Световся ‘оборона

КРАСНЫЙ ФЛОТ -

А 7 фам 1941 tT.

N31 (685)

—>
о

Петный день

MOPCKoro MYLKTa

В системе противовоздушной обороны
морской базы большое значение имеют пра-
вильное расположение и использование
световых точек, отработка ззаимодействия
тНожеклорных станций © зенитно-пулемет-
ными батареями. Особенность обороны
морских пунктов состоит в TOM, что в
большинстве случаев приходится  залци-
щать крупные промышленные центры,
расположенные ‘у самой кромки моря или
в незначительном удалении от него. Боль-
пой морской сектор затрудняет размеще-
ние световой обороны, а также усложняет
ее взаимодействие © артиллерией. Глав-
пая трудность в расположении всех средств
авиазенитной (и в том числе световой)
обороны пункта заключается в том, что
наиболее вероятный сектор нападения —
морской — ‘остается весьма’ слабо насы-
щенным световыми точками.

Многолетние ‘наблюдения за состоянием
моря показывают, что штилевых дней,
которые позволили бы поставить средства
световой обороны на небольшие суда, бы-
вает очень мало. Даже в благоприятную
погоду действия световых точек, находя-
щихся Ha малых кораблях, недостаточно
эффективны, ибо даже маленыкая качка
хорабля вызывает большое перемещение
учей, и успех поиска цели будет невелик.

Из опыта. второй ‘империалистической
войны видно, что в настоящее время сред-
ств» световой обороны морских и
пунктов располагаются главным образом
на суше. Кроме этого близость моря зна-
чительно уменьшает прозрачность атмо-
сферы, особенно весной и летом. Это ска-
зывается на дальности действия прожекто-
ров.

Жак же повысить ‘успешность противо-
воздушной обороны, в частности световой

=

второй империалистической войны
показывает, что при обороне MOPCKUX
пунктов ве чаще применяется массиро-
ванное расположение различных средств
авиазенитной обороны на подходах к мор-
скому сектору или У самой кромки моря.
Охлнако недостаточное ‘Удаление переднего
края зенитных прожекторов от центра
0б екть (обычно не превышает 2—4 кило-
метров) облегчает нападающему выявле-
ние расположения средств световой оборо-
ны, 3 тлавное при случайном или прежде-
временном открытии света дает противни-
ку возможность сразу определить, где центр
об’екта, и атаковать его.

Поэтому световая оборона морской
базы должна быть пюдготовлена так, что-
бы каждое открытие луча-искалеля 06я-
зательно приводило к поимке цели. dra
задача должна стать в центре всей учебы
по отработке светового поста. Преждевре-
менное открытие луча демаскирует
няемый об’ект, помогает противнику про-
вести атаку. Поэтому начальник станции,
трежде чем открыть луч, должен обеспе-
чить себя всеми необходимыми данными
для обнаружения пели. Современная тех-
ника световой обороны при правильной
подготовке личного состав» позволяет.
иметь эти данные.

Расстановка световых точек должна
обеспечивать решение главной задачи —
быстрее обнаружить воздушного противни-
ка. Эта задача является основной, ибо

В Учебном отряде

Деятельность ‘учебных отрядов должна
быть максимально приближена к действи-
тельной корабельной обстановке.

Это хорошо поняли в электромеханиче-
ской школе Учебного отряда Краспознамен-
ного Балтийского флота. Организация
учебного процесса в школе в этом году во
многом отличается от прошлых лет.

Увеличилось оборудование БОЛЬНЫХ
лаборалорий. Своими силами ‘установлены
вспомогательные механизмы и современ-
ные двигатели внутреннего сгорания. Те-
перь молодые краснофлотцы имеют в03-
можность стоять практические вахты У

д лействующих механизмов, хорошо изучить
© их в работе, правильно эксплоатировалъ.

она позволяез своевременно использовать
всю мощь зенитной артиллерии и истреби-
тельной авиации. А при 0бороне морского
пункта открытие огня CO всех огневых
точек сразу на поражение имеет особенное
значение.

количество прожекторных средств, необхо-
димо применять часть береговых прожекто-
pos.

строить так, чтобы все вопросы перехода
лля действия по морским целям были изу-
чены и решены заблатовременно. Прюжек-
торные же станции переднего края обороны
должны быть превращены в станции-
искатели.

и авназенитной обороны приходится ©чи-
таться © тем, что большие. возвышенности
и впадины, имеющиеся в районах примор-
ских 083,
особенно при стрельбе по низко летящим
целям. Поэтому ‘на отработку звзаимодей-
надо обращать 0с0б% внимание.

роны морского пункта в основном сводит-

авиации на предельных радиусах их дей-

симости от обстановкили характера растю-

что нельзя выдвинуть передний край све-

Если у морского сектора ограниченное

Использование последних в борьбе
с воздушным иротивником необходимо по-

При обучении личного состава световой

затрудняют взаимодействие,

ствия световой и авиазенитной обороны
Правильная организация световой 0бо-

ся к такому расположению прожекторных
средств вокруг морской базы, чтобы они
перекрывали все направления возможного
удара с моря и с воздуха, а также 0бес-
печивали максимальное использование
зенитной артиллерии и истребительной

ствия.
Эту трудную проблему решают в` зави-

ложения морского пункта. Иногда позиции
прожекторов и зенитной артиллерии наху-
дятся на одной линии. Такое расположение
надо признать невыгодным. Из-за ‘того,

товой обороны, в ночное время истюльзует-
ся далеко не вся мощь зенитной обороны.
Артиллерия стреляет не на предельную
дальность и этим самым позволяет против-
нику подойти ближе к морскому пункту.
Опыт текущей войны показал, что боль-
шинству морских пунктов воюющих стран
не удалось полностью обеспечить морской
сектор обороной. В этом случае
оборону ‘уУсиливали, прикрывая морскую
базу с воздуха путем постановки аэроста-
тов заграждения. Аэростаты затраждения
MOHHO ВЫДВИНУТЬ далеко в сторону моря,
используя для их постановки отмели и
даже небольшие корабли. Вероятно, что
широкое использование аэростатов затраж-
дения заставит в будущем разработать и
ввести нё вооружение специальный тии
корабля — аэросталный затрадитель.
Фронт аэростатов заграждения должен
ставиться так, чтобы фланти замыкались
со световым полем и были удалены
настолько, чтобы можно было четко
вззимодействовать с зенитной артиллерией
и авиацией.

Такую систему можно назвать CBOTO-
аэростатной обороной морских пунктов.
В ее основе лежит принцип: заставить
противника лететь там, где его можно
осветить и уничтожить.

Военинженер 2-го ранга
А. РОЛЕЦКИЙ.

Сборка и разборка изучаемого механиз-
ма помогают начинающему специалисту
приобрести практические навыки по ре-
монту, уходу 32 своим заведыванием. -

Значительно улучшилась по сравнению
© прошлыми годами и.военно-морская под-
готовка личного ‹<остава школы. Органи-
зован военно-морской кабинет, где красно-
флотды изучают морское ‘дело. Лейтенант
т. Коба, техник-интендант 1-го ранга
т. Алексеев, отделенный командир т.
гупюв, старшина т. Белошеев много сде-
лали для привития ученикам мореких Ha-
выков.
Вознинженер 2-го ранга

В. ДЕРНОВОЙ.

Лейтенант Г. Филатов и лейтенант В. Дзюба, молодые командиры  №-ской авиа-
части, выполняющие все задания командования на «отлично». (Черноморский флот).
Фото Б, Шейнина.

Не заботятся

млапших. командиров

В нашем подразделении не уделяют

должного внимания командирской
младших командиров, их росту. Тучшие
выпускники школы вот уже 3—4
служат младшими командирами, ‘но знания
их недостаточны, опыта У них нет.

месяца

Известно, что зенитная’ пушка может
стрелять по самолетам, пехоте, коннице,
парашютному десанту и др. Для стрельбы
по каждой цели нужно знать теорию
стрельбы, команды, решение «задачи
встречи», работу номеров. Добиться этого
путем самоподготовки очень трудно, a 3a-
нятия проводятся от случая в случаю. За
три месяца состоялось единственное заня-
THO, и продолжалось оно все час. В ре-
зультате командиры допускают ошибки.
Так, одни и те же установки т, Диденко
устанавливал на одном прицельном меха-
низмю, а т. Бойко — на другом.

Изучение материальной части не орга-
низовано. Младшие командиры готовятся
самостоятельно, по принципу: «кто как
сможет». Это нередко приводит к путани-
це. Был случай, когда по одному механиз-
му давали об’яенения два групповода и об
одной и той же детали они говорили п9-
разному. Лучше проводить занятия млад-
пгих Бомачдиров организованно, под руко-
водством среднего командира.

Однажды краснофлотец обратился с во-
просом об устройстве снарядов к команди-
ру орудия т. Наумову. Вопрос требовал
немедленного об’яенения, но этого т. Нау-
мов сделать не смог. Не смогли ответить
и другие командиры отделений. Случилось
это потому, что с млахшими командирами
не вели занятий по изучению боезапаеа.

ПЕРЕДОВИКИ-СВЯЗИСТЫ

В части М большюе внимание уделяется
отработке связи. На- протяжении последних
двух лет стрелки-радисты занимают первое
место по связи среди частей морской завиа-
ции и держат переходящий приз.

Большое внимашие ‘уделяется наземной
подготовке стрелков-радистов. Они освам-
вают сложную технику, изучают теорию
электро- и радиотехники, тренируютея по
слуховой подготовке. В части оборудованы
специальные классы связи, хорошо снаб-
женнью пособиями, схемами, макетами. Ру-
ководители занятий, излагая теоретический
материал, иллюстрируют его практическим
показом на приборах, схемах, учебных ра-
циях. Такой метод облегчает усвоение. Чз-
сто проводятся теоретические конференции,
которые всегда проходят с большой актив-
ностью. Они дают возможность. не только

о подготовке

Не налажена учеба и по другим видам
боевой подготовки. Младший командир
т. Кухарчук говорит:

— У нас занятия проводят от случая
Е случаю, не чалще чем раз в два месяца.

Второй метод УЗебы младших команди-
ров —<амостоятельная работа, подготовка
к проведению занятий © подчиненными.
Без подготовки, без конопекта трупповода
нельзя допускать к занятиям. Здесь же
это правило нарушают. Так, командир от-
деления т. Вахромеев недавно проводил
занятие по материальной части без кон-
спекта и давал об’яснение по «Наставле-
нию».

Иногда занятия, назначенные по распи-
санию, срываются или заменяются пото-
му, что млалшие командиры не были к
ним подготовлены. Так, в ковце декабря
в течение одного дня отменили два заня-
тия — по химической и стрелковой под-
TOTOBKO.

Для подготовки командиров к занятиям
времени не отводят. Нет места, где коман-
дир мог бы поработать. Помещение, в ко-
тором можно было бы заниматься, не ота-
пливается, света в нем недостаточно.

Большую помощь должны оказывать
младшим командирам технические конфе-
ренции, беседы, совещания, где младший
начальствующий состав мог бы обмени-
ваться опытом работы. Но такие мероприя-
тия у нас, к сожалению, не практикуют-
ся: в течение года не организовали ни
одной технической конференции.

Н. ЛЕБЕДЕВ.

проверить знания стрелков-радистов, но
приучают их грамотно и толково фаз’яснять
пройденные темы аудитории.

Систематически проводится также слухо-
вая подготовка. Для этого в жлассах име-
ются аппараты Морзе и приемники. Баж-
дый стрелок-радист, передавая, фиксирует
свою работу на’ ленту, добивается равно-
мерности знаков, приучается работать чет-
ко и однообразно.

Сейчас в части имеется много отличных
стрелков-радистов, которые работают быст-
ро и четко. Тт. Калиненко, Анзин, Мат-
веев, Новиков и другие всегда имеют в в03-
духе двустороннюю связь, полностью 0бе-
печивают ею любой перелет, любов уче-
ние. ‘

Старший лейтенант
В. МИРОШНИЧЕНКО.

Начальник штаба выстрелом из ракет-
ного пистолета возвестил о начале летного
хня. Ровно и почти одновременно зарабо-
тали моторы. Через несколько минут, TOME
по сигналу, машины порулили с краслой
линейки на старт. Винты поднимали вол-
пы холодного и колючего снега, за которы-
ми сразу скрывались самолеты и гото-
вившие их техники. Линейка опустела.

Сегодня летает подразделение калитана-
орденоносца т. Луппова. Задача—индиви-
дуальный и групповой пилотаж. В составе
отряда‘ т. Луппова — девять опытных лет-
чиков, орденоносцев, участников боев про-
тив финской белогвардейшины. Но, несмот-
ря Ha это, перед началом летного дня
каждый из них серьезно занималея пред-
полетной наземной подготовкой.

Первым взлетает капитан Луппов. Са-
молет его, не отклоняясь в сторону, мчит-
ся по снегу, набирает необходимую ско-
рость, и вот он уже в воздухе. Полет по
кругу — и капитан идет на посатюу. Пря-
мо у <«Т» самолет приземляется. Тов. Луп-
пов показал пример точности расчета «и
самой посадки.

Большое облако скрыло за собой само-
лет лейтенанта т. Рубцова. Но вот он вы-
свочил из-за облака и, стремительно про-
мелькнув в высоте, сделал вираж, затем
петлю, переверот,—вс6 это следовало одно
за другим с головокружительной быстротой.

—- Рубцов летает  хорошо,—говорит
командир эскадрильи—но может летать
намного лучше. 4

Действительно, хорошо выполнив фигу-
ры высшего пилотажа, т. Рубцов неточно
рассчитал место посадки и сел © недолетом
до посадочного знака. В следующем поле-
те т. Рубцов исправил ошибки, допущен-
ные при первой посадке.

Хорошо и слаженно совершило полеты
звено летчиков-опденоносцев тт. Платоно-
ва, Захарова и Богданова. После быстрой
вторичной заправки горючим они звеном
вылетели в зону. Прекрасный по слажен-
ности взлет трех самолетов показывает,
что командир звена, старший ‘лейтенант
т. Платонов много работает над групповой
слетанностью.

Полеты закончены. Самолеты рулят на
красную линейку. По всему видно, как
тщательно подготовились здесь к полетам,
как надежно и хорошо продумана организз-
ция летного дня.

В летно-тактическом классе собрались
летчики. Они сидят вокруг стола, на ко-
тором лежат планшеты, карты, модели са-
молетов. Через пять минут должен началь-
ся разбор полетов. В класс входят коман-
дир части и его заместитель.

—- Цель ра3бора,—товорит командир ч8-
сти, состоит сейчас в том, чтобы выяс-
нить, в чем причина ряда недоразумений,
происшедших сегодня © некоторыми летчи-
ками, и ‘установить, кан избавиться нако-
нец ‘от так называемых «маленьких недо-
статков», «пустяковых недоделок».

Капитан Луппов докладывает, что одна
из задач сегодняшних полетов заключалась
в поверке техники пилотирования. Плано-
вая таблица выполнена полностью. Мате-
рнальная часть была подротовлена CBOC-
временно и работала безотказно. Однако
имелись недостатки, которые заслуживают
серьезнейшего анализа. Младший воентех-
ник т. Данилов хорошо подготовил мате-
риальную часть самолета и мотор. Но он
не проверил, был ли в наличии перего-
B аппарат. Летчик залез в кабину,
залустил мотор и только тогда заметил, что
перетоворного аппарата на месте нет. Це-
льх десять минут дорогого рабочего време-
ни было потеряно. Это произошло потому,
что техник Данилов халатно отнесся к
своим обязанностям. Но не менее виновен
и летчик, который заранее не проверил ап-
паратуры. :

Командир звена лейтенант т. Новиков
в первых полетах допустил неточность ра-
счета на посадку и слишком высоко начи-
нал выравнивание самолета. Хорошо, без
замечаний “летал  лейтенант-орденоносец
т. 0сыка. Особенно слаженно летало звено
старшего лейтенанта т. Платонова. Кюман-
пир подразделения обратил 06000е внимание
на то, что т. Платонов лучше других рас-
считывает время на каждое упражнение ий

Погружение и всплытие подводной лодки.

- Переход подводной лодки из крейсерского
в позиционное положение достигается за-
полнением части систерн главного балла-
ста, а переход в подводное положение —
полным заполнением этих систерн (ино-
гда, за исключением систерны быстрого по-
тружения). На ходу, в условиях боевой
деятельности, подводная лодка переходит
из крейсерского положения в подводное с
помощью маневра «срочное погружение»,
при котором одновременно заполняются ©и-
стерны главного балласта, в том числе
и систерна быстрого погружения. Для
ускорения погружения используются ход
лодки и действие горизонтальных рулей.
отрывом лодки от поверхности воды
систерна быстрого погружения продувает-
ся. Производство срочного погружения до-
пускается только в том случае, если лич-
ный состав достаточно натренирован.

Непременным ‘условием срочного погру-
жения является и заблаговременная ди-
ферентовка, лодки, т. е. прием определен-
ного количества воды в систерны вепо-
могалельного балласта, дающий звозмож-
ность лодке в подводном положении, без
ход» сохранять заданную положительную,
нулевую или отрицательную остаточную
пловучесть и заданный  диферент. Пра-
вильный выбор величин этих параметров
обеспечивает как быстроту маневра сроч-
ного погружения, так и свободное мане-
врирование лодки под водой. Количество
воды, которое необходимо принять в CH-
стерны вопомогательного балласта, опре-
деляется тасчетом диферентовки,  ©сно-
вывающимся либо на данных «вывески»
лодки, либо на результатах предыдущей
контрольной диферентовки.

Вывеска произвохитея во время первого
пробного погружения вновь построенной
подводной лодки, а также после  капи-
тального ремонта, модернизации, докова-
ния и т. п., т. ©. во веёх случаях, когда
необходимо определить величину полной
eo нагрузки.

Контрольная диферентовка производится
для проверки расчетной натрузки и герме-
тичности лодки, 5’ также исправности си-
стемы погружения и всплытия. Процесс тю-
тружения при’вывеске лодки требует 0с0бой
осторожности и осуществляется  посте-
пенно,. на тихой воде и в сравнительно

мелком месте. Перед вывеской тщательно
учитываются все переменные грузы, рас-
ходуемые лодкой во время плавания (топ-
ливо, провизия, вода, снаряды и т. п.),
& также еще не принятые, недостающие.
Вода в диферентные систерны принимается
по расчету, причем уравнительная систер-
на остается пустой. Прием главного бал-
ласта производится по группам. Средняя
систерна временно не заполняетея.

После заполнения систерн главного бал-
ласта медленно заполняется уравнительная
систерна и выравнивается диферент. Затем
по кривой грузового размера определяют,
соответствуют ли глубина погружения и
остаточная пловучесть лодки pasHocTH
0б’емов уравнительной и средней систерн.
В случае несоответствия лодка воплыювает
и выгружает часть постоянного балласта.
В нормальном же случае  продувается
уравнительная систерн» и заполняется
средняя.

Путем постепенного приема воды в урав-
нительную систерну и перекачек воды из
диферентных систерн в уравнительную и
обратно лодка приводится на перископную
тлубину, имея небольшую положительную
пловучесть и нулевой диферент. При этом
тщателью учитываются об’ем и удельный
вес воды в систернах вспомогательного
балласта. По веплытии производится пе-
рерасчет нагрузки, чтобы перемещением,
приемом и выгрузкой постоянного балла-
ста привести пловучесть лодки к нор-
мальной. ;

Существуют MakcHMyM H MHHAMYM веса
(0б’ема) диферентовочной воды в систер-
нах вспомогательного балласта,  которыю
не должны нарушаться. Они определяются
возможностью погружения лодки при пол-
HOM израсходовании ею тех переменных
грузов, для которых не предусмотрено спе-
циальных заместительных. систерн, возуож-
ностью заполнения в любое время кольце-
вого зазора торпедных и минных аппара-
тов и другими, менее существенными, со-
ображениями. Эти пределы корректируются
практическим опытом плавания подводной
лодки.

После приведения нагрузки лодки К
нормальной производится вторичная выЫ-
веска. Цифры весов всех переменных гру-
зов, включая диферентовочную воду, и их

размещение относительно центра тяжести
лодки, полученные при поверочной вывес-
ке, служат в дальнейшем исходными дан-
ными для расчетов диферентовки. Расчет
диферентовки по существу и представляет
собою сравнение весов и моментов пере-
менных грузов, имеющихся на лодке во
время производства расчета, с имевшимися
при предшествующей контрольной  дифе-
рентовке или вывеске лодки и приведе-
ние их в соответствие путем приема, уда-
ления или перемещения диферентовочной
воды.

Как правило, сравнение весов и момен-
тов переменных грузов производится отно-
сительно данных предыдущей контрольной
диферентовки, но в тех случаях, когда
произошли резкие изменения в весах и
моментах переменных грузов, сравнение
производится по отношению к последней
вывеске лодки. г

При расчетах диферентовки не следует
упускать из‘вида разность плотности воды
в день производства предыдущей ‘вывески
или контрольной диферентовки ив день
производства расчета. Известно, что умень-
пение плотности воды на 0,001 «утяже-
ляет» лодку на 1 кг на каждую тонну
водоизмещения, & прием диферентовочной
воды © меньшей плотностью лишь в весь-
ма незначительной степени компенсирует
это «утяжеление». Также ‘необходимо
учитывать, что нельзя без ущерба для
Тажтико-технических данных ‘лодки  при-
нимать Воду в систерны. вспомогательного
балласта больше установленного максимума
и меньше минимума. Выгодно’ возможно
большее. количество диферентовочной воды
(до известного предела) размещать в урав-
нительной систерне, как расположенной в
непосредственной близости от центра тя-
жести лодки.

В целях проверки правильности расче-
та диферентовки и действительной готов-
ности подводной лодки к погружению
обычно производится контрольная  дифе-
рентовка, т. е. фактическое погружение с
приведением остаточной пловучести и ди-
ферента к заранее заданным величинам.

ренность в точности расчета диферентовки
(и позволяет обстановка), рекомендуется
ее производить на ходу под перископом
или на безопасной глубине. Такая дифе-
рентовка производится быстрее и может
быть осуществлена при большой волне.
Считается, что при диферентовке без хода
остаточная пловучесть на перископной гду-
бине должна быть близкой к нулевой, &
диферент — порядка 1—2 на нос. При
этих условиях лодка считается удиферен-
тованной. В случае производства  дифе-
рентовки на ходу подводная лодка  счи-
тается удиферентованной, когдь идет на
заданной глубине при диференте 02, при
положении носовых горизонтальных py-
лей на 0” и перекладке кормовых гори-
зонтальных рулей не более чем на 3— 42
B ob стороны от нулевого положения.

Процесс контрольной диферентовки без
хода осуществляется в следующей после-
довательноети. В систерны  вспомогатель-
ного балласта диферентовочная вода при-
нимается в соответствии с произведенным
расчетом, причем в диферентные систерны
вода всегда принимается полностью, а в
уравнительную (в зависимости oT oTpabo-
танности личного состава) — иногда на
1—2 тонны меньше расчетного количе-
ства. После приготовления и проверки дей-
ствительной готовности к погружению за-
полняются систерны главного балласта все
сразу или по группам, в зависимости от,
состояния моря и натренированности лич-
ного состава. Как правило, средняя сис-
терна заполняется позже остальных, что-
бы иметь большой запас пловучести в мо-
менты резкого снижения остойчивости лод-
ки — при заполнении систёрн главного
балласта. Могущие возникнуть от различ-
ных причин крёны и хдиференты приводят-
ся к допустимым значениям, после чего
заполняется средняя систерна.

Затем принимается балласт в уравни-
тельную систерну, и путем перекачек
вспомогательного балласта остаточная пло-
вучесть и диферент приводятся к задан-
ным. В зависимости от опытности лично-
го состава уравнивание пловучести может
быть произведено или одновременно с
приведением диферента к заданной вели-
чине или до этого, Здесь необходимо по-

Гынить, что при большой остаточной плу-

Контрольная диферентовка может быть  вучести и большой действующей ватерли-

произведена как на ходу лодки, так и- без
хода. Во всех случаях, когда имеется уве-

sax нецелесообразно выравнивать

дифе-
рент, если он не достиг предельного зна-

чения, так как это ведет к большим и
зачастую напрасным  перекачкам воды.
Остаточная пловучесть в каждый данный
момент погружения должна определяться
при помощи вычерченного в большом мас-
штабе отрезка кривой грузового размера.

Во время выравнивания  диферента
нельзя упускать из вида взаимное распо-
ложение центров тяжести уравнительной
систерны ‹и действующей ватерлинии.
Центр вращения подводной лодки в верти-
кальной плоскости, грубо говоря, совпа-
дает © центром тяжести действующей в
датный момент ватерлинии. Недоучет этого
также приводит к напрасным перекачкам
диферентовочной воды,

При контрольной диферентовке на ходу
весь вспомогательный балласт принимает-
ся заранее в точном соответствии © расче-
том диферентовки. Прием главного балла-
ста производится так же, как и при ди-
Ферентовке без хода. Уравнивание плову-
чести и диферента, в зависимости от со-
стояния моря, производится на перископ-
ной или на другой безопасной в данных
условиях глубине.

До заполнения систерн главного балла-
ста нельзя давать лодке диферент более
1—25, так как из-за неравномерности
заполнения носовых и кормовых систерн
может создаться аварийный диферент. При
большой волне целесообразно использовать
систерну быстрого погружения, Управле-
HHO подводной лодкой при этом маневре
производится, как правило, без помощи
носовых горизонтальных рулей. Нерекач-
кой диферентовочной воды, приемом или
откачкой добиваются, чтобы лодка шла на
заданной глубино и перекладка кормовых
горизонтальных рулей не выходила из
пределов 3—45,

Во всех случаях нахождения подводной
лодки в море диферентовка время ог вре-
мени подправляется: в надводном положе-
нии по расчету, & в подводном — выше-
указанным с1п0собом.

Всплытие подводной лодки на терископ-
ную глубину производится, как правило,
с помощью хода. В дальнейшем продувает-

ся средняя систерна, и лодка переходит
Для перехода в

В позиционное положение,
крейсерское положение

ный ба продувается глав-

лласт, предпочтительнее весь сразу.

Инженер-капитан 2-го ранга
‚М. МЕНЬНКОВ,

точно укладывается. в установаениы

срок.

— Необходимо остановиться па выть
тах младшего лейтенанта т. Шербакова,
говорит т. Луппов.-—Свой первый полет py
кругу т. Щербажов провел нормально,   ,
шел в зону, но после пилотажа начал
сто безобразничать. Посадку совершил ту)
углом к посадочному знаку и так уз
двигал рулем направления, что ие лаз:
самолету принять правильное, устойчини
положение.

После ряда вопросов летчикам cron yy.
мечания делает командир части, уаз.
вается, тедостатков больше, чем how,
командир подразделения.
заметил, что вывод самолетов проистощ
медленно и был плохо организован. До си
пор не изжиты случаи, когда тохничетк
состав не полностью подготавливает пох,
ходимое для полета оборудование. Кожа,
дир говорит, что если бы младший воз.
техник т. Данилов отнесся к своему pry
не формально, & с любовью, машина »
была бы задержана ни па минуту.

—- Необходимо, чтобы техник любил (.
молет и пилота, чтобы техник делал м
возможное для облегчения работы лет.
ка указывает командир. — Впрочем, и
летчики мало помогают. своим техни,
Народный ‘комиссар Военно-Морского dy,
та еее товарищ . г
нас изучать технику не поверхности, ;
полностью, и до тонкостей. Чем лучше xy
будем знать её, тем меныше будет прх,
шествий и ошибок.

— Некоторые летчики без необходли
го уважения. относятся к маскам, — ах,
тил далее командир части— Это веть
Вильно. Во время боев против белофиниа
маска полностью себя оправдала, онз 1ь
рошо предохраняла летчиков от обморзат.
Ралия. Но вот т. Осыка пе любит um
к перчаток. И хотя он летал хорошю, я».
лаю ему предупреждение. Лейтенант (хз.
ка делает так: взлетел, перчатки снюих
и кладет под ноги, а сегодня из-зз 17),
что не мадел маски, немного обморозил п
ку. Впредь запрещаю летать без масое т
перчаток. Необходимо понять, что золу
летчика—это самое важное. ‘

—- Теперь о  Рубцове, — npojorzin=
командир.—Перед полетами я сирашизм
т. Рубцова, как он подготовился к
дняшним полетам. Лейтенант Рубцов om.
чает: «Хорошо, товарищ капитан». Вых
тел он действительно блестяще и кал
особенно ‘убедительно проделывал фигу
пилотажа. А вот посадку совершил нетот,

И, обращаясь к лейтенанту Руб,
командир . спрашивает:

—- Почему так садились?

— Очки запотели, товарищ капитав;-
отвечает лейтенант.

—- Очки запотели? Значит, нужно cw
пым садиться? Ничего подобного. Илит
высоту, набирайте восемьсот, тысячу №:
ров, делайте все, что надо, и только тт
садитесь. А в общем, товарищ Рубю-
говорит неожиданно капитан, —летдете и
хорошо, и такая посацка вам не в пт

—- Несмотря наз эти недостатки, лейтети
Рубцов летал лучше всех и сегодня 355%.
вал первенство, Необходимо отметить уси
летчика Давыдова, который летает технг
ски грамотно, хоропю. Не буду говорить
остальных летчиках. Они летали нору
но. Скажу лишь о ШЩербакове, так каре
полеты и посадки внушают опасен и
целость материальной части ©3м01ет
жизнь летчика. Нужно летать смело, Ё
делать все азартно, поопешно-— знати,
летать. на-авось. Зачем понадобилось
бакову буквально сыпаться из зоны с
вероятной скоростью? Такой необходиухл
не было, а именио из-за этого Щербахат
садится чуть ли не боком к <Т».

В руках капитана бдеснул mono
заходящий на посадку не.по посадозаи
знаку, а со стороны,

— Вот что могло случиться, ми
он, и модель лежит перевернутая, хаши
в нелепом положении.

— Я требую от вас,—товорит мм
дир части—внимательности и ответетит
ности. Вы знаете, как вся страна с
борется с браком; а ваша посадка-хакй
настоящий брак. План, который жы i
полняем,—это боевой  государственнй
план. Выполнить план-наш воин
долг. Наша боеготовность зависит отт”
как мы выполним этот план, Необхот
держать равнение на экипажи’ Платов
Макарова, Рубцова, и тогда вы буде
редовым подразделением в части. Семи
плановая таблица выполнена. Это хор
Но имеется много. недостатков. Вы вии
их, и от них необходимо избавиться. Я
оценку сегодняшним полетам nue wt
«хорошо»,-— закачивают капитан,

Разбор окончен. Он. помог выявить м
недостатков в подготовке к полетам.

М. ШЛЕСБЕЙ,
—О--

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА
ОТЛИЧНО

Перед ‘штурманами и летчиками 7
поставлена задача — прекратить 4812
по фарватеру. Разведка сообщила И.
OpHOHTHDOROTHEIO направления {ар

турханам надо было провести самоли?
четырехчасовому маршруту в тыл пи?
ника, найти фарватер и произвести и?’
вой налет на корабли «пропивника»,

Экипажи, получив последние указ
капитана т. Плоткина, побежали к ©
детам. Мапгины, одна за другой рый
от земли, набирали высоту. Над 230%
MOM барражировали истребители, при
вая взлет бомбардировщиков. Четкий
и быстрое построение «девятки» в BO!
свидетельствовали 0 выюокой полу’
летчиков. Молодой штурман лее

ысенко точно повел эскадрилью 1 №”
руту.

При подходе к побережью «против
ИЗ-за облаков вынырнули два 38618 27’
бителей и, искусно маневрируя, пог
атаку. Сомкнувшись плотней, «roe
открыла массированный «огонь». Ист
тели, совершив несколько атак, вылуй
ны были уйти.

модеты подходили к цели. ПИУЙЙ
еще раз промерили ветер. Вдали #3
жем снегу мелькнули двое темных 17
Это и был фарватер. Определив наш”
ние движения «противника», звено 33
ном „точно прошли над фарватером ит
лой высоты сбросили бомбы, 1

— Задача выполнена, —донес по №7
стрелок-радист Стеклашов.

Дешифрированныюе фотоснимки поли
дили высокие результаты налета. В И
день девять экипажей части № пол?
девять отличных оценок,

Старший лейтенант Д. КАЛИНА

7 Se ee ee

aaa Ss © fe ew ь OS Oe a = ole! Fh 2 мы ыы 2d COP

= вы = ыы

>= - гь--