‚ Как проводить
артиллерийские . стрельбы

В прошлом году артиллеристы накопили
большой опыт решения задач в сложных
условиях. Характерно, что результаты
стрельб стали лучше, чем когда они про-
водились в простых условиях. Большое ко-
личество стрельб проведено на тактических
учениях. `

Однако до сих пор имеются факты, когла
для стрельб создаются простейшие усло-
вия, погода выбирается наилучшая, види-
мость хорошая, море спокойное, позиция от-
носительно солнца удобная, хол стреляю-
mero корабля и цели — в пределах «нор-
мы» ит, д. Весной 1940 г. один из кораб-
лей Черноморского флота вышел в море
для проведения комендорской стрельбы и
отказался ее проводить из-за небольшой
качки. Только после настоятельных требо-
ваний она была проведена, и результаты
получились хорошие. На вопрос: «Почему
вы не хотите усложнять обстановку? »—
ответ обычно дается такой: «Действуем со-
гласно правилам и создаем такие условия,
которые обеспечили бы получение отлич-
ной оценки». Именно в погоне за высокой
оценкой иногда искусственно упрощалась
обстановка.

0 каких условиях на артиллерийских
стрельбах можно сейчас практически гово-
рить?

В боевой обстановке в большинстве слу-
чаев их придется проводить на контркур-
сах, когда будет большое боковое переме-
щение. В этих условиях, при использова-
нии старых приборов управления отнем,
было очень трудно и порой невозможно
управлять цбёликом. Теперь же на кораблях
есть приборы, которые вполне обеспечи-
вают ведение огня при резко меняющихся
элементах движения ‘цели. Однако иногда
стреляющие корабли не стремятся услож-
нить CBO® маневрирование. Вся «елож-
ность» ограничивается обычно поворотом
цели. В то же время доказано, что при хо-
рошей подготовке возможно проведение

На тактических учениях могут прово-
диться стрельбы и по береговым целям. По
невидимым береговым целям внезапно про-
водить стрельбы нельзя, так как требуется
соответствующая подготовка к ним. По ви-
димым же береговым целям вести внезап-
ный отонь можно и даже крайне нужно.

Опыт второй империалистической войны
показывает, что корабли в большинстве
случаев проводят стрельбы по видимым бе-
реговым целям на ходу. При аналогич-
ных учебных упражнениях надо показать
управляющему огнем, как действует. бое-
запас и как в этом случае оценивать знаки
и управлять стрельбой. Такие упражнения
надо ‘проводить как днем, так и ночью. Ма-
териальное обеспечение этих огневых за-
дач самое дешевое и простое: в том или
ином районе у среза воды следует устано-
вить’ специальные макеты; можно прово-‘
дить стрельбы по мысам, камиям, необи-
таемым островам и т. д.

Никаких трудностей не представляет так-
же проведение некоторого вида специаль-
ных стрельб (ПЛО, расстрел мин и т. п.).
Конечно, не обязательно, чтобы каждый ко-
рабль при ПЛО использовал фактический
боевой запас. Такое приказание можно дать
одному кораблю, в то время как друтие бу-
дут иметь наготове учебные стволики у ча--
сти орудий. Проведение упражнений из этих
стволиков не будет особенно отличаться от
боевых, и по результатам можно будет
вполне судить о качестве отработки орга-
низации ПЛО. Материальное обеспечение co-
стоит из вешек-перископов, которыми за-
брасываются определенные районы. Обна-
ружение. таких вешек дает право кораблю
немедленно открыть огонь, не запрашивая
разрешения флагмана, a только сообщая
ему в порядке соответствующих правил.
Стрельбы при ПЛО надо также проводить с
одновременным использованием глубинных
бомб, когда корабль ворочает на’ полводную
лодку; при выходе из строя рулевого уп-
равления, когда корабль вынужден управ-

Правильная

Канонерская лодка «Монгол» по темпам
и качеству зимнего судоремонта является
одним из передовых кораблей Амурской
нознаменной флотилии. Командир пя-
Toit й части инженер-капитан-лейте-
нант т. Федоров тщательно подготовилея к
ремонту. Младшие командиры умело орга-
низуют работу личного состава, краено-
флотцы работают с энтузиазмом,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

и.
ны ees
ах

Командир дивизиона живучести инженер-капитан-лейтенант А. Айзин отлично
организовал работу своих подчиненных. У ‘коммутатора — отличник бобвой и
политической подготовки краснофлотец А. Бычков. (Черноморский флот).

Фото Б, Шейнииа.

ремонтных работ

стрельбы с. большим успехом даже на цир-
куляции. ,

Черноморцы доказали, что можно стре-
лять и на качке. Старший лейтенант
т. Хулга недавно с успехом провел такую
стрельбу. Это не значит, конечно, что мож-
но вести огонь при любой качке: здесь
имеется известная норма.

Особенно важно проведение стрельб на
тактическом фоне во время учений. Артил-
леристам следует помнить, что на каждом
тактическом учении, как правило, будет
проводиться фактическое использование
оружия. Каждый корабль должен быть го-
тов к выполнению любой огневой задачи,
которая на него может быть возложена ко-
мандованием. День, час, место и условия
выполнения огневой задачи до кораблей не
следует доводить. Стрельба будет внезап-
ной, а это очень ценный элемент в боевой
подготовке. :

В том районе, где должен разыграться
TOT или‘иной эпизод ‘боя, где будет приме-
нено фактическое оружие, там необходимо
держать корабль-цель. В момент, когда это
подскажет тактическая обстановка, руко-
водитель учения дает сигнал, определяющий
начало движения. корабля-цели. указывает
ему курс движения: Когда корабли обнару-
жат «противника» и сообщат об этом, ру-
воводитель учения поднимает сигнал «уни-
чтожить цель» © позызными того корабля,
н& который это возлагается. С этого момен-
та стреляющий корабль и «противник»
должны маневрировать свободно, причем
буксирующий корабль обязан затруднить
велениз огня по цели, но маневрировать
так, чтобы не сорвать стрельбы. Для та-
ких огневых задач желательно увеличить
нормы отпуска боезапаса, чтобы управляю-
щий огнем мог прочувствовать период. по-
ражения. Г

особых навигационных условиях и т. д.

рые

в свежую погоду.

ны элементы внезапности.
Капитан 3-го ранга К. КОЗИН.

ляться машинами; при маневрировании в

Что касается расстрела плавающей мины,
то к решению этих огневых задач должен
быть готов каждый корабль, и проводить
их следует в любое время и в разную по-
году. Надо отбросить неправильный взгляд,
что это простая стрельба, не требующая
особой подготовки. Жизнь показывает, что
ее не так-то легко выполнять, особенно в
свежую погоду. когда корабль качает, &
мина скрывается в волнах. Материальное
обеспечение такого вида стрельб состоит
обычно из ящиков, выкрашенных в черный
цвет, или темных стеклянных шаров, кото-
разбрасываются в соответствующих
районах. Выполнение зачетных задач по
расстрелу мин лолжно проводиться только

При решении огневых задач необходимо
также учитывать особые условия данного
театра, которые могут встретиться в боевой
обстановке. Например, условия Северного
флота вызывают необходимость проведения
некоторого количества стрельб в свежую
погоду, при низкой температуре и снежных
зарядах, полярными ночами и т. д. При
стрельбах в условиях снежных зарядов и
полярных ночей большую роль будет играть
элемент времени, который в свою очередь
будет зависеть от правильного проведения
поиска, четкости в организации наблюде-
ния и от умения личного состава корабля
пустить в действие все наличное оружие в
наикратчайший срок. Такие же вопросы
стрельбы будут стоять перед кораблями на
тех театрах, где много дней подряд стоят
туманы, и в связи с этим особенно возмож-

без задержек.

день организованно начать ремонт.

порядок.

пятой боевой части.

краснофлотцев благодарность.

Тов. Федоров составил и сдал мастерским
ремонтную ведомость еще в августе. Это
позволило своевременно произвести каль-
‘куляцию работ, подготовить все необходи-
мое для ремонта. Как только корабль стал
на якорь, части механизмов были сразу же
сданы в мастерокие. На корабле в это вре-
мя начался ремонт мелких деталей. В ре-
зультате сборка машин шла непрерывно,

Так же четко организовано планирование
ремонта и на корабле. Командир боевой ча-
сти вместе с младшими командирами соста-
вляет недельный план, в котором перед
каждым отделением, соответственно числу
‘людей, ставится определенная задача. На
основе недельного плана составляется су-
точный. В нем указаны работа для каждого
краснофлотца и нормы времени. Этот план
накануне доводится до личного состава.
Младшие командиры тщательно инструкти-
руют бойцов, с вечера проверяют подготов-
ку рабочего места, чтобы на следующий

Работы на, корабле значительно ускори-
Тись потому, что весь инструмент был за-
ранее проверен и приведен в образцовый  `

Под руководством т, Федорова была про-
ведена, техническая конференция на тему
«Правила ремонта материальной части».
Вее младитие командиры электромеханиче-
ской части выступали с докладами о том,
как надо проводить ремонт и сберку меха-
низмов, как обращаться с деталями. Кон-
Фференция длилась два вечера. Она помогла
повысить техническую грамотность маши-
нистов, электриков и других специалистов

Четкое планирование ремонта и забота
о расширении специальных знаний лично-
то’ состава способствуют успешному выпол-
нению задач. Личный состав выполняет
дневные планы с болышим превышением.
Командир корабля и командир боевой ча-
сти об’явили ряду младших командиров и

Краснофлотец т. Веселов всегда выпол-
няет нормы на 150—200 проц. Недавно

{

организация

он предложил новый способ шабровки кла-
панов, в несколько раз ускоривший работу.

Котельные машинисты тт. Изотов, Суха-
нов, Морлясов, Льюиков и Кузнецов под
руководством младшего командира т. Сав-
ченко произвели наружную и внутреннюю
чистку котлов в рекордно короткий ©рок.
Выделяется своим умением организовать ра-
боту в отделении младший командир т. Дра-
чев. Хорошо зная производственные навы-
ки каждого из своих подчиненных, он так
распределяе  людей, ‘что каждый работает
наиболее продуктивно. К числу отличников
ремонта, работающих быстро‘и высококаче-
ственно, относятся младшие командиры
тт, Власенко,  Целик,  краснофлотцы
тт. Жмуров, Власов, Коряков, Московченко
и другие.

Чтобы обеспечить высокое качество ре-
монта; инженер-капитан-лейтенант т. Фе:
доров добился изучения младшими коман-
дирами всех норм допусков в зазорх при
сборке и установил строгий порядок прием-
ки ислолнечной работы. У краснофлотцев
своих отделений работу принимают млад-
шие командиры, у младших командиров —
старшина группы, у старшины — командир
боевой части.

В специальном журнале т, Федоров ве-
дет учет, кто какую работу выполнял. Ес-
ли в ходе летней кампании деталь окажет-
ся недостаточно хорошо отремонтированной,
то будет известно, кто в этом виновен,

Ремонт и’ разборка механизмов дают воз-
можность тнюизвести тщательный осмотр
деталей, оценить их техническое состояние
и уже теперь наметить основные работы,
которые потребуется сделать в будущем.
Тов: Федоров ведет подробные записи по
каждой детали. Таким образом, судоремонт-
ная ведомость.на 1941—1942 гг. рождает-
ся уже сейчас.

Следует отметить, что на корабле в ходе
судоремонта выявляется весьма существен-
ный недочет. Это -— слабая ` организация
рационализаторского движения, недостаточ-
ное внимание к тем людям, которые про-

являют новаторство и смекалку. Почему-то
установилось мнение, будто рационализа-
тором является лишь тот, кто вносит боль-
Moo, крупное предложение. В результате
многие рационализаторские мероприятия,
касающиеся организации труда, улучшения
инструмента и т. д., проводимыю в ходе

ремонта, не делаются общим достоянием.
Г. СОЛОДНОВ.

10 января 1941 г., № 8 (662)

Об эксплоатенмии
котельных устоновок

зачищать такие поверхност

—

в большинетве   запретить

так давно

Еще не

паросиловых установок военного корабля   прохода нефти мимо тангенциальных зан.
считали второстепенным. Судовые котлы   лов к выходному отверстию форсунки ру.
работали обычно, с высоким избытком воз-   пьмивающие штуцера должны впритиуху

духа (порядка 2—3 и

`  температуре уходящих газов 550—600° С.   исключить возможность заторания голому

горения   форсунок во время их действия, следу
приводил к тому, что около 30—35 проц.   ввести, как правило, и чистку
тепла уходило в дымовую трубу, & коэфи-  их через каждые И Ы, О ie Il.
циент полезного действия котла падал до   ручая это ТА . OABMRY
68—65 проц. Удельный расход топлива в   кораблях флота ее специ.
час и на милю хода возрастал при одно-   альные я ри ees ригады).
временном уменьшении района плавания   При чистке форсунок от наг Da И KOK¢4
корабля, следует употреблять же инстру.

Современный боевой корабль оборудован   мент или сделанный из красной меди, что-
силовой установкой мощностью в десятки  бы ‘не поцарапать шлифованные поверхно-
тысяч лошадиных сил, и поэтому даже. не-   сти, каналы и отверстия.
большое снижение расхода топлива на си- Для рационализации процесса торни
ло-час становится важным экономическим   („дьшое значение имеет воздухоподводяще»
и тактическим Фактором, устройство. Почему-то принято считать,

Сравнительно простыми средствами,
можно добиться значительного повышения
экономичности работы котлов. Для этого
нужно правильно отрегулировать работу
форсунок, рационализировать подвод возду-
ха в тонку и привести в культурное со-.
стояние все, топочное устройство.

Иногда борьбу за бездымность личный
состав котельной группы решает довольно
просто и грубо— воздействием на воздух без
серьезного анализа причин дымления. В од-
ном из вахтенных котельных журналов
было записано:` «Работает одна форсунка;
давление воздуха 150 мм водяного <тол-
ба» и дальше: «Работают 4 форсунки, дав-
ление воздуха 150 мм водяного столба».

Этот пример наглядно свидетельствует,
что котельные машинисты управляют дав-
лением воздуха без всякого расчета, и рабо-
тают с заведомо неправильным соотноше-
нием «топливо—воздух». Отеюда-—большая
тепловая потеря. Подписи командира груп-
пы и командира БЧ-5 узаконивают такой
метод управления, так как замечаний по  за повышение
этому поводу в журнале нет.

Такой нерациональный процесс

щие дверцы, воздушные короба и каналы

под ножниц, из-под молотка, с множествох
заусениц,  шероховатостей, — неровносй,
острых, незачищенных краев, с больших ко-
личеством ‘необработанных выступающих
частей. Строители и эксплоатационники 33-
бывают, что все воздухоподводящее устро-
ство котла представляет собой обтекаемую
аэродинамическую систему, которая при
современных больших скоростях входа воз-
духа (30—40 м/сек.) требует к себе куль-
турного и технически грамотного отнопе-
ния. Между тем иногда приходится сталкя-
ваться со случаями игнорирования элемен-
тарных законов аэродинамики, веледетвие
чего сопротивление фронта котла с возду-
хоподводящим ‘устройством  погдощает jo
50—60 проц. всей энергии, развиваемой
вентилятором,

Необходимо повести решительную борьбу
культуры изготовления я
эксплоатации воздухоподводящих устройств,

Понятно, что так управлять котлом   регистров и воздушных коробов. Проекти-
нельзя. Необходимо, не снижая требований   ровать эти устройства нужно на базе экс-
к борьбе за бездымность, добиться рацио-   периментальной аэродинамики и законо»
нальной работы котла при малых избыт-   динамического подобия. Следует усилить
ках воздуха и бездымном горении. исследовательскую работу по созданию ко-

Часто дымность вызывается плохой ра-   Тельного фронта минимального гидравличе-

ского сопрогивления. Еще в 1936 году в

то унок. Поч они плохо рабо-

Hono, О eee потому pean некоторых странах имелись тщательно 33-
* ‚

где недостаточно тщательно изготовляют   С6ЕРеченные воздухоподводящие устройства

форсунки и не обеспечивают культурного   АЛЯ судовых котлов треугольного типа в
ухода за ними во время работы. Мало вни-   ОЧень малым гидравлическим сопротивле-

мания уделяют отделке распыливающих   НИМ.
штуцеров с тангенциальными каналами и В первую очередь необходима тщатель-
наблюдению з& их состоянием. Эти штуцера   ная, чистая и культурная сборка форсу-
зачастую недостаточно плотно прилегают К   ночных регистров, без вмятин, заусениц,
своему гнезду в головке pe an ay без следов молотка и ножниц, без лишних
нусе прилегания штуцера
царапины и неровности; тангенциальные НЯ Да и: р
каналы шероховатые; выходные отверстия
форсунок неправильной формы, различных   ДоГо котла следует установить правильное
размеров и в цафапинах. .. соотношение Е ed 2
При таких форсунках о получить   ЛИЧНОГО числа д :
а ИЕ Anita Эти данные нужно свести в таблицу, удоб-
ную для использования в работе.
ком воздуха. Необходимо помнить, что да-
вление нефти, развиваемое насосом, долж- Тотда можно будет существенно снизить
но быть в максимальной мере использовано   МОЩНОСТЬ котельного вентилятора. Воздух
для производства распыливания. При пло-  ® Воздухонаправляющим каналам без лиш-
хой сборке и нечистой обработке внутрен-   НИХ гидравлических потерь будет а
них поверхностей форсуночных головок и  8 ТОКУ котла, где, перемешавиись с хоро-
распыливающих штуцеров это давление ча-   №® Распыленным топливом, создаст благо-
сто расходуется бесполезно на преодоление   ПРИЯТНЫе условия для бездымного горения.
вредных гидравлических сопротивлений в Тогда отпадет необходимость в большом из-
форсунке; на создание вихрей, на удары и бытке воздуха. Вследствие уменьшения
т. д. При этом на полезную работу распы-   ТАТЛовых потерь и расхода энергии на вен-
ливания остаются ничтожные доли энергии,   ТАЛЯТОр возрастет коэфициент полезного
развиваемой нефтяным. насосом, Необходимо   ХЕЙСТВиЯ котла.
резко усилить внимание к этому важному Стендовые испытания опытного котла
вепомогательному механизму парового   Показали,’ что при помощи несложного
РЕ улучшения форсунок и воздухопроводящего
Головки форсунок, распыливающие шту-   Устройства давление воздуха в котельной
цера, тантенциальные каналы и выходные   удалось снизить. Нагрузка котла осталась
отверстия нужно изготовлять по калибру,   прежней. :
по высшему классу точности. Эти детали

должны иметь абсолютно чистые шлифо-
ванные поверхности. Надо категорически

Инженер-капитан 1-го ранга
М. БЕЛЯВСНИЙ.

Действия. линкоров на

Германская газета «Берлинер Берзен
Цейтунг» поместила статью морского’ 0бо-
зревателя Крузе о значении и роли лин-
коров в операциях на таком ограниченном
театре, как. Средиземное море. Статья, не-
смотря на некоторую тенденциозность в
освещении отдельных операций, предста-`
вляет интерес, выражая точку зрения на
использование этого класса кораблей на
ограниченном морском театре. Приводим
перевод этой статьи.

+ * *

«Со времени усиленного развития авиа-
ции и средств так называемой малой войны
Средиземное море считается классическим
образцом военного театра, к которому при-
менииы современные принципы ведения
морских операций ‘на ограниченном про-
странстве. Это мнение получило довольно
прочное признание и легло в основу вы-
сказываний ведущих английских военных
писателей. Лиддель Гарт, Кресвелл, Грин-
фелл, Роуэн Робинсон точно так же, как
и менее крупных, но популярные писатели
вроде Рассела, Байуотера, Элвардеа и дру-
тие, — все они более или менее едино-

душно считали, что, в сслучае войны
ee) Средиземном море англичанам, воз-
можно, придется покинуть это исклю-

чительно важное для Британской империи
водное пространство из-за нажима неприя-
тельской авиации. После абиссинского кри-
зиса 1935 г. отказ от Мальты в качестве
опорного пункта британского флота считал-
ся неизбежным. И в самом деле, географи-
ческие условия на Средиземном море при
наличии мощной итальянской авиации и
ее баз позволяли предполагать, что среди-
земноморский театр уже не может больше
служить ареной борьбы консервативных
флотов, состоящих главным образом из ли-
нейных сил.

Огромное продольное расстояние Среди-
земного моря — от Гибралтара до Алексан-
дрии 3.500 километров — позволяет счи-
тать это закрытое водное пространство,
особенно в сравнении с Балтийским и Се-
верным морями, театром большого протя-
жения, пересечь которое самолету довольно
трудно. Многочисленные подступы к срав-
нительно узким проливам, на фланге кото-
рых расположены оборудованные базы, тео-

о
‚Ло страницам

зарубежной печати
©

ретически, однако, делают это море почти
полностью подконтрольным авиации.
Сицилийский пролив, делящий Среди-
земное море на два больших бассейна, ме-
жду Тунисом и Сицилией имеет ширину
около 150 километров, что соответствует

расстоянию между Зеебрюгге и Гарвичем..

Итальянская морская база Кальяри в
Южной Сардинии отстоит от противополож-
ного берега всего на, 230 ‘километров.
В восточном бассейне моря расстояние от
самой южной итальянской воздушной базы
Ha острове ’Скарпанто в Додеканезской
труппе ‘до египетского берега в районе
Мерса-Матрух не превышает 450 кило-
метров.

Глубина проникновения, в море совре-
менной оперативной авиации составляет
примерно 500 километров; внутри этой
зоны возможен регулярный контроль при
помощи воздушной разведки, Таким обра-
зом, в Средиземном ‘море есть только два
сравнительно узко ограниченных простран-
ства, которые нельзя рассматривать как
находящиеся в зоне влияния оперативной
авиации. Здесь наблюдение и нападение до-
ступно лишь морским самолетам с большим
раднусом действия. Это — район выхода из
Средиземного моря к западу от Балеарских
островов и египетско-палестинский бассейн
У восточного выхода. Даже наибольший по
своему протяжению бабсейн Ионического
моря и расположенный южнее него район
перекрывается авиацией, действующей с
итальянских опорных пунктов. Тем не ме-
нее итальянское командование, несмотря на
наличие мощной авиации, не ограничило
свои стратегические расчеты в Средизем-
ном море одной лишь авиацией и малыми
силами флота; оно решило восстановить
свой линейный флот, модернизировало 4 ко-
рабля типа «Кавур» и заложило новые ли-
нейные корабли, построенные с учетом со-
временной воздушной утрозы.

ограниченном театре

Вступление Италии в`войну на стороне
Германии фактически создало то положе-
ние, которое имели в виду итальянцы,
возобновив строительство линкоров. Линей-
ные силы противника находились в Среди-
земном море. Но из-за интенсивной дея-
тельности германского флота и прежде
всего благодаря наличию тяжелых кораб-
лей, угрожавших английским коммуника-
циям и заставлявших противника держать
в Атлантическом ‘океане линейные силы,
нажим неприятельских линкоров в Среди-
земном морё был не очень силен; это по-
зволило итальянскому флоту при помощи
авиации поддерживать коммуникации с
Ливией. ;

Вначале итальянские позиции казались
не совсем благоприятными из-за наличия
неприятельских воздушных и морских бое-
вых сил, действующих из французских баз;
поражение Франции в дальнейшем нейтра-
лизовало это положение. В задачи итальян-
ских боевых сил входили охранение непри-
косновенности побережья метрополии про-
тяжением в 8.500 километров и переброска
подкреплений в Ливию; но и англичане,
направив большую часть своего судоход-
ства вокруг Африки, не отказались от охра-
ны при помощи всех своих боевых сил
важнейших коммуникаций, имеющих жиз-
ненное значение для позиций в восточном
бассейне моря. i

Таким образом, центральные линии ком-
муникаций обоих противников неизбежно
пересекались. Стремление обеих сторон под-
держивать движение на скрещивающихея
путях привело к боям, центр тяжести ко-
торых, несмотря на активное участие
итальянской авиации, определялся линей-
ными кораблями обеих сторон и’ притом в
степени, казавшейся дотоле невероятной.
Для теоретиков, предсказывавших будущий
ход событий на основе законов ведения
войны на ограниченном морском театре,
этот факт явился наибольшей неожиданно-
сетью в морских операциях на Средиземном
море в 1940 г.

9 июля произошла первая крупная
встреча итальянских и английских линко-
ров в Средиземном море. Два модернизиро-
ванных итальянских линкора, 14 крейсеров
и 26 эсминцев столкнулись с вышедшей. из
Александрии английской эскадрой в составе

трех линкоров, четырех крейсеров, двенад-
Цати эсминцев и авианосца. Одновременно
в районе Минорки была обнаружена другая
эскадра, примерно в таком же составе, вы-
шедшая из Гибралтара и державшая куре
в Лигурийское море.

В начале июля оба новых итальянских
линкора еще ‘не были в полной боевой го-
товности и не могли участвовать в `воен-
ных операциях; поэтому концентрическое
продвижение обеих английских эскадр. гро-
зило созданием опасной обстановки. Однако
действия итальянских военно-морских сил
и авиации заставили англичан. отказаться
от своих намерений. На следующий день
итальянская дальняя воздушная разведка
предприняла попытку установить место-
нахождение  гибралтарской эскадры, но
неудачно. Это лишний раз доказывает, на-
сколько трудна такая задача даже в море,
где почти всегда господствуют благоприят-
ные для авиации метеорологические усло-
вия. Зато александрийская эскадра была на
следующий день обнаружена у Мальты;
как оказалось, она провела ценный конвой
через Сицилийский пролив. В последующие
недели и месяцы можно было неоднократно
наблюдать передвижения боевых эскадр из
Гибралтара и Александрии для эскортиро-
вания особенно важных конвоев.

0 том, как производились подобного рода
эскортные операции, можно ‘показать на
таком примере. 10 пароходов вышли из
антлийского опорного пункта с более сла-
бым тыловым обеспечением из двух крей-
серов и двух эсминцев, причем крейсера
служили защитой против итальянских
эсминцев. При входе в наиболее опасную
зону, т. е. либо при прохождении мимо
Крита, либо возле Сардинии, конвой полу-
чил гораздо более сильное обеспечение, с0-
стоящее из 2—3 линкоров, одного авна-
носца, нескольких крейсеров и около дю-
жины эсминцев. Итальянцам не раз уда-
валось наносить повреждения отдельным
кораблям, прикрывавшим конвой, но они
не могли полностью воспрепятствовать про-
тивнику пользоваться этим путем, хотя
олнажды было даже установлено точно вре-
мя, когда в порту Ла-Валетта на Мальте
для пополнения горючим сконцентрированы
были линкоры, крейсера и эсминцы.

Еще значительнее тот факт, что важные
итальянские конвои, следовавшие в Три-
поли, Бенгази и Тобрук, проходили бес-
препятственно опасную зону под эскортом

тяжелых итальянских военных кораблей.   типа «Сидней». В процессе итальянских
Близкое обеспечение этих конвоев так же,   операций против Греции англичанам удз-
как и у англичан, было поручено легким   лось захватить бухту Суда на о. Крит;
надводным силам, Существенно облегчала   здесь они получили опорный пункт для тя-
задачу воздушная разведка из баз Сици-  желых и легких боевых сил, Тем самых
лии, Додеканезов и Ливии, в то время как преимущество позиций итальянцев. снизи-
противник в центральной части моря за-   лось, ограничились значение и боевая цен-
Ц
висел главным образом от авианосцев и   ность опорных пунктов на Додеканезах я
корабельной авиации. создана была предпосылка для нападения
Приблизительно 27—29 июля итальян-   на Таранто.
ские воздушные силы из Ливии и из Эгей-  Английский налет на Таранто. был пз-
ского моря атаковали боевые соединения   Правлен против той части итальянских
англичан севернее. Мерса-Матрух, западнее   Вооруженных сил, которая с наибольшей
и южнее Крита. Зарегистрированы были не-   действительностью мешала осуществлению
Е ee и пожар на одном авиа- еле противника, т, е. против линкоров.
носце. оатем были атакованы конвои, а  Английскую морскую авиацию, совершив
1 августа английская эскадра снова под-  Шую налет на Таранто с авианосцев, п
верглась бомбардировке южнее острова   способу проведения этой операции, следует
Майорка. Однако к тому времени уже вы-   Рассматривать к к  рабочий орган морской
яснилось, что движение итальянских лин-  мощи и линейного корабля. в частности,
коров гораздо больше влияет на английские   Для обеспечения авианосцев в Ионическо
операции в Средиземном море, чем дей-  море проникли английские линкоры, крей-
ствия авиации. Отсутствие линкоров в за-   сера и эсминцы. Знаменателен сам по се
падной части Тирренского моря настолько   TOT Факт, что осуществление Удара против
ободрило англичан, что они попытались при   ‘Ядра итальянского Флота ‚было поручено
помощи hee ee авианосца атаковать   авиации и что англичане отказались 01
воздушную базу Кальяри в южной Сар- сражения линкоров против линкоров, Ha-
AHHH.   рушив принципы Нельсона. При этом был
Дзя прикрытия конвоев, следовавших из   повреждены три итальянских линкора, п
восточного бассейна Средиземного моря в] 1их дВа-—легко и, ках сообщало итальяи
Грецию, 31 августа в море находилось   `К0е Командование, один-—серьезно. Мель-
английское боевое соединение; в то же   ШеМУ риску соответствовал и боле слабый
время соединение английских кораблей из   УСПеХ. То обстоятельство, что Германия
Гибралтара оперировало У берегов Сарди- тому времени усилила свой линейный флот,
нии. Чтобы остаться хозяином положения, нае англичанам использовать 21
NTAXBABCROS -MODERIE командование решило Mean Ta phe
линкоры наготов 4 B едиземн
этих передвижений, т Г aia и море, как ни странно это может и
лось от атаки боевой эскадры англичан.   Пежиим поборникам авиации в морской
следовавшей из Александрии. 18 conratpa pees подтвердила значимость линк
eee о соединение — обстреляло и ао тов при i
- ‚ Отражение при помощи ‚я. Ho все же выясни-
бомбардировщиков оказалось невозможным, о операции обеих сторон в основ
и и располагали эска-   НЫ сх bi
: ителей, лей ННЫМ A30M pelllat
нескольких авианосцев. И взаимоположение обоих ранки, an
В ноч : не исключает, конечно, возможности, ч®
И hort 12 октября итальянские ми-   на будущих этапах войны на’ таких отр
носцы вошли в соприкосновение с ангдий- ничен meee
скими, кораблями, в том чи них театрах приобретут больное 31.
Kpelicepou: wa ree бан tae сле с одним   чение другие элементы ведения войны, 6+
хом и притом без всяких от Che а [и оответствующие условиям Средизвии»
подобные же операции ОВ В Tite abe означенного главным образ
J для. воздушных опера
c 2 ЦИИ.
В haba атако-   Таким образом, Ааа несколь-
Е ре конвой,   к ace
 шедшгий под’ прикрытием крейсеров. Оче’ HO лет назад не совсем понятный повори

mre -   Италии к линейны
видно, при этом был поврежден крейсер! ностью оправдан». Е

Xv

fe

или напильником. Во избежань Л
иностранных флотов вопрос экономичности шкуркой Hy Я

po

даже выше) при   прилегать к своим гнездам. Для того, чин J

р

в
т

в
п
и
p
Ih
п

я

=
— <> =.

o mi ао

что форсуночные регистры, воздухоподводя. \1

могут быть изготовлены грубо, прямо к. ™

ы

=> ыы 2 - By wana Ss + 2 mew Os a. ah hea eh Ob ee, — ТА

> GA ty ho be he

Н
a

woo 7 iy 2 „5 в 5

м м чм в ь

зы

Н

—

В