Гороический путь Красной Армии нерав-
рывно связан с ев организатором и полко-
водцем, соратником и верным ученикох
Ленина и Сталина, пламенным борцом за
дело коммунизма, любимцем народа —
Климентох  Ефромовичем  Ворошиловым.
Всюду, тде решалась сухьба революнии, —
под Царицыном, на Южном, Западом,
врантелевокох фронтах, -— большевик-
полководец Ворошилов, руководимый вели-
кими стратегами пролетарской революции
Лениных и Сталиным, вел вооруженный
нафод от победы в победе. «Красная ар-
мия победила потому, что; а) она сумела
BEINOBATh B своих рядах таких военных
руководителей нового типа, как Фрунзе,
Ворошилов, Буденный и другие...».

Товарищ Ворошилов стал профессиона-
лом-революционером, членом большевист-
ской партии на заре ее зарождения. По
указанию партии в глубоком подполье он
организует ‘и восружзет клас
Донбасса, перевозя нелегально офужие из
Финляндии, создает боевые отряды,‘ воз-
тлавляет их и ведет на бой с самодержа-
вием. В этой трудной и сложной работе
склапываютея черты будущего пролетар-
ского полководца, организатора и руково-
дителя вооруженных сил пролетарской pe-
волюции. Весной 1918 года он по указа-
нию Ленина и Сталина организует и воз-
тлавляет красногвардейские отряды, из ко-

контрреволюционный мятеж атамана Гри-
горьева, соэдатиий тяжелую оперативную
оботановку на Южном фропте, партия по-
ручает. товарищу Воропгилову разгромить
мятеж. Руководя
ских ‘бант, Климент Ефремович лично на
бранепоезде ¢ небольшим десаятом вры-
васлея в Александрию, где_был штаб Гри-
торьева,
банду.

ставлен во главе ХУ армии п руководил
обороной Екатерипослава, а залем на по-
сту командующего внутренним фронтом
Украины. залцишал Миев. На подступах к
столице Украины у Броваров он разбивает

отрезать пути отхода наших частей. Лич-
но руководя операцтями под Виевом, еже-
дневно посылая все ковые и новые под-
кроплония, №. Е. Ворошилову удалось,
‘несмотря на громадное превосходслво про-
тивника, закрепиться у гор. Козельца и
задержать в течение 45 дней продвижение

товарища Сталина вопреки веячезким пе-
пятетвиям главного командования и иуды-
Троцкого была сформирована Первая Вон-
ная армия во главе с товарищами Воро-

Roya в мае на Укранне вспыхнул

прогив григорьев-

и окончательно о ликвидирует

После этого К. Е. Ворошилов был по-

крупные силы противника, пытавшегося

белых армий на север.
19 ноября 1919 года по инициативе

крупных вооруженных сил ис
дения боя, умение с исключительной тща-
тельностью организовать динамику боя,
превосходное знание противника, всесто-
ронний учет политических факторов, же-
лезная, несокрупгимая воля к победе, вера
в неисчерпаемый источник силы проле-
тариата, беззаветная личная храбрость —
отличительные черты
решений, разработанных
К. Е. Ворюшилевым.

Ворошилова в ликвидации кронштадтского
мятежа в 1921
ми Х c’eaza нашей партии, пох непосред-
ственным руководетвом товарищь Отатина,
Е. Е. Ворошилов, ваходясь лично в Цепи,
вел беостралиных бойцов по льду Фипового
залива, нанося смертельные удары врагам
революции.

Ворошилова членом ИК. Одновременно он
был назначен комантующим войсками Се-
веро-Кавкасокого военного ‘округа.
ный Кавкев в То время кишел мноточис-
ленными бандами, оставшимися после раз-
трома Деникина и Врангеля. В течение
короткого времени бандитизм был ликви-
дирован,
края получили возможность перейти к

Отлиное shane приемов вождения

Be-

всех оперативных
на фронтах

Исключительно велика роль товарища

году. Вместе с делегата-

X соед партии избрал товарища

Север-

и народы многонационального

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Пролетарский полководец

Ж февраля 1941 г.

строительству социализма. ,

10 ноября 1925 год» болышевиотокая
партия етавиг во главе Рабоче-Юрестьян-
ской Красной Армии прославленного пол-
ководца, лутганекого слесаря, любимца’ на-
род» В. Е. Вормтиловь. С неутомимой
энергией Климент Ефремович работает над
созданием вооруженных сил напней роди-
ны, чтобы обеспечить проведение в жизнь
ленинеко-оталинокого учения о построении

шиловым и Буденным. № этому време-
ни под руководством товарища Сталина в
генеральном сражении в районе Орла —
Воронежа был нанесен сокрушительный
удар главным силам Деникина,

На подотупах к Донбаесу в селе Михай-
ловка 6 декабря состоялось историческое
0б’единенное заседание Реввоенсовега Юж-
ного фронта и ПШошзой Конной армии.
Товарищи Сталин, Ворошилов, Буденный,

торых впоследетвии образовалась У Укра-
инокая Красная Армия.

К этому времени почти на всей Украине
и Дону бушевал отонь гражданской вой-
ны. Контрреволюционные казачьи генера-
лы Каледин, Краюнов и другие вместе с
дивизиями жайзеровских войск окружили
пролетарекую твердыню юга — красный
Царицьши.

Товарищи И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов,

№ 28 (682) =——

ла

(TAD,

‘

На кораблях

Царицын приобретал исключительно
важное стратегическое значение. Овладе-
ние им далю бы возможность контрреволю-
ционным силам соединиться для дальней-
го совместного наступления на Москву.

По указанию Ленина в июне 1918 года
товарищ Сталин едет в Царицын, лде про-
водит гигантокую работу по организации
обороны подотупов в городу, одновремен-
но отправляя сотни ватонов хлеба голо-
дающим рабочем Москвы, Петрограда, Ту-
ль, Иваново-Вознесенока.

Товалищ Ворошилов, выполняя указа-
ния товарища Сталина, со своей -украин-
ской армией решает во что бы то ни ста-
ло пробиться к Царицыну. Начался герои-
ческий 700-километровый поход в окру-
жении контрреволюционного казачества и
интервентов. От Луганека через Милле-
рово-—Каменокую—Лихую-—Морозовскую в
беспрерывных кровопролитных боях, нано-
ея сокрупителыные удары казачьим ата-
мала, творя чудеса. героизма, шла про-
лотарская У Ерасная Армия к Царицыну.

В этих боях товарищ Ворошилов про-
явил себя как выдающийся полководец и
бесстрашный боец. В самых опаюных ме-
стах он шел виереди, воодущевляя врас-
ные полки непоколебимой верой в победу,
сплачивая их вокруг боевых знамен пар-
тии Ленина—Оталина,

«Целых три месяца, — пишет товарищ
Ворюнтилов, — окруженные со всех сторон
тенералами Мамонтовым, Фицхелауровым,
Денисовым и др., пробивались мои отря-
ды, восстанавливая ж.-д; полотно, ‘на де-
сятки верст снесенное и сожженное, строя
заново мосты и возводя Hache и плоти-
ны. Через три месяць «группа войск
Ворошилова» пробилась к Царицыну, и
здесь из нее и других частей была обра-
зована 10 Кр. армия, которою мне было
поручено командовать».

С приходом армии товарища Ворошилова
красный Паоипын превратился в непри-
ступную крепость. Во главе красных ди-
визий и полков, на самых опасных и тре-
вожных участках, в районах Гумрака, Bo-
ропонова, Карповки, Иловли, Сарепты,
ТЖутова, Котельникова, — веюду, где ре-
шалаюь участь красного Царицына,
Климент Ефремович лично вел в бой пре-
данных ему бойцов — донбаюских шахте-

ров. Там, тде появлялся пролетарский пол-
ководец. Ворошилов, победа всегда была
обеспечена, отборные вражеские войска
уничтожались.

Царицын явился той мельницей, которая
“RB течение полугода перемолола почти 60-ты-
сячную армию контрреволюционного 0е-
лого казачества, Этот вошедший в исто-
рию город стоял, как гранитная‘ скала,
© которую разбивались атаки белоказаков.

«Фронт противника, — писал товарищ
Ворошилев, — построенный  юдковой,
упиравиейся своими флантами в Волгу, ©
каждым днем сжималея все больше ‘и
больше. У нас не было путей отхода. Но
Сталин о них и не заботился. Он был
проникнут одним сознанием, одной един-
ственной мыслью-—- победить, разбить врага
во что бы то ни сТало. И эта несокру-
шимая” воля Сталина передавалась всем
его ближайцеих сораттикам, и, невзирая
Ha почти безвыходное положение, никто
не сомневался в победе».

Несокрупгимую сталиновую волю к побе-
xe Климент Ефремович нес в окопы, в 606-
вую цепь к красным бойцам. Вторичная
попытка белоказачьих генералов в конце
октября 1918 года окружить красный Ца-
рицын и прорваться на север потерпела
полный крах. {

По решению Ленина и Сталина в` конце
1918 гола К. Е. Ворошилов едет на Ук-
раину. В начале 1919 г. он назначается
народным комиссаром внутренних дел
Украины и командующим войсками Харь-
ковекого военного округа. С присущей ему,
ленинцу-большевику, кипучей энергией
Климент Ефремович принялся за работу
по очищению Украины от многочисленных
контрреволюционных петлюровевих и ку-
лацких банд,

Щаденко обсуждали выполнение  сталин-
ского плана разгрома Деникина. Товарищ
Сталин тогда говорил: «Наша, задача сей-
час заключается в том, чтобы разорвать
фронт противника на две части, не дать
частям Деникина, расположенным Ha
Украине, отойти на Северный Кавказ. В
этом залог успеха. И эту задачу. мы воз-
лагаем на 1-ю конную армию... it
армии придется итти через Донбасс... ее
будет ветречать пролетариат Донбасса, ко-
торый ждет наю и отдаст вое, что может...
Действовать надо как можно скорее, мед-
лить нельзя, так как перед нами река
Донец». р

Первая Конная армия немедленно при-
ступил» к выполнению поставленной

никинцев. В районе к югу от Михайловки
леникинцам был нанесен ряд сокрутитель-
ных уларов. Враг, неся большие потери,
отбрасывается к Ростову-на-Дону, C 7 Ha
8 января 1920 г. конармейцы врываются
в город и уничтожают отборные хеникин-
ские полки. В боспрерывных боях © де-
кабря 1919 года по апрель 1920 года
Первая Конная армия захватила 41.000
пленных, 5.950 лошадей с седлами, 895
пулеметов, 153 орудия, 12 танков, 11
бронепоездов, к

Первая онная армия, созданная
товарищем Сталиным, выпестованяая това-
рищами Воропиловым и Буденный, покры-
ла себя неувядаемой, бессмертной славой.
Она явилась грозной и решающей силой в
разгроме Деникина, Пилеудокого ‘и Вран-
тедя. Клинки красных. конников рубили
врата на всех фронтах гражданской вой-
ны, Деникин писал; «...единотвенная гроз-
ная сила, которая все время разрушала
MOH стратегические планы на правом
флаге, была Первая конная армия».

Замечательный полководец и первоклас-
еный организатор, К. Е. Ворошилов с
исключительной заботой и любовью выра-
щивал партийных и непартийных больше-
виков армии, проверяя под огнем их стой-
кость и преданность ленинско-сталинской
партии. В ноябре 1919 года, к моменту
приезда товарища Ворошилова в Первую
Конную армию, в ее рядах насчитывалось
всего лишь 149 коммунистов, а уже к
концу 1920 года большевистская когорта,
Первой Конной армии выросла до 6.500
членов и кандидатов партии.
Политико-моральное состояние Конной
зрмии, воспитанной Ворошиловым, всегда
было высоким. Когда в Ростове-на-Дону
на заседании Реввобнсовета армии обсуж-
дался приказ тлавного командования 05
организации комиссии по борьбе с дезер-
тирством, Реввоенсовот по предложению
Климента Ефремовича отметил, что в Пер-
вой Конной дезертиров нет.

С деникинского фронта Первая Конная
армия совершила 1.000-километровый пе-
рехох на Запалный фронт для разгрома,
белотоляюов.

Исключительный по глубине оператив-
ного замыела знаменитый рейх, проведен-
ный плод руководством тов. В. Е, Воропти-

‘лова, на Житомир-— Бердичев в июне 1920

года нанес сокрушительный удар’ бело-
польским войскам, которыми командовал
лично Пилеудокий. 0 результатах ‚этого
рейда товарнщ Сталин говорил: «Вторая
польская армия, через которую прошла
наша Конная армия, оказалась выведенной
из строя; она потеряла свыше одной ты-
сячи человек пленными и около восьми
тысяч человек зарубленными». .

В июне 1920 года последний наймит
англо-французеких империалистов барон
Врантель делает попытку начать насту-
пление из Крыма на север. Разгром Вран-
геля партия’ поручает И. В. Сталину и
М. В. Фрунзе. Для решения этой задачи
выделяется Первая Конная армия во главе
с В. Е.. Воропиловым и С. М. Буденным.
С молниеносной быстротой опа пюкрывает
600-километровое пространство. Конный
таран врезается в самую гущу врангелев-
ских дивизий и сбрасызает их в Черное
море.

лень росла и крепла мощь непобедимой
Красной Армин. Великие сталивекие пяти-

товарищем Сталиным задачи разгрома де-.

социализма в нашей стране. Изо дня в

летки, изменяя лицо нашей родиныь, . ме-
няли и облик нашей Красной Армии.

Сосредоточив в своих руках все вопро-
сы обороны страны, К. Е. Вороцгилов под
руководством лучшего и любимейшего дру-
та Красной Армии — товарища Сталина
превратил вооруженные силы страны co-
циализма в несокрушимую, могучую силу,
безгранично преданную партии Ленина—
Оталина. Налта Красная Армия стала са-
мой передовой армией в мире.

Исходя из ленинеко-сталинского протно-
за будущей войны, глубокого и всесторон-
него знания ортанизации вооруженных
сил, К. Е. Ворошилов поставил на службу
Брасной Армии самую лучигую, передовую
технику; Заново были созданы мощные
ивхалтизироваеные ‘средетва — танки, Opo-
немалтины, автотранспорт, могучий воз-
душный флот, намного вырос Военно-Мор-
ской Флот. В бетон и железо оделись
необ’ятные границы великого Советского
Союза.

К. Е Ворошилов лично руководил 60-
евой подготовкой Краспой Армии, вникая
во все мелочи ее повседневной учебы, Под
его пелосродственным руководотвом  BBI-
роель стройная ортанизация  взаимодей-
ствия богато осналценной техникой пехо-
TH, конницы, артиллерии, выросли огне-
вая мощь и стрелковое искусство всех ро-
дов войск,

Подчеркивая решающую роль человека
в будущей войне, товарищ Ворошилов
учил, ках надо побеждать ценою малой
крови, как надо совершенствоваться, что-
бы овладеть сложной военной техникой.

Климент Ефремович поставил перед на-
чальствующим составом Красной Армии
важнейшие вопросы теории ‘и проблемы
будущей войны. Вокрывая ее контуры, он
всегда показывал, как Ленин и Сталин
учили и учат побеждаль врага.

В 1929 тоду товарищ Ворошилов на-
писал замечательную книгу «Сталин и
Красная Армия». В ней он расоказал, в
чем сила Красной Армии, показал ее вож-
дей и осртавизаторов-—Ленина и Сталина.
Книга во всю птирь обрисовала выдаю-
щуюся роль товарища Сталина в органи-
зации побед на всех фронтах гражданской
войны.

Современная операция, по мысли
товарища Вороптилова, — это сосредоточе-
ние главных сил на решающем напразле-
нии, широкий и глубокий в пространстве
маневр, быстротечный удаф с перенесе-
нием войны на территорию врага, начав-
шего войну, применение активной оборо-
ны, правильной организации взаимодей-
Gran всех родов войск во всех фазивах

я.

Климент Ефремович, преданный и вер-
ный ученик Ленина и Сталина, воспитал
в бойцах, командирах и политработниках
беспредельную, безграничную любовь к на-
шей’ партии, вождю народов товарищу
Сталину, к нашей родине. Храбрейший из
храбрых, солдат Великой пролетарской ре-
волюции, он воспитал миллиюны сынов
нашей родины — смелых, решительных,
инициативных, готовых по первому зову
партии, нащего ` родного Сталина отдать
свою жизнь за велиюий Советский Союз.

Непримиримый борец за чистоту рядов
лениноко-сталинской партии, тов. В. Е,
Ворошилов налюсит.сокрутщительные удары
врагам народа. Он воспитал и научил
Красную Армию смертельно ненавидеть,
распознавать и уничтожать врага.

Великий народ нашей родины гордится
достижениями Красной Армии под руковод+
ством маршала Советского Союза В. Е,
Воропгилова, Советений народ беспредель-
но, безгратичиго любит Влимеять Ефрем»
вича Ворошилова, крупнейшего деятеля
большевистской партии, одного из органи-
заторов пролетарского государотва.

Генерал-майор В. ф. ВОРОБЬЕВ.

К. Е. Ворошилов на «Mapame»

В 1926—1928 гг, я служил на линкоре:
«Марат». Товарищ Ворошилов часто посе-
Mad наш корабль, уходил с нами в Похо-
ды. Не было такого помещения, такой ма-
шины на линкоре, где бь He побывал
Климент Ефремович. При посещения баш-
ни тов. Ворошилов спрашивал нас: как
мы овладеваем техникой, какой год слу-
жим, имели ли дело с такими сложными
механизмами до службы. Мы четко отве-
чали на вопросы народного комиссара.

По вечерам на корабле выступали за-
тейники. Участники художественной само-
деятельности пели, плясали, читали стихи

и рассказы. Народный комиссар любил та-
кие вечера.

В 1927 г. за боевую подготовку и 3a
развитие краснофлотской художественной
самодеятельности тов. Ворошилов наградил
линкор баяном и инструментами для ду-
хового оркестра.

Климент Ефрехович посещал напги пар-
тийные собрания. Простота и скромность
народного комиссара поражали нас, 0д-
нажды на собрании. стоял вопрос о при-
вме в партию, Тов. Ворошилов живо инте-
ресовалея дисциплинированностью товари-
ща, & также тем, как он овладевает тех-

Нес:

никой. С подобными вопросами он обра»
щалея к окружающим. Перед голосованием,
убедившись, что товарищ достоин быть в
рядах партии, Климент Ефремович произ-
«Парень хороший, ‘надо голосовать
за»:

Тов. Ворошилов любил линкор и его лю-
дей за высокую боевую подготовку и ди-
сциплину, но он He удовлетворялея до-
стигнутым, требовал большего. Эта требо-
вательность народного комиссара помогала
нам добиваться новых успехов в боевой и
политической учебе.

Капитан-лейтенант Ф. КАТАСОНОВ.

Незабываемы встречи с маршалом Co-
ветского Союз» товарищем Ворошиловым.
Посещения им кораблей были не парадных
смотром или осмотром, & детальной инс-
пекторской, проверкой. Опытные моряки
поражались, как глубоко понимал товарищ
Вороприлов морское дело, особенности рзз-
личных теалров, был прекрасно знаком
¢ новой техникой и перспективами ею раз-
BUTEA, а также © оперативными пробле-
мами и тактическими приемами,

После каждого учения,

водил разбор. В своих

с предыдущим годом,

и сроки их устранения,

упущения по службе.

Его вотречи ий беседы с людьми могут
служить образцом того, как ‘надо воспи-
тываль подчиненных. В частях, на кораб-
лях Климент Ефремович всегда находил
время для бесед с личным составом. В бе-
седах или в выступлениях он давал раз’-
яснения по самым сложным вопросам
международной и внутренней политики
нашего’ государотва, по вопросам строи-
тельства флота. :

Благодаря исключительным оратореким
способностям Климент Ефремович в беседе
или в речи так просто говорил о самых
сложных вопросах оперативного и такти-
ческого использования различных сил фло-
та, что все становилось ясным. Его четкие
военные формулировки разрешали самый
запутанный теоретический спор,

Воевать в той обстановке и теми сред-
ствами, которыми располагал тот или иной
театр, добиваться победы комбинацией раз-
личных средств, энергичными, инициатив-
ными и настойчивыми действиями —— BOT

чему учит тов. Ворошилов. Он резко ocy-  :

ждал шаблонные решения, медлительноеть
в выполнении боевых задач, легкомыелен-
ные, необдуманные действия,  ставившие
корабли и отдельные соединения в опас-
ные положения, не оправдызаемые ожидав-
шимся успехом. \

Осенью 1930 г. тов. К. Е. Ворошилов
посетил корабли «Аврора» и «Комеомо-
лец», вернувшиеся из похода Кронштадт—
Мурманек—Архантельск—Крониегадт с за-
ходом в заграничные порты Берген и Хри-
стианзанд. Выслушав доклад командира, об
итогах похода, тов. Ворошилов одобрил
систему обучения, обеспечивающую зна-
KOMCTBO с плаванием в океане и с пере-
ходами по норвежеким фьорлам, изучение
мурманского побережья и особенностей
плавания по Белому морю.

В 1933 г. крейсера Черноморского фло-
та эскортировали пароход, на котором во
главо советской делегации возвралцалея из
Истанбула тов. Ворошилов. По прибытии в
Одессу нарком посетил крейсер «Красный
Кавказ», только что вернувшийся из за-
траничного плавания по маршруту Сева-
стополь — Босфор — Фалеро—Неаполь—
Севастополь, Несмотря на то, что тов.
Ворошилов был впервые на корабле, чув-
ствовалось, что он глубоко знает тактико-
технические данные крейсера. Было оче-
видно, что он внимательно следил за его
постройкой и прекрасно помнил, какие
боевыю задачи может решать корабль. На-
блюдая за ним, мы удивлялись, как легко
и уверенно спускался он в машинные и
вотельные отделения, с какой поразитель-
ной быстротой поднимался по трапам и на
площадки мостика. К концу осмотра неко-
торые гости, бывшие с ним, стали отета-
вать или уклоняться от осмотра намечен-
ных 0б’ектов. Но он наблюдал за. всеми
и не давал никому отстать. В частности
он заставил большинство гостей подняться
на носовой командно-дальномерный пост,
Ha фок-мачту. Для непривычных людей
это было не совсем приятным занятием,

Контр-адмирал Ю, РАЛЛЬ.

на котором
товарищ Ворошилов присутствовал, он про-1 71® слово предоставляется лутанокому ра-
выступлениях
Климент Ефремович давал подробные ука-
залия, отмечал достижения по сравнению   рячими словами большевистской, ленинской
резко критиковал   правды, он рассказал, что война вытодна
обнаруженные недостатки, указывал пути
ставил задачи,
обеспечивающие дальнейший рост флота.
Народный комиссар обращал внимание да-
же на самые мелкие, на первый взглял,
недостатки, не пропускал ни малейшего! Ворошиловым. Меньшевики na

Мне довелось несколько раз встречаться
с тов. Воротилювым — советским полко-
водцем, одним из руководителей нашей
партии, сотроителем вооруженных сил пер-
вого в мире пролетарюкого государства,

Первый / раз я видел тов. Ворошилова
в Тутаноке в марте. 1917 г. На палрон-
HOM заводе, на котором я тогда работал,
большевики организовали митинг. Выхту-
павиие на нем меньшевики призывали
сплотиться вокруг Временного правитель-
ства, остаться верными союзникам, вести
войну «до победното конца».

Но вот предсолательствоваюитий об’явил,

бочему, старому подпольщику Ворошилову,
Климент Ефремович взощел на трибуну.
В своей стрестной речи, насыщенной го-

капиталистам, наживающим на
поставках огромные барыши.

Ворошилов говорил просто, но сильно,
и речь его определила дальнейшее поведе-
Hue рабочих нашего завода, которые по-
шли, конечно, зи большевиками, 34
митинге
пытались выступить против, но HX осви-
стали и согнали с трибуны.

Как и большинство лутанских ‘рабочих,
я вскоре ушел в Красную Армию и там
но‘ 183  вотречаля с  Влиментом
Ефремовичем.

Особенно памятны мне стиль его” рабо-
ты, большевистская натористость, неуто-
мимая энергия в годы восстановления и
строительства флота, в соэдании которого
тов. Ворошилову принадлежит большая
роль. Вся огромная подготовительная pa-
бота — рассмотрение проектов, подбор
типов вооружения, размещение заказов B
промышленности — была проведена под
руководством Климента Ефремовича,

Котда поступал новый проект, он лич-
но вызывал коматдиров с Флота и круп-
ных специалистов, выслушивал их мне-
ния. На заседаниях комиссий он давал
возмоленоеть всем высказываться, поощрял
широкие технические дискуссии, Однажды
на заседании комиссии, рассматривавшей
вопросы 0б артиллерийском вооружении
новых кораблей, он узнал, что один из
крупных специалистов по этим вопросам
не приглашен па заседание. Товарищ
Ворошилов приказал вызвать его и вновь
созвать комиссию для того, чтобы заслу-
шать мнение этото специалиста.

Выступления тов. В. Е. Ворошилова на
заседаниях комиссий свихетельствовали о
глубоком знании вопросов, о пеирокой осве-

военных

Стиль большевика-ленинца

домленности, о большой чачитатности, Вы:
ступления тов. Воропеилова освещале тут
налим проектировцикам, и TO ero yuri
ниям многое в проектах  TMepecManmi-
лось.

Резко обрупеивалея Флимент Ефитит
на тех участников заседаний, которые (
мневались в возможностях наших зама,
Неготорые специалисты сомнезались в ти,
что Напи заводы смогут  изтотель
современные мощные орудия. Пе
тика, как известно, опровергла TX соль
ния. Наши корабли получали к полу
сейчас мощное артиллерийское Boopyacn
советского производства.

Тов. Ворошилов лично много завтмз
вопросами соэлаеия специальной орга
ции промышленности для  воорудес
флота.

С такой же тщательностью, ¢ Kami
тов. Ворющкилов рассматривал просты и»
вых кораблей, он подходил и к вату
нию кадров во флот, Он неолнократио и:
поминал нам:

— Помните, что флот — это.
рох оружия. Насыщенность техники 5
так высока, что комапдир  обязатет
должен быть широко образованным и №
пременно культурным человеком.

Вогда. мы. выдвигали .на. новую рт
команхира и докладызали of этом ™,
Ворощилову, он прежде всего carpal
вы лично © ним беседовал
Знаете ли вы лично его деловые качест!
и преданность партии?

Ол не любил, когда ему докладывать и
«анкетным дантым, по автобиографет, №
официальным характеристикам», Kanye
Ефремович сам хорошо знал’ люх в
флоте и омело выхвигахт их.

Вепоминая замечания ‘тов. Bopoumm
на докладах, на заседаниях комяссий ul
Ha разборе учений, мне хочется отуро
еще олну его черту: ненавиють к ке
щине, к консерватизму, к схематизуу. #
одном из учений он обрушился на ое
диров за то, что задолго до высадки №
санта все знали, где и в какой оба
ке бойцы будут выхаживаться,

— Ведение боя, ведение mopexm ot}
раций ме мирится с уеловностями! —1
ворил он. -— Надо приучать лю}
неожидачностям в бою, а вы готозят 5

к десантной операции, как к пару. В
что это похоже?  .

Корпусной комиссар П, И, ЛАУХИН,

Под флагом наркомвоенмора

1929 год. Красноэнаменный Балтийский
флот совершает осенний поход. Климент
Ефремович Ворошилов — на борту линко-
р& «Парижская Коммуна». Большую часть
времени он находился на мостике линко-
ра, паблюдал за маневрами кораблей, за
работой личного состава.

Вспоминаю такой случай. Наркох вошел
в штурманскую рубку. На штурманском
столе работал одограф. Товарищ Вороши-
лов попросил детально об’яснить ему уст-
ройство прибора, рассказать о точности
его работы, спросил, удовлетворяет ли
одограф штурманов при плавании по ечи-
слению, `

Сопровождавшим наркома командирам он
указал, что каждую минуту пребывания их
на корабле надо использовать для деталь-
ного изучения военно-морской техники.

Во время трутого похода под флагом нар-
кома в условиях штормовой погоды това-
pum Воропгилов приказал мие подробно до-
ложить, каким методом и какими прибора-
ми штурманы учитывают дрейф и течение.
Выслушав мой доклад, Климент Ефремо-
вич сделал упрек, что опыт’ плавания
«старых» штурманов и командиров в све-
жий ветер и в штормовых условиях на ко-
раблях не фиксируется в каком-либо до-
кументе. И здесь же дал указание со-

ставлять на каждом корабле таблицу ли
фа и плавать по счислению не тольк?
хорошую погоду, но и в свежий вот 1
в шторм.

С большим интересом нарком wads!
за артиллерийскими стрельбами AHR}!
Отличный стрелок из ручного оружия, И
иногда организовывал стрелковые copes,
зания. Так, в 1934 тоду на юте дит,
«Марат» большая группа командиюв #
главе с товарищем Ворошиловьм copesi
валась в стрельбе из налана. Стеми
тт. Трибуц, Федоров и другие, Свобмеи
от вахты краснофлотцы, наблюдавиие ®
стрельбой, лично ‘убедились в вый
стрелковом мастеретве товарища Вог
лова.

В походах нарком детально осматуии
кубрики, боевые посты, башни, машини
ий котельные отделения, присутствовал
_всех учениях, беседовал с краснофлотаи
Многих краснофлотцев он знал в IM.

Высоко оцепивая краснофлотскую 0”
деятельность, Климент Ефремович © 1
вольствием смотрел выступления DAs!
HOB, певцов и музыкантов. Шо инишие
ве товарища Ворошилова na Балтик
создан краснофлотский театр,

Контр-адмирал С. БЕЛОУСОВ,

Встреча на заводе

В конце 1925 года я работал на, одном
из заводов начальником техбюро, которое
было занято проектированием приборов
управления стрельбой. Однажды к нам на
завод приехал Климент Ефремович
Ворошилов вместе с Григорием Константи-
новичем Орджоникидзе.

Tos. Ворошилов попросил меня расска-
зать о нашей работе, о приборах и их
конструкции. Незаметно мой доклад пре-

вратился в товарищескую беседу. Я
ствовал, что тоз. Ворошилов интересу
деталями. В беседе принимал участи’
Г. В. Орджоникидзе. Его реллики, #
всегда, были глубокими и остроумии
Bes обстановка этого доклад» и им’
гостей к налщему делу оставили Gori!
незабываемое впечатление.

Профессор инженер-капитан 1-го ранп

С, ИЗЕНБЕК