———< 6 февраля 1941г, № 30 (684)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

—
—_—_—_-—

CEIrOZHA OTKPBIBAETCA BOEHHO-MOPCKOH MY3EH

ххх

Замечательные
культурные ценности

жхх
Летопись славы
русского флота

В Ленинграде вновь открывается учреждение,
их, любящих ‘историю русского флота и помнящих, . какне бессмертные страницы
зал наш Флот в детотись славы русского народа. Я говорю о Центральном ‘военно-
уроком муз, которым отныне вправе гордиться Ленинград.

Можло смело сказать, что тот моряк, который Ne ознакомится обстоятельно,
; ПОБОЛЬХО Посещений, © великолепными коллекциями и экспонатами музея 26
оаве сказать себе, что он серьезно и вдумчиво :

отнесся к долгой и славной истор:
иихого боевого коллектива, к которому сам он принадлежит. a

Й история подвигов военно-морского флота за многовековое его существование и
зазстности, роль Флота в налией великой революции представлены и показаны в музео
судивительной полнотой, экспонаты собраны и расположены с огромным
глубоких знанием дела. т

Посещение музея — обязательная образовательная экскурспя для всякото, кто
душевно близой к Флоту, даже если не занимается его историей специально.

Академик Е. ТАРЛЕ.

имеющее огромный интерес для

Прививать любовь к морю

(игодня открывается в новом помещении
Цетральтый воснно-морской музей-— один
п смрейших музеев налией страны,

В 1709 году Петр Первый положил ‘на-
чадо мерскому музею, основав в здании
здигралтейства «модель-камору» для’ хра-
mons кей чертежей и моделей кораблей.
В сво морских адмитистратиеных зако-
fos Toy maser «Регламент © упфав-
зат адхиралтейств и верфой» Петр при»
мзыгая: «Когда который корабль строить,
т пыдежит приказать тому маютеру. сде-
ить полуоиичатую модель ша Rocke, и
тю купно © чертожом, по <пуске кораб-
1 ить в коллегию адмиралтейскую».

В 1805 roxy модель-камера бька пере-
пионовона в музей, В течение всего XIX
кз музей пополнялся редкими экспона.-
muon кораблей работы талант“
ливых модолистов-моряков: Глотова, Шиш-
yapeet, Вторива, скультгурами, портрета-

\ пюеких деятелей ‘и карупитами извюст-
рых маритистов: Айвазовского, Боголюбо-
в: Дагорию, Блинова, Бегпрова, .и друпих,
ax camay XX века музейсуже обладал

/ omowao коллекцией плалюв, чертежей,
зоюей и орудий.  .

До Валякой- Октябрьской социаликтиче-
exalt роволющии Военно-морской музей был
итулен дить ограниченному кругу при-
мориревагных лиц. Только после рево-
WI My раскрыл. свои двери для ши-
pA Mace трудящихся. Но ©собый инте-
ру к №зею тозиик в связи с постановле-
OM паипии и правительства © строитель-
та бльышог морского и океанского фло-
п. Теные похммщения в адмиралтейетве
10 в сотоянии были вместить всех экс-
ХИХантов и вновь поступающие экспонаты,

№ решению правительства  Централь-

ному военно-морскому музею было передано
  ищо из лучших зданий Ленинграда —
  бывшая Фондовая биржа.

Вюхитоленное здание огромных размеров
OUI создать экспозицию, в досталюч-
ной степени освещалощую историю Воснню-

` ожог Флота СОСР,  . 4 re

$  Мялектив работников музел, повоеднев-
1 ощущающий заботу пародното комисса-
м Вомю-Морокого Флота адмирала тов.
И. Г. Кузнецова, друлоной работой подто-
TOM музей в открытию и приему пос®-
 ителей.

В охюзу всей своей деятельности при
изаботке плана экепезиции музея мы по-
mem указания И, В, Сталина, А. А.
балова и 0. М. Кирова, сделанные ими
в уечииях по поводу конспект учеб-
нот по истории СССР. Экспозищия музея
выработано с таким расчетом, чтобы тре-
IXNMANTH налим ‘посетителям возможность
Re MOTO глубже и римательнею ознако-
уиться с прошаым Военно-Морского Флота,
стрим прилержитаясь исторических этапов
ето развития,

Такое расположению экспонатов в музее
миг возуожноеть вашим экокуреоводам,
ватлядно дохонстрируя Ча’ моделях рост
техники и измлпетия в рохружешщии флота,

меказывать о том, как росла и крепла

‚ Мтуществаннея морская держава-— СССР,

( Панболео крупный отдел музея — исто-
ческий — размещен в главном. зале, по-
маающем свой монумеитальностью и ху-

- жественностью отделки. Стройные линии

‚ Медей кораблей различных эпох, стоя-

} ЩИХ в кильватер, черелуются © различным
Ффухлех и картинами, расположенными на

деле немало флатов и знамен, взятых pyc-
скими моряками в сражениях конца ХУШ
Beka.

Следующий крупный раздел нашего му-
зея показывает операции средиземномор-

века.

Так же ярко и полно показалы такие
величайшие события в истории ‚ русского
флота, как Восточная война 1853 —
1856 гг., русско-турецкая война 1877—
1878 гг. Чрезвычайно интересны экспо-
наты, рисующие роль русского флота в
русско-яятонской войне в 1904—1905 гг.

этом разделе подробно отображена роль
адмирала Макарова.

Весьма подробно показаны действия
русского флота в первой империалистиче-
ской войне. Здесь также немало экспона-
тов, ярко характеризующих сражения на
море в те периоды.

0с0бо в музее отражено революционное
движение на Флоте. Самые разнообразные
экспонаты, начиная с вещей и докумен-
тов моряков-декабристов и кончая скульп-
турами и портретами вождей революции и
революционеров-матросов, завершают отдел
революционного движения во флоте, распо-
ложенный в большом зале музея.

Вокруг глазного зал» расположен‘ ряд
помещений, в которых размещены экепо-
наты, отражающие роль и участие моря-
ков в Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции и в. гражданской войне.
Здесь и подлинные документы, и знаме-
на, и картины, и модели кораблей речных
флотилий показывают свовобразную тех-
нику периода гражданской войны, которую
применяли революционные моряки, тромя
интервентов и белогвардейцев.

Большой раздел посвящен строитель-
ству большого морского и океанского фло-
та: Здесь ярко. показана. забота ‘нашей
партии, советского. правительства и лично
товарища Сталина о Военно-Морском Фло-
те Советского ‘Союза. Очень полно пред-
ставлены виды новейшей сложной техни-
ки, принятой на вооружение в налием фло-
те, Так же подробно показаны связь флота
с народом, шефство комсомола над флотом.
Мы видим также рял трофейных флагов и
знамен, полученных в результате боев мо-
ряков под Лахасусу в 1929 году, во время
освободительного похода в Западную Бело-
руссию и Запалную Украину и, наконец,
во время боев против белофиннов в 1939—
1940 rr. $ `

Такое построение материалов музея дает
нам возможность развернуть широкую про-
пагандистскую работу среди трудящихся,
посещающих наши залы.
` Основная задача морского музея заклю-
чаетея в том, чтобы мобилизовать пкиро-
кие массы трудящихся вокруг ‹ вопросов
строительства могучего морского и океал-
ского флота нашей родины, привить лю-
бовь к морю, привить нашей молодежи ин-
терес к овладению военно-мореким делом,
помочь нашим морякам в изучении воен-
но-морской истории. Болыцие и почетные
задачи стоят перед работниками Централь-
ного музея. Нам даны всё возможности
для успешной и полной реализации их.

Начальник Центрального военно-
‚ морского музея батальонный комиссар
-^ М. КРЕСТОВСКИЙ.

‚ (ах, в витринах и нь пьедесталах,
1 (ин из паиболее интереных экспонатов
1 В ме — ботик Петру Первого — «де-
ушка русского флота», недавно переве- saat
; -MO го му-
$ Зиный сюда из Петергофа. Здесь же уста- В ан О и
И FORA Ya Ор ПА Ay & матросов Балтики. Под этим знаменем
и ‘еланная лично Петром Первым и слу- Pale в тоды гражданской войны побывал
am : ’
; ite, их ne постройки ряда ко- во многих боях, под этим знаменем гро-
т Bora fiexoo   Mt OH белогвардейцев. Овеянное порохо-
л Sty редотариени ADT EAT GPUS вых дымом, опаленное огпем, опо TMOKOAT-

зооружение. Тут и медные пушки, и коро-
телькие мортиры, шуваловские единороги,
\ Вящные фальконеты, пузатыю кароналы
‚1 снаряды: чугунные ядра, брандекугели,
at книпеля, хрейфгагели и другие. В этом раз-

ся сейчас в музейной витрине Kak хоро-
тая реликвия нашего флота.

06 этом знамени, о боевых походах от-
ряда, рассказывает посетителям тов. Гран-
ковский, работник музея, & в годы граж-
данской войны — боец одного из отрядов.

В другом зале — у стенда Балтики на-
чала прошлого и конца позапрошлого ве-
ков — мы встретили Екатерину Алексеев-
ny Кроун. Муж её погиб на «Петропав-
ловске» вместе с адмиралом Макаровым.
Прадед ее мужа — отважный русский мо-.
pax Крбун, портрет которого выставлен
здесь. Его смелой боевой операции по пле-
пению шведского корабля «Ретвизан» по-
священа одна из картин музея. «Ретви-
зан» был пленен Броуном, кома он
командовал «Венусом». А «Венус» также
был захвачен Кроуном у шведов 34 год ло
этого, когла он командовал «Меркурием».

Екатерина Алексеевна принесла в дар
музею ценнейшие старинные документы-—
похлинные рескрипты о героических делах
Кроунов, старейшей семьи русского моря-

‚ и доныне не порвавшей связи с Воеп-
но-Морским Флотом: потомок Кроуна, внук
Екатерины Алексеевны, — ныне курсант
Каспийского высшего военно-морского учи-
лища.- Такие встречи у витрин Военно-
морского музея происходят часто:

Все, что показано здесь,--начиная с
новгородской ладьи, с похода Алалиева в
Крым в 1559 году, © первого. русского ко-
рабля «Орел», построенного в 1668 году,
и кончая моделями героических подводных
лодок «С-1», «П-311», «Щ-324»,—овея-
но единым дыханием славы народной, сла-
вы русского военно-морского оружия.

В музее собраны тысячи уникальных

Е!
ит

Один из старейших работников музея
такелажник В. Вячеславов У Модели

фрегата «Паллада».
Фото И. Драныша.

ской и черноморской эскадр в начале ХЕХ

В зале Центрального военно-морского музея.

(TACO).

bBaecmauue

Наш Центральный военно-морской му-
зей— замечательное собрание больших кол-
лекций моделей кораблей, оружия, картин,
гравюр, портретов, скульптур, грамот, ука-
зов, книг и друпих экспонатов по истории
флота. Знакомясь с этими матерналами,
каждый посетитель музея может составить
себе наглядное представление © флоте в ту
или иную эпоху его существозания. Ника-
кие описапия не могут дать такого яркого
и сильного впечатления, как обозрение экс-
понатов музея.

В этом отношении знамение музея чрез-
вычайно волико. В своих экспонатах он
как бы воспроизводит прошлое, оказывал
его в натуре.

Не говоря уже о громалном значении му-
Зея для пропатанды идей флота среди ши-
роких масс трудящихся, укажем на его
роль в изучении военно-морской истории.
В музее налии командиры; политработники,
курсанты и краснофлотцы найдут тот ма-
терлал, который им необходим. для всесто-
рониего ознакомления ‘с историей. флота.

Углубленность изучения может быть раз-
личной, в зависимости от’ категории групп
и лиц, от целей, которые они ‘себе ста-
вят, и времени, котор на это затратят.
Но музей располагает такими громадныхи
фондами, которые могут удовлетворить са-
мые разнообразные и самые большие за-
просы,

Общую картину и представление о раз-
витии флота, ео роли в истории налией
страны, его значении’ ках вооруженной

силы, его участии в революционном дви-

жении дает постоянная выставка, развер-
нутая в залах музея.

Но этот же материал может быть ис-
пользован и для более детальной прорабог-
ки и изучения отдельных моментов исто-
рии флота и этапов его развития. Напри-
мер, модели дают возможность проследить
н изучить историю военного кораблестрое-

экспонаты

ния от первых военных парусных кораблей,
построенных в России Петром Г, до совре-
менных кораблей.

Можно проследить за) постепенным со-
зданием парового броненосного корабля,
зарождением и развитием минного и под-
водного флота.

По этим моделям можно отметить, ка-
кие цели ставились при. постройке тех или
иных кораблей и как они практически раз-
решались.

Вместе < тем в экспонатах постоянной’

выставки музея изучающий найдет мате-
риал по истории различных войн и военно:
морского искусства, ‘начиная от азовских
походов Петра Ги до последних событий в
боях противо белофиннов. Этот материал
отображен в различного рода документах,
картинах, портретах, трофеях и т, п.
Можно проследить и развитие оружия,
но, правда, пока в отраниченных разме-

рах, так как специальные отделы еще не
развернуты. В дальнейшем, с открытием

этих отделов, возможности изучения исто-
рии развития оружия сильно. возрастут. -
В музее можно найти материал по лю-

omy вопросу военно-морской истории, что

особенно ценно для наших командиров, по-

литработников, курсамтов и краснофлотцев.
Воесторонне образованный военный моряк,

& только таким и может быть моряк на-
шего Военно-Морского Флота, должен хоро-
шо. знать историю флота, историю `воен-

Ного- кораблестроения, оружия и т. л. Без
этого, без знания исторических путей раз-
вития всего флота и отдельных отраслей
его техники, командир не сможет получить

яеное представление о современном значе-
нии флота, его роли и месте в ряду воору-
женных сил, не сможет
ясное представление о дальнейшем” разви-
тии флота. ; :
Капитан 1-го ранга
П. БЫКОВ.

Общественный
° ЛЕНИНГРАД, 5 февраля. ° Сегодня

в здании ‘бывшей Фондовой биржи на.

Васильевском острове состоялся обществен-
ный осмотр открывающегося Центрального
военно-морского музея. Командиры военно-

вещей, ценных реликвий флота, и каждая
из них — содержательная глава. военно-
морской истории uamel родины. Ботик Пет-
ра Ги боевой штандарт, пох которым Петр
плавал и одерживал Морские, победы; ку-
сок знамени и древко, с которым восстав-
шие моряки гвардейского экипажа вышли
на Соналскую площадь; красное знамя,
поднятое лейтенантом Шмидтом на крей-
соре «Очаков»; снаряд ¢ героического
крейсерь «Варяг»; приборы, и 10-
кументы — реликвии Гангута, Чес ‚ На-
варина, Синопа, ледового похода в 1918
тоду и ценнейшие экспонаты ледового бо6-
вого похода подводных ‘лодок в 1939 —

1940 тодах.
Здесь имеется богатейшее собрание тро-
феев. Флаги — шведский, турецкий, ант-

лийский, японский, польский, финский.
Вахтенные журналы ряд& захваченных ко-
раблей почти на всех языках народов,
воевавших © нами в далеком и недавнем
прошлом.

В музее имеется собрание моделей ко-
раблей — от старейшего испанского га-
лиона до крейсера «Киров». Несколько лет
назад за траницей появился сборник, в
котором были приведены фотографии per-
ких моделей, хранящихся во всех морских
музеях мира. Из полутораста образцов, при-
введенных в этом сборнике, 36 принахле-
жат налцему музею. i

Эта сокровищница располагает богатей-
ших собранием исторических. локументов—
or соботвенноручных указов Петра по пи-
сем адмирала Макарова. Элесь собраны
личные. вещи всех выдающихся русских
флотоводцев; героев памятных сражений, &
также виднейших революционных ‘деяте-

лей флота.
В витрине, посвященной лейтенанту
Шмидту, хранятся его письма, его Ффу-

ражка, скрипка и ряд других личных во-
щей. Здесь же — копия приговора вре-
монного военно-морского’ суда в Очакове,
которая была вручена Шмидту. На этой

осмотр музея

морского флота, ученые, писатели, худож-
ники, представители общественных органи-
заций © болыпим интересом осматривали

экспозиции музея, в котором собрано около.

15 тысяч экопонатов:

копии приговоренный к смерти Шмидт
надписал: «Милому моему сыночку, дру-
гу, на память oT крепко любящего ero
друга и отца. 1906 г. 20 февраля.
Th, Шмидт».

В повых просторных залах музея впер-
вые с большим размахом богато и’ ярко
тредетавлены революционная история на-
шего флота и эпоха строительства могучего
Военно-Морского Флота страны Советов.

В залах предоктябрьского и послеок-
тябрьского периодов собрана богатейшая
коллекция статей, записок, писем, телег-
рамм за личной подписью В. И. Ленина и
И. В. Оталина. Сотни оригинальных до-
кументов и. фотокопий отражают роль
М. В. Фрупзе; 0. М. Кирова, В. В. Вуй-
бышева, В. М. Молотова, К. Е. Воропгилова,
Л. М. Кагановича в строительстве флота и
в руководстве его боевыми действиями в го-
ды гражданской войны. Полно и всесторон-
пе на, основе ценнейших исторических доку-
ментов, впервые собранных в музее, по-
казаны деятельность Центробалта п работа
таких замечалельных большевиков-балтий-
пев, ках Рошаль, Ульянцев, Железняков,
Хохряков, Сладков.

Экспонаты этого зала, любовно оформ-
ленные работниками музея, смотрятся с
огромным. волнением, Вют партийные би-
леты Ульянцева и Рошаля. Вот шпата,
приналлежавшая лично матросу’ Сладкову,
одному из организаторов Кронштадтекого
комитета партии и Ироишталтекого сове-
та. Вот модель яхты «Полярная звезда»,
на которой заседал П с”езд представителей
Балтийского флота в октябре 1917 года.
Вот. модель учебного судна «Освободитель»
(бывший «Рында»), на котором происхо-
дили заседания Кронштадтского комитета
партии. Вот личная переписка и доку-
менты матроса Железнякова, начальника
караула в Таврическом дворце, разогнав-
шего Учредительное собрание. Вот записка
В; И. Ленина о том, как должен вести с6-
бя караул. ‹

составить себе

Сегодня в нашем городе большой празд-
ник. Торжественность и знаменательность
этого дня основываются не только на том,
что открывается вновь Центральный воен-
но-морской музей, старейший из музеев на-
шей страны, существующий уже 232 го-
да. Дело не только в том, что этот музей
вновь открыт для посетителей, a B TOM,
где и как, в каком виде он предстанет
‘сейчас перед ними,

Охной из архитектурных жемчужин Ле-
пинграда всегда было замечательное тво-
рение Томона —— здание биржи, но за все
130 лет существования никогда его так
разумно и хорошо не использовали, как
сейчас. Его монументальные внешние фор-
мы и великолепный центральный зал 130
лет ждали, чтобы стать достойным обрах-
лением для чего-либо подлинно замеча-
тельного. Прекрасные скульптурные груп-
пы и на главном фасале и внутри по 06е-
HM сторонам колоссального зала вели
мысль к просторам океанов и морей. Широ-
кая гладь великолепной реки, открываю-
щейся «храмом Нептуна» и ростральны-
ми колоннами, — все это определило ме-
сто для музея, посвященного истории на-
шего военно-морского флота, — музея,
каждым своим экспонатом говорящего о
жизни и победах русского флота, о росте
и несокрушимом могуществе’ советского
флота.

Наконец, сегодня это здание стало ‘тем,
что рисовалось в мыслях создавшето его
художника, — «храмом Нептуна — вла-
стителя морей». i

Великоленный . зал, накопец, достойно
заполнен. Стройными рядами стали кораб-
ли, воспринимаемые, несмотря на свои не-
большие размеры, как те громадины, мо-
делями которых они являются. Слены за-
ла украшены портретами главнейших рус-
ских флотоводцев и тех, кто под их руко-
водством совершал подвиги. И вся атмосфе-
ра зала насыщена жаждой знаний, стрем-
лением к дальнейшему укреплению мощи
нашей родины. Это военно-морской музей,
rie тысячи посетителей будут изучать
историю налего флота, булут учиться еще
более любить свою родину и защитника
ее необ’ятных морских траниц — Воен-
но-Морской Флот.

Творзния лучших русских маринистов—
Айвазовского, Беггрова, Боголюбова и дру-
гих, украшая стены зала, являются па-
мятниками великих побед при Гангуте,
Наварине, Синопе, зовущими к новым
победам. Но эти произведения в то же вре-
мя зовут наших современников — совет-
ских художников — к достойному вослро-
изведению тех побед советского флота, ко-
торые несут счастье не только нашей ро-
дине, но и всему человечеству.

Эти пронизанные нетолько мастерством,
но и подлинным чувством патриотизма
старые картины призывают художников к
углубленному овладению и живописным
мастерством и содержанием того события,
увековечению которого они хотят отдать
свои силы.

Книжные

Одновременно с Центральным воевно-
морским музеем в Ленинграде 6 февраля
возобновляет работу Пентральная ‘военно-
морская библиотека. По количеству и ха-
рактеру собранных злесь книг о воснно-
морском деле библиотека-—олна из лучших
HD только в Ленинграде, но и BO всей

ace.

3a 136 лет существования этого круп-
нейшето книгохранилитца здесь скопилось
150.000 ‘томов на, русском и иностралных
языках. Эте-—-литерутура по военно-мор-
CHUM вопросам, по судостроению, гилрогра-
фии, гидрологии, истории географических
открытий, морских путешествий и т. д.

Огромный интересе представляют отарин-
ные морские книги, вышедшие при
Петро [ и несколько позднее. Кроме на-
шей, только несколько крупнейших биб-
лиотек страны располатают такими кни-
тами, как первый Устав русского флота,
составленный Петром Г, «Разговор у ад-
умирала с капитаном о комотде»—сочине-
ние современника Петра Г Конона Зотова,
«Генеральные © сигналы,  надзираемые в

SS LL LLL ЛИЛИИ О

Героические страницы прошлого и настоящего

И лальше — бесконечная серия новых
картин, новых экспонатов, подлинников и
фотокопий © документов, . отражающих
историю ‘и ход гражданской войны на всех
морях и реках Советского Союза. Боль-
шинство этих экспонатов и документов
впервые выставлено в музее, и от этого
он ныне приобрел’ ту историческую пол-
ноту, которая превращают его в подлин-
но научное учреждение флота.

Так же богато и широко оборудованы и
залы флота СССР. Посетитель увидит здесь
не только боевые трофеи, но и образцы
новейшего вооружения флота. Здесь дей-
ствующий штурманский пост, действую-
щая радиостанция, действующий пост уп-
равления артиллерийской и торпедной
стрельбой. Каждый флот Советского Сотоза
имеет специальный стенд. Редкие по `сво-
ей ценности фотографии, многие из ко-
торых нигде и никогда еще не публико-
вались, отражают пребывание Ha флоте
руководителей партии и ‘правительства.
Ряд новых картин, посвященных боевым
действиям и эпохе строительства могуче-
то Военно-Морского Флота, множество
искусно выполненных макетов превраща-
ют большой ‘отдел флота СССР в один из
лучитих и богатейших разделов музея.

Научные сотрудники и руководители
музея с чувством гордости говорят © тех
новых богатствах, которыми люполнился
музейный ‘фонд за последние два года.

232 гола существует музей. В нем ско-
пились огромные богатства. Тысячи, де-
сятки тысяч посетителей устремятся к
зданию бывшей Фондовой биржи на Ba-
сильевском острове — ныне зданию Цен-
трального военно-морского музея СССР. И
каждый, ознакомившись ‘с его богатетва-
ми, с чувством глубокого патриотического

удовлетворения скажет: «Создан музей,
достойный величия и славы нашего
флота».

М. БРАКА.

Громадная ценность живописных собра-
ний морского музея — в их художествен-
ной правдивости. Но когда говорят о худо-
жественных ценностях Военно-морского
музея, то внимание в еще большей мере,
чем на ето картинах, останавливается
на тех предметах, которые составляют
гордость нашего Военно-морского музея
и прн всей своей неповторимой доку-
ментальности являются подлинными ху-
дожественными произведениями. Это мо-
дели кораблей — от собственноручно соз-
данных Петром Первым до таких замеча-
тельных копий наших боевых судов, ко-
торые отражают несокрушимость советско-
го Военно-Морского Флота.

Эти модели — от огромных деревянных
кораблей, мачты которых стремятся ввысь,
К сводам зала, и до крошечных корабли-
ков, укрытых за двойными стеклами ви-
трин, — по своей безупречной точности,
по изумительной украшающей их резьбе,
по ювелирной тонкости отделки могут слу-
жить образцом того, как любящая рука
может воспроизвести в художественном
изделии громады, столь далекие, казалось
бы, от искусства. Нельзя без волнения
смотреть на пригодные к действиям ми-
ниатюрные модели снастей, выточенные
лично Петром, и на тот новейший экепо-
нат, который в наши дни — в прошлом
месяце — сделан руками капитана 1-ro
ранга Юрьева, — модель каравеллы Ко-
лумба с тончайшей выкладкой из слоновой
кости и черепахи, и на сделанные в на-
пи дни модели линейного корабля «OxK-
тябрьская революция» и крейсера «Ки-
ров».

Но с разным чувством смотришь на
гордость музея — собрание моделей ХУШ
и начала ХХ веков, радующих глаз тон-
кой резьбой и пестротой расцветки, и на
те в соответствии © требованиями воен-
ной техники окрашенные в защитный цвет
корабли, которые стоят в последних за-
лах музея, воплошающих в себе идею си-
лы и быстроты. Собрание моделей Boex-
но-морского музея изумительно по богат-
ству и, кажется, самое большое в мире.

И когда смотришь на строгие по очер-
таниям и по окраске модели в последних
залах, рождается желание, чтобы с каж-
дым годом росли эти богатства Военно-
морского музея, чтобы с каждым годом
умножались в его залах новые и новые
модели новых типов кораблей, от могучих
советских надводных гигантов и до тор-
педных катеров.

Хочется этото не только для обогащения
музея ‘изумительными экспонатами, X0-
чется потому, что это направление роста
Военно-морского музея — зеркало разви-
тия могущества Красного Флота, корзбли
которого в своих строгих формах и скром-
ной окраске таят несокрушимую силу,
стоя на защите морских рубежей.

Заслуженный деятель науки; ‘академик
И. ОРБЕЛИ.

богатства

Российском корабельном флоте», издажия
1720 г., и целый ряд других редких мор-
ских книг. 0с0бо следует отметить обииир-
ное количество трудов, сочивений и атла-
сов по истории географических открытий
ХУШ и ХХ веков. Имеются также общию
и морские своды законов с начала, изда-
ния их. Современные книжные фонды
библиотеки полностью отвечают запросам
читателей флота.

Сейчас библиотека ежегодно пополняет-
ся боле чем 5.000 названий книт. По-
мимо абсолютно всех изданий, имеющих
отношение к флоту и выходящих в СССР,
библиотека © 1940 г. получает также
оснорные иностранные © военно-морские
журналы и справочник.

В новом помещении, эначительно более
удобном, представляется возможным улуч-
шить обслуживание читателей. Первооче-
ралная задача ‘ортамизация  справочно-
библиографической работы, Библиютека, уже
B OCHORITOM выполнила работы пою состаз-
лению систематического указалеля к жур-
налу «Морской сборник» и к пяти оснюв-
ным военно-морским иностранным журна-

Библиотека может оказать большую по-
мощь каждому коменлиру флота, не только
обслуживая его книгами на weene, но и
давая консультации по почте.

Следует отметить, что размещению биб-
хиотеки совмостню © Военно-мороким му-
зеем создает прекрасные условия для
улучшения работы и музея и библиотеки,

представляет большие удоботва для углуб-
лепной работы каждого посетителя,

Старший политрук А.
Ленинград.

МАЙМИСТОВ,

В. В. Седова, жена известного поляр-
ного исследователя, подарившая музею
вещи, принадлежавшие лично Г. Я. Се-
дову, записывает свои впечатления о
музее.

: Фото И. Драныша.

ыы