Противовоздушная оборона корабля

По опыту современной войны видно,
что при нахождении отряда кораблей или
эскадры вне ратиуса действия своей истре-
бительной авиации они обеспечиваются
круговым противовоздушным  охранением,
которое обычно поручается миноносцам и
сторожевикам.

Наличие противовоздушного корабельно-
го охранения значительно уменьшает опас-
ность рнезапньых налетов на эскадру. Ко-
рабли охранения имеют возможность в0с-
препятствовать постановке дымовых завес,
под прикрытием которых обычно выпол-
няет свою атаку наиболее мощная торпе-
доносная авиация. Rpome того нужно
учесть, что обычно самолеты подхолят в
эскадре на большой высоте CO стороны
солнца, затем, резко снижаясь, сразу 10-
жалея на боевой курс для сбрасывания
бомб; следовательно, выносные корабли
охраны должны булут также помешать и
этому маневру.

‚ Внезапность иоскоротечность воздушной
атаки требуют, чтобы личный состав зе-
нитных отневых средств не имел допол-
нительных обязанностей. Тем более он не
должен укомплектовываться бойцами, вы-
полняющими другие обязанности по боевому
расписанию.

‚Для обеспечения своевременного откры-
тия огня управляющие зенитной стрельбой
корабля должны твердо помнить, что вся-
кий обнаруженный самолет считается не-
приятельским (з& исключением случаев,
когда корабль заметил самолет во время
пребывания в 6336). Если заранее не бы-
ло предупреждения 0б обстреле появиваие-
тося самолета с определенного румба, по
нему немедленно должен быть открыт
огонь. Это полностью должно касаться и
кораблей, стоящих на отдаленных рейдах.
Управляющий огнем никогда не должен
размьиилять: «Не обстрелял ли я свой
самолет? », во-первых, потому, что © при-
цельной дальности открытия огня вообще
трудно отличить свой самолет от чужого,
во-вторых, нельзя терять ни одной секун-
ды ‘на, размышление, в-третьих, своим са-
молетам нет абсолютно никакой надобно-
сти лететь на свои корабли.

Оповещению должно быть отработано
так, чтобы с момента обнаружения про-
тивника до первого залпа было затрачено
минимум времени. № моменту первого зал-
па цель уже должна быть поймана и по-
лучены все исходные данные. Это может
быть обеспечено, если в светлое время
суток личный состав, обслуживающий
прибюры и орудия, полностью будет нахо-
диться у своих боевых мест. Состояние
TOTOBHOCTH обусловливается видимостью и
наличием противовоздушного корабельного
охранения. При проходе узкостей зенитная
артиллерия должна находиться в повыипен-
ной готовности, & при нахождении в базе
тотовность устанавливается только по 00’-
явлении угрожаемого положения или в03-
душной тревоги,

В ночных условиях самолеты будут ле-
тать на малых высотах, поэтому при от-

ражении их главную роль будут играть:

мелкокалиберная зенитная артиллерия и
пулеметы, которым надлежит определить
соответствующую готовность.

На отдельно плавающем корабле готов-
ность должна быть повышенной, и много
внимания следует ‘уделить наблюдению.
Большая подвижность корабля в море зна-
чительно затрудняет ето бомбардировку и
снижает вероятность попадания. Практика
показала, что наивыгоднейшая высота бом-
батдировки-—2.000—3.000 метров, так
как при больших высотах увеличивается
время полета бомбы и корабль получает
возможность своевременно уклониться.
ели принять вю внимание, что в совре-
менной войне применяется новый способ
атаки-пикирование, то мы можем судить
0 TOM, кажое значение приобретает мелко-

МИЧМАНЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 10 января. (От
наш. норр.). Вчера командующий Черно-
морским флотом контр-адмирал тов. Ф. С.
Октябрьский издал приказ о присвоении
лучшим сверхерочникам звания мичмана:
Звания присвоены 31 старшине. Первыми
на, Черном море удостоились новых воин-
ских званий лучшие младигие командиры-—
отличники боевой и политической подго-

Методика

‘

КРАСНЫЙ ФЛОТ —— ______ aan

`Опровержение ГАСС

11 яливаря 1941 г, № 9 (663) a

Американское — атентство «Юнайтед   лись к В а м
, OLHOMOY

калиберная артиллерия: из вопомотатель- Пресс» распространяет сообщение свото Ses ator Не, ‘i As

ной она становится главной. бухареетского корреспондента © том, чт Е д

05000 стоит вопрос о ПВО подводных кораблей приблизи-

лодок. По данным англичан, з& 6 месяцев
войны уничтожены 43 подводные лодки,
из них авиацией— 26.

Что же явилось причиной столь высоко-
то процента гибели подводных лодок от
авиации? Основная причина та, что ко-
мандиры подводных лодок пренебрегли ap-
тиллерийской  полтотовкой. — Доказатель-
ством может служить бой в Красном
море между аптлийским тральщиком и
итальянской полводной лодкой. Лодка была
взята в плен, хотя ее артиллерийское во-
оружение значительно превосходило воору-
жение тральщика. !

С самолета, летящего над морем на вы-.
соте 400—600 метров, в тихую погоду
подводная лолка может быть обнаружена
на глубине 15 метров. Основными призна-
ками, демаскирующими ложку, служат
кильватерная струя и усы от периекопа,
тень в воде, самый силуэт лодки, све-
чение воды вокруг корпуса движущей-
ся лодки, пузыри от продувания ци-
стерн (в хорошую погоду) и т. д. Bee ato
облегчает самолету обнаружить подводную
лодку, забрасывать ее глубинными бом-
бами.

Следовательно, подводной лодке нужно
избегать глубины, на которой ona видна
‘© самолета. Кроме того лодка должна, свое-
временно ликвидировать демаскирующие ве
приэнаки, Во всех случаях, когда нет пол-
ной гарантии, что лодка, совсем скроется
под водой, опа должна не погружаться,
& принять артиллерийский бой. Погибают

9 советских военных

Командир корабля беседует © лейтенантом
Артемовым, интересуется’ его специальной
подготовкой, учебой, работой с людьми.
Лейтенант показывает знание дела.

— Хорошо, — сказал командир в 38-

ключение, — В ближайшее время булем
проводить стрельбы. Подготовьтесь, потре-
нируйтесь сначала в кабинете торпедной
стрельбы.
‚ Настойчиво тотовился командир боевой
части т. Артемов к решению огневои 3а-
дачи. Во многом помогли конепекты п®
торпедной стрельбе, которые он стара-
тельно вел в училище. Через несколько
дней в кабинете лейтенант Артемов под
руководством командира корабля проволил
торпедную «стрельбу». Командир остался
доволен.

Лейтенант хоропю готовил личный с0-
став и материальную ‘часть. Он‘ трениро-
вал людей, непосредственно у боевых по-
стов проводил частные и общие учения.

Тцательность, © которой лейтенант
проводил каждое ‘учение, помогала ему
своевременно выявлять неточности, ошгиб-
‘ки. Он делает замечание, если надо, помо-
тавт, & затем уже требует точного выпюл-
нения указаний. 3

На одном из учений командир боевой

Старший лейтенант Н. Сухарев (в центре) консульти] с

i рует краснофлотцев-рациона-
лизаторов М. Смирнова (слева) и Т. Воробьева. (Краснознаменный Балтийский
флот).   Фото И. Драныша,

_ Правильно использовать
дисциплинарные права

подводные лодки. и при воплытии, если
организация нз ней не обеспечивает немед-
ленного открытия огня из пулеметов при
выходе люлей наверх, Если своевременно
обнаружить самолет, то огонь следует ве-
сти артиллерии, которая дает большую та-
рантию уничтожения противника.

Поскольку огневым средствам ставится
задача самооборонь» то зенитные средства,
безусловно должны обеспечить от атаки
летящей, «действующей = наверняка»,
пигурмовой авиации. Следующей, уже вто-
ростепенной, задачей должна быть стрель-
ба по бомбарлировочной авиации (на боль-
пих высотах), чтобы расстроить строй са-
молетов и помешать им в спокойной 0б-
становке. осуществить снижение для б0м-
бометания. Само по себе бомбометание тю
полвижному кораблю, имеющему на «пя-
тачке» болыпие огневые средства и укло-
нившемуся от атаки, представляет боль-
шие трудности и дает малый процент по-
пахалия, +

Это, между прочим, доказано опытом
второй империалистической зойны, когда
терманская авиация под воздействием ко-
рабельной зенитной артиллерии не сумела
помогать эвакуации эвспелиционных войск
из Дюнкерка. Несомненно, ПВО кораблей
сумела обеспечить эвакуацию вой.

Обеспечение безопасности кофаблей of
действий авиации главным образом зави-

Младший командир в повседневной жиз-
ни тесно связан е рядовыми бойцами, Он
хорошо знает их качества, стремления и
желания, Рядовой боец видит в лице сво-
его младшего командира не только автори-
тетного начальника, © которого нужно
брать пример, но и воспитателя — требо-
вательного и чуткого,

В настоящее время еще не вее младшие
командиры полностью понимают.эту зада-
чу и успешно справляются с ней. Некото-
рые считают, что требовательность. заклю-
чзется в том, чтобы накладывать взыска-
ния на подчиненных. Только систематиче-
ское воспитательное воздействие на под-
чиненных, основанное на применении всех
дисциплинарных прав — взысканий и по-
ощрений,— дает желательный результат.

Некоторые младшие командиры училища
им. Фрунзе используют только меры взы-
скания, а потому их дисциплинарная прак-

Старшина одного из подразделений на
1-м курсе подменил воспитательную рабо-
ту окриком, угрозой. В разговоре © моло-
дыми курсантами у него одна фраза: «Я
на вас взыскание наложу!» WH, действи-
тельно, на взыскания он не скупится. За
два месяца он наложил 36 взысканий, не
поощрив ни одного курсанта. Хуже всего
то, что он сам делает те же проступки, за
которые минутой раньше накладывал
взыскания.

Помкомвзвода т. Полливаев за один месяц

тика теряет свою силу, не. достигая цели. .

же трижды прокричав: «Я вам приказы-
Balo!». г

Часто от младших командиров можно
услышать огульную оценку своих подчи-
ненных: «Такой-то  недисцииплинирован-
ный, 3 такой-то дисциплинированный».
Такая общая оценка не дает конкретных
представлений о качествах бойца.

Командир-воспитатель, умело применяя
поошрения, должен развивать наиболее
полезные склонности и стремления подчи-
ненного. Однако большинство младших
командиров забъвает о estates поощрения.
Например, в подразделении, где: старшиной
т. Дудко, младшие командиры наложили
взысканий в 20 раз больше, чем вынесли
поощрений. Такал однобокая дисциплинар-
ная практика никогда не даст успешных
результатов в воспитании.
° Бывает, что наложенное взыскание не
об’является подчиненному, & прямо: запи-
сывается в карточку взысканий и поощ-
рений. Например, в деле курсанта 2-го
курса т. Саранюка записано пять взыска-
ний, из которых только два ему об’явили,
а остальные младший командир просто за-
писал. Ясно, что подобные «записанные»
взыскания He имеют воспитательного зна-
чения.

примеров правильного = использования
младшими командирами дисциплинарных
прав. Младитий командир т. Шантруков
умело. сочетает высокую требовательность

части обратил внимание на недостаточно
четкую работу связи. Торцедные эдлектри-
ки допускали многословие во время пере-
дачи приказаний. После учения состоялся
обстоятельный разбор. Командир, до мело-
чей разобрал ошибки, недостатки в работе
каждого бойца.

— Связью я педоволен, — сказал лей-
тенант, обращаясь к командиру отделения
торпедных электриков т. Дэнэко.— Нет
У вас быстроты, четкости, произносите
много лишних слов. Требую не допускать
никакой отсебятины. Завтра проведете 10-
полнительное занятие и доложите о готов-
ности людей.

— В вашем отделении недостаточно бы-
стро и чисто готовят рабочее место, часто
‘не в порядке разложены ‘инструменты, —
заметил лейтенант т. Хлюпину и указал,
как готовить рабочее место, чтобы уеко-
рить общий процесс приготовления тор-.
педы.

Командир заметил,
формально выполняет инструкции. Окон-
‚чив свою работу, он не считал нужным
помочь товарищу быстрее справиться с за-
данием, :

— Надо работать дружно, организован-
но, — указал лейтенант Артемов, — ока-

за себя, но и за свое отделение, за боевую
часть.

Tar, день за днем обучая  каж-
лого бойца, отделение, боевой moet, 7. Ap-

сит от того, насколько личный состав бу-

дет надчен: своевременно обнаруживать
цель, определять исходные данные до нее,
четко, безошибочно, автоматически рабо-
тать, быстро устранять задержки и о по-
вреждения, своевременно перехолить На
друтой способ стрельбы и другие средства
связи.

Все это может быть доститнуто только
лишь кропотливой, повседневной учебой
бойцов. Путем систематической трениров-
ки на частных и специальных боевых и
аварийньхх ‘учениях корабль должен со-
вершенствовать свои огневые сределва. 0т-
личная организация ПВО и использование
инструкций во многом помогут своевре-
менным и, следовательно, успешным дей-
ствиям артиллерии,

Капитан-лейтенант П. ПРОНИН,

с повеедневной заботой о своих подчинен-   Тмов добился рип on всей боевой

приказаний дисциплинирует подчиненных,   оложил об этом командиру.
заставляот их подтягиваться.
Курсант 4-го курса’ старшина Лифшиц   НИКа».

в течение месяца замещал командира под-  Командир корабля приказал приготовить
разделения лейтенанта т. авелева, ездив-   ТОрпеды к практическому выстрелу.

mero: В отпуск. Правильно построив свою С высоким мастерством, со знанием де-
работу, опираясь на подчиненный ему
млахигий. начальствующий состав, т. Лиф-
тиц вывел подразделение на первое место
на курсе. За весь месяц старшина Лифииц
ни разу налраено не повысил голоса. Стар-
ина другого подразделения. т. Файн лич-
пой примерностью, постоянной заботой о  Проверка экоплоатации аккумуляторных
‘нуждах подчиненных, непримиримостью к  батарей на флоте показала, что в 1940г.
нарушителям заслужил Уважение и авто-  они стали использоваться лучше; грамот-
ритет среди курсантов. В сожалению, опыт   нее, чем раньше. В результате улучигился
передовых младших командиров еще не  уход з& ними, уменыпеилиеь нарушения
стал общим достоянием. правил экеплоатации.

ое Значительных успехов в этом отноше-
Старший лейтенант Е. КРЮЧНОВ. нии добился инженер-капитан 3-го ранга

т. Савицкий. Он систематически контро-
лнрует работу батарей и, если обнаружи-
вает недочеты, немедленно добивается
их устранения. Командующий флотом на-

наложил 10 взысканий и не дал ни одно-
го побщрения. В следующий месяц он во-
обще нё применял своих дисциплинарных
прав, а затем за несколько дней сразу
наложил 7. взысканий. : .
Некоторые младшие командиры, отдавая
приказания, обращаются к подчиненным
на «ты» и называют их по имени: Коля,
Ваня и т, п. Подобное панибратство все-
тда приводит к нечеткому исполнению
приказаний. Охнажды курсант т. Новиков
был начальником караула. Вместо четких
уставных команд п приказаний он упраз-
лял караулом, лежа на топчане, и так 0б-
ращалея к бойцам: «Коля, сходи на кам-
буз», «Ваня, вставай-ка, братец, пора. на
ocr urna». Сперва все пло тладко, но
BOT кому-то не захотелось итти за газе-
тами. Тогда начальник караул «возму-
тился» и перешел на официальный тон,
но так и не смог доказать караульному
необходимость выполнения приказажия, да-

~

Новый отряд младших авиаспециалистов

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 10 января.  Мурушкин, Нестеренко, Сафронов и дру-
Школа младших авиаспециалистов, кото-   гие. ` традил т. Савицкого денежной премией,
рой командует майор т. Каменский, на-  Большую работу по воститанию и 0бу-  Сосдинение, в котором служит т. Савиц-
днях произвела очередной выпуск. На го- чению бойцов провели старпеий лейтенант   кий, заняло на флоте первое место по ка-

товки: главный боцман линкора «Париж-
‘ская Коммуна» т. Жуков; торпедист-орде-
ноносец В. II. Висторопекий, служащий
сверхерочно девятнадцатый год; торпедист-
орденоносец С. В. ОЛябах;  торпедист

: сударственных экзаменах 90 проц. вы- т. Олейник, воентехники 1-го рамга  честву  экеплоатации аккумуляторных
ae prone ee KOMCHTOPOB Перо   пускииков получили хорошие и отличные   тт. Макаров, Сироткин, Фокин и другие.   батарей.
вого корабля N т. ПМУЛЬСКИЙ И МНОГИЕ   оценки. Лучшие результаты показали кур-  ‘Сейчас  выпускники-специалисты на-  Хорошо используются батареи на ко-

другие.

обучения

комендоров

Если материальная часть подготовлена

правильно, прицельные линии согласова-
ны, но во время стрельбы происходит
разброе снарядов по направлению и по
дальности, это значит, что комендоры-
наводчики, установщики, замковые рабо-
тают неточно. Теория стрельбы учиты-
вает все возможные ошибки, зависящие
OT метеородогических данных в каждый
конкретный момент, от внутренней и
внешней баллистики, от изменений темпе-
ратур боевого запаса, от маневрирования
‚цели и т. д. Но есть такие ошибки, ко
торые не может учесть ни математика, ни
физика, никакая другая наука. Это
ошибки наводчиков, установщиков, зави-
сящие только от степени натренированно-
сти комендоров.
_ Например, при стрельбе ночью, в м0-
мент выстрела пламя огня ослепляет на-
водчика, он на некоторое время теряет
цель. И если скорострельность велика, то
от залпа до залиа наводчик не успевает
«приходить в себя», и снаряды «играют»
У цели в каких угодно направлениях, не
причиняя ей никакого вреда. Но если
того же комендора обучить своевременно,
т. е. в момент выстрела, закрывать Ha
секунду глаза, он потом при какой угод-
но скорострельности сумеет легко’ ориен-
тироваться по цели.

Второй пример. Известно, что механиз-
мы пушек способны через некоторое вре-
мя эксплоатации давать мертвые ходы,
которые иногда исчисляются  градусами.
Если комендор-замковый будет резко сту-
чать замком перед самым выстрелом, то
орудие, раскачавшиеь вправо-влево, без-
условно. пошлет снаряд по ложному на-
правлению. р

Много примеров можно привести в
‘обоснование того, что никакая теория не
может учесть ошибок  комендоров. Но

этих ошибок можно избежать, если основ-
ные номера орудийного расчета тщатель-
но изучат сущность наведения и сумеют
разобрать причины, порождающие ошибки.

Обучение комендоров должно начинать-
CH CG практического урока, на котором
следует показать влияние ошибок на
успешность стрельбы. Нужно добиться
полного понимания причин, корней, усло-
вий возникновения неточностей. Для это-
го следует в полной мере использовать
прибор Крылова.

Занятие рекомендуется начать с  рас-
сказа о значении неравномерного наведе-
ния по горизонту и затем, работая на
штурвале, сделать несколько наколов
(производить то опережение, то отстава-
ние от передней кромки цели). Комендоры
следят за прибором. В тех случаях, ко-
гда два-три“ накола будут близко друг от
друга, & следующий от рывка ‘штурвала
вынесет, то присутствующие поймут, по-
чему это произошло. В дальнейшем игтур-
вал пужно дать одному из наводчиков,
а остальных комендоров оставить у при-
бора для наблюдения за движением иглы
и наколами. Упражнение первого навод-
чика должен разобрать один из комен-
доров,

Метод. практического показа и разбора
помогает уяснить, насколько важна. точ-
ность наводки, воспитывает наводчика:
кому охота получить на листке бумаги
вместо точки целую сеть разбросанных
наколов.

Обычно комендор, не выполнивший за-
дачи, непрочь свалить вину на мертвый
ход, на штурвал, на плохую видимость
нитей и т. д. Чтобы не давать повода
для таких неправильных ссылок, обучаю-
щий должен иметь хороший опыт наве-
дения и работать на штурвале, лучше

всех комендоров. Тогда он тут же, тем!

саагты-коммунисты тт. Александров, Бреде,

же штурвалом, в условиях той же види-
мости, сможет произвести несколько на-
колов, доказав несостоятельность доводов
специалиста, неудачно.  выполнившего
упражнение.

Первоначальное обучение на штурвале
должно быть последовательным; переход
к следующей задаче допускается только
после выполнения зачетного упражнения
данной задачи. Это произойдет тем ско-
рее, чем чаще будут тренировки.

Комендор Карнаупюнко выделялся тем,
что. работал на приборе не только пра-
ВИЛЬНО, © Малым рассеиванием, без про-
пусков в серии наколов, но и исключи-
тельно кучно, вызывая одобрение других
наводчиков. После отпуска он по при-
вычке стал насаживать накол. на накол.
Когда же комендор снял листок, то уви-
дел так называемую «гороховую дорож-
ку». Сказалось отсутствие тренировки.

Решение первой задачи, как и после-
дующих,. требует систематической Tpe-
нировки, но не такой, как это было в
трупие старшего лейтенанта Дроздова. В
этой группе занимались от случая в
случаю, а когда подходил период стрельб,
то па комендоров «нажимали», обучали
их по три-четыре часа. Разумеется, та-
кой метод пользы делу не принесет. Нуж-
на систематичность.

Tor же комендор Карнаушенко, поняв
причину отставания, не’ стал «висеть» на
штурвале, а постепенно наверстывал. по-
терянную хватку. Вскоре т. Карнаушенко,
как и прежде, стал лидером,

Для первых упражнений нужно делать
четкие рисунки, чтобы комендор, еще не
имея опыта, мог достаточно ясно видеть
цель. :

Большое значение имеет крест нитей.
Мпогие руководители занятий допускают
ошибку, регулируя увеличение так, что-
бы цель.была видна хорошо, а нити рас-
илывались, были бы едва видимы. Бли-
зость рисунка-цели не позволяет’ регули-
ровать увеличение так, как было бы наи-

более выгодно. Но выход легко найти,   ИМ придется работать,

если на стекле окуляра поставить чер-
ную точку. Тогда и цель будет ясно вид-

правлены в части,

на, и наводку можно будет производить

правильно.
Артиллеристы могут возразить, что,
мол, комендор не привыкает к постоян-

ному ощущению креста нитей и что у
навыка
схватывать цель на перекрестье. На са-
MoM деле это не так. При наводке по раблях  вотречаются

наводчика н6в вырабатывается

движущемуся кораблю на дистанции, ска-
жем, 3—5 кабельтовых нити будут вид-
ны уже четко. Хуже поступают те обу-
‘чающие, которые за счет улучшения ви-
димости рисунка создают положением тру-
бы жирное выделение нитей. В этом
случае малые размеры цели ‘до полови-
ны закрываются толетыми линиями.

Каждое орудие имеет свои особенно-
сти. У одного поворотные и под’емные
механизмы работают почти без мертвых
ходов, другие, наоборот, —< большими мерт-
выми ходами. Как и на каких орудиях
лучше всего тренировать комендоров? И
на тех и на других.

При тренировке на пушках с боль-
шими мертвыми ходами комендор, освоив-
щись, почувствовав штурвал, начинает
привыкать вводить некоторые гаранти-
рующие мероприятия. Например, цель
пошла‘ влево, комендор, зная Наличие
мертвого хода, загоняет пушку далеко
влево и ждет, пока цель не придет на
перекрестье к моменту ревуна. Эта не-
нужная хитрость ведет к плохим по-
следствиям. Такие упреждения не учат
быть готовым к изменениям положения
цели, не учат плавности наведения. Co-
здается успокоенность благодаря тому,
что получаются кучные наколы. Если
потом такого комендора поставить. на
орудие, не имеющее мертвых ходов, он
автоматически тоже попытается «упре-
дить» цель. Но у него ничего не вый-
дет, так как в таких случаях требуется
исключительно плавное наведение.

В общем случае следует, тренировать
комендоров в тех условиях, в которых

наводить, вести
огонь. 4

Капитан П. СОРОКИН.

раблях, Tle командирами пятых боевых
частей тт. Жуков, Ехало, Карпенко.

На многих кораблях сумели добиться
правильной разрядки батарей, выдержи-
вают и уравнивают установленную плот-
ность электролита, своевременно произво-
дят дозарядку отстающих элементов.

Однако так культурно, технически гра-
мотно эксплоатируют аккумуляторные ба-
тареи еще не всюду. На некоторых ко-
случаи нарушения
правил ухода за аккумуляторными бата-
реями.

Приведем несколько примеров . непра-
BHIbHOH эксплоатации. На корабле, где
командиром пятой боевой части т. Худо-
шин, в период ремонта длительное время’
производили разрядку током с напряже-
нием ниже допустимых пределов и нару-
шали сроки зарядок, На другом корабле
в результате небрежного отношения крас-
нофлотца к своим обязанностям в’ ‘неко-
торые элементы попала забортная вода.
На корабле (М несколько раз нарушали

Ремонтная ведомость — важнейший тех-
нический ‘документ. 06%ем работ, обозна-
ченный в ней, должен соответствовать
годовому плану ремонта и денежным ли-
митам. Нарушение этих правил затягивает
сроки и увеличивает стоимость ремонта,

Подтверлим это примерами. Корабль, гле
командиром т. Шиловский, должен
был стать на текущий ремонт. Ремонтные
ведомости были представлены своевремен-
но, но 0б’ем работ, указанный В НИХ
оказался выше предусмотренного планом.

Начало ремонта затянулось вследствие
задержки выхода из ремонта, другого ко-
рабля. Таким образом, об’ем работ увели-
чилея еще больше. Отпущенного лимита
нехватило. Несмотря на’ то, что часть ра-
бот являлась для корабля крайне необхо-
Димой, решение этого вопроса затянулось
Завод прекратил выполнять и 10. что
предусмотрено договором,  предвитя новые
сроки, в которые он сможет произвести и
эти работы. Освободившаяся рабочая сила
была переброшена на об’екты, лимитярую-
щие выполнение заводской программы,

ТИ ет
Меткие `торпедисты

ла, быстро работают торпедисты, Туду
дир боевой части внимательно следит з
действиями каждого бойца.

— Товарищ Лукин, У вас неполноть
залита вода, проверьте, — делает ларь
нант замечание командиру отделения,

Внимательно, всесторонне  промуи
лейтенант приготовление каждой тории
Убедившись лично, что все в порядка в
доложил командиру корабля:

— Торпеды приготовлены для практ,
ческого выстрела.

..На горизонте тюказалея «противит,
Сыграна боевая тревога. Через necro
минут стремительно несутся стальные г.
гары`к «противнику», оставляя 22 (i
пенящийся ‘след. С корабля, тю кому
гелась стрельба, сообщили: «Торпеда ту.
шла между кормовым и носовым моль
‘ками».

Первая боевая стрельба лейтенанта 4p
темова получила отличную оценку. Че»
некоторое время репродукторы донесли и
всё уголки корабля слова командира:

— Торпедисты миноносца показали хе.
рошие образцы в работе, отлично решил
боевую задачу. Beemy личному сост
боевой части об’являю блатодарность,

Решив первую огневую задачу, кома.
дир! боевой части еще упорнее, еще ле.
стойчивее стал совершенствовать см
знания, растить мастеров меткого торе
ного залпа.

— В ‘нашем деле нет мелочей, —
всегда учил он’ бойцов и добивался, чтоб
они еще лучше, еще увереннее и точин

работали.
Лейтенант Артемов — требовательный
лисциплинированный командир. Кулыу-

ность в работе, в быту, настойчивость т
рентительность — вот отличительные чер;
этого молодого командира. Он приучи
своих подчиненных к культурности в р.
боте, воспитывает, учит их на конкретны
примерах, на их собственных ошибках т
недостатках.

Лейтенант проверяет боевой пост кома

дира отделения Лукина, тщательно ву»
триваясь в. каждую деталь, в каждый

30). Or его внимания He ускользнуи

такая «мелочь», как недостаточная смази
что торпедиет Стуе   на тэобразной дорожке трубы  торпедно
аппарата. Лейтенант указал на 979.

На другом аппарате лейтенант замети

недостаточную чистоту одной‘ детали. (т
об’яснил

командиру отделения, что м
время стрельбы стопор плох® cpalt-
тает и в кормовой части торпеды 0бр:

Безусловно, в училище имеется много зывать взаимную помощь, болеть не только зуется вмятина,

Настойчивое воспитание в людях люби
К своему лелу, к боевому оружию, крепка
дисциплина и организованность, высок
чувство ответственности решили успех.

Bee стрельбы 1940 г. проведены  ольм
на «отлично» н на «хорошо». Торпедисты
корабля завоевали первое место среди одно-

..Ворабль вышел на поиски «против-  типных кораблей Черноморского Флота.
  В этом — большая заслуга молодого лей,

тенанта Николая Артемова,
Старший политрук М. НОГУТ,

Технически грамотно эксплоатировать
аккумуляторные батареи

сроки обмеров батарей, хотя в правила
они точно ‘указаны.

Эти и подобные им случаи происхоя
потому, что люди, отвечающие Ba ©0704:
ние батарей, не ведут борьбы с недостат-
ками. Некоторые специалисты не ‘пу
нимают необходимых мер, а отделывают-
ся записями в аккумуляторных журн
лах. Эксплоатационное отделение техни:
ческого отдела флота не контролировал
качества эксплоатации батарей на к
раблях.

Все эти вопросы обсуждались Henan
‚на специальном совещании.  Участнии
совещания ознакомились Cc интересны
опытом эксплоатации батарей в условия
жаркого времени (в соединении, тде и
женер - капитан - лейтенант т. Bemaros).
Данные этого опыта, ‘соответственно ofpi-
ботанные, будут полезным вкладом в м
тодику использования - аккумуляторпы
батарей.

На совещании отмечена необходиухт
немедленной организации химической 11-
боратории, где можно было бы произ
дить анализы и проверку контрольно-т
мерительных приборов.

Совещание признало, что на 1941 т
следует уточнить некоторые пункты 1
вил ухода, значительно устаревших и (+
ответственно не’ исправленных. В ип
правилах ‘надо. отразить новые MONCHTY
эксплоатации (хранение запасных эле
тов ит. д.), возникшие сравнительно 1)
давно:

Инженеры-электрики соединений хх
ны систематически. контролировать 1:
полнение личным составом правил
плоатации аккумуляторных батарей я к
гировать на каждое нарушение.

Инженер-капитан 3-го ранга
А, ГЕНКИН,

п а ert
Недостатки ремонта

Так, из-за медлительности ремонт хи“
ля затянулся.

Не’ менее показателен ремонт ropilth
TXO командиром БЧ-Б т. Кузьмичев. 38%
ответственность целиком лежит na (es
стопольском заводе. 06’ем работ на кори?
был очень небольшой и нисколько не п:
вышал договорной суммы. При у
организации дела этот ремонт можно 7
бы закончить досрочно, но на заводе №
суждали иначе; «Есть резерв вр!
не будем торопиться». И долго не mpi:
пали к делу. Развернув работы во #7?
половине договорного периода, зам *
только не уложился в нужное вехи, И
уже значительно его проерочил.

Нало покончить с вредной тенлентеь
когда оттяжка сроков на об’ектах, не
ющих существенно на программу 322
никого не тревожит. Ремонт любо м

ля является  важн pee
ым, ответствен
делом, УМ, OTBeTCTI

i

Инженер-капитан-лейтенан
; H. CbICOEB.