ee ee a

-
)-
 =

ib
x
И
[Я
ув
я
iG
$

y*
[a
и
yb

Ly
6-

3-

=== 1 беврая 1941 г, № 926 (580 АЗ А А

Партийный актив—опора
командования

‚ пло разбирает

—

} пашей паутрганизации количество
чанов ВЫП) невелико, поэтому бюро у
ве нот. Как секретарь партийной органи-
yim, 1 B cBoelt работе опираюеь ва ком-
уттистов-автивистов, оказывающих боль-
ую помощь командиру корабля в выпол-
талии планов боевой учебы. -

Па собратиях партийном актива мы рё-
гаярно обсуждаем план боевой подготов-
д корабля и задачи коммунистов. Перед
азлых походом, учением созываем ко-
pred совещания активистов. Командир
ущкомит товарищей с полученным зада-
их ий определяет обязанности каждого
члояа и Канлилата паргии. Если корабль
зыполняет артиллерийскую стрельбу, то
аш внимание уделяем коммунистам
этой боевой части, от которых в основ-
тох зависит успех стрельбы. Командир де-
недочеты и промахи
рршлых стрельб, показывает, к чему
уху  привести эти  иедостатки,  ес-
и ах помодленно ие устранить. Затем з%-

Парторганизация серьезно работает ©
активистами, помогает им повышать т6о-
ретический уровень. Для это мы прово-
дих лекции, беседы, доклады © междуна-
родном и внутреннем положении, пригла-
шая квалифицированных лекторов из. от-
дела политической пропатамльь.

Охновременно к пропагандистской” дея-
тельности привлекаем самих активистов.
Олнажды т. Горячий провел беседу о книге
Ленина «Матернализи и эмпирнокрити-
цизм». В бесело он готовился долго и 06-
стоятельно. Получил консультацию в пар-
тийном кабинете при ДВМФ. Бесеха ‘быль
интересной и содержательной. Коммунист
т. Гаджиев прочитал лекцию для партий-
ного актива о работе Ленина «Очередные
задачи советской власти».

Для того чтобы помочь коммунистам
воспитывать личный состав на героиче-
ских традициях русских моряков, по ини-
циативе заместителя командира по полити-
ческой части политрука т. Галкина у нас

дузнизации. В результате большинство

\ что половина состава парторганизации на-

) H MpesBastor инициативу. Так, решая or-
` иышиалорюм соревнования,

мру следовали остальные бойцьь. Работа

MyNHCTA, имеющем партийное поручение.

` перокой подведены первые итоги социали-

~

‚ (Туеюя настоящего понимания материа-

уеститель командир» по политической ча-
ии знакомит собравшихся © планом пар-
тийло-похитической работы.

Поло совещания активисты идут в
зубики № там раз’яспяют личному соста-
зу полавленную задачу, популяризируют
атыт передовых краснофлотцев и команди-
юз, рассказывают, ка в прошлом опи до-
аи отличных показателей,

В каждой боевой части имеется группа
утизиотов, на которую опирается коман-
пр подразделения. Коммунисты второй
(ей части тг. Мармулев, Наргелов,
Тилов и Ковтун -—— примерные бойцы.
(ип всегда помогают команхиру.

(цнажды корабль готовилея к сложной
ирольбе. Бомзидир отделения т. Мармулев
убтал 663 устали. Он детально осматри-
ал материальную часть, проверял зна-
зил бойцов, тренировал отстаютщих. Ho ис-
yor стрвльб зависел NO TOALKO OT ero oT-
изния. Командир бовой части старший.
зйенант т. Алексеенко беспокоился 3a
июление молодого команхирь т. Конлра-
mesa, Тогла т. Мармулев помог т. Вон-
далезу подготовить бойцов, Отделение
т Мармулена получило отличную оцен-
1, в в целом стрельба была признана хо-
шей. В этом немалая заслуга коммуни-
муз второй боевой части.

Партийная оргатизация добивается, что-
fy каждый коммунист образцово владел
(изоЙ техникой, был высокодисциплини-
малным бойцом, Этот вопрос занимает
иловное место в деятельности партийной

было проведено несколько докладов по
истории флота. Командир корабля’ сделал
партийному активу доклад 0б истории ко-
рабля, подробно рассказал 0б его участии
в гражданской войне. Приглашенный нами
командир другой части, участник граждан-
ской войны т. Воронов, живо и увлекатель-
но рассказал о ‘создании флотилии, о 008-
вых эпизодах гражданской войны. Сейчас
коммунисты тт. Ящук, Кращенко и др. <а-
ми проводят беседы © краснофлотцами об
истории корабля.

Во время одной беседы  краснофлетцы
пожелали узнать © боевом прошлом других
кораблей, но агитаторы не могли расска-
зать об этом. Тогда мы пригласили инструк-
тора отдела политической пропаганды, Ko-
рый па эту тему сделал доклад активу.

Однажды коммунист т. Шевронистов по-
елилея CO мной впечатлениями © книге

ровского «Как закалялась сталь», — это
произведение ему очень понравилось. Он
предложил организовать обсуждение книги.
Надо сказать, что в системе политзан
бойцы пристунили к изучению УШ главы
«Краткого курса истории ВЁП(б)», и раз-
бор книти безусловно принесет большую
пользу. ‹

Авторитет партийного активиста завое-
вывается в повседневной работе < бойцами,
его умением раз’яснить возникающие у
них вопросы. И вот однажды мы столкну-
лись с таким фактом. Носле коллективного
похода в театр среди группы краюснефлот-
kes, просмотревигих постановку «Мой сын»,
развернулась дискуссия. Но никто не мог
правильно об’яснить, почему  терой этой
пьесы не признался матери, что он ее сын,
В кубрике были коммунисты- активистьь.
Олнако они пьесу не смотрели и, следова-
тельно, не могли принять участия в обсуж-
дении. Этот факт напомнил партийной op-
ганизаций о необходимости организованно
проводить обсуждения некоторых фильюв
и постановок. Конечно, совсем не обяза-
тельно устраивать дискуссии по поводу
каждой картины или пьесы, но если ки-
нофильм просмотрела группа краснофлот-
цев, то почему бы им не побеседовать о
том, какое на них впечатление произвело
данное произведение искусства.

По инициативе коммуниста Мартынюка
теперь вместе с бойцами в театр или кино
идет кто-нибуль из активистов. Затем мы
поручаем этому товарищу организовать

тумунистов корабля является отличника-
ук боевой и политической подготовки, име-
er moomperma or Boonmoro совета флотилии
x рхадования соединения. Характерно,

паждена знаком «Отличник ВМФ». Ha
кений инспекторской проверке политза-
атхй во коммунисты получили‘ только
иные и хорошие оценки.

Активисты показывают во воем пример

Хохлов явился
Он отлично
дманлся с порученным делом. Его при-

утотвенную задачу, T.

1. {010% была высоко оценена кома-
ем,
Активистои мы считаем не каждого ком-

AY.

Чтобы держать коммуниетов в курсе те-
кущих событий, мы регулярно проводим
се партийным активом беседы о междуна-
родных событиях за неделю.

К сожалению, мы не знаем, как работа-
ют с партийным активом в других частях.
Отдел политической пропаганды до сих пор
не организовал обмена опытом по этому
вопросу.

} числу активистов относим только тех, :
рые принимают деятельное участие во
зутрипартийной жизни, повседневно бо-
pt 38 проведение в жизнь репений пар-
пи и правительства, являются отлични-
нид боевой и политической учебы, пере-
увикахи в дисциплине. Мы требуем от
тиарищей, чтобы они оказывали помощь
рандованию но только в решемиях 33-
ил боевой подготовки, но и в воспитании

Секретарь парторганизации
ичного состава. и. hon

КОММУНИСТЫ—В АВАНГАРДЕ СОРЕВНОВАНИЯ

СЕВАСТОПОЛЬ, 31 января. В М-ской ма-  на десять ‘хней раньше срока. Воммуниеты
показывают пример высокой производитель-
ности труда. Тов. Сопов умело руководит
бригадой, учит людей, как надо рафотать.
Тов. Зиновьев, например, дает теперь
170—180 проц. пормы. Систематически
передает свой опыт. товарищам кандидал
партии стахзновец т. Петров.

Младший политрук В. ШЕВЧЕНКО.

ческого соревнования в честь ХУШ
№еоюзной партийной конференции. Пер-
што завоевал цех мастера т. Влюмни-
енко. Byoch все. рабочие перевьлюлняют
KOpMES, 34

Бригада коммуниста т. Сопова, ежедневно
зыюлияег задание на 250—300 проц.
ин яз вожных заказов бригада закончила

младший командир т. Лыков об’явил о на-
чале занятий. Он просмотрел конспекты
слушателей, & затем стал проверять, как
они усвоили пройденную тему.

чила отличную оценку и заняла первое ме-

слушатели также упорно борются за пер-
венство. Они хорошо готовятся в клаосно-
групповым занятиям, ведут конспекты, изу-
чают дополнительную литературу.

вопроса групповода завязалась оживленная
беседа. Отвечал краснофлотец т. Проненко.
Он подробно рассказал о первых киевских
князьях, точно и последовательно указывая
хронологические даты. Сразу было видно,
что краснофлотец хорошо изучил тему.

отвечали тт. Мартынович, Максюта, Шиф-
рин. Всо они получили отличную оценку.
После этих ответов групповод задал сле-
дующий вопрос. `

раньше занимались посредственно. Грю-
вод и его помощник обратили на них 060-

дневно заниматься © ними, заботиться 96
их политическом росте. Бойцы, не умевитие
раньше конспектировать, правильно изла-
тать свои мысли, начали заметно подтяги-
ваться. Тов. Кизименко использовал каждую.

Старший преподаватель кафедры «Основы марксизма-ленинизма» Военно-морского
училища береговой обороны им. ЛКСМУ полковой комиссар Ф. Бутырский кон-
сультнрует курсантов М. Гонтмахер и

«Отличник ВМФ».

На одном политзанятии

Точно в назначенное время  групповод

Группа т. Лыкова в прошлом году полу-

сто в подразделении. В новом учебном году

Началась проверка. После же первого

Вслед за т. Проненко так же обстоятельно

Ераснофлотцы тт. Жизименко и Смахтин

бое внимание. Руководители стали повсе-

свободную минуту для чтения. Упорно 3а-
нимался и т. Смахтин. С каждым разом они

Веселый и культурный досуг

Зимнюю стоянку подразделения М ред-

ко посещают приезжие артисты, Для 0р-
танизации досуга нужно было мобилизо-
вать свои силы. Так здесь и поступили.

По инициативе начальника клуба по-
литрука т. Попова был создан ансамбль
песни и пляски. Сначала он не насчиты-
вал и десяти человек, но после первых
же выступлений, очень тепло воспринятых
личным составом, коллектив стал быстро
расти. Руководитель ансамбля старшина
труппы т. Белобок — не только. замеча-
тельный затейник, но и передовик боевой
подготовки, отлично знающий свою спе-
циальность. Кок т. Мельниченко и акустик
т. Кистень ‘оказались прекрасными. танцо-
рами. Радист т. Яковлев исполняет лири-
ческие песни. Младший командир.т. Пав-
лов, электрик т. Рыбак — хорошие пев-
цы. Краснофлотец т. Вейлис показал He-
заурядные музыкальные способности. Бол-
лектив выступает не только на сцене ме-
стного клуба, но часто выезжает на. фа-
брики и заводы.

В части оказались неплохие художни-
ки. Стены клуба ‘украсились картинами
краснофлотца т. Колесова. Младший лей-
тенант т.- Макаренко „пишет копию ¢ Kap-
тины Айвазовского «Девятый вал».

В клубе «капризничала» киноаптарату-
ра. Электрик т. Назин и киномеханик
т. Алексеев устранили неисправности; те-
перь киносеансы проходят нормально.

На льду залива командиры и красно-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ЗЕ

y

———>
————

`В ЗАРУБЕЖНЫХ  ФЛОТАХ

‚ Самолет-танкер

На различных фронтах современной вой-
ны широко применяются крупные соедине-

воздушных сил. Возникшая в связи с этим
необходимость в быстрой доставке горючего
к мосту операций привлекла внимание КБ
строительству специальных самолетгов-тан-

По сообщению зкурнала «Уорлд Питро-
леум>, воюющие стороны уже применяют
воздушные ‘танкеры. По сведениям журна-
ла, германские мотомеханизированные ча-
сти. при наступлении во Флаихрии обелу-
живались ювойшиии самолетами-танкера-
ми; совершенно очевидно также, что ан-
тлийские ргойска, оперирующие в Афри-
канской пустые, спабжалотся торючим, до-
ставляемьи по воздуху.

Журнал указывает, что перевозка. горю-
чето на самолетах не является чем-то тех-
нически новым; всо дело в том, перевозит-
ся ли это горючее в обыкновенных баках,
погруженных на самолеты, или же в спе-

fA

ды в

ния механизированных ‘частей и военно-   Pe

отвечали все увереннее. И вот на занятии
труптовод об’явих,
Смахтин получили хорошую оценку, 0с0бо   большое колич
ютиетив их стремление не отставать от
товарищей.

‘BOX подвел итоги соревнования Ha лучшее
изучение первой и второй тем. Семь че-
овек получили оценку «отлично», три —

повод указал, что краснофлотцы Гуринои
\ Скрепниченко недостаточно подготовились к
занятиям и не выполнили взятых на себя
обязательств.

труппой, изучающей историю народов СССР.
материалы учебника, конспектирует прочи-
танное и всегда в личной подготовке опере-
тельной литературой.

торые слушатели  недисциплинярованны.
Так, краснофлотец Бородовский, ответив
трупповоду, начинает читать газету.
шателям задают вопросы по текущей поли-

тать газеты, но в группе никто не следит

И. Мельническо, награжденных знаком
‹
‘Фото Б. Шейнина.

что тт. Визименко и
За пять минут ло конца занятий группо-

«хорошо» и два — «посредственно». Груп-

Младший командир т. Лыков руководит

Прежде всего он сам. глубоко усваивает

жает слушателей на две-три темы. это. поз-
воляет ему шире знакомиться с дополни-

Однако в групие есть и ‘недочеты. Неко-

В группе нег географических карт.
Обычно на инспекторских проверках елу-

тико. Значит, бойцы должны регулярно чи-

з& читкой газет, за тем, как слушатели в0с-
принимают международные события.

Н. ЛЕБЕДЕВ.

флотцы создали. большой каток. Й часто
теперь можно видеть, как в часы досуга
носится по льду местный конькобежец-
фигурист старший лейтенант т. Соколов.
Командование закупило коньки, и каждый
желающий может заниматься конькобеж-
ным спортом. Сейчав создана хоккейная
команда пох руководством лейтенанта
т. Шевченко.

Личный состав соревнуется ¢ красно-
флотцами другого подразделения. В дого-
воре отражены и вопросы культурно-мас-
совой работы. Решено каждый выходной
день проводить по плану, организовать
досуг командиров и краснофлотцев. Наме-
чено проводить тематические лекции для
командиров и краснофлотцев по военно-
морской истории и искусству.

Опыт проведения культурно-массовой
работы в этом подразделении показывает,
что организация досуга командиров и
краснофлотцев. на корабле и в части во-
многом зависит‘ от них самих. Неправы
те начальники клубов, которые ждут ка-
вой-то помощи со стороны. В каждом. кол-
лективе имеются большие, часто скрытые
возможности, подлинные таланты, которы-
ми так богат наш народ. Умение найти
их, организовать —— вот что надо сделать,
чтобы краснофлотцы и командиры: весело
и культурно проводили свой досуг.

Г. ПЕТРОВ.
Е; ЧУГУНОВ:

Краснознаменный Балтийский флот,

циально для этих пелей сконструпрован-
ном самолете-танкере, который может вме-
CTHTh втрое большее количество торючего.

Такой воздушный танкер, пишет «Уорлд

Питролеум», был недавно сконструирован,
американской компанией «Транспорт АЙ-`
9% — Сентро-Американос». (сокращенно
«ТАСА») на во заводах в Гондурасе (Цен-
тральная Америка). Самолет-танкер, по-
строенный компанией, оборудован  ©пе-
циально сконструпрованным алюминиевым
баком омкостью в 600 галлонов (2.724 ли-
тра) торючего. Бак занимает весь корпуе
самолета, в котором не оставлено даже ме-
ста для боковой дверцы в кабину летчика.
Летчик входит через люк, поднимаясь 10
подставной лестнице.

Горючее наливается прямо в бак; вы-
трузка, продолдается всето 6 минут; во вре-
мя выгрузки моторы самолета не выклю-
чаются, и пилот может оставаться на ме-
ere. Ha дне бака имеются два отверстия:
одно — для нормальной выгрузки, другое—
для быстрого опорожнения горючего в слу-
чае аварии. з

Самолот-танкер этой компании обелужи-

вают золотые рудники в пентральной части
Никаратуз. Он делает ежедневно четыре
рейса, перевозя свыше 10.000 литров го-
рючего. (боб. инф.).

НОВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ

Усиление подводной войны заставило ан-
тлийскоо  адмиралтейство мобилизовать
во малых кораблей и су-
дов для охраны судоходства. Первоначаль-
но для этой цели были зпироко использо-
ваны катера различных типов. Однако из-
менение тактики германских подводных ло-
дог п перенесение их деятельности a
океанокие коммуникации значительно
ослабили роль катеров в борьбе с ними. `

Как сообщает шзейцарская газета, «Нейе
Цюрхер Цейтунг», адмиралтейство приме-
пяет сейчас для охраны торговых судов
ворветы — небольшие суда, вооруженные
зенитной артиллерией и всеми имеющими-
ся противолодочными средетвами. Экипаж
корвета состоит из 55—65 человек, вклю-
чая командира и трех офицеров.

По утверждению агентства Рейтер, эти
малые быстроходные корабли устешено по-

В октябре 1940 г. научно-иоследова-
тельская организация армии США впервые
применила сверхмощную «световую бом-
бу» для производетва ночных снимков ©
воздуха. Были сделаны снимки нах торо-
дами Рочестером и Нью-Йорком. По словам
английского журнала «Флайт», новая бомба
обладает мощностью в один миллиард све-
чей и освещает участок земли размером в
5 квадратных миль. Освещение участка
вполне достаточно для производства! ясных
CHEMEOB. ,

*

Восстановление торгового

флота Голландии

Как сообщает германский журнал «Шиф-
бау, Шиффарт, Хафенбау», в течение мая
1940 тода в голландеких портах было по-
топлено или другим образом выведено из
строя около 1.400 судов. Сейчас пб рас-
поряжению  правительственного  комисса-
риата по восстановлению большинство судов
поднято и отправлено на верфи для ре-
монта. Установлено; пишет журнал, что

не более 6—7 проц. — пострадала так
сильно, что не может быть отремонтирова-
на. (Соб. инф.).

Морская

© Новая американская морская авиаба-
за оборудована недавно вблизи Аламеда
{Калифорния). Гарнизон её будет состоять
из 35 офицеров, 600 солдат и 700 вольно-
наемных слузкалцих. Стоимость строитель-
ства — 13.500.000 долларов.

О С целью усиления защиты зоны Па-
намского канала расширяется аэродром в
Мамагуа, на территории Никарагуа. На
аэродроме оборудована радиотелеграфная
станция, эксплоатируемая американским
обществом Пан Америкен ee

О Американская фирма дьир Эйр-
крафт Корпорейшен ‘в Акроне (штат, Огайо)
получила заказ на 6. дирижаблей полу-

только незначительная часть этих судов

мотают эскадренным згиноноецам сопрово-

ждать конвои в Атлантике, причем ви

один из них пока еще не был потоплен.
Кроме того корветы подбирают людей с

аварийных и орпехированных судов, а.
также отводят поврежденные корабли в

порт.

Германская rasera «Берлинер Берзен
Цейтунг» в связи ¢ этим напоминает, что
во времена парусного флота корветами на-
зывались суда, вооруженные орудиями
среднего калибра и по существу представ-
лявшие собой легкие крейсера. Однаколльи-
лет газета, было бы ошибочно думать, что
и сейчас корветы, применяемые здмирал-
тейством для защиты конвоев, предстаз-
ляют собой хорошо вооруженные суда. На
самом деле это не крейсера какого-либо
нового типа, а переоборудованные китолов-
ные судз. (Соб. инф.).

НОЧНАЯ АЭРОФОТОСЕМКА

При ночных в’емках был использован
фотоаппарат, оборудованный фотоэлементом,
который автоматически приводит в дей-
ствие затвор аппарата. По словам началь-
ника чаучно-исследовательской организа-
ции американской армии майора Гохдарда,
снимки, сделанные ночью при помощи «еве-
товой бомбы», могут быть проявлены в
воздухе немедленно после с’емки. В случае
необходимости они сразу передаются коман-
дованию посредством радиофаксимильного
аппарата. (06. инф.).

Авиационная база

на реке Сент-Дукон

По сообщению” английского журнала
«Флайт», вобнно-морские власти США на-
чали строительство крупной базы морской
авиации на рек. Сент-Джон, недалеко от
города, Джексонвилл в штате Флорида. 06-
щая площадь базы-—3.360 акров. Она бу-
дет служить основным опорным  пунктои
американской морской авиации, оперирую-
щей в районе от Ньюфаундленда до Панам-
ского канала. Там же создаютея школы во-
енно-морских летчиков и механиков. По
американским данным, на этой базе будет
одновременно обучаться до 3.000 механи-
ков. Стоимость строительства—25.000.000
долларов. (боб. инф.).

хроника

жесткого типа для военно-морского флота.
Дирижабли предназначаются для учебных
целей и для морской разведки. Новой про-
граммой морского строительства преду-
смотрена постройка 48 дирижаблей для
нужд флота. Специальные базы для ди-
рижаблей организуются” в Бостоне, в
Портсмуте, Ньюпорте и других пунктах.
Работы по строительству баз начнутся
весной 1941 года.

О В течение 1940 года значительно рас-
ширен шведский аэродром в Гетеборге.
Оборудованы дополнительные дорожки для
выруливания самолетов. Отоимость произ-
веденных работ — миллион шведских крон.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Кина об адмирале Нахимове”

шим шума парусов боевых кораблей, ко
видим самого главного — людей. Они про-
ходят где-то, как тени, за серым глухим
стеклом, беззвучно и неярко.

Многим адмирал Нахимов известен толь-
ко «ot Cunona ло Малахова Кургана», &
детство, отрочество и юность, — ведь бы-
ли же они у Нахимова? Такая книга, из
которой мы узнали бы всю ето жизнь,
нужна всем. Мы хотим знать своих геро-
ев. лучших людей русской истории. Как
воспитывалея человек 20—40-х годов
прошлого века? Бак в. молодом Нахимове
формировался будущий адмирал, друг малт-
росов, подлинный демократ по духу и храб-
рейший из храбрых по и чувству
олга?

о Биографическая повесть Зонина, делится
на три части. Первая называется «Надеж-
ды»; сюда входит описание семьи, пребы-
вания в морском корпусе, плавания па
фрегате «Крейсбр», затем на «Азове».

рая часть. названа «Будни». Третья и по-
следняя — «Трагедия».

Все эти хронологичеёки склеенные части
не скреплены, олнако, живым ощущением
образа и той срехы, в которой жил Нахи-
мов. Все события, мелкие и большие, елу-
чавлииеся с ним, с его товарищами и под-
чиненными, не подготовляют и не об’яеня-
jor беззаветного героизма матросов, соллат
и комамлиров, проявленного ими в боевых
столкновениях. Поэтому все, что произо-
шло ло Синопа и после пего и что должно
являться сердцем клриги, не получило пи
подлинного изображения, ни настоящей
силы.

Обратимся к воображаемому портрету
мальчика-Нахимова. Зонин рисует его нам
  так;

«Павла не любят сверстники. Нет, его
и назвать нелюдимым. Он охотно иг-

Павех Степанович Нахимов, адмирал
екою флота, вошел в историю налией
Мины прославленным героем Наварина,
(инета и Севастопольской обороны. Подер-
ну дымкой времени, но возрожденное
памятью благодарных потомков, имя Нахи-
из близко нам. Правдиво, художественно
заисанное произведение © таком человеке
призвано сыграть значительную Роль В
випроизведения героического прошлого’ на-
шй рдины. Прекрасный тому пример —
отриная, яркая эпопея Сергеева-Ценского
«(евытоюльская страда», в Которой 06-
ee полон силы и выразитель-

к.

Нельзя того же сказать о книге Зони-
18 «Адмирал Нахимов». Она представляет-
и нам бледной, бескровной ‘и немой. Меж-
ly лен форма, которую избрал автор —
Хуолиственная биография, — предетавля-
24 большие возможности для создания хо-
Рей книги, способной увлечь читателя и
‘у изложением и своям материалом.

Уже самая. попытка соединить биогра-
Ию алинрала Нахимова с историческим
еркох 4 русском флото заслуживает вии-
Matta и одобрения. И действительно, автор
истользовал большой материал. Следы тру-
NAHE BHAA на многих страницах кни-
1; 913 изобилует историческими хеталя-
\1, словарь географических, морских, ,Е0-
М®льных терминов предетавлен в ней 00-
“то. Ho от этого произведение Зони-
88 6 стало увлекательным. Отчего ran?
№ оттого, что в его книге He чув»

4, волнения,

итал кииту, мы пе живем вместе с
ахимовых, не видим матросов, пе слы-
——-

’А. Вонин. «Адмирал Нахимов». Воеи-
чориздат, Стр, 292. Цена 8 руб.

рает в рюхи. Он принимают участие в ку-
лачных расправах. Но он равнохущен ко
всему... кроме игр на воле. Но и здесь он
какой-то странный. №упаясь, отдает все
силы длительной борьбе с водой, течением
и водоворотами. Когда гребет, расчетливо
переводит дыхание и откилываются всем
корпусом. При этом серые глаза — какое
изумительное сочетание с бронзовой прядью
волос на лбу!-—омотрят куда-то поверх ре-
ки, поверх деревьев, поверх холмов, Но ни-
FTO HO узнают, что Павел вилит бурное мо-
ре, что в этот момент в разрез волны он
ВН гичку через штормовой при-
бой...»

Оставляя в стороне неуклюжесть и раз-
норитмичность стиля приведенного отрыв-
ка, приходится признать, что по Зонину
«изумительное сочетание серых глаз ©
бронзовой: прядью волос на лбу» есть чуть
ля но самое примечательное в молодом На-

химове, Такая подготовка образа будущего’

‘адмирала является заведомо банальной по
мысли. Что странного в том, что он ста-
рается хорошо плавать? И ‹амое важное:
как произошло то, что вот с детствь его
не любили сверстники, & впоследствии лю-
били матросы? На это мы не найдем в
книге ответа,

Живого мальчика-Нахимов» нет, а есть
некий отрок Павел, с серыми глазами,
смотрящий «поверх холмов». Следовало же
создать образ человека со всеми ого ха-
рактерными чертами, собрать их воедино,
чтобы получилась личность, отличительной
чертой которой была отроиная сосредоточен-
ность на любимом деле.
: Описывая Морской кадетский корпус, в
котором учился Нахимов, автор с особен-
ным вниманием перечисляет «бурсацкие»
выходки гарлемаринов. Он цишет: «Дерут-
ся тихо, чтобы не услыхал дежурный. Бо-

.

лельщик (!) советует побеждающему: «Бей,
пока пе скажет —— покорен».

Попробуйте представить картину этой
«тихой» драки, и вы убедитесь в бедно-
сти воображения автора, в его неспособно-
сти представить реальную обстановку учеб-
ного заведения, где не только «дрались»,
но и обучались искусству вождения ко-
раблей. А ге же Павел Нахимов? Он «ле-
жит у окна». Почему он не показан в
хействии? Мало того, почему не показаны,
хотя бы бегло, все эти драчуны, — ведь,
может, мы ветретимся с ними на бригах
и фрогатах и на бастионах Малахова. Кур-
Tana? . ;

Мичиан Нахимов в Лондоне. Он убедил-
ся, «что антличане строят свои корабли
втрое быстрее», «они очень точны и очень
старательны, но в то же время работают
без любви к вещам», «Просто хотят и мо-
тут заработать». На английских кораблях
«вое очень прочно, ладно, удобно, но ни-
какой домовитости, никакого различия -(!),
говорящего о творческой заботе офицеров и
матросов...»

Вот такие, более чем странные, откры-
тия делает А. Зонин зь мичмана Нахимо-
ва. Автор забывает, что в рабочем че-
ловеко каждой национальности, даже в ус-
ловиях подневольного труда, всегда жила
любовь к «вещам», к результату своего
мастерства.

Собственно, только одну черту в Нахи-
мове автор выписывает не без удоволь-
ствия — его нервический характер, его
постоянную грусть и раздумье. «Здесь
останутся и никогда уже не возвратятся
последние порывы молодой веры в муже-
ственное боевое братство, в женскую чут-
кость, в высокое звание морского офицера,
в искренность людей» ит. д. «Так Павел
Отепанович не ‘говорит, но именно так он
чувствует». Допустим, что это так, но т0-
тда откуца жо постоянный героизм Нахи-
мова, его расчетливость в управлении, его
выдержка? Может ли когда-нибудь полу-
читься из такого разочарованиого, «ляш-
него» человека победитель Синопа и герой

Севастопольской обороны? Между тем бы-
ла у Нахимова вера в’ мужественное 600-
вое братство, и е нею оп побеждал. А вы-
сокое звание морского командира он сохра-
ния до последнего вздоха на Малаховом
Вургане.

Вторая” часть ‘книги носит мазвание
«Будни». Исли предположить, что «празд-
ником» называется война, тогда следует со-
тласиться с автором. Но ‘не’ покажется ли
странным такое утверждение?

В чем же заключались эти «будни»?

Нахимов много работает на верфях по
постройке новых, миногопушечных кораб-
льй. Он становитея деятельным и блестя-
щим учеником и помощником адмирала Ла-
зарева, командующего. Черноморским фло-
тем. Здесь он. произведен в вице-адмиралы
и крепко подружился с Корниловым. Уми-
рает Лазарев — учитель и начальник.
Флот перешел в руки Нахимова и Корни-
лова. Так они встретили Крымскую кам-
панию. Можно ли вое это назвать «буд-
нями»? ^

050бо следует отметить неяспость в OT-
нсшениях Нахимюва с `Лазаревым. Образ
Лазарева очень важен дая понимания био-
трафии адмирала Нахимова. Если верить
Зонину, доверия, сердечности между ними
не было. При назначении командиром кор-
вета «Лазарев колеблется в выборе» На-
химова, у него «противоречивое отноше-
ние» к нему и т, д. Но вот что известно
из других, бесспорно достоверных, источни-
ков: «Нахимов был одним из любимых
учеников и посйдедователь Дазарева», ко-
торый «безгранично доверял: своему учени-
ку». То Же сам мыс увнаем и из «Се-
вастопольской  страды» Сергеева-Ценского.

Наряду с образом адмирала Нахимова ав-
TOP делает попытку дать положительный
образ матроса. Он избирает для этого Са-
тина, который © первых «морских» дней
и ло Малахова Кургана сопутствует Нахи-
мову.
Матросская масса, особенно в первой ча-
сти, не ‘удалась Зонину. Сатин время от
времени появляется, говорит несколько

слов и снова исчезает, чтобы опять неожи-
данно появиться. Мы не представляем
себе его внешности, не знаем ого язы-
ка, он не имеет . индивидуальных при-
зпаков, способных сделать его живым
человеком. Он призван скреплять взаи-
мопонимание Нахимова и матросов, но
этого в повести не получается. Зонин
не понимает простого матроса. Он ока-
зался бессильным дать 0браз матроса
волевого, полном народной мудрости.
Читатель остается в полной неизвестно-
сти, почему Нахимов так любил своих ма-
тросов, чем они заслужили его любовь,
почему мог появиться именно такой при-
каз Нахимова в горячие дни Севастополь-
ской обороны:

«Матросы. Мно ли говорить Вам © Ва-
ших подвигах на заациту родного Вам (е-”
вастополя и флота. Я с юных лет был
постоянио свидетелем Ваптих трудов и га-
товности умереть по первому приказанию;
мы сдружились давно; я горжусь зами с
детства».

Книта написана небрежно. Ее язык тя-
жел, иногда просто безграмотен и’ всегда
претенциозен.

Так, автор заставляет живого Нахимова
«неподвижно чернеть на кровати».

Живонисные средства Y автора очень
скудны: «Его сутулая фигура и суровый
горбатый профиль появляются во всех по-
мещениях корабля». Свойство сутулой фи-
туры Нахимова везде появляться одновре-
монно и неразлучно с суровым торбатым
профилем совершенно налураено, конечно,
приписано автором Нахимову. Зонин не
чувствует елова: «Они воеторгаютея мач-
товыми сараяаги... где непобедимо тоспод-
ствует. запах соломы»; «под ухом ударяет
барабан»; «Но существовало... взаимное
прощение друг другу углов, в которых им
нельзя было сойтись вместе».

В книге рассыпаны интересные факты,
но они сильно пострадали от неумения ав-
тора облечь их в яркую художественную

форму.
Алексаняр РУДНЕВ.