ws

==
a ии

If эпваря 1941 г, №

Растить кадры

9 (663)

пропагандистов

и агитаторов

Управление политической пропаганды
Тихоокеанского флота в ноябре провело
теоретический сбор начальников отделов
политической пропаганды и их замести-
телей.

Тематику занятий составили заранее и
вместе со списком рекомендательной лите-
ратуры разослали в соединения. Это по-
зволило кажлому политработнику еще до
начала сбора продумать темы, ознако-
миться с литературой. На сборе был про-
читан цикл лекций по отдельным произ-
ведениям классиков марксизма-ленинизма,
давались консультации. Затем лекторы про-
верили конспекты, тезись», планы изучен-
ных тем и произведений.

Сбор дал возможность выявить наиболее
подготовленных товарищей, а значит, и
значительно расширить кадры лекторов.
Многие начальники отделов политической
пропаганды после сбора стали чаще зани-
маться пропагандистской работой. В ре-
зультате штатные лекторы меньше затру-
жены в главной базе и, сейчас большую
часть времени проволят на кораблях, в ча-
стях и на отдаленных точках.

Bee политработники высказали пожела-
пио проводить в дальнейшем такие теоре-
тические сборы для всех категорий полит-
состава-инструкторов, старших инетрук-
торов ОПП и т, д.

Заслуживает внимания опыт соедине-
ния №. Там, исходя из пожеланий личного
состава, составили тематику лекций на
гвартал. Она охватывает историю Военно-
Морского Флота, опыт второй империали-
стической войны, основы  маркеизма-лени-
низма и т. д. Докладчиками и лекторами
здесь привлекли начальствующий состав,
причем каждый командир и политработник
заранее выбрал себе тему.

Многие командиры стали активными про-
пагандистами. Повысилея интерес к лек-
циям и у личного состава. В соединении
прочитано 9 лекций о зарубежных флотах.
(0б опыте второй империалистической войны
провелено 18 лекций и 26 лекций по исто-
рия Военно-Морского Флота. Так же хо-
рошо посещались лекции и по основам
марксизма-ленинизма.

В соединении воспитаны кадры подго-
товленных пропагандистов — командиры
т, Щербуюв, т. Улитин, т. Степанов,
т. Олиупеев. Их лекции всегда посещаютея
с большой охотой и получают прекрасные
отзывы личного состава.

Организуя агитацию и пропаганду, нель-
зя придерживаться твердо установленных
форм. Это твердо помнят в соединении. Как
только корабль выходит в море, партий-
ная пропаганда полностью подчиняется за-
дачам боевого учения. Главная роль при-
падлежит агитаторам. Они раз’ясняют лич-
ному составу обстановку, задачи,  поста-
вленные перед кораблем, вопросы между-
народного и внутреннего положения. Радио-
тазта составляется исключительно на
местном материале. Она отражает всю
жизнь корабля за день. Ежедневные «Бое-
вые листки» выходят во всех боевых ча-
стях. Политинформация mo материалам
ТАСС также является оперативной формой
агитации.

Когда корабль прибывает в базу,  пар-
тийная пропаганда организуется в боль-
шем масштабе. Здесь проводят марксистеко-
денинскую учебу, политзанятия, устрам-
вают лекции, ‘семинары, инструктаж груп-
поводов.

Отдел политической пропаганды боль-
шинство мероприятий проводит силами
внештатной лекторской‘труппы. Она глав-
ным образом обслуживает личный состав
кораблей, пришедигих в базу.

В согдинении подготовлено много вне-
платных лекторов по основам марксизма-
ленинизма. Среди них — старшие полит-
руки тт. Парфенов и Назмутдинов. С 0б-
стоятельными докладами по военно-морской
истории выступают капитан 3-го ранга
т, Попов и старший лейтенант т. Ламм.
Старший лейтенант является одним из луч-

ших внештатных лекторов. Он нередко де-
лает доклады по международному пололжо-
цию и текущим вопросам, проводит полит-
информации и беседы среди личного со-
става.

Внештатная лекторская группа этого со-
единения за четвертый квартал прошлого
года организовала 16 лекций по истории
ВКП(б), 19 — по международному положе-
нию и 15—10 военно-морской пропа-
гандё. ‘

Лекции по истории партии проводились
в часы марксистеко-ленинской учебы на
одном из кораблей, куда собирался весь
начальствующий состав, находящийся в
базе. Для краснофлотцев лекции и доклады
читались по плану отдела Политической
пропаганды или по заявкам заместителей
командиров кораблей.

Bee темы лекций и докладов заранее
обсуждались на заседаниях внештатной
лекторской группы. В этом принимали ак-

тивное участие все присутствующие. Так,

при обсуждении лекции старшего полит-
рука т. Назмутдинова о работе товарища
(Сталина «Марксизм и национальный во-
пиров» было задано много вопросов, вы-
ступило 6 человек, которые внесли по-
правки, дополнения и дали ряд методиче-
ских советов. Внештатные  лекторские
труппы играют большую роль в организа-
ции пропагандистской работы.

В дальнейшем. мне кажется, не’ следует
при отделах политической пропатанды со-
здавать ряд лекторских коллективов по от-
дельным вопросам (международников, по
истории военно-морского флота, по основам
марксизма-ленинизма). Это требует много
руководителей и распыляет силы. Лучше
иметь одну внештатную лекторскую труппу.
Товарищи, специализируяеь на отдельных
вопросах, должны готовить одну-две лекции
в месяц,

Большую помощь внештатным лектор-
ским.группам должны оказывать семинары
международников, которые организует Уп-
равление политической пропаганды флота.
У нас руководители внештатных лектор-
ских групп занимаются на семинаре ме-
ждународников. Лекторы управления при
выездах в части выступают с лекциями и
докладами на группах, при этом рассказы-
вают 0б опыте лучших внештатных лек-
торских групп.

За последнее время многие командиры
серьезно и повседневно начали руко-
водить пропагандой и агитацией. В  co-
единении № капитан 3-го ранга т. Шонин
полностью изучил «Краткий куре истории
ВКП(б)». Когда его заместитель по поли-
‘тической части отсутствовал, он сам про-
вел занятия по диалектическому и истори-
ческому материализму,

Командир другого корабля изучил 8 глав
«Краткого курса истории ВЕП(б)». On
организует марксистско-ленинскую учебу
начальствующего состава и нередко про-
водит консультации. Ознакомившись с со-
стоянием политических занятий во всех
группах, командир корабля составил план
подготовки к инспекторской проверке и про-
вел совещание всего начальствующего co-
става, на котором рассказал о состоянии
политзанятий на корабле. Личный состав
корабля на проверке получил отличную
оценку по политической подготовке.

Многие командиры этого корабля дея-
тельно участвуют в агитации и пропаганде.
Они проверяют ход политзанятий, дают
задания агитаторам и выступают с докла-
дами на ‘политические и военно-историче-
ские темы.

На всех флотах есть уже немало коман-
диров, которые полностью изучили «Крат-
кий курс истории ВЕП(б)». Многие из них
кропотливо и повседневно работают над
произведениями классиков марксизма-лени-
низма. Поэтому агитации и пропаганде
следует уделять больше внимания, чтобы
полностью удовлетворить возросшие за-
просы командиров.

Полновой комиссар М. КРИВИЦКИЙ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Опытный групповод

Групповод т, Завада вызвал. к карте
краснофлотца т. Кащенко и предложил ему
рассказать об образовании Киевского госу-
дарства. Не торопясь, указывая на карте
путь «из варягов в греки», т. Ващенко
обстоятельно рассказывал е князьях Рю-
рике и Олеге, об’единивших под своей
властью многие славянские племена, силь-
но укрепивших Киевскую Русь и подияв-
ших. ее роль среди соседних европейских
государств.

— Кто желает добавить? — спросил
групповод.

Краснофлотец т. Полохов правильно до-
полнил рассказ Кащенко, отметив, что
об’единение Олегом славянских иИлемен
было связано © насильственным подчине-
нием части князей его воле.

Подробно разбираются и следующие oc-
новные вопросы темы. Тов. Полохов. хорошо
отвечал, хотя перед этим у ‘него были про-
пуски из-за несения вахты. По той же
причине он не присутствовал на групповом
занятии по первой rome. Групповод задал
ему вопросы-и по главе «Наша родина в
далеком прошлом». Выяснилось; что т. По-
лохов твердо усвоил. предыдущую тему.
Правильно он показал на карте, где нахо-
днлись древнейшие государства.

Занятие превратилось в развернутое 0б-
суждение всеми слушателями темы в. той
последовательности, в какой она освешена
в «Кратком курее истории народов СССР».
Краснофлотцы тт. Копогов, Баранов, Лю-
леков, Власенко, Попов и другие уверенно
отвечали на вопросы групповода. Болынин-
ство из них Умеет пользоваться. историче-
ской картой.

Групповое занятие, которым руководил
т. Завада, явилось‘ ярким, свидетельством
того большого интереса, который проявляют
краснофлотцы к изучению истории нашей
родины. Эту любовь и серьезное отношение
к политическим занятиям неутомимо при-
вивает слушателям т. Завада.

В прошлом учитель сельской школы, он,
находясь в Военно-Морском Флоте, продол-
жает настойчиво расширять свой кругозор.
Краснофлотец т. Завада =— отличник. боевой
подготовки, активный комсомолец. Руково-
дит политзанятиями он не впервые. В про-
шлом году т. Завада руководил группой —
одной из лучших в части,

Занимаясь с каждым слушателем, груп-
повод добился значительных успехов. На-
пример, бойцы тт. Грослий, Жебуляк и
Майстренко отставали. Групповод т. Завада
установил, в какой помощи каждый из них
нуждается. Затем в вечерние часы он за-
нимался с ними дополнительно, раз’яснял
непонятные вопросы, научил записывать
прочитанное, проверял конспекты. Все эти
краснофлотцы на инспекторской проверке
получили хорошие оценки,

Такой же метод индивидуальной работы

со слушателями т. Завада применяет и сей-

час. На вводных беседах, при самостоя-’
тельном чтении и на групповых занятиях
т; Завада задает слушателям наводящие
вопросы, помогает составлять конспекты,
проверяет записи, учит, как выделять из
прочитанного главное. Нередко в` свободные
от вахты и ‘учебы часы бойцы тт. Поло-
хов, Коцосов и другие приходят к. группо-
воду за советом.

Больше всего приходится помогать слу-
шателям в составлении конспектов.. Неко-
торые, бойцы до сих. пор. добросовестно
переписывают в тетрадь то, что сказано в
книге. Такой конспект не приучает слу-
шателя к творческому обдумыванию мате-
риала. Поэтому групповод много внимания
уделяет тому, чтобы научить слушателей
глубоко продумывать содержание темы,
кропотливо работать над книгой...

Пример такого серьезного подхода к по-
литическим занятиям показывает сам т. За-
вада. :

Он всегда тщательно готовится к каж-
дому занятию. Учебник по истории народов
СССР он изучал еще ‘до службы во флоте,
Tem не менее сейчас т. Завада вдумчиво
его прочитывает, в процессе чтения делает
заметки, намечает вопросы. Групповод но-
стоянно пользуется исторической картой.

Затем т.  Завада приступает к изучению
подсобного материала по истории. СССР.
Прочитав внифательно раздел книги, со-
ответствующий учебнику, групповод делает
записи в своей тетради. Из подсобного
материала он отбирает самое нужное: яр-
кие факты, меткие сравнения, выдержки
из исторических документов. Но делается
это так, чтобы He загромождать свой
рассказ бесконечным перечнем дат, имен,
событий. Готовясь к занятию по второй
теме, групповод познакомился с высказы-
ваниями Маркса о росте и значении Киев-
ского государства первого периода; с от-
дельными произведениями Ленина о госу-
дарстве.

Цосле того как работа над конспектом
закончена, прочитаны и обдуманы записи,
т. Завада составляет вопросы для групио-
вого занятия.

Организованный в части семинар помо-
тает трупиоводу закрепить прочитанное.
На семинаре он узнаёт новые интересные
‘факты, проверяет свои знания, получает
методические указания, консультацию.

Тов. Завада по праву считается одним
из лучших руководителей групп политзаня-
тий в части, ‚,

Политрук М. МИХАЙЛОВ.

Дунайская флотилия.

В Военно-морском авиационно-техническом училище им. Молотова. На снимке
(слева направо): старший преподаватель военинженер 3-го ранга В. Андреев и

преподаватели военинженеры 3-го ранга

И. Ребров, Н. Мельников и М. Гордеев

заключают договор на социалистическое. соревнование в честь ХУШ Всесоюзной

партийной конференции,

Фото А. Гармаш.

et
ee

Говорит Севастопольский
радиоузел...

Интересны и разнообразны темы передач
Севастопольского радиоузла (ответ. редак-
тор радиовещания т. Шелухин). Тут опыт
передовиков боевой и политической подго-
товки, освещение социалистического сорев-
нования, популяризация бойцов и коман-
диров, образцово выполняющих уставные
требования, освещение паргийно-политиче-
ской работы, военно-морская пропаганда,
культурно-массовая работа кораблей и ча-
стей, передачи в помощь изучающим исто-
рию ВЕП(б).

Радиоузел хорошо организовал цикловые
передачи. По циклу «Международное поло-
жение», например, проведены радиодокла-
ды «Японо-китайская война», «События в
странах Южных морей», «Борьба за новый
передел Африки»... По циклу «История
Военно-Морского Флота» освещены темы:
«Петр I— создатель русского военно-мор-
ского флота», «Боевая деятельность рус-
ского флота в 1714—1721 гг.», «История
возникновения кораблестроения». По циклу
«Музыка, литература, искусство» переда-
ются «Музыкальная культура древнего
мира», «Античная литература», «Классики
марксизма-ленинизма о культуре и искус-
стве».

Организуются концерты и музыкальные
антракты, посвященные песням народов
СССР, маршам советских композиторов,
музыке опер и оперетт и т. д,

Передачи разнообразны по форме: «Ёрас-
нофлотские известия», лекции, доклады, бе-
седы, радиокомпозиции, концерты, музы-

Макашин, старшие политруки тт. Ефремов
и Фомин, политрук т. Хлебников — по-
стоянные лекторы радиоузла.

Перед микрофоном выступал также вкоман-
дующий Черноморским флотом контр-адми-
рал тов. Ф. С. Октябрьский.

Для улучшения связи с радиослушате-
лями практикуются конференции, которые
много дают и редакции радиовещания и
органам политической пропаганды. 3a
10—12 хней до конференции радиослуша-
телям рассылаются пригласительные  би-
леты. Кроме того о ней систематически
извещалт по радио. На конференции за-
слушивается и обсуждается доклад редак-
тора, вносятся практические предложения,
которые редакция учитывает при соста-
влении плана.

Практикуется и другая форма связи с
радиослушателями: посылаются письма, в
которых перечисляются темы предстоящих
передач. Радиослушатели в своих ответах
сообщают, понравились ли им прослушан-
ные передачи, вносят предложения.

Все это положительные стороны работы
Севастопольского радиоузла, но есть у него
и недостатки. Планируется, например, толь-
ко местное вещание, а трансляция прово-
дится без плана. Не организована диктор-
ская группа, хотя директива Главного
управления политической пропаганды
Военно-Морского Флота требует создания
при каждом радиоузле такой группы.
Кроме того зачастую нет увязки между
редакцией и начальником радиоузла. Бы-

калные антракты, выступления. художе-
ственной самодеятельности, театра, ансам-
бля краснофлотской песни и пляски ит. д.

За одинналцать месяцев прошлого тода
передано 270 номеров  «Враснофлотских
известий». В них использовано 1.948
военкоровских корреспонденций. У микро-
фона выступило 57 человек.

За это же время было организовано 27
целевых передач, в которых приняло уча-
стие 79 человек. Проведены 44 лекции.
Батальонные комиссары тт. Печенин и

валот случаи, когда редакция не может ипе-
редать запланированную лекцию потому,
что начальник узла переключил сеть на
другую передачу.

Устранив эти недостатки, расширив
связь с активистами и радиослушателями,
Севастопольский радиоузел имеет возмож-
ность стать одним из лучших радиоузлов
Военно-Морского Флота.

Батальонный комиссар
Н. ЗАМЕДЛИН.

Катер отошел от пристани; за кормой
быстро таяли огни Дома Военно-Морского
Флота. Вот и линкор. В ленинской каюте
уже ждут командиры и бойцы. Ё ним с6-
годня пришли в гости поэты и писатели
Черноморского флота.

Вечер открывает старший политрук
А. Сальников. Он рассказывает собравиим-
ся о недавно организованной группе крас-
нофлотеких литераторов. Ее` задача — об’-

единить литературные силы флота, помочь’

им организацией лекций, обсуждением,
разбором их‘ творчества ит. д.

— Сегодня, — говорит т. Сальников, —
мы проводим на линкоре литературный ве-
чер. Поэты и писатели флота прочитают
свои стихи и рассказы. Этот вечер должен
сблизить группу литераторов с массой
командиров и краснофлотцев, которые помо-
гут нам взять верное направление в даль-
нейшей работе.

Начались выступления. Старшина Петр
Афонин читает стихи о дружбе, любви.
Аудитория слушает его внимательно. Чув-
ствуется, что произведение доходит до
слушателей..

Песня льется тихо, тихо,
Остановится — не тронь...
Но рванет, бывало, Тихон
Голосистую гармонь...

Микрофон разносит слова краснофлот-
ских поэтов по всему кораблю.

Старший политрук А. Сальников, кото-
рого друзья в шутку называют черномор-
ским Маршаком, читает стихи о детях:

Я иду, любуюсь сыном.
Может, он придет на флот

И продолжит наш старинный,
Наш. моряцкий крепкий род.

Залем со своими рассказами о флоте вы-
ступает старший лейтенант А. Баковиков.

г

Литературный вечер на корабле

Майор Г. Максимов уже давно и серь-
езно работает в области краснофлотской
поэзии. Его знают черноморцы по боль-
шому произведению «Амурец-партизан»,
которое вошло в сборник «Краснофлотское .
творчество», выпущенный Военмориздатом..
Не так давно в газете «Красный черно-
морец» появилось стихотворение Г. Мак-
симова «Даша севастопольская». На обще-
флотском литературном конкурсе оно при-
знано лучшим произведением. Мать коман-
дира т. Чаплина переложила эти стихи на
музыку. Сейчас краснофлотцы часто по-
ют.о первой русской медицинской сестре,
принимавшей активное участие в героиче-
ской обороне Севастополя.

J * ke *

Литературная труппа на Черноморском
флоте только приступает к своей деятель-
ности. Начало сделано неплохое. Вечера, на
кораблях, активное участие в газете «Крас-
ный черноморец», консультации -—— все это
несомненно поможет начинающим литера-
торам. Сейчас на Черноморском флоте об?-
явлен конкурс на лучшее произведение.
Титературная труппа уже включилась в
этот конкурс.

Титературные вечера — бесспорно инте-
ресная` форма. Но проводить их надо не с
помощью одних и тех же трех-четырех лиц.
Ведь в литературной группе насчитывает-
ся не меньше 15—20 человек. Всех их
pa привлечь к активной массовой ра-

оте.

0 Черноморском флоте, о его славной
истории, о его лучших людях еще очень
мало рассказано в художественных произ-
ведениях. Литературная группа черномор-
цев, возглавив творческое движение коман-
диров и краснофлотцев, должна помочь
восполнить этот пробел.

Н. ФЛЕРОВ. .

Ne ee eee een ee een NT NK eee

Балтийская кампания 1854 года“

Постройка Бомарзундеких укреплений на
тлавнох острове Аланд велась с 1829 г.
Нок 1854 тоду только 5 часть укреп;
лений была готова. Укрепления были не
связаны между собой. Главный форт был
прито двухотажной каменной - казармой
пох железной крышей. В тлавном форте
были помещения для 2.500 человек. Ам-
бразур было 115. В 400 саженях от фор-
та находилась башня «С»; над всеми Ук-
реплениями, отдельно от форта и от дру-
той башни, и на таком же почти расстоя“
нии от форта, как и башня «С», находи-
лись еще две башни. В каждой моглос по-
меститься до 125 чел., в первой было до
20 змбразур. Отены как форта, так и ба-
щен были толщиной в 6 футов и сделаны
были из кирпича, облицованы же
транитом. Во всех этих укреплениях в 0б-
Щей сложности находилось 112 орудий с
запасом в 80 снарядов на каждое. Лафеты
были старые, деревянные.

В мае 1854 г. английский флот начал
крейсировать близ Бомарзунда, высаживая
тпребными судами небольшие отряды по. бе-
регам, забирая людей, которых и расепра-
шивали 06 укреплениях,

Уже начиная с июня, а особенно с ию-
ля, маленький гарнизон Бомарзунда кон-
статировал близкое присутствие неприяте-
ля, В течение нескольких недель англича-
н6 почти ежедневно выкаживали своих
разведчиков на берсгу материка и HA OCT-
ровах, и они расспрашивали местных жи-
телей об укреплениях, Непир узнал таким
путех об устроении капитаном Теше скры-
той береговой батареи. 2 июня (н. с.)
антличане, производя очередную рекогно-
сцировку,. открыли огонь по двум остро-
вах, а затем, рыстроившись фронтом перед
замаскированной, но уже известной им
батареей Теше, три парохода начали гро-
with батарею. Три часа длилась канонада.
Англичанам сильно мешали при этом,
стрелки 2-й роты гренадерского саперного
батальона: рассынавшись в лесу позади
батареи, русские стрелки били очень мет-
ко в амбразуры трех неприятельских па-

*) Окончание. Начало см. «Кр. Флот», № 8.

2 :

Академик Е. В.  Тарле

<>

роходов, ‘поражая артиллерийскую прислу-
гу. Держаться далее батарея не могла, и
полковник Фуригельм приказал ей отсту-
пить в форт.

Тогда неприятель начал бомбардировать
форт, который ототреливалея до второго
часа ночи, когда пароходы ушли. Русские
заметили, что неприятель, выпустив до
двух тысяч снарядов, причинил форту
больше повреждений, чем скрытой батарее.
Поэтому. сейчас же после ухода неприя-
тельских судов гарнизон принялея соору-
жать новую прибрежную батарею, которую
и вооружили восемью орудиями.

Прошло несколько. недель затишья. Мы
уже знаем, что Непир ждал французов.

Наконец, произошло событие, предре-
шившее близкую тибель Бомарзувда. 26
июля, в 10 часов вечера, вдруг посльша-

‚лась далекая, но сильная пальба. Среди

ночи с 26 на 27 июля пальба возобнови-
лась: это Чарльз Непир салютовал ‘подхо-
дившей к нему долгожданной французской
эскадре адмирала Парсеваля, привезтего
десантный отряд тенерала Барагэ д’Илье,

2 августа в гарнизоне узнали, что
неприятель начал высаживаться на берег
близ Зунд-кирки, в 12 верстах от форта,
Тогда, в предвидении немедленной тесной
осады форта, русские решили сжечь все
строения на острове, где неприятель мог
бы найти приют или извлечь какую-либо
пользу. 2; 3, 4 августа были сожжены
госпиталь, тюрьма, три провиантских ма-
газина, конюшни для артиллерийских 10-
шадей, бани, гауптвахта. В ночь с 7 na
8 августа Бодиско велел уничтожить при-
брежную батареюси взорвать орудия. Но
это не успели исполнить, и неприятель за-
хватил орудия.

1 августа, в 3 часа утра, началась вы-
садка французов и английского отряда.
Высадка продолжалась 316 ‘часа. Высади-
лись 11.000 человек в трех отдельных
пунктах и уже спустя, несколько часов

открыли. первую бомбардировку, 8, 9, 10
августа ‘продолжалась высадка осадных
орудий, зарядных ящиков и. провианта. К
бомбардировке башен © 9 августа прибави-

лась бомбардировка главного форта. Осад-

ные орудия были очень крупного` калибра,
на выгрузку каждого с корабля на берег
требовалось до’ двухсот человек. 15-го и
утром 16 августа огонь осаждающих необы-
чайно усилился. Стрельба русского тар-
низона тоже не ослабевала, ‘и русской
артиллерии удалось даже тяжело повре-
лить английский корабль «Леопольд» и
вывести его из строя. Но этот успех был
одиноким исключением: артиллерия Бомар-
зунда была такого калибра, что ялра
очень редко долетали до неприятеля. Для
союзников осада Бомарзунда’ была в сущ-
ности почти совершенно безопасным заня-
THEM.

Кроме десятитысячного отряда Барага
д’Илье, 8 августа у Бомарзунда решено
было высадить еще 2.000 французских
моряков; англичане высадили небольшое
количеетво своих матросов и девяносто че-
ловек сапер. Участие этих английских сил
было равпо нулю. Ни Барагэ д’Илье их
не требовал, ни сами они ничего не на-
мерены были делать, и их высадка имела
лишь символический и как бы декоратив-
ный смысл. Всю ноЧь’с 7 на 8 августа
шла перестрелка.

С утра 8-го ‘непосредетвенная цель
неприятеля обозначилась ясно. Французы
подошли к крепости и сейчас же сооруди-
ли три батареи против самой важной из
башен, башни «С», построенной на высо-
те, . которая господствует над всей крепо-
стью.

Командиром башни был инженерный
капитан Теше, под его командой было 123
человека, из них 85 финляндекого баталь-
она, 18 артиллеристов и 20 стрелков гре-
надерского батальона.

Положение маленького гарнизона было
совершенно безвыходным с первого же мо-
мента высадки десанта. «Малый калибр
наших орудий, — пишет русский офицер,
участник дела, — не мог ‘успешно ‘отве-
чать ‘неприятельским: все ядра падали,
далеко не достигнув неприятеля. Удалив-

шись за линию падения наших снарядов,
неприятель, ничего не страшась, громил
форт бомбами с точностью практической
стрельбы на ученье, до того впоследствии
верной, что ядра попадали в самые амбра-
зуры и сбивали орудия». Обойдя форт и
заняв возвышенности, укрывшись за ска-
лой и болыними каменьями, ` неприятель
«разбивал кирпичные стены внутренности
форта и ежеминутно угрожал взрывом по-
роха, помещенного в ящиках при каждом
каземате». Бомбы проникали решительно
во все места казематов и башен, и люди
U0 нескольку суток почти не смыкали
глаз. Гарнизон не смутился духом и дорого
решился продать жизнь свою, если непри-
ятель решится брать штурмом. Но’ непри-
ятель ‘утадывал отчаянное положение oca-
жденных и на штурм не пошел. Он. про-
должал ослаблять гарнизон убийственным
огнем своих орудий... В форте начались
пожары, и все усиливавшаяея бомбарди-
ровка мешала тушить их.

Три дня продолжалась неравная отчаян-
ная борьба, и башня сохраняла сообщение
с главным фортом, откуда и получала
снаряды. В семь часов вечера капитан Те-
ше пришел к коменданту с грустными ве-
стями. Часть его гарнизона была переби-
та метким огнем французских стрелков
через амбразуры, одно, орудие подбито. Вее
заметили, что он «совсем расотроен от
усталости и заботы». Не только он, но и
весь гарнизон знал © абсолютной уверен-
ностью, что сдача совершенно неизбежна.

Наступила последняя ночь башни «С».
Около половины ее гарнизона успело уйти
в форт. Теше приказал заклепать орудия.
Тяжко раненый, он и несколько уцелев-
ших человек в четвертом часу утра 14
августа были взяты французами в плен.

Взятие башни предрепило падение все-
го форта. Французы еще до взятия баш-
ни выстроили две сильных батареи в. не-
посредственной близости от. форта: одну-—
на Чортовой горе, & другую — на том са-
мом месте, где стояла русская прибреж-
ная батарея и где быди захвачены русские
орудия. А 14 август» после занятия баш-
ни «С» французы устроили именно там
третью батарею, действие которой против
форта должно было неминуемо оказаться
не менее губительным, чем действие при-
брежной батареи, которая успела подбить
несколько русских орудий через амбразу-

ры. По показаниям, идущим со стороны
неприятеля, некоторые выстрелы вырыва-
ли прочь самые амбразуры вместе с ору-
диями, Еще в первые дни бомбардировки
форт отстреливался очень энергично, но
артиллерийская дуэль была очень уж не-
равной: русские орудия сплошь и рядом
не добрасывали снарядов до цели. Вот, на-
‘пример, что рассказывает в своем офици-
альном донесении человек, деятельно уча-
ствовавший в обороне форта, 0б эпизоде
боя, происшедшем 8 августа (н. с.):

«...В 11 часов утра пароход «Пенело-
па» сел на мель в проливе между остро-
вами Поесте и Тевте, в 800 саженях от
форта.

Немедленно был открыт сильный огонь
по пароходу, который, по показанию непри-
ятеля, получил девять пробоин, но подо-
спевшие на помощь четыре парохода сня-
ли «Шенелопу» с мели, сбросив часть во-
оружения оной в воду, в три часа успели
взять поврежденный пароход на буксир и
вывести в Энгезунд. Если бы орудия на-
ши имели больший калибр, то пароход
«Пенелопа» неминуемо должен был бы по-
гибнуть, Чтобы отвлечь огонь наш, непри-
ятельский линейный корабль приблизился
к форту и сильно бомбардировал оный,
причинив нам значительный вред 96-фун-
товыми. орудиями! своими»,

В четыре часа утра 13 августа фран-
цузская артиллерия открыла бомбардиров-
ку западной башни Бомарзундской крепо-
сти. Бомбы необычайной силы непрерывно
тромили башни, огонь продолжался весь
день. Русские отвечали, но в сущности
сопротивление ничтожной кучки людей,
запертых в старом замке, из амбразур ко-
торого трудно было даже направлять
‘огонь, было абсолютно невозможным. Им
пришлось обороняться от болылой, пре-
красно вооруженной десантной армии,
обильно снабженной не только легкой, но
и осадной артиллерией, К вечеру разбиты
были стены, кое-где совсем вырваны прочь
амбразуры с. орудиями, стрелявшими из
них. «Несмотря на это’ и на еще более
усилившийся огонь французских егерей,
гарнизон мужественно отстаивал свои по-
зиции, и его орудия работали без остано-
вок, поддерживая до вечера непрерывный
огонь против неприятеля». В вечеру це-
лый ураган разрывных бомб ударил в раз-
рушенную крепость.

Наступала уже темнота, когда в одном
из отверстий в стене показался парламен-
терский флаг.

Огонь прекратился, и тенерал Барагэ
д’Илье с несколькими провожатыми подо-
шел ближе, чтобы узнать, о чем хотят
товорить осажденные. Русские предлагали
четырехчасовое перемирие. Убежденный,
что осажденные имеют в виду добыть за
это время каким-нибудь путем новые бое-
припасы, Барагэ д’Илье ответил, что он
дает перемирие на один час. Тогда, по од-
ним данным, русские крикнули на фран-
цузском языке: «В таком случае, поско-
рее убирайтесь к своим, мы сейчас возоб-
новляем огонь». По другим данным, они
выразили эту же мысль вежливее («сове-
туя  парламентерской группе  поспе-
шить», — говорит Непир).

Канонада после этого ©трашно усили-
лась. Железные и каменные обломки пал-
ками взлетали высоко на воздух и обру-
шивались на погибающую крепость. Ha-
ступила ночная тьма. Французы ‘располо-
жились вокруг тесным кольцом, оконча-
тельно отрезав залцитников крепости от
всяких сношений с внешним миром,

Несмотря на это убийственное различие
в дальнобойности ‘и силе артиллерии, гар-
низон форта продолжал сопротивляться и
отстреливаться. В ночь © 13 на 14 автгу-
ста, как раз, когда решалась участь баш-
ни «С», пачиная с 10 часов вечера, фран-
цузы ‚начали обстреливать форт особенно
сильно, очевидно, чтобы затруднить по-
мощь со стороны форта защитникам поги-
бающей башни. Обстрел велся в эту ночь
также контревовыми ракетами и граната-
ми, которых у русских не было вовсе.
Бомбардировка шла всю ночь, а © утра
14-го французь начали устройство новой
батареи на взятой ‘ими уже башне «С».
Но подполковник Финляндского полка
Кингштадт уже вечером того же 14 авгу-
ста стал бить из трех мортир по этой но-
вой батарее и удачно поджег снарядами
дрова, сложенные во дворе. Возник пожар,
который дошел до порохового погреба, и
часть башни взлетела на воздух.

Чтобы покончить с фортом, осаждающие
призвали флот. Уже в 5 ‘часов вечера
14-го три военных корабля приняли дея-
тельное участие в обстреле форта, С 8 ча-
сов утра 15 августа уже восемь кораблей

(Окончание на 4-Й стр.).