‚ первым опытом?

известно, получил задание вечером, а уже

— 10 января 1941 г., № 8

_-

показательные

Тектор Управления политической пропа-
тавды старший политрук т. Денщиков по-
дучил задание — провести показательное
политзанятие в группе младших команди-
ров, На другой день слушатели собрались
в назначенное время. Удобно разместились.
У каждого тетрадь и карандаш, 0б’явленная
форма одежды соблюдена вееми.

Предполагалось, что на занятии будут
ва политгрупповода, но один из них не-
ожиданно ушел в море. Присутствовал
только руководитель этой группы т. Каба-
HOB.

(тарший политрук т. Денщиков осно-

зательно подготовилея к первому в своей
практике показательному занятию. Он ме-
тодически правильно ставил перед аудито-
рией основные вопросы, глубоко’ раз’яснял
yx, хорошо использовал карту и плакаты.
Пропагандиет удачно приводил цитаты из
трухов В. И. Ленина и товарища Сталина,
зачитывал яркие места из художественной
литературы. Правда, пропагандист иногда
забывал ставить контрольные ‘вопросы, и
тома его рассказ незаметно переходил в
лекцию. И еще второй минус — т. Денщи-
ков забыл указать дополнительные мате-
риалы по теме.

На первый взгляд казалось, что занятие
прошло интересно, содержательно, т. е.
действительно явилось показательным.

— Ну, как ваше мнение? — спросил
старший политрук у групповода т. Каба-
нова.

И, к емо удивлению, тот ответил:

— Да так, ничего особенного.

Каков все же впечатление осталось у
трупповода от показательного занятия?

— Мне думается, — сказал т. Каба-
H0B,— Что оно мало поучительно.

Тов. Кабанов неправильно считает, что
если пропагандист, пришедший в группу,
обладает большими знаниями, нежели по-
стоянный групповод, то последний теряет
у слушателей авторитет. По его мнению,
лучше всего практиковать показательные
занятия не для слушателей, а для группо-
водов и затем совместно обсуждать методы
пропагандиста, обмениваться опытом, при-
обретенными навыками.

Уловлетворен ли сам пропагандист своим

— Я шел на это занятие; — говорит
т. Денщиков,— как слепой.

Почему же так получилось, что полит-
труповод и опытный пропагандист оста-
юь неудовлетворенными показательным
занятием?

Всякое показательное занятие должно
учить групповодов, как надо методически и
на высоком идейном уровне вести рассказ,
организовать итоговую беседу, руководить
самостоятельной подготовкой краснофлотцев
и младших командиров. А для этого прежде
всего надо изучить практику работы‘ и
уровень знаний слушателей группы и ее
руководителя. ‚

Старший политрук т.

Денщиков, как

Так ли надо проводить

(662)

политзанятия?

утром он проводил показательное занятие.
Естественно, что за такой короткий. срок
он не мог успеть ознакомиться” в круго-
зором слушателей, узнать слабые и силь-
ные стороны в работе политгрупповода.

Сами слушатели ничего показательного
в этом занятии He увидели. Помощник
групповода т. Иванов отметил, что некото-
рые занятия в этой группе, проводимые
т. Кабановым, были даже выше по каче-
ству. у

В этот же день на другом корабле полит-
рук т. Макаров проводил показательное
занятие в группе по ‘истории народов
СССР. Все недочеты, имевшие место в пер-
вом случае, повторились и здесь. Разница
была лишь в следующем. Политгруппово-
дом в этой группе является молодой кра-
снофлотец Онищенко, еще недостаточно
опытный пропагандист. № этому занятию
т. Онищенко не подготовился. И только по
этой причине и решили на корабле прове-
сти показательное политзанятие.

Трудно сказать, что Управление полити-
ческой пропаганды руководит показатель-
ными занятиями. Инструктору по пропа-
ганде т. Кутовому не было даже известно,
что старший политрук т. Денщиков прово-
дит в этот день занятия.

— Если бы я знал об этом, — говорит
т. Вутовой,— то я Денщикова не послал
бы в группу Кабанова, который, кстати
сказать, имеет восьмилетний опыт по ру-
ководству политической учебой. Я напра-
вил бы его к молодому групповоду, обеспе-
чил бы присутствие других руководителей
групи...

Прошел месяц, как начался новый учеб-
ный год политзанятий. Сотни младших
командиров и краснофлотцев, отличников
учебы, выдвинуты на пропагаздистекую
работу. Но им нехватает опыта, навыков,
нужна живая, практическая учеба;

Показательное политзанятие, как одна
из конкретных форм этой учебы, могло бы
значительно обогатить знания молодых
пропагандистов: Однако к этому ‘серьезному
делу порой относятся безответственно. Не
все руководящие работники правильно по-
нимают, как нужно организовать и прово-
дить политзанятие.

Работник ‘Управления’ политической
пропаганды старший политрук т. Орлов
считает, что показательные занятия надо

проводить в’ хорошо изученной группе, в
присутствии групповода и его помощника.
Он убежден, что такие занятия следует
организовывать не в обычные часы полит-
занятий, а в другое время, чтобы на них
присутствовало большинство политгруппо-
водов, затем устраивать коллективное 0б-
суждение и т. д. Это мнение поддерживают
и другие политработники.

Во всяком случае, формой и методикой
показательного политзанятия в Управле-
нии. политической пропаганды Северного
флота по-настоящему не занимались. Про-
веденные же занятия отнюдь нельзя счи-
тать показательными;

Старший попитрук А. ПЕТРОВ.

РУКОВОДСТВО...

Ovens редко бывают в подразделениях

“ инструкторы. отдела политической пропа-  .

zit

; вать русским посылать подкрепления Ha

танды. С нетерпением ждут их приезда
партийные и политические работники. У
них накапливается много вопросов, кото-
рые трудно разрешить без помощи ин-
структора. И вот, наконец, появляется ра-
ботник отдела и начинается спешка.
Рольше одного—двух часов инструкторы
обычно но задерживаются в подразделе-
нии. А что можно успеть за это время?
Собрать несколько фактов для докладной—
не больше! :

Политработники на местах так отзыва-
ются 06 этих скоропалительных наездах:
«Гости приехали! Опять нашумят и уе-
дут, з помощи никакой». В нашем подраз-
делении за весь прошлый год работник
отдела сделал... один доклад по междуна-
фодному положению; один раз на полит-
занятиях в группе т. Остапенко присут-
ствовал представитель отдела.

Белтийская кампания 1854 гола“

Первым по времени враждебным воору-
женным выступлением союзников против
России было появление британского ‘и
французского флотов в Балтийском море,
‹опровождавшееся нападением на русские
суда, взятием и разрушением Бомарзунда,
бомбардировкой города Або и других пунк-
тов на побережье Финского залива.

Нужно с самого начала сказать, что на-
нести сокрушающий удар по столице Рос-
сии союзники не только не попытались ‘в
те месяцы (‹ марта по октябрь 1854 г.),
когда они’ пребывали в Балтийском море,
но не имели вовсе этого и в виду.

Следовательно, действия в Балтийском
море летом 1854 г. должны были лишь
держать в тревоге столицу и препятство-

Дунай, а затем и в Крым. Второй‘ целью
было сорвать шведский нейтралитет и за-
ставить Швецию примкнуть к союзникам.

Собственно, главной; наиболее реальной
обороной с русской стороны: была громах-
ная (по тогдашним масштабам) сухопут-
ная армия,

Что касается русского балтийского фло-
та, то в адмиралтействе считалось невоз-
можным выйти в море и ‚разбить англи-
чан. Но отстоятья за. кронштадтскими
укреплениями надеялись твердо.

Среди матросов  подавленности духа
не замечалось, но близкая опасность очень
чувствовалась уже с февраля. Моряки-
офицеры не считали ни флот, ни обе мор-
ские крепости вполне готовыми к встрече
врага.

Победить английский флот в Балтийскох
море не надеялись, но гнали от себя
мысль не только о сдаче (о ‘чем © гневом
уже наперед заявляли, как о совсем немы-
слимом исходе), а даже и 0 том, чтобы
запереться в Кронштадте. Некоторых Ув-
лекала мысль — выйти в море и, погибая,
все же успеть взорвать и потопить хоть
часть неприятельской эскадры.

Какова была относительная боевая цен-
ность ‘этого русского флота?

В конце июля 1856 г., очень скоро по-

* Из подготовленного к печати исследо-
вания «Крымская война». — :

ПО ТЕЛЕФОНУ

Но, возможно, инструкторы лично за-
нимаются агитационно - пропагандистской
работой? И этого, к сожалению, нет.

Старший инструктор отдела т. Прошен-
ков в 0собых случаях, например, во вре-
мя отчетно-выборных кампаний, бывает на
партийных и комсомольских. собраниях. Ho
и то не всегда. Намечалось oTYeTHO-BEI-
борное партийное собрание ввиду ухода в
долгосрочный отпуск секретаря бюро
т. Карманова. В отделе политической про-
паганды обещали, что на собрании будет
присутствовать инструктор. Собрались все
коммунисты, & из отдела так никто и не
прибыл.

Как отдел политической пропаганды ру-
ководит партийно-политической работой в
подразделении? Работники отдела нашли
оригинальный способ: руководить но... Te-
лефону. Так и руководят. Сидят днями в
своих кабинетах за ‘телефонным аппара-
том. Т. РЫБАЛЬЧЕНКО.

>

Академик Е. В. Тарле

сле заключения ‘мира, сэр Чарльз Непир
посетил с разрешения русского правитель-
ства Петербург и Кронштадт. Его прини-
мали очень любезно, возили по всем крон-
штадтскии  укреплениям, = показывали
флот ит. д., и он писал потом, что окон-
чательно удостоверилея в несокрушимой
силе этих укреплений и. невозможности

взять Кронштадт. Но между ним и гене-

рал-адмиралом русского флота великим
князем Константином‘ Николаевичем прои-
зошел тогда же разговор, который Непир
дословно изложил в письме к лорду Паль-
мерстону, писанном поздней осенью того
же 1856 г. (29 октября).

В этом разговоре интересны два пасса-
жа. Константин вполне признавал почти
абсолютную для. Чепира невозможность с

‚успехом. напасть на укрепления Кронштад-

та, но только хопускал одно исключение:
он не ‘понимал, почему Непир не напал на
северную сторону Кронштадта. «Но когда
я (пииет Непир) сказал ему, что у меня
не было средств’ сделать это, что у меня не
было ни канонерских лодок, ни судов с
мортирами и © конгревовыми ракетами, —
ло он ‘перестал удивляться».

Второй пассаж этого очень интересного
с иоторической точки
двух противников относится к не менее
важному вопросу. «Я спросил его высоче-
ство, — пишет Непир, — позволит ли он
мне говорить с ним напрямик. Он согла-
сился. Тогла я сказал ему, что если бы
он встретился со мной у Киля co всем
своим флотом, то у нас была такая пло-
хая и плохо дисциплинированная команда,
что я не знаю, каковы были бы послед-
ствия. Он (Константин) ответил, что он
узнал о нашем состоянии слишком поздно,
и прибавил... «Если бы у меня были вин-
товые пароходы, я бы имел честь с вами
встретиться». Этот разговор происходил
уже после личного ознакомления Непира с
кронштадтским флотом. :

зрения разговора’

Коммунист т. Подгорный невнимательно
нес ходовую вахту и за это получил дис-
циплинарное взыскание от командира
боевой части. Молодой командир отделения
коммунист т. Перечинщиков не побеседо-
вал с бойцом, нарушившим дисциплину.
Когда секретарь парторганизации спросил,
почему он этого не сделал, т. Перечинщи-
ков удивленно ответил:

— 0 чем я буду с ним говорить? Ведь
он коммунист и сам должен вее понималь.

Тов. Перечинщиков, отличник боевой и
политической подготовки, выдвинутый на
должность младшего командира, не имел
навыков воспитания личного состава. Он
нуждался в поддержке. И секретарь решил
оказать ему помощь.

Секретарь` парторганизации корабля
т. Попов — тоже младший командир. Его
отделение — лучшее на корабле. Беседуя
© т. Перечинщиковым, секретарь пореко-
мендовал ему присмотреться к работе от-
личника Военно-Морского Флота командира
отделения маттинистов т. Умарова, отли-
чающегося хорошим знанием бойцов, чет-
костью в работе, требовательностью к се-
бе и подчиненным. Секретарь попросил
коммуниста т. Умарова помочь т. Перечин-
щикову. С тех пор. между младшими
командирами установилась дружба.

Тов. Попов часто беседовал с коммуни-
стами из отделения Перечинщикова —
тт. Бурцевым, Павловым и Подгорным,
требовал от них примерности, инициати-
вы и помощи командиру отхеления. Через
несколько месяцев отделение машинистов
стало одним из’ переховых.

Много заботы проявляет т. Попов 0
воспитании требовательности у младших
командиров. Оп часто бывает среди бойцов
и младших командиров, постоянно помо-
гает советом; учит на ошибках.

Командир котельного отделения комсомо-
лец т. Ахмедов недостаточно четко и тре-
бовательно отдавал приказания. В отделе-
нии стала ослабевать дисциплина. Однаж-
ды во время чистки котла он сказал крас-
нофлотцу т. Хазатерову:

— Надо’ полезть в коллектор котла и
счистить натал.

Слова командира отделения звучали не
как приказание, & как просьба. Видя, что
т. Хазатеров мнется, т; Ахмедов, недолго
думая, заявил:

— Ну, ладно, тогда я сам полезу и
вычищу.

06 этом случае т. Попов доложил коман-
диру корабля. На другой день созвали со-

‘a
-

23 февраля 1854 г. первый лорд ахми-
ралтейства Джемс Грэхэм сообщил адми-
ралу Чарльзу Непиру, что кабинет сделал
его главнокомандующим английскими мор-
скими силами, предназначенными ‚действо-
вать в Балтийском море против русских.
Спустя несколько дней, 7 марта, в одном
из самых значительных политических
клубов Лондона («Клуб реформы») Непиру
был дан торжественный прощальный бан-
кет в присутствии лордов адмиралтейства,
некоторых министров, представителей дво-
‘ра и аристократии. Говорились речи, при-
чем в одной из них содержалось утверж-
дение, что сэр Чарльз с помощью божьей
через три недели возьмет Петербург. В
газетах и в позднейшей полемике эта фра-
за передавалась в нескольких вариантах:
не возьмет Петербург, а будет только бом-
бардировать; не будет бомбардировать, a
только прорвется и т. д.

11 марта 1854 г. Чарльз Непир вышел
с эскадрой в море.

Эскадра была сильна артиллерией, суда
были большей частью в прекрасном состо-
янии, но экипажем Непир был очень недо-
волен и находил, что набирали для него
команды: кое-как, наскоро, отдав лучший
людской состав, наиболее обученных и за-
каленных моряков, ‘адмиралу Дондасу,
командиру флота, который должен был
действовать в Средиземном и затем в Чер-
ном морях. Чарльз Непир был недоволен и
тем, что ему дали необученных артиллери-
стов, ‘и Уже наперед был убежден, что
русские артиллеристы «гораздо лучше»
обучены и лучше стреляют, чем его соб-
ственные, и повторяет это и после войны.
Спустя некоторое время, Непиру подослали
подкрепления, и число боевых судов в его
эскадре возросло.

Первой своей задачей Непир поставил
воспрепятствовать возможной попытке
русских, разбив лед, отвести наилучшие
суда из Кронштадта в Свеаборг, где. эти
суда «были бы в совершенной безопасно-
сти». (Взятыю, в кавычки слова принад-
лежат не названному по фамилии тайно-
му осведомителю британского правитель-
ства).

Нужно отдать справедливость адмиралу

КРАСНЫЙ ФЛОТ

своей группы Ю, Павлова и Г. Козлова.

Верховный Совет Крымской АССР наградил грамотой младшего политрука В. Со-
колова за достигнутые им успехи в боевой и политической подготовке. На снимке
(справа налево): В. Соколов консультирует по истории ВКП(б) краснофлотцев

Фото ТАСС.

/

Воспитание младших командиров

вещание младших командиров. Им расока-
зали, каким должен быть командир и как
он обязан отдавать приказания. Так на
корабле на отдельном факте мобилизовати
внимание командиров отделений на укре-
иление воинской дисциплины.

Отделение младшего командира, члена
партии т. Мармулева готовилось к артил-
лерийскй стрельбе по невидимой цели.
Это трудная задача. Секретарь юбеседо-
вал с коммунистами и посоветовал. коман-
диру отделения лучше тренировать бойцов,
проверять до мелочей готовность матери-
альной части. Коммунисты отделения взя-
ли на себя обязательство личным приме-
ром добиться хороших. результалов. Это
обязательство они выполнили. Отделение
хорошо провело артиллерийскую стрельбу.

Среди млалших командиров т. Попов
пользуется большим авторитетом. Однажды
командир отделения трюмных т. Абакаров
сказал ему:
` — Всякие бывают бойцы. У одних луч-
ше, у других хуже. Вот у. меня в отделе-
нии есть нелиспиплинированные краено-
флотцы тт. Рылкин, Савицкий.

_ — 10 же, вы считаете их неистрави-
мыми? — спросил т. Попов. :

— Нет, но все же...

Тогда т. Попов, исходя из своей прак-
тики, рассказал т. Абакарову, как надо
индивидуально работать с бойцами, воспи-
тывать их.

Хорошо на корабле ‘поставлен обмен
опытом между младшими командирами. Во
второй боевой части недавно провели сове-
щание командиров отделений. Тов. Марму-
лев подробно рассказал, как он работает
и обучает бойцов. Такое же совещание
прошло и в БЧ-5. Командир боевой части
старший инженер-лейтенант сообщил о ме-
тодах работы младшего командира комму-
ниста т. Умарова. Такие совещания дают
хорошие результаты. Почти все младиие
командиры корабля натраждены знаком
«Отличник ВМФ».

Правильная организация партийной ра-
боты способствовала успехам в боевой и
политической подготовке. Корабль занял
первое место на флотилии. И на этом ко-
рабле первенство в социалистическом со-
ревновании завоевало отделение электри-
вов, руководимое секретарем парторгалниза-
ции т. Поповым.

Политрук С. БАРАНОВ.

Каспийская флотилия,

Непиру. Он вовсе не разделял того пре-
зрительного ‘отношения Е балтийскому
флоту, которое искренно или аффектиро-
ванно выражали тогда наиболее читавши-
еся английские газеты. Непир имел среди
своих документов также и следующее со-
общение от бывшего посла в Шетербурге
Гамильтона Сеймура: «Храбрость русских
моряков стоит вне сомнения, и хотя эти
моряки не равны морякам союзников, но
за ними то преимущество, что они знают
CBO воды, которых союзники вовсе’ не
знают. Болеё того, русские моряки будут
стойко держаться у своих орудий, и хотя
они в стрельбе стоят ниже, но они суме-
ют в бою устанавливать дистанции».

Приведя это мнение, Непир подчерки-
вает, что Сеймур ошибается, думая, будто
русские стреляют хуже англичан, и снова
категорически утверждает, что русские
морские артиллеристы лучше обучены,
чем английские. В донесении Celimypa
подтверждалось известие, что русские бу-
дут стремиться перевести часть судов из
Кронштадта в Свеаборг.

16 марта Непир достиг 55-го градуса
северной широты и согласно инструкции
вскрыл запечатанный конверт. Ему coo6-
щалось, что хотя война еще не об’явлена,
но Николай, несомненно, ответит на уль-
тиматум отрицательно. А потому, не на-
чиная пока враждебных действий, Непир
обязан отныне ни\в коем случае He пм-
пускать русских судов в Северное, море.
Он обязан атаковать их, если они отка-
жутся повиноваться этому запрету, но не
препятствовать им, если они’ пожелают
войти в какой-либо нейтральный порт. И
прежде всего он должен всеми мерами
воспротивиться тому, чтобы’ появление
русского флота у датских или шведских
берегов не вызвало перехода Дании или
Швеции на русскую сторону. Все это бы-
ло не очень ясно и прямо противоречиво,
так как Дания и Швеция именно и были
нейтральными державами, куда итти Непир
на должен был препятотвовать русским
судам,

Непир вошел в Финский залив. Он по-
лучил за четыре дня, с 27 по 31 марта,
ряд сообщений от адмиралтейства, и эти
сообщения были таковы, что он сразу же
отказалея от мысли. напасть на Ёрон-
штадт, . несравненно более сильную мор-

скую крепость, чем Севастополь. Ему co-

общили, что у русских в Кронштадте две

лагерь на подступах к Варшаве... Толпы
участников только что закончившегося по-
бедного боя восторженно. встречают необы-
чайную процессию: два гренадера. несут
на скрещенных руках улыбающегося Су-
ворова.

предприятие.

кино

«С YBOD OB»

1794 год... Разбитый неприятельский

Размахивая своим° неизменным
костыльком, Суворов весело кричит:

—- Чудо-ботатыри... Слава вам, слава!

Так начинается кинофильм о гениаль-
ном русском полководце Александре Ва-
сильевиче Суворове.

Суворовские походы, суворовская воен-
ная теория, суворовская система воспита-
ния воина, вся мужественная жизнь вы-
дающегося полководца, прошедшего путь
от солдата до фельдмаршала, жизнь того,
кто 40 лет вел русские войска от победы
к победе, не зная ни единого поражения в
бою,— все это глубоко интересует и ‘вол-
нует советского зрителя.

Уже в первом эпизоде фильма раскры-
ваются ‘замечательные черты ° любимца
солдат, строгого, но’ справедливого коман-
дира.

Только что закончился бой. Мы видим
остатки опрокинутого,  разгромленного
неприятельского латеря. Мы видим слав-
ное войско, снискавшее ‘еще одну победу
русскому оружию. ‘Полководец обходит
ряды гренадеров. On знает, кто из них
и как отличилея в бою. Суворов обра-
щается к ним:

— Коротко сказать — мы. их’ поби-
ли... Дадим ли полякам опомниться? По-
милуй бог—— не дадим... А посему, про-
должаем удар. Варшава на носу... Отдых
малый — и вперед... у

Суворов подходит к командиру:

— Фанагорийцы — отлично!

К другому командиру:

— Суздальцы — хорошо!

Проходит мимо. третьего командира:

— Ростовцы — ничего не скажу!

Остановившись перед последним из пол-
ковников, Суворов кричит, постукивая
костыльком о землю:

— Азовцы — никуда не годится! Пес-
ни орать мастер, & в бой вступать аппе-
титу нет? В болоте застрял?..

Так он обходит свое войско после боя,
воздавая каждому по заслугам.

В это время появляется с эстафетой

ад’ютант тенерала Лобанова-Ростовского,
сторонника устаревшей военной системы.
Совершив быстрые переходы через. леса и
болота, Суворов оставил далеко позади
войска тенерала и, внезапно появившись
на фланге противника, разгромил его.
— В эстафете генерал Лобанов-Ростовский
докладывает о своем продвижении по
проезжим дорогам в направлении ‘поль-
ского лагеря и просит Суворова ускорить
движение, чтобы соединиться для совмест-
ной атаки врага. Суворов говорит:

— ...Завтра, говоришь, в атаку итти?
Эх, ты, беда какая! А предмета-то для
атаки нету? Нет его, польского лагеря...
Сам смотри — дым один?.. Выходит — 06-
мишурились мы? Разбили‘ врага, генерала
твоего не дождавшись?..

Суворов еще долго издевается над
неудачливым генералом и тут же. пояс-
няет, как была добыта победа. Этим эпи-
зодом авторы фильма показывают, как ре-
шительно ломал Суворов отжившие воен-
ные теории, вносил свои, новые, ` замеча-
тельные идеи в военное искусство.

Павел  , вступив на престол, ввел в
армии устаревшую систему обучения вои-
нов-— линейные боевые порядки, бесцель-
ную муштру, обмундирование, стеснявшее
солдат. Новый император во всем старался
подражать отвергнутой жизнью прусской
военной системе Фридриха П. Все это в
корне противоречило суворовской школе.
Сознавая обреченность военной системы
Павла — Фридриха, Суворов решительно
выступал против этих «новшеств». Так
он впадал в немилость. Царь-самодур со-
слал его в село Вончанское.

Мастерски, на уровне высокого искус-
ства, сделаны волнующие сцены прощания
Суворова’ ео своими любимпами-солдатами.
Великая горечь охватывает воинов, про-
вожающих своего командира. Со ‘слезами

пловучие батареи, причем на каждой по
четыре крупнейших мортиры, «в то время
как у него самого ни тогда, ни позже не
было в его флоте ни одной мортиры». Да-
лее он узнал, что на кронштадтских фор-
тах 128 орудий, из которых 64 очень
крупные, Вместе с тем русские располо-
жили мины у входа не только в Ерон-
штадтскую, но также в Ревельскую и
Свеаборгскую бухты. ее

1 апреля Непир вошел в бухту Вьбге
близ Копенгагена. Отсюда он хотел было
двинуться к Свеаборгу и уже 17 апреля
подошел к Ганге. Но залив медленно очи-
Males от льда, и пришлось отложить это
Непир повел свою эскадру
к берегам Швеции и 21 апреля вошел в
бухту Эльгенаббен, недалеко от Стокголь-
ма. Он побывал в Стокгольме, виделся с
королем Оскаром, зондировал намерения
короля касательно возможности вотупле-
ния Швеции в войну, но успеха не имел.

20 мая Непир с эскадрой прибыл в
Ганге и тут получил письмо, что фран-
цузский флот под начальством адмирала
Парееваля-Дешена идет в Балтийское море
на помощь ему в предстоящих операциях.
С этого времени в течение почти месяца,
крейсируя между Ганго и Барэзундом,
Непир, как явствует из двух его. писем —
or 30 мая иот 4 июня — к Болдуину
Уокеру. и из позднейших свидетельств, все
надеялся, что ему удастся выманить рус-
ский флот из Кронштадта и сразиться в
открытом море. Но эта надежда не сбы-
лась. А нападение на Кронштадт. было
безумным риском. «Было бы сумасшед-
ствием играть в руку России и броситься
головой вперед на его гранитные стены,
рискуя нашим морским превосходством, со
всеми фатальными последствиями пораже-
ния, в неравной борьбе. дерева против
камня», — писал Джеме Грэхэм Чарльзу
Непиру, который, впрочем, вовсе и не нуж-
дался в подобных  предостережениях. Е

13 июня Парсеваль с’ французской
эскадрой прибыл в Барэзунд. Он привел
восемь линейных кораблей, шесть парус-
ных. фрегатов, один пароходо-фрегат, четы-
ре парохода—в общем 19 вымпелов. Анг-
лийская эскадра, в этот момент получив-
шая подкрепление, состояла из 28 судов.

Разведки вокруг. Кронштадта, предпри-
нятые союзным флотом в последние дни
июня (с 24 по 30), производились суда-
ми, сборным пунктом которых были воды

на глазах, может быть, первыми слезами:
за многие годы суровой боевой жизни, они
слушают ‚своего полководца.

Суворов резким движением срывает ©

себя боевые ‚ордена:

— Этот крест, ребята, вы дали мие за

Фокшаны!.. А этого Егория — за Измаил!..
Эта звезда светила на небе варшавском!..

А эта...
Сдержанный стон проносится’ по рядам

войск, линия фронта вздрагивает.

— С вами заслужил, вам и оставлю!-—
слышен в наступившей тишине голос
фельдмаршала.

Затем быстрыми шагами, не глядя ни
на кого, Суворов направляется в сторону
п поджидавшей его бричке. Фронт сло-
ман... Суворовские ветераны, вырвавшись
вперед, кричат:

— Отец, не покидай... Хоть слово ска-
жи, одно хоть слово..— и, рыдая, бегут
за ним. .

Авторитет Суворова. столь высок, и имя
его столь славно, его’ боевая деятельность
так связана с великими победами русского
оружия, что Павел Г решает  «ечесть 3a
благо» призвать’ Суворова ‘«и прежнее
дерзостное неповиновение предать забве-
нию». ; i

Суворов. отвечает:

— Жизнь моя и смерть принадлежат
России...

Павел восторгается своей‘  «обновлен-
ной» апмией. Он называет солдат «ин-
струментом», «пружиной» для действия
штыком или саблей.

—- «Инструмент»?:. «Нружина»?—го-
ворит Суворов.— Стало-быть, болван ‘или
кукла? А болван со штыком‘ли; с саблей
ли — все болваном и останется...

Суворов иронически кланяется:

— Я людьми командую,‘ ваше величе-
ство, а не «пружинами».

Суворов снова впадает в немилоств.

Яркое. горение” патриотического сердца
русского солдата мы видим в решающий
момент, когда под давлением ^ Англии и
`Австрии Павел Г снова призывает Суворо-
ва к командованию русско-австрийской
армией. Суворов, сознавая важность мо-
мента, понимая, что Бонапарт может бы-

стро разгромить австрийскую армию и

ринуться на Россию, соглашается принять
командование. И теперь нет больше изму-
ченного, одинокого старика. Слова Суво-
рова звучат, как боевой клич. Он велит
закладывать лошадей. Наступило реши-
тельный час!

`_И дальше мы видим легендарный ита-

лийский поход. Суворов обратил в бегство
лучших генералов Франции, открыл себе
путь на Париж. Здесь, на полях Северной

Италии, вновь возродились суворовская

наука, суворовская практика, суворовское

умение побеждать, здесь со всей силой раз-

вернулся полководческий гений Суворова.
Когда Суворов узнает, что ‚ «союзни-

ки» австрийцы решили прервать кампанию,

его истомленные полки идут на выручку

войскам тенерала Римского-Корсакова. Мы
видим величайшие трудности и лишения,
которые пришлось преодолеть русской ар-
мии, пробиравшейся в Швейцарию. С боль-.

шой силой киноискусства показан переход
армии Суворова через Альпы.

Авторам талантливого фильма по по-
нятным причинам не полностью удалось
отобразить черты военного. тения‘Суворо-
ва. Хотелось бы полнее видеть главное—
полководческое искусство Суворова,. в ча-
стности штурм Измаила. Это благодарная
тема для другого фильма.

Картина, выпущенная «Мосфильмом»,—
талантливое произведение творческого кол-
лектива: сценариста ТГ. Гребнера, pe-
жиссеров В: Пудовкина и М. Доллера,
операторов А. Головня и Т. Лобовой и
труппы артистов, возглавляемой исполни-
телем роли Суворова — Н. П. Черкасо-
вым. Этот молодой одаренный артист с
большим успехом дебютировал в кино.

С отромной творческой. удачей, можно
поздравить художественный коллектив,
создавший этот фильм.

: М. КРИЦМАН.

в 8 английских милях от Толбухина ма-
яка. : Sy atts

Сведения, добытые разведчиками, He
очень много прибавили к тому, что уже
и раныше было известно. Вход в Врон-
штадтскую бухту очень защищен минами
(«адскими машинами», как они тогда на-
зывались); русский флот расположен в
трех колоннах и состоит из тридцати при-
близительно судов; все подступы могуще-
ственно защищены береговой артиллери-
ей. Канал с южной стороны так узок, что
союзному флоту придется передвигаться
гуськом, и русские расстреляют и пустят
ко ‘дну’ всё вошедшие’ суда поодиночке.
Взять Кронштадт только нападением с мо-
ря нельзя Ни в коем случае. Если же. вы-
садить осадную армию, то, предупреждает
„Непир свое’ адмиралтейство, «вый должны
ожидать, что ‘русские всегда будут в. боль-
шем количестве, чем вы, и если вы потер-”-
пите неудачу, ‘то’ ваша армия погибла, а
если вы одержите успех, то’ вероятно ваша
армия перемрет от голода в течение дол-
гой зимы: Поэтому; я полагаю, нечего о
том и думать».

Оставалось итти на Аландские остро-
ва — осадить и взять Бомарзунд, но для
этого у Непира не было ни достаточно ар-
тиллерии, ни сухопутных войск. Следовало
ждать Прибытия французской эскадры с
десантсм, потому что английское прави-
тельство вовсе не желало давать солдат
там, где можно было надеяться получить
их от Наполеона Ш, а Наполеон Ш не то-
ропился, потому что Балтийское море. и
русский флот в Финском заливе интересо-
вали его несравненно меньше, чем англи-
чан. }

Вообще у Непира составилось прочное
мнение, от которого он уже не отказывал-
ся и которое изложил .в донесении адми-
ралтейству 3 июня 1854 г.: «Совершенно

_  достоверно, что Кронштадта взять нельзя,

а берега Финского залива с обеих сто-
рон—и со стороны Финляндии и со стороны
Ревеля, Либавьз, Риги— прочно заняты сухо-
путными войсками. Да и в Ганге можно,
правда, вытеснить руских из передовых
батарей, но с крепостью ничего сделать
нельзя: я пустил несколько снарядов с
кораблей в крепость, но это было точь-в-
точь так, как если бы бросить горохом в
гранитные стены»,

(Продолжение следует).