(= 8$ февраля 1941 г, №

_ Лицом к низовому

подразделению .

ит NOMPOTOREH й подразделоний—
  «у, ивизиона, боевой части—в боль-
  оависит боеспособность всего ко-
  Ви на высоте требовалий штур-
рт (7х0, — элоктромеханическлая
YOON выучены фадисты, ситналь-
  трпелисты, химисты, но, к приме-
 giro подготовлена вторая боевая
  мх даже одпо какое-нибудь артил-
оз подразделение, то такой корабль
“ва быть босепособным.
fy: poeumost кораблю особенно важно
у ходействие всех боевых постов,
„т иизлотов И боевых частей. В этих
‘чикхниях краспофлотцы овладевают
„тит. созершенствуют ©вою специаль-
lon, yuared © наибольшей эффективно-
„з ктавовать мощь своето оружия,
ил котвовать ‘в боевой обстановке, В
т оизеаениях формируется полити-
‘ty COMME KPACHOPAOTHEB,  склады-
ong ax характер. Именно злесь им при-
ие катества  дисциплинированных,
vow волевых бойцов, не боящихся
legen и невзгод военно-морской слу-
 : Вх подразделениях ° решается
[сл ей и политической подгоговки,
  м луюму центр тяжести всей nap-
санииитической и агитационно-пропа-
аккюй работы надо, перенести в под-
wae. Ве внималие командиров,
 уообютников, партийных и комсомоль-
 1 омтизаций должно быть обращено
ymesorky YOTKONO взаимодействия под-
дичи,
  олый комиссар Военно-Морского
i трах тов. Кузнецов тре-
ии политработников, чтобы они вели
  р и копкрегную работу в подразде-
jet, Постоянно находились в туще
зайюиекит масс. Для этого падо, что-
gum из них хорошо знал жизнь
 иим, внимательно изучал рабогу лю-
  плюлешие ими служебном долга,
el ю-зеия обнаруживать недостатки,
зыто раз’аснять, к чему они могут
тои, помогать бойцам находить пути
изаютия упущений и‘ ошибок.
№ лоюрском Флоте есть немало
amen и кораблей, политработники
ирх из деле выполняют указания на-
ха ииссара Военно-Морском Флота
Ившого управления политической про-
зы. В этих соединениях и на кораб-
и п-тастоящему повернулиеь лицом к
авиях подразделениям, там ключом
м партийная жизнь и © каждым днем
MWD Уровень воспитательной ра-
nl.

Ipeopox Momo

pena, как составлять планы, какие

мероприятия

исполиение заданий. ° one
настоящее время тт. Кал

j абугин и

Сорокин перед пюходом собирают партий-

актив подразделений, раз’ясняют за-

a поставленные командоважием. Акти-

Ы В ©в0ю` очередь доводят эти задачи
до всего личного состава: Ha походе се-
кретари прироко популяризуют опыт пере-
JOBHKOB Goopoit подготовки, истюльзуя для
этого. стенгазеты, «Боевые листки» низо-
вых агитаторов. fais

Ме помощь. оказал т. Дьяконов
лю командира подразделения по
политической части политруку т. Силенко.
Атгитационная работа здесь не была как
следует организована. Агиталоры не увя-
зывали беседь» с задачами подразделения.

Horne старались беседовать сразу с 30—

краснофлотцами — артиллеристами,
электриками,  комендорами,  дальномер-
щиками и другими специалистами. Беседу
с такой аудиторией, конечно, трудно было
увязать © конкретными боевыми задачами
отдельных краснофлотцев.

Заместитель командира корабля по по-
хитической части помог т. Силенко кон-
кротизировать агитацию, подобрать агита-
торов в кажхом отделении, в каждой груп-
пе из числа специалистов. Так, среди
артиллерийских электриков теперь прово-
ANT беседы кандидаты в члены партии
тт. Корягин, Беляк-и комсомолец т. Ф6-
дорченко, у комондоров-—кандидат в чле-
ны партии т. Волчков и комсомолец
т. Исаенко, у дальномерщиков-—коммунист
т: Лукьянцев. Все это способствует повы-
шению действенности агитации, делает ею
наступательной, ‘конкретной, дает возмож-
ность связывать ее с задачами, стоящими
перед отдельными бойцами.

Недавно в подразделении состоялась 66-
седа на тему: «Умело действовать в штор-
мовых условиях». важный вопрос
урежие всего касался группы краенофлот-
цев, которые расписаны по шлюпкам и па
постановку лееров. Политрук т. Силенко
поручил активистам младшим командирам
тт. Выперайленко и Кузьминову mobece-
AOBATH © личным составом о том, как надо
действовать в штормовых условиях. В ре-
зультате беседы повысилась  ответствен-
ность краснофлотцев за порученное им
дело.

Заместитель командира корабля m0 по-
литической части помог политруку т. Си-
ленко организовать работу и с младшими

мало интересовались политической подго-
товкой своих подчиненных, не принимали
Участия в общественной жизни. Им ука-
зали на это, раз’яснили их задачи м от-
ветотвенность за воспитание личного со-
става. В настоящее время младшие коман-
диры тт. Зозуля, Евдокименко, Федотов и
другие не только заботятся о специальной
подготовке своих подчиненных, но и помо-
гают им повышать политические знания.

Клуб корабля также перенес свою ра-
боту в подразделения. На многих кораблях
художественная ‘самодеятельность обычно
труппируется вокруг’ общекорабельного
клуба. Здесь же в каждом подразделении
организовая коллектив художественной ca-
модеятельности, состоящий из затейников,
плясунов, баянистов. №луб корабля‘ прово-
дит лекции и беседы главным obpasoM B
небольших подразделениях.

Партийное бюро корабля во время боль-

служить передовой
ив №, награжденный народным ко-
  пауж переходящим красным знаменем.
Ритиботниюи этого корабля на деле по-
вм командирам в организации боевой
 лиузки, Заместитель командира по по-
mmenk части полковой — комиссар
‚мюолов и секретарь партбюро полит-
 1. Марху основное внималгие уделяют
  зушичо-юлтической рабом в неболь-
 щ потраадедениях. Заместители коман-
(ща безых частей, секретари низовых
Чилных И комсомольских организаций,
шим агитаторы, чтецы, редакторы
OUT raver и «Боевых листков»—вот
пары, которыми постоянно руководят
Inmuannea тт. Дьяконов и ЖКарху. . Хол
1 зая положение в подразделениях,
я уюю позогают пизовым политработ-
ных в развертывании партийно-полити-
жый рабугы, добиваются, чтобы каждое
п вуприятие поднимало интерес бойцов
укеззому делу, повышало воинокую дис-
Tummy,

0 время в подразделениях, где се-
\иуими пизовых партийных организа-
Шт, боркин и Калабугин, были недо-
Ы в постановке па’ Йно-политической
Мты на похолах. Когда корабль нахо-
щи в (230, секретари этих ортанизаций
(MNO и умело работали, но 1-
маю менялось, как только выходили
тих, Происходило это потому, что в
зрыцаениях не могли приспособиться к
иыи условиях боевой подготовки, не
INDI инициативы и настойчивости,
Михй комиесар и политрук, тщатель-
} мучив деятельность руководителей
тп партийных организаций, не раз по-

дой группе подготовленных коммунистов
для атитационно-массовой работы. Они по-
могают налаживать в подразделениях с0-
циалистическое соревнование, руководят
выпуском «Боевых листков», постоянно
информируют личный состав о выполнении
кораблем боевых задач. На походах члены
партбюро оказывают помощь заместителям
командиров подразделений в организации и
проверке партийно-политической работы.
Улучшение партийно-политической pa-
боты в подразделениях на этом корабле
самым благоприятным образом сказалось
на боевой подготовке, повышении аван-
тардной роли коимунистов и комсомольшев,
укреплении воинской дисциплины.

Политрук И. НРАВЦОВ.

ие ee eee
a

комалдирами. Раньше младиеие командиры   У

гих походов и учений выделяет в каж-

ay eet

Секретарь партбюро линкора

КРАСНЫЙ ФЛОТ

i

Neca ESS

ela

«Парижская Коммуна» политрук А. Острягин

проводит с секретарями низовых партийных организаций инструктаж по плану

работы.

.

Фото Б. Шейнина.

Смотры художественной
самодеятельности

Два дня продолжалея в’ соединении N

смотр художественной самодеятельности. Он
показал,
соединения тяга к искусству, помог выя-
вить талантливых певцов,

как велика у личного состава

чтецов, музы-
кантов. :

Смотр открылся выступлением хора и
джазоркестра. Были исполнены «Кантата
о Сталине» и «Гимн партии большевиков».

С большим успехом выступал струнный
оркестр — «орденоносный оркестр» назы-
вают его в соединении потому, что боль-
шинство участников этого коллектива —
орденоносцы.

У оркестра отличные солисты — музы-
канты и плясуны. Герой Советского Сою-
за т. Нефедов прекрасно исполняет гопак,
мастерски пародирует западно-европейские

танцы. Орденоносец т. Лисицын виртуозно

играет на балалайке.

На смотре младший командир т, Асеев
прекрасно читал произведения Джамбула.
Этого чтеца приятный тембр голоса, хо-
рошая дикция, скупой, но выразительный
жест. Приятное впечатление оставили чи-

“‘TABIIHG свои рассказы орденоносец т, Ду-

шин и жена командира т. Вьюгина.

Сложный номер показали партерные зк-
робаты-краснофлотцы тт. Толмазан, Бух-
валов, Семенов и Хрустин. Группа гимна-
CTOB под руководством младшего‘ команди-
ра т. Кузина продемонстрировала четкую
работу на турнике.

Tak на высоком художественном уров-
не проходила почти вся программа. Слабее
других номеров были водевили и литера-
турные монтажи.

НОВЫЕ

Харпер. «Правда об Ютландском бое».
Е 1940 г. Стр. 120. Ц. 3 р.
к. аа.
Автор этой книти-—антлийский адмв-
получил возможность, написать ee
лишь в 1927 г., так как «только смена
руководящей верхушки допустила возмож-
ность отрицательной даже тех
фактов и лиц, которые до этого были вне
каких бы то ни было ».

Книга дает ясное представление 06 oc-
новных эпизодах Ютландекого боя и пред-
назначена для начальствующего состава
Военно-Морского Флота,

Инженер-капитан 3-го ранга С. М. Но-
виков. «Подводная лодка». Военмориздат.
Сар. 64. Ц. 50 к.

Первая подводная лодка, © которой‘ с0-
хранились вполне достоверные сведения,
построена в 1620 году. Расцвет подводно-
то плавания начинается лишь в ХХ веке.

На смотре была организована также вы-
ставка картин  художника-краснофлотца
т. Страхова и рукодельных работ жен
командиров. Лучшими из выставленных
произведений т. Страхова признана копия
с картины Айвазовского «Девятый. вал»,
портреты летчиков Героя Советского Союза
т. Губанова и орденоносца т. Морозова.
Очень хороши работы жён командиров тт.
Скобелевой, Азевич,
Копайгора и др.

Художественная самодеятельность соеди-
нения получила хорошую оценку.

И. ЦАРТ.

Краснознаменный Балтийский флот.
+++

Проведен смотр художественной самоде-
ятельности подразделений и школ Учебно-
го отряда Краснознаменного Балтийского
флота. :

С художественным чтением выступили
краснофлотцы тт. Мочалов, Константинов,
Леер и другие. Группа акробатов в соста-
ве младших командиров тт. Балакирева,
Тараканова, Сакирко и  краснофлотца
т. Лебедева выполнила сложные номера на
турнике. Отлично играл на балалайке
краснофлотец т. Остапенко.

Активное ‘участие в самодеятельности
принимают жены начальствующего соста-
ва. При отряде создан женский хор, кото-
рым руководит командир отделения т. Во-

лохонский, вы
ф. ВЫДРИН. _.

КНИГИ

Автор кратко рассказал об истории под-
водного плавания, привел основные дан-
ныю 9 подводных кораблях и их исполь-
зовании.

Брошюра рассчитана на краснофлотцев
и учащуюся молодежь.

Капитан 2-го ранга С. Н. Архипов. «На-
блюдение и связь на военном корабле». Во-
енмориздат. 1940 г. Стр. 76. Ц. 75 к.

Самые совершенные приборы связи на-
ходятся на вооружении флота. Роль связи
особенно в быютротечнох бою огромна. Не
раз из-за невозмюжности передать ситнал
или вследствие его опоздания развязка
босвых действий принимала иной харак-

тер. ;
Автор кратко рассказывает о роли чет-
вертой боевой части на корабле и. ее тех-
нических средствах.
Броппора предназначена для краснофлот-

‘оружием

сделать достоянием всех,

Фомичевой, ‹ Лятоха, -

ee

Сердечно благодарю все организации, группы и OT-

дельных лиц за присланные

в связи с моим шестидесятилетием.

7 февраля 1941 года.

приветствия и поздравления

К. ВОРОШИЛОВ.

НА ГАЗЕТНЫЕ ТЕМЫ

Пропагандистская статья
в газете

(«Красный Балтийский флот»)

ЦК ВКП(б) указал: «В пропаганде map-
ксизма-ленинизма главным, решающим
должна ‘являться печать —
журналы, газеты, брошюры, ‘& устная
пропаганда должна занимать  подсоб-
ное, вспомогательное место. Печать дает
возможность ту или иную истину сразу
она поэтому
сильнее устной пропаганды».

Отсюда понятно, как велика роль крас-
нофлотской тазеты в пропагандистской ра-
Gore. Газета «Красный Балтийский флот»
за последние месяцы значительно увели-
чила печатание материалов, пропаганди-
рующих марксистско-ленинскую теорию.
Она дает статьи «В помощь групповоду по-
литических занятий» по истории СССР и
статьи в помощь агиталору. За декабрь
прошлого года напечатано 13 сталей, 3a
первую половину января — 4. Количе-
ство более чем достаточное. Отдельные
статьи налисаны на злободневные полити-
ческие темы: «Защита отечества -—— ©вя-
щенный долг каждого гражданина СССР»
(Иоселев), «Дружба двух народов» (Нин-
берг), «Ленин и Сталин о значении органи-
зации и дисциплины» (Чапуркин). Они,
несомненно, окажут большую помощь
краснофлотцам, пропагандиетам и атитато-
рам.

Но газета поместила также статьи, не
являющиеся для краснофлотской печати
актуальными и обязательными: например,
«Отуена крепостного прав» в России»,
«Значение христианства в развитии Киев-
ского государства» и др. Материал для по-
литзанятий на эти темы корабли имеют,
ин групювохы политических занятий легко
могут его найти. Восполнить недостаток
учебников по ‘истории CCCP тазета все
равно не сможет.

Пытаясь оказать помощь краснофлотцам
в изучении истории СССР, газета не ока-
зывает этой помощи в изучении истории
партии. За полтора месяца помещено крайне
мало теоретических статей. по истории пар-
тии, по экономическим вопросам, сталей,
популяризующих отдельные шюизведения
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Газета
дает недосталочно материалов: для атиталу-
ров. я

06’яснение ограниченности тематики
надо искать в том, что вокруг тазеты не
сплочены пропатандисты флота. Только
некоторые из них (тт. Щедренок, Кононов)
систематически пишут в газету. Не расши-
ряя круга авторов и не утруждая себя вы-
бором тематики, редакция ограничивается
тем, что дает статьи этих 2—3 авторов.
Олнообразны и формы печатной пропаган-
ды: нет ответов на вопросы читателей; нет
консультаций, не разбираются по содержа-
пию лекции и беседы, проводимые на фло-
те. В «Красном Балтийском флоте» мало
рецензий на книги. Cars

Балество напечатанных статей, их идей-
ный уровень не всегда отвечают высоким
требованиям, пред’являемым к пропаган-
дистским материалам. Bor, например,
статья т. Чатуркина «Ленин и Сталян ©
значении организации и дисциплины».
Статья очень актуальна. Но, к сожалению,
автор не насытил ее яркими фактами из
практики, показывающими значение воин-
ской дисциплины. Свои доводы автор под-
врепляет единственным примером, относя-
щимся к... 1915 roxy.

Совсем иначе написана статья т. Иосе-
лева «Защита отечества — священный
‘долг каждого гражданина СССР». На кон-

кретных исторических примерах автор по-
козывает, что буржуазия давно осквернила
слово «родина». Буржуазия торгует роди-
ной в угоду своим классовым интересам.
«Только трудовой народ был и остается
единственным и неподкупным стражем
своего’ отечества», —пишют т. Иоселев. 9
положение он подкрепляет фактами и сеыл-
ками на классиков марксизма — Ленина и
Сталинз.

Статьи тт. Кононова и, Щедренок велики
по размеру и написаны тяжелым языком.
Авторы и редакция, видимо, забыли, что
статья краснофлотской газеты должна» пи-
саться безусловно политически трамотно,
образно, коротко и просто. Между тем в
статье т.’ Кононова можно прочесть и та-
кую фразу: «Древнейшие ‘обезьянотюдобные
люди (питекантроп, ‹синантроп, гейдель-
бергский человек)- еще не имели религиоз-
ных верований». это пишется для
краснофлотца!

Вроме того статья не дает четкого отве-
та, ючему Владимир решил принять имен-
HO христианскую фелитию, & не другую.
Экономическое и политическое влияние
Византии на Россию по Кононову-—дело
второстепенное, а то, что христианская ре-
лигия научила лучше обманывать народ,
выходит, —основное.

Статья т. Щедренок «Как возникло го-
сударство» (13 декабря) по содержанию
‘слаба. Пытаясь ответить на вопрос: «Как

тот исторический процесс разви-
тия человечества, в результате. которого
возникла частная собственность и деление
общества на. классы, возникло государ-`
ство?» (стиль-то каков!), автор показы-
вает, на каком материале изучается исто-
рия материальной культуры, хотя к теме
этот вопрос прямого отношения не имеет.
Затем, давая периодизацию первобытно-
общинного строя в том виде, в каком она
сложилась в археологии, и увязывая еб с
тем, как определяет периодизацию Энтельс,
автор не об’ясняет поставленного вопроса.
0б’яснения автора не помогают, & только
запутывают читателя, ‘так как вопрос о
происхождении государства не есть вопрос
археологии.

Две трети всей статьи автор отво-
дит характеристике первобытно-общинного
строя по его периодам. И только в конце
кратко и невнятно говорит о ‘разложении
родового строя, возникновении классов и
государства, причем здесь уже нб приводит
фактов; не дает необходимых раз’яснений.
Статья т. Щедренок — скорее’ «заметки о
первобытно-общинном строе», чем статья
на тему «Как возникло государетво». По-
видимому, автор сам нечетко знает этот
вопрос, & в редакции не поработали над
материалом. ]

Статья «Отечественная война 1812 т.»
(17 декабря) того же автора полнее 10
фактическому материзлу; но анализ фзак-
тов слаб. Статья не дает оценки народным
тероям, замечательным русским полковод-
цам. Этото недочета легко можно было бы
избежать, если бы в тазете более тща-
тельно редактировали материал и повысили
требовательность к авторам.

«Красный Балтийский флот» печатает
много пропагандистских статей. Но вопро-
сы, которые в них освещаются, не всегда
злободневны, ‘идейное содержание статей
невысокое. Газета может и должна быстрее
устранить эти недостатки, подняв печат-
ную пропаганду на более высокий уровенъ.

Д. КОРНИЕНКО.

Из истории ‘боевых кораблей

Героический миноносец

там». Вскоре стали на якорь у Николаюв-
ского моста (ныне—лейтенанта Шмидта).
Темнело. Зажглись прожекторы «Самсона»,
и их яркие лучи освещали безлюдные на-
берожныю Петрограда.

В 22 часа началоевь
команды.

— Присоединиться к Кронштадтокому
Совету Рабочих и Крестьянских Депута-
тов, свергнуть Временное  правитель-
ство!-— решили собравшиеся моряки. ^

Вдруг ночную тишину разорвал орудий-
ный выстрел. Это стреляла «Аврора».
Wf одновременно со всех сторон затрещали
пулеметьь, раздались ружейныю залпы.
Часть команды «Самсона» и моряки «Рес-
публики» высадились на набережную и
присоединились к войскам, штурмовавшим
Зимний. -

В последующие дни «Самсон» оставал-
ся в Потрограде для защиты столицы от
контрреволюционных банд: Эсеровекая пе-
чать изошрялась в клевете на моряков.
Газета «Дело народа» писала, что матросы
«Самсона» были одурачены и пришли В
Питер, не зная, зачем. Возмущенная такой
ложью, команда миноносца заявила, ‘что
«если Ha защиту. прелставителей ‘народа
придется прибегнуть к силе оружия, по
распоряжению наших высших органов мы

стрелять».
ей 1917—18 года «Самсон» провел в
Гельсингфорсе, & весной в числе 211 ко-
раблей совершил исторический Ледовый

в Кронштадт.
и. грозные события. В Архан-
тельско высадились интервенты, Моряки-
балтийцы первыми откликнулись на при-
зыв партии итти защищать завоевания ре-

ии.
ть матросов «Самсона» ушла на
фронт. Оттуда доблестные моряки писали
судовому комитету корабля: «Товарищи,
как можно будьте стойки на каждом шагу,
ибо англо-французские авантюристы хотят
задушить нашу свободу, но мы, товарищи,

№дно вечером 23 октября 1917 года
№ клуба моряков в Гельсингфорсе <
Тим распахнулась.

— № здесь в «Самеона»?—крикнул
леший. —Срочно na корабль!

Tino бесодовавшие за одним из етоли-
%8 пять моряков быстро поднялись и вы-
ат па улицу.

(казалось, что  только-что состоялось
penne заседание Центрального Коми-
№ Базтийского флота, на. котором реши-
И поедать наиболее надежные корабли в
“ига для поддержки революционных
mite, Миноносцу «Самсон» было приказа-
9 шуотовиться к походу. :

— Ilpuyerea поход отложить, — заявил
Изинер-моханик.—У главной магистрали
Чупровоа между фланцами прорвало
Зумыки. Потребуется несколько дней на
итравление,

Муанаа запротестовала:

— Прочь механика! Даешь ремонт!

DIKE, HO теряя ни минуты, сами ‚ста-
Ч справлять магистраль. А в это. время
\ Мур миноносца уже принимали нефть и
Тиукты. Не прошло и трех часов, как
УАбль смог отойти от стенки; броме эки-
а «Самсона» па миноносце вышли В
Tyrpar 100 моряков с «Республики»,
позременно Кронштадтский Исполнитель-
  № Комитет получил из действующего
fine телеграмму: «Привет _ Врасному
идту.  Эскадренные — миноносцы
‘аеон» и «Забияка» идут к вам на. по-
‘im. Пикделуют прямо в Петроград».
„2 походе на «Самсоне» приняли прика-
Bt Военно-Морского Революционного Во-
из:

общее собрание

«Самсон, Забияка. Срочно. Притти не-
ето в Петрограл и поступить ‘в рас-
‘Чажение штаба Кронштадтского отряда
1% «Ачурв». Пока спокойно. Веф говорит
3 паб, Подробности на месте».

вечеру «Самсон» входил в устье Не-
№. На корабле подняли большой красный
Штат с лозунгом «Вся  власт ве-

‘окого флота:

ся блестящими крейсерскими операциями
против шведов. Фрегат строился за грани-

’ цей, и 27 июня 1711 года пришел в Рос-

скажем им так: «Умрем, но не сдадим сво-
боду».

16 октября 1919 года на «Самсоне» по-
лучили приказание Реввоенсовета Балтий-
«Всей команде...  пригото-
виться к выступлению на фронт». ,

К 6 часам вечера матросы «Самсона» в
полном составе. прибыли во 2-й Балтий-
ский флотский экипаж. Здесь формировал-
ся Петроградский батальон моряков особого
назначения, & на рассвете 17-го он высту-
пил на позиции против банл Юденича.

Моряки проявили исключительную стой-
кость под ураганным артиллерийским ог-
нем противника. Когда враг был разгром-
лен, матросы постепенно стали  возвра-
щалься на корабли. Но там вместо старых
моряков с боевыми и революционными
традициями ‘были элементы, чуждые фло-
ту, проникнутые шкурными ‘интереса-
ми. Корабли не ремонтировахись, топлива
не было, паек был окудным.

} ‘ * ok

`В 1922 roxy комсомол принял шеф-
ство нал флотом. Молодое пополнение
сразу взялось за восстановление  кораб-
‚лей. Флот‘ очищалея от  негодного. To-
рабли вышли в первое плавание. И одно-

`

временно 6 восстановлением кораблей
изменились и их прежние названия.
Миноносец «Самсон» в 1923 году был

назван именем великого. вождя трудящихся
товарища Сталина. Товарищ Сталин, быв-
ший в то время народным комиссаром по
делам национальностей, прислал кораблю
свой портрет с личной надписью.

*

0 первом корабле, носившем ‘имя «Сам-
сон», сохранилось очень мало данных. Из-
вестно, что он строился в Воронеже в на-
чале ХУШ века и был спущен на воду в
1704 году. Дальнейших сведений ‘о нем
нет.

Миноносец «Самсон» получил свое наз-
вание в память героического фрегата Bax-
тийского флота «Самсон», прославившегю-

сию.

«Получил ныне з16сь тот корабль, —пи-
сал Меншиков Петру Г— 0 котором в
бытность Вашу здесь вам доносил и оным
кораблем вашу милость презентую.

Мы за здравие ваше... на нем воспоми-
ная вашу к нам любовь и дав ему имя
Самсона (понеже в день св. Самсона, сюда
прибыл) зело веселились...»

Фрегат был «во всем изрядно сделан».
Когла он шел or Ревеля к Петербургу,
шведские корабли долгое время гнались 3&
num, но «Самсон» легко ушел от неприя-

теля.

В марте 1715 года Петр Г приказал вы-
делить несколько кораблей для отдельного
крейсерства, чтобы действоваль на мор-
ских торговых путях. Командирам кораб-
лей вменялось в обязанность особенно смот-
реть, чтобы не встретиться с большими
неприятельскими кораблями, ‘а тем более
с эскадрой. В этом случае— отступать к Ре-
велю или к Риге. А если у Риги еще лед,
то отойти к Моонзунду или Пернову, куда
большие военные корабли не могли войти.

«Как сие, так и прочее все, что к на-
шей пользе, & неприятелю к убытку, чи-
нить, как добрым и ‘честным офицерам и
верным слугам надлежит»,— так говори-
лось в инструкции Петра.

11 апреля 1715 года «Самсон» ‹нахо-
дился в крейсерстве у курляндских бере-
тов и обнаружил один неприятельский
капер. После ожесточенного сопротивления
противник сдался. На другой день, на рас-
свете, в 8 милях от Виндавь было обна-
ружено дхругое неприятельское судно, кото-
рое без боя спустило флаг, увидев прибли-
жение. «Самсона». А 16 апреля, утром,
усмотрев около Виндавы третий. калер,
фрегат. гнался за ним до 3 часов дня и,
догнав в б милях от Готланда, взял в
плен. Два из захваченных кораблей «Сам-
сон» привел в Ревель, & третий был сож-
жен, так как сильно пострадал от огня

‘русского фрегата. На калерах было 39 пу-

шек и 154 человека команды.

Во время кампании 1718 года корабль
«Перл» и фрегат «Самсон» снова крейси-
ровали у курляндеких берегов.

Инструкция предписывала: «Брать ‘не
только шведских, но’и всех” в Швецию и
из Швеции идущих, чьи бы ни были, кро-
ме голландских и французских».

26 июля, на рассвете, под Готландом бы-
ла обнаружена пол. берегом. шведская шня-
ва. С «Самсона» и «Перла» послали по
две вооруженных шлюпки, чтобы захватить
ее. Шведы перевезли на берег 4 пушки,
намереваясь оборонять  шняву с берега.
«Самсон» подошел ближе, насколько поз-
волила глубина, стал на якорь и открыл
огонь по неприятелю, в то время как
шлюпки подходили к берегу. Шведы по-
дожгли судно; & русские моряки BbICAAH-
лись и захватили пушки. Шведы бежали.
В течение кампании 1718 года «Самсон»
захватил 8 призов.

В следующем году фрегат снова крей-
сировал в районе Готланда и взял еще
несколько призов. После окончания вой-
ны со Швецией «Самсон» плавал в Бал-
тийском море и был разобран в сороковых
тодах.

жж 3

Название «Самсон» принадлежало еще
трем бомбардирским кораблям, спущенным
в 1721, 1740 и 1758 тг., и двум более
мелким судам, плаватним в Каспийской и
Сибирской флотилиях.

Прошло около 150 дет, и снова название
«Самсон» появилось в русеком флоте. Сна-
чала его присвоили вспомогательному <уд-
ну, & затем— одному из эсминцев, наме-
ченных к постройке по малой судострои-
тельной программе.

Заложенный в мае 1915 года, он был
спущен в 1916 году ис 21 ноября. 1916
года зачислен в действующий флот.

«Самсон», входя в состав морских‘ сил:

Рижского залива, принимал в. 1917 roxy
деятельное участие в боях © неприятелем
во время Моонзундской операции и не
раз выдерживал натиск превосходяще-
го в силах противника. Русский флот,
вынужденный покинуть Моонзунд,  скон-
центрировался в Ревеле и Гельсингфорсе.
«Самсону» пришлось вскоре после возвра-
щения с босвых позиций “участвовать в
борьбе за установление власти Советов.
Центральный Комитет Балтийского фло-
Ta B резолюции, принятой 24 октября
1917 тода, приветствовал Всероссийский

с’езх Советов и выражал «пламенное же-
лание и твердую уверенность,. ITO C est
достойно решит выпавшую на его долю по-
четную задачу».

Балтийский флот с своей стороны заяв-
лял, что он «поддержит борьбу с’езда за
власть всеми своими вооруженными сила-
ми. Приветствие и резолюцию поручено до-
вести миноносцу «Самсон».

* ok

7 марта 1924 тода высшее морское
командование, «отмечая с удовлетворением
успехи отдельного дивизиона эскадренных
миноносцев ского моря в деле бо-

евой подготовки и технической налажен-

ности, а также в области организации
службы и обучения личного состава и его
политического воспитания», об’явило эки-
‘пажу миноносца «Сталин» благодарность.

Миноносец «Сталин» принимал участие
в первом длительном походе Балтфлота в
1925 году под’ флагом М. В. Фрунзе и в
дальнейшем не раз участвовал в походах
на Балтике.

В’ 1936 тоду корабль вместо с ‘другим
миноносцем вышел в поход на Дальний
Восток Северным морским путем. Это пла-
вание было исключительно ценным для
морской закалки личного состава. Жесто-
кие штормы, туманы сопутствовали похо-
ду корабля. Не раз арктические льды ско-
вывали его, ‘относили от намеченного кур-
са, но с помощью ледокола миноносец вы-
рывался из ледяного плена и шёл вперед.

кие моряки и на этот раз победи-
ли стихию. Корабли благополучно прибыли
во Владивосток. Е

В 1938 тодух когда 1-я Отдельная
Краснознаменная армия шла на штурм
Заозерной, миноносец  «Оталин» нес
боевую вахту у советских берегов. Rpac-
нофлотцы были готовы в любую минуту
выступить в бой против врата.

Пятый год миноносец бдительно несет
вахту на морских рубежах Тихого океана.
За эти годы на корабле выросло немало
отважных моряков, пламенных патриотов
своей родины, тотовых по первому зову
партии и правительства итти в бой за ро-
AWHY, за того, чье имя с гордостью носит
миноносец,— за товарища Сталина.

С. МОИСЕЕВ.