=

ll

$ января 1941 г, №

Улучшить
в отдаленных

B соединении, которое находится в OT-
далении от главной базы, с хорошими ре-
зультатами закончился учебный год поли-
твческих занятий. Инепекторская проверка
показала, что краснофлотцы и младшие
командиры глубоко усвоили пройденные
темы: большинство слушателей получило
хорошие и отличные оценки. Военный со-
вет наградил многих групповодов за образ-
цовое руководство политической учебой.
Хорошо подготовились зесь к новому
учебному году. В`этом соединении неплохо
организована и художественная самодея-
тельность. На скуку никто пе жалуется.
Регулярно выходят стенные газеты и «Бо-
евые листки».

И все же партийно-политическая работа
в соединении еще не стоит па должной
высоте. Один из крупнейших пробелов —
отсутствие подлинной борьбы за пример-
ность каждого коммуниста. Вот факты.

Бойцы тт. Мусатов, Викорчук и Ники-
тин совершили грубейшие проступки. Если
бы партийная ‘организация Таньше обра-
тила На них внимание и во-время заня-
лась их воспитанием, этих коммунистов
не пришлось бы привлекать к партийной
ответственности как нарушителей дисции-
лины, Секретарю парторганизации т. Ры-
жему давно было известно, что Викорчук
работает плохо, не бережет технику.
Парторганизация, однако, не осудила его
поведения, це потребовала образцового от-
ношения к служебным обязанностям, Так
же получилось и © Мусатовым. Еще вес-
ной парторганизация имела сигналы о #е-
дисциплинированности этого  коммуни-
ста, но предупредительных мер не при-
ияла.

Здеь так уже повелось: приступают
к. воспитанию коммуниста лишь тогда,
когда командование вынесет ему суровое
взыскание. Если же командир сделает
коммунисту замечание или предупрежде-
ние, то это He считается чрезвычайным
событием, и партийная организация в та-
ких случаях остается в стороне.

Вопросы 00 авангардной роли коммуни-
стов в боевой подготовке и укреплении
дисциплины редко обсуждаются на заседа-
ниях бюро. и партийных собраниях. 06-
суждение характеристик, утверждение‘ пла-
нов работы, прием в партию — вот в 0-
HOBHOM вопросы, обсуждаемые на бюрю..
ели к этому добавить, что порой заседа-
ний бюро не бывает по месяцам (в авгу-
сте и ноябре не состоялось, например, ни
одного заседания), то станет ясным, по-
чему до сих пор не изжиты многие недо-
четы,

Решения партийных собраний некон-
претны. Вот выдержки из решения, при-
нятого на собрании по вопросу © дисцип-
лнне: «Развернуть путем бесед и нагляд-
ной згитации раз’яснительную работу по
новому Дисциплинарному уставу», «Раз-
вернуть массовую работу, вовлекая в нее
большее количество личного состава»,
«Развернуть шире критику и самокритику
в стенных газетах по случаям недисцип-
линированности». Не говоря уже © стиле
этою решения («развернуть», «расши-
рить», «углубить», «добиться» ит. х.),
скажем одно — подобные решения ком-
мунистов ни к чему по существу не обя-
зывают.

Не чувствуется заботы о низовых пар-
тийных организациях и со стороны палт-
бюро и со стороны заместителя командира
10 политической части. Несколько месяцев

6 (660)

политработу

подразделениях

назад из парторганизации одного подраз-
деления выбыл член партии. В этом тод-
разделении остались два члена ВКП(б) и
7 кандидатов. До последних дней в этой
организации не было секретаря. Коммуни-
сты подразделения долгое время не ‘соби-
рались для обсуждения вопросов партий-
ной жизни.

Не выполняется в соединении и ука-
зание Главного управления политической
пропаганды о превращении  ленинских
комнат в самое культурное место в части.
Наглядная агитация здесь отсутствует.
В ленинской комнате нет ничего такого,
что говорило бы © принадлежности ее
к подразделению, в котором основная про-
фессия людей — военно-морское. дело.

Удаленность соединения от главной
базы отнюдь не снимает с отдела полити-
ческой пропаганды  ответетвенности за
руковадетво партийно-политической рабо-
той. Наоборот, именно сюда должно быть
направлено особенное внимание. Однако от-
‚дел политической пропаганды еще недо-
статочно руководит отдаленными точками.
Приезд инструктора отдела в соединение—
явление весьма редкое. Правда, здесь
с благодарностью вспоминают работу ин-
структоров отдела батальонного комиссара
т. Салтыкова и старше  политрука
т. Алексеева, оказазших большую практи-
ческую помощь политработникам, руково-
дителям партийных и комсомольских орга-
пизаций, В налаживании партийно-поли-
тической работы оказал содействие W на-
чальник отдела полковой — комиссар
т. Птицын, который недавно приезжал
в соединение. Но это бывает далеко не
часто.

Директивы, указания, телеграммы, по-
сылаемые почтой, — вот основной стиль
руководства отдела политической пропа-
танды. Что получается от такого «руковод-
ства», наглядно видно на таком примере.

Отдел предложил с 1 п 12 декабря
провести собрания личного состава тю
одному из вопросов и сообщить к 10-му ©
предварительных итогах этих собраний.
Директива отдела была послана 7 декабря
(11). А ее получили уже после того, как
сроки выполнения давным-давно прошли.
Планы работы отдела политической про-
паганды также поступают с большим опоз-
данием. Заместителю командира по полити-
ческой части остается или принимать та-
кой план к сведению или составлять свой
новый месячный план в... середине ме-
сяца.

Политработники желают изучать опыт
передовых кораблей и соединений, находя-
щихся в тлавной базе. Отдел политической
пропаганды, однако, не содействует попу-
ляризации такого опыта, распространению

его по всей флотилии,

Цартийно-политическая работа в отда-
ленных частях и подразделениях должна
соответствовать тем требованиям, которые
сейчас к ней пред’являются. Нужно добить-
ся, чтобы работники отделов. политической
пропатанды бывали в отлаленных частях
так же часто, как они бывают в других
подразделениях.

На флотилии имеются все возможности
для коренного улучшения руководства
партийно-политической работой. Сейчас
это — неотложная задача.

Г. солоднов.

На низком уровне

Одна из основных обязанностей каждого
заместителя командира по политической
части — повседневно руководить полити-
ческими занятиями, Однако этого, как вид-
но, не понимает политрук т. Мовьян. По-
сле инспекторской проверки следовало об-
ралить все внимание Ha ликвидацию `от-
меченных ‘недочетов, но этого не случиз
лось.

Политическими занятиями в части ни-
кто не руководит.. Этот ответственный уча-
сток работы заместитель командира полно-
«тью передоверил грушпводам, которые
проводят занятия очень слабо. Нередко
они начинаются с большим опозданием;
тотовятся трупповоды к занятиям плохо.

Ha одном из занятий групповодо п
истории ВКП(б) т. Березов, читая лекцию
по первой главе, составил конспект, в ко-

тором по порядку были перечислены ‘па-
звания разделов. Больше никаких записей
не было. Оказалось, что подготовлениости
т. Березова к занятиям никто не прове-
рял. В результате лекция прошла на, низ-
ком уровне, и слушатели необходимых
знаний не’ получили.

Не ‘лучше положение и © организацией
занятий. Они обычно начинаются в этой
труппе с опозданием. Некоторые слушате-
ли пе являются к началу, однако группо-
BOX проходит мимо этих фактов. 3a груп-
пой не закреплено постоянное место. На-
глядные пособия и географическая карта
не используются, хотя в части их доста-
точно,

Старший политрук 0, ЭЙДЕЛЬВАЙН:

Черноморский ‚флот.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Sl ch

Самостоятельная подготовка слушателей 2-го курса командного факультета
Военно-морской академии им. Ворошилова к семинару по основам марксизма-

ленинизма, На снимке ‘(слева’ направо):
В. Андреев, капитан 3-го ранга А. Алексеев,

А. Касатонов и Герой Советского Союза

капитаны 2-го ранга Н. ‘Антонов и
кацитаны 2-го ранга А. Филипов,
капитан» 2-го ранга Н. Египко.`

Фото И, Драныша.

Марксистско-ленинская
учеба ‘командиров

Перестройка пропагандистской работы во
многом способствовала улучшению изуче-
ния начальствующим составом училища
им. Молотова марксистско-ленинской тео-
рии.

Командиры хорошо поняли, что без ов-
ладения теорией - марксизма-ленинизма
нельзя быть полноценным, полновластным
и звторитетным“ руководителем подчинен-
ных. Сейчас в училище нет такого’ коман-
дира, который не изучал бы «Краткого
курса истории ВКП(б)».   Henocemenne
лекций, проводимых отделом политической
пропаганды, стало редким явлением.

Подавляющее большинство командиров
хорошо разбирается в основных вопросах
истории партии. Глубокими знаниями 06-
ладают’ многие командиры. Особенно
следует. отметить воентехиика 1-го ран-
ть т. Крюка, который полностью изу-
gua «Краткий курс истории ВЕКб)» и
работает над трудами классиков марксиз-
ма-ленинизма.

Глубоко изучил краткий курс и воен-
техник 1-го ранга т. Бокарев. Он также
читал произведения Ленина: «Шаг вперед
два шага назад», «Государство и револю-
ция» и «Две тактики социал-демократии
в демократической революции», работы
товарища Сталина: «Еще раз © социах-
демократическом уклоне в нашей партии»,
«Вопросы ленинизма» и. другие,

Передовых людей, которые ©. большой
пастойчивостью и упорством овладевают
марксизмом-ленинизиом, в училище много.

Большую помощь -в. изучении истории
ВКП(б) оказали преподаватели социально-
экономического цикла -—— батальонные ко-
миссары тт. Панов, Грзмм, Неустроев,
старшие политруки. тт.. Карпов, Тихонов и
Солодов. Они читали лекции, проводили
консультации, товарищеские  собесехова-
ния, помогали парторганизациям в прове-
дении теоретических конференций, paspa-
батывая планы, подбирая, литературу.

Пропаганда  маркоизма-ленинизма  яв-
ляется основным в деятельности партий-
ных и комсомольских организаций. Секре-
лари партбюро повседневно контролирова-
ли самостоятельную работу командиров —
коммунистов и ‘комсомольцев: Путем инди-
видуальных бесед они выяснили, кто и
как работает над собой, кому и какая
требуется помощь. Они помогали команди-
рам составлять конспекты, проводили’ бе-
седы, индивидуальные консультации, ор-
танизовывали теоретические конференции

и дополнительные ‘лекции. Особенно боль-
шую помощь оказывали секретари парт-
бюро тт. Слугин, Лебедев и Лушников,

Однажды в беседе © командирами-ком-
мунистами т. Лушников выяснил, что они
недостаточно усвоили работу Ленина «То-
сударство и революция» и хотят прослу-
шать на эту тему лекцию. Тов. Лушни-
ков. организовал такую лекцию: На’ ‘ней
присутствовал весь начальствующий co-
став.

Многие командиры зедут большую аги-
тационную работу не только в училище, нои
среди гражданского населения. Лучикие аги-
таторы тт. Дон, Хазин, Стемпинский, По-
лянский, Башагин и Галиахметов стали ру-
ководителями атгитколлективов. Товарищи
Ермичев, Руднев, Бокарев, Арапоев и, Жу-
ков руководят группами политзанятий.
Политрук т. Жуков ведет политзанятия с
краснофлотцами третьего года службы.
Его группа на осенней инспекторской про-
верке получила высокую оценку. Группа,
которой руководит воентехник 2-го ранга
т. Руднев, признана лучшей в училище
110 политподготовке.

В училище создан лекторий марксизма-
ленинизма, в который записались (все
командиры, закончившие изучение «Крат-
кого курса истории ВКП(б)». Желающих
заниматься так много, что на ‘отделении
истории ВКП(б) пришлось создать две
труппы», is pit

KR чтению лекций и для проведения ce-
минаров привлечены лучшие пропаган-
дистекие силы города и училища, в том
числе тт. Турбин, батальонные комиссары
тт. Грамм, Панов и Неустроев.

Однако в области пропаганды и изуче-
ния маркеизма-ленинизма в училище еще
имеются серьезные недостатки. Нрежде
всего следует отметить, что мы еще не до-
бились регулярного проведения товарище-
ских дискуссий и собеседований в подраз-
делениях. Некоторые секретари партбюро
и президиумов комсомольских организаций
не организуют обмена, опытом командиров,
самостоятельно изучающих = историю
BRII(6).

Недостаточно еще используется и пе-
чать, особенно стенная. В ней еще редко
можно встретить статьи, рассказывающие
06 опыте овладения марксистеко-ленин-
ской теорией, о передовых людях.

Полковой комиссар К. ПАРШИН,

* * &

В нашем соединении командиры TOBce-
дневно ‘и настойчиво изучают «Краткий
курс истории ВЕИ(б)». Они добились в
этом неплохих успехов.

Для примера можно. привести воен-
врача 2-го ранга т. Морозова. Он уже
усвоил ‘7 ‘тлав «Ераткого курса истории
ВЕП(б)». В своем личном плане т. Мо-
розов наметил в 1941 году ‚изучить все
12 глав истории большевистской партии. и
перейти к отдельным работам клаесиков
марксизма-ленинизма. Он уже прочитал
труды Ленина «Что делать?», «Что такое

«друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов?», «Материализм и
эмпириокритицизм». Многие
приходят к нему для консультации по
истории партии. Тов. Морозов’ часто. посе-
щает консультации, лекции,

Военврач 2-го ранга изучает не только
политическую литературу. Он хорошо зна-
ком с произведениями Салтыкова-Щедрина,
М. Горького, Л. Н. Толстого и других

классиков.
А. ВОЛКОВ.

Краснознаменный Балтийский. флот.

nn nn ener ene
О качестве лекций во вмузах

Преподавание специальных прикладных
лисциплин сложно и трудно. Педагог дол-
жен не только отлично теоретически знать
предмет и понятно изложить лекцию, —
он обязан описать каждый механизм в ди-
намике его изготовления и эксплоатации,
во взаимодействии с другими устройства-
ин. Лекцию надо насыщать живыми при-
мерами из практики. Эти примеры должны
быть современными и  поучительными.
Преподаватель может получить их путем
непрерывной связи с флотом, с’ кораблем,
© заводом, с конструкторским бюро и
исследовательскими институтами. Лектор
обязан хорошо и явно представлять себе
вв обстоятельства, сопровождающие 0-
TY каждого механизма.

Когда я рассказываю, папрямер, о спу-
ско корабля на воду, то не только под-
черкиваю всю сложность и ответствен-
ность этого момента в процессе постройки
й жизни корабля. Говоря о том, что не-
которыю корабли при сходе. со  стапеля
испытывают в корпусе напряжения, пре-
восходящие те, которые у них появляются
при последующей эксплоатации, я ста-
раюсь приблизить слушателей к этой
сложной обстановке. Привожу примеры
Из своей практики, т. ©. па несколько ми-
нут вношу в изложение лекции по про-
Грахме пебольшой рассказ очевидца. ITO
делает лекцию более интересной, доходчи-
Boll, приближает слушателей к действи-
тельности,

В этом отношении я всегда беру при-
Mep со своего учителя академика Алексея
Николаевича Крылова, насыщавшего  лек-
ции примерами. из своей многогранной
№ятельноти и замечательными историче-
<клми фактами. Они у него всегда нахо-
лятся для любого случая, излагаемого на
Зовции,

При чтении курса проектирования ко-
раблей и тем более при руководстве дип-
ломным проектированием иллюстрирование
своих сообщений фактами из жизни фло-
та и кораблей имеет особенное значение.
Когда дипломант выбирает какой-либо так-
тический или технический элемент, он
должен знать результаты последних опы-
тов и эксплоатационных данных. Без это-
то работа дипломанта будет  беспочвен-
ной, необоснованной.

Так, при усталовлении предельных
углов обстрела корабельной артиллерии на-
до знать характер и’ пределы действия
дульных газов. на надстройки, на оптиче-
ские приборы, располатаемые на этих над-
стройках. При распределении  трюмных
переборок, обеспечивающих  иепотопляе-
мость и живучесть корабля, руководитель
должен ознакомить дипломанта с харак-
терными‘ случаями разрушения кораблей
от подводных взрывов, дать ему и другие
практические сведения.

Моя преподавательская деятельность,
начавшаяся в Морском инженерном учи-
лише в 1913 г., все время сопровожда-
лась производственной работой в разных
отраслях кораблестроения: в цехах, в кон-
структорских бюро, в  научно-исслелова-
тельском институте. Был я и строителем
различных кораблей, в том чиеле круп-
нейших в св06 время линейных крейсеров
типа «Бородино». Много мне дали и мои
заграничные командировки.

Этот производственный опыт помогал
мне вести  преподавательскую  деятель-
ность, давая богатый прикладной  мате-

риал для лекций.

Все преподаватели специальных AHC-
циплин во вмузах ‘должны постоянно
стремиться к практической и непрерызв-
ной связи © флотом, с заводами, © кон-

структорекими бюро, © исследовательски-
ми институтами. Особенно это важно для
молодых преподавателей.

В настоящее время, когда наша страна
строит мощный океанский флот, имеются
неограниченные возможности для такой
связи. Необходимо вовлечь преподавателей
в работу тех учреждений, °с которыми
особенно связана излагаемая ими дисцип-
лина, но не в порядке служебного совме-
стительства, а в счет преподавательской
нагрузки по учебному заведению.

Преподавателей Въыситего военно-морско-
го ордена Ленина инженерного училища
им. Дзержинского можно вовлечь в прак-
тическую работу кораблестроения через
Управление кораблеетроения. Своей работой
они принесут пользу и этим учреждениям,
И себе, и слушателям.

Изложение лекции по прикладным ‘дис-
циплинам требует особой обстановки, на-
личия образцов описываемых устройств,
деталей и конструкций или их моделей.
Для корпусостроения невозможно создать
кабинег с образцами корпусных  кон-
струкций; приходится ‘ограничиваться мо-
делями, макетами и. чертежами.

К сожалению, на кораблестроительном
факультете в училище им. Дзержинского
нет пе только образцов или моделей, но и
помещений, в которых эти модели и ма-
кеты можно было бы разместить. Поэтому
невозможно создать необходимую  мате-
риальную базу для более глубокого изуче-
ния специальных дисциплин,

Отсутствие такой базы отражается на
изучении важнейшей дисциплины факуль-
тела-—архитектуры корабля, являющейся
фундаментои всей подготовки инженеров-
кораблестроителей.

Для военно-морских инженеров весьма
важно знать тактические свойства, кораб-
лей и их механизмов, оценивать значение
техники для тактики. Здесь слово «так-

тика» ‘применено в собирательном смысле
всех военно-морских знаний в противовес
техническим знаниям. :

Эта взаимосвязь особенно необходима
при проектировании кораблей. Я всегда
обращаю внимание слушателей на необ-
ходимость изучения тактики в указанном
смыеле слова, на роль прогресса техни-
ки в эволюции тактики, привлекая на по-
мощь военно-морскую историю.

При изучении прикладных специальных
дисциплин максимально должны  исполь-
зоватьеся производственная практика’ кур-
сантов и практические плавания, во время
кофорых можно полностью освоить  боль-
шинетво конструкций и устройств кораб-
ля. Весьма желательно привлекать кур-
сантов ко всякого рода испытаниям, ко-
торые производятся в период постройки
корабля.

Огромное значение лля изучения при-
кладных дисциплин имели бы учебные
кинофильмы, позволяющие представить в
аудитории конструкции корпуса, механиз-
мов и другого корабельного оборудования
в действии. № сожалепию, это замечатель-
Hoo средство обучения почти не исполь-
зуется. То, Что делается в настоящее
время, совершенно ‘иедостаточно. Необхо-
димо теперь же широко развернуть работу
по созданию учебных кинофильмов.

Приведенные мною замечания безуслов-
но не исчерпывалют всех возможностей, ко-
торые могут улучшить преполавание лек-
ций в училищах. Но они наиболее харак-
терны. Педагогам ‘вмузов необходимо непре-
рывно совершенствовать методику препода-
вания, изыекивать все средства и возмож-
ности, чтобы резко поднять качество лек-
ций. Руководящие организации вмузов дол-
жны помочь преподавателям улучшить ка-
чество обучения будущих командиров флота.

Инженер-флагман 2-го ранга
А. БАЛКАШИН.

командиры

—————_
oe

Стратегичёское. значение
 Ирландии

С октября прошлого года заметно усили-
лась деятельность германских подводных,
надводных и воздушных сил западнее Анг-
Лии — в «фокусе коммуникаций восточной
часли Атлаптического океана», как опреде-
лил этот театр еще в прошлую империали-
стическую войну ‘американский адмирал
Симе, командовавший в то время корабля-
ми США в водах союзников. Многочислен-
ные иностралитые военные специалисты, да
и сами англичане признают, что возросшая
активность германской авиации и особенно
подводного флота, действующих из захва-
ченных баз в Ла-Манше, представляет ©0-
бой сейчас большую опасность, так как мо-
жет серьезно помешать судоходству между
Англией и США.

Носле оккупации Германией французских
портов Английского канала эта основная
Судоходная артерия Ант: проходит через
Северный пролив в порты рек Мерсей и
Клайд; южный подступ к Ирландскому мо-
рю’ и западным портам Англии — пролив
св. Георга — был закрыт адмиралтейством
для судоходства уже давно. Таким образом,
«фокус коммуникаций восточной Атланти-
ки», связывающих Англию ¢ Канадой,
США и прочим миром, находится сейчас
непосредственно у берегов Ирландии, этого
западного фланга Британских островов.

Так было и в прошлую мировую войну,
с той лишь разницей, что тогда’ Ирландия
входила в состав Соединенного королевства,
И ее порты и базы находились в полном
распоряжении британского адмиралтейства.
В то время для несения дозорной службы по
борьбе © подводными лодками прибрежные

воды метрополии были разделены па’ два

с лишним десятка, районов, с расчетом, что-
бы база каждого района находилась вблизи
воепного порта и получаемые дозорами све-
дения могли перэдаваться без задержки по
назначению. Центры шести дозорных рай-
онов* находились Ha ирландском  побере-

жье—в Лох Лорне, Лох Суилли, Блэкеод
бэй, Голуэй, Куинстауне и Бирхевене. В по-
следние годы войны в одной только манев-
ренной базе Куинстаун постоянно находи-
лось 37 миноносцев. В гавани Бирхевен
стояли американские линкоры, сковывав-
шие действия германских кораблей против
конвоев.

К началу текущей войны стратепические
позиции Англии в восточной Атлантике
оказались несколько иными. В процеёсе
многовековой борьбы ирландского народа 3a
свою независимость южная часть острова в

S—

Lj

the

_

составе 32 графств получила в 1921 году
права доминиона и превратилась‘ в Ирланд-
ское свободное государство. Северная Ир-
ландия, или Ольстер, в составе шести
графетв осталась частью Соединенного ко-
ролеветва, получив парламентскую систему
управления, но не имея права  самоетоя-
тельной военной обороны. В` 1921 году вей-
ска метрополии были выведены из Южной
Ирландии, но Англии предоставлялось пра-
во использовать для нужд флота морские
базы Куинстаун, Бирхевен и Лох Суилли.
В последующие годы борьба националистов
за воссоединение: всей Ирландии и провоз-
тлашение ее независимости привела, к при-
нятию новой конституции, согласно кото-
рой Ирландское свободное государетво пре-
вратилось в 1938 г. в «независимое сузе-
ренное ‘демократическое государство Эйре»,
которому были переданы Упомянутые ‘пор-
ты, из’ятые из ведения адмиралтейства.
Потеря. этих. базоне могла не отразиться
па позициях флота, ‘особенно ‘потому, что
Эйре, в отличие от прочих английских до-
минионов, не об’явила войны Германии и
продолжает придерживаться нейтралитета.
В. прошлую мировую войну порты Бирхе-
вен и Куинотаун сыграли огромную. роль
в борьбе с. подводными лодками на подету-
пах к Ирландекому морю. Чтобы хоть сколь-
ко-нибудь восстановить утраченные пози-
ции, адмиралтейство уже в 1938 г. при-
ступило в строительству новой морской и
авиационной базы на юго-западе Англии—
в Пемброке. ” ‘
Это, однако, не может полностью заме-
нить ирландские опорные пункты, Очевих-
но поэтому Англия закрыла для судоход-
ства пролив св. Георга, и именно это имел
в виду Черчилль, выступая в палате об-
щин 4 ноября, когда он говорил о том «тя-
желом бремени, которое. легло на плечи Ан-
глии в связи с невозможностью использо-
вать южное и западное побережье Ирлан-
дии ‘для пополнения запасов горючего ан-
тлийскими кораблями и самолетами».
Бывший английский ‚военный министр

Хор-Белиша, гораздо открозеннее охаракте-.

ризовал значение утраченных баз. В статье,
напечатанной в декабре 1940 г. в «Нью-
Иорк Джорнэл энд Америкен», Хор-Белиша
писал: «Иепользование английских сторо-
жевых и эскортных кораблей для несения
службы в Атлантике сильно затруднено,
Tak как они должны покрывать расстоя-
ния, почти превышающие. их дальность пла-
вания, пе имея возможности заходить в
опорные пункты. Если бы можно было
ирикрыть подступы к Мерсей и Клайд из
ирландекого. пункта Лох Суилли, то’ сфера
влияния английского флота, увеличилась бы
на 200 миль. А использование Куинстауна
и Бирхевена для контроля подходов к Бри-
етолю сократило бы путь английских ко-
раблей на’ 400 миль».

Географическое положение острова между
Англией и океаном много веков назад пре-
допределило его судьбу. Англичане в тече-
ние столетий подавляли стремление ирланд-
ского народа к независимости, так как эна-
ли, что свободная Ирландия может прегра-
дить им доступ в океан, Исходя из дер-
жавно-стратегичеких интересов империи,

Апглия рассматривает западный фланг как
необходимый элемент обеспечения открыто-
то доступа в океан; характерио, что после.
мировой войны англичане сами обрисовали
значение, Ирландии для империи, kak
«Гельголанда Атлантического океана».

Военных противники Англии не раз пы=
тались начать свою борьбу против метро-
полии на ирлавлоком фланге. Испанцы
трижды пытались высадиться на, острове
для нансестия удара по Англии. Во время
англо-фрапцузеких войн в ХУН и ХУШ
веках французьв дважды совершали попыт-
ку вторгнуться в Ирландию через Баитри
бэй—бухту с прекрасной якорной стоянкой
в 22 мили длиной и 6 миль ширикой, тде
может укрыться огромный Флот из любых
классов кораблей. Наполвон во время пре-
бывания на острове св. Елены высказал
сожаление, что поход против Англии оп
пачал не через Ирландию.

Наконец, и в Текущую войну иностран-
ная печать широко обсуждает возможность
использования Ирландии в качестве трамп-
лина для вторжения з Англию. Английская
газета «Санди Таймс», указызая на воз-
можность высадки германского воздупеного
десанта на острове, считает наиболее пол-
ходящим для такой операции южное побе-
режье между Бантри и Уотерфордом, от-
стоящем на 300 миль от захваченных нем-
цами французеких портов Брест, Шербург
и Дориан, По мнению газеты, захват ир-
ландеких баз создал бы третий фронт для
нападения на, Англию, Которой уже теперь
угрожает опасность вторжения ео стороны
Норвегии и Франции.

Если подходить к значению ирландских
баз с точки зрения расстояния, отделяюще-
го их от западного побережья Англии, то
надо отметить, что все они находятся в опе-
ративном радиусе действия современной
авиации. Северный пролив, отделяющий
остров от Шотландии, Имеет минимальную

‘ширину в 13,5 мили; на юге ширина проли-

ва св. Георга между Дублином и ‘островом
Холихэд (у побережья Англии) составляет
69 миль, в крайней южной части пролива
она равна 47 милям. Максимальная шири-
на в центре Ирландекого моря не превые
шает 130 миль.

Вопрос о портах и опорных пунктах
Эйре вырастает, таким образом, для Англии
в проблему первостепенного значения.
лико также экономическое значение острова
для метрополии. Эйре — страна, сельско-
хозяйственного экспорта,  поставляющая
скот, молочные продукты, бэкон, птицу и
пр. Такое направление экономики Ирлан-
дия получила в результате упорных стара-
ний английского правительства. В 1937 г.
на острове имелось 4 млн. голов рогатого
скота—вдвое меныпе, чем в. метрополии,
хотя емо население в 16 раз меньше.
95 проц. ирландского экспорта идет в Анг-
лию, оттуда же Эйре получает 80 проц.
своего ввоза. По данным итальянской га-

зеты «Пополо д’Италиа», англичане наме-_

рены перебросить туда часть основных про-
мышленных предприятий, чтобы децентра-
лизовать индустриальную систему и охрз-
нить ее от терманских бомбардировок. В
частности, в административном центре и
столице Эйре — Дублине предположено раз-
местить крупнейшие авиационные заводы и
склады горючего. р
‚ Однако все это возможно лишь при уело-
вии ‘достаточно сильной оборопьг Эйре е
моря.и-с воздуха, что, по мнению антли-
чан, неосуществимо без помощи английского
флота и авиации. Военно-морские силы
Эйре состоят из двух сторожевых кораблей
и нескольких торпедных катеров; армия
насчитывает, по последним данным, 130
тысяч человек, примерно столько же нахо-
дится в добровольных отрядах внутренней
охраны. За последние полгода проведены
большие работы по укреплению побережья,
а оборона Дублина, Корка, Голуэй,
лайго, Лох Суилли и др.; основные при-
брожные . пункты подчинены военному
контролю.

В. Северной Ирландин, входящей в co-
став Соединенного королевства, сосредото-
чены значительные военные ‘силы метро-
полии; Бельфаст, главный город Северной
Ирландии, — не только крупный центр
кораблестроения, но‘’и хорошо укрепленный
морской порт. В случае использования пор-
тов Эйр англичане сразу улучшили’ бы
свои позинии в борьбе против Германии. Но
правительство. Эйре до сих пор отклоняло
все предложения Англии. На прямой ‘захват
ирландеких опорных пунктов, как того Tpe-
бует часть английской печати и в частно-
сти газета «Манчестер Гардиан», антлий-
ское правительство пока не решается по
ряду причин.

Во-первых, применение насилия может
вызвать большие волнения в Эйре, где
и без того чрезвычайно сильны враждеб-
ность и отюзиция к правительству Вели-
кобритании, В памяти англичан еще свежи
события 1916 года, когда в Дублине вепых-
нуло восстание; подавленное с большим
трудом и. жестокостью и приведшее в ко-
нечном счете к провозглашению в 1921
году Ирландекого свободного  государетва:

0-вторых, сравнительно немногочисленное
население Эйре — всего около 3 миллио-
нов человек-—— пользуется большой полдерж-
кой ирландеких эмигрантов в США, 6е-
жавших в свое время от гнета и произво-
ла англичан. В США насчитывается до
10 миллионов ирландцев. Эмигрантье все-
мерно поддерживалют стремления и чаяния
ирландского народа; это нашло частично
свое выражение. в декларации «0б’единен-
ного швейцароко-американекого общества»
в Нью-Йорке, потребовавшего в декабрю
истекшего года от правительства США за-
зерений в Том, что американские военные
материалы, тюсланные в Англию, не будут
пепользованы против Эйре.

Не решаясь на прямой захват ирланд-
ских баз, английское правительство пы-
тается другим путем заставить Эйре пойти
на уступки. Ирландия не имеет своего тор-
гового флота, и вся ее внешняя торговля
осуществляется на антлийских судах. Поль-
зуясь этим, англичане принимают ряд мер
к ограничению внешнего товарооборота
страны. Сначала был ограничен ввоз в
Эйре кожи, удобрений, табака и колониаль-
ных товаров; 2 января текущего года анг-
лийское правительство заявило о распро-
странении экономической блокады на Эйре.
Делаются попытки и другого рода. Так, в
печати сообщалось, что США предлагают
Эйре сдать свои порты в аренду США или
Канаде. Однако премьер Эйре де Валера от-
KIOHHA оба эти предложения.

Борьба за позиции Ирландии вступает
в решающую фазу.

0, ПАВЛОВИЧ.