=——= 11 февраля 1941 г, № 34 (688)

Назревший вопрос

(Несколько замечаний по п

Доп, поставленный политруком
‚Рожко в статье «Учить курсантов мето-
пух подитработы», заслуживает исключи-
тыього внимания,

Дня успешного его разрешения нужно
py6ono ПОНЯТЬ обязанноети, возлагаомые

; настоящее время на командира-единона-
полновластного

пан чненирнинииии

чаьника, руководителя
popadaa, части.

Умз Президиума Верховного Совета
(СР ‹0б укреплении единоначалия в

[женой Армии и Военно-Морском Флоте»
пошяя на небывалую высоту роль коман-
ще Который полностью отвечает перед
пкуарствох 3а боевую готовность своего
зуабля, части. Естественно, что команд-
ый состав несет полную ответственность
пло и 38а политическую работу. Коман-
— это не только прямой начальник,
м и политический руководитель, воспи-
тизль своих подчиненных.

Увюпление единоначалия еще больше
гивяло боевую и политическую подгогов-
yy частей, кораблей, целиком направило
политическую пропаганду на укрепление
уурально-политического единства, на даль-
  golmea боевое совершенство личного со-
  888.

Практическая работа в Военно-Морском
фоту неразрывно связана с боевой подго-
pool, Только сознательный боец п
Бомандир могут отлично овладеть сложней-
gel военной техникой и умело применить
яв боевой обстановке. ?

(ллзко еще не вое командиры по-настоя-
 цму уяснили свои функции; некоторые
  роуеюе конкретно организовать партийно-
питическую работу и оперативно руко-
зиить ею. это отражается на боевой
66а, понижает готовность подразделения,
чути, корабля.
  Веникает вопрос; где молодой командир,
1) го как он приходит на флот, может
пмучить необходимые ему знания по орга-
моации партгийно-политической работы?
\яечно, в степах военно-морского учи-
р
Большинство курсантов первого курса
\ визкомо с особенностями военно-морской
злзни, но знает структуры и задач полит-
г уганов, незнакомо с формами и методами
  пзуйно-политической работы на флоте.
(saxo военно-морские училища не уделяют
ахного внимания получению курсанта-
yi этих знаний.

Подуовка полноценного  командира-
инноначальняка должна протекать одно-
юеченно по линии учебного процесеа и
  (yt вовлечения курсантов в активную
  шутийно-политическую и  общественно-
  уаьтурную работу. Причем это необходимо
повоить не только в училище, но и в

\

путраздеденилх, частях и на кораблях. .

[№ динии учебного процесса следует.
} порзох году ввести курс изучения основ
тартийно-политической работы» в Военно-
Хорском Флоте. В программе этой диецип-
ты парялу с теоретическими. вопросами
Пино отвести время для ознакомления
  ухимов с важнеймиими директивами
ини и правительства, Главного управ-
дия политической пропаганды Военно-
Узекого Флота.

Кроме того в программе необходимо пред-
отреть практическое освоение курсан-
пун мегодов политического руководства.
уно, чтобы будущим командирам рас-
пазывали, как применять те или ицые
фрмы и методы в зависимости от обстанов-
MoH 3844, стоящих перед.‘ кораблем,
(тью. Необходимо поставить дело. так,
Мы курсант, ознакомившись с поста-
IML задачами, мог правильно оце-
ють обстановку, проанализировать ее и
Цетоустреиленно организовать работу. Он
{med хоропю себе представлять, как
Пимдится социалистическое  соревнова-

t

оводу статьи тов. Божко)

ние, под каким лозунгом, какими enoco-
ами и средствами организовать всю пар-
тийно-политическую работу, - чтобы обеспе-
чить успешное выполнение поставленных

и

ля того чтобы повысить качество пре-
подавания практики партийно-политиче-
ской работы и помочь Бурсантам лучше
усвоить программу, следует тщательно по-
хобрать и закрепить калры  подготовлен-
ных преподавателей. Ови должны иметь
практический опыт организации паргий-
но-политической работы в подразделениях,
частях и па кораблях.

Также необходимо создать соответствую-
щий учебник, причем в его основу нужно
положить тот же принции, что и при соста-
влении программы. Эту задачу выполнить
нетрудно, тем более, что мы имеем боль-
шой опыт партийно-политической работы
в мирное и военное время. Есть и люди,
обладающие высокими теоретическими и
практическими знаниями, которые вполне
могут воспитывать будущих командиров-
вдинопачальников. Значительную помощь в
этом должна оказать кафедра партийно-

политической работы Военно-политической
академии.

_ Таким образом, по линии учебного про-
Цесса необходимо ввести изучение основ
партийно-цолитической работы на первом
курсе, правильно и целеустремленно соста-
влять программу по этой дисциплине, тщз-
тельно подбирать и закреплять кадры пре-
подавателей и составить краткий учебник.

В деле воспитания у курсантов практи-
ческих навыков по оргавизации партийно-
политической работы большую роль дод-
жен играть отдел политической пропаган-
ды училища, где есть старший инструктор
по пропаганде, который, кстати сказать,
очень мало занимается своими прямыми
функциями. Отдел политической пропатан-
ды обязан систематически инструктировать,
контролировать и направлять работу, при-
влекая руководителей партийных и комсо-
мольских организаций курсов, начальника
кафедры основ марксизма-ленинизма и пре-
подавателей.

Отдел политической. пропаганды учили-
ща должен каждому курсанту поручить
определенное задание в училище или на
учебных кораблях. По указанию’ Управле-
пия политической пропаганды часть кур-
сантов пужно распределять по подразде-
лениям, частям и кораблям флота для поо-
ведения  партийно-политической работы.
При этом следует подхолить диференциро-
ванно, учитывая теоретическую подготов-
ку, способности и опыт каждого. Например,
курсанту второго курса, имеющему уже
теоретическую подготовку, ‘целесообразно
поручать работу среди курсантов первого
курса, в подразделениях училища. Вурсан-
тов 3-го и 4-го курсов можно распределять
по учебным и боевым кораблям и т, д..

Полезно, чтобы отдел политической
пропаганды ‘училища периодически пору-
чал курсантам проверять политическую
работу на курсах и учебных кораблях.
Для этого необходимо предварительно про-
инструктировать проверяющих, составить
подробные планы. Затем следует поставить
их отчеты на общих собраниях курса, где
заключение должен сделать начальник
отдела политической пропаганды или его
заместитель.

Не менее важно учить курсантов пока-
зом. Для этого вся партийно-политическая
работа па курсах. должна организовывать-
ся и проводиться образцово. .

Эти основные мероприятия будут спо
собствовать лучшей подготовке и воспита-
нию полноценных командиров-единоначаль-
ников для растущего Военно-Морского
Флота,

Полковой комиссар С. БЛЮМНИН.

СЕМИНАР ПОЛИТРАБОТНИКОВ СОЕДИНЕНИЯ

ТИХООВЕАНСКИЙ ФЛОТ, 10 февраля.
} мидннении № закончился пятидневный
иииар политработников. На семинаре
\сухлены практические вопросы партий-
/ в-полктической работы, заслушаны до-
цы заместителей командиров по поли-
 ИЧекой части тт, Савчука и Музыка.

(арий политрук т. Синьков провел с
итниками семинара ряд показательных

политических занятий. Были прослушаны
лекции: капитана т. Головкова-—<06 орга-
низации японского военно-морского фло-
та», капитана т. Рязанцева-—«Артиллерий-
скоз содействие флангу армии и обхох
фланга армии тактическим десантом»,
старшего лейтенанта т. Воронцова—«06бо-
рона базы с суши в зимних условиях».
i. ПАНОЧКИН.

Старшина группы В. Прилуков (слева), секретарь партийной организации служб
и команд линкора «Марат», беседует с коммунистами по вопросу подготовки к

партийному собранию.

{

`’Почему в клубе стало скучно

Мы заходим в прекрасное большое зда-
ние, нах дверью которого ‘написано:
«Клуб». В нем 8 танцующих пар и мно-
го командиров и краснофлотцев, которые
сидят в шинелях и головных уборах и от-
кревенно позевывают. Скучно... ‘

Почему же скучно в налием клубе? По-
Чему здесь хололню, грязно, неуютно?

Начальник клуба техник-интендант 2-го
ранга т. Шумаров говорит:

— Нет актива, нет совета клуба. В этом
все дело.

Совета клуба

действительно нет. А

‘актив? Неужели в нашей ‘части — одной

из передовых—-нет актива? Это неправда.
Вспоминается история клуба.

В мае 1939 года приехала в авиачасть
группа, молодых краснофлотцев. Тогда же
был построен клуб.

Первый День Военно-Морского Флота
СССР мы (какая радость и какая гор-
дость!) встречали в своем клубе. Запол-
нившие ‘зал командиры и краснофлотцы
рукоплескали строителям.

А потом на сцене появился краснофло-
тец Петя Подкопаев и блестяще исполнил
«Яблочко». — Воентехник 1-70 ранга
т. Акинфиев спел «Фиалку», т. Кузовков
прочел стихи о советском паспорте, т. Гера-
симов сытрал на гармони.

Почему же ведутся разговоры, будто у
нас нет актива?

Беда в том, что клуб работает беспла-
HOBO, кружками художественной и музын
кальной самодеятельности занималотея от
случая к случаю (командиры говорят: «0т
праздника к празднику»).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

a 5 53

®oro H. Jipanpima, ©

Клуб не организовал актива, но имеет
боседчиков, организаторов вечеров отдыха,
затейников. Именно поэтому нет никаких
кружков и в подразделениях, & в ленин-
ских комнатах нет’ работоспособных сове-
тов.

В последнее время были проведены
платные концерты с участием приглашен-
ных артистов, HO краснофлотцев-зрителей
здесь было немного. Говорят, что эти кон-
церты внеплановые, но беда в том, что в
клубе нет плановых спектаклей.

Выбор кинокартин крайне скуден, неко-
торые из них хемюнстрировалиеь в. тече-
ние 1940 года... больше пятнадцати раз.

Нельзя сказать, что партийное бюро и
заместитель командир» по политической
части не занимаются клубом. Тов. Шума-
рову не раз указывали на необходимость
перестроить работу, рекомендовали ему
формы работы. Команд части не раз
предупреждал начальника клуба, требовал
от него серьезного отношения к своим
обязанностям, но результатов пока не
ВИДНО.

В части есть музыканты, певць, тан-
поры, есть способные драмкружковцы. На-
до только организовать их, руководить са-
модеятельностью, и клуб оживет, коман-
диры и краснофлотцы не будут жаловать-
ся на скуку. Необходимо также избрать
совет клуба, который помогал бы началь-
нику во всей культурно-массовой и про-
светительной работе. р

М. ШЛЕСБЕРГ.

НОВЫЕ

1. «Указатель основных  первеисточни-
HOB B помощь изучающим «Нраткий курс
истории ВКП(б)». Под редакцией и с пре-
дисловием П. Поспелова и Г. Александрова.
Второе дополненное издание. Политиздат
при ЦВ ВЕП(б), 1940 г., стр. 192, цена
1 рубль.

«Указатель основных первоисточников»,
вышедший в 1939 году, быстро разошел-
ся. Иля навстречу читателю, Политиздат
выпустил 2-е издание указателя.

Важнейшие труды Маркса, Энгельса,
Ленина и Сталина, отдельные работы
Плеханова и некоторые документы  подо-
браны и рекомендованы 110 соответетвую-
щим главам  «Краткого курса истории
ВЁЦ(б)». Значительно расширен список
классических работ и документов по срав-
нению с первым изданием.

Новых дополнением 2-го издания яв-
ляется «Алфавитный указатель произведе-
ний». В нем перечислены также работы
ближайших соратников товарищей Ленина
и Сталина. Эти работы рекомендуются к
изучению отдельных разделов и глав
«Краткого курса истории. ВКП(б)». `

КНИГИ

2. Ц. И. Розенберг. «История ‘полити-
ческой экономии». Том Т, стр. 484, цена
8 1уб., Соцэкгиз, 1940 г.

Институт экономики Академии наук
СССР издал работу члена-корреспондента
Академии наук CCCP Д.; И. Розенберга
«История политической экономии», т. [.

Первая глава книги характеризует раз-
витие экономической мысли в античном
мире и при феодализме. Следующие четы-
ре главы посвящены возникновению и
развитию различных буржуазных и мелко-
буржуазных школ политической экономии
домарксового периода.

Заключительная, У[ глава первой части
излагает основы марксистской политиче-
ской экономии в том виде, как она была
создана и развита ее основоположника-
ми — Марксом и Энгельсом, и дает харак-
теристику гениальнейшего произведения—
«Капитала» Маркса. Заканчивается глава
изложением деятельности Энтельса после
смерти К. Маркса по дальнейшему разви-
THI марксистской политэкономии.

Енига представляет большой интерес
для всех, занимающихся самообразованием
по вопросам политической экономии.

Критика u библиография

Борьба за

Царицын

Э. Генкина. «Борьба за Царицын в 1918 году».
Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940 г., 220 стр. Цена 7 руб. 50 коп.

Героическая борьба Красной Армии за

Царицы является одной из ярких и за-
мечательных страниц истории гражданекой
войны в СССР. Трудно найти тему, более
волнующую и благодарную, чем героиче-

ская

оборона ицына, проведенная под

непосредственным руководством товарища
Сталина и ero ближайшего соратника
К. Е. Воропеилова.

В крайне тяжелом положении оказалась
молодая Советская республика летом и

осенью 1918 ror. Интервенция отрезала
от страны основные продовольственные и

вольствием. испытывали Москва и

сырьевые базы -— Украину, Сибирь и Пэ-

волжье. Особенные затрулнения с продо-
Петро-
град.

Борьбь за хлеб стала важнейшей поли-
тической задачей, От ее разрешения зави-

села судьба пролетарской революции. Ца-

рицын оставался единственным транзит-
ным пунктом, через который шли в рево-
люционные центры страны северокавказ-
ский хлеб, астраханская рыба и бакинская
нефть. Кроме того Царицын имел вазжочей-
шее политическое, стоатегическое и эвоно-
мическое значение. Будучи крупным mpo-
летарским центром, он являлся форпостом
в борьбе против белогвардейцев, не давая
возможности 0б’елиниться войскам южной
и восточной контрреволюции. Вог почему
Царицын в 1918 г. был «тунктом наи-
большего обстрела» со стороны контррево-
люции. На этот важнейший участок фрон-
та партия послала товарища Сталина. *

В начале июля к ПЦарицыну сквозь
кольцо белогвардейских батл и немецких
оккупантов пробился ‘тов. Ворошилов co
своей армией,
металлисты и шахтеры Донбасса.

Развернувшаяся борьба далеко выходила
за пределы Царицына. Краснов, организуя
наступление, рассчитывал не только за-
хватить Царицьын, но и соединиться © 0е-
логварлейцами на востоке, а также обес-
печить белым захват Дона и Северного
Кавказа. Поэтому товарищ Сталин поста-
вил перел командованием задачи — во что
бы то ни стало удержать Царицын, раз-
громить красновские банлы. Все эти 3a-
тачи были блестяще выполнены.

Тов. Генкина в своей книге приволит
много интересных приказов Военного со-
вета, помесанных товарищем Сталиным.
В этих приказах говорилось о ликвидации
отрялов и создании из них бооспособных
войсковых частей, о поднятии дисципли-
пы, проведении мобилизации в Царицын-
ском уезде. -

В тяжелых условиях окружения Цари-
пына был. разработан план обороны торо-
18, & все армии об’единены пол единым
командованием. В связи с ухудшением 0б-
становки на Кубани и Северном Кавказе
товарищи Сталин и Ворошилов принимают
срочные меры для наступления на юг, в
сторону Тихорепкой. Но ввиду  создав-
шейся непосредственной угрозы. Царицыну
наступление пришлось приостановить. На-
правление главного удафа переносится на
еоверо-залтад.

Этот. контрманевр и сильный удар по
противнику обеспечили разгром первого
окружения Царицына. Врат, приблизив-
шийся к ого стенам, был orépomen.

В октябре Царицын снова был окру-
жен. Когда некоторые паникеры заговори-
ли 0 необходимости эважуации и отету-
пления, тов. Ворошилов отдал приказ:
«Приказываю © занимаемых позиций не
стетупать ни шагу назад впрель распоря-
жения. Не исполнившие настоящего при-
казания будут расстреляны». 4

18 октября части 10-й Красной арини
перешли в решительное наступление, на-
нося удар за ударом; белые вынуждены
были спешно отетупать, бросая артилле-
рию, 0бозы и раненых.

В мае 1919 тода пролетариат Цари-
цына за боевые заслуги в голы граждан-
ской войны был награжден ВЦИЕ красным
знаменем. С апреля 1925 года Царипын
стал носить имя великого вожля товарища
Сталина. Царицын. по праву ‘заслужил в

ядро которой составляли

годы гражданской войны ©в06 новое имя—
имя Краснознаменного Сталинграда.

- Олнажо рецензируемая книга имеет и
недочеты. При описании важнейших опе-
раций и боев автор не делает своих Bh
Родов и не дает оценки событиям. Он на
смог показать замыюел и оперативные пла-
пы воюющих сторон.

«План Военного совета, — пишет ав-
тор, — вытекал из обстановки, которая
сложилась на юго-востоке к середине ию-
ля 1918 г. Именно к этому.времени отно-
сится наибольшая активизация а,
переход донской контрреволюции в реши-
тельное наступление на Царицын...» (стр.
133). Что этим хотел сказать автор о
стратегическом плане Военного совета,
непонятно. Для того чтобы последователь-
но изложить этот стратегический план,
следовало бы показать мероприятия, по-
ложенные в основу раэгрома белой армии.

Нельзя согласиться с автором, что mpo-
тивник проявлял наиболыпую активность
в указанный период—на самом деле это
было 11—14 августа, «Царицын окру-
жается, Царицын может пасть»,—преду-
преждает в своем приказе Военный совет
от 11 августа 1918 года.

Неясно pacckasano о наступлении гер-
манских войск. «Новое продвижение rep-
маноких войск, — говорится на странице
136, — шло в направлении к юто-востоку
России...»

Когла началось новое наступление не-
мецких войск, какие части наступали, ка-
кой силой и на какой рубеж они вышли?
Кроме того, какое это имело оперативное
и политическое значение для Краснова, &
также имело ли это влияние на ослабле-
ние обороны Царицына? — Все эти вопро-
сы автору следовало осветить более кон-
кретно.

Нельзя согласиться с утверждением ав-
тора, что тов. Ворошилов прибыл в Цари-
цыну с более чем 30-тысячной армией
(стр. 68):

Профессор т; Меликов в книге «Герди-
ческая оборона Царицына» пишет, что тов.

Ворошилов привел в Царицын 15.000
ков.

Очень схематично описаны бои; слиш-
ком обще и неясно говорится о потерях.
«Красноармейцы самоотверженно выполня-
ли приказ’ от 18 августа. Потери красных
частей были очень велики. Но еще зна-

чительнее ‘были красновских
банд» (стр. 156).

Для автора, видимо, не представляло
большого интереса соотношение сил сто-
рон, сколько было войск и кажие части
(особенно это относится к белым) уча-
ствовали в боях. Между тем соотношение
сил` сторон имеет исключительное значе-
ние лля определения искусства веления
операции.

Автор допустил грубую ошибку на 67-й
стр. В числе генералов он назвал Мамон-
това, Фицхелаурова и Деникина, небреж-
но отнесяеь к цитате тов. Ворошилова, в
которой написано Денисов.

Автор, кралко излагая на 148-й стра-
нице план Военного совета о сосредоточе-
нии сильного кулака для разгрома белых,
не показал этого исключительно интерес-
ного маневра и его развития.

Крупный недочет книги — отсутствие
схем. В тексте излатается обстановка, ча-
сти переходят к обороне или в наступле-
ние, перечисляются населенные пункты,
изменяются территории, но из-за отеут-
ствия схем читатель не имеет возможно-
сти. уяснить все это наглядно.

Слишком много дат.. В охном введении

их более 40. В книге отсутствует хроно-
логическая  последовательность, что за-
трулняет ознакомление с важнейшими co-
бытиями.

Охнако, несмотря на эти недочеть кни-
га т, Генкиной является весъма полезной.

Комбриг И. НЕФТЕРЕВ.

Г

В

страницам зарубежной печати.

Война м торговое судоходство

Вторая империалистическая война на-
ила колоссальный ‘урон мировой морской
Юрговле и судоходству. Не прошло и. по-
Тутора лет войны, а изменения в морском
Сдоходстве уже’ посят гораздо более рез-

№Й и глубокий характер, чем за тот же

пернох прошлой мировой войны. Иностран-

я печать уделяет много внимания проб-

ры торгового судоходства в настоящее
мя,

Газета «Берлинер Берзенцейтунг» посвя-
1114 в последнее время несколько статей
переменам, происшедшим в мировом судо-
стве под влиянием войны. Сравнивая,
итоги борьбы на коммуникациях 34’ истек-

периох пынешней войны с первой ми-
ИвоЙ войной, газета пишет:

«Тогда фрахты тоже высоко подскочи-
MM вверх, и на мировых рынках начал
ощущаться общий недостаток тоннажа. Но
ШЬ толькю в 1916 г. Англия BBI-
Пуждена была прибегнуть к общей рекви-
ЗиЦии торгового флота и создала особое ми-
Иистерство судоходства с целью использо-
Зать весь морской трузооборот для воен-
Вых нужл. Совсем иная картина сейчас, в
ачале 1941 г. Сегодня обеспечение под-
№34 по морским путям стало альфой и
ОМетой всех мероприятий британского воен-
100 хозяйства, Проблема тоннажа стала
мтающей для спабжения английского на-
Им мех необхолимым, обеспечетия про-
итлениости сырьем и ввоза оружия».

ежу тем, пишет далее газета, орудия,
Чмолеты, амуниция, автомобили представ-
ior собой громоздкий груз, требующий
При перовозке песравненно большего тон-
пажа, чем товары, грузимые  навалом, т. ®.
‚ Мрь и продовольствие. Правда, Англия
УЧла опыт первой мировой войны. С самого
1ачала нынешней войны она приступила к
Икзизиции торгового‘ флота, создала ми-
Шетерство судоходства и стала применять

систему конвоев для борьбы с подводной
угрозой.

«Берлинер Берзенцейтунг» считает, что
нынешние позиции и перспективы англий-
ского судоходства значительно ‘ухудшились
в сравнении с первыми годами прошлой
мировой войны. Газета приводит следую-
щие цифры и соображения в подтверждение
этого. В 1914 г. весь тоннаж мирового
торгового флота был равен 49 млн. т,
из которых на долю ‘Англии приходилось
более 19 млн. т, или около проц.
ii началу пынешней войны мировой тон-
nam возрос до 69,4 илн. т, но доля Апглии
в нем упала до 26 проц. Англии удалось,
признает газета, использовать для своих
нужд часть торгового флота, принадлежав-
шего оккупированным Германией  стра-
нам— Норвегии, Дании, Голландии, Вель-
гии и Франции. Но неизмеримо возросигие
военные нужды Англии, германские бом-
бардировки английских промышленных
центров, а также подводная война делают
этот дополнительный тоннаж недостаточ-
ным. Англии приходится снимать свои па-
роходы с разных имперских путей и ста-
вить их на линии, обслуживающие метро-
полию.

Мировая торговля в целом, по мнению
«Берлинер  Берзенцейтуиг», значительно
сильнее задета и нарущена войной, чем в
первые годы прошлой мировой войны. Это
в особенности относится к европейским
странам, где от войны пострадали, помимо
осповных участников, еше Норвегия, Па-
ния, Голландия, Греция, обладающие вме-
сте довольпо значительным торговым фло-
том-—10,8 млн. т, или 15,6 проц. миро-
вого тоннажа. Шведский торговый флот
заперт барьером Скагеррака. а японский
в значительной мере связан войной в Ки-
таз. В целом, если исключить США, не-

посредственно не участвующие в ‘войне, с
их торговым флотом в 9,47 млн. т (только
океанский тоннаж). Испанию (0;9 млн. т)
и некоторые другие страны. то окажется,
что свыше 50 илн. регистровых брутто-
тонн, или три четверти мирового тоннажа,
целиком либо в большей своей части
исключено. из нормального торгового судо-
оборота. у

Другую оценку положения и перспектив,
в частности, английского судоходетва дает
ивейцарская газета «Журналь до Женев».
Не отрицая трудностей, стоящих перед
Англией, эта газета заверяет в небезуснеш-
ности усилий Англии в сохранении внеш-
неторговых связей и поддержании экспорта.

«Пароходы, прибывающие в английские
порты © военными материалами, сырьем
для промышленности и продовольствием, —=
пишет газета,— уходят обратно не порож-
няком, а с изделиями английской про-
мышленности. Англия экспортирует. Это
не последний из всех сюрпризов нынешней
войны. В середине 1940 г. она продала
другим странам на 100 млн. швейцарских
франков товаров больше, нежели в сентяб-
ре 1939 г. Для обеспечения английского
экспорта в июле 1940 г..из портов Англии
вышло пароходов на одну четверть ‘больше
среднего числа судов за период январь —
апрель. А между тем июль был одним из
самых интенсивных месяцев морской вой-
ны. По английским данным, в июле 1940 г.
было потоплено 312.518 т, в то время как
благополучно прибыло в порты Англии
4.500.000 т».

Газета далее приводит цифры потерь
английского флота за истекший период
войны, определяя эти потери, на основе
подсчетов американского адмирала в 07т-
ставке Стирлинга, в размере 3.091.512. т
на 1 октября 1940 г., или в среднем по

237.809 т в месяц. При этой средней нор-
ме потери на 1 февраля 1941 г. выражазют-
ся цифрой 4.042.753 т. Газета ставит во-
прос: сможет ли Англия в этой воздушно-
морской войне, когда каждое тринадцатое
судно подвергается потоплению, продер-
жаться так же, как она держится против
бомбардировок .с воздуха?

Черчилль, отмечает «Журналь де Же-
нев», неоднократно указывал в своих вы-
ступлениях, что морская война в Северной
Атлантике по ‘своим последствиям имеет
более серьезное значение для Англии, чем
бомбардировки Британских островов. Отею-
да — внимание, уделяемое Антлией борь-
бе с подводными лодками и авиацией.
Этой задаче служит, в частности, и бере-
говая ‘авиация Англии, призванная obec-
печивать, во взаимодействии с’. военно-
морским ‘флотом, ее коммуникации на
океанских торговых путях. В 1940 г., по
английским данным, самолеты. береговой
обороны налетали 54.400.000 км, конвои-
руя более 40.000 судов с 200 илн, т цен-
ных импортных и экспортных товаров.

# + *

Как повлияла война на морское судо-
ходство внеевропейских стран? Какие из-
менения внесла она в направление грузо-
оборота и внешней торговли? Любопытные
данные на эту тему приводят американские
газеты,

Нью-йоркская газета «Джорнэл оф Ком-
Mepc»—opran торговых кругов США—со-
общает, что американские пароходные ком-
пании находятся ныне в периоде процве-
тания, Несмотря на почти полную отмену
американских пароходных рейсов в Европу
(ибо материалы, закупленные Англией в
США, перевозятся на английских судах),
в США не только нет бездействующих пз-
роходов, но ощущается даже недостаток
тоннажа. США заняли место Англии и Гер-
мании на многих океанских линиях.

Так, по данным «Джорнэл оф Воммерс»,
рейсы из США в порты Южной и Восточ-
ной Африки обслуживаются на 75 проц.
американскими пароходами. Газета отме-

чзет характерное изменение американского
экспорта в африканские порты: вместо пас-
сажирских автомобилей, радиоприемников,
комнатных холодильников и других пред-
метов ‘личного обихода в экспорте США
преобладают теперь стальные изделия, гру-
зовики и тому подобные товары. В свои
обратные рейсы американские пароходы 3a-
бирают преимущественно марганцевую и
хромовую руду. Торговля США с африкан-
скими странами продолжает расти, и па-
роходные компании «Робин Лайн» и «Ame-
рикен энд Саутс-Африкен Лайн», обелу-
живающие эти линии, намерены поставить
на них новые пароходы в 1941 г.

Значительно вырос также грузооборот
между США и портами Южной Америки,
Индии и Восточной Азии. В экспорте и
импорте южноамериканских слран паро-
ходные компании США уже сейчас зани-
мают 50 проц. Таков же место заняли те-
перь американские суда в товарообороте
с Индией. В последние месяцы были уста-
новлены новые пароходные линии на Даль-
ний Восток. По последним сообщениям ино-
странной печати, предполагается замена
английского судоходства на Тихом океане
американским. у

Заслуживает внимания сравнительно
небольшое — na 10 проц-— сокращение
движения пароходов за время войны через
Панамский канал, несмотря на резкое сни-
жение мирового судоходства в целом. Че-
рез Панамекий капал прошло 434 судна
(2,03 млн. т) в автусто 1940 г. против
490 судов (2,25 млн. т) в августе 1939 г.
Злесь сыграло роль то; что Панамокий: кд-
нал—это артерия, связывающая между со-
бой не только два океана, но и восточное
побережье США с запалным. До начала
войны ‘в Европе суда под американским
флагом составляли одну треть тоннажа,
проходившего через Панамский канал. Ны-
не внутренний американский грузооборот

по каналу усилился. Этому содействовало:

также установление минувшим летом но-
вой пассажирской линии из Нью-Йорка в
Сан-Франциско, проходящей через канал,
На эту линию были поставлены два круп-

нейших американских лайнера
тэн» и «Вашингтон».

Война поставила в 0с0бо трудное поло-
жение ‘ряд аграрных стран Латинской Аме-
рики, не имеющих собственного тоннажа
и лишенных возможности сбывать свою
продукцию даже па оставшиеся ограничен-
ные рынки. Эти страны уже сейчас пере-
живают серьезный экономический кризис.
Сельскохозяйственные продукты и сырье
накапливаются и портятся на складах, сво-
бодного тоннажа нет, фрахты поднялись
Так высоко, что они часто превышают
стоимость самых товаров.

Некоторые из этих стран предполагают
созлать собственные торговые флоты. По
сообщениях иностранной печати, Мексика, и
Аргентина нодошли вплотную’ к этой проб-
леме и уже разрабатывают конкретные
планы ее разрешения. В Мексике морское
министерство выработало план приобрете-
ния 30 судов как для каботажного, так и
для заграничного ‘плавания. Разрабаты-
вается проект ассигнования 40 млн. пезо
на закупку пароходов, оборудование порто-
вых сооружений и привлечения в судоход-
ство иностранного и местного капитала,

Энергичная пропаганда за создание на-
ционального торгового флота ведется и в
Аргентине, тде правительство в начале
1940 г. создало особую комиссию для изу-
чения всех связанных с этим вопросов.
Комиссия опубликовала недавно цифры,
показывающие зависимость внепгней тор-
говли Артентины от иностранного тоннажа.
Только 2,9 проц. аргентинского экспорта
обслуживается аргентинскими пароходами,
62,5. проц. экспорта вывозится на судах
покупателей и 34,6 проц.—на случайных
судах. Комиссия отмечает, ‘что строитель-
ство собственного торгового флота значи-
тельно расширило бы возможности арген-
тинского экспорта в` мирное время.

Таким образом. вызванное нынешней
войной нарушение нормального судоходства
американских стран принуждает их прово-
дить мероприятия, которые будут оказын
вать большое влияние на изменения в ми-
ровой торговле в послевоенное время,

«Manxor-