Токтическое использование

артиллерии

Корабли класса миноносцев во всех фло-
тах решают самые разнообразные боевые
задачи. Они совершают. торпедные атаки,
несут разведку, ‘походное и сторожевое
охранение, оборону, используются для мин-
ных постановок, конвоирования, действий
против берега и т. д. Эти задачи мино-
носцы ‘выполняют самостоятельно и во
взаимодействии с основными силами флота.
Разнообразие боевых задач, выполняемых
миноносцами, требует универсального во-
оружения. Оружие. и приемы его истоль-
зовалия в бою должны отвечать каждый
pas той задаче, которая стоит. перед ко-
раблем. В. связи © этим производится де-
ление дачного‘ класса кораблей на, лидеры,
эскалренные миноносцы и ‘миноносцы, Co-
храняя с кораблестроительной точки зре-
ния все характерные черты. миноносца, эти
корабли эволюционизируют по двум оонов-
ным линиям. С одной стороны — легкие
артиллерийские корабли (артиллерийские
миноносцы) — лидеры и эсминцы; с дру-
той — торпедно-артиллерийские корабли—
миноносцы.

В калибре артиллерии миноносцев сейчас
наметился определенный лимит. Установки
свыше 130 мм обычно неё используются,
так как механическая подача снарядов
трудно совместима с конструкцией ‘этих
сравнительно небольших кораблей, Зенит-
нос вооружение миноносцев сейчас приобре-
тает исключительное эначение. Оно состоит
из шести— восьми 30—40-мм автоматов и
крупнокалиберных зенитных ‘пулеметов.

Решая боевые задачи, миноносцы в з4-
висимости от обстановки будут применять
эртиллерию ‘или как главное средство для
нанесения удара, или как обеспечивающее
использование торпедного вооружения. Б
первом случае маневрирование миноносца
должно быть подчинено наиболее эффек-
тивному использованию своей артиллерии
и понижению действительности огня про-
тивника. Во втором случае применение ар-
тиллерии должно быть’ приспособлено к
маневрированию миноносца для торпедной
атаки. В современных условиях ториедная
атака, как правило, будет выполняться в
условиях пониженной видимости, что таке
не позволит применять артиллерию с. пре-
дельной дальности стрельбы.

Плохое маневрирование стреляющего ко-
рабля сильно ухудшает, а иногда и сводит
на-нет всю его артиллерийскую стрельбу.
В то же время искусным маневрированием
можно создать такие условия, при которых
стрельба противника может быть мало дей-
ствительной. Примером искусного маневри-
рования миноносца для использования
своей артиллерии являются действия‘ эс-
минца «Новик» 17 августа 1915 года 8
бою с двумя  миноносцами < противника
(«У-99» и «\-100»).. В результате. оба,
вражеских корабля получили большие по-
вреждения и вынуждены были спасаться
спешным отходом (при этом «У-99» подо-
рвался на мине и’затонул).

Не менее ярким примером умелых 0обо-
ронительных действий ‘является маневри-
рование эсминца «Гавриил» 18 мая 1919
тода в б0ю с четырьмя английскими эс-

миноносшев

минцами в Копорской губе. Бой продол-
жалея с 12 ч. 33 м. д 13 9. 25 м,
при наименьшей дистанции в 32 кабель-
товых. `Маневрирование «Гавриила» было
связано необходимостью прикрыть отхох
своих тральщиков. Ноэтому он был выну-
жден ити. 10-уэловым ходом, - Несмотря
на непрерывный неприятельскай  огонъ,
«Гавриилу» благодаря искусному маневри-
`рованию переменными ходами и курсами
удалось уклониться от попаданий, пол-
ностью свести на-нет действительность
отня превосходящего противника.

Наиболее типичные случаи использова-
вия артиллерии миноносцев в боевой обста-
новке: отражение атак лидеров, миноносцен
и авиации противника при охранении
своих главных сил; сковывание артогнем
охранения противника при торпедных ата-
ках своих миноносцев и торпедных кате-
ров; тактическая разведка с боем и под-
держка своего дозора: высадка и поддерж-

ка, артогнем первого эшелона десанта; вы-

полнение огневых задач ‘при ‘содействии
флота, сухопутным частям армии; конвой
транспортов; действия на коммуникациях.
‚ Опыт . происходящей войны, на море
вновь подтверждает целесообразность .1о-
стройки артиллерийских эскадренных ми-
ноносцев ти дает много. примеров широкого
использования артиллерии миноносцев B
самых разнообразных боевых операциях.
Шэейцарекая  газета «Нейе Цюрхер Цей-
тунг» приводит следующий случай. В ночь
на 21 октября 1940  года в южной части
Красного моря английский! конвой в 60-

ставе 36 пароходов, эскортируемых эемин-

цами. ив сопровождении разведывательной
агиапии, был атакован вблизи острова Дах-
лак итальянскими эсминцами. Артиллерий-
ский бой эсминцев длился, по занглийским
данным, 40 минут. В результате боя артил-
дерийским огнем итальянских. ‹ эсминцев
было потоплено 4 английских парохода. По
данным английского. адмиралтейства, ан-
глийский эсминец «Кимберлей» (водоизме-
щение 1.690 т, артиллерия: 6—120
6 —40-мм зен.;‘ торпедное вооружение:
10—533-мм, скорость хода 38 узлов, по-
стройки 1939 тода) в” течение 40 минут
вел бой с кораблями противника, нанеся
тяжелые‘ повреждения ‘итальянскому 9C-
минцу «Франческо Нулло» (водоизмеще-
ние 1.058 т, артиллерия: 4—120-мм,
4—37-мм зен., 6. пул., скорость хода 37
узлов, постройки 1927 года). Пресдедуя
итальянские эсминцы, «Кимберлей» попал
под обетрёл береговой батареи в Эритрее
и ответным огнем вывел из строя 2 ору-
qua. Осколками снаряда на «Кимберлее»
была повреждена система, паропровохов, ко-
рабль потерял скорость, но все же достиг
одного из английских опорных пунктов на
побережьи. у

‚ В Норвежежой операции артиллерия
Эеминцев нашла очень’ широкое примене-
Hie, Эсминцам ставились задачи: подавле-
ние береговых батарей, прикрытие высадки
десантов, бой с легкими силами против-
ника, оборона занятых пунктов. побережья
ит. д.

‘Капитан 2-го ранга. Н; КИРИЛЛОВ.

`

Изучение морских операций

Недавно капитан 2-го ранга т. Иванов
прочитал командному составу корабля лек-
цию о действиях рейдеров. В живой беседе
после лекции он выявил запросы. коман-
хиров и на основе этого решил система-
тизировать учебу.

При помощи т. Иванова командиры’ си-
стематически учитывают и изучают мёте-
риалы, ‘публикуемыю в газетах, журналах
и других изданиях. На основе ‘этих  дан-
ных, собранных каждым командиром по
своей специальности, ведется разработка,
отдельных операций и оперативная карта
военных действий. Командиры тт. Сухарев
и Макаров подготовили доклады о действи-
ях авиации и противовоздупной обороне и

06 использовании подводного оружия. Это-
му предшествовали два доклада командира
корабля на аналогичные темы.

Bee эти мероприятия значительно ожи-
вили самостоятельную работу командиров
по изучению опыта второй. империалисти-
ческой войны. Для оказания постоянной
квалифицированной помощи, командирам в
повышении. оперативно-тактических И
исторических знаний ‚командир корабля
поддерживает тесную связь с Военно-мор-
ской: академией, пользуется ‘ее материала-
ми и стремится привлекать к проведению
лекций и консультаций на корабле отдель-
ных,‘ работников академии.

и

И, ВЛАСОВ.

-ММ,.

КРАСНЫ

Руководитель физической подготовки линкора
А. Чернышев проводит. занятие. На турнике — командир отделения Г. Бодров.
} Фото Б, Шейнина,

Й ФЛОТ

«Парижская Коммуна». лейтенант

‘

Неустанная забота командира:

— Шивучесть корабля имеет очень
больное значение. Живучесть и’ артилле-
рия: — вот два элемента, самых сущест-
венных, требующих неустанного внимания,
заботы, — закончил. свою беседу команхир
линкора, ставя задачи перед новым коман-
диром дивизиона ‘живучести инженер-
капитан-лейтенантом Айзиным.

Из этой беседы т. Айзин понял, что
командир корабля глубоко интересуется
работой электромеханического подразделе
ния, знает его нужды. .

_В одном из отсеков обнаружилась не-
большая течь. Командир корабля  потре-
бовал точно установить ев причину. Он
обстоятельно выяснил, повлияет ли это на
предстоящий выход в море. Расемотрел
чертежи отсека. И вместе со специзлиета-
ми нашел способ устранить течь. Разу-
меется, командир корабля мог подробно и
не интересоваться небольшой течью, 4
ограничиться приказанием © немедленной
ве ликвидации. Вапитан 1-го ранга пошел
по иному пути, который показывает, что
командир ° интересуется ‘работой пятой
боевой части, заботится о ней.

‚Ве время ‘плавания командир корабля
всегда проявляет живейший интерес к пе-
ремене режима ходов при маневрировании.
Особенно он интересуется быстротой отра-
ботки перехода. от одной скорости к’ другой.

Если. вахта отработала медленнее, чем

должна была, командир корабля требует
выяснения причины и принятия мер, по-
вышающих мобильность ‘людей:

‚ — При выполнении маневра очень
важна быстрота его исполнения, — учит
командир начальствующий состав дивизио-
па движения.

Прежде чем делать указания, касающие-
ся работы пятой боевой части, командир
линкора усердно занимался, осваивая 0с-
новы  электромеханической службы; На
многих учениях, проводимых командова-
нием боевой‘части, присутствовал командир
корабля. Он интересовалея рядом вопросов,
вникал в детали. Каждый случай командир
использует на мобилизацию людей, личное

ознакомление с явлением,  повлекшим
неисправность. }
Ha под’емном кране сгорел подшипник.

Краснофлотец проявил’ халатность. Коман-
дир корабля заинтересовался, почему это
произопло, что могло повлечь за, собой этот
факт. И, чтобы найти ответ на эти во-

просы, командир проверил, как в‘ этом под-.
разделении осуществляется уход за мате-
рнальной частью. Характерно, что из этого
‘небольшого факта были сделаны глубокие
выводы. Умение в маленьком. видеть боль-
шое и дало детальный пересмотр графика

планово-предупредительного ремонта.

Очень часто командир корабля приходит
в подразделения бобвой части, интересует-
ся ходом‘ работы, занятий, проверяет зна-
ния людей. У краснофлотца Рассохи он
инструкций.
Теоретически специалист знал все хоропю.

олнажды проверил знание

Но командир этим не ограничился,

— Проделайто все практически, на за-
пуске к остановке механизма, — приказал

OH.

Враснофлотец замядея. On был недоста-
Видя растерянность
бойца, нерептительность его действий, ка-
питан 1-го ранга понял, что в этом отде-
лении неправильная система обучения лю-
дей. Здесь чрезмерно увлеклись «заучива-
нием» инструкпий и наставлений и He
придали должного значения’ практическо-
знаний.
Вомандир отделения. Гордеев ‘получил or
командира корабля указания, как быстрее
устранить! отмеченный ‘недочет. ‚ Через не-
kak

точно подготовлен.

му  претворению полученных

котороз время командир проверил,
вытюлнены его указания.

ния командира корабля. +

ВВ
Подрезделение

Работа ‘аварийных групп, состояние п
наличие аварийного ‘имущества, локумен-
тация боевой части, ход командирской уче-
бы, запас топлива — эти и многие другие
вопросы никогда не выходят из-поля зре-

командира

Советский москитный Флот наряду ©
мех ВУ будет играть боль-
крупными кофаблями ФУД
My роль в защите морских траниц.

Примером успешности
д для торпедных калеров, служит под-
разделение старшего лейтенаята т
Приказом народного комиссара Военно-Мор-
ского Флота адмирала тов. Н. Г. Кузнецова
этому подразделвнию’ присужден приз. как
лучшему подразделению торпедных катеров
Военно-Морского Флота. \

Эта. победа He случайна. В. течение
1937 nu 1938 годов подразделение уверен-
но набирало. темпы, шло. вперед, отвоевы-
вая первые в соединении места по всем
видам боевой подготовки, Капитан-лейте-
нант Кожушко, командовавиий подразделе-
нием в тот период, многое сделал для Go-
евой ‚ сплоченности, внутренней организо-
ванности, дисциплины, выучки ‘личного
состава. Эти ‚успехи. сумел. закрепить оме-
нивший его т; Алексеев. :

Характерными чертами нового команди-
ра ‘являются повышенная  требователь-
ность, появляющаяся на каждом шагу,
высокая организованность,  полновластие
единоначальника. Во время’ зимней стоян-
ки катбров т. Алексеев главное внимание
обратил на теоретическую учебу. Ее op-
танизовали диференцированно и охватили
вю всех, начиная от рядового бойца до
командира подразделения. Тов. Алексеев
сумел привить ‘вкус к самостоятельной’
учебе в первую очередь своим ближайшим
помощникам —инженер-капитан-лейтенан-
ту Елизарову, лейтенантам Гноеву, Наза-
рову, старшине Головинкину. Те в свою
очередь учили подчиненных, у

Систематическая предварительная про-
работка выполняемой задачи, главным 00-
разом
тщательный разбор, анализ действий и
педведение итогов, . которые проводил
командир, дали возможность поднять чув-
ство ответственности, увеличить ценность
каждого выхода корабля в море, Много
выходов в. море происходило в условиях
тумана и ночью. А наш туман знаменит
непроницаемостью, длительностью и 0-
путствующей ему волной.

На, одном из тактических учений под-

\

Военно-морском училище стоит к курсанту
ближе всех командиров, и. на нёго в пер-
вую очередь возложены обязанности воспи-
тания у курсанта командирских качеств
и организация высококачественной учебы.

В Высшем военно-морском инженерно-
строительном училище отделенный коман-
дир 1-го курса т. Брень не упускает ни
одной свободной минуты, чтобы не исполь-
зовать ее для бесед с курсантами своего’
отделения. Он всегда прекрасно осведомлен
09 всех настроениях и нуждах своих под-
чиненных. В часы самостоятельных работ
т. Брень приходит работать в аудиторию
своего отделения.

На том зе первом курсе отделенный
командир, он же секретарь ротной комео-
мольской организации, т; WR, сам
отличный строевик и физкультурник, по-
вседневно ‘учит своих курсантов четкости,
точности, старается развить в них расто-

9 янраря 1941 г., № 7 (661)

выращивания   ®

—.

<“

Алексеева,

разделение в течение нескольких сутох pj
предельных дальноетях, в самых тяжелы:
условиях на’ море отлично осуществлял
заимодействие © миноносцами в. набиу,
вых операциях на базы «противихка»,
Но. для моряка торпедного катера yay
уметь ‘плавать ночью и. в тумане -—еу
назо и отлично стрелять. С этой залаче]
подразделение ‘табаке целиком Cupar,
Лейтенанты тт. Гноев и Червяков, ст.
зиина  Столбов показали себя отличных
управляющими , торпедной стрельбой,

Большая ‘скорость, стремительноть х
другие особенности катера требуют пу.
красного морского  глазомерз, быстриц
решений, крепких нервов, ‘смелости и фл.
зической выносливости. Всеми’, этими за.
чествами обладает ‘командир Алексев т
настойчиво воспитывает их У свожх 1.
чиненных. Усиленная тренировка м
личного состава на/ шлюпках, разви

морских видов физкультуры помогли деть

хорошие морские навыки всем бойца, }
этом” подразделении все. умеют паазать,
‘90 проц. — значкисты ГТО первой сту
ни. весь начальствующий состав — зна
чкисты второй ступени `ГТО, Подразделе-

ние завоевало переходящий приз по физ

культуре.
Воспитание чувства ‘ответственное,
систематический строгий контроль Hay

исполнением, высокая требовательность —
всв это обеспечило точное соблюдение нн-
струкций и наставлений, В течение всего
года материальная часть в подразделениях
содержалась в образцовом порядке. ^
Старший лейтенант Алексеев правильно
понял ‘указания народного комиссара и
сумел направить всю силу партийной я
комсомольской помощи на разрешение 34.

методом групповых упражнений, дач боевой подготовки.

Освоение опыта войны, развитие разум“

ной инициативы, воспитание готовности
риску, смелым и решительным действиям,
сочеталощимея с ‚глубокими знаниями и
пониманием революционного
уставов, — вот основные задачи, над кото
рымн придется работать подразделению 8
наетупающем тоду.

духа наших

Капитан 3-го ранга А. КУЗЬМИН.

Воспитатели курсантов

Младший начальствующий состав в  содержание заведывания, но не было нк
одного поощрения CO стороны младших
командиров за отличную учебу, за, оглич-
ную и досрочную сдачу домашних заданий.
Это говорит о том, что младший начеостав
стоял в стороне от учебы своих подчинен-
ных. Теперь вопрос обеспечения высоко-
качественной учебы отделения поставлен
вплотную перед его командиром, который
будет и поощрять отличающихся.

Большую работу провели младшие

командиры по раз’яснению Диециплинар-
Horo устава ВМФ.

На младших курсах из числа курсантов
имеются так называемые дублеры млад-

гих командиров. Это лучшие, дисциплини-
рованные курсанты, отличники учебы, из

которых в дальнейшем и. будет... комплек-
TOBATHCA младший начеостав. Дублеры
младших командаров замешают последних
в. их отсутствие, выполняют отдельные
поручения и во время классных занятий

Тесный контакт в работе командира ко-
рабля и командира пятой боевой части дает
замечательные результаты. На линкоре не
знают поломок. Еще после выхола корабля
из ремонта ‘командир. категорически по-
требовал этого от команлования боевой
части. Тогда по инициативе командира ко-
рабля был созван актив пятой боевой ча-
сти, на котором капитан 1-го ранга поставил
четкие задачи по обеспечению безаварий-
ности, недопущению дымности, достижению
хорошего маневрирования при’ больших
ходах.

Неустанное внимание и забота об элек-
тромеханическом подразделении дали воз-

можность кораблю с большими успехами.

закончить год боевой подготовки.
Младший политрук С. ЛИВШИЦ.

репность и ловкость,

являются старшими из присутствующих

Отделенный командир т.  Заболотнов   куреантов. Необходимо, чтобы младшие
каждый день интересуется, как его подчи-   командиры использовали своих дублеров
ненные ‘выполняют домашние задания.   пе только для отдельных поручений (ко-
Старшина роты т; Войдер часто собирает   торые подчас сводятся х раздаче белья
младших командиров и`дает им указания   перед баней, назначению дежурного по
пе отдельным вопросам ‘воспитания кур-  аудитории), но и для воспитательной ра-

сантов, требуя пювседневного наблюдения
за поведением. своих подчиненных. Млат-
шие командиры часто приходят к коман-
диру ‘роты. т. Иванову, как к старщему
товарищу, получить у него совет: как оце-
нить поведение того или иного курсанта
по. дисциплинарной практике.
Когда в октябре командование одного
из факультетов произвело анализ дисцип-
линарной ‘практики, то’ оказалось, ‚что
младшие командиры в основном поощряют
за отличное несение дежурной службы; за

Gort,

В  Инженерно-строительном училище
прекрасно справляется с обязанностями
дублера командира отделения курсант 1-0
курса, орленоносец, участник боев против
белофиннов тов. Кавер. Пользуясь срек
товарищей большим авторитетом, он п
водит серьезную работу, помогая своему
командиру в воспитании курсантов, делясь
с ними своим боевым опытом.

Майор Д. ВНУКОВ.

ey

Встречный бой в темное время суток

Развитие современных технических
средств борьбы поставило в порядок дня
вопрос о ведении ночных сражений на м0-
ре, и в настоящее время изучением мето-
дов ведения боя в темное время суток за-
нять все флоты. Однако выработка такти-
ки ночного боя встречает большие затруд-
нения вследствие того, что каждый мор-
ской театр имеет свои специфические осо-
бенности, и опыта ведения ночных боев
военно-морская история знает очень мало.

Начиная с древнейших времен и до вто-
рой империалистической войны, морские
боевые операции, за малым исключением,
состояли из дневных сражений, которые
заканчивались с наступлением темноты,
Главные силы враждебных флотов неиз-
менно избегали открытых ночных дейст-
вий, и каких-либо заранее подробно. раз-
работанных планов никогда не было.

Имеются далеко не полные сведения ‚о
ночных действиях обеих эскатр в ночь по-
сле Ютландекого сражения. Как известно,
в Ютландеком бою темнота положила ко-
нец сражению между главными силами
противников. После Ютландского боя. ад-
мирал Джеллико заявил, что он является
противником ночного. сражения между
большими кораблями. Ночной бой, по его
мнению, может привести к катастрофе
вследствие наличия большого количества
миноносцев и трудности распознавания ко-
раблей.

Вопросы ночных столкновений между
большими военными кораблями и, тем бо-
лее, между крупными маневренными сое-
динениями освещены в иностранной прес-
се ‘довольно скудно. Тактика линейного
флота рисуется крайне однообразно, ибо
OH HO желает подвергать себя неизбеж-
ному рискухвязанному. © длительными
ночными столкновениями (внезапная
встреча, короткий, но мощный артидле-
рийский удар, возможность использования
торпедного оружия, быстрый отрыв после
атаки с постановкой короткой дымовой
завесы и т. д.).

В период мировой войны русский флот
тоже не придавал значения ночным встре-
чам и избегал их, проявляя полное равно-

душие ко всякого рода техническим усо-
вершенствованиям в этой области. Отрица-
тельное отношение к ночному бою приве-
л0 к тому, что над тактикой ночных дей-
ствий Никто Не задумывался, настоящих
проработанных и проверенных ‘опытом ин
струкций и наставлений создано He HELIO.

Следует констатировать, что как в вой-
не 1914—1918 гг., таки в отдельных бое-
вых столкновениях на море во второй`им-
периалистической войне тактика ‘в целом
и ночная. тактика в частности отставали
и отстают от возмюжностей, которые дава-
ла техника оружия, а также техника бое-
вого и оперативного управления; в неко-
торых же случаях они оказывались даже
позади. ранее достигнутых приемов и ме-
TOXOB.

Качественное и количественное преобла-
дание над противником еще не дает побе-
ды ночью. Мгновенное ‘и’ решительное ис-
пользование своего ‘оружия, ‘упреждение
могут подавить даже сильнейшего против-
ника. Таким образом, численность. корзб-
лей в ночных условиях тактически имеет
меньшее значение, чем днем. При этих
условиях старая тактака явно непригодна,
и активный, хотя бы и ‘более слабый,
противник приобретает сейчас . значитель-
ные шансы на успех.

Развитие химических средств борьбы,
допускающих постановку мощных дымовых
завее и искусственных туманов, позволя-
ет в л0б06 время создавать обстановку,
аналогичную ночной. Опьг второй импе-
риалистической войны показал стремление
во всех флотах к действию в темное вре-
мя суток; при этом флоты, уступающие в
силе вероятным противникам, стремятся
значительную часть поставленных задач
выгохнять именно ночью.
` Возможность осуществления внезапных
нападений в условиях современной войны
на море становится. делом вполне реаль-
ным. Реальность этого базируется на
свойствах новых средств борьбы на море:
авиации, торпедных ‘кораблей, подводных
лодок. Внезапность действий этих средств
борьбы особенно эффективна при применс-
нии их в темное время суток, в тумане,

днем — с применением мощных дымовых
завес.

Внезапность действует ошеломляюще. из
атакованного, и, пока он не приведет в
действие всей системы своей обороны, на-
падающий. уже может нанести ему суще-
ственные повреждения. Выгодность вне-
запных действий очевидна. Деморализация
команды при внезапной атаке, блеск про-
жекторов, ослепляющие. орудийные вепыш-
RH, Xa0C звуков и разрушения в. резуль-
тате боя на коротких дистанциях подры-
вают стойкость экипажа, корабля.

«На первый взгляд она, (ночная атака.—
(Ред.) рисуется нам как чрезвычайно дей-
ствительный прием, пбо.мы всегда, мыслим
себе обороняющегося застигнутым внезапно-
тью, &атакующего вполно подготовленным
Б тому, что. произойдет. Вакое неравенство!
Фантазия изображает на одной стороне
картину полного смятения, & на другой
представляет нападающего, занято лишь
тем, чтобы пожинать плоды успеха»
(Клаузевиц).

Условия видимости увеличивают шансы
на успех для надводных кораблей с тор-
педным вооружением, так как внезапность
имеет в. этом случае большое значение.
Но’ вместе с тем, чем меныше видимость,
тем труднее обнаружить свою цель, занять
удобную позицию для производства атаки,
и вместе с этим весьма трудно отличить
свои корабли от кораблей противника,

Внезапность ‘возникновения ночного боя
И его кратковременность пред’яваяют  060-
бенно высокие требования к боевой готов
ности корабля ночью. В случае столкно-
вения с. противником надо быть готовым
действовать оружием мгновенно. В. этом —
‘смысл борьбы за первый залп.

Однако все эти общие постановки при-
обретают конкретную практическую цен-
ность лишь тогда, когда на их фундамен-
те создается организация, вытекающая из
уеловий использования боевых средств.
Надо воемерно стремиться к сокращению
так называемых «мертвых промежутков»
от начала обнаружения “противника до
производетва первого залиа. Вне этой op-
танизации все стремления нанести против-

нику в ночном бою’ решительный удар рийского огня, в особенноети если атака

провалятся, как провалились в Ютланд-
ском бою и английские и немецкие ноч-
ные действия, основанные лишь на прин-

производится на кормовых курсовых уг-
лах противника, то в темное время суток
маневрирование для торпедной атаки бу-

ципах удара.

дет производиться вне видимости, & зна-

ного бол, поставил эскадренным минонос-
цам оборонительные задачи. Они пе `долх-
ны были искать противника, их Коман.
диры плохо знали обстановку, места сво-
их сил и сил противника, так как не бы-

Морские операции второй империали-   чит, и вне поражения артиллерийским ог-
стической войны показывают, что при   нем противника. Несмотря на то, что ар-
умелом использовании всех сил и средетв,   тиллерийский огонь на малых дистанциях
при четком их взаимодействии можно и   вполне действителен даже против сильно

ли информированы высшим  командова-
нием. При ночных столкновениях с ге.
манскими кораблями английские эскадрен-

меньшими силами добиться победы над   бронированных частей кораб

гораздо сильнейшим противником,—нало
только учесть обстановку, умело исполь-
зовать ее и своевременно открывать. огонь
по противнику. В этом залог победы.

Численность кораблей в ночном 6010
ниеет меньше значения, чем днем. В ноч-
нем бою совершенно не требуется соответ-
CTBHA сил и средств; активный, хотя бы
и слабый, противник в этом случае приой-
ретает больше шансов на успех. Круп-
нейшие флоты мир» стремились и стремят-
ся в настоящее время избежаль реши-
тельных действий ночью и в плохую ви-
димость. Мы знаем, что в Ютдандеком бою
адмиралы английского флота Джеллико и
Битти были против ночного боя главных
О
Адмирал. Джеллико в. своем донесении
сообщает: «Я сразу оставил мысль о
ночном бов между линейными кораблями,
боясь тяжелых последствий, которые мог-
ли бы произойти, во-первых, веледетвие
большого количества минных ‘кораблей, а
во-вторых, веледствие невозможности от-
личить свои. корабли от. кораблей против-
ника.

Кроме того, результат ночного боя
в современных условиях зависит в
значительной мере от чистого  слу-

чая». далее адмирал Битти доносит:
«...я не считал ни своевременным, ни
желательным сближаться с тлавными сн-
лами противника в ночное время...».

Боевые встречи в темное время суток
происходят в пределах дальности торпе-
ды, которая. может. быть ` ‘использована
сразу же, как только противник будет об-
наружен. Если днем торпедные корабли
(эскадренные миноносцы, миноносцы, тор-
педные катера), выходя в атаку на бы-
строходного противника
рабль, крейсер, авианосец),
себя длительному воздействию артилле-

(линейный, ко-  ли
подвергают   ночь после  Ютландекого боя.

ля, все же

энергия разрушения торпедных залповего
превосходит. Зали нескольких торпед —
BOT то оружие, которое» в. полной мере: co-
ответствует обстановке ночного боя.

Таким образом, обстановка боя в темное

время суток и в тумане наиболее благопри-
ятна для применения торпед. Поэтому на
торпедное оборудование для. ночного ‘боя’
должно быть обращено серьезное внима-
ние. Условия атаки при плохой видимо-
сти не дают возможности определить эле-
менты движения цели с достаточной точ-
ностью. Чтобы повысить вероятность по-
падания, необходимо расширить торпед-
ный сектор, увеличив число торпед в зал-
пе, ©. тастворением, обеспечивающим  по-
падание даже при больших ошибках в
определении элементов движения цели. На
коротких дистанциях ‘вероятность попада-
ния даже тремя и более торпедами’ доволь-
но велика, & при очень коротких дистан-
ЦИЯХ
одного-двух кабельтовых — легко попасть
всеми выпущенными торпедами. Поэтому
следует ожидать, что торпедные’ корабли
будут стремиться атаковать большие ко-
рабли противника на малых дистанциях,
тем более, что ночью подойти на такие
дистанции нетрудно.

обнаружения противника: около

Натлядные примеры этого дает Ютланх-

ский бой, когда эскадренные миноносцы
атаковали на весьма коротких дистанци-
ях. Отсюда для больших кораблей (линко-
ры,
встрече с кораблями противника важно
немедленно уводить свой траверз, в про-
тивном случае существует опасность по-

лучить в борт и артиллерийский и торпед-
ный залпьь.

крейсера, авианосцы и

др.) при

Полнейшую безынициативность прояви-
английские эскадренные миноносцы в

Адмирал

Джеллико, являющийся противником ноч-

ные миноносцы действовали нерешитель-
но, открывали огонь только после того,
Бак это делал противник. Такая обстанов-
Ka позволила германским главным силах
пересечь курс английского флота, буг-
вально прорываясь через строи флотилий
миноносцев. Как известно, колонна 1р-
манских линейных кораблей подходила с
кормы; к флотилиям английских эскадрен-
ных миноносцев. Нерешительность дей:
ствий англичан сказалась и в увлечении
артиллерийским огнем и совершенном заб
вепии торпедного оружия, Эскадренные
миноносцы часто вступали в артиллерий-
ское состязание с линейными силами про-
тивника, не используя торпед — наиболее
действительного оружия в ночном бою из
Боротких дистанциях.

Характёрная особенность боя в теме
время суток — та, что линейные корабли
с их дальнобойной артиллерией, сражаясь
на близких дистанциях, теряют некоторую
AOI своих боевых преимуществ. Тем са-
мым они дают“ возможность легким снлах
противника использовать свои торпеды,
Линейные корабли. должны в меру своих
возможностей ‘избегать риска ночных би»
в то время как легкие силы обязаны, нз-
оборот, в широкой степени ‚ стремиться
подойти на близкие дистанции для удара.

сем известно, что в ночь после Цусихы
адмирал Того выслал свои легкие силы,
чтобы развивать успех дневного боя, 10-
бивать поврежденные корабли, а сам с
главными о силами удалился от №
ста. боя. Уже тогда, в 1904—1905 г.
тактика ночного боя, & . именно — с трем
ление уводить главные силы от в03м05-
ной встречи с противником и использо:
пие торнедных сил—нашла свое подтверх-
дхение. Идея эта легла в основу бя 1

после Ютдандекого сражения 1916

Капитан 3-го ранга Г. РИГЕРМАН,

ca

a a

op ee ee Ue ee ee eae