Штурмены Боренцова моря

Основное отличие Баренцова моря от
других морей нашей страны вызывается
его расположением за Северным Полярным
кругом. Сравнительная мягкость климата
для столь высоких широт происходит бла-
годаря влиянию мощного теплого атланти-
ческого течения  Гольфстрём, ветвями
своими проникающех в Баренцово море.
На всем твалро преобладают глубины от
180 до 300 метров, которые валотную
подходят к берегу и У самой береговой
черты достигают нескольких десятков мет-

ров,

Берег представляет собой сплошные тра-
нитные и гнейсо-гранитные массивы, ли-
щенные ражтительности. Море свободно
простирается на сотни миль на север, во-
сток, запад и является хорошим водным
театром для кораблевождения в любое вре-
мя тода. Но море для кораблевождения —
своеобразное, пред’являющее свои особыю
требования, без знания и ‘учета которых
плавать невозможно. Эти особенности в
основном выражаются в господстве вет-
ров, вызывающих штормовую погоду с
океанской волной (в течение сутов смена
погоды может произойти несколько раз), в
частых туманах и снежных зарядах и,
самое тлавное, в наличии течения, за-
кономерность которого не изучена.

Большие широты и штормовая погода
сказываются на работе гирокомпаса, кото-
рый меняет поправку и даже выходит из
строя. На подводных лодках к этому при-
бавляется резкое изменение влажности, ко-
торое влияет на изоляцию. Это еще более
осложняет работу  гирокомпаса. Поэтому
здесь особенно важно держать магнитный
компас всегда в хорошем состоянии.

Вее это ‘усутубляется наличием течения,
трудно поддающегося изучению и достигаю-
щего значительной силы. Из практики 1з-
вестен случай, когда за сутки снос ко-
рабля по курсу достиг 50 миль (при уче-
те дрейфа). Можно себе представить, что
может быть © тораблем, плавающим без
определения по нескольку суток при He-
правильном ‘учете течения.

Особенности Баренцова моря пред’явля-
ют в штурманам суровые требования, не
выполнив которых, нельзя водить корабли
в любой обстановке. Молодой штурман,
придя на Север, должен с первого дня го-
товить себя к сложным условиям плава-
ния, & значит — изучить тезтр со всеми
его особенностями.

Первая ‘и основная обязанность пегурма-
на — это тщательное изучение берега. Все
навигационные определения осуществляют-
ся только по мысам и вершинам гор. Один
и тот же берег следует изучать летом и
зимой. Трудность при этом заключается
в однообразии береговой черты. Горы по-
чти все схожи; разница особенно сглажи-
вается зимой. Чтобы отличить данный фай-
он берега, требуется в совершенстве знать
его. характерные особенности. В практике
нередко встречались случаи, когда прихо-
хилось вплотную подходить к берегу, что-
бы опознать его,

Старший лейтенант т. Константинов
свою штурманскую деятельность начал с
повседневного изучения берега с зарисов-
кой приметных мест. Многие из его зари-
COBOK взяты теперь  гидрографическим
отделом. Организация в масштабе флота
сборов штурманов с выходом в море для
детального знакомства с берегами, конеч-
но, является наилучшим методом изучения
театра,

Наиболее трудным для штурманов
остается изучение течения. Й когда коман-
дир говорит: хороший штурман — это
значит пегурман, умеющий правильно учи-
тывать снос течения, этим по праву мо-
тут тордиться наши лучитие штурманы-
подводники старшие лейтенанты тт. Валь-
нин, Масич и Васильев, лейтенанты тт.
`Брадецкий, Лемико и друтие.

Течение рассматривается двух вилов —
приливно-отливное и постоянное течение
Гольфстрем, которое меняется в зависимо-
сти от направления и. продолжительности
ветра. В этом-то и заключается трудность

его изучения. Обычно при северо-западных
ветрах течение увеличивается и, н80бо-
рот, при юго-восточных уменьшается.
Изобилие фьордов и заливов в свою 096-
редь меняет неустойчивое направление
этого течения,

Течение изучается главным образом пу-

тем тщательного ‘набяюдения отдельных
районов в разные времена тода. На ocHo-
вамии полученных наблюдений и указаний
лоции должна осуществляться постоянная
тренировка штурмана в плавании по очи-
слению. Командир корабля или вахтенный
командир ведут на мостике навигационные
определения, а штурман находится в 34-
крылом помещении и ведет «слепую» про-
кладку. Конечно, он, как и в дойствитель-
ности, получает с мостика все изменения
метеорологической обстановки. При этом
исключительное значение приобретают чет-
кость и правильность работы электрона
витационных и штурудноких приборов, по-
казамия лага и знание соотношения ©ко-
ростей. Плавание пю счислению является
проверкой штурмана.
° Старший лейтенант т. Масич проплавал
на Северо не одну кампанию и совершил
немало «слепых» переходов. о он 0
‹их пор хорошо помнит зачетный пере-
ход — подход © моря к гавани. Вооружив-
шись «штурманским» терпением, т. Масич
повел корабль. По времени наступил п080-
рот к гавани. Штурман действовал репти-
тельно.

— Влево руль! Куре...

Командир вызвал штурмана на мостик.
«Слепой» переход окончен. Масич увидел,
что корабль медленно катится на еходной
створ гавани.

Лейтенант т. Леошко во время своего
первого плавания © отрывом от берега, за
четверо суток имел ‘неувязку в 25 миль.
Разбор его плавания в базе выявил допу-
щенные ошибки. С каждым следующим
походом неувяаки все  уменьшались и
уменьшались. Лейтенант т. Леошко негре-
рывно повышал свое штурманокое мастёр-
ство и в результате сумел в густой туман
по счислению ввести корабль в гавань.
Тов. Колышкин так рассказывает об од-
ном из сложных походов:

— Пять суток пришлось находиться без
определения. Перед уходом с позиции лей-
тенант т. Леошко доложил, что, по его
расчетам, нас снесло на восток на 15 миль.
Я согласился. Переход совершали в тума-
не. По пути вышел из строя лаг. Лейте-
нант Леошко применил «допотопный» ме-
тод. Он ломал ящик и бросал обломки с
носа корабля, определяя по часам факти-
ческую скорость. На второй день, котха
туман немного расееялся, прямо по носу
корабля открылся нужный чам мых.
нечно, после ‘этого случая авторитет штур-
мана значительно вырос.

Очень большое значение имеет астроно-
мическая подготовка штурманов. Без нее
в Halle море нельзя водить корабли. Ya-
стые штормы и почти постоянная облач-
ность затрудняют астрономические наблю-
дения. Звеоды и солнце, как правило,
приходится ловить в окна. Штормовая
погода требует от штурмана особенно их-
кусного владения секстаном и, главное,
быстроты: действий. Он должен научиться
устойчиво держаться, чтобы, балансируя
на качке, свободно работать секотаном.
Зачастую. приходится, применять крепление
штурмана или держать ето во время опре-
деления, В сильный шторм, котда океач-
ская волна разгуливает по мостику, зача-
стую, чтобы взять высоту, приходится ме-
нять 3—4 секстана.

Лейтенант т. Брадецкий в первых своих
походах не придавал должного значения
астрономии. Но обстановка в море заюта-
вила его полюбить эту науку. Сейчас его
астрономический журнал вмещает около
полусотни. решенных задач. Старший лей-
тенант т. Кальнин является лучшим петур-
маном и настойчиво ‘учит молодых  коман-
дЕров плаванию в Баренцовом море.

Капитан-лейтенант В. ДЕНИСОВ.

Отличная работа машинистов

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 4 февраля. (0т наш, корр.). Заме-
чательными подарками матери-родине го-
товится встретить открытие ХУШ Вев-
союзной партийной конференции личный
состав пятой боевой части корабля М.

Сейчас на корабле проходит ремонт ма-
териальной части. Машинисты системати-

чески выполняют нормы на 250—
300 проц. Главный старшина т. Либанов
и старшина 1-Й статьи т. Титов 0беспе-
чили четкую организацию работ, заблаго-
временно подготовили инструменты и не-
обходимый материал. Командование кораб-
ля неоднократно отмечало отличную ра-
боту машинистов. ‘

Командир БЧ-3 корабля М лейтенант Б. Хайрединов проверяет знание инструкций
командиром отделения А. Грузиновым. (Краснознаменный Балтийский флот).
Фото И. Драныша.

Умело исправлять
повреждения ‘радиосвязи

От умелой, безупречной работы  ради-
стов в немалой степени зависят живу-
честь средств связи, их готовность дей-
ствовать в любое` время суток, в любых
условиях.

Враснофлотец-специалист  обяёан He
только знать обслуживаемую технику, но
и безукоризненно содержать ве. Тогда она
будет работать хорошо. Исправная anna-
ратура, если обслуживающий персонал не-
умело и неправильно ее использует, ино-
гда может отказать. Например, вахтенный
радист, работая ‘на передатчике, как буд-
то выполняет все правила инструкции, но
его сигналы станция полностью не приня-
ла. В чем причина, кто виноват? С пере-
дающей станции уверяют, что это «явле-
ния Феденга», т. е. замирание электромаг-
нитных волн. Но «Феденг» — явление
очень редкое. Причина в самом деле та,
что радист не изучил, не освоил техии-
ки. Специалист, неся вахту, пытается
громче настроиться на принимаемую вол-
ну, но у него ничего не выходит: слыши-
мость плохая. Он начинает рыться в при-
емнике, искать какую-то сложную неис-
правность, а потом оказывается, что нуж-
но было лишь сменить лампочку или уве-
личить накал.

Опытные, хорошо подготовленные pa-
дисты быстро обнаруживают мелкие де-
фекты, неисправности их He ‘застают
врасплох. Каждый связист должен кропот-
ливо и настойчиво добиваться срочного
определения и правильного устранения не-
исправностей.

В каждой радиорубке, на станции есть
инструкция по обслуживанию и уходу, HO
некоторые специалисты забывают 0’ ней
или попросту ‘не выполняют ее, нарушая
тем самым правила эксплоатации атрега-
тов. Это приводит иногда к поломкам,

В части, тде старшим связистом .лей-
Tenant т. Бибиков, не соблюдалась инст-
рукция по уходу и эксплоатации зарядно-
го агрегата, и он дважды оказывался не-
исправным. Виновен в этом исключитель-
но обслуживающий персонал, ибо здесь
отсутствовали уход и наблюдение за меха-

пизмами при эксплоатации, не выполня-
лись правила по проверке машины перед
пуском, не контролировалась исправность
щеток, аппаратура не’ осматривалась по-
сле остановки и He ‘устранялись неис-
правности.

В этой же части аккумуляторы экепло-
зтируются неправильно, Tak Kak здесь
нет инструкций по эксплоатации и заряд-
ке. У некоторых аккумуляторов отсутст-
вуют крышки и пробки, плотность элек-
тролита не соблюдается.

Исправность аппаратуры зависит и от
помещений, в которых она находится. По-
мещения должны содержаться в’ чистоте,
быть сухими; в ‘них всегда следует под-
держивать нормальную температуру без
резких колебаний.

Аппаратуру и силовую часть необходи-
мо ежедневно проверять, осматривая все
детали, приборы, контакты. Только при
этом условии можно быть уверенным, что
аппаратура и силовая ‘установка будут
действовать нормально.

Как же тренировать личный состав, че-
го добиваться па тренировке? Во-первых,
изучения материальной части, ее свойств,
особенностей данной аппаратуры, тех eo
частей, которые прежде всего могут быть
повреждены. Во-вторых, практическим по-
казом учить быстро ‚находить и исправ-
лять повреждения.

Существует кое-где неправильное мне-
ние, что радистов нужно только трениро-
вать в приеме и ‘передаче на ключе. За-
держки же, которые будут встречаться в
работе, не должны их касаться, так как
на это, мол, есть другие специалисты.
Существует и другая тенденция — все
исправления в радиоаппаратуре перекла-
уывать на мастерские. при проверке
эчень часто оказывается, что дефект пу-
стяковый ‘и его вполне можно было бы
устранить своими силами.

Нужно готовить радистов, способных в
любых условиях самостоятельно устранять
повреждения.

Старший лейтенант И. ФАДЕЕВ.

ХОРОШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДИРСКОЙ УЧЕБЫ .

Точно в назначенное время начались
занятия. Майор. т. Иванков читает лекцию
на тему «Береговая оборона в системе
морских сил Военно-Морского Флота». В
комнате все тщательно подготовлено для
учебы. Столы и стулья’ расставлены так,
чтобы слушателям было хоропю слышно и
видно. На стенах развешаны карты, при-
готовлена, классная доска.

Тема занятий настолько ‘интересует
командиров, что послушать т. Иванкова
пришли командиры из соседней части.
Майор Иванков хорошо подготовиля к
лекции. Это подтверждает тщательно со-

ставленный конспект © таблицами, расче-

тами, диаграммами и самый доклад, насы-
щенный множеством конкретных примеров,
взятых из истории первой и второй их-
перпалистических войн. i

Лекции на подобные темы регулярно
проводятся в системе командирской учебы
в вашей части. Они прививают команди-
рам вкус к изучению опыта империали-
стических войн, истории Военно-Морского
Флота, его боевых традиций. Безусловно,
такие занятия целесообразно проводить не
только со средними командирами, нон с
младшими.

Лейтенант` И. ШИНКАРЕННО.

Первая Таллинская городская партийная конференция —
товарищу Сталину

Дорюгой Июсиф Виссарионович!

Мы, делегаты первой Таллинской город-
ской партийной канференцщии, собравшись
для подведения итогов своей работы: и для
того, чтобы наметить конкретные залачи
нашей городской партийной организащии,

шлем Вам, великому продолжалелю дела

Ленина, вдохновителю побед социалисти-
ческого строительства, вождю и учителю
трудящихся всего мира, свой пламенный
большевистский привет! .
Дорогой товарищ Сталин! Мы, больше-
вики города Таллина — столицы Эстон-
ской Советской Социалистической респуб-
лики, никогда не забудем той братской
помощи народов могучего Советского Сою-
за, которая была оказана под Вашим. лич-
ным руководством трудовому народу Эсто-
нии при свержении власти капиталистов
и установлении власти рабочих и. кресть-
ян. Мы приносим Вам, Иосиф Виссарио-
нович, за эту помощь и повседневную за-
боту от лица всех трудящихся советского
города Таллина искреннюю благодарность

и желаем Вам многих и миогих дет,
ни па благо 193-миллионного народа  ,
ветского Союза и трудящихся всего у»,

Мы, большевики таллинской горо»
партийной организации,  заверяем  ,
товарищ Сталин, что под Вашим рун»
ством приложим все свои CHAM и зи
из выполнение дальнейших задач ср
листическо строительства (от:
Эстонии.

Мы еще теснее сплотим свои рады»

круг большевистской изртии, ев  »
рального Комитета и Вас, тон
Сталин.

Да злраветвует дружба народов (у
ского Союза! ,

Да здравствует Всесоюзная Roy,
стическая Партия (большевиков) , ,
лонинско-сталинский Центральный fp,
тет!

Да здравствует наш друг и учти
великий Сталин! \

1-я Таллинсная городская го;
тийная конференция,

Результаты командирской учебь

План летно-тактической подготовки про-
шлого года авиачасть № выполнила пол-
ностью. Число” перелетов для повторного
выполнения ‘упражнений. здесь меньию,
чем в других частях. Качество вы-
полнения упражнений высокое. Одна из
основных причин достигнутых успехов—
хоропю налаженная  командирекая учеба,
забота командования части о непрерывном
росте и совершенствовании летчиков, штур-
манов, техников.

План командирской учебы составляется в
строгом соответствии с планом боевой под-
готовки. Фтрабатываемые частью практиче-
ские задачи получают в системе командир-
ской учебы подробное теоретическое oboc-
нование. Личный состав самостоятельно со
всей тщательностью изучает вопросы ‘тео-
рии, связанные © тем или иным полетом,
© той или иной задачей. Кроме того коман-
лование, как правило, организует нё земле
тщательный проигрытг каждого полета.
Только после того, как летный состав твер-
до усвоит, что ему предстоит делать в-воз-
духе, экипажи. вылетают на вытюлнени
заданий. . }

060б0е внимание обращено на тюдбор кад-
рюв руководителей командирской учебы.
их числе—старшие лейтенанты тт. Кожу-
ховский и Редькин. Интересен метод учебы,
применяемый т. Вожуховоким. Сам он пре-
красно знает штурманское дело, у него
большая практика, глубокие теоретические
познания. Свой опыт и знания он всеми
силами стремится: передать остальным лет-
чикам и летнабам.

Руководя командирской учебой по штур-
манской подготовке и бомбометанию, т. Во-
жуховский изучил уровень подготовки каж-
дого слушателя и с каждым ведет особую
работу. Одним он дает персональные зада-
ния, указывая материал для проработки и
строго проверяя выполнение. Других 3a-
ставляет готовиться к проведению занятий
по темам, которые дает штаб, помогает им,
присутствует на занятиях, причем задает
такую тему, в которой данный командир
разбирается недостаточно. Например, один
из летнабов, успешно производивший бом-
бометание днем, не мог бомбить ночью,
когда цель была освещена. Этот командир
получил задание провести занятие на тему
«Ночное бомбометание». Ему пришлось
тщательно подготовиться и хорошо отраб-
тать все вопресы. Такой метод привлечения
командиров к проведению занятий под
контролем и с помощью руководителя по-
вышает их ответственность за свою под-
готовку, приучает к ‘углубленной работе
над собой.

Штаб части ‘строго контролирует ход
командирской учебы. Заранее проверяются
конспекты лекций и подготовленность ру-
ководителей. Работники штаба постоянно
бывают на занятиях, следят за их каче-
ством, Недельные расписания, составляе-
мыю на основе месячного плана, выполня-
ются точно. Еще ‚не было случая, чтобы
из-за неподготовленноети руководителя или
неорганизованности занятия были отме-
нены. Четкое проведение командирской уче-
бы, еб тесная связь © практикой летной

работы, качество самых занятий и»
командирам возможность расти и соеди,
ствоваться.

Младший лейтенант т. Борощук вает:
школе не учился. Но блатодаря кома,
ской учебе он— в прошлом стрыоя
дист — стал хорошим штурманом. Сей»,
Борощук без перелетов, отлично выше»
все задания, прекрасно ориентирует:
любых условиях полета, метко bovbi py,
Путь от младшего командирь № та
прошел т. Подковенко, также повыети
свои знания на командирской учебе.  .
шедптие в часть два года назад лейтенит:
тт. Филимонов и Кулюкин, отлично они
в ходе учебы новой материальной части
основательно повысив свой слециаль:
теоретический ° уровень, стали т
штурманами звеньев.

В процессе летной учебы было уг
примеров высокого мастерства лечь
части. Однажды осенней ночью звенуь
командой капитана Виноградова быль т,
влена задача разбомбить об’ект «протол
ка». Погода не предвещала` ничего хор,
го. В полете при заходе на цель звеук
ожиданно встретилось с густой облачности
и енегом. Самолеты с большим трудох je
личали ведущего. И все же звено Kamm
на Виноградова не сбилось с курса. Шт
ман точно произвел расчеты, звено с»
временно вышло на цель и разбии
ее. Особенно высокую точность бол
тания показал в этом полете илале
лейтенант т. Подковенко. Выполнение
дания было признано отличным.

Высокое мастерство показывают ит
ки части при выполнении задач по вот
ной стрельбе. Особенно отличается ox
старшего лейтенанта т. Забродина. Ву
стижении успеха кроме командирской г
бы сыграли большую роль и другие bum
ры, в том числе конкретность социзлит
ческого соревнования. Здесь, напризе 1
соревнуются в бомбометании на fw

5 февраля 1941 г., № 29 (683) =

оценки, & на наименьшее отклонение bi

от цели и т.д. Командование части шхе
практикует личный показ, личную пух
ку качества работы летчиков и штурия
в воздухе. Здесь нет ни одного летизА!
которым не летал бы штурман части т. 1
жуховекий. В результате он през
знает качества каждого, учитывает ит
ки, которые может допустить TOT HAE Ee
летнаб, и на земле старается предупрет
эти ошибки.

В летной практике бывает, что запил
оказывается невыполненным, и летит

штурманом спорят о том, то виноват. В
ких случаях командир части лети о

штурманом экипажа, a пегурман част

летчиком. Ошибки ‘того и друтгото т
EBIACHAWTCA H AOBOARTCA NO сведения ит
И в последующих полетах ‘экипажи вый
няют задания успешно.

Сочетание хорошо организованной pow
дирской учебы с кропотливой работой
выучке каждого ‘летчика и летнабз и
прекрасные результаты.

Воентехник 1-го ранга Г. СОЛОДКО

Бой на

Морские сильв, выполняя на театре 600-
вые операции, особенно наступательного
характера (набеговыю действия), должны
быть готовы принять бой в открытом море
< превосходящими силами противника.
Встреча в море с неприятелем может про-
изойти внезапно и внести серьезные изме-
нения в план операции или совсем сорвать
её выполнение. Например, эскадра адмирала
трафа Шпее 8 декабря 1914 г., намере-
заясь совершить набег на английскую воен-
но-морскую базу на Фальклендских остро-
вах, неожиданно встретилась с превосходя-
щими силами противника и вынуждена бы-
ла принять бой.

В таком случае вместо решения своей
задачи приходится переходить к бою ва от-
ходе, стремясь сохранить силы и выйти из
боя. Поэтому действия обороняющегося но-
сят характер ряда незавершенных, сопрово-
ждающихся отрывом от противника боев,
которые сковывают наступающие неприя-
тельские силы. Не всегда, удается оторвать-
ся от противника сразу. Иногда, для того
чтобы выиграть время или изменить обета-
новку, нужно принять ряд. решений, прове-
сти несколько маневров, вступать в столк-
новение с неприятелем.

Вот как об’ясняет адмирал Шеер причи-
ну второго поворота на противника, герман-
ского флота в Ютландском бою. Считая, что
начинать ночной отход было еще слишком
рано, Шеер писал: «Если бы неприятель
последовал за нами, то при сохранении кур-
са, принятого после поворота, наши дей-
ствия должны были принять характер от-
ступления; если бы при этом наши конце-
вые корабли получили повреждения, то нах
пришлось бы либо пожертвовать ими, либо
избрать иной образ действий, навязанный
нам волею противника и, следовательно,
для нас невыгодный. Трудно было также
помириться с решением теперь же дабн-
ваться полного отрыва от неприятеля с
тем, чтобы предоставить ему возможность
встретить нас н& следующее утро там, где

отхоле

он пожелает. Чтобы предупредить это, су-
ществовал лишь один с1060б — невзирая
ни на что, еще раз атаковать неприятеля,
нанести ему второй ‘удар и энергично ата-
ковать его миноносцами». Как известно,
этот маневр помог германскому флоту вы-
играть время ‘и под покровом темноты ото-
рваться от превосходящих вил противника.
Основным условием ‘успешности боя на от-
ходе является обеспечение прекращения
боя, отрыва от противника при обстановке,
складывающейся явно невыгодно для 0б0-
роняющегося. }

Выполняя операцию, морские силы все-
гда должны быть готовы к встречному бою.
При явной угрозе встречи с превосходящи-
ми силами прогивника нужно заблаговре-
менно решить задачу обеспечения отхода
своих сил. Так, 14 июня 1916 г. эскадрен-
ные миноносцы «Новик», «Победитель» и
«Гром» осуществляли набег на конвой про-
тивника в бухте Норрчэпинт. Учитывая
периодическое появление в северной части
Балтийского моря германских легких крей-
серов и миноносцев, русские эсминцы при-
крывались крейсерами 1-й бригады на ли-
Hun Ландеорт-—Готтека-Сандан.

Если известно направление вероятной
угрозы противника, то на этом направле-
нии могут быть развернуты подводные лод-
ки. Большое количество их было развернуто
немцами перед Ютландеким боем у баз и
на путях вероятного движения английского
флота. С целью прикрытия Норвежекой опе-
рации в 1940 г. германский флот снова
применил развертывание лодок. Для полу-
чения большего эффекта их целесообразно
использовать маневренно, наводя группами
на противника по мере уточнения его дви-
жения. Эскадренные подводные лодки, сле-
дуя вместе с надводными кораблями, могут
быть использованы для прикрытия отхода
путем развертывания их по курсу движения
противника. Подводные лодки, ставя ма-
невренные минные заграждения, производя
торпедные атаки, смогут не только задер-

жать противника или нанести ему повре-
ждения, но самым фактом своего присут-
ствия заставят его принять дополнитель-
ные меры самообороны (зигзаг, уклонение,
обход позиций лодок) и этим затруднят
осуществление погони,

Действия подводных лодок целесообразно
направить в первую очередь против  боль-
ших, наиболее быстроходных кораблей про-
тивника, которые будут стремиться сковать
отходящие силы и обеспечить этим развер-
тывание для нанесения удара. Уничтоже-
ние или повреждение таких кораблей no
только ослабит противника, но и заставит
его ударную группировку уклониться от
позиций подводных лодок. ЧЛолки, пред-
назначенные для прикрытия отхода и ис-
пользуемые позиционно, целесообразно рас-
положить у баз противника или в районе
вероятного боевого столкновения, с тем что-
бы отходящие корабли смогли навести про-
тивника на их позиции,

Большую роль в обеспечении отхода мо-
жет сыграть авиация. На нее в первую
очередь должна быть возложена разведка.
Обнаружив противника, самолеты должны
вести непрерывное наблюдение за его дви-
жением. Это даст возможность командова-
нию соединения на отходе еще до сопри-
косновения © противником принять решение
на бой и соответственно построить боевой
порядок.

На авиацию должна быть также в0зло-
жена задача создания помех и недопущения
воздушной разведки и наблюдения против-
Ника 32 отходящими силами, чтобы затруд-
нить организацию преследования. Кроме то-
го самолеты можно применить для нанесе-
ния противнику бомбового удара, который
заставил бы его вообще отказаться от по-
гони.

Для оковывания противника, осущест-
вляющего погоню, нужно так построить
боевой порядок на отходе, чтобы дать в0з-
можность основной группировке сил не
ввязываться в бой с передовым отрядом
противника. Следует учитывать, что перед
этим отрядом поставлена задача сковать
отходящие корабли и заставить их принять

бой, а этим самым обеспечить своим. глав-
ным силам выгодные условия для нанесе-
ния удара. Поэтому ‘целесообразно иметь в
арьергарде для прикрытия главных сил
наиболее быстроходные корабли, Арьергард
должен быть способен сковывать передовые
части противника, отражать попытки его
легких сил атаковать отходящие корабли.
Арьергарду придется самому переходить в
контратаки, чтобы заставить неприятеля
развернуться для боя, и, не доводя его до
конца, оторваться OT противника,”с тем
чтобы при повторении угрозы енова ско-
вать противника в выгодных для себя усло-
виях. Если будет решено принять бой глав-
ными силами или нанести ими короткий
контрудар, на арьергард будег возложена
задача не только сковать преследующий
передовой отряд, но и проникнуть в глубь
боевото порядка противника, стремительны-
ми активными действиями сковать его и
обеспечить этим выгодные условия для
контратаки своих главных сил.

Линейные корабли и крейсера, заняв с0-
ответствующие места в боевом порядке,
должны использовать мощь своей артилле-
рии, начиная стрельбу с предельных ди-
станций. Огонь артиллерии целесообразно
в первую очередь сосредоточить по толов-
ным кораблям преследующего противника,
чтобы нанести им значительные поврежде-
ния и вывести их из строя в кратчайший
срок. Это облегчит в дальнейшем отрыв от
противника. В бою у Догтербанки Хипиер,
построившись в строй уступа, сосредоточил
огонь по головному английскому линейно-
му крееру «Лайн», который, жестоко
страдая от такого огня, начал отставать, &
виоследствии совсем вышел из строя. По-
вреждение радиостанции вынудило Битти
передать распоряжение флагами, которые
были при разборе перепутань» Это способ-
ствовало отрыву и выходу из боя немецкое
эскадры.

Чтобы избежать серьезных повреждений,
обороняющийся может нарушить пристрел-
ку противника изменением курса, скорости
хода, постановкой дымовой завесы, выхо-

дом в контратаку легких сил, авиации и  006

пр. В Gow y Доггербанки немецкие линей- Е

ные крейсера меняли курсы от 0$0 до $
каждый раз после того, как английским ли-
нейным крейсерам удавалось пристрелять-
ся. Когда бой принял ожесточенный харак-
тер и английские крейсера, сблизились на
короткую дистанцию, немцы послали в ата-
Ку свои эскадренные миноносцы. Битти в
это время повернул свою эскадру на 8 рум-
бов (90°) влево, уклоняясь от атаки под-
водных лодок (как оказалось впоследствии,
лодок в этом районе не было совсем). Ан-
гличане, неправильно разобрав сигнал
флагмана, перенесли всю силу огня на по-
терявший ход «Блюхер», a остальные гер-
манские корабли тем временем оторвались
и ушли.

В 60ю на отходе концевыми целесообраз-
но ставить наиболее сильные и устойчивые
корабли, для того чтобы их артиллерия
могла быть ‘использована наиболее эффек-
тивно, а они сами благодаря большюй живу-
чести могли, не покидая строя, длительное
время выдерживать огонь противника. Вы-
ход из строя ‘или уменьшение хода конце-
вого корабля безусловно ведет к его гибе-
ли. При явном превосходстве сил против-
ника, осуществляющих погоню, в отдель-
ных случаях приходится жертвовать частью
своих кораблей, выходя из боя основной
группировкой (ках это было B Gow у Лот-
ланда) или рассредоточиваясь, с тем чтобы
затруднить погоню и выйти из боя частью
сил. Так, например, было в Gor y Фаль-
клендеких островов.

Большую угрозу’ для отходящего пред-
ставляет авиация, которая будет стре-
миться своими атаками не только задержать
отход, но и нанести чувствительные повре-
ждения, обеспечивающие наступающему
выгодные условия для боя. Поэтому нузно
организовать противовоздушную оборону в
первую очередь больших кораблей построе-
нием соответствующего противовоздушного
ордера для наилучшего использования з6-
нитной артиллерии, а также уклонением от
атак самолетов противника. В зоне дей-
ствия своей истребительной авиации целе-

разно нести баррал над эскадрой,

Oco6oe ‘место на отходе — 330m
разведка. ` Несвоевременное  обнарухл
погони противника, ero тактики
‚труппировок, боевого порядка может п
сти в бою к тяжелым последствиям, №
pax [nee yanan о присутствии annie!
эскадры во главе с двумя линейными
серами у Фальклендеких островов, 1
когда подошел со своей эскадрой к стих
И увидел мачты кораблей противним
бухте. В текущей войне апглийский #7
носец «Глориэс» с двумя эскадренных и
ноносцами, обнаружив крейсера pom”
ка слишком поздно, не сумел использ!
своей авиации и скорости хода, чтобы yl
от него.

Разведка должна своевременно вый
наступление противника, его боевой 1
док, с тем чтобы можно было принять!
шение и произвести необходимое passe”
вание для боя. Заблатовременно обяз!”
ние погони позволит вызвать авиацию !
нанесения ‘удара противнику еще 10 St
вого соприкосновения с ним. Раскин
его боевого порядка, даст возможность ©?
делить 9б’ект контрудара. Разведка пи
указывает направление для развертым?
подводных лодок. Опа должна быть 1
рывной © момента обнаружения ли
противника. Для того чтобы» ововвройй
реагировать ‘на каждое мероприятие И
тивника, осуществляющего погоню, №
дующему маневренным соединениех 27
лично наблюдать за действиями при’
ка. Значит, место командующегю —
одном из надводных кораблей apbeprapl

Таким образом, боевой порядок изн
ного соединения на отходе состоит в ®
ведки, имеющей назначение обнаруя
противника, наблюдать и доносить 0
тивнике в бою, арьергарда, решаю
задачи — задержать, расстроить я #7”
повреждения противнику рядом Kost!”
ров, главных сил, имеющих задачей №”
‘незаконченных контрударов не дать п
нику осуществить нанесение ‘удара 3 ©
тодных для него условиях и заставить ©
отказаться от погони,

Капитан 3-го ранга Н. ЛУЦКИЙ

}