“Начальник иатаба—
руководитель связи

Сложность современного боевого управ-
ления частями и соединениями флота в
условиях его маневренного использования
пред’являет к службе наблюдения и связи
высокие требования. Эти требования воз-
растают еще. и потому, что в современном
бою обстановка на море и в воздухе ме-
няется чрезвычайно быстро. Возможность
массированных ударов воздушных сил по
базам при поддержке флота, быстрота по-
явления У берегов противника и скоротеч-
ность удара; & также характер других опе-
раций против берега и в море требуют хо-
рошей организации наблюдения и оповеще-
НИЯ.

Для успешного проведения боя или вы-
полнения какой-либо другой операции’ не-
обходимо, чтобы связь отвечала трем тре-
бованиям — была быстрой, надежной и
скрытной. Сочетание этих трех элементов
обеспечит командиру, руководящему боем
или операцией, знание обстановки, свое-
временную разведку, возможность. точно и
быстро принять решение и поставить ча-
стям и соединениям задачу на период боя.

Чтобы быстрее оповестить 06 изменив-
шейся обстановке на море и в воздухе все
части, корабли и другие силы; действую-
щие в каком-либо направлении или веду-
щие оборону побережья, & также передать
приказания без искажений, быстро и
скрытно, необходимо боевую подготовку
СНиС проводить крайне интенсивно. В
боевой подготовке СНиС никакие условно-
сти, отступления от действующих инструк-
пий и наставлений недопустимы. На заня-
тиях и учениях надо всячески усложнять
работу связистов, приучать людей  рабо-
тать при помехах и быстро ликвидировать
аварии и поломки механизмов.

Достичь высокого уровня боевой пюдго-
товки службы наблюдения и связи можно
только при условии, если штаб соедине-
ния (флота) в лице флагманских специа-
листов связи будет повседневно и внима-
тельно контролировать качество и эффек-
тивность боевой подготовки связистов.

В каком направлении должно итти oby-
чение связистов? Прежде всего надо до-
биться, чтобы ‘радисты принимали и пе-
редавали приказания или донесения в лю-
бой обстановке без малейших искажений.
0собое внимание следует обратить Ha TO,
чтобы радисты научились полностью ис-
пользовать технические достижения и воз-
можности средств связи. Нужно тренировать
люлей в однообразной работе на ключе,
умении уйти от помех, созданных против-
ником, ИТ. Д.!

В современной войне противник безуслов-
но будет создавать помехи. 06 этом в част-
пости  товорит” опыт войн 1904 —
1905 гг. между Россией и Японией и пер-
вой империалистической 1914 — 1918 тг.
В период русско-японской войны, напри-
мер, имелись, правда, отдельные, но все же
весьм» показательные и успешно прове-
денные помехи радиосвязи противника. Co-
зданием помех занимались тогда не толь-
ко береговые, но и корабельные ‘радиостан-
ции воюющих. стран. Германское: командо-
вание после Ютландского боя для наруше-
ния радиосвязи адмирала Битти с главно-
командующим создавало помехи при помо-
щи радиостанции находящегося в воздухе
пеппелина. Во всех этих случаях против-
никам удалось создать такие радиопомехи,
которые затрудняли боевое управление ко-
раблями.

3a последние голы  радиотехнические
средства значительно  усовершенствова-
лись, а это значит, что и современные ра-
диопомехи будут совершенно иными. Они
могут явиться весьма действенным сред-
ством нарушения нормального боевого
управления противника Не исключена воз-
можность, когда в целях создания эффек-
тивной  радиопомехи противник пойдет
даже на то, чтобы открыть меетонахожде-
ние своих кораблей в море, лишь бы поме-
шать, хотя бы временно, радиосвязи

пеприятеля и тем нарушить его боевое
управление:

боевого управления возможна при условии,
если начальник штаба научи
штаба правильно выбирать ‚и
средства °евязи, грамотно составлять при-
казы и распоряжения на основе решения
командира и т. д. От командиров штаба
‘требуются в этом отношении большая опе-
ративная
понимание процессов связи, прохождения
и затраты времени на отработку и передачу
документа, локлад исполнителя и т. п.
лучше командиры штаба будут знать спе-
цифику работы связи, тем больше уверен-
ности в том, что приказ командира соели-
нения быстро дойдет. ло исполнителей, бу-
дет правильно ими понят и своевременно
выполнен.

штаба — операторов — в кратком и ясном

только С

Успешная работа связи по обеспечению

командиров
пользовать

выучка и натренированноеть,

Чех

В системе командирской ‘учебы надо
возможно чаще тренировать командиров

составлении ‘документов, передаваемых
средствами связи. Следует обратить внима-
ние на то, чтобы форма и формулировка
составленного штабом документа отвечали
тем средствам и способам связи, которые
будут использованы для передачи этого до-
кумента. Обычные недостатки в составле-
нии различного рода донесений, приказз-
ний, оперативных и ‘разведывательных
сводок-——их многословность, неудачный под-
бор слов и выражений. Это чрезвычайно
затружает органы связи, удлиняет оформ-
ление телеграммы и тем самым увеличи-
вает. время ев’ прохождения, & порой и со-
всем задерживает получение частями при-
казания и. его выполнение.

Необходимость умелого использовахия
средств. связи не только специалистами, но
и. всеми командирами очевидна. Поэтому
командному составу всех ступеней крайне
необходимо в процеесе командирской учебы
и игр по боевому управлению со средства-
ми связи всячески повышать свои знания,
вырабатывать необходимые навыки. Вею
эту весьма сложную учебу командиров обя-
зан возглавить начальник штаба.

Наряту с отработкой связи не меньшее
внимание штаб должен уделять системе
наблюдения. Эта отрасль работы также
имеет колоссальное значение и при плохой
организации может привести к провалу боя
или операции. Быетрохолные корабли, co-
временные самолеты, атакующие цели с
больших высот, скрытные атаки подвол-
ных лодок, минные поля и другие сред-
ства борьбы требуют кругового системати-
ческого наблюдения за морем, воздухом и
сушей, в зависимости от характера опера-
цни и участвующего в ней соединения.

Особенно тщалельно должна быть. отра-
боетана система наблюдения на соединениях
малых кораблей, где на ходовых мостиках,
в боевых рубках находится ограниченный
круг людей, выполняющих обязанности по
боевому расписанию,

Отработка наблюдения должна проводить-
ся путем. систематических учений и не
сигнальщиками, но и со всем
личным составом наблюдателей, выделен-
ных другими боевыми частями корабля.
Управление наблюдением должно быть с9-
средоточено в одних руках и в одном бое-
вом посту. Организацию и методику уче-
ний следует заранее и тщательно про-
думывать.

Необходимо добиться такого положения,
чтобы все люди, могущие наблюдать по
характеру своей деятельности, вели
наблюдение за морем и воздухом. Отраба-
тывая систему наблюдения, надо обращать
внимание и на такие вопросы, как учет
и систематизирование элементов ‘наблюде-
ния, составление графиков наблюдения
в разных условиях видимости, & для под-
водных лодок — при надводном, подводном
и крейсерском положении. Эта работа так-
же ложится на штаб соединения и в част-
ности на начальника штаба — непосред-
ственного руководителя связи.

Начальники штабов должны уделять
повседневное внимание службе наблюде-
ния и связи, добиваться, чтобы она пол-
ностью отвечала пред’являемым к ней
требованиям.

Капитан-лойтенант В. ГУСЕВ.

Старший инженер-лейтенант Е. Езиор

по трюмно-котельной группе с командирами отделений

и политической подготовки тт; П. Чайка

КРАСНЫЙ ФЛОТ

aes

Ps

“a,

проверяет выполнение плана работы

отличниками   боевой

и И. Кондратенко. (Черноморский флот). .
Фото Б. Шейнина,

Шлюпочные учения зимой

Лейтенант Городниченко говорил:

‚— Знаете, вышли как-то в море, Ho по-
дул ветер, стало холодно, и мы возврати-
лись на берег. Вот летом была красота —
жара достигала более 40°, тогда трениро-
вались на шлюпках часто. И весла, и па-
руса... А сейчас — зима. Холодно. Волна
большая. Прибой.

Заметим, кстати, что на Каспии зимы
но чувствуется, нет даже заморозков, лишь
чаще. на море бывает свежая погода.

Так же, как лейтенант Городниченко,
смотрит, видимо, на шлюпочные учения и
командир корабля. Изредка на рейд выходит
одна из шлюпок. Совершив 1 — 2 raaca,
она торопится вернуться. Неудивительно,
что на корабле есть краснофлотцы и млад-
шие командиры, не умеющие владеть вес-
лом, не знающие элементарных правил
обучения шлюпочному делу.

В начале декабря проводились шлюпоч-
ные гонки. 0бе шлюпки этого корабля не
сумели притти к финишу и вынуждены
были сойти с курса.

Совершенно иначе поставлено шлюпоч-
ное дело на соседней канонерской лодке.
Здесь и зимой продолжают обучать личный
состав хождению на ялах. Занятия нередко
проводятся во время утренней зарядки, ко-
тда организуются шлюпочные прогоны,
которыми руководит молодой лейтенант
т. Свидовой. Невзирая на свежую погоду, две
шлюпки во главе с лейтенантом Свиховым
и боцианом Васильцовым нередко выходят
на рейд в полном снаряжении. Тов. Свидо-
вой дает боцману Васильцову маршрут:
обогнуть камни, теплоход и к такому-то
времени возвратиться к кораблю. Между
двумя шлюпочными командами начинаются
гонки. Бойцы состязаются в умении грести
и управлять ялом, Каждый командир шлюп-
ки ведет учет, кто хорошо умеет грести,
кто плохо. На следующем занятии в шлюп-
ку садятся другие краснофлотць.

`Система обучения построена так, чтобы
за определенный период времени на шлюп-
ках побывал каждый боец корабля. С, этой
целью лейтенант Свидовой иногда органи-
зует массовую тренировку личного состава.
Все команды выходят на рейд. На таких
учениях выявляются передовики и. отстаю-
щие, происходит индивидуальный отбор
требцов. Краснофлотцы, недостаточно хоро-
и научившиеся грести, проходят практи-

ку в отдельных командах. С ними лично
занимается лейтенант Свидовой.

Выяснилось, например, комендор
Тананакин неправильно закидывал весло,
погружал его в воду по самый валек, & за-
тем с силой оттягивал назад. В результате
на большом ходу весло зарывалось в воду,
и боец быстро уставал. Так же неумело
греб и комендор Морозенко. Лейтенант Сви-
довой садился затребным, пояснял ошибки,
показывал, как заносить весло, насколько
погружать его в воду, как отваливаться и
производить выдох. Затем он требовал не-
сколько раз проделывать эти действия на
практике. При последующих выходах
шаюпки в море тт. Тананакин и Морозенко
гребли правильно.

Тов. Свидовой регулярно учит краено-
флотцев ходить под парувами, передавая им
свой опыт. Он приучает подчиненных ра-
ботать во всяких условиях, для чего не-
редко выходит в море на шлюпках в све-
жую погоду. Он воспитал десятки отлич-
ных гребцов — тт; Тарасова, Трушкина,
Подумей, Навныко и других, умеющих му-
жественно преодолевать птормы.

В обучении отличных гребцов немалую
роль сыграли младшие командирь: Василь-
пов, Козлов, Попов, Левый и Нуцалов. Они
сами прекрасно овладели шлюпочным де-
лом в условиях зимней непогоды и прибоя,
умеют ‘подходить на шлюпках к берегу
высаживать десант.

команду канонерской лодки

ских шлюпочных гонках 1940г.

лодки. у
Политрук Я. ШАИРКО.

инженер-капитан
и состояние материальной части
на подводной лодке М№.
взыскательный,
всех
заглядывал в самые ‘укромные уголки, . не
упускал ни малейшей небрежности, He-
опрятности.

учительного и для

ки на предохранителях, чтобы убедиться,
как они содержатся. И к чести электро-
механической боевой части у Флагманско-
то механика не было ни одного замечания.
Все механизмы, все магистрали и приборы
содержатся здесь в исключительном T10-
рядке и чистоте, тщательно сберегалются.

сокий уровень знаний, аккуратность И
культуру старшины труппы электриков
т. Карасева.-И его внешний облик, и стиль
работы, и обращение с подчиненными от-
ражают характер и образ современного
культурного младшего командира.

стоте своих подчиненных заложена настоя-

щается из похода, он добивается, чтобы

вежливости.

8 января 1941 г., №6 (660)

ультура
мледлмлего KOMGHAMPG

atk тик aota  MuoroxpaTnpre примеры подтверждают
Недавно НИ ame ove   ти ценные черты старшины труппы.
Как-то на походе, когда все шло нормаль-
но, без малейших заминок, мы притотови-
лись к всплытию. Стали продувать глав-
ные баластные систерны. И вдруг лодка
покатилась влево. ’Спрашиваю: «В чем
дело?» Командир отделения рулевых
т. Завьялов докладывает, что лодка не
слушает руля.
Стал проверять.

Это был. очень
основательный — ©6МоТр

механизмов. Флагманский ` механик

В этой строгой проверке было’ много 10-

командного состава Кладу руль вправо, но

лодки и для всех бойцов. Инаонер-капитан ая Л
3- : аже короб-   сторону, лево.
3-го ранга т. Слинько открыл д po У ни Рудь стал работать. нормаль-

но. Решили снова проверить, Залюлнили
систерны. Погрузились. А когда приня-
лись продувать систерны и всплывать,
с рулем повторилась прежняя история,

Теперь мы окончательно убедились, что
здесь явная неисправность, Но.в чем же
все-таки дело? Карасеву дается задание
найти ‘причины и устранить их. Надо был
видеть, как красиво и умело действовал
старшина группы. Работа спорилась B ero
руках, он легко ‘и быстро обнаружил
источник неисправности, безошибочно
определил, что именно следует предпри-
НЯТЬ, И В непродолжительный срок восста-
новил нормальную работу руля.

Можно было бы привести десятки при-
меров замечательной работы т, Карасева,
Но уметь отлично действовать самому —
этого. ведь мало для старшины группы, On
передает свои знания и большюй опыт
всем электрикам. ‘

Ко всему этому следует добавить прямо-
линейность, честность’ и справедливость
т. Карасева. Продолжительное время ни
один боец из его труппы не имел ни
одного взыскания. Но вот как-то электрик
Матвеев допустил на дежурстве наруше-
ние. Это не ускользнуло от внимательного
и требовательного старшины. Й он и
скрыл ни от кого проступка своего подчи-
ненного. Тов. Карасев лично наложил на
него взыскание и немедленно поставил 06
этои в известность командира боевой
части.

‚ Из любого случая — будь то неисправ-
ность в механизмах или нарушение вотн-

Смотр ‘этот еще и еще раз показал вы-

В его стремлении к опрятности и чи-
щая забота о людях. Когда лодка возвра-

личный состав его’ группы нашел время и
постирать, и. побриться, и отдохнуть.
Сам он является образцом аккуратности и

Этот стиль младшего ‘командира т. Ra-
расева чувствуется также“и в работе. Все
механизмы содержатся’ его труппой в
безукоризненном ‘состоянии. По вине лич-
ного состава не было никаких поврежде-
ний или поломок. GANT

Но плавание в водах Баренцева и
Белого морей сопровождается многими
трудностями и неожиданностями. Бывает
так, что все проверено, все испытано, ни-
каких сомнений у командира лодки в ма-
териальной части нет, & на походе вдруг
какой-либо механизм «заедает»: сказы-
взются низкая температура, сильные
штормы, частые. осахки,

и

На корабле нет такого бойца, который
не умел бы грести и холить под парусами.

В декабре на шлюпочных соревнованиях
Каспийской флотилии команда лейтенанта
т. Свидового заняла первое место, пройдя
10 кабельтовых под веслами и 40 кабель-
TMBHX под парусами в минимальное время.
Шлюпочная команда т. Свилового победила
«Красный
Азербайджан», участвовавшую в общефлот-

Командование соединения об’явило лей-
тенанту Свидовому блатодарноеть, Для за-
крепления достигнутых успехов т. Свидо-
вой организует сейчас внутрикорабельное
соревнование. В зимних условиях в шлю-
почных гонках будут участвовать команды
четырех боевых частей корабля; Лучшая
команда получит приз. № состязанию гото-
BUTCH весь личный состав канонерской

‚И-если такое неожиданное происшествие
случается с механизмами, которыми заве-
дует т. Карасев, то можно не сомневаться,
что всякая неисправность будет им очень
быстро обнаружена и в ‘короткий срок
устранена.

Для него нет никаких секретов на ко-
рабле, он узнал все системы, все маги-
страли за четыре года службы на лодке
так хорошо, так детально, что, кажется,
будто можег действовать с завязанными
глазами.

ской лисциилины =— он извлекает глубо-
кий урок хля себя и учит на этом своих
подчиненных, вскрывая причины проис-
шествия. “

Младший командир т. Варасев первых

из сверхерочников нашей части остался
на десять лет. И своим ‘бойцам он таг
увлекательно говорит о’Севере, что слова
его неизменно доходят до самого серлиа
людей.

А. МАЛЫШЕВ, ‹

Экономить топливо!

Расхох топлива увеличивается при сто-   фицитное.
иметь места.
жением топливом в портах, и командиры

янке корабля с  прогретыми машинами без
падобности. На крейсере «Красный Врым»
хорошо обученный личный состав ВЧ-5 за
несколько месяцев 1940 т. сэкономил в
ходовых условиях несколько тонн мазу-
та, по не ‚сберег ero потому, что корабль
несколько раз готовился к походам и в
течение десятков часов простаивал 63
хода, растрачивая топливо.

Аналогичное положение и на минонос-
це «Болрый».

Применение командирами кораблей по-
вышенных скоростей и пренебрежение
экономическими ходами тоже вызывают
значительный расход топлива. Нельзя
достигнуть экономии и сохранить кора-
бельные механизмы, если корабли Ges oco-
бой на то надобности будут ходить пол-
ными ходами.

Ha миноносце «Карл Либкнехт» отмо-
чены случан работы котлов более поло-
женного срока без щелочения. Командир
корабля и командир БЧ-5, допустившие
нарушение экоплоатащионных инструкций,
безусловно способствовали большому пере-
жогу топлива и в то же время износу
котлов и корабельных механизмов.

Некоторью работники военных портов
«временно» пытаются перевести береговые
двигатели с недефицитного топлива на де-

Подобные факты не должны
Работники, ведающие снаб-

кораблей должны решительно бороться за
соблюдение лимитов и норм на кораблях,
систематически контролировать расходова--
ние горючего, проверять учет и отчет-
ность.

Некоторые ‘флатманские инженер-меха-
ники флотов не, следят з& использованием
топлива на флоте и в лучшем случаю всло-
минают 0б этом в конце года.

Работники отделений топливоиспользо-
вания портов сумеди вскрыть и ликвиди-
ровать много недостатков как ‘На кораблях,
так и на потребительских складах. № чио-
лу лучших работликов отделений можно
отнести тт. Фролова и Васюкова с Тихо
океанского флота, тт. Гуревич и Точилова
в Черноморья.

Для действительной борьбы за эконо-
мию топлива в 1941 г. необходимо при
планировании боевой подготовки строг
учитывать потребное количество TOI,
исключая всякие излишества. Соблюдение
порм расхода топлива доллено стать одной
из главных. задач каждого командира ко
рабля и всего личного состава БЧ-Б. Луч-
шие достижения по экономии топлива па
флоте следует всячески популяризировать,

Военинженер 1-го ранга
И. ЛАВРУШИН.

ee

Полностью освоить
артиллерийскую технику

Задачу морского боя призвана решать
тлавным образом артилялерия корабля. От-
сюда понятно значение артиллерийской
подготовки, повышения ее качества, борь-
бы ‘за первый зали.

Практика показывает, что не везде, по-

настоящему, как этого требует обстановка,

подходят к решению задач освоения техни-
ки. Надо понять, что современная техника,
в том чиеле артиллерийская, значительно
сложнее той, которую мы имели ранее. Для
освоения ее требуется большая и упорная
работа, в первую очередь начальствующего
состава.

Командир обязан в совершенстве знать
вверенную ему технику, правила ее приме-
нения и уметь действовать на любом меха-
низме. От бойца необходимо требовать без-
укоризненного владения вверенным ему
боевым механизмом, высокой натренирован-
ности, доведенной до автоматизма. Надо
привить бойцу сознание, что для него будет
позором, если на обслуживаемом им меха-
низме кто-либо сможет работать лучше, чем
он сам.

Освоение новой артиллерийской техни-
ки — задача, несомненно, трудная, но
вполне выполнимая. Она требует от всего
личного состава большого напряжения и
затраты сил. «Знания надо брать, добывать
и обязательно трудом, & не пассивно и фор-
мально заучивать, что преподают», (адми-
рал тов, Н. Г. Кузнецов). и

Изучение арттехники не можетобыть све-
дено к отработке основных боевых постов,
а должно охватить все механизмы до’ мель-
чайших деталей. Очень часто проверяющие
обращают внимание на отработку основных
боевых постов, но нё вникают в подготовку
и тренировку каждого бойца, не изучают
людей, находящихся по боевому расписанию
на второстененном участке. В боевых усло-

Генерал-лейтенант береговой службы
И. МУШНОВ

>

может значительно снизить результаты
стрельбы. На эту сторону дела нужно обра-
тить серьезное. внимание.

Совершенно, очевидно, что центральный
пост управления отработать значительно
труднее, чем пост подачи. Особенности каж-
дого боевого поста второй боевой части на
корабле должны быть учтены как при ©0-
ставлении боевого расписания, Так и при
организации и проведении боевой подготов-
ки. Крайне важно, чтобы каждый командир
знал уровень общей подготовки бойцов, их
умственное развитие; сметливость, с00бра-
зитедьность и благодаря этому правильно
расставлял людей по боевому расписанию.
Только в этом случае можно будет достиг-
путь в относительно равные сроки едино-
образной подготовки личного состава б0е-
вых постов и БЧ (батареи) в целом.

Знание механизмов и умение ими поль-
зоваться закрепляются тренировкой. Таким
путем артиллеристы приобретают навыки в
работе, ловкость, уверенность, сноровку и
выносливость. Тренировочные занятия, как
правило, должны доходить до самых BBICO-
ких пределов напряжения. Необходимо 10-
биваться ежедневного повышения нормати-
вов. Если требования с каждым днем будут
возрастать, то, чтобы достигнуть новых
нормативов, и отдельный боец и боевой пост
в целом обязаны будут работать с большим
напряжением.

Послеловательность тренировочных заня-
тий практически сложилась уже довольно
твердо и представляется в следующем виде:
сначала действия личного состава у меха-

виях это может привести к печальным по- низма на правильчость, затем постепенно

следствиям, к снижению скорострельности.
На первый взгляд немудренюй кажется ра-
бота по вскрытию пеналов в погребе, но
при отсутствии тренировки этот боевой пост

повышается теми и, наконец, достигается
выносливость на продолжительность дей-
етвий.

При тренировке на выносливость нужно

`

обязательно считаться с нагрузкой и соблю-
дать санитарные нормы.

На всех стадиях боевой подготовки нуж-
но помнить, что она, ведется не для парада,
не для показа, а для боя. Поэтому занятия
и учения нужно максимально приблизить
к той обстановке, которая может сложиться
в бою. Это, конечно, будет связано © из-
вестными «неудобствами». Но Суворов го-
ворил: «Тяжело в ученьи —— легко в похо-
де, легко в ученьи — тяжело в походе».

Стремясь уничтожить противника, надо
быть готовым к ответным действиям с его
стороны, к повреждению своей материаль-
ной части и выходу из строя части лично-”
го состава; нужно быть готовым к ночным
операциям, к шторму, туману. Тот, кто в
процессе боевой подготовки будет избегать
«неприятностей», тот жестоко поплатитея
3a это в бою. И наоборот, кто ‘не будет счи-
таться с неудобствами в ‘условиях мирного
времени, тот в бою не встретится с пеожи-
данностями,

При одиночной подготовке и затем на
всех последующих этапах обучения следует
заниматься главным образом ‹ отработкой
ликвидации всякого рода возможных повре-
ждений, поломок и заеданий материальной
части. Нужно добивалься, чтобы личный
состав смог технически грамотно, без суеты
и в кратчайший срок устранить любую He-
исправность в механизме. Хорошо подгото-
вленные бойцы, в совершенстве знающие
механизмы, могут очень многое предуемо-
треть, ‘предупредить поломки и поврежде-
HEA,

В. связи с этим следует решительно пре-
секать ссылки на якобы существующий
запрет разборки механизмов, ибо в таких
условиях нельзя учить и воспитывать бой-
цов. Если тажое положение и существова-
ло, то теперь, когда Военно-Морской Флот
комплектуется более подготовленными кад-
рами, эти «правила» необходимо немедленно
пересмотреть. Мы сейчас имеем большую
возможность. требовать от личного состава
глубокого изучения и освоения артиллерий-

ской ‘техники, повышения технической
культурь, То, чего мы ие могли допустить
раньше, можно и нужно допустить теперь.

Есть, правда, часть агрегатов и отдель-
ных механизмов, которые могут быть ра30-
браны только в заводских условиях, но та-
ких об’ектов очень немного, и они чиелят-
ся на особом учете. Все же остальное, что
специально не обусловлено, необходимо пол-
ностью осваивать и отрабатывать.

Изучение материальной части и всей ар-
тиллерийской техники корабля не ограни-
чивается никакими этапами боевой подго-
товки. Оно продолжается на любом высшем
этапе, но лишь в усложненных условиях,
с повышенными требованиями.

Bes боевая подготовка на корабле (в ба-
тарее, дивизионе), начиная с боевого поста,
должна проходить по заранее разработан-
ным наставлениям. «Корабль не допускает
импровизации, все должны действовать по
уже отработанных наставлениям и уста-
вам» (адмирал тов. Н. Г. Кузнецов). Самые
условия боевой службы и работы требуют
высокой организованности. Инструкции и
наставления на корабле абсолютно необхо-
димы для нормального проведения боевой
учебы. При этом исключительное значение
приобретает отработка согласованности дей-
ствий и вззимозаменяемости личного соста-
ва. Нельзя допускать, чтобы из-за убыли

‘одного или нескольких человек снизилась

боеспособность боевого. поста. Отработка
взаимозаменяемости, работа боевого поста в
сокращенном составе — это одна из важ-
нейших задач боевой подготовки любой БЧ
на корабле, на батарее.

Можно заранее сказать: если одиночная
подготовка была организована плохо, если
тренировка личного состава на приборах не
закончена или проведена неудовлетвори-
тельно, если боевые посты нё отработаны,
БЧ на корабле не сколочена, то успехов в
етрельбе ожидать нельзя.

Народный комиссар  Военно-Морокого
Флота адмирал тов. Н. Г. Вузнецов носта-
вил ‘перед артиллеристами. задачу борьбы з&
первый залп. В боевой обстановке это мо-
жет иметь решающее значение. Профессор
ВМА контр-адмирал тов. Унковский считает
вероятность накрытия цели первым залпом
равной примерно 45 проц. Это не так мало,
3 если взять поправку на высокую подго-
товку личного состава, то процент этот

можно увеличить. Таким образом, мы имеем

Одно из первых ‘требований в оценке

все основания рассчитывать но Только ‘на   боевой подготовки-—безаварийность, Коман:

накрытие цели’ первым залпом, но и Ha
попадание. р

диры, не допустившие за год поломок и по
вреждений,

сберегавшие материальную

Практика морских боев дает различные   часть так, чтобы она не нуждалась в №

результатьь попаданий, В Ютланлеком бою
английский линейный крейсер «Индефати-
гэбл» одним кучным залпом германского

монте, несомненно, должны быть отмечены
и их боевая подготовка должна получить
более высокую‘ оценку. Конечно, нелья

линейного ‘крейсера был выведен из строя,   ударяться в крайность: под флагом борь-

вторым- пущен. ко дну. На другом англий-
ском линейном крейсере «Куин Мэри»
первый попавший зали германских крейсе-
ров вызвал взрыв; корабль разломился  по-
полам и затонул.

Борьба за первый. зали исключительно
важна, тактически необходима, исторически
оправдана.

Оценивая боевую подготовку, народный
комиссар исключительное внимание обра-
шает на исправность материальной части,
на борьбу за ‚безаварийность. Корабль или
артиллерийская часть, где есть аварий-
ность, где не уделяют внимания уходу и
сборожению артиллерийской техники, где
материальная часть‘артиллерии к концу го-
да требует значительного. ремонта, не мо-
жет получить Высокой оценки босвой под-
тотовки.

Часто бывает, что в конце года соста-
Рляютея об’емистые дефектные’ ведомости
ремонта материальной части, а, артиллери-
стам таких кораблей и боевых частей это
ни в какой степени в вину не ставится,
они чуветвуют себя совершенно спокойно.
Это не что иное, как техническая рабпу-
щенность, пренебрежительное отношение к
артиллерийской технике.

При нормальной технической экоплоата-
ции, при выполнении‘ правил ухода и сбе-
режения материальной части ничего подоб-
ного не было бы. Всея артиллерийская тех-
ника рассчитана на очень большую живу-
честь и‘без всякого ремонта может служить
длительное время. Это подтверждают испы-
тания в действии отдельных узлов при от-
pees eae образцов вооружения. Меха-

мы ‘без всяких ис
ore pd исправлений работают

Ma J
О ee eet

© Из-за плохого
ухода и, сбережения ее, из-за низкой тех-
нической грамотности личного состава, из-

за недостаточной требовател
ьности началь-
ствующего состава. oe

бы за безаварийноеть упрощать б0евую
подготовку, избегать более сложных упрая-
нений и т. д.

Изучению артиллерийской техники ?
большой степени способствует участие ли
ного состава в‘ ее ремонте. Это тажая шие
ла, которую никакими другими занятиям
не заменить, и ее обязательно доляты
пройти все артиллеристь, К ремонту мате
риальной части следует привлекать №

только бойцов, но и весь начальствующи
cocran BY-2,

у частие в ремонте артиллерийской тег
ники особенно важно при выполнении Pe
монтных работ заводокими бригадами. Ди
этой цели производственные предириятия,
как правило, выделяют высококвалифии-
рованных специалистов, которые мии
оказать огромную помощь личному coctasy
в изучении. ремонтируемого. об’екта,

Младший начальствующий состав иги
огромную роль па флоте в освоении Bet
вой техники. Не случайно советское п
вительство так много внимания удел
младшему командиру Военно-Морского ©1*
та. Установление новых военных spall
для младшего начеостава — исключительй
важное мероприятие. Оно показывает, №
are значение младшего командира, ках!
He надежды па Hero возлагают.
ати советокие мичманы, a 3a ними №
младииие командиры должны делом ответит
on заботу. советской власти o mux. Vs
oe многие младшие командиры 10
вают образцы работы. Они действитек
но знают и изучают морскую технику, 7!
Gate Ho это вще только нача
dee Me боевой техники должно в 194!
учебном`году приобрести новый размах. Mi
AOLAUGE в этой области достичь небывали
Успехов. Этого от нас требует обстановт»
es OT нас требует народный комис
дмирал тов. Н. Г. Кузнецов, этого теб
от нас советский народ.

—_х„

WwW