условиях, близких к боевым

Новый корабль вскоре после спуска со
стапелей вышел в море для выполнения
ответственного задания. Условия, в кото-
рых предстояло работать личному составу,
были максимально приближены к боевым.

— В этом походе, — говорил командир
корабля, — длительном и сложном, олной
находчивости, выдержки = недостаточно.
Надо много и настойчиво работать по освое-
нию техники, изучению ‘меневренных ка-
честв корабля, режийа работы механизмов.

Требования командира стали известны
всем бойцам — по боевым частям прошли
беседы.

Командир пятой боевой части стар-
ший инженер-лейтенант т. Рыбкин при-
шел на корабль со школьной скамьи. Он
ясно представлял себе сложность предетоя-
щей работы, радовался и гордился своим
назначением, но заметно беспокоился:
«Справлюсь ли?». Но стоило только выйти
в море, окунуться в работу, как чувство
беспокойства стало незаметно сглаживать-
ся. Правда, и во время похода, особенно
в первые дни, т. Рыбкин волновался. Это
было особенно заметно, когда командир ко-
рабля приказывал итти полным ходом.
Тогда командир боевой части спешил Е вах-
те, проверял работу каждого человека, об’-
яенял, за какими механизмами необходимо
особенно внимательно следить. Он частень-
ко прослушивал агрегаты, присматривался
к показаниям приборов.

Следуя примеру своего командира, лич-
ный состав боевой части работал четко,
строго соблюдая правила и наставления.

Возле трех важных агрегатов стоял
вахту старший специалист т. Юфреков.
Надо было видеть, с каким вниманием и
прилежностью выполнял он свои обязан-
ности. Командир боевой части не помнит
такого случая, когда бы механизмы, обслу-
живаемые Юфрековым, отказали в работе.

— Не только не отказывали, но и
не капризничали, — говорит т. Рыбкин.

Командир боевой части воспитывал у

чиненных чувство ответственности за
пбрученное дело. Не раз, собрав бойцов и
младших командиров в кубрике или у ме-
ханизмов, он говорил:

— В работе нельзя отвлекаться. Чуть
затляделея — упустишь масло, сожжешь
подшипники. К работающему механизму
надо прислушиваться, и особенно на пол-
ных ходах. В это время без достаточной на-
тренированности трудно уловить посторон-
ний звук во вспомогательных механизмах.

На походе, не прекращаясь ни на мину-
ту, шла учеба. Стоящие на вахте практи-
чески закрепляли знания, полученные в
школе, в кубрике. Свободные от вахты
проходили индивидуальную подготовку
с командирами отделений, со старшими
специалистами, изучали схемы, чертежи.
В каюту командира БЧ-5 частенько захо-
дили старшина группы электриков Шалаев,
командир отделения Ермаков, краснофлотцы
Королев, Сергеев, Анисимов. Они разрешали
непонятные вопросы, брали руководство по
двигателям, электромоторам. Интерес к изу-
чеёнию материальной части был огромный.
Каждый хотел больше знать, чтобы лучше
работать во время несения ходовой вахты.

Всю боевую жизнь части тщательно
планировал старший инженер-лейтенант.
Каждая минута использовалась для даль-
нейшего совершенствования. Люди учи-
лись и на собственных ошибках.

Бойцы и командиры совершенствовались
с каждым днем. Один из лучших краено-
флотцев—т. Мигдалев—настолько освоил
магистрали и материальную часть двигате-

ля, что был допущен на пост! управления,
Это — ответственная вахта.

В первые дни вместе с Мигдалевым
неотлучно „был командир боевой части.
У действующих механизмов он ‘раз’яснял
основные моменты управления двигате-
лем—реверсирование, регулировку показа-
ний приборов; рассказывал о том, что надо
делать в случае падения давления масла,
топлива, как определить характер неис-
правности машины.

Краснофлотец Мигдалев отлично спра-
BIANCA со своими обязанностями в течение
всего похода. Был случай, когда при пере-
ходе из базы М в одной из машин оказа-
лось мало масла. От этого стала певышать-
ся температура. Мигдалев быстро перешел
на подачу масла с другой машины, прочи-
стил фильтр. Температур»  понизилахь.
В работе он всегда инициативен и наход-
чив, а там, где дело касается борьбы 3a
сохранение живучести механизма, дей-
‘ствует уверенно и решительно.

Часто корабль попадал в сильные пгтор-
мы. Некоторые бойцы испытывали силь-
ныю приступы морской болезни. И несмотря
на это, они не отходили от машин, безуко-
ризненно несли вахту. Однажды в шторм
краснофлотец Королев чувствовал себя
очень плохо, HO HO соглашалея пойти
в кубрик. При помощи товарищей он от-
стоял вахту до конца.

Командир боевой части строго следил
за. содержанием и исправностью механиз-
мов. Мельчайшие дефекты, отмеченные 8B
дни похода, регистрировалиеь и при. удоб-
ном случае устранялись. Для текущего ре-
монта механизмов использовалось время
стоянки под погрузкой. Работы распреде-
лялись по заведызаниям. Краснофлотцы под
руководством командиров самостоятельно
притирали клапаны, набивали сальники,
проверяли установку зазоров, разбирали и
промывали подшипники.

Личный состав работал с увлечением.

Бойцы отделения т. Ермакова перевыпол-
няли нормы. Большую заботу о состоянии
механизмов проявлял командир отделения
котельной группы т. Чиркин. Через опре-
деленныю промежутки времени он обяза-
тельно проверял состояние котла. Тов. Чир-
кин сам приготовлял банник, скребок и
раствор для щелочения. м

`Как бы ни был сложен поход, пятая
боевая часть не забывала 06 отработке
аварийных задач. ЦПлавая в осенне-зимних
условиях, легкий корабль подвержен вся-
ким неожиданностям. В ним нужна соот-
ветствующая подготовка. Поэтому на по-
ходе решались сложные аварийные задачи.

По условиям одной из задач корабль на
ходу получил пробоину. Создали крен, по-
гас свет, отсек залило водой. Условно про-
рвался коллектор, дым застлал помещение.
Под руководством командира БЧ-5 и ис-
полняющего обязанности командира отде-
ления т. Заболотько бойцы в противогазах
в абсолютной темноте вооружили шланги,
эжектор, проверили клапаны, пустили на-
вос. Одни откачивали воду, другие быстро
заводили пластырь. 1

Поход завершен. Во всех боевых частях
подводятся итоги работы. Старший инже-
нер-лейтенант т. Рыбкин отмечает безава-
рийную работу механизмов, значительный
рост и военно-морскую закалку своих под-
чиненных. За отличные показатели в рабо-
те старшина группы Шалаев и красно-
флотец Мигдалев получили благодарность
от Военного совета флота. Похвально от-
зывается о деятельности электромеханиче-
ской части командир корабля.

А. ВИКТОРОВ.

Зимняя спартакиада Пинской флотилии

- ПИНСК, 8 февраля. (От наш. корр.). На-
чалась зимняя спартакиада Пинской фло-
тилии. На широком плацу выстроились
участники соревнования — конькобежцы,
хоккеисты, лыжники. Старший судья со-
ревнований капитан-лейтенант т. Борисов

отдал рапорт командующему флотилии ка-
питану 1-го ранга т. Рогачеву, который
выступил с краткой речью и поздравил
спортсменов с началом спартакиады.

В 14 часов был дан старт лыжного про-
бега на дистанцию в 20 километров.

КРАСНЫ

Шлюпочные гонки на отдаленном рейде.

Й ФЛОТ

ть
НЕА

Первое место заняла шлюпка под

управлением мичмана Жукова (линкор «Парижская Коммуна»). Фото Б. Шейнина.

Отработка

погружения

подводной лодки

В одиночной подготовке подводной лод-
ки самый ответственный момент-—отработ-
Ka погружения. Своевременность погруже-
ния или всплытия обеспечивает лодке
успешное использование оружия или укло-
нение от противника. Весьма характерно,
что болынинство подводных лодок, погиб-
ших в первую империалистическую войну,
было уничтожено в Момент погружения
или веплытия, когда они находились в без-
защитном положении. Этот факт лишний
раз напоминает, насколько важно система-
тически тренировать’ личный ‹остав ввы-
полнении нормативов погружения, после
того как удовлетворено первое требование—
четкость и безошибочность действий.

В зависимости от обстановки подводная
лодка пользуется одним из трох видов по-

тружения: 1) пробное погружение,
2) диферентовка, 3) срочное  погру-
жение.

Пробное погружение производится, как
правило, только при испытании вновь по-
строенной лодки, после длительного ремон-
та, после докования, а также перед вы-
ходом в море при наличии большого изме-
нения в нагрузке подводной лодки. Проб-
ное погружение выполняется всем личным
составом. с разделением процесса на ряд
предваряемых командами действий.

Диферентовка производится для приве-
дения остаточной пловучести и диферен-
та к заранее заданным величинам.

Срочное погружение всем личным соста-
вом применяется, когда лодка находится
в боевой готовности № 1 или после артил-
лерийского боя лодки с транспортом.

Срочное погружение. одной вахтой яв-
ляется основным видом погружения в усло-
виях как боевой подготовки, так и факти-
ческих боевых действий.

Отработка погружения должна произво-
диться в следующей последовательности:
пробное погружение, срочное погружение
всем личным составом, срочное погружение
одной вахтой.

Сначала необходимо во всех деталях от-
работать процессе погружения в базе-бухте
и только после сдачи лодкой зачета по это-

му маневру на «отлично» допускать по-

гружение в’ море, причем с обязательным
условием— отныне все погружения произ-
водить только срочно (в зависимости OT

обстановки всем личным составом или од-

ной вахтой).

Проворзчивание механизмов, прорерка
лодки на герметичность, приготовление к
погружению и прием расчетной  диферен-
товки должны быть произведены еще у бо-
на при подготовке к походу. Только выпод-
нив это, командир будет уверен, что в море

Строительство линкоров в США

В историю крупного кораблестроения
США 1940 год войдет как особая дата.
В этом году исполнилось 50 лет со дня
вступления в строй первого американского
броненосца «Мэйн». Всего за истекшие пол-
века в Соединенных Штатах Америки бы-
ло построено и запроектировано 70 линей-
ных кораблей. Последний, 71-й корабль,
еще не получивший своего названия и от-
меченный в планах как «ВВ-70», утвер-
Жжден к постройке в 1940 г. В этом же
году были заложены первые американские
линкоры-гиганты по 45 тыс. тонн, и, на-
конец, конгрессе США утвердил невидан-
ную до сих пор по размерам шестилетнюю
программу создания «флота двух океанов»
более чем в полтора миллиона тонн. В эту
программу включена постройка линейных
сил общим водоизмещением в 385 тыс.
тонн, не считая 10 уже строящихся еди-
пиц. Таким образом, в течение ближайших
1—8 лет флот США получит новые ли-
нейные корабли общим водоизмещением
почти в 800 тыс. тонн.

В процессе подготовки ко второй импе-
риалистической войне строительство круп-
ных линейных сил было развернуто все-
ми основными морскими державами. Фран-
ция, Италия и Германия заложили по че-
тыре корабля в 35 тыс. тонн каждый;
Япония несколько опередила их и по ко-
личеству и по размерам своих новых лин-
коров; для английского линейного флота
предусмотрено пополнение из 11 кораблей
общим водоизмещением в 445 тью. тонн.
Таким образом, размах и темпы перево-
оружения линейного флота США оставля-
ют далеко позади морские программы
остальных капиталистических стран. Это
вызвано рядом причин.

K началу первой мировой войны аме-
риканский флот насчитывал в строю и
постройке 39 линкоров, не считая несколь-
ких устаревших. По условиям морского
соглашения, заключенного в Вашингтоне в
1922 г., США были оставлены 18` линко-
ров, все остальные пришлось разоружить
или переконструировать для других целей.
Договор разрешал замену линейных кораб-
лей после их 20-летнего пребывания в
строю, причем замещение допускалось
только для 15. Лондонский морской дого-
вор 1936 г. удлинил срок пребывания
линкоров в строю до 26 лет; это решение

было утверждено американским конгрес-
сом. К 1937 г., когда снова началась
усиленная гонка морских вооружений,
США имели в строю 15 линейных кораб-
лей постройки 1912—1923 rr., в так-
тико-технических данных которых были
ярко отражены идеи американской мор-
ской стратегии.

Американский военно-морской историк и
теоретик адмирал Альфред Тейер  Мэхэн
счнтал, что Америка—это по существу боль-
шой остров, и всемерно проповедывал необ-
хедимость усиления «морской силы» своей
страны. Первая книга Мэхэна, вышедшая
в свет в 1890 г., дала толчок развитию
военно-морского флота США, а его теории
наложили глубокий отпечаток на строи-
тельство американских кораблей и, в ча-
стности, линейных. Мэхэн утверждал, что
«...конечная цель военного флота заклю-
чается не в преследовании и но в отступ-
лении, но в господстве ка море... Если все
основано на скорости, & не на мощи, TO
уничтожение может быть отерочено, но из-
бежать его можно, лишь оставаясь в пор-
ту... Но скорость, а наступательная мощь
является доминирующим фактором в вой-
не... В линейном корабле скорость занима-
ет второе место после артиллерийской мо-
щи...» (А. Т. Мэхэн. «Уроки войны с
Испанией»).

В соответствии с этими взглядами все
находящиеся сейчас в строю американские
линкоры вооружены мощной артиллерией
из десяти-—двенадцати 356-мм или 406-му
орудий, двенадцати 127-мм орудий и вобь-
ми зенитных пушек, имеют наиболее тол-
стую, в ‘сравнении © кораблями других
стран, броню (356—406 мм по вертика-
ли), дальность плавания в 12 тыс. миль
(лля английских линкоров «Нельсон» и
«Родней» постройки 1927 г. она не пре-
вышает 7 тык. миль) и скорость хода в
21—22 узла—значительно меньшую, чем
у кораблей такого же класса остальных
морских держав. Американский военно-
морской писатель Флетчер Пратт откровен-
но признал в 1939 г., что «линкоры США
самые тихоходныю, поскольку нельзя соче-
тать максимум орудий, брони и скорости
хода... и построены в соответствии с иде-
ей сокрушения противника превосходящим
артиллерийским огнем в параллельном
бою... в открытом‘ океане».

В современных условиях ведения мор-

ской войны, при ‘значительно возроеших
скоростях и технических усовершенетвова-
ниях, эти тихоходные корабли явно уста-
рели. Тем более, что некоторые из них—
«Арканзас», «Техас» и «Нью-Йорк» —
находятся в строю уже более 26 лет. По-
этому правительству США, учитывавшему
военно-морское строительство других изпе-
риалистических держав, пришлось срочно
принять грандиозную программу перево-
сружения.
° Динкоры не случайно заняли ведущее
место в этой программе. Правла, развитие
новых видов оружия-—подводных лодок и
особенно авиации—вызвало у многих спе-
циалистов сомнение в возможности и це-
лесообразности сохранения крупных над-
водных кораблей. Первые успехи герман-
ской авиации в текущую войну в боях у
берегов Норвегии дали повод к оживлен-
ной дискуссии на эту тему. События, од-
нако, показали поспешность ‘и неправиль-
ность выводов 0 преимуществах авиации
перед надводными кораблями. Именно по-
этому председатель морской комиссии аме-
риканского сената Уолш в своей доклад-
ной записке, представленной конгрессу в
1940 т., писал: «Ничто пока не говорит о
том, что линкоры или другие надвохные
корабли устарели... Если мы не обеспечим
себя. достаточным количеством  AMHKODOB,
мы сами приведем к тому, чего больше
всего боимся, —перенесению войны к па-
шим собственным берегам... Наш флот,
если он будет соответствовать своему наз-
начению, сможет уничтожить силы не-
приятеля в море, не подвергаясь риску
быть уничтоженным самолетами с его
авианосцев или подводными лодками».

0 конструкции и тактико-технических
особенностях строящихся и запроектиро-
ванных американских линкоров можно су-
дить на. осповании некоторых данных ино-
странной: печати. Но, говоря в дальнейшем
о новых линейных кораблях, надо отметить
один факт.

За полвека существования американско-
го линейного флота ни один из его кораб-
лей не подвергался испытанию в б0ю с
линейными силами противника. Из всех
построенных кораблей этого класса лишь
первенец «Мэйн» погиб` в результате
взрыва в 1898 г. в Гаванне (о. Ку-

лодка в любой момент будет готова к по-
гружению.

Так как требования к состоянию корпуса
в базе и в море одинаковы, а расписания
по проворачиванию механизмов и при-
тотовлению к погружению во многом дубли-
руют друг друга, целесообразно свести их
в одне расписание по приготовлению лодки
к походу.

Этим мы достигнем того, что личный со-
став будет при проворачивании механизмов
делать то же, что и во время приготовле-
ния к походу. Ежедневная тренировка вы-
работает автоматизм в действиях. Вроме то-
го и при. стоянке в базе мы будем твердо
уверены в герметичности корпуса.

В море после об’явления готовности и
вступления очередной смены на вахту по-
следняя должна принять не только. непо-
средетвенно обслуживаемые механизмь, но
и проверить готовность. боевых постов к
погружению. Этот момент необходимо отра-
зить в расписании по готовностям, чтобы
быть уверенным. в действительной срочно-
сти и безопасности погружения.

После отработки всех способов потруже-
ния надо переходить к погружениям при
наиболее вероятных неисправностях мате-
риальной части. Сюда прежде всего отно-
сятся заседания в кингстонах и неравномер-
ное их открытие, заедание клапанов венти-
ляции концевых и бортовых систерн. Надо
помнить, что если при пробном или сроч-
ном погружении всем личным составом го-
товность лодки к погружению заранее про-
верена и люди етоят на «товсь», то сроч-
ное погружение одной вахтой, как правию,
производится внезапно, что обязывает дер-
жать все посты в постоянной готовности.

Срочное погружение одной вахтой произ-
водится только личным составом, стоящим
нас вахте. Бойцы других вахт остаются на
том же месте, где их застал сигнал, не
принимая участия в процессе погружения,
так как вскочивший $0 CHa человек легко
теряется и может делать не то, что надо.
Вроме того вмешательство личного состава,
не стоящего: ‘на вахте, может привести к
пропусеку отдельных действий по срочному
погружению.

Отработку можно считать законченной в
том случае, если срочное погружение ста-
пет обычным видом погружения, практику-
емхым в любое время суток и при любом
состоянии погоды.

Капитан 2-го ранга
А. КРЕСТОВСКИЙ.

ОТ РЕДАКЦИИ: Предложение об об’еди-
нении расписаний по проворачиванию ме-
ханизуов и по приготовлению к погруже-
нию выражает личное мнение автора и пе-
чатается в порядке обсуждения.

ба). Таким образом,
ленный американцами в период первого
этапа строительства-—до 1922 г—и в
промежутке между первым и вторым эта-
пами—до 1938 г., основан главным обра-
‚дом на изучении чужих поражений и по-
бед, на приспособлении извлеченных из
этого уроков к собственным теориям, не
проверенным на деле. Это обстоятельство
наложило серьезный отпечаток на созда-
ние всего американского флота, привело к
подражанию иностранным образцам, oco-
бенно английским, и часто заставляло кон-
структоров по нескольку раз менять в
процессе постройки свои первоначальные
проекты, Именно это обстоятельство было
одной из причин оживленной дискуссии в
связи с новой ‘программой строительства
линкоров, утвержденной в 1940 г.

„ Согласно морским программам замеще-
ния‘ флота, утвержденным конгрессом в
1934 и 1938 тг.. США могли построить
новые линейные корабли общим водоизме-
щением в 660 тыс. тонн. С 1937 по
1939 г. были заложены 6 кораблей по
35 тыс. тонн, в 1940—1941 гг. начата по-
стройка еще четырех единиц по 45 тык.
тонн. При утверждении программы «флота
двух океанов» в 1940 г. оставшаяся циф-
ра в 270 тыс. тонн была увеличена ло
385 тыс. Вопрос © наиболее рациональном
использовании этого тоннажа вызвал ©по-
ры о размерах будущих липкоров, возро-
дил теорию строительства сверхмощных
кораблей в 60 тыс. и даже 80 тыс. тонн.
Однако, по имеющимся данным иностран-
ной печати, можно считать, что американ-
цы, учитывая опыт Англии и Японии,
остановились на максимальном водоизме-
щении в 45—50 тыс. тонн. Таким обра-
зом, к 1947 г., когда в основном будут
закончены принятыю программы, американ-
ский линейный флот будет состоять из
33 кораблей—18 новейшей постройки ‘по
35 тыс., 45 тью. и 50 тыс. тонн и 15
устаревших.

Первые два новых корабля—«Норс Ка-
ролинНа» и «Вашингтон»—были заложены’
в 1937—1938 rr. Hx стандартное водо-
измещение—35 тыс. тонн; по даяным гер-
манской печати, у четырех других лин-
коров этой серии водоизмещение на 2 тыс.
тонн больше, что дает возможность увели-
чить горизонтальную броню, добавить бро-
невыюе прикрытия для зенитной артиллерии
и значительно расширить систему. перебо-
рок ниже ватерлинии. Это высокобортные
корабли, отличающиеся большой. мореход-

весь опыт, нажоп-

шевиков, налиему родному,

>

1-й с’езд ком

9 февраля 1941 г. № 33 (687) =

мунистической

партии (большевиков) Молдавии —

товаришу Сталину

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Вам, великому вождю трудящихся всего

м ководителю партии боль-
мира, мудрому ру дыр

и другу, в день открытия
1-го ©’езда КП(б) Молдавии большевики
Молдавской ССР от имени всего молдав-
ского народа шлют свой пламенный боль-
‘ шевистекий привет,

Под Вашим тениальным руководством
партия большевиков добилась величайших
побед в деле мощного политического, эко-
номического и культурного роста налией
могучей социалистической . родины.

Последовательно и неуклонно проводя В
жизнь мудрую сталинскую политику мира,

цу, учителю

Советский Союз превратился в самую мощ-`
.  пую, самую передовую и культурную стра-

ну в мире, в неприступную твердыню .со-
циализиа, в светлый маяк, освещающий
яркими живительными лучами Сталинской
Конституции угнетенным и порабощенным
народам мира путь к коммунизму,

Внешняя политика советского прави-
тельства, вдохновляемая и направляемая
Вами, одержала огромные воемирно-истори-
ческие победьь. За последние два года на-
много расширились границы Советского
Союза.

Великая семья советского народа попол-
нилась пятью новыми полноправными со-
юзными республиками, народы которых в
Советском Союзе навеки обрели’для себя
родину, свободу ‘и счастье.

Под Вашим мудрым руководством осу-
ществилась заветная мечта трудящихся
Бессарабии. После 22 лет гнета румын-
ских оккупантов и бесправия Бессарабия
стала советской, воссоединена» © великим
Советским Союзом.

Прошло всего полгода со дня нд,
дения Бессарабии, во Kak ноузнавии
стала жизнь трудящихся Советской р»,
публики. Волею партии и советского гу;
вительства, народ «стал хозяином сы
судьбы. Ликвидирована безрабогица, ве.
становлены и пущены в ход фаэрутениь
и ‘заброшенные предприятия, перхоти»
вается на социалистических началах о,
сталое сельское хозяйство. С каждым ра
растет материальный и культурный уу,
зень трудящихся Бессарабии, ширит
развивается ‘национальная по форм ке
циалистическая по содержанию культ,
молдавского народа.

В радостные дни выборов в Вертозто
Советы СССР и Молдавской ССР с Валь
великим именем на ‘устах сотни tiny
свободных граждан Советской Moan
шли к избирательным урнам, чтобы оту,
свои голоса за лучших, сынов и юж
народа, выражая этим беспредельную и
бовь и преданность партии и сы
родине.

1-й с’ездо коммунистической nap,
(большевиков) Молдавии заверяют fy
дорогой товарищ Сталин, что больше
Молдавии со всей большевистской стул,
ностью и энергией будут повседневяо
ротья з& то, чтобы, выполняя Во
мудрые указания, превратить Молдазть
передовую, цветущую республику (у.
ского Союза.

Да здравствует Всесоюзная коммункт.
ческая партия (большевиков) и ео лез.
ско-сталинский Центральный Комите

Да здравствует наш великий и ху
вождь, родной, любимый товарищ Стали!

Обеспечен

ие стоянки

в штормовую погоду

Нередко, как. только погода, засвежеет, на
кораблях, стоящих y стенки, заводят до-
полнительные итвартовы, подают прижим-
ные концы на соседние корабли, на 604-
ки ит. д. Все это необходимо. Но в дан-
ном деле должен быть порядок и, главное,
все надо заранее предусмотреть.

Шюжде всего следует учитывать место
стоянки, т. ©. особенность данной гавани:
открыта ли она для ветра, для наката, как
оборудована палами стенка, есть ли бочки.
Эти обстоятельства» нужно учесть коман-
диру корабля и особенно его помощнику,
который непосредственно руководит OKOH-
чатлельной постановкой корабля.

Если тавань открыта хотя бы немного
JIM Hakata, TO лучше становиться кормой
к стенке с таким расчетом, чтобы можно
было, на крайний случай, при сильной
зыби потравить кормовые концы и подо-
брать якорную цепь. Это удаляет корму от
опасной в данный момент стенки, и ко-
рабль выдерживает в таком положении
сильную зыбь.

Если же зыбь невелика, но дает себя
чувствовать и в тому же продолжительна,
то нужно ожидать, что стальные концы
так иди иначе будут лопаться. Чтобы пре-
дохранить их, можно прибегнуть к устрой-
ству комбинированного эластичного конца,
состоящего в одной своей половине из
пенькового троса, & во второй—из сталь-
ного. Практика показала, что такой ком-
бинированный конец отлично заменяет
стальной. Чем длиннее швартов, особенно
стальной, тем лучше он будет работать,
не порвется и не будет давать резких
толчков на. корабельные кнехтьь.

Если поблизости по носу есть бочка, ею
никогда не нужно пренебрегать, —еследует
завести на нее дуплинем конец. Он может
пригодиться в случае неожидамного ветрз,
при: с’емке с якоря и т. д. Многие помощ-
ники командиров и бопманы этого не

ностью. Длина корпуса—228,6 м, ширя-
на—32,9 м, осадка—8,4 м. Мажсималь-
ная толщина. вертикальной брюни—
406 мм, палуб—254 мм, башен-—457 ми.
По ватерлипии простирается дополнитель-
ный броневой пояс толщиной в 25—38 мм.

Главная артиллерия линкоров. состоит
из девяти 16-дм орудий в трехорудийных
балинях-—двух на носу и одной на корме,
двенадцати  127-мм универсальных  ору-
дий 51 калибра в спаренных установках,
восьми 127-мм зенитных пушек 25 калиб-
ров в таких же установках и тридцати
шести многоствольных зенитных автома-
тов на носу и на корме. Спаренные ору-
дийные установки ‘расположены на верх-
ней палубе и на надстройках.

Особый интерес представляет размеще-
ние самолетов. Конструкторы «Вашивгто-
на» оборудовали anrap длиною в
38 м в корме корабля; ангар рассчитан,
как утвержлают американцы, на 8 гидро-
самолетов. Катапульты вмонтированы но
обоим бортам корабля. Расположение ап-
гара в корме пол палубами гарантирует
его от повреждений осколками. Однако та-
кое размещение имеет и недочеты: во-
первых, ангар проходит насквозь через две
палубы, что не совсем удобно, и, во-вто-
рых, он может выввать нежелательный да-
ферент на корму.

Американские линкоры старой построй-,
ки имеют в качестве двигалелей турбоге-
нераторы. На кораблях типа «Вашингтон»
установлены турбины Вестингауз мощно-
стью в 70—75 тыс. л. с. на валу, при-
водящие в движение четыре винта. Проект-
чая скорость хода—28 узлов (у новой-
ших линкоров этого водоизмещения дру-
гих стран скорость хода-—30—32 узла).
Но зато большой запас горючего (по тер-
манским данным, 7 тыс. тонн) обеспечи-
вает радиус. плавания, вполне достаточный
для длительного действия в большом отда-
лении от побережья. Итак, скорость хода,
являющаяся, по мнению Мэхэна, «второ-
степенным качеством» линкора, и в новей-
ших американских конструкциях принесе-
на в жертву вооружению, защите и авто-
номности. По мегкому выражению немецко-
го специалиста Шрейера, новые американ-
ские линкоры строятся «в новой форме, но
по старым‘ принципам». 4
_ Bee mects кораблей этой серии долж-
ны войти в строй в течение 1941—
1942 тг. Однако стандартное водоизмеще-
ние в 35 тые. тонн, судя по всем дан-

делают, а затем вынуждены работать гл
налетевшем шквале, ночью, в` тахыи
условиях. *

Очень часто некоторые’ боцманы и п
мощники командиров допускают тм
ошибку: когда корабли стоят борт-0-бу
кормой к стенке, то с одного корабля и
другой подают прижимные концы. Бы
ет, что с одного корабля подадут прихи:
ной со среза, полубака, & на другом в
крепят у форштевня. Поданный таких‘.
разом конец, да еще обтянутый втугую, и
сильном ветре в этот же борт осажлия
другой корабль кормой на ‘стенку, Нм
корабле выбирают якорную цепь, БЫК»
вают за корму кранцы и не могут в
причины случившегося.

При стоянке борт-о-борт ‘Kopxol :
стенке на прижимных. концах всегда в
но иметь разнесенные, & при сильно к
тре и вываленные кранцы, особенно биз
к баковой части корабля; если лопнет п
жимпой и’ соседний корабль’ навалитсл, 1
кранцы не успеешь вывалить.

Необходимо обращаль внимание нз п
как крепятся концы на корабельных ки
тах. Если здесь допустить небрежно
концы будут травиться и неравномерно
ботать, & следовательно, рваться. Если
чрезмерно напутать на кнехты, то,
нужно будет, на них. не положишь Jou
нительных концов и не снимешь стаи
лопнувших. Никогда но мешает нз вся
случай иметь чистыми пару кнехтов,

Все эти, казалось бы, мелкие прам
помощники командиров и боцманы долян
соблюдать. Именно из-за  несоблюдеи
элементарных положений можно часто и:
деть оборванные концы, вывернутые 5!
ты, вмятины на кормах и бортах у к
лей, стоящих у стенки.

Капитан-лейтенант Г. ГОДЛЕВСКИЙ,
Черноморский флот.

\
у

.

ным, не удовлетворяет ‘повейших ти
ваниям, так как не позволяет сочетать P!
необходимые тактико-технические 926
ты. Англичане для достижения минииат
ной скорости в 30 узлов вынуждены бул
установить на своих кораблях типа «№7
Джордж У» 14-дм артиллерию. Америы!
цы, приняв 16-дм артилльрию na Boy
жение кораблей типа «Вашингтон», ti’
TAH сохранить качества, требуемые п
тактическими теориями, пожертвовав и?
ростью. хода. Носле первой серии ки’
лей в 35 тыс. тонн 0бе страны nope!
к строительству линкоров в 45 тыс. Wil
По имеющимся данным, такие жа Гита }
строит и Япония. I
Строительство. кораблей этого Bolom 3
шения типа «Айова» началось в СШ!
1940 г. Длина их корпуса—268,3 x, I ¢
ринг—32,9 м, осадка-—10,97 м, скор? 1
хода—33 узла: Они также’ будут 0.1
жены: девятью 16-дм орудиями в ПИ ‹
трехорудийных башнях. Длина ору! с
калибрах увеличена, pec снаряда-—И 6
кг. Толщина брони предполагается т! 6
же, как на линкорах в 35 тыс. тони. di
чительно увеличивается число зенит
пушек и особенно их бобзапае. Учтены !
другие уроки, извлеченные из -опыта 19
щей войны, Так, например, надстройхах!
носовой части новых линкоров придаем
обтекаемая форма, корабли снабжают д
противомагнитными электрическими п г
сами, вроде тех, которыю применили 37
личане на своих кораблях для борьбы! о
германскими магвитными минами, 0
В конструкции этих гигантов обращи п
на себя внимание явное  несоответи” ©
ширины корпуса его длине, В самох ий ©
германский линкор «Бисмарк» при м
корпуса в 243 м имеет игирину в 361
английский «Кинг Джордж Уз“,
ственно 226 и 31,4 м, французский «у
пелье»—242 и 33 м, Очевидно, 160” у
ное соотношение ширины и длины 2%  в
канских кораблей-гигантов вызвано сти  а
лением сделать для них возможных п’ ©
зование старыми шлюзами Панаиского ” п
нала, ширина которых—33 метра. :
Вез четыре корабля должны вступит!
строй в конце 1943 г. По сообщений т
американской печати, остальные 8 в
ниц, включенные в шестилетнюю проги!
му, будут кораблями по 50 тыс. то. Il

0. ПАВЛОВИХ *

]

I
i

T
с