So SN a 60 би 1941 г, № 34 (688) —

Морская пехота Англии

0собое внимание уделяется под,
частей к Я операциям, Heyy),

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ночные. тренировки

ся внутренняя абсолютная выверка. Всю
эту работу выполняет старшин& или коман-

Повседневно изучать режим моря

Знание моря, его режима, ветров, тума-   на утро следующего дня коснулась грунта
жюв, приливов и отливов для мореплавате-   на < ных песках». Начался отлив, и,

Английская морская пехота Beyer CBO

ль СТОИТ 4H. еннох у
Boon os Pet pelo начало с ХУП века. Oma комплектуется из

Ночь, Но тренировка бойцов не mporpa-

Е r оведения »,   вероятны противитик, орпанизащия, »,
Zoi вообще, & для воопных моряков в 060-   несмотря на принятые меры, подводная   щается. Отработка четкости движений не-  дир отделения. молодежи «безукорианенното И,   ига, OTRAS ПАасыщеннооть, зал
бенноети, исключительно важно. От т0ч-   лодка еще сильное села из грунт, а затем Непосродственно перед началом трени-  ню замеченной в состояние эго войск и т. X. Theron,

обходима артиллеристам. Это имеет большое
значение ‚и для скорострельности и для ровки в ночных условиях каждый дально-
точности, мерщик делает выверку по своим глазам.
—- Людей мы тренируем в любых усло-   Тренирующийся не знает о результатах до
виях, — говорит командир подразделения   тех пор, пока не. сделает 20 измерений.
старший лейтенант т. Гасилин, — ночью, Это способствует наибольшей точности.
в противогазах, в условиях плохой погоды.   Правда, обычно вначале необходимо 0б’-
’0собобв впимание уделяют наводчикам.   являть результат после каждого измерения.
На корабле уже давно проводят ежеднев-   Но на корабле этот период давно пройден,
ную ночную тренировку на приборе Кры-   м сейчас такой надобности нет.
лова с таким расчегом, чтобы обоспечить  В отличие от днеючых, ночные трениров-

союзам и политическим организациям Dd-
бочето класса. Большое ваималтию улеляет-
ся физическому развитию отбираемых. Но-
зобранцы проходят первоначально охинюм-
ное обучение в течению 6—10 месяцев (в
уирноз время) в депо, после чего Onn на-
правляются в Одну из дивизий морской
пехоты пря базах флота. Здесь проводится
специально обучетле.. Молодью солдаты
систематически проходят строевую подго-
товку, изучают мюрекую артиллерию, прак-

была расстреляна английскими кораблями. у
Как правило, основная причина гибели м
подводных лодок— плохое знание театра,
неточный учет всех’ элементов режима мо-
фя. Изучению режима моря как у своих
берегов, так и в водах противника следует
уделить самое серьезное внимание.

того, как люди знают режим моря, BO MHO-
гом будет зависеть выполнение задач, в во-
енное время, & также и плана боевой под-

ности расчетов, правильного определения
тлубин, силы и направления течений за-
частую зависит успех выполнения задания,
(собенно внимательно и методично долж-
ны изучать режим моря подводники. Кроме
общих сведений о навитационных ‘особен-
HOCTAX театра и режиме моря, они обязаны
знать рельеф и характер грунта дна, соле-
ность и плотность воды на всем MOPCKOM
театре.

яеняются географическио
она предотоящих действий.
Характерным примером звляетея у,
орка к Зеебрюттской онерации: Пэу»
цы и артиллеристы корпуез хорску
ты проходили специальный курс бу»
по захвату Зеебрютгской гавави и т
дению ©е в. теголвюсть. [rant За,
ключалась в том, чтобы обучить my
‘уверенно .действоваль вочью, Был пу

Уверенное плавание невозможно без Уме-   готовки в мирное время. Приведем такой   нормальную скорострельность артиллерии.  ки значительно сложнее. Первая особен- ¢

: ‚ м Е рязвении,   на поле мажет, детальто n206 pari
НИЯ В любое время определить место 6во-   пример: подводная лодка стадинего лейте- Один из элементов воспитания автома-   ность — умение подогнать освещение изме- тикуясь в подаче сварядов i tae вы.   Зеебрютгскую тавань, о,
ето корабля. У командира подводной лодки   нанта А. должна была скрытно в подвод-  тизма у наводчиков — приобретение сно-  рительной марки и яркости освещенного   роме того солдаты морско ые упрал-/ ные сооружения и эдавия, обозналам
в сравнении с командиром надводного ко- ровки вращать штурвал так, чтобы цель   предмета, до которого измеряется дистам-   полняют тактические и стрел ee x

HOM положении войти в одну из бухт. В
назначенном районе командир определился
Обстановка не

стом мол гаваши. На этом макете в

участвуют
ние нескольких недель по ночам туз

нения и олия-два, раза, в меся
в лесантных учениях.

возможностей ция. Если ромбик освещен ярче, то нельзя

ближе от цели.

рабля значительно меньше
для определения своего места, особенно в

не уходила из поля зрения. Это достигает-
систематической  трепировки.   определить, дальше он или

и пошел на погружение. ся путем Ht   морская пехота. В план
военное время и в водах прогивника, когда   позволяла итти под перископом и коррок-  Практика показывает, что даже кратко-  Был .такой случай, характеризующий Во время плавалия Я Ри и рнеплиеровка, АМ
придется продолжительное время находить-  тировать пройденный путь по береговым   срочные перерывы в работе приводят к по-   значение подгонки света. Дальномерщик   флота иногда устраиволотся Sata ручных rpaman, vod

садки десанта морской пехоты одновремен-
но со роох кораблей. Эти упражнения #о-
сят xXapakTep одноугоронних тактических
маневров. Олин раз в три месяца произ-
водится упражнение в пеших переходах ©
мерами охранения. Однако эти пехотные
учения не удовлетворяют современны
требованиям, пред’являемым к сухопутной
части, подразделюнию  бойцу.

Инспектировение тактических учений,
» также подготовки морской пехоть на KO-
раблях производит не армейский коман-
Imp, a флагмавкекий офицер морской пехо-
ты штаба флота или соединения,

рицеры морской пехоты комплектуют-
ся из молодежи от 17 до 19 лет © закон-
ченных средним образоватием. Они по-
лучают специальтую подготовку в течение
6 месяцев в мороком колледже в Грин-
PHT, где. кроме морских дисщитлин № ма-
тематики основательно изучают пехотные
строи. После этого направляются ма 9 ме-
сяцев в Диле в депо морской пехоты, тде
изучают воонные дисциплины и проходят
физическую подготовку. Затем будущий
офицер морокой пехоты переходит волну
уз трех ее ливизий для практической во-
‘енной подготовки. Там он слушает Kype
артиллерии в артиллерийской школе и
изучают метно-торпелнюе дело, Теоротиче-
р ‚знания закрепляются на учебных ко-
раблях. ,

Дивизии морской пехоты организованы
как самостоятельные соолиневия и подчи-
вяютея главному командиру порта только
в оперативтом ‘отноптентии,

Долгое время существовало мнение, . что
главная задача морокой пехоты-—заптита
своего побережья или действия небольши-
ми десантными группами (партиями) ©
целью разрушевшя и уничтожения отдель-
ных военных сооружений противника (ба-
raped, электростанция). Первая и особенно
вторая мировые войны поставили перед
всей армией и флотом, а в том число и
морской пехотой, новые, более пгирокие за-
дачи. Основная’ задача морской пехоты в

mm
» Og

Логинов нечаяяно повернул маховичок,
вкЛлЮЧИВ  противопрожеклюрное — стекло.
Дальномерщик не мог установить причину,
дира, ‘& средний командир контролирует,   пропятствующую измерениях, и позвал на
наблюдает и в случао необходимости дает  помощь старшину Семистрок, Тот, разу-
указания. Чтобы создать равные условия   меется, сразу налиел причину, но не ска-
для всех батарей, поочередно меняют вре-  зал 0б этом краснофлотцу, & потребовал,
мя тренировок. Это способствует одинаковой   чтобы он сам разобрался. После долгих
подготовке специалистов, поисков Логинов все же сумел установить,

Для еще большего усложнения работы   в чем дело, хотя вначале заявлял, что
наводчики тренируются ночью в противо-  не может найти причину.
тазах. И, несмотря на трудность наводки   Ночные тренировки способствуют преодо-
в этих условиях, здесь добились, что на-  лению различных трудностей, встречаю-
водчики в противогазе работают не хуже,   щихся в практике дальномерщиков. И со-
чем без него. вершенно правильно поступает старшина

Тренировки преследуют еще одну цель—   Семистрок, создавая усложненные условия.
ограбатывается замена убылых: через отре-   Злесь регулярно проводят измерения в про-
деленный промежуток времени первый и  тивогазах. В ночное время это дело нелег-
второй наводчики меняются местами. кое. Но сразу был достигнут желательный

Перед нами контрольные листки упраж-   Результат. На помощь, пришла системати-
нений наводчиков. Здесь виден результат   Чекая выучка.
систематической тренировки Ha приборе. — Товарищ старшина, не могу изме-
Вот, например, листок первого наводчика   РАТЬ, — доложил однажды дальномерщик
Мурыгина и второго — Коваля. Норматив Ичмильян.
выполнен на 133 проц. Наводчики Ильин  Он боялся, что допустит большие ошиб-
и Забловский добились еще лучитих резуль- ки. Погода была плохая: метель чередовз-
татов: они выполнили норматив на 140   лась с туманом.
проц. Характёрно, что показатели уверенно Вот и хорошо, что погода такая, —
возрастают. Даже молодые специалисты   ОТВотил старшина, —& больших ошибок
Михайлов и Незять c каждым днем рабо- бояться не следует: благодаря тренировкам
тают все лучше и луче. они будут уменьшаться, .

Во время стрельбы сильное пламя при _ Тов. Семистрок сам сел 38 дальномер и
залпе часто ослепляет наводчиков, — это показал, как надо работать. С тех пор боец
может привести. к пропуску залпа. Для того   Начал усиленно тренироваться.
чтобы приучить их закрывать глаза при Для ночных тренировок используют раз-
вспышке, надо максимально приблизить   ЛИЧНУЮ обстановку, лишь бы цель была
тренировку к реальным условиям. С этой РИдна. Разумеется, такие занятия приносят
целью можно приспособить небольшие реф- большую пользу.
лекторы, которые в определенный момент Так ежедневно в темноте (помимо ` рабо-
будут ослеплять наводчика своим светом.   ТЫ днем) обучают дальпомерщиков, выра-
Опыт подтвердил. полную целесообразность батывающих автоматизм действий. Они
такой практики, и ее но мешало бы пере-   Учатся быстро и абсолютно точно распола-
нять артиллеристам других кораблей. гать измерительную марку по тлубине про-
‘ Углубленную тренировку в ночных   CTPAHCTBA с предметом.
условиях проводят и дальномерщики этого  Для команды заряжания также органи-

подразделения. Днем контролируется осве-   Уют тренировки н& станке в темное время
с суток. Это способствует отработке автома-

ся под водой. Вот здесь-то командиру лод-
ки и пригодятся знания режима моря. Они
позволят выдержать заданный курс, прой-
ти минные поля и противолодочные сети.

История знает немало примеров, когда
благодаря хорошему знанию глубин, харак-
тера дна, силы. и направления течения,
приливов и отливов лодки прорывались че-
рез сильнейшие затраждения, входили В
наиболее защищенные бухты и гавани.
Было немало и трагических случаев, когда
пренебрежение или забвение одного из этих
факторов приводило к невыполнению за-
даний, гибели кораблей и экипажей.

В апреле 1916 года команлир герман-
ской подводной лодки «0С-15», удачно
пройдя минные заграждения, из-за слабого
знания тёатрь посадил корабль на мель. На
следующий день «0С-15» была захвачена
английским миноносцем. Правда, иногда
своевременно принятые меры позволяют
благополучно сняться с мели, но в воен-
ное время на это рассчитывать нельзя.
История войн показывает, ‚ что корабль,
севший на мель, либо взрывается коман-
дой, либо попадает в руки неприятеля.

Форсирование противолодочных преград
обычно происходит в подводном положении.
Плохо зная направление и силу течений
‚или неточно учитывая их, командиры ло-
док допускают ошибки в определении ме-
ста. Корабль сносит в сторону, он подвер-
тается опасности попасть либо на мины,
либо в сети. Например, в ноябре 1917 года
командир  терманской подводной лодки
«0-48», пройдя опасный район, уменьшил
блительность. Корабль был снесен со своего
Kypea и запутался в сетях у северных
Гудвинских мелей. С сетями, намотавши-
мися на винт, лодка вынуждена была итти
‘малым ходом под электромоторами. С та-
ким ходом преодолеть проходящее в этом
районе сильное течение она не смогла и

тере навыков, к снижению балла.
Занятия наводчиков проводятся побата-
рейню под руководством младшего коман-

ориентирам или астрономически. Задача
считалась бы выполненной лишь в TOM
случае, если бы командир повел лодку
под водой. Когда по расчетам подошло вре-
мя опознать место по отличительным глу-
бинам, командир решил положить корабль
на грунт. Но оказалось, что глубина в
этом месте резко отличается от’ той, кото-
рая должна быть по расчетам. Командир,
не будучи уверен в своем месте, решил
отказатьея от выполнения задачи и
всплыл, хогя надо было пройти под водой
еще 30—40 минут;

Решение командира, в данном случае бъ-
ло верным, так как это была учебная за-
дача, а лодку снесло со своего курса к
скалистому берегу. Если бы командир ре-
шил двигаться 63 уточнения своего места»,
то лодка могла бы удариться о скалы. Но
в военное время это веплытие для опреде-
ления места, могло кончиться гибелью ко-
рабля в результате атак охотников про-
THBHUKA, ©

Некоторые командиры думают, что до-
статочно почитать книги и лоции и можно
хорошо узнать театр. Между тем в лоциях
описаны лишь основные данные, зачастую
приближенные. Они требуют всегда уточ-
нения, практических наблюдений и иссле-
дований не только со стороны работников
специальных учреждений, но и самих во-
енных моряков. Тот командир, который
считает, что он изучил режим моря, запом-
нив данные лоций, может не раз оказаться
в таком же положении, как т. А., то-есть
или отказаться от выполнения задания, или
выполнять его «вслепую». Чтобы избежать
этого, каждый командир должен серьезно,
испюльзуя все возможные источники, изу-
чаль море, его особенности, проверяя свои
знания при каждом выходе в море.

Капитан-лейтенант А. ЕМЕЦ.

Кроме того лизъный состав
беспгумной посадке на шлюпки к то
и высадке с них. Подротовка прозуть
на 70 процентов в темпое Bpow т
Это безусловно сказалось на рыть
Зеебрюггской операции, проведении в
лийским флотом совместно 6 мл,
хотой.

Относительный успех этой опера
обеспечен TAKAO скрытностью © №
лювки и выполнения. от
ное ‘условие успенлиости действий ит»
‘пехоты,

Перед началом второй импертатите
ской войны английский корте №
пехоты состоял из ‘трех дивлонй с
численностью ло. 10,000; штыков, dy;
звизии имели артиллерию и брюнет
части; им была также придать авс

пехотой по заданию командования тих
ней. Тактическая подготовка частей в
ской пехоты, повидимому, но была то
день в Фоотвотетвие © требовании,
временной войны. Отсутетвовала серу»
работа по убилетию CO маневролноу ;
MOCTOATCUBHOCT выполнения зал
повышению огневой мощи. 97 пл
ждают операции в Hopper, Toray
Бельпии. Эти же операции поразал,
перед морской пехотой открывают
ромные перспективы, WO только паз
вильном взаимолейсгыии ¢ пафалткиеуе
воздушно-транепортныймеи войсками ть
скими силами. Правда, части mops)
хоты приняли ча, себя всю тяжесть ть
германских войск при эвакуации ук
цполнюго корпуса союзных войок в в
ций и сами эракуировались послуги

Учитыьзая особеннюсти и сложвут
лая морской пехоты в совремелкй и
зиглийское командование работает
дальнейшим тасытщением морской т
техникой, чтобы иметь возуотихль и
чать ей выполнение самостолтельяьлих
ных. операций. Командование преуяа

Решение аварийных задач

Вапитан 3-го ранга
«Сытрать

Морозная ночь.
Петрищев отдал приказание:
боевую тревогу».

Быстро разбегаюлея по. местам люди.
„Сняты чехлы, запромыхали замки орудий.
Лейтенанты лт. Влимычев и Прокофьев
проводят тренировки ло наводке и заря-
жанию. Света нет, но бойцы действуют
уверенно и точно.

Одновременно в башне, которой коман-
дует т. Харитонов, проходит интересное
учение. Отаршина т. Ироскура выключает
рубильник, и через секунды наводчик
т. Лебедев доклалывает: «Центральная на-
водка вышла из строя, перехожу на дру-
той способ». В темноте наводчик находит.
рубильник, включает его, Нити снова
освещены.

Артэлеклрик т. Васильев в совершенстве
знает. технику, свои обязанности. Bara
ведет огонь. Через равные промежутки
времени следует залп; После залпа олин
из механиемов «выхолит из строя». Ка-
залось, пропуск неизбежен. Но т. Васильев
выработал в себо навыки автоматической
работы. В течение нескольких секувл он
успел сообщить, что сгорел предохрани-
тель, проскочить через три торловины, в
темноте ‘найти деталь и ‘устранить неих-
празность.

Во время одного учения корабль прово-
лил сложное матеврирование. По приказу
команлира соединения во машину посту-
пало олно приказание за друтим © пере-

мене хода. Вскоре корабль начал аварий-
ное маневрирование, и это потребовало от
каждого бойца повышенной внимательно-
сти.

Комапдер боевой части, усложняя 06-
становку, дал вводную: «Котел вышел из
строя». В кочегарке выключили свет,

— Командир отлеления Лауткин, бы-
стро ввести подделурный котел! — прика-
зал комантир группы.

— Есть ввести котел! — ответил т. Ла-

Вместе с бойцом Цацориныме командир
отхеления быстро наощупь нашел клапаны,
форсунку и зажег котел, затратив на всю
работу в сложных условиях значительно
меньше времени, чем предусмотрено нор-
мативалии.

Такой четкой и уверенной работы
команаир грутиты добился ежелневной тре-
нировкой. Они системутически давал ввол-
ные о поломках, авариях. В темноте бой-
цы находили неисправность и для контро-
ля отмечали мелом. Когда включали свет,
командир группы проверял и давал оцен-
BE.

В аварийной труппе корабля есть He-
мало прекрасных бойцов. Млалший коман-
дир трюмных т. Вилков, краснофлотец Ка-
пустин и ряд других в любых условиях
сумеют найти нужные клапаны, устано-
вить подпоры, ликвихировать аварию.

Батальонный комиссар Н. ДОБУШЕВ.

щение внутреннего дистанционного измо-
рителя, протирается оптика, проверяются
аккумуляторы, Одновременно осуществляет

РЕМОНТ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ

После окончания летнего плавания тор-
педные катера стали в. ремонт. Нам .при-
шлось производить средний ремонт, и мы
привлекли к нему рабочих мастерских бе-
реговой базы,

Перед началом ремонта были составлены
ведомости с указанием  об’екта, об’ема
работ, потребного материала, & на основе
ведомостей построен график ежедневных
работ по демонтажу и ремонту каждого
агрегата с указанием времени и числа лю-
дей для выполнения каждой операции.

Таким образом, график явился планом
работы на весь период ремонта. Для произ-
водства работ на каждый катер выделялась
бригада из 6—7 человек, возглавляемая
старшиной маптинной группы ремонтируе-
мого катера. Старшина группы ежедневно
суммировал результаты ‘работы за деть.
Подведение итогов сочеталось с изучением

Лекция для

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 февраля. (0т
наш, корр.). Профессор капитан 1-го ран-
га т. Шведе прочитал для командного и на-
чальствующего состава лекцию на тему
«Развитие классов и типов военных ко-

тизма, лостижению слаженности в работе.
Младший политрук С. ЛИВШИЦ.

материальной части, с разбором причин
дефектов. в механизмах. Здесь же старшина
труппы об’являл бойцам план на следую-
щий день.

Мастерские выполняли работы по замене
зипангоутов, установке кронштейнов, а так-
жо некоторые слесарные работы: Весь 0с-
тальной ремонт-—исправление трубопрово-
дов, бензиновых баков, радиаторов, моторов
ит. п. — осуществлялея силами личного
состава. :

`Ремонт в основном проходил в период
дождей, а затем зимой. Несмотря на мороз,
затруднявший деятельность бойцов, график
систематически выполнялся, Ремонт стал
хорошей школой воспитания у бойцов
практических навыков и выносливости.

В этот период были проведены две техни-
ческие конференции.

Воентехник 1-го ранга ЮДИН.

командиров

раблей». Располагая конкретным материа-
лом, он показал новые тенденции в ко-
раблестроении, вытекающие из опыта со-
временной войны на море. Лекционный
зал был переполнен.

современной войне—десантная операция—*

военно-морских баз, обеспечение плацдарма
для высадки сухопутных войск.

с флотом.

К чаютям, вхоляйщим в корпус урн

хоть, ‘ определетнъю требования. 7}

жны быть хорошо подготовлены 1)

CTI совместно с лругпими’ ромут и

и самостоятельно, в любых услоии
годы, местности и времети года; рез

только вести борьбу за, берег и уста,
стлельные тоэнные об’екты, пот ми
ступалельный и оборотительтый И
ская пехота должна быть Woo

захвату портов, глаюныхх баз и ухи

их ло поххолда главных сил cyt

войск. к действиям на Chane dm

отражению противника при эми
своих войск в случаю леудачной отл
Нах этими вопросами таботает кол
ние английской морской пехоты.

Полновнии Ф. ГАЙВОРОНСКИ

захват побережья противника, ого глазных

Части морской пехоты могут тажже дей-
CTRORATh WA Ффлаште армии, связыгая Ce

Исхоя из этих задач, английское
команлозание применяет определенные ме-
тохы обучения морокой пехоты, Солдат
обучают действиям в любых условиях
(дождь, туман, задымлению и снег), во все
времена Nola и в тазличной местности
(лес, болото, горы и шхеры). Морская пе-
хота, тренируется в ночной стрельбе, ме-
тании ручных гранат, наступлении. (Сол-
даты хоропю плавают, обучены ходьбе по
трапам н шторм-транам.

САМОЛЕТЫ ДЛЯ БОРЬБЫ С ПОДВОДНЫМИ ЛОДКА!

Швейцарская газета «Нейе Цюрхер]пия торпех, Ффугасных и тлубинвы и
Цейтунг» приводит сообщение авиационно-   Установленная на самолете врадаит
то обозревателя атентства «Эксчейндж»,   пулеметная балиня предетавляет эфил
посетившего один из, опорных пунктов ан-   ное оружие против истребутелей,
тлийской береговой авиации и видевшего Фюзеляж «Блэкберн bora ри
новый тип самолета,  предназналенного   вдвое больше, чем у машин тит ty
главным образом для борьбы © подволньыюми   файр». Ero длина достигает 11 №
лодками, размах крыльев — 20 метров. Из ит’

По словам обозревателя, этот самолет   ниях, пишет обозреватель, ВЫЯВАЛКЬ!
«Блэкберн Bota 1», обладающий очень   новый самолет превосходит ип
большим радиусом действия, снабжен дву-  «Скуа» и «Суордфиш» по своей вт
мя моторами Бристоль-Пегасус. На нем   тельной мощи и скоростя полет,
оборудованы приспособления для обрасыва- (Соб, ин®.).

ит ЫЫЫЫЫЙЙЫЫДЫыЫЫВЫыиЫышиХВдызДрржшвывыввммяяянвоооо0иииыиоиЫоо_отиы—- ит чит еее. =.

Целеуказание

Развитие средств маскировочной техни-
ки делает все болез сложным определение
с воздуха места расположения целей. Для
того чтобы точно разбомбить тот или иной
важный  об’ект, летный состав должен
твердо знать, где он находится, его харак-
теристику. Даже хорошо известныю 0б’ек-
ты трудно обнаружить, так как действия
средств ПВО заставляют самолеты дер-
жаться на большой высоте.

В военно-воздушных силах зарубежных
стран придается большое значение меро-
приятиям, облегчающим установление ме-
ста атакуемого об’екта. Активность И
большой размах работ, ведущихся в этом
направлении, об’ясняются тем, что бом-
бометание по площади, & не по цели, вы-
зывает значительный расход ресурсов и
обычно не бывает достаточно эффективным,

( переходом на прицельное бомбомета-
ние, направленное против конкретно на-
меченного об’екта, особенно по так назы-
ваемым точечным целям (батареи берего-.
вой обороны и зенитной артиллерии, дол-
товременные огневые точки, подземные
склады горючего и боезапаса, водонапор-
ные башни и т, п.), военно-воздушные
силы иностранных государств начали ши-
роко применять ряд средств целеуказания
п навеления авиации Ha об’ект атаки. Су-
ществующие средства целеуказания можно
разделить по методу их ведения и исполь-
зования на два» вида; средства, предвари-
тельно ориентирующие летный состав и
командование авиачастей о месте, размерах
и характере целей, и средства, непосрел-
етвенно помогающие атакующим самоле-
там найти цель.

К первой группе относятся главным об-
разом заблатовременно составляемые дела
пелей, Эти дела обычно посвящены важ-
нейшим  об’ектам противника — военно-
морским базам, портам, укрепленным райо-

нам, авиабазам, важным военно-промыш-
ленным предприятиям и т. д. В них на
картах и планах указывается точное ме-
стонахождение об’екта, описание важней-
ших сооружений — батарей береговой 0б0-
роны, аэродромных зданий, складов.

для авиации

Основное требование, пред’являемое, на-
пример, германским авиационным команло-
ванием к делам целей, — это обеспечить
летный состав необходимыми данными для
правильного расчета сил и средств, выбо-
ра тактики удара и указать место, где
находятся самый об’ект и ‘его важнейшие
сооружения. Хорошо. составленные карта,
описание и характеристика. целей позво-
ляют легко выбрать наиболее эффективное
средство поражения.

Правда, составляемые заранее дела це-
лей довольно быстро стареют. Надо по-
стоянно проверять, обновлять имеющиеся
данные, конкретизировать их. Во всех во-
юющих странах этот метод нашел самое
широкое распространение и является ©д-
ним из средств обеспечения успешных
действий авиации.

Вместе © планами, схемами и описа-
ниями всего об’екта в ряде иностранных
военно-воздушных флотов широко практи-
куется специальный подбор фотоснимков.
Для этого используются даже безобидные,
на первый взгляд, почтовые открытки с
вилами городов. Пользуясь приметными
зланиями, летчики могут при розыске це-
дей для бомбометания ориентироваться по
этим фотографиям.

Особенно болышое значение составлению
дел и подбору фотографий придается в гер-
манских и английских ВВС. Составлению
дел уделялось самое серьезное внимание
еще ло войны. Во время военных действий.
дела систематически пополняются новыми
разведывательными данными. Авиачаети,
получив ту или иную задачу на уничто-
жение об’екта, одновременно получают де-
‘ло цели, по которому и изучают об’ект.

Не менее серьезное значение Германия
и Англия придают  радиопеленгаторной
службе, которая широко используется как
средетво целеуказания в интересах авиа-
ции. Современная техника радиопеленго-
вания позволяет засекать место работаю-
щих радиостанций с достаточной течно-
стью. Немцы считают, например, что хо-
ропю поставленная служба  пеленгова-

Самолет-целеуказатель ставит дымовое ориентирующее кольцо, показывая пики-
рующим бомбардировщикам границы цели.

ния, имеющая развитую сеть радиопелен-
таторных станций (РПС), в сочетании ©
радиоподелушиванием позволяет не только
знать место работающей радиостанции, но
и определять, какая часть, соединение или
корабль пользовались радио. Правда, такое
подробное определение возможно лишь пря
отличной выучке радистов, способных по
«почерку» передачи и позывным опреде-
лить наименование части или корабля, а
тлавное—при достаточно хорошем предва-
рительном изучении противника.
Германское командование, учитывая зна-
чение этой службы, среди ряда других
военных мероприятий, проведенных после
захвата Норвегии, больное внимание уде-
лило созданию сети РИС. По давным ино-
странной печати, в течение короткого вре-
мени в Норвегии создано много радиопе-
ленгаторных станций, работающих круг-
лыю сутки. Эти станции путем засечек

дают возможность судить о передвижении   ровку,

английского военно-морского флота.

ду собой или с верховным командованием,
пеленгаторные станции немедленно засе-
кают разговор, определяют местонахож-
дение кораблей и сообщают эти сведения
своим авиачастям, действующим в данном
районе. Оценив все поступившие донесе-
ния, командование авиации организует
хоразведку, & затем и атаку обнаруженно-
то таким образом противника.

Конечно, ге всегда РИС могут точно
определить место и характер цели. Про-
тивник, как показал опыт первой и вто-
рой империалистических войн, ‘все более
маскирует свои передачи, делает все, что-
бы ввести РИС в заблуждение. Для этого
пользуются при передаче позывными ко-
раблей или частей, ушедщих из данного
района, резко сокращают об’ем радиообме-
на, ухолят в другие места и лишь оттуда
передают донесения, часто меняют курс
и т. х. Однако, несмотря на такую маски-
радиопеленгование остается од-

Как   ним из серьезных средетв разведки и целе-

только ‘корабли начинают радиообмен мехж- ! указания.

Ко второй группе средств целеуказания
относятся лымовые шашки или авиабом-
бы, дающие при взрыве или горении цвет-
ной лым, видимый © большого расстояния.
Эти средства применяются непосредственно
перех воздушным налетом. Их сбрасывают
обычно специально выделяемые самолетын
целеуказатели. Экипаж самолетов заранее
хорошо изучает расположение цели и не-
сколько раньше основной труппы бомбар-
тировщиков скрытно подходит к ней на
малой высоте. Сброшенная на цель или
около атакуемого 0б’екта (лока, батареи,
аэродрома и т. п.) дымящаяся или горя-
шая бомба позволяет главным силам бы-
стро и точно найти свою цель.

При ночных атаках применяются также
специальные самолеты-осветители, Они ле-
тят обычно несколько впереди и ниже
главной группы. Сбросив осветительные
бомбы или ракеты на атакуемый об’ект,
они немедленно уходят в базу. Для’ осве-
шения целей применяются также зажига-
тельные бомбы, — их сбрасывают первые
труппы самолетов. Начавшиеся пожары
помогают следующим группам быстрее на-
ходить цель.

Недавно в одном из иностранных жур-
налов были опубликованы описание и ри-
сунок интересного метода указания пели
аля пикирующих бомбардировщиков. Спе-
циально выделяемый самолет, оборудован-
ный дымовой аппаратурой, вылетает впе-
реди группы пикирующих бомбарлировщи-
ков. На малой высоте самолет ставит
кольцевую дымовую завесу, которая пока-
зывает границы и расположение атакуе-
мого об’екта. Этот метод обеспечивает 6о-
единению пикирующих бомбардировщиков
быстро нахождение цели п усешную
атаку ее. Самолеты пикируют сквозь ра-
зорванную облачность в центр кольца и
сбросив бомбы, уходят в базы. По словам
журнала, «кольцевание» цели немпы ис-
пользуют главным образом при действиях
против стационарных об’ектов. Судить об
эффективности этого метода еще очень
трухно, однако самая постановка вопроса
показывает, что целеуказанию, особенно в
интересах пикирующих бомбардировщиков
в иностранных ВВС уделяют все большее

внимание и работы в этом
направ
ведутся непрерывно. were

На mam взглях, этог метод вии)
существенных недостатков. Наиболее И
езный из них — сложность расчет т
мени постановки ориентирующего #2
Малейшая опгибка, недостаточно 1
учет направления и силы ветру
могут привести к тому, что дым Г
цо, если оно поставлено несколько т
ше, будет снесено и ‘закроет дыюу 7
Таким образом, вместо облегчения #7
дения атакуемого об’екта это копи!
жет лишь затруднить его отыскать
как прикроет об’ект.

Для более быстрого и точного ват
ния цели и облегчения ориентировии 1“,
лете военно-воздушные силы BM!’
стран широко используют обыких”
почтовые открытки и фотографии си
городов. Набор таких открыток п (77
фий экипаж берет ¢ собой в п.
словам швейцарского журнала «ИИ
und Теспи\», у взятых в пден мриг
летчиков, действовавших в Норвеги’
ло обнаружено большое количество ©
вых карточек и фотографий с видаут
ности, горохов и отдельпых при
Норвегии. Как заявили летчики,
крытки помогали им ориентировать?
лете MH находить об’екты атаки.

Фотографии и карточки ¢ Mol”
описанием целей были найдены 1),
глийских летчиков, взятых в 021
дует отметить, что антличано TOW)”
сят Ha карты крупного масштаба у
нахождение цели, а если возможно -
характеристику.

влеуказание применяется таке Г
действиях на море, особенно проти,
водных лодок. Экипаж самолета, ””
жив уходящую под волу лодку п.
ка, нерелко сразу не может, з и”
успевает атаковать ее. Чтобы 38!
место погружения лодки, экипаж (,
вает па воду специальные 12%
буйки или бомбочки © красящих #
ством. Эти ориептиры служат 1
точкой для последующих лействий
лета, Они облегчают летчику произ
расчетов поиска и атаки лодки Ml)
ными бомбами. Они же позволяют?
место погружения лодки и корабля.
самолет вызывает их для yuu?
лодки. И, СА

=

me
110.
BO!

которая действозаль совместно сиу “79

ча

00.
НИ
Ко