oat

ортиллерии

В каждую пору года испюльзование ма-
териальной части артиллерии имеет свои
особенности. Труднее всего обслуживать
механизмы эимой. В условиях  иеторма,
снегопада, мороза очень усложнено исполь-
зовалие артиллерийской техники.

Для поддержания постоянной боевой го-
товности артилябрист должен уделять ухо-
лу за техникой значительно больше вре-
мени. : ?

В истории военных действий на море
известию немало факлов, когда ‘из-за не-
умелого ухода за материальной частью.
зимой срывалось выполнение боевого зада-
пия. Налтболее характерный пример в
этом отношении дает операция владиво-
стокских крейсеров в феврале 1904 г.
(поход к Сангарекому проливу), когда вода
обдавала палубу, заливала каналы орудий
и замерзала там, покрывая Hapesbh льдом.
В результалю артиллерия, а, следовательно,
и корабли оказались практически небое-
способными и поставленной задачи не вы-
полнили,
$ Есть и другие примеры, показывающие,
как образцовый уход и повседневная зайо-
та о материальной части дали в бою пре-
красные результаты.

В период боев против белофиннов ко-
мендор т. Мищенко, натражденный впо-
следствии орденом Ленина, обогревал свою
пушку. условиях суровых морозов и
сильного обледенения’ корабля пушка Ми-
щенко метко громила врага. ,

Нужно всеми способами, в любых усло-
виях предохранять канал ствола от попа-
дания в него воды, так как осенью и ле-
том она вызывает ржавчину, а зимой —
образование льда. При стрельбе это может
привести к разрыву орудия. Перед выхо-
дом па операцию необходимо обязательно
удалять густую смазку в канале, оставляя
тонкий слой пушечного сала. В плавании
на орудия должны Фбыть надеты паруси-
новые надульники. Особенно большое вни-
мание следует уделить содержанию замков,
противооткатных устройств и механизмов
наведения. Их всегда надо держать в без-
укоризненной чистоте и правильно смазы-
вать. :

Некоторые артиллеристы думают, . что
самое главное зимой — погуще смазывать
механизм. Это было бы верно лишь в TOM
случае, если бы материальная часть ста-
вилась Wa зимнее хранение. Практически
мо в работе густая и обильная смазка мо-
жет привести к заеданию деталей.

Так и было на одном из кораблей в ус-
ловиях зимнего похода. Младший коман-
inp Полканов получил приказание открыть
из пулеметов огонь, но этому помешала
густая смазка. Отонь был открыт на од-
ну минуту позже возможного срока.

Есть немало примеров хорошего ухода
за артиллерийской техникой.  Старпеина
2-й статьи т. Харламов, старший красно-

Роль стрелка-бомбардира в бою

Основная задача бомбардировщиков —
уничтожение или повреждение цели в лю-
бых. условиях противодействия зенитной
артиллерии и истребительной авиации.
Успех удара, по об’екту во многом зависит
от подготовки стрелков-бомбардиров и зна-
ния ими своего дела.

Практика показывает  моключительно
важное значение подготовки‘ любого члена
экипажа к полету. Необходимо не только
тщательно готовитьея к полету, HO i
иметь несколько вариантов использования
своего оружия Ha случай изменения так-
тической и метеорологической обстамовки,

Пулемет  стрелка-бомбарлира, — главное
средство нападения и обороны самолетов в
воздухе. Если  стрелок-бомбардир  недо-
статочно тщательно подготовил на земле
пулемет, не проверил его в воздухе до под-
хола к цели, не обеспечил безотказной ра-
боты пулемета, он тем самым лишает не
только самолет, & иногда и звено воз-
можности вынтолнять задачи. Невниматель-
иссть и неточность стрелка-бомбарлира
ставят пох угрозу жизнь экипажа и мате-
риальную часть.

Or подготовленности стрелка-бомбархира,
ст его дисциилинированности, внимания и
умения правильно и хладнокровно ориен-

‘ких температурах.

и бб ==

флотец т. Ушаков, краснофлотец т. Пулин
ежедневно самым тщательным образом
проверяют свои заведывания. Если где-ли-
бо на, механизме стерлась смазка, ее сей-
час же возобновляют. Если орудие люкрые
лось инеем, то его протирают и наклады-
вают новую смазку.

Орудие, которым командует т. Харламов,
в летний период истекшего года хобилось
больших успехов, за что т. Харламов
командованием корабля был награжден.
Его орудие всегда в отличном состоянии и
тотово к немедленному действию:
^ Хороший пример по уходу за материаль-
ной частью подает мичман т, Гаврилов.
Он ежедневно лично проверяет состояние
батареи, дает практические. указания и
требует от своих подчиненных точного
выполнения инструкции по проверке заве-
дывания.

Рассматривая вопрос об уходе за артил-
лерийской техникой в зимних условиях,
надо исходить прежде всего из назначен-
ной ‘готовности кораблю. При тотовности
порядка 4—6 часов всегда найдется вре-
мя протереть орудия и механизмы, уда-
лить густую смазку пушечного сала, &
поэтому повседневная смазка. может быть
тустой. _

Необходимо также разграничить уход за
башенными установками и открытыми па-
лубными. Безусловно, баменную установку
легче ‘уберечь от действия мороза, хотя
бы подогревая воздух электрогрелками или
системой отопления. Хуже действуют на
башенные установки оттепели, когда в
башнях получается отпотевание подволока,
и стенок. Влага попадает на механизмы,
портит их, понижает изоляцию. В этот
период нужно постоянно удалять воду и
тщательнее покрывать механизмы специ-
альными чехлами, изготовленными из бре-
зента и войлока. Необходимо постепенно
обогревать и просушивать изоляцию, кон-
тролируя ее состояние соответствующими
приборами (мегер).

Уход за открытыми палубными установ-
ками заключается главным образом в еже-
дневных осмотрах и проверках, в устране-
ний всех обнаруженных дефектов, возобно-
влении смазки и в безусловном закрыва-
нии механизма зимними чехлами и обвеса-
МИ. у
Просушку приборов и дальномеров необ-
ходимо делать не реже одного-двух раз в
месяц, выбирая сухую погоду и производя
осушку самым тщательным образом. Все
приборы должны закрываться чехлами.

Следует уделить больше внимания всем
вопросам зимнего содержажия артиллерий-
ской материальной части. Артиллерийские
отделы флотов должны постоянно прове-
рять работу кораблей и береговых частей
в этом направлении.

Капитан-лейтенант Ю. ЮЛИНЕЦ,

тироваться в большинстве случаев зависит
успех операции. Особенно велика роль
стрелка-бомбардира в момент, когда само-
леты находятся над целью, & зенитная ар-
тиллеркя и истребители оказывают. силь-
ное противодействие. Он должен проявлять
060б0е хладнокровие, настойчивость и He-
изменно стремиться направить бомбы или
пули точно в цель.

Известен случай, когда в звене, выле-
тевшем для бомбардировки цели противни-
ка, не все стрелки тщательно подготовили
пулеметы, не проверили их работу при
низкой температуре. В тезультале при
встрече над целью с истребителями про-
тивника на двух самолетах пулеметы от-
казали, удалось сбить только один истре-
битель. Но последствия для бомбардиров-
щиков могли быть худшими.

Поэтому в мирной обстановке, не счита-
ясь со временем, погодой и температурой,
нужно извлекать практический опыт из
использования своего оружия в любых
условиях обстановки и особенно при низ-
Такое ‘отношение к
своему оружию сторицей окупится в бою.

Герой Советского Союза
лейтенант А. БЕЛОГУРОВ,

Курсанты-выпускники Высшего военно-морского` ордена Ленина Краснознамен-
‚ ного училища им. Фрунзе В. Серегин, Я. Тауберг, В. Кошкин готовятся к заня-

тиям по кораблеустройству.

{Фото TACC).

Эксплоатация трюмных систем

Условия. зимнего плавания сторожевых
кораблей тнед’являют. повьлпенные‘ требо-
вания к эксплоатации трюмных систем.
Этот класс кораблей имеет легкие кон-
струкции корпуса, м поэтому возникает
опасность замораживания и выхода из
строя той пли иной системы или отдель-
ных ее участков.

Например, сели не утеплять пожарные
рожки, выходящие на верхнюю палубу,
они замерзнут. Утепление следует произво-
дить следующим образом; по габаритам
рожка делается деревянный ящик © двой-
ными стенками. Пространство между стен-
ками наполняется древесными опилками.
Внутренняя часть ящика обивается вой-
локом. Рожюк накрывается этим ящиком,
перевернутым вверх дном. Такой. способ
утепления очень удобен. Для пользования
рожком надо только ©нять ‘с него ящик,
а это является делом одной секунды.

Существует мнение, что пожарные рож-
ки можно предохранить от замораживания,
лропуская через них воду с. интервалом в
полчаса. Но это; во-первых, вызывает из-
линиою ‘работу пожарных насосов, а, во-
вторых, как показал опыт, при низких
температурах (—15° и ниже) рожки за-
мерзают значительно быстрее — в течение
15 минут. Ироме того пожарные шланги
после употребления необходимо просуши-
вать в теплых помещениях, так как, за-
мерзнув, они легко ломаются. За полчаса
шланги, конечно, не успеют проеохнуть.

“Таким образом способ утепления рожков
ящиками более удобен и прост. После ра-
боты пожарной магистрали воду из нее
необходимо спускать. Ручные огнетушите-
ли слетует уносить с верхней палубы в
теплое помещение, чтобы они не замерзли.

Особого наблюдения требует такле си-
стема затопления. Решетки забортных 9т-
веретий кинтгстонов затопления иногда за-
бивалотся кусочками льда. Поэтому в по-
ходе необходимо регулярно обогревать ‘кинг-
стоны. То же относитея и к приемным
KHHICTOHAM пожарных насосов и особенно
к приемным клинкетам холодильников.
Трюмные машинисты должны тщательно.
следить за, всеми забортными отверстиями,

Палубные втулки приводов к кингсто-
нам и клинкетам вместо обычно приме-
няющегося в летных условиях солидола
нужно заправлять более жидким маслом,
так как солидол сильно густеет при низ-
ких температурах. Эти приводы необхоли-
мо расхаживать в походе каждый час, так
как они быстро замерзают и в нужный м9-
мент могут‘ похвести,

Приемники нефти в нефтяных систер-
нах должны также обогревалься. Нефтя-
пые насосы не смогут забирать нефть, если
температура ее будет ниже 5°.

Много хлопот прилосят те участки си-
стемы парового отопления, которые выхо-
дят наверх (обогревание торпедного аппа-
рата, штурманской рубки и других па-
лубных надстроек). Для того чтобы кон-
денсат, стекающий из грелок, не замер-
зал, необходимо в таком участке иметь от-
воды продувания за борт. Это, правда, вы-
зовет излишний расход воды, но зато пред-
охранит систему от замерзания.

Нужно внимательно еледить за, бортовы-
ми систернами, в которые набирается ко-
тельная вода. Вода, в этих систернах мо-
жет легко замерзнуть, поэтому необхолимо
расходовать ев в первую очередь. Расход-
ные систерны питьевой воль и воды для
мытья, находящиеся на рострах, следует
держать пустыми. Опыт плавалия при тем-
пературах воздуха ниже 20° показал, что
существующая система ‘Эбогревания их
не оправдывает себя и вода в систернах
замерзает,

Трюмные мапгинисты должны правильно
расходовать жилкие грузы, не допуская
большого количества. незаполненных довер-
ху систерн, имеющих свободную поверх-
ность жидкости. ‘Наличие таких систерн
уменьшает остойчивость корабля, и без то-
го сниженную обледенением корпуса. в зим-
нюю штормовую погоду. :

Зимние походы любого корабля, а сто-
рожевого особенно, дают личному cocTa-
ву большую практику правильного обелу-
живания трюмных систем и приучают
трамотно эксплоатировать их.

Инженер-капитан-лейтенант
Б. ИЗВАЛОВ.

ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ И ОТЛИЧНОЕ КАЧЕСТВО

Ремонт катеров“ в подразделении лейте-
нанта т. Сушко ведется по строгому пла-
ну. Вначале был составлен график ремонта
по группам. Младшие командиры на ero
основе планируют работу своих отделений
на каждый день.

Несмотря на трудности работы в зим-
них условиях, план ремонта перевыпол-

няется. Первенство занимают старшины
групп тт. Зелинский, Яснюк, Семванюк,
специалисты Полянский и Дрофа. Они вы-
полняют задания на 150—200 процентов,
сочетая высокие темпы работы с отличным
качеством.

Воентехнин 2-го ранга БОЖЬЕВОЛИН.

——

2 февраля 1941 г. № 27 (681)

—

Четко плоенировать
ремонт кораблей

Положеняе пю организации ремонта ко-
раблей и вспомогательных судов устано-
вило твердый порядок составления планов
ремонта, точно определило обязанности
командования корабля, флагманских спе-
циалистов и технических отделов флотов
в вопросах ремонта.

Исходные данные для составления пла-
нов ремонта кораблей-это место базирю-
вания корабля, равномерная загрузка ©удо-
ремонтных предприятий, фактическое CO-
стояние материальной части корабля, пла-
ны боевой подготовки на предстоящий год.
0б’ем работ’ определяется на основании си-
стематического учета состояния материаль-
ной части корабля и потребности ее в пла-
ново-предупредительном ремонте.

И если при составлении планов и при
рассмотрении их техническими отделами
флотов пренебречь хотя бы одним из этих
моментов, весь ремонт корабля может быть
сорван. Так было при планировании ремон-
та некоторых учебных кораблей. Для №-ско-
то учебного корабля было запланировано
начало заводского ремонта ¢ 15 ноября. По
неизвестным причинам ремонт был‘ перене-
сен на май. После двух © половиной меся-
цев бесцельной стоянки корабля у стенки
завода выяснилось, Что стоимость работ
превышает отпущенный годовой лимит,
что предприятие перегружено и не сможет
немедленно начать ремонт на корабле.

Таких явлений можно’ ‘избежать, если
точно выполнять положение по организации
ремонта кораблей. Годовые планы ремонта,
составленные командирами кораблей, про-
веряет начальник технического отдела фло-
та с точки зрения своевременности, полно-
ты и целесообразности намеченных работ,
& также для определения загрузки произ-
водственных предприятий и потребных де-
нежных лимитов. }

Результаты утверждения годовых планов
должны быть известны командирам кораб-
лей, чтобы можно было правильно’ и свое-
временно составлять ремонтные ведомости
и вдальнейшем согласовать их с производ-
ственным предприятием. Это не всегда вы-
полняется. Так получилось, например, ¢ He-
которыми кораблями отряда учебных ко-
раблей. Не зная результатов утверждения
толовых планов, командиры кораблей  со-
ставили ведомости. После калькуляции вы-
яснилось, что 00’ем ремонта значительно
превышает отпущенные лимиты. В резуль-
тате несогласованности корабли вынужде-
ны были просить отпуска дополнительных
средетв для выполнения крайне необходи-
мых рафбот.

Рассмотрение годовых’ планов ремонта
кораблей техническими отделами флотов во
многом зависит от качества отработки этих
планов на корабле, от того, насколько пол-
но учтены в них фактическое состояние
материальной части корабля и потребность
в планово-предупредительном ремонте,

‚ Этого можно добиться путем анализа

данных эксилоатационного учета технхь.
ского состояния механизмов. Задача то.
иических отделов флотов-—полностью Ofer.
печить ремонт” исобходимым  матерналох,
инструментом ‘и оборудованкем, органи.
рать нормальную стоянку кораблей у сто.
ки завода, обеспечив их паром, водой
электроэнергией. В 1940 г, это не вод
BHIMOAHATOCH.

Незнание командиражи пятой боевой y.
сти фактического состояния механизуо-—
прямой результат плохой организации зе.
пользования их и недостаточного контроля
над износом материальной части. Кое-ту
это служит поводом к тому, чтобы зал.
нировать на ремонт заводскими средствауз
побольше механизмов. Таков стремлели
приводит к срыву сроков планово-преду.
предительного ремонта.

В зиму 1939 г. на одном из учебных yp.
раблей был запланирован капитальный р.
MOHT  тлавных  мокровоздушных насос
после двухлетней эксплоатации, В резул.
тале детального изучения было установи.
но, что капитальный ремонт насосов npn.
водить преждевременно.

Для того чтобы знать фактическое о
стояние малериальной части, необхоти
завести на корабле безупречный учет та.
нического состояния каждого механязы,
систематическое наблюдение за исправны
состоянием всей техники, проводя в уст.
новленное планами боевой подготовки py.
мя периодические осмотры корпуса корабии,
трюмов, отдельных. помещений, механизи,
устройств. Результаты наблюдений следуя
заносить в формуляры, журналы и ув
документы эксплоатационного учета, ay.
лизируя их в дальнейшем и делая вым,

Можно привести пример из практики и.

женер-механика т. Москаленко. При вым.
нении планово-предупредительного ремозт
он применил Tak называемое техничеси
задание на ремонт механизма. Особеннхь
этого задания в том, что на каждый у.
монтный ©б’ект даются технические ус»
вия, которые в основном сводятся к ве.
чинам зазоров и данным, определяющи
нормальную эксплоатацию механизмов. [н
каждом очередном вскрытии‘ или рем
механизма производится сравнение вые
ленных данных с предшествующими, зале
санными в задании. Таким образом то
определяются фактическое состояние и пи.
вильность эксплоатации механизма. bray.
даря применению такой системы т. Мхи.
ленко сумел запланировать точно необхо.
мый 0б’ем работ, который был утвержн
полностью.
’ Для того чтобы лучше организовать р.
монт в 1941 г. и подготовиться в тои
соответствии с утвержденным положен
г ремонту в 1942 г., необходимо обеспечиу
Гвсо корабли этим важнейшим документу
Некоторые корабли до сегодняшнего ли
не получили положения.

Инженер-капитан 3-го ранга
В. ЗВЕЗДИН,

Ответ

На подготовюу к решению опневой задачи
Дали самый сжатый срок. За это время. не-
легко было обучить молодых краснофлот-
цев четкой, слаженной работе. Но люди за-
нимались упорно, без устали тренировались,
еще и ‘еще раз закрепляя полученные зна-
ния. Незадолго перед. стрельбой команлир
батареи собрал артиллеристов.

— В новом году нана батарея первая
будет вести огонь, — оказал он.—Отрель-
ба должна быть отличной. JS

Единодушно было поддержано обращение
передового корабля, начавшего на, флоте со-
ревнование в честь ХУШ Всесоюзной зар-
тийной конференции.

Интенсивно ` заработала  новаторская
мысль. Много нового внес командир. Он ра-
ционализировал планшет, некоторые при-
боры и таблицы для исчисления исходных
данных. Для увеличения точноети наводки
командир несколько изменил шкалу азиму-
тальной дуги. Это дало значительный pe-
зультат.

Больших успехов достиг молодой коллек-
тив артиллеристов в отработке каждого
номера. Отличник ВМФ старигина т. Ва-
сильченко, заменив командира огневого

делом

взвода, работал безукоризненно. Приб.
ничного «вывели» из строя в самый рзз
стрельбы. Снарядный; комсомолец т; Беру
ный стал на его место, толково выполи
новые обязанности. $

В процессе подготовки было  обраща
внимание на воспитание у бойцов уве
ности в своих действиях,  хладнокрови,
выдержки. На орудии, младшего командий
т. Данькова произошла задержка: зам
начал закрываться с трудом. Чу
He допустить пропуска, старшина приказ
заменить диск. Замковый т. Зозуля вып.
нил это приказание, сократив норматива
время пючти в три раза.

Вторая стрельба, проведенная в и
день в сложных для личного состава 701
виях, также получила отличную опен.

Первенство завоевало ‘орудие младше
комалтлира, коммуниста т. Лута, Сейчас ot
личный специалист т. Лут выдвинут в
должность старшины батареи. Одо в
первых мест в соревновании занял и.
личник ВМФ т. Иванченко, оставшийы
на сверхсрочную елужбу на 10 лот.

С. ЛИВШИЦ.

Действия торпедоносной авиации

Воюющие стороны-—Италия, Германия и
Англия—в борьбе на море широко исполь-
зуют авиацию. Ударами итальянской авиа-
ции были повреждены английские авианос-

цы «Арк Ройял» и «Игл». На «Арк Ройял»

были разрушены  носовая часть по-
летной палубы и 17 самолетов. На авиа-
Hocite «Игл» бомба произвела пробоину в
нссовой части, было повреждено 10 само-
летов.

Используя свою авиацию против анг-
лийского флота, итальянское командование
применяет наиболее эффективные средства
воздействия на противника. Из числа этих
средств следует отметить довольно частые
атаки кораблей самолетами-торпехоносцами,
причем атаки производятся далеко в от-
крытом море, иногда нь пределе радиуса
действия самолетов. Результаты этих атак
можно проследить на некоторых примерах.

Так, в начале октября 1940 г. эскад-
рилья самолетов-торпелоносцев атаковала
Корабли противника в восточной части
Средиземного моря, В результале один анг-
лийский крейсер водоизмещением 10 тыс. т
был сильно поврежден. 20 октября за-
паднее Сартинни был атакован итальян-
скими самолетами-торпедоноецами англий-
ский легкий крейсер «Ливерпуль», шед-
ший в составе эскадры. Судя по сводке
итальянского командования, торпеда попа-
ла под кормовую башню, и крейсер с боль-
ших трудом добрался до Гибралтарской
базье;
’ В начале декабря итальянокие самоле-
ты-торпедоносцы атаковали два крейсера,
стоявшие в бухте Суда (остров Крит). Бы-
ли и другие примеры использования торпе-
доносцев против” боевых кораблей в море
и в портах во время стоянки.

16 декабря 1940 г. отрял английских
кораблей, состоявший из 2 крейсеров,
3 миноносцев ‘и других судов, был атако-
ван итальянскими самолетами у порта, Бар-
дия. Два самолета сбросили две торпеды,
которые попали в один из крейсеров. Лет-
чики наблюдали, как после взрыва ко-
рабль накренился, переверлулея и вокоро
затонул.

Торпедо-бомбовый удар, нанесенный ат-
лийской авизцией в ночь с 11 на 12 но-
ября по итальянским линейным кораблям,
нахюдившимся под прикрытием ПВО базы
Таранто, представляет ‘Интерес, во-первых,
с точки зрения тажтических приемов, Kak
почная торпедная атака кораблей в базе,
а, во-вторых, по результатам.

Итальянский флот готовилея к нападе-
нию на греческие порты; линейные силы
были сосредоточены в главной базе Таран-
то. Получив от разведки сведения о готов-
ности итальянцев, английская эскадра вы-
шла на коммуникации неприятельских б0е-
вых кораблей. В течение дня 11 ноября
английский флот, не дождавшись выхода
линейных сил противника из Tapanro,
ушел в свои базы. Авиации же, базировав-
шейся на авианосцах «Игл» и «Илластри-
эс», была поставлена задача — нанести в
ночь с 11 на 12 ноября торпедо-бомбовый
удар по итальянским линейным кораблям в
Таранто. «Игл» и «Илластриэс» ‘нахоли-
лись вблизи греческого острова №ефалли-
ния, т. 6. на удалении около 400 км от
Таранто. i

Получив задачу, до 50 торпедопосцев и
бомбардировщиков под прикрытием и в со-
провождении ‘истребителей с интервалами
в 2-3 минуты взлетали с авианосцев, про-
извети сбор и.по группам пошли на вы-
полнение задания, Отыскание кораблей в
Таралтто, выход на цель и выполнение ала-
ки значительно  облегчалиеь в условиях
лунной ночи и блатодаря успепию выпол-
ненной предварительно возхушной развед-
ке. Бомбардировщики, обнаружив на внеп-
нем рейде итальянский флот, с высоты
2.500—3.000 м. сбросили бомбы. В то
время как все средства ПВО — прожек-
торы и огонь зенитной артиллерии—были
направлены на отражение бомбардировщи-
ков, с другого направления на высоте 100—
200 м подошли торпедоносцы и произвели
атаку. Внезалность налета дала большой
эффект; атака прошла без потерь со сто-
роны торпедоносцев. 2-3 самолета, сби-
тые при налете на Таранто, были, вероят-
но, бохбардировщиками.

Не меньший интересе представляет при-
менение торпедоносцев в морском бою, про-
исшедшем 27 ноября.

В кризисный момент этого боя решено
было ввести в действие самолеты-торпедо-
носцы. По сообщению атентства Стефани,
в 12 час. 38 мин. появилась эскадрилья
антлийских самолетов-торпедоносцев, ко-
торые сбросили семь торпед по итальян-
скому линкору «Витторио Венето». Линкор
смалеврировал и избежал поражения тор-
педами. Зенитная артиллерия итальянских
кораблей немедленно вступила в действие
и сбила два самолета. Атака самолетов
оказалась неудачной — этого не отрицают
и сами антличане, но она и действия мн-
ноносцев оказали известно влияние на
противника. В 13 чае. итальянская эскад-
ра прекратила огонь, вышла из боя и,
имея большую скорость хода, стремилась
оторваться от противника. Английское
командование для преследования эскадры
использовало авиацию. :

Самолеты английской морской авиации
© авианосца «Арк Ройял» во время пре-
следования итальянских военно-морских
сил неоднократно подзергали их бомбарди-
ровке и торпедным атажам. Было замечено,
что одна из торпед, сброшежных ториедо-
носцем-разведчиком «Суордфиш», попала в
итальянский линкор типа «Литторио»,

Друтая эскалрилья самолетов «Суор-
фиш» совершила нападение на итальян-
скую эскадру. Она состояла из крейсеров,
имевших на вооружении по три 8-люймо-
вых орудия. Было зарегистрировано, что
лидер эскадры с самого начала папахения
уменьшил скорость. Считают, что одна из
торпед попала в итальянский корабль
типа «Больцано» водоизмещением 10 тыс. т.

Итальянское командование опровергало
эти резульмты. Однако англичане уже
значительно позднее и по друтому поводу
вновь подтвердили ‘успешное применение
самолетов-торпедоносцев в бою у Сардинии.

Так, в начале декабря авиационный
обозреватель газеты «Сандей таймс» пи-
сал, что нападение. английской морской

Aba на ‘итальянские корабли в Сре-
диземном море имеет большее значение,
чем нападение на итальянскую базу в Та-
ранто. Во время налета английских само-
летов на Таранто итальянские военные ко-
рабли находились на якорной стоянке и
являлись удобной мишенью для самолетов-
торпедоносцев. Итальянские корабли, под-
вергшиеся нападению уз» Сардинии, шли ©
предельной скоростью. Причиненные ко-
раблям повреждения путем прямого попада-
ния тормед являются в этих условиях до-
сетижением.

Торпедоноеная авиация ‘ме менее пгиро-

ко и не менее эффективно используется,

для борьбы wa коммуникациях против
транспортов и охраняющих их боевых ко-
раблей. Самолеты-торпедоносцы являются
одним из эффективных средств в. борьбе
с вооруженными конвоями.

По данным иностранной прессы, 20 ок-
тября 1940 г. группа терманских самоле-
тов-торпедопосцев атаковала и потопила
шедллие под усиленным конвоем три тор-
говых парохода общим тоннажем 20 тыс.
регистровых ‘’ брутто-тонн. — Итальянское
командование применяет также  ториедо-
носную авиацию против авглийских транс-
портов в восточной части Средиземного
моря. 14 ноября группа итальянских тор-
педопосцев атаковала в восточной части
Средизехного моря караван судов. Было
терпедировано два парохода, один из ко-
торых затонул.

3a послелнее время усилилась актив-
ность антлийских торпехоносцев в Север-
пох море. По сообщениям антлийского ми-
нистерства авиации, 25 октября антлий-
ский самолет торпедировал у Фризоких
островов германские транспорты, шедшие
под конвоем военных кораблей. В резуль-
тате атаки было потоплено два судна.
26 октября в районе Согне-фьорда, в шхе-
pax севернее Бергена (Норвегия), три ан-
глийских торпедоносца напали на герман-
ские суда.

Торпедо-бомбовый удар мо флоту в Та-
ранто неоспоримо свидетельствует о воз-
можности выполнения торпедных атак са-
молетами ночью, Выполнение таких атак

до сих пор считалось маловероятным, но
англичане не разделяли этого взгляда и
отрабатывали свои подразделения  торпе-
доноецев для выполнения задач в ночных
условиях. Еще на заре развития торпедо-
носной авиащии англичане произвели
учебную ночную атаку самолетами-торпе-
доносцами по линейным кораблям Атдан-
тического флота, стоявшим на якоре в
Веймутской бухте. Ночь была ясной, ви-
димость хорошей, корабли четко обрисо-
вывались в бухте. Атаки с близких ди-
станций оказались удачными, «Куин Эли-
забет» и «Вэлиэнт» получили несколько
попаданий. Результаты этой ‹ подготовки
сказались в Таранто. То, что произошло
здесь, будет еще изучаться по мере. по-
ступления новых, более точных и досто-
верных сведений 0б этом событии.

Поражения, понесенные флотом в Та-
ранто и в бою у Сардинии, вновь ставят
одну из проблем морского боя— проблему
своевременного ввода в действие авиации.
Морской бой скоротечен, поэтому фактор
времени в нем имеет исключительное зна-
чение. Зачастую минуты, решают исход
сражения. Опыт текущей войны показал,
что исход боя зависит от четкого взаимо-
действия авиации с кораблями флота и
шансов на успех больше при условии,
если достигнуто тактическое превосходство
в воздухе во время боя или операции,

Операции ‘на Средиземном море показы-
вают, что коматдующий флотом, эскадрой
должен иметь в своем распоряжении авиа-
цию, которая в любой момент могла бы
произвести торпедо-бомбовые удары по ко-
раблям и, если нужно, ветретить и разтро-
мить противника в воздухе. Английское
командование обладало в этих боях такой
авиацией, базировавшейся на авианосцах.

В этих боях выявлено также значе-
ние авианосцев. В бою у Сардинии англи-
чане вряд ли смогли бы тако своевре-
менно и успешно ввести в действие само-
леты-торпедоносцы против  отходивших
итальянских кораблей, если бы в составе

эскадры не было авианосца. Базируясь
же на авианосцах, самолеты . не только
действуют непосредственно с кораблями

флота, но и. следуют с ними. Попыти
итальянской авиации в бою у Сара
ответить на действия английских с4у01°
тов-торпедоносцев и бомбардировщикоз
ла предупреждена истребителями с 381
носца «Арк Ройял».

Авианосец безусловно Meer свои 1
ложительные стороны. Но он уязвлх (
воздуха. Однако в условиях войны В
Средиземном море, как показал опыт, 1
личие на’ авианосцах самолетов-тороме
носцев лае? англичанам значительные и
имущества. Почти во всех боевых столе
вениях англичане используют  сауме
для торпедных атак по итальянских 5
раблям.

В обстановко ожесточенной борын 3
господство на Средиземном море торе! s
носная авиация приобретает все бодым»
значение. Ode воюющие стороны исполь!
ют ее во взаимодействии с другими BL
ми авиации и главным образом с 1
рующими бомбардировщиками. Итальяяы
чаще применяют пикирующие бомбе
ровщики для совместных с флотох at
кораблей в море.. Во время сбрасыви
бомбардировщиками бомб с пики
самолеты-торпедоносцы атакуют Kopala!
самых малых высот.

В бою у Сардинии англичане през
вали своими торпедоносцами итальяня”
корабли. В этом случае торпедоносная 281
ция— одно из наиболее эффективных срехй
для развития успеха, достигнутого в Mop!”
бою. Разбитый и деморализованный при?
ник, иногда лишенный возможности №2
врировать из-за повреждений механизу?
утративитий способность к серьезному 0
противлению, представляет. весьма вы!
ный об’ект для атак торпедовосной #1
ЦИИ.

Из сказанного можно сделать выво, 7
воюющие страны все шире и чаще лото?’
зуют торпедоносную авиацию как пр?
транспортов, так и против боевых М
лей любого класса,

Полковник Н. НИКУЛИЕ