— 12 января 1941 г. №110 (664)

Плавание
лодки

(бслуживание механизмов, систем и
установок каждой боевой части подводной
лодки в зимнее время имеет ряд особенно-
стей. Подводники Краснознаменной Валти-
ки, Северного и Тихоокеанского флотов
имеют уже эначительный опыт плавания в
зимних условиях.

Подводную лодку, вышедшую зимой в
море, ожидает ряд опасностей. После пер-
`вого погружения или даже после воздей-
ствия воды в штормовую погоду лодка мо-
жет сразу лишиться основных тактико-тех-
нических свойств использования оружия и
способности погружаться.

Разберем несколько примеров особенно-
стей обслуживания техники подводной
‘лодки при плавании ее в море в условиях
низкой температуры. Корпус, надстройка,
мостик и весе механизмы, системы и уста-
новки, расположенные на верхней палубе,
быстро покрываются слоем льда, иногда
достигающим значительных размеров. 06-
‘мерзают клапаны вентиляции систерн глав-
`ного балласта. Все это лишает подводную
лодку возможности погрузиться. Необходимо
еще перед выходом подводной лодки в море
смазать техническим салом комингсы кла-
‘панов судовой вентиляции и систерн глав-
ного балласта. В процессе похода через
каждые 2 часа их открывают и закрывают.
Предпочтительно это делать с помощью
пневуатнки.

Не следует допускать густой смазки
установок. верхней палубы и, в частности,
„артвооружения при низкой температуре,
так как смазка будет затвердевать, спо-
собствуя выходу установок из строя. По-
мимо периодического проворачивания меха-
низмов верхней ‘палубы (в зависимости от
интенсивности обмерзания) нужно` обивать
‚лед с механизмов и с надстроек. Это не-
логкая задача, особенно в штормовую по-
тоду. Самый ‘процессе погружения в это
время представляет известные трудности,
так как пловучесть льда, сковывающего
корпус и надстройки, воэдушные пузыри,
появляющиеся в момент. погружения в над-
стройке, затрудняют процесс нормального
погружения. В этом случае .0с0бо важную
роль играет правильный расчет диферен-
товки, Должна быть полная уверенность,
что он произведен абсолютно верно. Дифе-
рентовочная вода принимается точно по
расчету, и погружение производится реши-
тельно, с полной уверенностью в. его. непо-
грешимости,

Следует помнить, что сковывающий лед
сравнительно быстро растает, как только
лодка уйдет под воду на тлубину 20—30
метров. Возможные крены и диференты“из-
за неравномерного обмерзания и таяния
лыа и при погружении и в подводном ‘то-

ложении обычно не достигают аварийных

значений. В случае, когда величины углов
‚кренов и диферентов превышают допусти-
мые пормы, поступают так ‘же, каки в
общих случаях кренов, появляющихся от
другнх причин.

При плавании в битом льду в крейсер-
ском положении лодка, как правило, ли-
Шаетея возможности использовать торпед-
ное вооружение, так как волнорезы тор-
педных аппаратов под воздействием ударов
льдин быстро выходят из строя.

Переход подводной лодки в позиционное
положение, когда волнорезы ‘уходят под
лед, не всегда достигает цели. Нужно в
таком случае сочетать позиционное поло-
жение со с’емкой волнорезов еще в базе,
до выхода подводной лодки в морё. Торнед-
‚ные аппараты при плавании в надводном
положении, во избежание замерзания воды
в пих, держат сухими и заполняют непо-
средственно перед погружением. Крышки
люков, которые должны быть открыты при
плавании в надводном положении, перио-
дически расхаживают. Сразу же’ после
всплытия крышку люка‘ несколько раз
ретряхивают, чтобы резкими движениями
удалить понавшую воду. Кремальеры и ше-
стеренки ппиводов крышек люков смазы-
Бают смесью масла с глицерином.

Частое - явление-— «примерзание» ‘пери-
скопов. Лучшее средство в данном слу-
чае — уйти под воду для «оттаивания».

Я
подводной
зимой
При всплытии необходимо из сальников
перископов спустить воду. В надводхном
положении замерзает Жолоб якорного ка-
ната, и подводная лодка не имеет возмож-
НОСТИ «стравить» его на случай поста-
повки на якорь. Рекомендуется держать его

несколько стравленным и при постановке

подобрать, тем самым лед будет разрушен
в жолобе.

Внутри подводной лодки для механизмов
И систем нужно применять смазки более
жидкой консистенции, чем обычно.

Обслуживание дизелей производится нор-
мально, но при остановке на продолжи-
тельный срок из зарубашечного простран-
ства спускается вода, а при коротком без-
действии время от времени они прогре-
ваются путем пуска их на подзарядку ак-
кумуляторной батареи. Краники спуска во-

ды из глушителя держат все время от-
крытыми,

На некоторых лодках веледетвие низ-
кой температуры в центральном посту
может замерзнуть трубопровод замещения
соляра водой. Это возможно ‘и при стоянке
подводной лодки на якоре. Рекомендуется
в этих случаях держать трюм централь-
ного поста все время закрытым, трубо-
провод замещения периодически обогревать
лампами ‚или переносными трелками. В
крайнем случае возможен переход. на пи-
тание дизелей соляром из кормовой группы
систери топлива. Особого наблюдения тре-
буют трубопровод воздуха высокого давле-
ния и его манометры при температуре воз-
духа в центральном посту ниже нуля;
поэтому в районе манометров держатся
переносные лампы без колпаков. Повыше-
ние давления на манометре свыше 200 ат-
мосфер означает, что манометр «замерз» и
требует «лечения» (возможен случай раз-
рыва манометра). После снятия давления
необходимо отсоединить трубку’ от мано-
метра, а сам манометр прогреть ‘и спустить
из него вею воду.

Во время крейсерского хода следует про-
дувать магистраль через каждые 2 часа,
через те же промежутки продувать тифон
и сирену. Во избежание замерзания проду-
вать их нужно немедленно, сразу же после
всплытия. Забортные клапаны глубомеров
открывают непосредственно перед погру-

‚жепием. Сразу же после всплытия необхо-

димо продуть трубопровод глубомеров.

Точно так же возможно обмерзание водо-
отдивных средств - в центральном посту
подводной лодки. Рекомендуется через каж-
дые 4 часа во время ‘крейсерского хода
лодки делать небольшие перекачки воды
из носа в корму и. обратно по диференто-
вочной магистрали. Трюмно-балластную ма-
гистраль держать сухой и заполнять перед
погружением (если не ожилаетея срочное
погружение). Иногда в систернах, распо-
лаженных в центральном посту, замерзает
пресная вода, и слой льда доходит до при-
емной трубы. Указанные систерны также
обогревают переносными грелками,

Что касается бытовых условий, то не-
обходимо принять все меры. длях сохране-
ния тепла внутри ‘подводной лодки, т. е.
держать закрытыми все переборочные две-
ри, которые по условиям плавания могут
быть закрытыми. В «жилых» отсеках на
все время плавания лодки в море вклю-
чают электрические грелки. *

Указанные примеры, конечно, не исчер-
пывают всех особенностей обслуживания
техники подводной лодки зимой. Церво-
очередное мероприятие. при нахождении в
базе — удаление воды из всех трубопро-
водов, установок и механизмов на время
бездействия их и заполнение отдельных
участков. трубопроводов  соляром или
маслом.

Необходимо, чтобы подводники подели-
лись своим опытом на страницах «Крас-
ного Флота».

Инженер-капитан 2-го ранга
М. МЕНЬКОВ.

Военинженер 3-го ранга Г. Логинов, награжденный  народным  комиссаром Военно-

Морского Флота именными часами. (Черноморский флот). ,

Фето Б. Шейнииа.

Проверка техники пилотированая

Все усложняющаяся техника ведения
воздушного боя, полеты» на больших. высо-
тах и скоростях. требуют от летчиков п9-
стоянного совершенствования техники пило-
тирования, Она обеспечивает безопасность
полета в самых сложных условиях, позво-
ляет выбрать и совершить’ искусный Ma-
невр для ведения меткого огня, хостиже-
ния победы в воздушном бою.

Необходимым условием ‘отличного освое-
ния летчиками техники пилотирования яв-
ляется регулярная проверка. Она позволяет
предупредить перерастание мелких ошибок
в крупные, проверить, устранены ли ошиб-
ки, ранее обнаруженные у летчика; кроме
того дает возможность определить стемень
подготовленности ‘летчика к выполнению
упражнений соответствующего раздела пла-
на боевой подготовки. Во время проверки
командир имеет возможность указать лет-
чику, как устранить ошибки, раз’яснить
порядок дальнейшей отработки отдельных
элементов техники пилотирования.

Чтобы полностью выполнить эти задачи,
проверяющий команхир должен сам в со-
верщенстве владеть техникой пилотирова-
ния, быть способным не только заметить
ошибки, но и показать правильное выпол-
нение того или другого элемента полета,
фигуры, маневра. Нри этом проверяющий
должен быть подготовлен не только прак-
тически, но и уметь теоретически об’яснить
особенности выполнения элементов полета,
отлично знать наставления, материальную
часть, теорию авиации.

При проверке’ следует давать упражие-
ния и задачи с таким расчетом, чтобы они
соответствовали проходимому разделу летной
боевой подготовки. В некоторых частях про-

верку техники пилотирования сводят К

стандартным полетам — по кругу, в зону,
взлет, посадка. Это неправильно. Проверка
должна. исходить из Того, какие . разделы
боевой подготовки ‘нроходит часть, ‘каковы
индивилуальные особенности проверяемого
летчика, какие опгибки он допускал в прош-
лом, насколько. хорошо он знает меры по
безопасности полета, теорию авиации, на-

‘ставления и инструкции. Только в ‘этом

случае можно составить полную картину
подготовки летчика,

Проверка начинается с момента осмотра
летчиком самолета (потом его должен при-
нять проверяющий) и, заканчивается после
заруливания на место и остановки мотора.,
Находясь в воздухе, командир должен вы-
яснить, насколько летчик подготовлен к
принятию решения, если неожиданно отка-
зывает мотор (имитация вызчужденной по-
садки), проследить, как быстро принимает
он решение и ориентируется в обстановке.

Оценку техники пилотирования необхо-
димо давать после того, как летчик доло-
жит о результатах и ошибках, которые OH
допустил, начиная от запуска . мотора и
кончая посадкой на. аэродром. По этому до-
кладу можно судить, замечает ли летчик
свои ошибки, умеет ли об’яснять причины,

‚в результате которых они произошли, geet

ли, как их можно исправить. Свои выводы
и решения проверяющие должны обосновы-
вать записями, которые они ведут в полете.

В. ряде частей до сих пор не придают
значения правильному ‚фиксированию ре-
зультатов проверки техники пилотирования.
Некоторые командиры считают оформление
ее результатов в соответствующих докумен-
тах излишней, «бюрократической» затеей.
Между тем по коротким, огрывочным запи-
сям, в которых техника выполнения OT-
дельных фигур и элементов полета оцени-
вается в баллах, без указания самих оши-
бок, судить о подготовке летчика, конечно,
трудно.

Мы считаем, что результаты каждой про-
верки техники пилотирования должны за-
писываться в специальную тетрадь. По
этим записям, сделанным кратко, но с ис-
черпывающей ясностью, можно судить 0
поведении летчика в воздухе, его умении
владеть маапиной, принимать решения в
сложных условиях, знании теории авиации,
наставлений, инструкций и материальной
части. Регулярная проверка техники пило-
тирования тюзволяет командиру в течение
7—8 месяцев не только выялонить, ках
летчик знает теорию авиации, но и по-
мочь летчикам лучше освоить теорию по-
лета: Кроме гого, такая проверка будет на-
поминать нерадивым о необходимости по-
стоянно работать над повышением теоре-
тических знаний, изучать наставления и
уставы. Командир по подробным записям в
тетрадях сможет судить, насколько подго-
товлен подчиненный ему летчик, изучать
его особенности, ‘помогать изживать недо-
статки. ; seen

Особенную ‘ценность ‘эти ‘тетради имеют
для командиров, в распоряжение которых
переводится летчик из другой ‘части. На
основе записей они смогут отчетливо пред-
ставить себе, в какое ‘подразделение можно
назначить его, будут знать технику пило-
тирования летчика и ‘довольно ‘легко, без
ошибок, сумеют. определить порядок его
дальнейшей летной подготовки.

Каждое подразделение должно. составить
план-график проверки техники пилотирова-
ния и строго следить за ого выполнением,
Сроки проверки устанавливаются с таким

расчетом, чтобы появляющиеся у летчика

ошибки‘ не. усугублялиеь. `Поэтему никогда
не следует не только пропускать, но даже
откладывать проверку техники пилотирова-
Пия. :
Правильно организованная проверка —
хорошее средство повышения качества Oo-
евой подготовки летного состава, непремен-
ное условие успешной борьбы с аварийно-
стью. Надо добиться такого: ноложения, что-
бы летчик, заметив у себя ошибки при вы-
полнении какого-либо эдемента полета, сам
обращалея к командиру с просьбой прове-
рить его и помочь ликвидировать обнару-
женные ошибки.
Капитан Н, СПЕСИВОВ.

Использование торпедных катеров в составе дозора

Торпедные катера — сравнительно но-
вый вид боевого оружия. Они получили
распространение в период первой империа-
листической войны и вошли в состав фло-
тов многих - государств. Созданию этого
Класса кораблей способствовало появление
двигателей внутреннего сгорания. Первые
торпедные катера были ограмичены в даль-
ности плавания, мореходности и обладали,
по сравнению с современными, небольшой
скоростью хода. По своим тактико-техниче-
ским данным они могли быть использованы
вблизи побережья для несения охранной и
дозорной служб, борьбы с подводными
зодками, & также против баз противника,

В первую империалистическую войну
англичане широко использовали торпедные
катера лля дозорной службы в системе
луврекого патруля, созлав этим серьезную
Угрозу немецким миноносцам и подводным
лодкам. В 1917 г. английские катера при
несении дозорь потопили у Остенде лва
корабля и подорвали один корабль против-
ника. В 1918 г. итальянские торпедные
катера потопили австрийский линкор, они
использовались также в составе Отрант-
ского барража для борьбы с авотрийискими
подводными лодками.

Развитие техники в послевоенный пе-
рио1 дало значительный толчок катеро-
строению. № началу второй империалиети-
ческой войны в составе флотов многих
тосулартв появились торпедные катера со
значительно улучшенными тактико-техни-
ческими данными, что сильно расширило
возможности их боевого применения, Опыт
второй империалистической войны показы-
вает, что торпедные катера сейчас истюль-
зуются не эпизотически, как это было в
войне 1914—1918 гг., & систематически
и с определенных оперативным направле-
нием,

Кроме выполнения задач охранной и
дозорной служб и борьбы с подводными
лолками, их начали широко применять хля
борьбы па коммуникациях, в эскортах бое-
вых кораблей и транспортов и даже как
посты ВИОС. Это уже‘ совершению новые
задачи, которые решают катера в-силу из-
мененил и улучшения своих тактико-техни-
ческих данных. Однако наиболее широко

они используются лля несения дозорной и
охранной служб. 06 этом свидетельствуют
частые столкновения немецких торпедных
катеров с английскими миноносцами и тор-
педными катерами дозора. Германия также
использует свои мореходные торпедные ка-
Tepa для’ дозорной службы. Сначала они
несли хозорную службу в Балтийском и
Северном морях, а с капитуляцией Фран-
ции — и в проливе Ла-Манит.

В ряде иностранных флотов имеются два
типа торпедных катеров: дальнего и ближ-
него действия (или прибрежные), Наличие
моторов экономического хода и обитаемости
придает катерам «дальнего действия» авто-
номность, допускающую нахождение в море
более 10—12 суток. На такой тип катеров
может быть возложено несение как ближ-
него, так и дальнего дозора не только в 0б-

чцей системе дозора, но и самостоятельно

в значительном удалении от базы.

Торпедные катера «дальнего действия»,
привлекаемые для несения службы в си-
стеме общего. дальнего дозора, в ночное
время суток должны иметь отдельные ли-
нии, вынесенные вперед относительно ли-
нии дозора кораблей. Количество катеров
определяется условиями обстановки и 38-
дачей, поставленной лозору. Нахолясь на
линии. 10зора, они должны держаться па-
рами, & лвижение на линии нужно органи-
зовать так, чтобы исключалась возмож-
ность взаимной встречи с другими парами
катеров, а тем более с дозорными корабля-
ми. Особенное внимание следует обращать
на связь между командиром дозорных Ko-
раблей и командиром дозорных” катеров. В
наставлении дозору необходимо определить
действия кораблей и катеров в случае обна-
ружения неприятельских сил и указать
направление и порядок атаки. Для сохра-
нения линии дозора торпедными катерами
надо заранее подготовить навигационное
обеспечение, установить временные нави-
тационные ориентиры, позволяющие кате-
рам определять свои места. ,

Кроме навигационного обеспечения тор-
пелные катера доляуты ориентироваться по
времени и расчету, чтобы исключить воз-
можность схождения в одной точке. Поря-
док движения катеров может быть построен

так, что если в какой-то промежуток вре-
мени одна из групп находится в центре ли-
нии дозора, то другая в этот момент должна
находиться на одном из флангов этой ли-
нии. Такое движение групп позволит избе-
жать взаимных встреч и обеспечит коман-
лиру дозора возможность в нужный момент
 сосредоточить эти группы в том или ином
направлении.

Если на дозорчой линии нельзя устано-
вить ориентиры, катера могут быть раепо-
ложены на ней без хода, удерживаясь на
своих местах при помощи буйков или вех.
Время нахождения катеров «дальнего лей-
ствия» в составе дозора устанавливается в
зависимости от их тактико-технических
данных и наличия одной смены команды,
требующей необходимого отдыха. В лнев-
ное время линия дозора торпедных катеров
снимается, а труппа катеров или присоеди-
няется к кораблям дозора, или остается с
застопоренными моторами. В последнем
случае личный состав может получить ча-
СТичнНый ОТЛЫХ.

Торпедные катера «ближнего действия»
(прибрежные) привлекаются главным 06-
разом для поддержки дозора. Они придают
дозору устойчивость при борьбе с проры-
вающимся противником, чтобы задержать
его до подхода своих сил,

Кроме того, катера могут быть исполь-
зованы для поиска подводных лодок как
самостоятельно, так и совместно с авиаци-
ей, входящей в состав дозора. При этом
действия катеров будут производиться, из
пунктов побережья, расположенных вблизи
линии дозора, или непосредственно на ли-
нии дозора. При базировании на береговую
черту катера поддержки должны быть уда-
лены от линии дозора на расстояние, ко-
торое обеспечивало бы минимальное время
на переход в расположение дозора.

В дневное время часть катеров должна
находиться в немедленной готовности к вы-
ходу в район дозора для атаки появив-
шихся кораблей противника. Атака кате-
ров днем обеспечивается дымзавесами, по-
ставленными самолетами, входящими в с0-
став поддержки. При действии торпедных
катеров поддержки с береговых пунктов в
ночное время особое внимание следует 06-

ращать на опознавание при следовании в
район дозора.

В зависимости от обстановки на. театре
может потребоваться нахождение катеров
поддержки непосредственно, иа линии .дозо-
ра. В этом случае они могут быть на бук-
сирах у дозорных кораблей или находить-
ся впереди линии, у специально выделен-
ных кораблей, стоящих на якоре, а при
отсутствии последних—у специальных бу-
ев или вешек. Нахождение катеров на
буксирах сильно связывает маневренность
дозорных кораблей и затрудняет их ис-
‘пользование при отражении прорываю-
щихся неприятельских легких сил, в 060-
бенности торпедных катеров. Поэтому, ес-
‘ди возможпо появление противника у ли-
нии дозора, то лучше иметь катера под-
держки впереди этой линии, а пе на бук-
сирах у дозорных кораблей, Если же ка-
теёра паходятся на буксирах, то должна
быть хорошо отработана организация отда-
чи буксиров, а также должны иметься точ-
ные указания о направлении и порядке
атаки совместно с дозорными кораблями.
‘Очень важно, чтобы катера при нахожде-
нии на буксирах в любое время энали
свое ‚место; для этого корабли дают им не-
обходимые данные, & на самых катерах
ведется прокладка. :

В наставлении дозору должны быть ла-
ны указания на случай изменения пого-
ды на линии дозора (места для укрытия
торпедных катеров и т. д.) Шри атаке
неприятельских сил катерами последние
после атаки возвращаются в базу самосто-
ятельно, обходя линии дозора кораблей. В
дневное время катера поддержки снимают-
ся с линии дозора и находятся на берего-
вых пунктах и тодько в исключительных
условиях могут оставаться на линии до-
зора с застопоренными моторами. Такова
общая схема организации использования
торпедных катеров в системе дозора, кото-
рая может быть изменена и расширена в
зависимости от тактико-технических дан-
ных катеров, наличия надводных кораб-
лей в составе флота, общей обстановки на
театре, а также методов решения постав-
ленной задачи,

Капитан 3-ro ранга Г. ФРАНЦЕВ.

Особепности

=_—_—_—_—_—

санитерной _

службы на корабле.

Обстановка морского боя создает некото-
рые особенности в работе санитарной служ-
бы. Одна из них— изолированность отсеков
на больших кораблях друг от друга, & тем
самым и от постов медицинской помощи.
Если во время боя на суше раненый после
оказания первой помощи может быть не-
медленно отправлен на медпункт, то на ко-
рабле пострадавший остается около своего
`боевого поста до окончания боя, вернее, до
того момента, когда обстановка позволит
Откр отсеки корабля. Таким образом, во
время боя большого корабля на пюсты ме-
дицинской помощи поступают единичные
раненые, работа медперсонала сводится к
оказанию самой неотложной помощи. По
окончании боя, когда открываются вее от-
секи, на посты медицинской тюмощи сразу
направляются группы пострадавитих.

Эти условия работы требуют от медпер-
сонала корабля не только достаточных тео-
ретических знаний, но и больших практи-
ческих навыков. Известно, что от первой
помощи часто зависит не только заживле-
ние ранения в дальнейшем, но и жизнь
бойца. Первую помощь краснофлотцу и
командиру оказывает на месте боевой сани-
тар. Помимо определенных теоретических
знаний, он обязательно должен иметь прак-
тические навыки. Эти навыки вырабаты-
ваются на возможно более частых учениях
по оказанию помощи «условно пострадав-
шим», на работе в перевязочной и опера-
ционной корабля. Деятельность санитара во
время боя будет полноценной только в том
случае, если он будет заранее достаточно
подготовлен и теоретически и практически.
Между тем промежутки между отдельными
занятиями с боевыми санитарами зачастую
бывают настолько продолжительными, что
приходится возвращаться к уже пройден-
ным темам, повторять одно и то же.

Начальники санитарных служб наших
кораблей должны стремиться как можно ча-
ще тренировать весь медперсонал. Прибли-
зить работу боевых санитаров в мирное
время к условиям боевой обстановки мож-
но путем периодического прикомандирова-
ния их к лазаретам. Боевой санитар, ока-
зывая помощь больным, накладывая повяз-
ки, присутствуя при операциях, получит
нужные навыки.

Следует учесть, что морской бой харак-
теризуется подчас значительными и мно-
жественными ранениями осколками сна-
рядов, возможностью ожогов, электротравм.
Массовое поступление пострадавших тре-
бует необходимых навыков и достаточной
квалификации не только от врачей, но и
от всего медицинского персонала. Опыт ми-
нувших войн-—русско-японской и мировой
войны 1914—1918 гг.— показывает, что
на больших кораблях одному врачу прихо-
дилось сразу после боя оказывать помощь
очень большому числу пострадавших. На-
пример, на крейсере «Громобой» во время
боя 1 августа 1904 года в Желтом море од-
ному врачу пришлось оказать помощь 97
раненым. На броненосце «Пересвет» в бою
28 июля 1904 года при Шантунге на врача
пришлось 103 пострадавнтих, a на крей-
серое «Рюрик» (бой 1 августа 1904 г.)—ло
152 человек. При таком большом числе
раненых правильная помбщь может быть
оказана лишь при сработанности всего ме-
дицинского состава корабля. Наличие на
корабле одного квалифицированного хирур-
га не может обеспечить успешную помощь.
Ее удастся правильно организовать дишь в
том случае, если весь медперсонал еще в

мирное время будет приучен к хирургиче-
ской работе. pote

С отромным удовлетворением можно от-
метить, что устаревшее представление 0
том, будто операционный блок большого ко-
рабля существует только для работы в б0е-
вых условиях, изживается. По почину док-
торов Полянского, Великороссова- и других
на наших больших кораблях в обстановке
мирного времени развита большая‘ хирурги-
ческая деятельность. Доктор Николаев (Чер-
номорский флот) на практике показал, что
на крейсере при волне в 4 — 5 баллов
можно производить серьезные операции в
брюшной полости. _

Хирургическая ” работа, которую ведут
врачи на кораблях, должна охватить весь
aor. Ona дает практические навыки. не
только врачам и лекарским помощникам, но
и санитарам. Следует учесть, что во время
боя на корабле санитар может быть обязан
не только бинтовать пострадавшего, не толь-
ко обнажать поврежденную область тела,
но и помогать врачу‘ при наркозе;, при пе-
реливании крови и т. д.

Наша повседневная деятельность покз-
зывает, каким большим помощником хирур-
гу может быть опытный санитар: Но. этого
удается достигнуть только при- хорошо и
широко поставленной работе в операци-
онной корабля. № сожалению, до сего
времени некоторые корабельные врачи
считают, что нет смысла производить
операции на корабле, когда. ок... стоит
у стенки и больной может. быть, немех-
ленно передан в госпиталь: На самом
деле это не так. Операция на корабле имеет
большое значение для воспитания и обуче-
ния всего медперсонала. Если. врач корабля
не может поручиться за достаточную ква-
лификацию своих помощников, то следует
не передавать больного в госпиталь, &.ис-
пользовать другой путь. Геспитали баз
должны взять на себя подготовку не толь-
ко врачей, но и среднего и младшего мед-
персонала. В тех случаях, когда медико-са-
нитарная служба не может сама оказать
хирургическую оперативную помощь бойцу,
госпитали должны высылать на корабль,
стоящий У стенки, свою бригаду. Она не
только окажет помощь бойцу, но и покажет
всему медперсоналу корабля, -как- нужно
работать. Я

Личный состав санитарной службы. ко-
раблей должен помнить, что во время боя и
сразу после его окончания эвакуировать по-
страдавших вряд ли удастся. Они, возмож-
но, останутся на попечении корабельного
медперсонала не только в течение многих
часов, но и дней. Лекпомы на малых кораб-
лях отвечают за жизнь и здоровье _ веего
личного состава. Они должны уметь ока-
зать в случае ранения достаточно квалифи-
цированную помощь, уметь ‘произвести пе-
реливание ‘крови, окончательно остановить
кровотечение, а, быть может, оказать и_69-
лее серьезное, неотложное вмешательство.

Все это говорит о необходимости самой
широкой хирургической работы’ на кораб-
лях и в частях Военно-Морского Флота в
условиях. мирного времени, Вынолнение
этих задач. зависит. не только-от начальни-
ков санитарной службы, но и от командо-
вания кораблей. Врачи. кораблей ‘и частей,
& также военфельдшеры кое-где выполняют
не присвоенные им функции, которые от-
рывают их от прямых обязанностей ‘и. не
дают возможности уделять необходимое
время основной работе.

Профессор бригврач Б; ПУНИН,

Роль командира связи ^^

в боевом управлении.

Современный морской бой скоротечен,
обстановка складывается’ и изменяется
чрезвычайно быстро. А это к органам свя-
зи, как к одному из главных элементов
боевого ‘управления, пред’являет высокие
требования.

Опыт текущей войны на море. показы-
вает, что одним из непременных условий
победы является отлично организованное
взаимодействие всех составных частей
флота, основанное на высокой подготовке
кадров корабля, самолета, на безупречной
работе средств связи. 63 › этого’ невозмож-
но осуществить согласованное действие ча-
стей, соодинений. От командиров-связистов
требуется не только отличное знание
средств связи, не только мастерское умение
их организовать и в совершенстве опери-
ровать ими, но и быть непрерывно в курсе
всей опералтивно-боевой обстановки, пра-
Вильно ориентироваться в ней. Связисты
должны уметь отличить главное от второ-
степенного, понимать оперативный замысел
командования. От связиста, как ни от ка-
кого другого штабного командира, требуют-
ся широкая инициатива, настойчивость,
умение в любые, самые трудные моменты

непрерывно обеспечивать боевое управление  ,

четко работающей связью.

Чтобы выполнить такую ответственную
задачу, начальствующий состав связи дол-
жен непрерывно повышать свой оператив-
но-тактический уровень, накапливать опыт
по эффективному обеспечению боевого упра-
вления, приобретать навыки в организации
маневренного использования средств связи
в условиях, приближающихся к боевым.

Эту задачу. флагманский связист сможет
решить только тогда, когла on будет
привлекаться к разработке всех оператив-
ных документов, проводимой штабом, 0со-
бенно к разработке плана, операции. Обще-
призналю, что по каждому плану боя (опе-
рации) командиру-связисту обязательно на-
до давать соответствующие указания. Но
это не всегда бывает достаточным. Необхо-
димо, чтобы командир-связист точно знал
общую боевую задачу, возложенную на со-

единение (часть), состав сил, ‘которые вхо-
дят в него, характер действия частей и их
задачи пб этапам боя и особенно точно
знал моменты взаимодействия частей. По-
этому командир-связист должен непосред-
ственно принимать участие в разработке
оперативных документов, ИА

Это, конечно, не исключает дополни-
тельных указаний со стороны начальника
штаба, а, наоборот, вызывает необходи-
мость, чтобы начальник штаба проверял,
понялоли командир связи основной замысел
операции (боя), знает ли организацию бо-
евого управления. Только при этом .усло-
вии командир-связиет сможет ‘выполнить
самые сложные задачи по обеспечению бое-
вото управления.

Учитывая все. особенности операции, о-
‘мандир-связист лучше обеспечит скрыт-
ность, маскировку, борьбу с радиопомеха-
ми, определит дублирующие и обходные
‘средства связи, резервы и т. д. Вроме то-
то, участие связиста в разработке опера-
тивных документов даст возможность зна-
чительно лучше организовать непрерывный
контроль за использованием средств” свя-
‘3H. rene ney

Командир-связист должен всю-свою по-
вседневную работу увязывать с соответ-
ствующими командирами штабов. Нужно
добиться, чтобы все упражнения связи
проходили не беспредметно, а на опреде-
ленном  оперативно-тактическом “фоне.
Практикой доказано, что там, тде штабы,
особенно их оперативные отделы, правиль-
но и повседневно привлекали командира-
связиста к работе, там связь была подго-
товлена эначительно лучше и использова-
лась более маневренно. : :

Командир-связист должен быть” так “на-
тренирован, чтобы во всякой боевой о0-
становке он умел эффективно и четко
обеспечивать боевое управление; ” г

Отличная оперативно-тактическая выуч-
ка командира-связиста — один” из важней-
щих показателей боевой готовности’ связи.

Полковник. В. СОНИН:

Недооценка общеобразовательной подготовки

В Военно-морском медицинском учили-
ще в прошлом учебном году существовала
специальная школа, в которой училивь
младшие и средние командиры. Три раза
в пятидневку командиры занимались изу-
чением русского языка, математики, гео-
графии и других о общеобразовательных
предметов.

В этом учебном году решили отправить
командиров для продолжения учебы в го-
родскую вечернюю школу взрослых. Опыт
не оправдался. Тогда командование учи-
лища решило проводить занятия командли-
ров. в виде самостоятельной учебы, обес-
печив занимающихся консультациями, про-

веряя ход учебы. Однако и `это_ мероприя-
тие не удалось осуществить... ол: о,
Сейчас 0б ‹ общеобразовательной... учебе
командиров стали забываль, &-между тем
многие очень нуждаются в повышении
своих общих знаний. :
Некоторые командиры примирились с
мыслью, что общеобразовательной. учебы
в этом году не будет, другие-и. хотели: бы
учиться, да помочь им некому. Например,
майор т, Голубев и младший лейтенант
т. Трифонов, сознавая необходимость та-
кой учебы, просят заниматься. ними_на

дому. ..
Преподаватель И. ЕРМАКОВ.