=——— 7 февраля 1941 г. № 31 (685)

Плоды кабинетного руководства.

Четенй, хорошо продуманный план ра-
ты партинной организации — программа,
хействий для коммунистов, документ, ко-
трый мобилизует ‘членов’ и кандидатов
BRI(6) на решение важнейших задач. Пла-
нирование партийной работы — один из от-
зихтвенных ‘Участков деятельности руко-
юителя парторганизации.

Дизненность плана определяется тем,
насколько он способствует развертыванию
умнутрипартийной фаботы, более активной

ности коммунистов. ое меро-
приятие, включенное в план, должно быть
местороние обосновано и направлено на
куществление членами и кандидатами пар-
тии авангардной роли в боевой и тюлити-
чекой учебе, образцовое соблюдение воин-
(кой дисциплины. :

План будет отвечать этим требованиям
mlb THA, когда в его составлению будут
привлечены члены организации и особенно
артивисты. Эти люди могут подсказать пар-
пйвоху рувоводителю интересные вопро-

‘ сы, воторые необходимо обсудить на собра-
нии, актаое или бюро, внести ценные пред-
жения. Секротарю бюро или организации
южэно побеседовать с коммунистами о том,
то п какио задания желает получить на
предстоящий месяц. Это сделает план це-
звустрехленным, отвечающим задачам бое-
№й и политической подготовки корабля,
чаети,

Такой метод составления плана, прове-
риный практикой партийной работы, . не.
находит применения в парторганизации, где
кретарем бюро т. Сухов. Он не только
1ю бкедовал с коммунистами о январском
Tako, но даже не вынес его на’ обсужде-
шо партийного собрания.

Ролышииство членов и кандидатов ВКП(б)
знало о плане не от секретаря, & от дру-
их коммунистов. Члены организации
тт. Черноков, Ильин, Герасимов и многие
дутю были крайне удивлены, когда обна-
ружити свои фамилии в плане, который
‹тучайно увидели у коммуниста т. Пав-
J6HRO,

Действительно, уливляться было чему.
В} январском плане кандидату партии
т. [ерасимову пюручалось вместе © тт. Са-

* уойловым и Соловьовым выполнить доволь-
10 странное задание; «Мобилизовать силы
ma отражение хода ХУШ партийной конфе-
енции в наглядной агитации» ‹ (7). Срок
выполнения — весь месяц.

Как но удивляться этому заданию; ‘непо-
зитному и по изложению и по содержанию!
Тов. Сухов, видимо, запамятовал, что ХУШ
Веоюзная партийная конференция начнет
‹вою работу не в январе, & 15 февраля.
Вернее всего, секретарь хотел поручить ком-
уунистах освещение хода подготовки к
ТИП партконференции, но 00 этом его
заании можно было только догадываться.

На сообщив коммунистам о задании, се-
зетарь парторганизации в течение месяца
He проверял, как они выполняют поруче-
Hi,

Может быть, это единственный случай,
уинственная ошибка т. Сухова? Нет, фак-
ты тюдтверждают, что подобная практика
характерна для т. Сухова. Кандидатам
партии тт. Ильину и Чернокову поручалось
тЮмоЧЬ комсомольской организации корабля

в пготовке и ‘провелении” бебед о комму-
иистическом воспитании молодежи. Эти ком-
уузксты также ничего не знали © пору-
чанпях,

Существенный пробел планирования ра-
ты в этой организации тот, что многие

коммунисты вообще не получают никажих
заданий, а некоторые настолько загруже-
НЫ, Что не в силах выполнять все пору-
чения.

Так, большинство мероприятий по плану
должен был выполнить коммунист т. Пав-
ленко. В течение месяца ему поручалось
проверить личные планы коммунистов то
изучению истории партии и для предетоя-
щего на партсобрании доклада представить
секретарю сведения © том, как члены и
кандидаты ВКП(б) осуществляют. авангард-
ную роль в изучении тем тю политической
подготовке. Тов. Павленко отвечал также за
подготовку беседы с комсомольцами и имел
другие поручения.

Тов. Павленко утверждает, что выпол-
Нил весе задания. Но это далеко не так. Из
бесед с некоторыми кандидатами в члены
партии мы выяснили, как отнесся он
к выполнению первого задания — проверке
личных планов коммунистов.

— Личного плана на январь я не
имею, — заявил т. Черноков. — В течение
месяца т. Павленко по этому вопросу со
мной но беседовал. За это время я не по-
лучал никаких заданий.

0 том же сообщили другие кандидаты
партии. За это, несомненно, несут ответ-
ственность партийная организация и ее ру-
ководитель т. Сухов. Он только разраба-
тывал задания коммунистам, но не инте-
ресовался- тем, как каждый из них выпол-
нял поручения. Тов. Сухов был убежден,
uo ‘tT. Павленко добросовестно справилея
с0 всеми заданиями, но излишняя доверчи-
вость обманула его надежды.

Давая несколько заданий охним комму-
нистам, т. Сухов забывает о других. Так,
кандидаты в члены ВКП(б) тт. Карпин и
Черноков продолжительное время вообще
не имеют партийных поручений. У т. Чер-
нокова уже более года назад истек канди-
датский стаж, & партийные руководители
не приучают его к активному участию во
внутрипартийной жизни. В таком же поло-
жении и другие товарищи. У многих из них
давно закончилея кандидатский стаж, но
ни один из них не подает заявления
0 вступлении в члены партии, считая себя
неподготовленным. Таких товарищей в ор-
ганизации большинство, но их воспитанию
здесь не уделяют должного внимания.

Есть в организации коммунисты, вообще
не выполняющие заданий. К их числу от-
носятся тт. Спиридонов, Умеренков, Бы-
ков, Егоров. А член партии т. Маланов
умудрился в течение трех месяцев выпол-
нять задание, на’ которое требовалось всего
несколько дней.

На все это никак не реагировал руково-
дитель парторганизации т. Сухов. В итоге
болео- половины ‘мероприятий, намеченных
в плане, не выполнено; Здесь, видимо, за-
были, что план, составленный без участия
коммунистов ине контролируемый, никогда
не даст. положительных ‹ результатов и
не будет способствовать активизации вну-
трипартийной работы; р

В работе т. Сухова есть иеще один нело-
статок-— отсутствие ‹ контроля. Поручив
коммунистам то или иное задание, секре-
тарь партийной организации не проверяет
его исполнения, не оказывает членами
особенно “кандидатам ВЕН(б) никакой по-
noes не учит их, как нужно выполнять
па ные п ‘OHM,

ois ; ee _ В. АНАНЬИН,

Ю. САРКИСОВ.
Краснознаменный Балтийский флот. .

СМОТР КРАСНОФЛОТСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕРОНШТАДТ, 6 февраля. (0т наш. корр.).
B Доме Военно-Морского Флота проведен
итр краснофлотской художественной са-
делтельности соединения №. С большим
том выступил хор народных ‘песен в
corase 46 человек под управлением
1, Рыстакова. Хорошо читал стихи кра-
‘пофлотец т. Акимов, понравились присут-

‚  Несоть
na ba ижнем
Востоке

Пефть, без которой не может вести вой-
Е современная армия, флот и авиация,
ла в наши дни самым важным из всех
ов стратегического сырья.

«С первых дней войпы,— пишет венгер-
ал газет, «Песлер, Ллойд», —дерзвавы
я предприняли ряд мер, обусловленных

разрешить в свою пользу

. Эту цель пре-

Mena действия Германии в Румынии;

Te же стремлением лишить Англию важ-

поточников нефтеснабжения  06’яс-

< Вася бомбардировка итальянской авиа-
‚ Чей Бахрейноких островов».

запасы пефти, как извест-

3), находятся в руках Соединенных Шта-

тов Америки, В прошлом году в США было

№быю 171 млн. тонн. Центральная и

Юная Америка производят 48 млн.

мин. Нах азналоком материке добываются

maxepro 28 млн, тонн, причем большая

Зоть нефти находится в sono Персидского

> беповным потребителем нефти является
Алая, обладающая не только крушней-
TEM BOCHHO-MOPCKIM, [0 ш торговым фло-
\ в икре и зависящая в снабжении
ии всем иообходимьйм от ввоза, из-
33 океана,

Хотя блилневосточные источники нефти
8 охлааляют основной доли общих миро-
запасов, значение их исключительно
BAKO благодаря стратогически выгодному
Миположению вблизи важных‘ морских те-
‘thos. B борьбе, развертывающейся в бас-
йе Средиземного моря, существенную
№ играют стремление каждой из воюю-
Цих сторон обеспечить за собой нефтяные

татотьа Египта и Ближнего. Востока.

Прушюйшим, поставщиком нефти па
Ближнем. Востоке является Hpac, запима-
ЭЩиЙ по добыче этого ‘сырья четвертое
и в мире. По даштым антлийского жур-
3414 «Экономист», добыча этой страны ©0-
авалет 10,5 млн; тонн в тод, хотя 0б-
` Ц заласы исчисляются примерно в 40
‘№. топи: Поли вс источиики находятся
руках «Англо-Ираниэн Ойл компани»—
талой апгло-иравекой компании, по
ЧЩеутву полностью контролируемой аяг-

ствующим танцы, поставленные младшим
командиром т. Полежай.

Тенло принимали зрители выступление
джазоркестра корабля №—<Яблочко» в ис-
полнении группы краснофлотцев под ру-
ководетвом ° краснофлотца т. ° Хомякова.
Программу вел старший инженер-лейте-
нант т, Кудрявцев.

лийским капиталом. Важнейшие разработ-
ки нефти находятся в провинциях Май-
дан-и-Нафтун, Маших-и-Сулейман и Хафт-
Келл. .

Необработанная нефть поступает из
а районов Ирана по ит Ро,
тепроводу протяженностью в
ний заводы острова Абадан в
Пераидском заливе.

Английское правительство еще до нача-
ла нынешней войны уделяло 060бое вни-
мание укреплению и охране стратегиче-
ских пунктов, от которых зависит транс-
портировка, medina’ as Ирана к центрам ее
3 VECO.

Pa ARTO TONE RAR ‘Ойл компани» разра-
батывает нефть и ша границе Ирака, с
Мессополаленей. 5

В самом Ираке ее ны

оны контролируются. «Ирак Петрол
ee, где до войны были представле-
ны английские, голландские, французскио
и американские интересы. После оккупа-
ции Германией французских и голланд-
ских территорий основная доля катитала,
вложенного в иракокию нефтяные промыхс-
лы, оказалась в руках Атглии. Компания
припаллежит концесаия на все простран-
ство исжлу Батдадом и Моссулом к востоку
от реки Титр. Ираке добывается при-
мерло 4;5 мтн. тонн нефти в год. «Эконо-
мист» отмечает, что запасы нефти в не-
pax Ирака исключительно велики и до-
стигают 200 млн. тонн. Однако добыча и

=e

Воентехники 1-го ранга тт. Краснов,
«Краткий курс истории ВКП(б)»,

источников марксизма-ленинизма,
им. Молотова).

Беречь социалистическую
собственность

Советское ‘правительство ежегодно ог-
пускает огромные средства на укрепление
обороноспособности нашей страны, на
расширение материальной базы армии и
флота. Эти средства должны расходовать-
ся экономно и целесообразно.

Между тем некоторые работники Выс-
шего военно-морского — инженерно-строи-
тельного училища утратили чувство бе-
режливого отношения к социалистической
собственности. Шо данным  квартирно-
эксплоатационного отдела ‘училища, толь-
ко за 23 дня прошедшего месяца в

классах и аудиториях приведено в не-.

годность имущества на сумму около
тысячи рублей. А ведь это повторяетсл
из месяца в месяц! Начальник кваригирно-
эксплозтационного — отдела‘ воентехник
1-го ранга т. Степанов никакой борьбы с
этими безобразиями не ведет и не пытает-
ся даже найти виновников варварского
отношения к оборудованию. Тов. Степанов
ограничивается лишь рогистрацией фак-
тов и списыванием приведенного в негод-
ность имущества. Не реагируют на это

партийные и комсомольские организации

училища.
Можно привести примеры небрежного,
бесконтрольного расходования денег неко-

торыми нашими хбзяйственниками. Так,

комендант здания т. Костерев подписывает
к оплате наряды за натирку полов, кото-
рой в действительности не было. Техник-

строитель. т. Орлов дал сведения на опла-
ту строительных работ по явно завышен-
ным и несуществующим расценкам. Вме-

сто того, чтобы пресечь подобные дейст-

вия, т. Степанов и начальник материаль-

но-технического отдела утвердили незакон-
ные расходы.

Особенно много средств тратится впу-
стую на строительных работах. В 1939 г.
на ремонт общежития курсантов было за-
трачено несколько десятков тысяч рублей,
а в прошлом году в результате «перепла-
нировки» все сломали, переделали заново,
израеходовав денег в несколько раз боль-
ше. В a

В одной из лабораторий на электрообо-
рудование затратили свыше 8.000 рублей,
& через несколько недель его забраковали

перевозка нефти из Ирака ограничены
пропускной способностью нефтепровода,
связывающего важнейшие районы © пор-
тами на Средиземном море. В 1934 году был
построен нефтепровод, соединяющий центр
иракского нефтяного района Ниркук. © Хай-
фой в Палестине и Триполи в Сирии. По-
стройка нефтепровода зналительно увели-
чила роль этих пунктов, которые служат
теперь важнейшими базами снабжения то-
рючим британского  средиземноморского
флота. 7

В Хайфе расположены современные неф-
теперетонные ‘установки-— отсюда  экспор-
тируется главным образом обработанная
нефть.

Сирия до раны была крупным по-
ставщиком сырой пефти, однако со вре-
ени поражения Франции, куда шла боль-
шая чаюоть нефтя из Триполи, ее продук-
ция сократилась вдвое.

Часть нефтяных источников Ирака при-
надлелоит компании «Басра Петролеуи»,
связанной с «Ирак Петролеум компани»
и английской же компанией «Моссул Ойл-
филде». В связи с войной приостанювленые
почти все исследовательские работы по
бурению в вовых районах.

Третьим по значению среди поставщи-
ков нефти наз Ближнем Востоке являются
Бахрейнокию острова, расположенные у
юго-западного побережья Персидского зали-
ва. Бахрейнская нефть находится в и:
вах английской компалии «Бритиш Ойл

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Патока и Грозин, успешно изучившие
работают сейчас над изучением перво-
(Военно-морское

Диалектический. малериализм есть миро-
воззрение марксистско-ленинской партии.
Это мировоззрение является строго после-
довательным, научным. Оно опирается на
всю сумму человеческих знаний, на весь
исторический опыт человечества и обще-
ственную практику людей. Коммунистиче-
ское ‘учение, говорил Ленин, является по-
следствием тех знаний, которыз накопило
человечество. Диалектический материализм,
как коммунистическое мировоззрение, как
коренное теоретическое

нием, завершением ‘и дальнейшим развити-
ем всех лучших, передовых достижений
многих людских поколений.

знание законов развития природы, обще-

следовательно приводит

авиатехническое училище
Фото А. Гармаш.

материализма. !

«Краткий курс истории BRII(6)» 2 oco-
бенно работа товарища Сталина «(’диа-
лектическом и историческом материализме»
вызвали в широких кругах партийного и
советского актива, в кругах нашей интел-
лигенции громадный интерес к теории,
и сняли. Руководители, принимавшие эти Е Философии хналектического материализ-
работы, не понесли никакой ответствен-
ности.

Автомобильный транспорт училища эк-
сплоатируется явно нерационально. Были
случаи, когда курьер часами гонял авто-
бус по городу, в то врёмя как можно бы-
ло поехаль на трамвае или троллейбусе.
Для доставки из магазина 10 книг работ-
ники библиотеки берут автобус или тру-
зовую машину. А сколько наш транспорт
простаивает в очередях за получением
имущества в порту или на базах и в ито-
ге возвращается... порожняком. Все это
результат бескультурья, нежелания  бе-
режно относиться к советской копейке.

Партийная организация училища еще
мало работает с людьми, слабо воспиты-
вает у них хозяйское отношение к_обще-
ственной собственности. Именно этим
об’яеняются  мелкобуржуазная  ‘распущен-
ность отдельных людей, примиренческое
отношение к фактам, явно нетерпимым в
нашей советской среде.

Все эти безобразия до недавнего време-
ни проходили мимо внимания партийных
и комсомольских организаций. Это особен-
но выявилось на одном из последних от-
крытых партийных собраний, на котором
обсуждался вопрос о бережном и эконом-
ном отношении к социалистической собст-
венности. Выступавшие приводили факты
несерьезного отношения отдельных товари-
щей к социалистической собственности и
требовали от партийной организации уси-
ления воспитательной работы среди лич-
ного состава училища.

Даже одна постановка этого вопроса на
собрании дала положительные результаты.
Командиры и коммунисты теперь поняли,
что их прямая обязанность— бороться 3a
сохранность государственного достояния.

Небрежное отношение к войсковому
имуществу надо преследовать как худший
вид расточительства. Людей, варварски
относящихся к государственному добру,
надо клеймить позором и карать по всей
строгости советских законов.

ждения и развития.

Однако 40 сих пор на книжных полках
наших библиотек не было книги, которая
давала бы последовательное и системати-
ческое освещение ‘истории философии ©
марксистской точки зрения.

СССР сделал хорошее и подезное ‘дело,
пойдя навстречу потребностям сотен и ты-
сяч читателей, самостоятельно изучающих
основы марксизма-ленинизма, и подготовив
многотомное издание марксистской «Исто-

до современных дней.
Вее издание расечитано на 7 больших

дального общества,

периода победы и утверждения капитализ-

Лениным и Сталиным.

редакцией `Г. Ф. Александрова, Б. 9. Бы-

месяцев спустя.

дает целым рядом достоинств, Эти достоин-
ства состоят прежде всего в ‘том, что авто-

философии. В первом томе можно видеть,

ских тетрадях»,

феодального общества.

основание. мар-
KCH3M3, является, таким образом, обобще-

Марксистская история философии пока-
зывает нам, как возникло и складывалось

ства, и самого мышления. Она показывает
нам, как ход развития познания мира по-
к олинетвенно
научной и всеоб’емлющей философской си-
стеме—диалектического и исторического

ма, к глубокому пониманию ее происхо-

Институт философии Академии наук

фии философии» с УГ века (до н. з.) и

томов: I том— философия античного и фео-
П том философия
эпохи Возрождения и буржуазных револю-
ций (ХУ—ХУШ вв.), Шо том философия

ма (первая половина ХПХ в.), ПУ тои—
философия марксизма, У том— история фи-
лософии народов СССР, УГ том—современ-
ная буржуазная философия, УП том— даль-
нейшее развитие марксистской философии

Первый том «Истории философии», под

ховского, М. Б. Митина и П. Ф. Юдина,
уже вышел в свет; Второй том сдан в про-
изводство и выйдет в середине февраля
месяца с. г. Третий том выйдет несколько’

Первый том «Исторни! философии» обла-

ры и редакторы этого труда исходили из
марксистских установок и взглядов Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина на развитие

что авторы учли все историко-философские
высказывания классиков марксизма 0б от-
дельных философах, школах и направле-
ниях. В первом томе, в частности, полу-
чили систематический комментарий и вее-
сторонние пояснения ленинские замечания,
указания, оценки и характеристики, щелро
раесыпанные Лениным в его «Философ-
особенно ‘в конспектах
тегелевской «Истории философии». Первый
том является, таким образом, марксистской
историей философии рабовладельческого и

Библиография:

«История философии»

«История философии». Т. 1, Философия античного и феодального общества.
Издание Института. философии Академии наук СССР, 1940, стр. 491.

нием. Но эту основу надо отличать от того
факта, что в истории философии идеализм
нередко выютупал как носитель прогрес-
сивных идей, диалектики в особенности.
Авторы первого тома правильно делают,
уделяя большое внимание философии Co-
крата, Платона и других крупных илеали-
стов, выясняя то положительное, чем 0бя-
зана им философия, выявляя. элементы
9б’ективной диалектики в их учениях, -
казывая, ‘как идеализм сам же уродовал
диалектику, сводя ее к релятивизму и co-
фистике. Такой подход к идеализму яв-
ляется совершенно правильным, об’ектив-
но-историческим и поучитеавным для нах,
диалектических материалистов.

В Тазвитии греческой философии разли-
чают три. периода, соответствующие перио-
дам формирования, расцвета и упадка
древнегреческого рабовладельческого обще-
ства.

Первый период характеризуется пюявле-
нием ранних стихийно-диалектических и
наивно-материалистических учений. Родо-
начальником европейской науки и филосо-
фии был Фалес из Милета (624—547 тг.
дон. э.). «Древние писатели и исследовате-
ли нового времени называют Фалеса «пер-
вым философом», «первым математиком»,
«первым астрономом», «первым физиком».
Несомненно, что начало греческой Филосо-
un, и притом философии материалисти-
ческой, а равным образом науке о природе,
положил Фалес и его школа» (стр. 28).

Материализм является древнейшей фор-
мой воззрения людей на мир. Древнегре-
ческие философы рассматривали природу
как единое телесное, физическое целое, на-
ходящееся в состоянии изменения и раз-
вития. Фалес и Анаксимен, Анаксимандр,
Эмпедокл, Левкипи и Демокрит высказы-
вали догадки о вещественной первооснове
всего сущего, о строении материи, о сущ-
ности жизни и познания. Гераклит Эфес-
ский 0б’единил материалистические воззре-
ния © открытым им диалектическим зако-
ном всеобщего изменения, превращений и
борьбы противоположностей. В философии
Гераклита сочетались материализм и диа-
лектика. Гераклит дал «Очень хорошее из-
ложение начал диалектического материа-
лизма» (Ленин).

Демокрит-— величайший материзлист пе-
 риода расцвета античной Греции — выдви-
`нул атомистическую гипотезу строения ма-
терии, гипотезу, которая оказалась весьма
плодотворной ‘для всего последующего раз-
вития естествознания, особенно физики и
ХИМИИ.

Большое внимание в первом томе уделе-
но Аристотелю — велючайшему энциклопе-
дисту и мудрейшему философу древности.
Колебания Аристотеля между идезлизмом и
материализмом были связаны © исканиями,
запросами, попытками обосновать об’ектив-
ную истинность человеческого знания.
Аристотелю многое удалось сделать, но
уровень научных знаний той эпохи не дал
возможности исчерпывающе разрешить ко-
ренные проблемы диалектики бытия и по-
знания. : ‘

Эпикур в Греции, в период упадка pato-
владельческого общества, и Лукреций в
Риме продолжали и развивали материали-
стическое учение, своболное от мистики,
враждебное теологическому  миропонима-
НИЮ.

Очерк философии феодального общества
(кн. 2-я первого томз) распадается на гла-
вы: исторические предпосылки средневеко-
вой философии (написанной, кстати ека-
зать, тяжеловесным языком), ранняя схо-
ластика, арабская и еврейская философия
и поздняя схоластика. В этих главах по-
казано, что, хотя средние век» являются
периодом безраздельного господства перков-

Авторы первого тома писали свои очер-
  ки, главы на основе изучения первоисточ-
ников и © учетом всей историко-философ-
ской литературы как на русском, так и на
иностранных языках.

пю-христианскогоо богословия. и мертвого
догматизма, материалистическая тенденция
никогда не прекращалась, не умирала. Ona
пробивалась, в противовес клерикальной

К. СЕТКИН.

Девелопмент» и двух американских кон-

цернов «Стандарт оф Калифорния» и <«Те-
». Эти концерны обла-

хас Корпоре

Манама. способный очищать примерно пол-
тора, миллиона, тонн: в год. По данным анг-
резко со-
вралилось производотвю нефти Ha этих

лийской печати, за время войны
островах.

Б западу от Бахрейнских островов на-
холитея обширная страна Саудовская
Аравия, также обладающая эначительныхи
запасами нефти. Со времени обнаружения
нефти в восточной части этой страны pe-
гулярно производится бурение. в прювин-
ции Хаса ‘у Пероидского залива. Тот же
амориканокий концерн, которому принал-
лежит добыча нефти на Бахрейнах, раз-
ют шоточники Саудовской Аравии

«Калифорния Аравтен

рабатыва
через посредетво

Стандарт Ойл компани». Производство
нефти, в особенности во время войны,
ограничено недостатком транспортных

средств. Недавню закончена, постройка, неф-
тде расположены

тепровода or Давамаляа,
вазжнейпеию источники, до порта Pac-Taary-
ра их Персидском заливе, что, по мнению
иностранной печали, позволит увеличить
экспорт нефти.

Епипет также обладает нефтяными 3a-
пасалии; Крупнейшим месторождением яв-

ляется Гемзах, расположенный недалеко.

от Суэцкого канала и Хургада. Нефтяные
источники Рас-Гадиб находятся на пол-
пути между Хургала и Суэцом. «Англо-
Египшен ‘’Ойлфилдс», связанная с из-
вестным антлийским концерном’ «Шелл»,
коттролирует все эти месторождения.

Наконец, известную роль в снабжения

Атглии нефтью ‘итрает и продукция коро-
левотва Ковейт, расположенного на северо-
западном побережье Персидского залива,
Здесь хозяином нефти является «Ковейт
Ойл компани»— концерн, принадлежащий
«Антло-Ираниэн. Ойл компани».

‚ «Хотя точных свехений о запасах пефти
на Ближнем Востоке еще нет,— утверждают
антлийский журнал «Экономист» ,-— можно
утверждать, что они очень велики. Воз-
можность эксплоатации этих богатств для
нас связана прежде всего с сохранением
британского влияния в этих странах и ©оз-
данием необходимых транепортных средств
для перевозки нефти. этим вопросом
тесно и непосредственно связана борьба за
Грасное море, Аден, Суэц_и весь Ближний
Восток в целом».

f A. Б.

рикд-материалистический метод.

ренне-единую историю философии,

ния истории.

философскими учениями и экономическими,
политическими и прочими условиями раз-
вития общества; показана связь филосо-

истории, в том числе и философии, в конеч-
ном счете.

Но «сводить» философию к классовой
борьбе был бы недопустимым  упро-
щенством. Конечно, разные клавы обще-
ства пользовались философией как своим
идейным, теоретическим оружием. Однако
философия имеет свое собственное содержа-
ние как наука о бытии и познании истины,
как наука о наиболее общих законах раз-
вития природы, общества и мышления.
Философия развивается вместе с развитием
науки и техники, вместе с открытиями и
изобретениями новых орудий труда и
средств исследования природы. Но всякая
последующая философия вырастала не
только из условий своей эпохи и потребно-
стей своего времени, & также и из 0б0б-
щения накопленного предшествующего
идейного материала.

Новейшая философия, писал Ленин,
партийна, как и 21 тысячи лет’ назад.
Борющимися партиями в философии яв-
ляются материализм и идеализм. В первом
томе последовательно раскрывается эта
борьба двух основных направлений в фи-
лософии — материализма и идеализма.
Авторы при этом избежали огульного охаи-
вания идеализма. Такое огульное охаива-
ние и неразборчивое понопение идеализма
мы встречаем иногда со стороны людей,
только еще приступающих к изучению фи-
лософии. Конечно, идеализм является оши-
бочным, порочным в своей основе воззре-

В основу распределения материала и
об`яснения развития и своеобразия тех или
других философских учений положен исто-
Гегель,
создавший наиболее грандиозную и внут-
исхо-
дил, как известно, ‘из идвалистического по-
нимания истории. Он рассматривал исто-
рию как  самодовлеющий логический про-
Цесе, в зависимость от которого ставилось
действительное историческое ^ движение.
В результате получалась наука о «филиа-
ции идей», оторванная от материальных
потребностей и условий развития обще-
ства. Но закономерность развития филосо-
фии может быть правильно об’яснена толь-
ко с позиций материалистического понима-

В первом томе показана связь между

фии © потребностями и условиями борьбы
классов, которая является движущей силой

реакции, то в виде учений средневековых
сенсуалистов, то в форме номинализма,
который был выражением средневекового
материализма, то в виде . противопоставле-
HHA «истины разума» «истине открове-
ния» и т. д. Туманно-мистические формы
схоластики не могли скрыть старую, не-
умирающую борьбу материализма и идеа-
лизма. )

Однако в первом томе истории филосо-
фии, являющемся, несомненно, ценным тру-
дом, наряду © отдельными неточностями и
опечатками имеются и более существенные
недостатки. Прежде всего ше вполне удач-
ны © точки зрения содержания ‘и напи-
©аны трудным языком вводные историче-
ские главы, как к разделу об античной
философии, так и, особенно, к очерку о
философии феодального. общества. Послед-
няя вообще получила недостаточно полное
освещение в данной книге, и материал
разбит на тлавы, обычные для любого ста-
рого профессорского курса (ранняя схола-
стика, поздняя схоластика и т. д.). Не
выпячена, не подчеркнуть борьба между
номинализмом и реализмом. Авторы пошли
за буржуазной историей философии и в
TOM отношении, что осветили развитие фи-
лософии лишь западно-европейского сред-
невековья, но опустили, забыли 0 том,
910 в Х—ХШ вв. Среднеазиалекий Восток
и Закавказье, ныне являющиеся частями
Советского Союза, были центрами научной
и философской мысли. Авиценна авторы
далее охарактеризовали как философа, при-
мирявшего учение Аристотеля © исламом,
что является неверным. Наконец, Томас
Мюнцер неправильно отнесен к мистикам.

Эти отдельные оптибки и неточности не
снижают общей ценности книги, напи-
санной на высоком идейном и теоретиче-
ском уровне и в то же время языком до-
ступных, живым и понятным для широ-
кого круга читателей:

Мы горячо рекомендуем всем товарищам,
изучающим основы марксистско-ленинской
теории, читать и изучать «Историю филосо-
фии», начиная с первого вышедшего тома,
Чяение «Истории философии» постепенно
расширяет кругозор читателя, учит его
мыслить и понимать все огромное и, глу-
бокое значение философских проблем, над
разрешением которых бились лучшие умы
человечества и которые находят свое под-
линное разрешение только ов. нашей
маркоистско-ленинской философии. диалек-
тического материализма. :

=. ПЕТРОВ,