^^ вы

aa

, я Дальних Востоком: кратчайшая до-

и

——-
—_——-

2 февраля 1941 г, №27 (681)

Создать необходимые условия
для заочного обучения

факультет заочной подтотовки Военно-

политической академии им. В. И. Ленина
ие  на многих Флотах и флотилиях свои
филкалы. Здесь политработники и коман-
ры без отрыва от служебных обязанно-
сей изучают марксистско-ленинскую те-
ик, историю международных отношений
 угие дисциплины. Заочное образова-
о пополняет знания обучающихся, помо-
пит им ориентироваться в международ-
ний и внутренней политике, прививает
вкус к регулярной работе над собой. 06
эх можно судить по политическому и
культурному pocty слушателей заочного
факультета академии (филиал Черномор-
сою Флота) — батальонного комиссара
т. Паргамина, старших политруков тт,
рьюева, Ныча, политрука т. Абрамцева
и других, успешно закончивших учебу на
зорох куе и перешедших на третий.
1% ва года они накопили значительный
опыт самостоятельной работы над собой,
учили важнейшие произведения Маркса,
Энгельса, Ленина, Сталина, основы воен-
 о-морского дела, главные этайы истории
уеждународных отношений. Сейчас они
тиовятся к предстоящим в апреле заче-
ту, изучают по первоисточникам. диалек-
ичекий и исторический материализм,
политэколомию и др.

очников второго и третьего курсов с Кас-
пийской флотилии (политруки тт. Галкин,
Демидов, Просветов и другие) ‘не было пи
одной программы по истории международ-
ных отношений.
ногие другив слушатели филиала ака-

демии Черноморского флота не имеют прог-
рамм по политэкономии, диалектическому
и историческому материализму. у

Академия не знала, сколько заочников
Третьего курса участвует на сборах в (е-
вастополе, поэтому выслала мало программ,
И некоторые товарищи их вовсе не полу-
чили. Начальник  <боров  батальонный
комиссар т. Сосницкий, зная, что про-
грамм недостает, все же распорядился от-
лать несколько экземпляров в Дом партоб-
разования. Заочники раз’ехались на места
без основных учебных пособий.

‚ Через два месяца предстоят очередные
весенние сборы. Факультет заочной под-
готовки должен’ выслать программы и
другие методические пособия, но почему-
то медлит. Правда, факультет быстро реа-
гирует на письма“отдельных слушателей,
но не всегда удачно. В связи с запросом
т. Никитина, обучающегося на морском
отделении, работники факультета заечно-
го обучения выслали ему программу по
боевой подготовке для... сухопутных ча-

Заочники сочеталот теоретическую ‘уче-   стей.
4% с повседневной работой на корабле, Академия располагает отдельными пс-
в части, учатся пользоваться приобретен-  чатными пособиями, выпущенными на

ными знаниями в практической деятель-
ети, При хорошей организации учебы
заочники могут получить такие же зна-
ия, как слушаяели, занимающиеся не-
посредственно в академии,

Однако в обучении заочников сеть ©у-
щественные недочеты. Слушатели — ба-
пльнный комиссар т. Паргамин, crap-
пи политруки тт. Ныч, Бобырев, Адамен-
ко и другие заявляют, что они не удов-
оотворены работой и организацией сборов
заочников. На весенних сборах 1940 г.
0 филиалу академии на Черноморском
флоте слушателям начали читать лекции
по вознно-морскому дёлу не с первого раз-
аа. Так были прослушаны лекции по
хннно-торпедному оружию, боевым сред-
пах воздушных сил и кораблевождению.

Нз вопрос, почему не соблюдается по-
омовательность, начальник сборов ба-
пльонный комиссар т. Соспицкий отве-
ти, что факультет заочной подготовки
WMO начать чтение лекций с минно-
торпелного ела; на осенних сборах слуша-
jell будут славать зачеты лишь по тем
изели, по которым прочитаны лекции.

После сборов слушатели так и готови-
лись, а на осенних сборах им предложили
мавать зачеты по тем разделам програм-
уч боевой подготовки, лекции по, которым
le ЧИТАЛИСЬ.

Заочники также пе раз указывали, что
пекоторые лекторы их не ‘удовлетворяют.
[итако эти замечания не были учтены на
thopax B декабре 1940 г., когда лекции
поосновам марксизма-ленинизма читал не-
итаточно подготовленный преподаватель.
В результате лектора пришлось заменить.

Для заочников во время сборов нужно
подбирать наиболее  квалифицированных
икторов, имея в виду, что они ряд лет
имтзют самостоятельно.

Рувоводители факультета заочной под-
отовки академии не сумели как следует
организовать даже переписку ‹0 слушате-
ими. Обычно связь ограничивается тем,
о два раза в год (весной ‘и. осенью) ака-
иния присылает извещение, что там-то,
такого-то числа предстоят сборы и необ-
имо сдать зачеты по таким-то диеци-
плякау, Но не только в этом заключаются
pykOBOICTBO и связь. с ‘забчниками. Нало,
чтбы в период самостоятельной учебы
пачальник Факультета заочной подготовки
зал 0 занятиях каждого слушателя: ка-
кие он изучил дисциплины, над. чем pa-
тает, какие трудности встречает. На ме-
(aX, как правило, учебу заочников никто
88 контролирует.

В указаниях академии для слушателей
очной подготовки на 1939—40 учеб-
inf ror было обещано снабжение заочни-
№8 иетодическими разработками, списками
цитературы: и программами, № сожалению,
это обещание не всегда выполняется. У за-

DOPBGA ЗА СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
В БАССЕЙНЕ КРАСНОГО МОРЯ

между итальянскими владениями, — 19 ав-
TYCTa заняли эту британскую колонию.
Бербера и Зеила, сомалийские порты, рас-
положенные в 250 милях от английской
военно-морской базы Аден, оказались в
руках итальянцев.

Но обладание Британским Сомали не из-
менило решающим образом в пользу Ита-
лии соотношения сил в борьбе за Красное
море, так как даже господство во всем
Баб-эль-Мандебеком пролиге еще. недоста-
точно для овладения всем Ерасным морем.
Им командует. тот, в чьих руках Суэцкий
канал. И поэтому борьба за Восточную
Африку лишь одно из звеньев в борьбе
за Суэц.

Сплошной цепью протянулись © севера
на юг Африки территории, находящиеся
BO владении или под контролем Британ-
ской империи: Египет, Англо-Египетекий
Судан, Уганда и Кения. Вак клин, вреёза-
ются в них итальянские колонии -— Эри-
трея, Абиссиния, Итальянское Сомали, 0б’-
елиненные под общим названием Итальян-
ской. Восточной Империи.

На севере у: входа в Красное море ле-
жит Египет; его оборона занимает важней-
ео место в военных планах Британской
империи. В разные эпохи, даже в то вре-
мя, когла Египет принадлежал еще Отто-
манской  империж, противаики Англии
стремились нанести ей удар в «eTpane
пирамид». Наполеон сказал в свое время:
«Для того чтобы действительно разрушить
Англию, мы должны тать хозяевами
Египта». После постройки Суэцкого кана-
ла по проекту фрашцуза Лесепеа, возро-
ившего илею фараона Нехо о коротком
пути на Восток, стратегическое значение
этой территории возросло во много раз.

Здесь находится ключ к основным
колониальным и Британской имие-

— Cyan,  крупнейние — военно-мюр-
А ct Александрия и Wopr-Cauy,
укрепленные пункты Сиди-Баррани и Мер-
са Матрух, защищающие подступы к ка-

правах рукописи: по истории СССР, по
истории международных отношений и др.
Но большинство слушателей не получило
этих пособий.

В дальнейшем следует лучше организо-
вывать сборы. Управления политической
пропаганды флотов обязаны оказывать
всестороннюю помощь факультету в про-
ведении сборов. Но этого еще нет на де-
ле. В частности Управление политиче-
ской пропаганды Черноморского флота не
уделило должного внимания  заочникам.
Сборы проходили недостаточно организо-
ванно. Никто из Управления политической
пропаганды флота даже не поинтересовал-
сл тем, как слушатели сдают зачеты. Уп-
равление политической пропаганды поче-
му-то не удовлетворило просьбу товари-
щей прочитать лекцию © международном
положении.

На сборах необходимы консультации по
отдельным дисциплинам. ‹ Когда у некото-
рых слушателей возникали серьезные во-
просы, они ие могли их разрешить.

Многие заочники предлагают изменить
время приема зачетов. На сборах в Сева-
стополе в течение трех дней пришлось
сдавать 9 предметов (пять-—по боевой пол-
TOTOBKe и четыре—по другим диеципли-
нам). В то же время ежедневно читались
лекции по 7—9 часов. Слушатели утомля-
лись и сдавали по вечерам зачеты, даже
не успев просмотреть конепекты. Такая
«практика» пользы не приносит.

ЧКелательно, чтобы в период сборов за
четы принимали в течение нескольких
дней и слушатели сдавали бы зачеты по
одной дисциплине в день. .

На местах не учитывают работы заоч-
ников, не считаются с их трудностями,
He даю] положенного времени для уче-
бы. Даже ‘в период” сборов старшего’ по-
литрука т. Шестакова не раз отрывали
от занятий. Политрук т. Калинкин приз
был на сбор с опозданием на несколько
дней, так как его не отпускали. Старше-
го политрука т. Бобырева также нередко
отвлекали по служебным делам, когда он
должен был сдавать’ зачеты.

Отведенное для самостоятельной ра-
боты время заочники не используют лишь
потому, что некоторые начальники   He
считаются с их учебой. Приказ народного
комиссара обороны о заочном обучении на
местах нарушается,

Слушателям-заочникам необходимо соз-
дать условия для нормальной учебы.
Этим обязаны заинтересоваться начальни-
ки отделов политической ‘пропаганды. Ру-
KOBOACTBO факультета заочной подготовки
академии должно улучшить связь со свои-
ми слушателями на местах.

Слушатель фанультета заочной  подго-
товки ВПА им. В. И. Ленина
политрук И. ШАИРНО.

Африка, издавна привлекавшая искате-
№1 наживы, вновь, как и много десяти-
тиЙ назад, стала ареной ожесточенной
рьбы, Снова, каки в первые годы
‘звыния» этого материка, борьба, развер-
Bete прежде всего в его прибрежных
ийонах, на территориях, командующих
1 важнейшими морскими путями.

Il v0 понятно. Африка расположена на
ИЫке двух океанов -— Атлантического и
Пнуийского; у африканских берегов про-
Ият морские пути, связывающие Англию
‹ татейшими источниками сырья — Ин-

та через Средиземное море и более длин-
НЫЙ путь — мимо мыса Доброй Надежды.

Борьба за Дакар на западном побережье
\фрихи, бои у ливийекого побережья и,
‘axonen, война в Англо+Египетском Су-
le, Kennan и Эритрео — все это звенья
‘HOR цепи борьбы крупных империали-
‘ческих держав за господство на обоих
\иких путях.

Через Красное море, узкое водное про-
Иранство, раз’единяющее Африку и Азию,
XO важнейшие морские пути обеих
иЮющих сторон. Для Англии Ёрасное мо-
№ 1 только звено на кратчайшем пути
3 впы ‘на Дальний Восток, но и 34-
Милый ход из метрополии в Египет, Ан-
-типетский Судан и страны Аравий-
‘toro полуострова в обход Африки. Для
алии это единственный морской путь
‘Ищения с Эритроей, Абиссипией и
‘“лъянеким Сомали, единственный выход
р из восточной части Средиземного
ря,

Вырьба за Красное море началась вскоре
№:46 вступления Италии в войну. Первые
лоты итальянской авиации, первые уда-
Ы сухопутных войск были паправлены
титив Британского Сомали — английской
ани, расположенной у выхода из Крас-
0 шюря в Индийский океан. Итальян-
((1® войска, находивигиеся в выгодном по-
“Ron — Сомали словно в тиски зажато

КРАСНЫЙ ФЛОТ

SE

в партийной работе

Партийная организация в прошлом году
немало . содействовала успеху решения
сложных боевых задач. Основное внимание
было обращено на воспитание чувства от-
BCTCTBCHHOCTH у комхмунис®ов, обеспечение
их авангардной роли в боевой и политиче-
ской подготовке.

Центр партийной работы мы сосредото-
чили в’ низовой организации, стараясь’ вся-
чески ее укрепить.

Заслуживает  рнимания опыт . одной
низовой партийной организация. Здесь перед
полетом или выполнением задачи проводит-
ся конкретная партийная, работа. Секретарь
т. Рептух хорошо изучил своих коммуни-

стоз, он знает их сильные’ стороны и недо-
CTATKH.

Однажды группа самолетов должна была

‘пойти на выполнение задачи. Тов. Рептух

собрал коммунистов, подробно об’яснил, что
от них требуется. Он обратил внимание
т. Зубкова Ha необходимость изжить недо-
©татки, которые были отмечены комёнди-
Ром во время предыдущих полетов. Секре-
тарь указал также т. Терминаку, что он
иногда, недостаточно  наблюдателен при
взлете, Работа с каждым коммунистом
обеспечила успех. Поставленные в этот
день задачи летчики решили хорошо,
Командир части дал задание подразделе-
нию выйти в море на поиски кораблей
«противника». Секретарь парторганизации
Тут же рассказал коммунистам о задачах и
наметил несколько мероприятий, обесиечи-
вающих их выполнение.  Коммуниету
т. Громову он поручил провести беседу 0
кораблях «противника» и их вооружении.
Тов. Ивченко организовал беседу: «Техни-
ка вождения самолета в условиях обстрела
зенитной артиллерией», Товарищи Базанов
и Кравченко выпускали «Боевые листки».

Широко развернулось социалистическое
соревнование. Его инициаторами‘ явились
коммунисты. Побле выполнения задания
командир части дал выкокую оценку дей-
ствиям экипажей.

Так же конкретно, целеустремленно на-
учились работать с коммунистами и дру-
гие секретари низовых организаций. В. этом
большую помощь им оказал обмен опытом,
который организовало наше бюро. i

Большое внимание уделяется передаче
опыта передовых летчиков. Для этого ис-
пользовались различные формы партийно-
политической работы. етчик-коммуниет
т. Тихонов лучше других овладел техникой
пилотирования в самых сложных условиях,
в любое время суток. Партийное бюро по-
ручило т. Тихонову поделиться своим опы-
том, рассказать товарищам, как он добился
плавного взлета машины.

Сейчас его опыт стал достоянием многих
командиров. Так, чт.‘ Шабанов, ’Трухов,
Бритовский и другиб, восприняв советы
т. Тихонова, неплохо овладели техникой
взлета.

Такая товарищеская взаимопомощь на-
шла широкое распространение в части.

Мы воспитываем у коммуниетов ответ-
ственность не только 3% себя, но и за ©вое-
го товарища, 33 всю часть. В нам прибым
молодой авиатехник т. Маслов. Первое вре-
мя он плохо справлялея с обязанностями,
так как не имел достаточного опыта. Ком-
мунист т. Бутузов, не считаясь со време-
нем, следил за работой молодого авиатехни-
ка. Непосредственно у. самолета он пока-
зымвал, как надо производить замену частей,
правильно готовить машину к вылету. По-
мощь т. Бутузова дала возможность т. Мас-
лову неплохо овладеть техникой.

Оказывая помощь командованию части,
парторганизация провела большую работу в
период подготовки к зиме. По инициативе
партийного бюро проведена техническая
конференция на тему «Эксплоатация матё-
риальной части в зимних условиях». Гото-
вили эту конференцию коммунисты тт. Ло-
гинов, Кожинский, Бедиков и другие. За-
долго до нее т. Логинов провел короткое
совешание коммунистов из технического
состава. Они рассказал о задачах конферен-
ции, выслушал их мнения. Конференция
прошла активно. Так же прошли и другие
технические конференции. Они оказали
большую помощь летно-техническому со-
ставу.

На примере своей организации мы видим,
что если партийная работа целеустремле-
На, то результаты не замедлят сказаться.

прошлом году часть достигла больших
успехов. Народный комиссар Военно-Мор-
ского Флота, наградил ее переходящим крас-
ным знаменем, Некоторые командиры на-
граждены часами, все эти товарищи-—кох-
мунисть. Многие получили денежные пре-
мии.

В успехах части немалая заслуга комму-
нистов. Они шли в авангарде боевой подго-
товки, показывали пример. Тов. Логинов,
например, добился четкой работы техниче-
ского состава, и это обеспечило полную
безаварийность. Замечательные _ образцы
показывалот тт. Громов, Бутузов, Кашин и
многие другие.

В прошлом году мы накопили опыт пар-
тийной работы. Сейчас его закрепляем с
TOM, чтобы поднять се на более высокую
ступень.

Семретарь партбюро В. МИЛЫХ.
Черноморский флот.

ШЕФСКИЕ КОНЦЕРТЫ,

Закончилось продолжавшееся два дня
распгиренное заседание Центральной воен-
по-шефской комиссии ЦЕ союза ‘рз-
ботнивов искусств < участием членов Цен-
тральшой военно-шёфокой комгосии союза
кино-фотоработников. “

На заседании обсуждалея гопрос о пол-
готовке культурно-шефеких мероприятий
работников искусств и кино-фотоработни-
ков в связи с ХХШ тодовтьиной Красной
Аруши_и Военно-Мор“кого Флота, и лвадиа-
тилетием пограничных войск НКВД. С со-

ТВОРЧЕСКИЕ ОТЧЕТЫ

общениямч © подготовке к празднику вы-
ступили представители  военно-шефеких
комиссий союзных республик и областей.

Совещание: ‘утвердиле планы культур-
но-мзесовых мероприятий. Накануне все-
наролного праздника, Красной Армии и Во-
енно-Морзкого Флота и в день празлника,
23 февраля 1941 г., в частях и на ко-
раблях будут даны шефские концерты. С
творческими отчетами перед командирами
н краенофлотцами выступят мастера ис-
кусств.

PE,

f

ФР ЭКВАТОР АФРИКА

<
БЕЛЬГИЙСКОЕ КОНГО

о 500км

луГандя \,

налу с запада. Александрия, глазная база
британского флота на Средиземном море,
приобрела 060б0е значение с тех пор, как
развитие авиации лишило Мальту ее роли
основной о стоянки о английского флота.
Александрия — ныне единственная стояя-
ка’ крупных линейных сил в восточной ча-
ети этого моря; опираясь на нее, англий-
ский флот действовал и у берегов Албании
и у побережья Дивии.

Eranet—sopota ‘к Ближнему Востоку.
Эта страна служит как бы мостом, соеди-
няющим африканские владения Англии ¢
ез подмандатными терряториями на Ближ-
нем Востоке и важнейшими источниками
снабжения нефтью Британской ‘импе-
рии. Египёт — это ворота к Ближнему
Востоку, к нефти. Нил, протекающий, по
территории Египта, дает жизнь стране,
Ох без воды была бы каменистой п
песчаной пустыней; вдоль Нила раестила-
ются плантации лучиего в мире хлопка—
сырья, играющего пемаловажную роль в
роенной промышленности Англии.

Италия нё случайно направила вначале
свой основной удар против Египта; наступ-
ление вдоль ливийского побережья должно
было, по мысли итальянского командования,
сочетаться с наступлением с юга па этот
жизненный центр Британской империи.
Теперь, оценивая причины неудачи этого
плана, итальянская печать отмечает, что
Италии трудно быть хозяином положения
до тех пор, пока английский флаг разве-
вается в Порт-Саиде, а Аден контролирует
выход из Красного моря...

„ >». rad
«ПАДИС-ЯБЕБЯ

ЯБИССИНИЯ К
АЯ / ae

e

`, оу РУДОЛЬФА ты
Ал: м 7

Monn,

НЕНИЯ

4. SENT CoMANA

~ PAN

А

ЕЕ
Be i sh gm

(-
oe Nt

Maxaded

ее
SA.

Mozadumo.

Египет. со стороны: Ливии, пыталось ¢03-
дать угрозу Суэцу с юга. Наступление на
Англо-Югипетский Судан, захват важных
позиций — Кассала, Галлабат и Курмук —
иреслеловали ‘именно эту цель. Англо-Еги-
петский, Судан, формально управляемый
совместно Англией и Египтом, на деле яв-
ляется британской колонией. Он защищает
с юга подступы в Египту.

Расположенный между’ Итальянской Ли-
вией, Эритреей, Абиссинией, Французской
Экваториальной Африкой,  Бельгийским
Конго и Кенией, Судан служит центром
пересечения важнейших британских сухо-
путных и воздушных коммуникаций в
Африке. Здесь проходят железные и ш9-
сейные дороги, связывающие Египет c Ke-
нией, Угандой и Южно-Африканеким Сою-
зом; ‘весь перекрещивалотся ‘воздушные
линии, идущие из Лондона, через Каир на
юг Африки, в страны Ближнего Востока
ий Аравийского полусстрова.

Англо-Египетекей Судан — связующее
звено между Египтом и южно-африкански-
ми владениями Англии и в то же время
клин между Итальянской Ливией и «Во-
сточной Империей».

Стратегическое значение Судана опреде-
ляется и тем, что по его территории про-
ходят верхнее течение Нила и ето от-
ветвления — Белый и Голубой Нил. Борь-
ба за Судан — это борьба за воды Нила;
здесь находятся важнейшие ирригационные
устройства и плотины, от которых зависит

Итальянское командование еще четыре   недавно вновь занятый английскими вой-
месяца назад, во время наступления на   сками. Захватив Кассалу, итальянцы: п®е-

————
—_—-

„Героические будни“

Третьи сутки бушевал шторм. Неукроти-
мый ветер оголял каменистые возвышен-
ности, забивал снегом расселины, бросал
на берег тяжелые волны. Начальник карау-
ла комсомолец т. Медведев вошел в кара-
ульное помещение и неторопливо сказал:

— Такое дело, товариши. Смены, ви-
дать, сегодня не будет.

Неистовый порыв ветра потряс домик.

— В такую погоду...-— задумчиво ска-
зал Сергейчев.

— Какая ни есть погода,— улыбнулся
Медведев, — а в избе блатодать. На дворе
куда морознее.

— В такую погоду смены не жди, —
так же задумчиво продолжал Сергейчев, —
волку не пробраться, птице не пролететь.
Ух, как ветер воет!

...Три дня уже группа краснофлотцев во
главе с заместителем командира отделения
Медведевым несла караул. Внезапно начав-
шийся шторм отрезал бойнов от внешнего
мира. Прошли сутки, другие... Краснофлот-
цы исправно несли службу. Медведев свое-
временно менял. часовых...

— Товарищи, — крикнул из угла по-
мещения один из краснофлотцев, ой,
как здорово, товарищи!

— Что там у тебя?

— Нашел я...

— Золото нашел?

— Бери выше, — картофель попался.

Краснофлотцы сгрудились около «ечаст-
ливчика», разглядывали картофель, самые
нетерпеливые радостно потирали руки.

— Будет, значит, обед, — сказал Медве-
дев,— варите, товарищи, картошку,
пойду посты проверю.

Начальник караула шел от поста к по-
сту, упорно боролся с ветром. Его встреча-
ли часовые в обледеневших тулупах, и ве-
ки их были опушены снегом.

— Как дела? — спрашивал Медведев.
— Все в порядке!
— Сменитесь, картошкой угостим.

If он шел дальше, пробиваясь сквозь
свирепый шторм,

Медведев вернулся в караульное поме-
щение.

— ПШожалуйте к обеду, — пригласил Сер-
тейчев,— только вот хлеба у нас..— он
развел руками. С

— Мы и без хлеба... Да, для часовых
оставили? \

— Конечно, оставили.

Пообедали... Вспомнили, что в предыду-
щий день и картошки не ели,

Потом Медведев сменил часовых, не-
сколько минут отдыхал и снова пошел про-

верять посты. «Люди утомились,— говорил,

самому себе начальник караула, — вдруг
кто-нибудь заснет... Позор какой!.. Да к
TOMY же, если заснет, замерзнет...». И он
ходил, шатающийся от усталости, засне-
женный, голодный. За двое суток несколь-
ко картошек,—право же, такая порция не

* Краткое сообщение о ‘самоотвержен-
ных краснофлотцах караула было помеще-
но в «Красном Флоте» 15 января.

ая

может насытить сильных, здоровых моло-
дых людей.

Во время одного из обходов Медведев
вдруг заметил сквозь густую сетку снега
двигавшуюся к берегу шлюпку. Остановил-
ся, как вкопанный. Шлюпка? В такую по-
году? Какая чепуха! Охватил себя за ру-
ку, — все в порядке, он-не спит, не бре-
дит. Сейчас проверить!.. Но кто, кроме
советских моряков, отважится отойти от бе-
рега, в такую бурю?..

Жж + *

Церед краснофлотцами и командирами
подразделения № выступал лейтенант Cre-
бенев.

— Товарищи, состав караула № уже
двое суток несет службу, не имея пищи.
Нам поручено доставить им пищу.

— В такую погоду? — тихо спросил
КТО-ТО.

— Да, в такую погоду. Жду совета, как
туда добраться.

Слово взял лучший лыжник части—ком-
сомолец Тумасов.

— Я думаю, лучше всего на лыжах.

— На лыжах не дойти.

— Я доберусь.

— Шо такой местности,
шторм...

— Я доберусь.

— А осли и доберетесь, много ли вы с
собой продуктов возьмете? Нет, товарищи,
надо на шлюпке,

— На шлюпке и вовсе невозможно.

— Beco возможно; когда надо выручать
товарищей. ;

— Спокойно! — оборвал спор лейте-
нант Стебенев. — Задача’ действительно
трудная. Пойдут только добровольцы. `Итак,
кто хочет отправиться со мной?

Желающих пойти в эту свирепую штор-
мовую погоду выручать товарищей оказа-
лось столько, что ими можно было бы
укомплектовать команды целой флотилии
manor. Отобрали самых опытных, физи-
чески сильных, выносливых. Пошли
командир отделения Холоденков, красно-
флотцы Ромашко, Показий, Товмач, Бонда-
ренко и Соколов. Их возглавил лейтенант
Стебенев. ,

Шлюпку перебрасывало. с волны на вол-
ну. Это был почти слепой поход. Сидевиие
на корме едва различали сидевших в но-
совой части. Лишь в те моменты, когда
снежная буря на мгновение ослабевала,
можно было различить берег. Но шлюпка
продвигалась вперед.

++

да еще в

— Как дела, товарищи? — сдерживая
радостную улыбку, спросил Стебенев.

— Все в порядке, товарищ лейтенант.
А теперь, как привезли продукты, дело и
совсем весело пойдет.

Один из краснофлотцев караула взволно-
вапно пожимал руку требца Показия.

— Как вы... Как вы решились?

— Сам знаешь,— чтобы товарищей вы-
ручить, в огонь пойдем.

Старший политрук А. ПЕТРОВ.
Северный флот.

По. страницам журналов

«Краснофл

Вышел № 1 журнала «Краснофлотец».
Номер составлен из разнообразного мате-
риала.

В журнале помещены рассказы №. Ста-
нюковича, М. Зощенко, Е. Юнга, Г. Соловь-
ева, стихи А. Лебедева, Н. Иконникова,
П. Калиничева, а также отрывок из книги
А. Зонина «Помни войну» и глава из по-
вести Б. Лавренева «Командиры». Начато
печатание очерка С.  Сергеева=Ценского
«Адмирал Сенявин». И. Соловьев знакомит
читателей с походами киевлян на Визан-
THIO.

Ероме этих произведений в № 1 «Крас-
нофлотца» напечатаны статьи: П. Абдула—
«0 Дисциплинарном уставе ВМФ» и Б. Oxy-
нева, — «Англо-германская война».

питание водой всех хлопковых плантаций
Египта и Судана.

На побережье Судана лежит Порт-Су-
дан, важная английская военно-морская
база на Красном море и. стоянка крупных
линейных сил. Основная масса военных
материалов ж войска; перебрасываемью из
Индии в Судан, следуют через этот порт,
Порт связан < хинтерландом разветвлен-
пой сетью железных, шоссейных и кара-
ванных дорог. Порт Суакин, к югу от
Порт-Судана,  мелководен и используется
лишь леркими силами флота.

Итальянские войска после захвата (С5-
мали направили свои усилия на важный
стратегический пункт Кассала, лишь

ререзали важную железнодорожную линию,
связывающую Красное море с районом Го-
лубого и Белого Нила. Обширный хлопко-
водческий. район, в течение многих  меся-
цев лишенный связи с Порт-Саидом, те-
перь снова находится в руках Англии. От
Бассалы железнодорожные линии ндут к
столице Судана — Хартуму и эритрейско-
му стратегическому пункту Агордат. Кас-
сала это по сути дель дверь из Судана
в Эритрею; именно поэтому отсюда на-
чалось британское наступление в глубь
итальянской колонии.

Английское наступление в Эритрее пре-
следует основную цель — овладение стра-
тегическими позициями на побережье Крас-
ного (моря. Английские войска, опираясь
на Кассалу, продвигаются в направлении
Асмары, связанной железнодорожной лини-
ей с портом Массаха.

Стратегическое значение Эритреи опре-
деляется тем, что на ее территории рае-
положены порты Массаух и Ассаб, превра-
щенные в последние годьр в военно-мор-
ские базы. Создание этих баз должно бы-
л0, по мысли итальянского командования,
резко’ снизить значение английских опор-
ных пупктов у выхода из Красного моря.
Ассаб находится всего в 80 километрах от
английского укрепленного острова Перим,
прикрывающего выход из Красного моря
через Баб-эль-Мандебский пролив. Англий-
ская военно-морская база Аден, лежалцая
в южной части Аравийского полуострова,

—_

отеп» № 1

Достойно отмечено 65-летие со дня рож-
дения Джека, Тондона..

В этом номере об’явлены результаты ли-
тературного конкурса журнала «Ираено-
флотец». у

В. Прянишников дает очередную серию
из «Занимательной науки»—14 морей (0-
BeTcKoro Союза.

В отделе «Шахматы» об’явлен конкурс
на решение шахматных задач.

В номере— рисунки художников Е. Бе-
луха, П. Дуплицког, Е. Емельянова,
Б. Кожина, В. Соколова, Г. Фитингофа,
В. ‘Голицына. С 1941 года журнал выхо-
дит в новом формате, что более удобно для
чтения,

на побережье Аденекого залива, ‘находится
в радиусе действий итальянских бомбарди-
ровшиков, базирующихся на Массауа и
Ассаб. хотя Италии пока не удалось
осуществить свои планы, — английские
опорные пункты продолжают сохранять
свое значение, — итальянская авиация, ба-
зирующаяся` на эритрейские порты и быв-
шие английские базы Бербера и Зеила, на-
носят ощутительные удары британскому
судоходству в Красном море.

Абиссиния те имеет выхода к морю:
ее единственные пути к побережью — две
железнодорожные линии и несколько июс-
сейных дорог: одна линия связывает сто-
лицу Аддис-Абебу с портом Джибути во
Французском Сомали, другая идет из цен-
тра страны к эритрейским портам. Италь-
янское правительство всеми мерами спо-
собствовало дорожному строительству в
Эритрее, стремясь из стратегических с00б-
ражений усилить роль этой колонии как
транзитного пути для Абисоинии.

На стыко Индийского океана, и Ерасно-
го моря лежит третья итальянская коло-
ния — Итальянское Сомали. Эта колония
простирается вдоль Аденского залива и
Индийского океана и контролирует выход
из Красного моря.

На побережье Индийского океана нахо-
дится сомалийский порг Могадиию, укре-
плению которого в последние годы уделя-
лось 060606 внимание. Предполагалось, что
итальянские подводные силы и авиация,
опираясь на эту базу, смогут угрожать
британскому судоходству в Индийском
океане. Йчас, в связи © действиями
германских рейдеров, не раз высказывалось
предположение,  что эти корабли находят
убежище. в Могадишо.

#** +

Военныю действия в Восточной Африке
играют исключительно важпую роль в об-
щей борьбе за морские коммуникации и
передел африканских колоний.

Англия, обладающая сильным военно-
морским флотом и прочными стратегически-
ми позициями, в данный момент обладает
несомненным преимуществом в этой борь-
бе перед Италией, по сути дела лишенной
связи со своими восточными колониями.

А. БЕЛЬСНАЯ.