красной
Армии и Военно-Морского Флота. Лыжные
кроссы (речь идет, конечно, о районах со
снежным покровом) также необходимо про-
водить в масштабе части, корабля, соеди-
нения, базы. Результатом участия в мас-
совых лыжных кроссах должны быть овла-
дение личным составом нормативами по
лыжной подготовке, сдача лыжных норм
ГТО 1-й и 2-й ступени. Лыжные кроссы
надо проводить с полной боевой выкладкой,
с решением тактических задач-игр, иты-
ковым боем, стрельбой, гранатометанием.

Второй раздел плана предусматривает
проведение спартакиал флотов, флотилий и
рмузов, участие сборных команд флотов,
флотилий и вмузов в соревнованиях Ha
первенство городов, краев, республик по
отдельным видам спорта. Сборные коман-
ды Военно-Морского Флота и его отдель-
вые спортсмены будут также участвовать
в розыгрыше первенства Советского Союза
по различным видам спорта.

Важнейшим событием в спортивной жиз-
ни флот» в 1941 году будет первая все-
флотская спартакиада по плаванию, гим-
настике, спортивным играм, легкой атле-
тике, военно-морскому многоборью, борьбе,
боксу, поднятию тяжестей. Не меньшее
значение имеют кустовые зимние соревно-
вания между командами Краснознаменного
Балтийского и Северного флотов и коман-
дами Тихоокезиского флота и Амурской
Краснознаменной флотилии по лыжам, хок-
кею, конькам.

На всефлотской спартакиаде, в гребно-
парусных гонках и кустовых соревнова-
ниях сборные команды флотов, отдельные
спортемены, команды кораблей и частей
должны показать высокую технику, боль-
шую культуру и мастерство в .овяадении
морскими видами спорта, помня, что все
водные рекорды должны принадлежать во-
енным морякам. , :

Подготовку к всефлотским гонками спар-
такиаде надо проводить, начиная с розыгры-
шз первенства, подразделения, боевой части
„корабля, затем корабля, части, соединения
и флота. Каждый корабль или часть долж-
ны добиваться чести выставить свою
команду или отдельного спортсмена на все-
флотекие соревнования. Нужно  воспиты-
вать спортивный патриотизм своей  ча-
сти, своего корабля, своего флота.

Наряду с учебными сборами лучших
физкультурников впервые будут проведе-
ны учебно-тренировочные choppy для под-
готовки инструкторов по плаванию, руко-
водителей лыжного. дела ‘и инструкторов
по штыковому бою. В участию в этих с00-
pax будут привлечены лучшие командиры-
физкультурники частей и кораблей.

План физкультурно-массовых,  учебно-
построен с таким расчетом, чтобы вся физ-
культурно-спортивная работ» в Военно-
Морском Флоте отвечала одной цели —
воспитанию смелого, инициативного, вы-
носливого бойца.

Майор Б. СТРАЖМЕЙСТЕР..

Критика. и

библиозрафия.

‚ Ценное

«Шлюпочная сигнальная книга ВМФ

Союза ССР» — нужное пособие для флота.
По содержанию и расположению материала
и оформлению книга является хорошим об-
разцом продукции нашего издательства.

Однако в содержании некоторых разделов
необходимо отметить отдельные недостатки.

Так, в правилах сигналопроизводетва по
шлюпочной сигнальной книге (раздел ПШ)
следовало бы отметить, какими принятыми
У нас средствами сигналопроизводства фак-
тически располагает каждая гребно-парус-
ная и самодвижущаяся шлюнка для одхно-
сторонней. и двусторонней связи; —

Судя по содержанию «Введёния» и пер-
вого пункта третьего раздела, сигнализация
со шлюпок может производиться «днем
флагами и сомафорными флажками, а
ночью — сигнальным фонарем». На ca-
мом деле это не так. Двусторонней  являет-
ся только семафорная связь, флажная же—
‘односторонняя.

°В пункте 12 не следовало указывать на
«гички»,— эта разновидность шлюпок дав-
но снята со снабжения кораблей.

В разделе Г говорится, что «начало го-
нок -— 0 (нуль)». Следовало бы упомя-
нуть, что «нуль» нё просто флаг, означаю-
щий начало гонок. Это флаг главного
судьи, и. с под’емом этого флага начинают-
ся гонки. /

Неудачно разработана техника отдачи
рифов (стр. 8) по. сигналам «АХ» — «от-
дать один риф» и «АЦ» — «отдать оба
рифа». Практически рифы ‘отдаются по
очереди, начиная со второго. Таких сигна-
лов, как «отдать второй риф» и «отдать
первый риф», в своде, нет. Руководствуясь
перечнем сочетаний, придется и первый и
второй. риф отдавать по сигналу «отдать
один риф». Сигнал «АЭ» неудачно средак-
тирован: «Флагхан (командир) требует
скорого (?) истюлнения»,

В разделе У пет сигнала, дающего ука-
зания «ходить по солнцу» (или против
солнца) вокруг кораблей своего соедине-
ния, а он безусловно нужен.

Также отсутетвуют сигналы, дающие
указание «резать» или «ерезать» нос или
корму корабля или какой-либо предмет.
Мажду тем выражение это чисто морское
и нередко применяется в шлюпочном деле.

В разделе У[ нет сигнала, которым мож-
но дать указанио шлюпкам приступить в
доставке (или эвакуации) раненых. Слехо-
вало бы в числе других сигнальных соче-
таний, посвященных десанту, предуемот-
реть и этот важный вопрос, кстати, пе от-
раженный и в других разделах.

Набор отдельных сигналов из УП раздела
усложняется. Они акцентируются не Ha

пособие
Союза ССР». Военмориздат. 1940. г.

имена существительные (как это принято
вообще в сигналопроизводстве), & на гла-
голы, например, сигнал «ФЯ» («подать фа-
линь»). Набирая его, я безусловно стал бы
искать слово «фалинь», & не «подать», тем
белее, что сигналы, касающиеся фалиня, в
своде есть. Поэтому лучше было бы распо-
ложить сигнал «подать фалинь» там, где
TOBOPUTCA о различных применениях da-
ana.

Не следовало бы помещать приложения
№ 5 <«Управление шлюпкой в различных
условиях». На трех с половиной страницах
трудно изложить сущность процессов и
действий, как «управление гребной шлюп-
кой на прибое», «приставание к разбиваю-
щемуся судну», «буксирование шлюпок» и
«управление шлюцками под. парусами 6e3
руля». Мне кажется, что вряд ли можно по
шлюпочной сигнальной книге учиться
управлению шлюпкой под парусами, да еще
без руля. Это относитея к высшему классу
управления, и, наверно, этот вопрос еще
ло перехода на практику будет изучаться
по более фундаментальной справочной ли-
тературе; .

В приложении № 6 сохранились, к 60-
жалению, те же недостатки, которые были
в «Наставлении по физической подготовке
ВМФ», откуда этот материал заимствован.
С первых же строк создается впечатление о
военно-морской шлюпке как о чем-то вто-
ростепенном и малозначащем. Указывается,
например, WTO «парусные гонки произво-
дятся на яхтах и военно-морских шлюп-
ках», и далее ‹..смешанная гонка яхт и
военно-морских шлюпок не допускается».
Спрашивается: почему яхте придается
первенствующее значение?

Во втором пункте упомянуты «1%6-ве-
сельные рабочие катера, вооруженные по-
барказному». Таких шлюпок на снабжении
флота нет. А вот о 10-весельных рабочих
катерах не сказано ни слова, хотя их у
нас немало и они продолжают строиться,

Погрешности в этой части книги прой-
зошли потому, что в основу наставления
по физической подготовке авторы взяли
правила гонок для гражданских спортив-
ных организаций и не совсем удачно сфор-
мулировали эти правила для применения
во флоте.

Для использования книги в каюте или в
береговых условиях книжка офорилена хо-
рошо. Но для применения на шлюпке не
следовало бы делать коленкоровый пере-
плет с серебряным тиснением. От соленой
вохы все это очень быстро портится. Луч-
ше было бы сделать жесткую парусиновую
обложку, которая, конечно, сохранилась бы
дольше.

Капитан 1-го ранга Н. АВРААМОВ.

-  Деслтилетие театра Краснознаменного

В 1930 голу присутствовавший Ha ма-
певрах Краснознаменного Балтийского фло-
та тов. В. В. Ворошилов, знакомясь с твор-
чеством лучших представителей  художе-
ственной самодеятельности краснофлотцев,
внес предложение о создании краснофлот-
ского театра. Это предложение вскоре было
выполнено. Так ‘возник театр Краснозна-
менного Балтийского флота, в который
были списаны с кораблей и частей флота
артисты самых различных жанров и на-
правлений — певцы, танцоры,  чтецы,
акробаты.

В 1934 году театр получил квалифици-
рованное пополнение — в него, влилась
группа призванных во флот молодых авте-
ров, окончивших Ленинградское театраль-
ное училище. Такое пополнение мы полу-
чаем теперь кегодно. Вчерашние  сту-
денты, работая в налием театре,  стано-
вятся профессиональными актерами.

Творчество краснофлотских актеров на-
правлено на создание высококачественных
спектаклей, пронизанных духом советского
патриотизма, отваги, воспитывающих В
бойцах-зрителях чувство любви к родине.

Театру приходится вести свою работу
оперативно. Во время маневров создаются
подвижные бригады. Наряду с большими
пьесами мы ставим такие ‘спектакли, ко-
торые. можно ‘приспособить к показу в ие-
большом клубе или на палубе корабля:

В дни боев против белофиннов театр дал
около 300 спектаклей в действующих ча-
стях. Выступали на Карельском  пере-
шейке, под Выюборгом, на кораблях и В
фортах. Выктупали по три, четыре, & ино-
гда и шесть раз в день. И это ‘несмотря
на то, что переезд из одного места в дру-
гое был зачастую очень трудным.

++ *

За лесять лет творческой работы  кол-
лектив вырос. В нем воспитались хорошие
актеры. Тов. А; Д. Кутьин создал в пьесе
«Падь Серебряная» обаятельный образ
советского командира; исполняет т. Бутьин
и роль профессор» Пирогова в пьесе
Ю. Германа «Сестры»: Хорошим актером
показал себя Л. А. Головко, играющий
роль майора Токало в «Пахи Серебряной»,
роль Ковалева в «Павле Грекове» и т. д.
Краснофлотскому зрителю известны А. М.
Княжецкий, М. Д. Ладыгин, А. В. Трусов,
А. А. Макаров, М. К. Белов. Несколько лет
назах они отслужили свой срок действи-
тельной военной службы и остались на
флоте сверхерочно. Тт. Трусов, Макаров и
Белов в театре со дня его основания.

Хорошо зарекомендовала себя. и группа

вольнонаемных артисток тватра. Наши зри-
тели знают Валентину Попову, создавшую

Балтийского флота

за лва последних года правдивые obpa-
зы: Мами— в «Павле Грекове», Ма-
рютки — в «Сорок первом», Дарьи — в
пьесе «Сестры». р

Знакома зрителю заслуженная артистка
РСФСР т. Е. Егорова. А. Попеко во время
боев против белофиннов выступала с бри-
галой актеров в ряде мест неподалеку от
фронта.

Из одаренной молодежи Ленинградской
ордена Ленина консерватории организован
в театре симфонический оркестр. Постоян-
но работает у нас концертная бригада.
Выросли з» эти годы и технические отде-
лы: костюмерная, гримерная, бутафорский
цех ит. д.

В свой репертуар мы стремимся вклю-
чить в первую очередь пьесы, отражающие
революционную борьбу пролетариата, рас-
сказывающие о героическом прошлом и на-
стоящем нашего Военно-Морского Флота и
Врасной Армии («Мятеж», «Гибель эскад-
ры», «Мотислав удалой», ` «Лейтенант
Шмидт», «Падь. Серебряная», «Море на-
ше»). Поставлен также ряд классических
пьес — «Лекарь поневоле» Мольера, «Та-
ланты и поклонники» А. Н. Островского.
Е юбилею мы готовим постановку трагедии
Ф, Шиллера «Затовор Фиеско».

* * *

В собранном за десять лет архиве хра-
нятся документы, рассказывающие о рабо-
те первого флотского театр». Тут приказы,
дневники, стенные газеты, рецензии, кри-
тические статьи и множество писем-отзы-
вов, говорящих о большой дружбе театра
с его зрителями.

Во. время одного из выездов для обелу-
живания действующих частей флота, брига-
да TeaTpa получиль письмо, написанное
карандашом на обрывке бумаги:

«Мы, бойцы; командиры и политра-
ботники отдельной роты моряков Крас-
нознаменного Балтийского флота, благо-
‚дарим театр 34 доставленный ° бойцам
действующей армии отдых. ye

Вы своей работой полностью и с че-
стью оправдываете звание артистов тё-
атра Краснознаменного Балтийского фло-
та. Желаем вам и в` дальнейшем нести
радостные песни, пляски в, ряды бой-
цов, борющихся за спокойствие наших
границ. м

Ilo поручению личного состава (под-
писи)»,

Такие отзывы — ценная награда для
коллектива нашего театра.

Художественный руководитель театра
Краснознаменного Балтийского флота

А. ПЕРГАМЕНТ.

ВЕЧЕР САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На вечер самодеятельности, происхолив-
ший в кубрике котельных машинистов,
собрались краснофлотцы и ` командиры
всего корабля. Краснофлотец т. Дубовик
мастерски прочел юмористический рассказ.
Затем выступил джазоркестр. Очень хоро-
шо приняла аудитория  краснофлотцев
тт. Яехунева и Челакова, сплясавших
лезгинку и «Яблочко». Аплодисментами
приветствовали собравшиеся  баяниетов
тт. Орещенко и Ковтуна, саксафониста
т. Дорохвилидзе и гитариста т. Сафронова.

Бойцы и командиры остались ловольны
этим вечером.

Техник-интендант 2-го ранга
ф. ГРИЦЕНКО.

ЛЕКТОРСКАЯ ГРУППА

При отделе политической пропатанхы

соединения Черноморского флота .со-
здана’ лекторская труппа. В нее входят
работники отдела и ряд заместителей
командиров по политической части. 2

На-днях состоялось первое занятие ле-
кторской группы, на котором обсуждалась
лекция т. Фоломеева «Общественный долг
бойца страны социализма».

К следующему занятию труппы стар-
ший политрук т. Паниотов готовит лекцию
на тему «Движущие силы советского об-
щества».

0. ЗЙДЕЛЬВАЙН.