Учеба личного состава
на строямихся кораблях

Е тому времени, когда строящийся Ko-
рабль поднимает военно-морской флаг и
вступает в строй, он должен представлять
собою слаженный, готовый к немедленному
действию боевой организм.

Следовательно, вся деятельность личного
состава ‘на строящихся кораблях. должна
быть направлена на предварительную бое-
вую подготовку, на повышение знаний
каждого бойца и командира. Командование
нового корабля должно заботиться 0б этом
на всем протяжении постройки.

Вполне очевидно, что решить эту задачу
можно лишь в том случае, если планы
учебно-боевой подготовки будут тщательно
согласованы с заводскими работами на ко-
рабле.

Вот как практически решали этот во-
просо на строящемся корабле М. В соот-
вететвии с планом заводских работ на опре-
леленный период, например, на месяц, с0-
ставлялся на такой же срок свой план
учебно-бозвой подготовки. Каждый вечер
начальствующий состав корабля совместно
со строителями уточнял план заводских
работ на следующий день, а затем коман-
диры боевых частей подготавливали на
завтра занятия и работы для своих подчи-
ненных,

Это дало возможность личному составу
быть в курсе всех работ на корабле, ак-
тивно ‘участвовать в них, осуществлять
контроль над качеством и в то же время
практически изучать материальную часть.

Краснофлотны лучше осваивали материа-
лы технических занятий, практически уча-
ствуя в монтажных работах. В обязатель-
пом порядке они делали зарисовки деталей
механизмов. Такая организация учебы поз-
водила, например, электрикам и трюмным
корабля уже через 4—5 месяцев после
прихода на корабль приобрести знания не
только по своей специальности, но и по

большим опытом. Обычно часть команды
приходит на корабль после опредехенного
срока службы во флоте. Командование но-
вого корабля имеет много   возможностей
для обогащения опыта специалистов еще
в то время, когда корабль строится. Тре-
буются только разумная инициатива и
оперативность. Вот ‘пример: коки кораб-
ля М на время постройки корабля были
прикоманлированы к столовой ресторанного
типа одного из судостроительных заводов.
После практики они вернулись на корабль.
Олин из них приобрел звание шеф-повара,
второй сразу же сдал экзамен на командира
отделения коков, остальные также имели
неплохие аттестации. у

Такая учеба личного состава оправды-
взет себя полностью только в том случае,
если она проводится по четкому, конкрет-
ному плану, если командование корабля
осуществляет постоянный контроль 3a
деятельностью подчиненных. Построив ра-
боту таким образом, командование <строя-
шегося корабля сможет добиться, чтобы
личный состав не только изучил чертежи
новых механизмов, но и освоил материаль-
ную часть на практике.

Когда корабль подходит к стадии птвар-
товых испытаний, личный собтав должен
так знать материальную часть своего
заведывания, чтобы получить право несе-
ния самостоятельной вахты у работающего
механизма. В каждом случае надо решать,
допускать ли бойца к самостоятельной вах-
те или ставить его дублером заводских спе-
циалистов. На корабле М этот вопрос был
разрешен путем экзамена бойцов. Бойцы,
получившие право несения самостоятельной
вахты у работающего механизма, тем са-
мым получают право быть зачисленными
в заводскую сдаточную команду. Яено,
что такой экзамен надо проводить не в
кабинете или кают-компании, a  непо-
средственно ‘У механизмов, действительно

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Старший преподаватель кафедры тактики Военно:морского. училища береговой
обороны им. ЛКСМУ полковник ‘А. Аганичев консультирует курсантов-выпускни-

ков: тт. Л. Стрельцова, А. Коноплянника, А. Довгань и Б, Гончарова. >.
: Фото Б. Шейнина.

Совершенствование
молодых командиров

После тщательной подготовки т. Дозин-
ский весьма успешно провел лекцию. Он
рассказал 0б истории развития торпедного
и минного оружия и осветил современное
состояние его. Иллюстрируя свою лекцию
чертежами и схемами, он доложил о но-
вейших  метолах проведения торпедных
атак, о будущности торпедного и минного

Командирекая учеба имеет большое зна-
чение для командира, недавно пришед-
шего из училища. Она хает ему’ возмож-
поесть глубже изучить свою специаль-
ность, усвоить важнейшие тактические
вопросы:

Начальствующий состав  эскалренного
миноносца № в большинстве своем моло-

——_А

‘мореких сил какой-либо страны,

всему кораблю.

Некоторые корабельные специалисты,
например, сигнальщики, рулевые и др.,
заведывание которых не требует постоян-
ного их присутствия на строящемся ко-
рабле, могут быть временно откомандиро-
ваны на другие боевые корабли лля закреп-
ления теоретических знаний и прнобрете-
ния практических навыков. Такая стажи-
ровка приносит большую пользу бойцам.
Как показывает опыт, девять десятых
откомандированных таким образом красно-
флотцев возвращаются на свой корабль
полноценными специалистами.

Следует учесть, что не все специали-
слы на строящемся корабле обладают не-

Конкретно руководить

Боевая подготовка и повседневная  дея-
тельность электромеханической части тре-
буют постоянного внимания и руковол-
ства’ со стороны командира корабля. 0д-
нако некоторые командиры до сих пор не
поняли, что ‘от подготовки БЧ-5 во многом
зависит боевая готовность всего ‘корабля.
Они полностью полагаются на. инженер-ме-
хаников ‘и забывают даже о контроле и
проверке их работы.

Например, старший лейтенант т. Книга
за весь гол не налиел времени проверить
журнал боевой подготовки электромехани-
ческой части и сделать в нем необходи-
мые записи. По существующим правилам
аварийные задачи должны приниматься B
первую очередь командиром корабля, а за-
тем — флагманским специалистом. Для
этого старший лейтенант также не на-
ходил. времени. Флагманский специалист
не принимает зачетных задач до тех пор,
пока в журнале боевой подготовки не бу-
дет записи о приеме их командиром  ко-
рабля. И вот т. Ёнига «налнел выход».
Не принимая задач фактически, он распи-
сывался в журнале боевой подготовки 0
приеме и ставил, как правило, хорошую
оценку. К решению задач по живучести
личный состав других боевых частей в до-
статочной мере не привлекался. В резуль-
тате корабль по аварийной подготовке
стоит на последнем месте в части.

пуская и останавливая их, исправлял
«повреждения» ит. п.

После такого экзамена 96 проц. лич-
ного состава корабля М было зачиеле-
но в слаточную заводскую команду. Эта
команда является одновременно и прием-
ной, т. е. может грамотно и тщательно
принять от завода каждый механизм.

Таковы основные моменты организации
Узебы личного состава на строящихся ко-
раблях, учебы, направленной на своевре-
менную отработку специальных навыков
у каждого бойца и командира.

Капитан 3-го ранга И. ЛОМАКИН.

пятой боевой частью

Руководящие документы и приказы, ка-
сающиеся непосредственно электромехани-
ческой части, не попадают к командиру
БЧ-5. Если они и зачитываются на сборе
командиров, то © большим опозданием. На-
пример, локовая инструкция лежала у
командира корабля около шести месяцев,
несмотря на неолнократные просьбы инже-
нер-механика дать возможность  ознако-
миться с ней. Командир отвечал, что та-
кой инструкции у него нет. Только после
его ухода в отпуск инструкция была обна-
ружена. Правила эксплоатации механизмов
здесь неоднократно нарушались. В резуль-
тате лопнула головка одного поригня.

Невнимательно относится к пятой бое-

вой части и старший лейтенант т. Ba-
сильев.

Большинство командиров на флоте от-
лично понимает важность работы пятой

боевой части и непрерывно руководит ею.
Примером может служить капитан 2-го
ранга т. Михайлов. Подчиненные ему
инженер-механики всегла получают  необ-
ходимую поддержку и помощь, чувствуют
заботу старшего начальника. Непрерывно
руковоля  электромеханической частью,
старший лейтенант т, Калученко добился
того, что она вышла на первое место в
соединении. ,

Инженер-капитан 3-го ранга
А. САБЛИН.

дой, недавно пришедший на корабль. Тео-
ретических знаний ‘и практических навы-
ков, полученных командирами в училище,
недостаточно для того, чтобы быть полно-
ценным командиром, умеющим успешно
использовать современную технику.

Перех каждым молодым командиром
стоит задача: в короткий промежуток вре-
мени изучить вверенную ему’ технику н
свой корабль. Это достигается двумя пу-
тями: самостоятельной работой над опи-
и и чертежами и командирской уче-
ой.

На нашем корабле удачно сочетают эти
два метода изучения своей специальности.

Групповые занятия командиров прохо-
дят по плану. Команлир корабля совмест-
но с начальствующим составом разрабо-
тал перечень тем, которые необходимо
изучить ‘в системе командирской учебы.
Сюда вошли вопросы устройства и. живу-
чести корабля, использования боевого
оружия и другие. Конкретно установлено,
кто из командиров и когда проводит заня-
THA,

При добросовестной подготовке такие
занятия проходят оживленно, интересно,
вызывая большую активность слушателей
п принося им немалую пользу.

Инженер-капитан 3-го ранга т. Сычев
хорошо знает свою специальность. На ко-
мандирской учебе он рассказывал о глав-
ных и вспомогательных механизмах эскад-
ренного миноносца. Тема очень большая и
обширная, Тов. Сычев построил свою бе-
седу так, что сумел заинтересовать весь
начальствующий состав. Он последова-
тельно и конкретно рассказал о сложной
технике пятой боевой части,

Хороню тотовится к занятиям и лейте-
нант т. Дозинский. Этот молодой коман-
дир, недавно окончивший военно-морское
училище, за .короткое время сумел глубо-
ко освоить свою специальность команди-
ра-торпедиста. Тов. Лозинскому было по-
ручено провести занятие на тему «Мин-
но-торпедное оружие эскадренного мино-
носца». Тема казалась всем известной и
не новой. Лейтенант т. Лозинский решил
по-новому рассказать 0б особенностях,
о свойствах своего оружия. Он попросил У
командира корабля совета, указаний и с
его помощью составил план занятий.

оружия.

Занятие прошло очень оживленно и ин-
тересно. Командиры остались довольны
лекцией т. Лозинского. Оказалось, что, не-
смотря на кажущуюся ясность вопроса,
командиры о многих вещах знали мало.
По просьбе начальствующего состава бы-
ло проведено еще одно специальное заня-
тие по материальной части торпеды и ми-
ны. непосредственно у оружия.

Правда, еще не все командиры так до-
бросовестно готовятся к командирской уче-
бе. Например, занятие, которое проводил
лейтенант т. Поликарпов, прошло на низ-
ком уровне. Тема его лекции—«Приборы
управления артиллерийским огнем» —
большая и требовала тщательной подго-
торки. Но т. Поликарпов понадеялея на
имевигийся у него материал и почти He
готовилея. В результате занятие прошло
неуловлетворительно.

На групповых занятиях мы разбираем
разные вопросы, но этого недостаточно.
Кажлый командир должен еще и самостоя-
тельно работать.

Еще пе все: командиры умеют работать
нат книгой. Этот недостаток можно устра-
нить, если внимательно изучать методы
работы классиков  марксизма-ленинизма
Над книгой. И КОЖИ i

Иногда приходится сталкиватья и с
отсутствием необходимых описаний и чер-
тежей. Следует шире использовать кон-
сультацию научных учреждений флота по
рялу теоретических вопросов.

Некоторые наши командиры недостаточ-
но знают военно-морскую историю, 6e3
которой нельзя глубоко изучать опыт мор-
ских сражений. Шо этим вопросам есть
много литературы. Все зависит от жела-
ния, от организации своего времени так,
ou его хватало и для работы над кни-
гой.

Таким образом, только при сочетании
групповых занятий с самостоятельной ра-
ботой можно углубить свою  специаль-
ность, повысить знание тактических
свойств корабля, расширить кругозор в
оперзтивно-тактических вопросах. Все это
имеет решающее значение для роста и
совершенствования молодых командиров.

Старший лейтенант Н. МЕШНОВ.

6 февраля 1941 г, № 30 (684) ——

Вспомоготельлые слоты

морских

Действия кораблей боевого Флота обес-
печиваютея беспрерывной работой вепомо-
тательных судов. От того, насколько CBOC-
временно и в каком количестве будут
доставлены действующему боевому Флоту
топливо, вода, боезапас, продовольствие,
зависят точность выхода кораблей в море
и успешность проведения операции. Броме
того недостаток на театре пловучих доков,
кранов, буксиров, пловучих мастерских и
прочих средств технического вспомога-
тельного флота затруднит ремонт боевых
кораблей в необорудеванных базах и на
рейдах. Точно так же необходимы боевому
флоту учебные суда, пловучие госпитали
и прочие вепомогательные корабли.

Именно поэтому вспомогательный флот
требует к себе большого и неослабного
внимания. Однако не во всех странах
своевременно поняли и оценили его значе-
ние. Во флоте царской России, напримют,
к буксирам, баржам, докам относились
явно пренебрежительно. Академик А. Вры-
лов в «Отрывках из воспоминаний» гово-
рит, что из 421 миллиона рублей, ассигно-
ванных в 1912 г. царским правительством
на строительство военного флота, только
21 миллион рублей (5 проц.) предтю-
лагалось израсходовать на вспомогатель-
ные суда и пловучие портовые средства.
Между тем совершенно очевидно, что, чем
больше разбросанность театров  военно-
лем ббль-
ший состав вспомогательного Флота ей
нужно иметь. т

Существует мнение, что не нужно стро-
ить вспомогательный ‘флот в мирное время,
так как с наступлением войны его легко
пополнить торговыми судами... Это верно
лишь отчасти. Многие типы судов вспомо-
тательного флота, вроде килекторов, артил-
лерийских щитов, пожарных судов и др.,
переделать из торговых трудно, & иногда
невозможно. Некоторые же типы BCIOMO-
гательных кораблей, которыю можно пере-
оборудовать из торговых судов, требуют

Германия
Наименование классов
вспомогательных судов

Колич.
судов
Тоннаж
(тыс. т)

2 Подсчет ориентировочный.

Как видно из таблицы, в Германии 0co-
бенное значение придается учебным су-
дам. В этом она уступает только Англии.
Большое чиело учебных судов свидетель-
ствует о развернутом строительстве боево-

го флота, для которого усиленно готовятся

кадры.

Таблица показывает наличие во всех
флотах большого числа пловучих доков,
причем и в этом Германия уступает только
Англии. Надо отметить, что судостроитель-
ная промышленность и торговый флот
Германии имеют также много пловучих
доков.

0 вспомогательном флоте Японии в 60-
временных справочниках имеется очень
мало данных; поэтому приводимые в та-
блице цифры являются лишь ориентиром.
Но и на основании этих приблизительных
цифр можно видеть, что в японском флоте
уделяется большое внимание обучению
молодого пополнения личного состава: по
тоннажу учебных судов Япония стоит на
третьем месте среди прочих капиталисти-
ческих держав мира. Исключительно велик
тонна японских пловучих баз. Вопросы
снабжения жидким топливом боевых кораб-

Япония

перж‹еав

в большинстве крупной переделки, У
стоятельство учтено основными капители.
стическими. морскими державами, шир
развернувшими за последние годы три.
тельство вепомогательного флота.

Если в 1914 г. тоннаж веломогательн,
го флота Англии, США, Японии, Германи,
Италии и Франции составлял im,
17 процентов тоннажа их боевых кри.
лей, то в 1935 г. соотношение было р.
но 32, а в 1940 г. эта цифра похнямь
уже до 52 процентов. Это значит, чт) в
каждую тонну водоизмещения боевого фх.
та в капиталистических странах приходи.
ся сейчас больше чем полтонны обще
водоизмещения вспомогательных с)
Одновременно резко возросли и качестве.
ные показатели. Так, за последние 25
скорость судов вепомогательного фл;
увеличилась примерно на 70 процентов,

По отдельным странам 3а послед
25 лет произошло приблизительно следу. ;
щеб увеличение тоннажа вспомогательны
флотов: в Англии в 1914 г. общее вод,
мэщение вспомогательного флота, разаяу,
212.000 тонн, в 1940 г. оно состазлу
1.052.500 тонн — увеличение почти
5 pas; в Германии суммарное водоизиене
ние вспомогательного флота в 1914 1, 9,
ставляло 120.000 тонн, в 1940 7, ~
408.700 тонн; в Италии, соответстья.
n0,— 75.000 к 309.300 тонн; водохие.
шение. японского. вспомогатетьното флот»
1940: г. лостигает 560.800 тонн, }
1914 г. США имели  вопомотательны
флот в 313 тысяч тонн, сейчас они ри;
полатают вепомогательными судами обще
водоизмещением в 954.500 товн.

По классам ориентировочный тоннах cy.
JOB вспомогательного. флота OTK
стран представлен в прилагаемой табл,
Подсчет ‘тоннажа большинства клас
судов сделан на основании справочники» т
периодической советской. и иностранй
печати.

Италия   Фравция

США Anrata

судов

Учебные суда, ...,..  30  44,6] 9   92 5   34,6] 16   49,4   15.100   50   134
Пловучие базы .....  15  71  7 [136,5] —  183   — 26 10.1215   9118:
Гидрографические суда .  5 25  4  91  71  10,51 18   7,5   18  21 120] 9
Транепорты . ...-..  3 8 4189   17   56,8] 14   19,5   19) ]147 >} 7) 62
Haanpune cyma.- +. .  6] 19,7) 12   59   40] 41   28 99 19 /110.   66>} 25
Пловучие мастерские ..  3  18 1111 1 72) 11  11,51 -3   30,21 11-1
Byrcupst ... +--+ + -{  40% 16   80% 30   77   24   75   80 98   40,5).87  ” 38
Артиллерийские щиты .  —   252) —   252] —   9,9) — 5,6   —   26,9).-,  3
Пловучие госпитали ..  27 14 27 10 27 8 17. 6 2/19   33 9
Кабельные cyma. ...- -  17) 16 4 1115111217 2  2 3   14,6 6] &
Суда боновой защиты. .  71  125 —  5  -  38  —  3 —  5   20/ 1
IuopyuHe morn « - . » «  86  120,3/ 10   43,5) 7 81,9) —   — 24°} 95,1) 8.) 1083
Пловучие краны « - - +   —   10,8) —   15,3) —   13,5) — 9 —   20  —  22
Спасательные суда. ..  2 4 4  5 Я   43 —  4 6  . 6,3} —} 10
Прочие cyma .. +. + +  —   36,3) —   65,8} —   44,6) —   47.1   —  103,8) —   1s

Итого . ;  —   408,7} — 1560,8] — 1309,3] — 1319,6   — 954,4] — (1055;

1 Бывш. русская плавмастерская «Кронштадт».

лей — важнейшая и неразрешенная п
блема в Японии. Понятно поэтому, чтоп
третьем месте по тоннажу и на при
месте по количеству судов стоят в Ящии/
наливные суда.

Наибольшее внимание в ИтТаАЛЬЯНОл
вспомогательном флоте обращено на тих
спорты и наливные суда, в составе ки»
рых много водолеев. Отсутствие. достали.
ных естественных пресноводных 1есум
в районах маневренных  военно-морхи
баз заставляет Италию ‘иметь не тои
водолеи, но и опреснители в большюх и
личестве.

В Англии на первом месте по ‘оЕеал]
и по количеству единиц (кроме букс
и барж) стоит класс наливных Cyl.
Больше всех других стран имеет Англия т
судов боновой защиты.

Приведенные выше цифры показывам,
насколько важно иметь высокоразвиты

в качественном и количественном отноше
нии вспомогательный флот.

Инженер-капитан 2-го ранга
А. КИЛЕССО,

Противовоздушная оборона

Олним из эффективных способов борьбы
за господство в воздухе в современной
войне на Западе является массовое приме-
нение самолетов для нападения на аэро-
дромы.

Стремительное наступление германской
армии против Польши, а затем в Голлан-
дии, Бельгии и Франции сопровождалось,
как правило, массовым вторжением гер-
манских воздушных сил на территорию
этих стран. Германские воздушные силы
прежде всего наносили удары по авиаци-
онным базам, сухопутным и морским аэро-
дромам союзников. По данным американ-
ской печати, Польша ‘потеряла почти по-
ловину своих самолетов, из них большую
часть —— на собственных аэродромах.

В первый же день наступления герман-
ской армии на Западе 10 мая подверглись
бомбардировке около 70 голландоких и
100 французеких аэродромов и посадоч-
ных площадок на всей глубине (овыше
400 км от линии фронта) боевого распо-
ложения авиации. Бомбардировки этих аэ-
родромов продолжались в течение трех
дней. По германским сообщениям, 3& эти
три дня было уничтожено на аэродромах
союзников более 800 самолетов. За период
с 10 мая лю 3 июня, по тем же сообще-
ниям, союзники потеряли на аэродромах в
результате германских бомбардировок
1.700 сзмодетов.

Если даже допустить, что некоторые из
этих аэродремов были ложными с поста-
вленными на них макетами самолетов, то
все. же остается бесспорным, что удаф гер-
манских воздушных сил был весьма эф-
фективных.

‘Ответные  бомбарлировочные действия
англо-французской авиации по герман-
ским азродромам веледетвие недостаточно-
го количества истребителей AIA сопрово-
ждения и сильной противовоздуценой аэро-

аэродромов

авиации
эффектом.

Примером удачного действия по аэро-
дромам могут служить также удары ан-
тлийской авиации по итальянским аэро-
дромам в Африке. Английские бомбарди-
ровщики в течение только одного месяца,
с 7 декабря по 7 января, уничтожили на
аэродромах 123 итальянских самолета.

Олнако следует отметить, что на тех
аэродромах, где были достаточное обеспе-
чение авиазенитными средствами и четко
организованная оборона, бомбардировщики
несли большие потери.

Наиболее внушительными средствами для
противодействия воздушным налетам на
аэродромы являются истребители, зетитная
артиллерия и специальные зенитные цу-
леметы.

Успех борьбы с воздушным налетом ‘на
аэродром в большой степени зависит от
своевременного его оповещения о воздуш-
ной опасности. Это оповещение является
задачей постов. ВНОС и службы тревоги.
Англичане, испытавшие на себе воздуш-
ные налаления германских воздушных сил
больше, чем их бывшие союзники, оеобен-
но за последнее время, принуждены были
провести ряд срочных мероприятий по
улучщению своей системы службы ВНОС.

Английская служба ВНОС осуществляет-
ся корпусом наземных наблюдателей, кото-
рый насчитывает более 15.000 человек.
Наблюдательные посты на суше устанав-
ливаются на возвышениях, морские — на
кораблях, ° воздушные — на самолетах.
Наблюдение ведется круглые сутки. Каж-
дый наблюдательный пост имеет свой сек-
тор и связан телефоном или радиосвязью
с главным постом, который в свою оче-
редь непосредственно связан с ближайшим
штабом ПВО. :

Учитывая потребность в быстрых пере-

не сопровождались большим

средства радиосвязи и сигнализации. Для
этих целей, кроме военных радиостанций,
английское командовапие широко исполь-
зует телефонные и телеграфные линии
почтового ведомства.

Для непосредетвенного наблюдения. и
оповещения па кажлом аэродроме органи-
зуется своя система ВНОС в составе

постов, устанавливаемых вокруг аэро-
дрома на расстоянии, обеспечивающем
3—4-минутное упреждение.

Аэродромы, расположенные на побе-
режье, кроме собственных постов наблюде-
ния игироко используют береговые посты
СНиС и специальные корабли службы
ВНОС флота.

Заслуживает внимания постановка
службы тревоги на германских аэродромах.
По данным германской печати, служба
тревоги на аэродромах организована ‹еле-
дующим образом: все места на аэродроме,
где расположены самолеты и огневые сре-
ства противовоздушной и наземной 7боро-
ны, оборудованы специальными громкого-
ворнтелями. Когда командиру нужно быст-
ро поднять самолеты в воздух или 060’я-
вить тревогу противовоздушной обороны,
его приказания передаются с» командного
пункта этнии громкоговорителями. При
такой системе экипажи, рассредоточенные
в районе аэродрома, без промедления полу-
чают приказания комапдира. Благодаря
этой системе об`явления тревоги и отдачи
приказаний на аэродром немцы добились
исключительно высокой мобильности
своих авиачастей и высокой готовности
средств наземпой и противовоздушной 0бо-
роны.

Маскировка аэродромов в современной
войне являетея одним из важнейших
средств противовоздушной обороны. »Hanpu-
мер, немцы во время боевых действий в
Норвегии, где активные средства противо-
воздушной обороны аэродромов были огра-

путем накрашивания или насыпки песком
или шлаком ложных дорог, канав, имита-
ции ям, воронок и т. п. Бензохранилища,
зэродромные склады и зенитные батареи
маскировались обычно сеткой с прикреп-
ленным к ней маскирующим материалом.

Самолеты, как правило, на аэродромах
располагались рассредоточенно. Для ма-
скировки их использовались главным обра-
зом естественные условия местности— лес,
кустарник, поля с пескошепным хлебом,
стоги сена, овраги и т. п. Иногда приме-
нялись специальные ‘покрытия.

Эффективным маскирующим средством
расположения действующего аэродрома яв-
ляются ложные аэродромы с установкой
на них макетов самолетов. Такие аэродро-
мы, как показал опыт, подвергались неод-
пократному паладепию бомбархировщиков.

Особенно серьезное внимание уделяется
светомаскировочной дисциплине в ночное
время. Некоторые аэродромы с плохо по-
ставленной светомаскировкой подвергались
воздушным нападениям по нескольку раз
в течение одной ночи. Аэродром в Crapan-
repo подвергался бомбардировке не менее
24 раз. Бомбардировка производилась
только ночью, так как днем английским
самолетам угрожала опаспость от актив-
ных средств противовоздушиой обороны.
Несмотря на эти бомбардировки, аэродром
в Ставангер все время оставался годным
для использования. В течение нескольких
часов после бомбардировки местные рабо-
чие под руководством немцев приводили
аэродром в порядок.

Значительно трудиее оказалась маски-
ровка гилроаэродромов вследствие наличия
на пих характерных демаскирующих при-
знаков. К ним относятся: очертание само-
го берега, находящиеся на воде гидросамо-
леты, недводное и береговое оборудование.
Олнако практическое осуществление мас-
кировки ридроаэродромов вполне возможно.

Если имеются подходящие условия, гид-
рэсамолеты = подводят — непосредственно
Б береговой линии и маскируют
их сетками. В отдельных случаях при на-
личин высокого берега и свободного подхо-
да к нему гидросамолетов  устраива-

дромной обороны были менее массовыми и  дачах донесений и оповещений, работа
совершались главным образом ночью.   проволочных средств связи автоматизиро-
Ночные нападения  англо-фраацузской   вана. Кроме того широко применяются

пичены, широко применяли маскировку.   ются ниши (гнезда) для частичного ук-
Летным полям придавалея вид местности,   рытия в них гидросамолетов с добавочной

не пригодной для производства полетов,   их маскировкой сетками или подручным

малериалом. Специальная  камуфляжная
окраска самолетов под рябь воды также
является хорошим маскирующим средством.

Маскировка берегового оборудования ни-
чем не отличается от маскировки, осуще-
ствляемой на сухопутном аэродроме. 9ф-
фективным средством является устрой-
ство рядом с действующим  гидроаэро-
дромом ложного аэродрома. Следует отме-
тить, что плохо выполненная маскировка
может привести к демаскировке аэродрома.
Каждый аэродром имеет свои специфиче-
ские территориальные условия, к которым
следует приспособлять вид и род маски-
ровки. Ее нельзя производить по шаблону.
Вид маскировки зависит также от времени
тода. Зимой применяются одни материалы
и способы, летом’— другие.

Действенность . применяемых в совре-
менной войне зажигательных бомб очень
велика. 06 этом можно судить по система-
тическим нападениям германских воздуш-
пых сил на Англию, во время которых за
последние 5 месяцев было сброшено 1.600
тонн зажигательных бомб.

Основное правило борьбы с зажигатель-
ными бомбами — быстрота действий по
изолированню их с тем, чтобы He допу-
стить возгорания  об’екта. Например,
17 января, когда тысячи зажигательных
бомб были сброшены германскими самоле-
тами на один из городов южного побе-
режья Англии; возникло около 60 очатов
пожара. Пожары были в течение несколь-
ких минут локализованы добровольными
пожарными командами и группами самоза-
щиты. В английских городах во всех до-
мах и магазинах, как правило, организо-
ваны группы самозащиты, имеются мешки
с песком и противопожарный инвентарь
для локализации возникающих пожаров и
изоляции зажигательных бомб.

Нельзя упускать из виду возможность
нападения воздушных десантов. Авиапи-
онные десанты могут высаживаться не
только на аэродромах, HO и в других
местах. Германские транспортные  само-
леты делали посадку на песчаном пля-
же морского берега, в открытом поле
и на широких шоссейных дорогах. Эффек-

тивным средством для выкалки десантов
оказались гидросамолеты. В Роттердаме,
например, одно из соединений германских

авиадесантов было высажено с гихромх
летов, которые произвели посадку п
р. Маас. Десант бьмл доставлен на берег и
легких резиновых шлюпках.

Наиболее  ощутительных резуль
германские авиационные десанты дости
в Голландии, где они были использовали
главным образом для захвата аэродром!
важнейших морских укреплений. Ventt
парашютистов, как показал опыт, д01е
гается благодаря скрытности, внезапнот
и быстроте выполнения операции. Каз“
подразделение паралиютного отряда, вый
сываемого для захвата аэродрома, ии
определенную задачу. Одно — устр
охрану аэродрома, другое — паралезти
связь, третье—захватывает огневые ср’

ны.

Применение терманским командовали
в широком масштабе воздупитых десалте
вызвало большую растерянность и +
койство союзников. ‘Англия, напр»
принуждена была в срочном порядкё п:
нять мерьз для защиты своих островов
возможного вторжения германской ви
с воздуха. В настоящее время Ани
имеет около 500 тысяч добровольцев,
ганизованных в специальные дружины UW!
борьбы с. парашютистами, ;

Во Франции во время боевых дейст
для борьбы с парашютистами были с’
ны специальные моторизованные 010
из войсковых частей. Этими отрядами, №’
правило, обеспечивались важнейшие пи
сообщения, мосты, переправы, авиацию?
ные и морские базы и важнейшие 8
дромные узлы. Отдельные аэродромы, #
показал опыт, для борьбы с парашюта’
ми имеют (кроме непосредственной за
ты аэродрома) и подвижную противо
сантную оборону. Подвижная против“
сантная оборона строится из расчета свт
сил и средств. При действиях по лике’
ции парацпотных групп подвижные п!
водесантные группы аэродрома всеми
используют свои преимущества — хору”
знание местности и связь с население
Главная задача“ противодесантных г”
аэродрома — заставить параашотный ®
ряд противника принять бой и смелый
рептительными действиями, огнем и Ш.
ковым ударом уничтожить его.

Майор Л. БЕЛИК,

ства противовоздушной и наземной %*`

\\

a. se Ga 6m ee ©: а о Ws м