14 января 1941 г., №11 (665)

Индивидуальная работа
с бойцами

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ы

+

По страницам морской зарубежной печати

Летом в боевую часть ‘прибыл младший
политрук т. Бурма. Его назначили заме-
стителем командира подразделения по по-
дитической части. у

Молодой политработник горячо взялся
ja дело, Подразделение почти ежедневно
решало учебные задачи. Младший полит-
‚рук сразу же. включился в кипучую бое-
вую жизнь. Он знакомился с техникой,
оваивал организацию службы и вместе
е теи умело направлял партийно-полити-
ческую работу.

(лнажды подразделение готовилось к
выполнению аварийной задачи. Замести-
тель командира наметил конкретный план.
(н правильно расставил партийно-ком-
сомольские силы. Агитаторам тт, ВБагда-
шеву, Абакумову и Мерному поручили
провести беседы, обстоятельно раз яснить
бойцам предстоящую задачу и требова-
пия, пред’являемые к ним, Затем т. Бурма
побеседовал с редактором «Боевого листка»,
дал ему указание о содержании очеред-
ного номера.

0собая ответетвенность в этом учении
возлагалась на котельных машинистов,
( ними всю работу проводил сам заме-
ститель командира. Он не раз спускался
в котельное отделение. Там, непосред-
ственно у машин, беседовал с бойцами.
Котельный машиниет т. Гансак считается
тучшим специалистом на корабле. Реше-
ние предстоящей аварийной задачи во
многом зависело от четкости его работы.
Заместитель командира поинтересовался,
как он подготовлен к учению.

Тов, Бурма раз’яснил младшим коман-
днрам Мешникову и Думенову их роль
в обучении людей и напомнил об ответ-
CTBCHHOCTH за правильное руководство
подчиненными. Все эти мероприятия спо-
собствовали отличному решению аварий-
ной задачи,

Повседневно младший политрук прово-
дит агитационную и пропатандистскую
работу, помогает командиру боевой части
воспитывать бойцов в духе высокой воин-
ской дисциплины и организованности,
Тесно общаясь © бойцами, младший по-
дитрук узнает, чем они живут, что их
интересует. А это помогает правильно
строить политическую работу в подраз-
делении, способствует воспитанию личного
состава.

Краснофлотец. Катальников нарушал
воинскую дисциплину, недостойно вел ©е-
бя на берегу. На краснофлотца не раз
налагали взыскания. Катальников давал
обещания исправиться, но, Kak только
увольнялся на берег, опять совершал про-
ступки. Однажды заместитель командира
вошел в кубрик. Как всегда, бойцы окру-
жили его. Младдлай политрук решил прове-
сти беселу о моральном облике советского во-
епного моряка. Он рассказал бойцам об; от-
важном поступке Героя Советского Союза

Усилить

нал. самостоятельной учебой

(отяи командиров и политработников Во-
енно-Морского Флота полностью изучили
«Краткий курс истории ВКП(б)». На Амур-
ской флотилии, например, закончило изу-
чение «Кралкого, курса истории ВЁП(б)»
большинство командиров. Многие из них
сойчас продолжают самостоятельную учебу.

Большие успехи в, этой области достиг-
нуты в. Военно-морской академии им.
Ворошилова. Здесь командиры умело при-
меняют на практике свои теоретические
знания. Особенно выделяются глубокой
маркоистско-денинокой подготовкой контр-
адмиралы тг. В. А. Белли и В, Е. Егорьев,
инженер-капитан 1-го ранта т. Березкин.

Вомандиры и политработники поняли не-
обходимость систематического и’ тлубокого
изучения теории марксязма-ленинизма. Те-
оретическая
ческой потребностью, значительно возросли
идейные запросы, повыкилея спрос на пар-
тийную литературу, на лекции по различ-
ным областях науки,

Omaxo ралю еще товорить об успехах.
Беды с иначальствующим составом по
«Ералкому курсу истории ВЕЛ(б)» показы-
вают, что есть немало командиров, которые
работают над историей партии поверхност-
Ho, несерьезно. Большинство начальствую-
щего состава одной из частей, где заме-
стителем начальника по политической ча-
тя т. Спиряков, хо сих пор «изучает»
первые главы «Кралкого курса истории
ВКП(б)».

Есть еще и такие лица начальствующе-
№ состава, которые вообще не приступали
к изучению «Краткого курса истории
ВЕП(б)». Среди них -— начальник клуба
политрук т. Рабинович (Черноморский
флот), старший политрук т. Мужчинин
(Амурская флотилия) и др.

Из индивидуальных бесед выяснилось,
что наиболее слабо усвоен второй раздел
TV тлавы — «0 диалектическом и истори-
’ Чебком материализме».

Важным дисциилинирующим началом в
политическом  самообразовании является
индивидуальный план. Одьако некоторые
команлиры при составлении этих планов
допускают опибки. Планы получаются яв-
но нереальные. Техник-интендант 1-го ран-
га т, Глазков (Балтийский Флот) в своем
плане, например, записал: «С сентября по

6бъ стала пля них‘ органи-  .

краснофлотца Пюсконкина, который в боях
против  белофиннов проявил присущие
советским морякам высокие моральные
качества. Привел другие яркие примеры.

Беседа заинтересовала  краснофлотцев.
Они слушали ее с большим вниманием.
Постепенно т. Бурма перешел к состоя-
нию дисциплины в боевой части и ука-
зал, что ее грубо нарушает краснофлотец
Катальников. Он недостойно ведет себя
на берегу и этим позорит босвую часть.
Неловко чувствовал себя перед товарища-
ми Катальников. Он понял, что несет от-
ветственность перед всем коллективом.

Через некоторое время Катальников 3a-
шел в каюту заместителя. командира. Бе-
cela произвела на него большое впечат-
ление,. Он дал слово исправиться и не
совершать больше проступков. Свое сло-
во краснофлотец выполняет.

Заместитель командира часто проводит
политинформации, беседует с бойцами на
политические темы, выступает © докла-
Jami. Каждое свое выступление перех
краснофлотцами он тщательно тотовит,
продумывает все детали, всегда понятно
излагает. материал, чтобы у слушателей
Не осталось ни одного неясного вопроса.

Тесная связь с массами, повседневная,
конкретная и цЦелеустремленная полити-
ческая работа создали младшему политру-
ку авторитет среди краснофлотцев и
командиров. К нему они приходят за со-
ветом, раз’яснением непонятных вопросов,
с ним делятся своими мыслями.

Младший политрук пришел как-то ве-
чером в кубрик, когда группа красно-
флотцев, изучающая историю партии, ве-
ла оживленный спор 0б ошибках Плеха-
нова. Заместитель командира подошел к
бойцам и помог им правильно разобрать-
ся. Долго шел интересный, содержатель-
ный разговор по отдельным периодам
истории партии. Такие беседы ’происхо-
дят часто. Они пользуются большой попу-
лярностью.

Высокую требовательность т. Бурмз с0-
четает с неустанной заботой о бойцах,
их быте, ‘отдыхе. Он организует куль-
турный досуг краснофлотцев,

В этом подразделении не было ни од-
ного случая скисания или отказа меха-
низмов, ни одной поломки. Все задачи
решены отлично. Таков итог за прошлый
год. Больших успехов добилось подразде-
ление и в укреплении воинской дисци-
плины. Его заслуженно ставят в пример
другим боевым ‘частям корабля. В этом
большая заслуга молодого энергичного по-
литработника, сумевшего под руковод-
ством командира направить партийно-по-
литическую работу на повышение боего-
товности боевой части.

К. МАЙОРОВ.

Черноморский флот.

контроль

1 января 1941 г. изучить работу Ленина,
«Материализм и эмпириокритицизм», «Диа-
лектику природы» Энгельса и журнал «Под
знаменем марксизма» за четыре года» (?!).

Есть еще факты (правда, единичные),
когда Установленное народным комиссаром
Военно-Морокого Флота обязательное время
для марксистско-ленинокой учебы исполь-
зуетея не по прямому назначению. В. под-
разделении интенданта 2-го ранга т. Федо-
рова 16 ноября в отведенные часы: никто
из командиров маркоистско-ленинской уче-
бой не занимался.

В одной из частей Учебното отряда под-
водного плавания им. Кирова капитан 3-го
ранга т. Червинский в часы марфкоистско-
ленинокой ‘учебы проводило совещание ©
командирами.

Сейчас решающим условием успеха яв-
ляется усиление контроля над теоретиче-
ским самообразованием.

Товарищеские собеседования, совещания
по обмену опытом самостоятельной работы
над книгой, обсуждение на партийных со-
браниях политической учебы  коммуни-
тов — вот наиболее действенные формы
контроля и помощи начальствующему со-
ставу в овладении малксистоко-ленинской
теорией.

(обоев внимание следует уделить коман-
дирам и политработникам, закончивигим
изучение «Кралкого курса истории BRI(6)>.
Надо систематически помотать этим това-
рищам изучать произведения классиков
марксизма-ленинизма, философию, полит-
экономию, всеобщую историю и другие
науки. .

Необходимо добиться, чтобы все коман-
диры и политработники ‘в 1941 г. закон-
чили изучение «Краткого курса истории
ВКП(б)» и перешли к работе над трудами
классиков марксизма-ленинизма.

В домах партийного образования, в
ДВМФ и партийных кабинетах нужно рае-

ширить тематику лекций и докладов по Фи-.

лософии, истории, политэкономии, вопросам
международной политики, истории Военно-
Морокого Флот» и важнейшим решениям
париии и правительства. В тематике лек-
ций по истории ВЁИ(б) 020б0е внимание
следует уделить послеоктябрьскому периоду.

Батальонный комиссар
0. ЯРОШЕНКО.

НЕРЯШЛИВОСТЬ

Протокол, партийное решение важней-
шие документы. Они должны быть написа-
НЫ грамотно и четко. Однако в парторгани-
зации №-окой части (секретарь бюро т. Ста-
риков) оформление партийных документов
считаю  второстепенным делом. Протоколы
собраний и заседаний партийного бюро по-
т своей неряшливостью и пеграмот-

‘OCTHIO,

На собрании первичной оргалтизации 06-

суждалея вотрюс © росте партии и работе  .

6 молодыми кохмунистами. В решении 38-
писали:

«В целях проверки кандидатов партий
на практической работе, партийному бюро
в ближайшие дни партийные задания Где
бы каждый кандидаг повышал свой поли-
тический и практический уровень».

Можно только догадаться, что речь идет
® заданиях калдидаталме падугии.

На бюро обсуждался проступок коммуни-
та Матченко. Постановили:

«Поручить т. Барматину праверить в от-
делении Матченко те факты, которые имеют
место, посколько он оправдывается и дать

партийного

Небрежно ведут протоколы и в органи-
зации, тде секретарем бюро т. Нечепа. По
докладу секретаря комсомольской органи-
зации партбюро вынесло такое решение:

«Предупредить Коробочкина за бездут-
ное отношение в руководстве комсомолом и

точный вывод на заседании
бюро».

начать работать как это подобает к.
ео .
в резолюции собрания по’ докладу 0

ходе политических занятий есть пункт:

«Партсобрание обращает внимание из
коммунистов, которые командирами отделе-
ний (?) чтоб они руководили политическим
воспитанием»,

Трудно даже понять, на что «обращает
внимание». Все это происходит потому, что
некоторые руководители ` безответственно
относятся к оформлению партийных доку-
ментов. Неграмотное решение-—признак
низкой культуры. Оно не может служить
четкой программой деятельности парторга-

низации, у ЕВ.
Черноморский флот. м. когт

Капитан-лейтенант Е. Концевич за изу-

чением. марксистско-ленинской теории.

‚ (Краснознаменный Балтийский флот).
Фото И. Драпьшша.

Архивные документы
Исторического музея

В отделе письменных источников Госу-
дарственнего Исторического музея (Москва)
обнаружены любопытные материалы 10
истории русского флота, относящиеся в
большинстве своем к семидесятым годам
ХУШ в. В них рассказывается о дея-
тельности адмирала Спиридова,
командовавшего эскадрой русских кораблей
в Средиземном море и прославившегося
участием в Чебменском сражении. С
1771 по 1773 тод он как командующий
эскадрой в Средиземном море осуществлял
русское господство в Греческом архипе-
лате.

Суля по обнаруженным в архивах Исто-
рического музея документам, адмирал Спи-
ридов много, но не всегда успешно, хода-
тайствовал о выделении средств на содер-
жание эскадры и главным образом на по-
лачки греческим монахам. «Православное
духовенство»,
виться за счет своего богатого покровителя,

буквально засыпало адмирала Спиридова
бесконечными прошениями, жалуясь на ра-
зорение, на бедность монастырей и требуя

денег.

Среди документов есть ряд писем, ратор-
тов и лонесений Спиридова А. Г. Орлову,
его приказания комамдирам кораблей,
также донесения Ганнибала и Елманова
Спиридову.

Обращают на себя внимание письма
Спирихова 0б организации ‘занятых рус-
скими островов Греческого архипелага, а
также разработанные Спиридовым условия

перемирия с турками, переданные им за-

тем Орлову. =

Имеется здесь тажже образец пастюрта,
выданного союзным греческим кораблям
для свободного плавалия в водах Греческо-
го архипелага.

В делах найдены условия сдачи рус-
ским турецкого города Бейрута, составлен-
ные адмиралом Спиридовым, и друтие до-
кументы на греческой, итальянском, фран-
цузском и турецком языках. При Спиридо-
ве, судя по материалам, состояла специ-
альная канцелярия, которая составляла
«экстракты» (краткое изложение) из. пи-
сем, ходатайств и т. д. ,

Любопытны копии документов, содержа-
щих сведения о. приглашении на. русскую
службу иностранных офицеров’ и хкорабель-

ных мастеров для строительства морского

флота. Здесь приведены условия договора,
‚из которого явствует, что он заключался на
разное, время, причем жалованье по мере
прохождения службы постепенно возра-
стало.

Сотрудники отдела письменных источни-
ков. музея разыскали также аклы о заве-

дении в России первых корабельных вер-
фей, послужной. список адмирала Крюйса,
Всего обнаружено 485 листов историче-
ских материалов, представляющих
снятые в то время копии документов того
периода. Всо они переданы Центральному
военно-морскому музею в Ленинграде.
АНУОНАЫ i

Одни лишь планы,
заседания...

В комсомольской организации каждый
месяц аккуратно составляют обширные
планы. Регулярно заседает бюро, обсуж-
даются вопросы боевой подготовки и_дис-
ЦИлиНь,

Вместо живой, воспитательной работы с

каждым комсомольцем, решительной борьбы,

с нарушителями здесь лишь заседалют.
В ноябре комсомолец Коваленко получил

два дисциплинарных взыскания. Система-.

тически нарушает дисциплину комсомолец
Паписмедов. Комсомолец Cunko совершил
самовольную отлучку, за что получил’ взы-
скание от командования. Но все эти про-
ступки комсомольская организация, так и
не разобрала.

Разве могут члены бюро успепгно бороть-
ся за укрепление дисциплины, когда они
сами совершают проступки? Недавно член
бюро т. Маринат нарушил дисциплину и
получил взыскание. Взыскание получил
также и заместитель секретаря бюро т, Ба-
рабан.

Партийная ортанизация в этой части не-
‘многочисленна, комсомольцы представляют
собой серьезную опору командования. Но
ими плохо руководят. Секретарь парторга-
низации т. Муратов за последние несколь-
ко месяцев всего два раза присутствовал на
комсомольских собраниях. Недостаточно

‘руководит комсомольской организацией и

заместитель командира по политической ча-
сти младший политрук т. Горбачев.

Часть находится ‘недалеко от отдела по-
литической пропатанды флотилии. Но ра-
ботники отдела редко ее посещают, Месяц
назад 8 часть дважды приходил инструктор
по комсомольской работе т. Голубятников.
Он интересовался состоянием дисциплины
среди комсомольцев, вскрыл ряд недочетов,
но их причинами инструктор не поинтере-

ны Б. СТЕПАНОВ.

Итальянский военно-морской журнал
«Ривисть Маритима» поместил в номере за
октябрь 1940 г. статью 0 современных
тенденциях торпедного вооружения на тя-
желых и легких крейсерах, эсминцах и ми-
поносцах. Приводим сокращенный перевод
этой статьи.

* * +

Тяжелые крейсера пяти основных мор-
ских держав, пишет журнал, строились
в сравнительно короткий период времени—
с 1922 по 1931 г., за исключением груп-
пы германских и американских кораблей,
построенных позднее. На этих кораблях
выявились различные тенденции примене-
ния торпедного вооружения.

Соединенные Штаты не вооружали тор-
педами ни одного своего тяжелого крейсера.
Англия, придерживавшаяся этого же прин-
mina до 1924 г., в последующем строи-
тельстве предусмотрела такое вооружение.
Франция и Япония всегда вооружали свои
тяжелые крейсера торпедами, Так же по-
ступала. и Германия. Первые крейсера Ита-
лини имели торпедное вооружение, в после-
дующих типах оно не применялось, но
«Больцано» (1932 г.) вновь имел его.

Торпедное вооружение тяжелых крейее-
ров состоит из 6 — 12 труб. Даже мини-
мальная из этих цифр уже достаточно вы-

жении. В отличие от эсминцев на крейее-
рах может быть меньше труб, чем торпед,

нения этого оружия.
зваются на них не В диаметральной плоско-

труб, т. е. колеблется в пределах от 3 до

сока. Но сами по себе цифры еще не дают
полного представления о торпедном воору-

находящихся на борту. Количество ‘труб
дает представление лишь © предполагав-
шейся при проектировании форме приме-

‚Веледствие. большой ширины корпуса
крейсеров торпедные аппараты устанавли-

сти, & по бортам, поэтому торпедный залп
на кораблях этого класса равен половине

6 торпед. Залповый выстрел эффективен
в дневном сражении. Поэтому приведенное
количество труб указывает, что при проек-

Среднее количество торпедных труб на
имеющих это вооружение легких крейсерах
флотов шести морских держав таково:
Италия— 6,1, Франция— 5,5, Германия—
10,7, Япония — 9,6, Англия — 6,58,
США — 5,7. Среднее число труб для всего
класса — 6,7 (при подсчете исключены
крейсера США, не вооруженные торпедами).

Тенденции в торпедном вооружении лег-
ких крейсеров за последние 20 лет по от-
дельным странам таковы: Франция после
трех кораблей постройки 1922 г., воору-
женных 12 трубами, и промежуточного ти-
па с двумя трубами перешла. к постройке
кораблей с би позже с 4 трубами. Гер-
мания после постройки в 1921 г. одного
корабля с 4 трубами в последующих кон-
струкциях применяла 12 труб, как и He
тяжелых крейсерах. В Японии, так же как
в Италии, число торпедных труб увеличи-
вается с той разницей, что количество их
на японских кораблях — от 8 д 12 —
в средней выше, чем на итальянских. Ан-
глия, строившая к концу прошлой войны
крейсера с 12 и 16 трубами, так же как
Франция, показывает тенденцию к умень-
шению, но не уменьшает числа труб ниже
6. Американский флот после первой серии
крейсеров © однородным вооружением по
6 труб отказался от торпедного оружия
в дальнейшем строительстве этих кораблей.

Количество труб на легких крейсерах
находится в большей зависимости от водо-
измещения, чем на тяжелых крейсерах.

ся от 3.000 тонн до 10.000 тонн, & тор-

Среди кораблей этого типа есть единицы’, в
использовании тоннажа которых

уже заметный процент в расчете нагрузки.

представлена, в частности, итальянским,

Водоизмещение легких крейсеров колеблет-
педное вооружение — от 2 до 12 труб.

вес тор-
педных аппаратов не имеет большого зна-
чения, & есть крейсера, в водоизмещении
которых торпедные установки составляют

В строительстве легких крейсеров есть
две тенденции — возрастающее и умень-
шающееся торпедное вооружение; первая

Тенденции развития торпедного
вооружения надводных кораблей

ной плоскости. Такие установки составля-
ют 81,1 проц., в то время как корабли с
исключительно бортовыми торпедными ал-
паратами — лишь 4,5 проц. (без амери-
канской серии 1916 г.), смешанные уста-
новки — в диаметральной плоскости и по
бортам — 14,4 проц, Можно. предвидеть в
ближайшем ‘будущем отказ от бортовых
установок,

Каково должно быть количество труб для
наиболее эффективного дневного залпа?
Каждая труба сверх максимального’ колиз
чества торпед, которое можно выстрелить
одновременно, бесполезна. Учитывая Bee:
элементы неточности дневной. торпедной:
стрельбы, залп из 4 ториед является ми-
нимальным. Эсминец, вооруженный двумя’
4-трубными аппаратами, может сделать два
залпа по 4 торпеды в двух последователь-
ных атаках. В этом случае, однако, поло-
вина аппаратов будет выполнять функции
склада, поскольку они используются во
вторую очередь.

Четырехтрубная установка весит около
10 тонн; 4 торпеды — около 7 тонн. Та-
ким образом две 4-трубные установки ©
торпедами имеют вес 34 тонны. . Но в такой
вес может быть вмещена одна 4-трубная.
установка с зарядом плюс 10 запасных
торпед. Как вариант того-же веса можно
допустить 5-трубную установку, весящую’
без торпед около 12 тонн, плюс 7 samt
ных торпед. Это решение, пожалуй,  нёибо-
лее целесообразно, поскольку оно допуска”
ет возможность двух дневных залпов пе
пяти торпед и оставляет еще две торпеды
для ночной стрельбы; и в то же время все
это вмещается в вес двух 4-трубных ал“
паратов.

5-трубная установка весит с торпедами
около 21 тонны (12 тонн — самая уста-
новка и 5 торпед — 9 тонн). Ise
5-трубные установки будут иметь вес око-
ло 42 тонн. Но в этот вес можно вместить
одну 5-трубную установку с зарядом из 5
торпед плюс 12 запасных торпед. Это: до-
пустит производство трех полных залпов

почуяв возможность ПОжЖиИ-

а

собой

тировании не исключалась возможность
дневного применения торпеды.

вооруженных ими тяжелых крейсерах фло-
тов пяти основных морских держав таково:
Италия—8., Франция—7, Германия— 12,
Япония— 9,33, `Англия— 7,6 (США О).
Среднее количество для всего класса— 8,5.
Если включить в подсчет и крейсера,
не имеющие торпедного вооружения, то для
Италии и Англии среднее количество тор-
педных труб на один корабль несколько
снизится и составит для Италии 3,42 и
для Англии 5,06. -

За десятилетие, в течение которого бы-
ли построены почти все рассматриваемые
крейсера, оценки наиболее целесообразного
количества труб менялись. В некоторых
флотах видна тенденция слегка уменьшить
их количество: Япония с 12 перешла к 8,
Англия после первой серии кораблей без
торпедных установок — с 8 кб. Во Фран-
ции и Германии не произошло изменений.
Италия отказалась от торпедного вооруже-
ния. Концепции, которым следовали при
проектировании, довольно резко отличались
друг от друга. Однако в основу их легло
применение кораблей этого класса в Gor, a
ие момент использования тоннажа, так как
очевидно, что вес торпедного вооружения
составляет незначительный процент водоиз-
м@ления тяжелых крейсеров.

Выволы ’ на основе вышеизложенного
можно облечь в вопросительную форму:
должны ли тяжелые крейсера иметь тор-
пелноо вооружениз? И если ответить на
этот вопрос положительно; то кажим OHO
должно быть?

Из 64 рассматриваемых крейсеров 37
кораблей — около 58. проц. — имеют тор-
педы; англичане после небольшого периода
строительства крейсеров без торпедных ап-
паратов затем вновь во всех последующих
типах начали их устанавливать. Это по-
казывает, что на первый вопрос должен
быть безоговорочно дан утвердительный от-
вет. Что касается мощи торпедного воору-
жения, то можно полагать, что 8 труб —
предел, ниже которого не следует опускать-
ся, если не отказаться от дневного приме-
нения торпедного оружия (залповая стрель-
ба 4 торпедами). Предпочтение отдается
главным образом палублым установкам, по-
добно эсминцам. Внутренпие неподвижные
или полуподвижные типы, значительно за-
троможлающие внутренние отделения, He
получили широкого распространения.

Легкис крейсера. Анализом охвачено 116
кораблей этого ‘типа, построенных за по-
слелние двадцать лет, — вдвое больше пе-
риода строительства рассмотренных тяже-
лых крейсеров. Разнообразнее также типы
легких крейсеров.

В первую очередь надо отметить, что
всо корабли этого класса, вплоть до круп-
нейших (за исключением 9 американских
крейсеров), имеют торпедные установки.
Об’ясняется это не меньшей дальнобойно-
стью артиллерии легких крейсеров, по-
скольку практически в море разница
дальнобойности калибров двух смежных
типов кораблей не особени» велика. Пожа-

терманским и японским флотом, вторая —
французским и английским. На легких
крейсерах крупного водоизмещения количе-
ство труб не оказывает значительного влия-
ния при расчете нагрузки. Торпедоносная
функция легких крейсеров неизбежно полу-
чит большее применение, чем у тяжелых
крейсеров. Поэтому зали из 4 торпед также
является хля легких крейсеров абсолютным
минимумом, ниже которого ни в коем слу-
чае нельзя итти.

Эсминцы представляют значительный
интересе как типично торпедоносные ко-
рабли. В итальянских конструкциях этого
класса кораблей лишь первые серии 1921
и 1924 тг. вооружены 4 трубами; все по-
следующие имеют по 6. До сих пор италь-
янский флот предпочитал развивать В
эсминце скорее тактико-технические эле-
менты быстроходной канонерки, чем Ha-
стоящего торпедоносного корабля. Во Фран-
ции с 6 труб на первых кораблях перехо-
дят постепенно к 10 в конструкциях
1934 г., но затем возвращаются к 6 — 7
трубам. $

Все ‘германские эсминцы, начатые стро-
ительством лишь с 1934 г., имеют неизмен-
но по 8 труб. В Японии до 1931 г. количе-
ство торпедных труб колебалось от 4 до 9,
но с этого года вее эсминцы имеют однород-
ное вооружение-—по 8 труб. Английские
корабли, как правило, имеют по 8 труб,
за исключением двух серий с 6 трубами
(1924 и 1926 тг.) и двух серий с 10 тру-
бами (1936 и 1937 гг.). В США широко
известен тип большой серии эсминцев по-
стройки периода прошлой войны с 12 тру-
‘бами; после двух первых серий с 8 тру-
бами (1932 — 1933 гг.) американский
флот продолжал увеличивать торпедное во-
оружение, достигнув в 1935 — 1936 гг.
очень высокой цифры — 16 труб. После-
дующие конструкции показывают относи-
тельное снижение — 12 и 10 труб на
корабль.

Среднее количество труб на 1 эсминец
по 6 флотам таково: Италия — 5,8, Фран-
ция — 6,52, Германия — 8, Япония —
7,6, Англия —7,8, США — 12,3. Общее
среднее количество — 8,15. т

Но одно перечисление количества труб
Ha эсминцах не дает картины тенденций
торпедного вооружения этого класса ко-
раблей, поскольку большое значение имеет
также расположение установок. Итальян-
ский, германский, японский и английский
флоты устанавливали на эсминцах торпед-
ные аппараты исключительно в диаметраль-
ной плоскости. Наоборот, во французском и
американском флотах увеличение труб со-
провождалось необоснованным возвращени-
ем полностью или частично к бортовым
установкам,

Расположение торпедных аппаратов’ лает
представление 0 мощности  залповой
стрельбы, которую считают целесообразной
некоторые флоты. Эеминец с установками,
расположенными в диаметральной плоско-
сти, может дать залп из числа торпед, рав-
ного количеству труб; при бортовых уста-
новках зали равен половине количества

по пяти торпед и оставит.2 торпеды для
ночной стрельбы. :

Могут возразить, что концентрация все-
го торпедного вооружения эсминца в Фдной
установке  нерациональна. На это следует
ответить, что принции «меньше яиц в од-
ной корзине» резонен лишь тогда, когда
установки хорошо защищены и находятся
на достаточном расстоянии друг от друга.
Практически же на всех эсминцах торпед-
ные установки находятся на таком близком
расстоянии друг от друга, что вряд. ли по=
падание в одну из них не повредит другой;
поэтому одна установка в конечном резуль-
тате уменьшит возможность попадания в нее.
Следует централизовать в такой установке
все, что относится к торпедной стрельбе, и
сделать ее как бы независимым OT осталь-
ного корабля островом. В этом случае ока-
зался бы невозможным выход ее из строя
вследствие повреждения электрических про-
водов и общего состояния эсминца в бою.

Пространство, освободившееся от ‘второй
установки, может быть использовано для
склада торпед со всеми приспособлениями;
помогающими быстро и безопасно, даже в
условиях бурного моря, заряжать трубы.
Если эти приспособления поглотят вес од-
ной ‘или двух торпед, остается то преиму-
щество, что возможно производить три зал-
па по 5 торпед с коротким интервалом при
общем весе в 42 тонны. Для получения
того же результата из двух 5-трубных
установок вес достиг бы более 63 тонн,
учитывая краны, совки для погрузки тор-
пед в аппараты и различные принадлеж-
ности для управления ими. - т

Соображения, приведенные в отношении
эсминцев, верны и в отношении минонос=
цев, конечно, с учетом специфики их при=
менения. Наиболее подходящим решением
для миноносца является одна 4-трубная
установка с тремя запасными’ торпедами,
предназначенная выпускать при дневной
стрельбе залп из четырех торпед ‘и при
ночной — из двух. у

Каковы общие выводы о развитии тор-
педного оружия на легких надводных ко-
раблях? Почти повсюду признано значение
этого’ вооружения. Этот вывод подтверж-
дается увеличивающимся количеством труб
И‹ числом торпед, составляющих sam. С
точки зрения расположения существует
почти всеобщая тенденция устанавливать
торпедные аппараты в диаметральной пло-
скости, пока позволяет ширина корпуса. В
бортовых > установках количество труб
обычно довольно велико в целях наиболее
мощного залпа. ]

Для эсминцев и миноносцев рациональ:
на одна установка, расположенная в Диа-
метральной плоскости с большим количе6-
ством труб, снабженная всеми приспособ-
лениями для управления стрельбой. Она
должна быть совершенно неуязвимой OF
повреждения связи, на легких кораблях
нередко выхолящей из строя во время боя.
Освобожденный вес при условии рапио-
нальной установки торпедных аппаратов
дает относительно высокую величину п
может быть использован для значительного

=

лУЙй, гораздо’ меньшее водоизмещение лег-

ного оружия.

По сообщению швейцарской газеты
«Нейе Цюрхер Цейтунг», морское мини-
стерство США передало Англии новый бом-
бардировщик, серийное производство кото-
рого налажено на предприятии «Консоли-
дейтед Эйркрафт» в Сан-Диего.

Из надлежащих источников известно,
пишет газета, что новый бомбардировщик
представляет собою летающую лодку типа
РВУ-5 с общим полетным весом в 15 тонн.
Экипаж его состоит из 5 человек. Самолет
может покрыть расстояние в 6.500 кило-
метров без пополнения запасов горючего;
его максимальная скорость-—500 км в час.

Авиаспециалисты утверждают, что. но-
вый бомбардировщик может легко переле-
ters © Британских островов в Египет, Бла-
годаря большому радиусу действия он 060-
бенно пригоден для использования в Среди-

ких крейсеров по сравнению с тяжелыми
более соответствует использованию торпед-

труб.

Новый американский бомбардировщик

земном море и на Дальнем Востоке. Боль-
шим достоинством новой машины является
И 10, что она может пополнять запасы го-
рючего в открытом море с корабля, так что
наличие на ее пути береговых опорных
пунктов не обязательно.

По данным «Нейе Цюрхер Цейтунг»,
сборка нового бомбардировщика производит-
ся одновременно на двух конвейерах, при-
чем с одного конвейера спускаются само-
леты для США, & с другого—для Англии,
Канады и Австралии, Для американского
флот» заказано 200 машин этого типа,
приблизительно такое же количество зака-
зала Англия. Стоимость каждого бомбарди-
ровщика — 100.000 холлалов.

Поставка этих самолетов для Англии,
пишет газета, несколько задерживается,
так как нехватает деталей. (боб. инф.).

Несомненна общая тенденция устанав-
ивать торпедные аппараты в. диаметраль-

узеличения заласа торпед. При быструй
перезарялке труб создается возможность
производить последовательные залпы BO
время боя.

ПУШКА-АВТОМАТ
ДЛЯ ОБОРОНЫ
АЭРОПОРТОВ

Как сообщает американский журнал «По-
пюлер Сайенс», на аэродроме Флойд Беннет
Филд вблизи Нью-Йорка недавно испыты-
валась новая автоматическая пушка, спе-
циально сконструпрованная для обороны
аэропортов против парашютных десантов.

Пушка-автомат стреляет слезоточивыми
и дымовыми снарядами, & также ракетами
с парашютом и небольшими осколочными
бомбами весом в 1 фунт. Снаряды поме-
щаются в 12-снарядном магазине, похожем
на револьверный барабан. Он может быть
перезаряжен в течение 3 секунд,

Калибр нового орулия— 1,5 дм, оно ве-
сит 40 фунтов и быстро складывается, так
что его легко переносить с места на ме-
сто. По мнению журнала, нескольких таких
пушек достаточно, чтобы защитить аэро-
порт от парашютных десантов. (боб; инф.).