Опыт обучения
моальномереликов

Олно из важнейших условий подготовки
артиллерийских стрельб-—систематическая,
продуманная отработка, задач, стоящих пе-
ред дальномерными постами. Отрельбы по
морским и воздушным целям слагаются из
целого ряда элементов, которые в морском
бою решают успех выполнения тактиче-
ского или оперативного задания. Из исто-
рии морских сражений мы знаем ряд фак-
тов, которые убедительно свидетельствуют
о необходимости повседневной, методически
кропотливой работы над каждым «малень-
ким» вопросом в подготовке к решени
огневой задачи. у

Артиллерийские поединки на море во
время первой империалистической войны
привели к гибели многих десятков круп-
нейших кораблей воюющих стран. Харак-
терная черта, этих поединков—в том, что
они происходили на дистанциях 50—70
кабельтовых, большей частью без приме-
нения лымовых завес, при хорошей види-
мости и на ходах не свыше 20 узлов. По
документам можно установить, что в боль-
шинстве артиллерийских схваток побеждал
тот, кто раньше открывал, быстрее и точ-
нее вел огонь. При этом опибки в опреде-
лении дистанции, несмотря на ©е малые
размеры и небольшие хода кораблей, до-
ходили до 7—12 кабельтовых.

Вторая империалистическая война так-
же показывает необходимость очень тща-
тельной подготовки всех звеньев к артил-
лерийскому бою на море. Значительные
усовершенствования артиллерийского ору-
HUA, увеличение ето дальнобойности до
150—200 кабельтовых, рост скорости хо-
да кораблей до 30—40 узлов, широкое
применение дымов и ночных действий за-
ставляют особенно точно определять ди-
станции.

Боевая деятельность  хальномерщиков
требует глубокого знания дела, т. ©. W3y-
чения геометрической оптики, законов фи-
зики, касающихся оптики, овладения опти-
ческими приборами, примзняющимися в
Военно-Морском Флоте. В работе над сла-
женностью дальномерных фасчетов нужно
прежде всего так натренироваль каждого
специалиста, чтобы он выполнял свои обя-
занности с четкостью, доведенной до авто-
матизма. Калкдого бойца нужно обучить
правильному  ебережению — дальномерной
техники и ‘уходу з& ней. Все эти задачи
могут быть решены при условии правиль-
ного подбора личного состава дальномер-
ных групп и создания специальной про-
траммы и методики обучения. Высокие тре-
бования, пред’являемые к дальномерным
постам, заставляют управляющего артил-
лерийским огнем постоянно заботиться 00
их подготовке.

В начале учебного тода всю теорию
дальномерного лела должен прочесть млад-
пгим командирам и краснофлотцам средний
командир, хорошо знающий оптику. Изуче-
ние материальной части и практическую

° тренировку личного состава ведет млад-

пеий командир под постоянным наблюдени-

ем старшего начальника. № сожалению,

некоторые управляющие огнем не выпол-
няют этих элементарных правил.

Благодаря правильной организации пол-
тотовки дальномерные посты старших лей-
тенантов тт. Кутейникова, Глотова и др.
во всех стрельбах добились соблюдения
нормы отклонения; большая часть стрельб
давала весьма положительные результаты.
Батарея №в 1940 г. выполнила все стрель-
бы © отличными оценками. Управляющий
огнем старший лейтенант т. Кутейников 3a
успехи в боевой „подготовке награжден
именными часами. Дальномерный пост этой
батареи, возглавляемый командиром OTIC-
ления т. Шергиным, всегда обеспечивал
управляющего огнем точными данными тля
расчета первого залпа. Помощник команли-
ра батареи лейтенант т. Чертин, управляя
сложной стрельбой при маневрировании це-
ли на зигзаге, быстро нанес поражение
«противнику». Последующие попытки це-
ли уклониться от накрывающих ее залпов
не удались благодаря точной работе отлич-
но слаженного дальномерного поста. Эта
стрельба получила отличную оценку.

Во время ночного упражнения старший
лейтенант т. Кутейников так же точно
в короткий дрок осуществил пристрелку и
быстро перешел на поражение, получая
точные данные от дальномерного поста.

татов? Тов. Кутейников начинал с под-
бора дальномерщиков и затем неотрывно
наблюдал за, их учебой, за работой, содей-
ствовал достижению высокой слаженности
всего дальномерного поста. Командир отде-
ления т. Шергин—один из наиболее гра-
мотных младших командиров. Ему помога-
ют лично командир батареи и его помощ-
ник, готовящие его теоретически, & также
практическим показом у приборов. Тов.
Шерпин регулярно получает задания, кон-
сультацию, специальную литературу, ма-
териалы. Поэтому он быстро совершен-
ствуется. Командир отделения хорошо зна-
ет оптику, теорию распространения света,
устройство человеческого глаза. Зная сте-
реоскопичность глаза, он правильно 0бу-
чает дальномерщиков, умело тренирует их
в различных условиях погоды, учит точно
определять расстояние. ;

дый день посещают боевой дальномерный
пост. проверяют состояние материальной
части и знания личного
вводные, добиваются автоматизма в дей-

щика.

садится на место дальномерщика, произво-
дит 20 измерений, укладываясь в миня-
мальный срок, и затем выводит срелнее

повторяют.
серьезной тренировке дальномерщик това-
рищ Смирнов дает ‘управляющему огнём
точные измерения на приборе © проме-
жуткалеи,
нормативами срока.

Как же удалось добиться таких резуль-

Команхир батареи и его помощник каж-

состава, дают
ствиях каждого краюнофлотца-дальномер-
Метох обучения таков. Командир сам

арифметическое расстояние до намеченно-
го об’екта. После этого те MO измерения
дальномерщики. Благодаря

втрое короче  утановленного

В условиях меняющейся метеорологиче-

ской ‘обстановки дальномерщики особенно
тщательно и любовно следят за техникой.
Самое большое зло—отпотевание. Вомандир

отделения т. Шергин и его подчиненные
берегут свои приборы, своевременно осма-
тривают, просушивают и смазывают TX.
Несмотря ни на кажио капризы поготы,
оптика здесь постоянно иребывает в 0б06-
вой готовности. Если, налример, Шергин
приготовит оптику в расчете на 10 гра-
дусов мороза, г температура несколько из-
менится, то он сейчас же, независимо от
времени суток, пойдет к своему. посту и
произведет там необходимыю I,

Ясно, что только хорошее знание тео-
рии и практики дальномерного дела мо-
жет обеспечить выкокие результаты в ог-
невой подготовке. Очень важно соблюлать
последовательность в отработке  дально-
мерщиков. Тренировки должны итти в та-
KOM порядке: выверка дальномера; W3Me-
рение расстояний по близким неподвиж-
ным и медленно движущимся целям; из-
мерение расстояний на средних хистанци-
ях и в случае получения хороших резуль-
талов-—сдача зачетов; работа. по целям на
далеких расстояниях и при больших ходах
в условиях хорошей и плохой видимости.
Все тренировки должны происходить в
условиях последовательного нарастания
элементов, усложняющих работу дально-
мерщика.

После олиночной отработки длальномер-
ных постов необходимо проводить общее
лальномерное учение, организуя его так,
чтобы на разборах можно было отметить

`всо положительные и отрицательные MO-

менты в работе каждого поста. Руководить

дальномерным учением должен командир
части (соединения) с обязательным разбо-

ром. Материалом для разбора’ служат лаль-
номерные графики, штурманская проклал-
ка и записи посредников каждого поста.

Окончательный этап отрабогки дально-
мерного поста—постоянная тотовность ма-

териальной части и личного состава к ра-

боте в любых условиях. А’ это значит
научить дальномерные посты правильно
ухаживать за оптикой. При хорошем зна-
нии техники дальноморов и заботливом
уходе за ними не страшны никакие усло-
вия погоды, времени года и суток. В са-
мой сложной обстановке  дальномерный
пост. обеспечит ‘управляющего аргиллерий-
ским огнем точными и быстро изготовлен-
ными данными.

Майор А. АВРАМЕНКО.

Яя

Командир отделения М. Филипченко в походе об’ ясняет- гребцам дежурной
шлюпки, как пользоваться шлюпочным компасом. (Черноморский флот).
! 7 Фот.

В стороне ‘от ‘нужд/`кораблей

Общеизвестно, ‘что ‘от ‘организован-

ности, четкости работы тыловых предприя-

тий зависит своевременное и полное 0бес-

печение нужд кораблей.

К сожалению, некоторые работники тыло-
вых учреждений плохо понимают свою
роль. Они работают с прохладцей. Порой
командирам кораблей приходится’ тратить
много часов на ненужные, совершенно бес-
цельные переговоры.

Капитан-лейтенант т, Мельников pac-
сказал нам о мытарствах, которые при-
шлось ему претерпеть. Предстоял выход
в море для выполнения задания. В назна-
ченный час корабль был в полной готов-
ности и запросил разрешения на выход.
Ответа ждали 20 минут. Но вот, наконец,
получили разрешение. Подошли к месту
приемки материалов. Начальника склада но
оказалось, & остальные работники развели
руками:

— Знать о вас не знаем. Мы вас и но
Haan. :

И начались продолжительные телефон-
ные звонки. Убеждали. Доказывали. Сеы-
лались на утвержденный план. А время
шло... Наконец, договорились. Но в указан-
ном складе не оказалось людей, уполно-
моченных отпускать материалы.

Через несколько дней, когда снова вы-
ходили в море для решения очередной за-
дачи, разрешения н& выход ждали больше
часа. Почему это происходит? Почему ми-
рятся с таким возмутительным отношением
к дорогому учебному времени?

Порой дело доходит просто до курьезов.
Один из кораблей должен был произвести
плановое докование. 11 января командир
корабля получает бумажку, подписанную
работником технического отдела инженер-
калитан-лейтенантом т. Сысоевым, ‘в ко-
торой указывается, что постановка в док
назначена на 15-е. Командование корабля
рассчитало, что’ сможет подготовиться рань-
ше. Тем паче и док свободен. Но не тут-то
было: у т. Сысоева свои соображения на
сей счет. Срок он изменить не’ хочет.
Почему? — законно интересуется
командир корабуя.

—

КРАСНЫЙ ФЛОТ

о Б. Григорьева.

— Надо завод проучить. Пусть у них
доЕ  попустует, — невозмутимо отвечает
т. Сысоев. 3

Почему надо было «проучить» завод,
остается загадкой. И по меньшей мере
странно, почему т. Сысоеву дозволительно
сводить счеты с.заводом и приносить этим
вред делу? Ведь корабль лишние дни 1ю-
стоит на ремонте.

Порой бывает и так, что пяавередетва,
предназначенные для обеспечения кораблей,
тыловые организации используют для сво-
их нужд. На один из миноносцев надо было
доставить атрегаты.

— Доставить но можем.
средств, — заявили в отделе.

Три дня ждали ‘на корабле, когда же
подойдет баржа. Но еб все не подавали.
Тогда командир корабля решил проверить
причину задержки. Оказалось, что специ-
альная баржа перевозила утоль. Возмутив-
шийся командир. корабля услышал ‘более
чём странный ответ от’ заместителя на-
чальника отдела т. Ворнилова;:

— Перёвозка угля баржей — не’ менее
ответственное дело; чем ‘обеспечение боевой
подготовки кораблей флота.

Работники отдела — инженер-капитан
3-го ранга т. Головко и интендант
3-го ранга т. Булькач — получили совер-
шенно четкое приказание об отпуске мате-
риалов одному-из кораблей. На что проще:
‘получил приказание — немедленно выпол-
ни его и донеси 06 исполнении. Иначе
поступили тт. Головко и Булькач. Пять раз
обращалея к ним командир пятой боевой
части корабля. Не помогло. Пришлось пойти
к пим самому командиру корабля. И тоже
безрезультатно. Два командира потратили
уйму времени на разговоры. И только когда
в это дело вмешались вышестоящие началь-
ники, корабль получил необходимые мате-
риалы.

Следует ‘заставить работников тыло-
вых ‘учреждений понять, что они призваны
обеспечивать ‘корабли. 3

Pd Л. СЕМЕНОВ.

Her плав-

Успешный ремонт

Некоторые торпедные катера М-ской
базы стали недавно в ‘ремонт.. Командо-
вание поставило задачу не только в срок
и высококачественно отремонтировать ка-

тера, но и еще выше поднять боевую под-

готовку личного состава.

Начальник ремонтной мастерской млад-
ший команлир т. Бабинский хорошо понял
задачу. Под его руководством . мастерская
заранее была подготовлена к производству
всех необходимых работ; отремонтированы
станки, оборудованы отделение для пере-

борки моторов, кладовая материалов ит. д.

Во время ремонта личный состав пятой
боевой части соединения активно пополнял
‘свои технические знания. Тов, ‹Бабинский,
в частности, провел несколько занятий по
технологии металлов и материаловедению.

Вся работа в мастерской идет четко, она
планируется на основе ремонтных ведомо-
стей. Ремонту способствуют и рационали-
заторские предложения, большинство ко-
торых уже реализовано.

Воентехник 2-го ранга ШЛИСС,

12 февраля 1941 г., № 35 (689) poe

«ак мы завоевали
первегство

В борьбе за точное выполнению наставле-   решения, организован действенный ty
ний уставов и приказов командования,   троль. Специалисты нашей чаи,
четкую организацию летной и командир-   стематически следят за ходом Soong} »
ской учебы наша часть добилась крупных   готовки в подразделениях. При cocrany
успехов. План боевой и политической под-   нового плана на неделю, месяц зат г»
тотокки выполнен досрочно и высококаче- т.т они докладывают начальнику т
ственно. Эти’ успехи — результат мер свой замечания. Новый план сотали»
sea ба о ны, бо учет пож п обо ве
А техники конкретного, повсе-, за прошедший период, м поэтому дв»,

: ретным.
дневного руководства подразделениями со всегда конкретн bs
стороны. командира части. Большую ‘роль в. повышении зал

Хазтыйго команийр, < летчии  жизне   Ooesolt DOAOTIBED сыграла кочан

my стремился сделать‘ вбе возможное, учеба. Ее организации командование }
чтобы обеспечить высокое качество боевой   1яет много внимания, Руководители yp
чебы, досрочно выполнить план. Флаг- скаются на занятия только после топ,
и ‘части капитан‘ Вушиакан;  чаляря»   Командование просмотрит № утверот ь
ИВ . спект, Ha занятиях часто присуеть

oo

. ит, букси-
wep ckosorymposs ПОЗУ бт, терке части, OME
руемый мале Any жнения, лучше слушателей, помогают руководитель,
быстрее вынолнить все упра , правлять недостатки. Такая слоте y

Ю =
овладеть ‘искусством бомбометания п дви мощи и контроля дает хорошие резудут
жущейся пели. а oo   РУБОВОДИТеЛИ более серьезно готозяы
Комадоватию части ей Sore занятиям, слушатели лучше изучал
внимание звеньям, организац них ие   тернал, акпуратно ведут конспекты,
т и и ый т В подразделениях проведено много гу
CENA yee. : ae ИИ   повых упражнений, позволяющих гиг
ох. все ОЕ арб pair ae оперативно-тажтическую подготовку ти
самолетов разл ›   диров. имые игры дали ру
улучшили тактическую и огневую полго- ae Pease eine ete es
товку. В подразделениях капитана  уче   цаучтили принимать самостоятельные jy
ных ий старшего лейтенанта Матюпгина ВЫ-   ия па выполнение заданий в ол
росло немало отличников техники Пилот 9 натия проводились на основе рады js
рования, например, лейтенанты празот,   сланного материала, по которому учат
Лебедев и другие. ани в ов,   Иры готовились, самостоятельно отель
и й Pian aay ein f обстановку и составляя необходиму» )
pane r кументацию. Каждая  оператявно-тазть
По установившемуея порядку кажлый АЕ игра подкреплялась выхоххзь
командир подразделения накануне na co средствами связи. Только после из
дня’ тщательно организует преди классе, выхода в поле и групповом о
подготовку, подробно об’яеняет предетоя-  тия слетным составом упражнения с»
щую задачу, поверяет знания экипажами  сатыватись в воздухе. Такой ner»
Е Е расчеты, План преграсные результаты,
полета. Он не забывает и © «мелочах», от fi
которых часто зависит безопасность полета. Отличное и хорошее выполненть к
ый состав,   НИЯ в’ воздухе невозможно без тать
Учитывается все: как одет летный © и мот, аи me
как он питался; сколько спал, каково само- а Tere re cae
чуветвие экипажа. Командир части нака- a раки ты
нуне лично проверяет подготовку людей, у ый Пе а А
организацию всего летного дня. *

ким контролем командование части
Серьезных успехов мы добились И В  ме, качественной подготовки Martyn

овладении ночными и слепыми полетами.   ной части, сплоченности экипажей, №
Мастер сложного полета майор Коваленко с   дир, инженер части постоянно су!
любовью учит <воих питомцев мастерству   Тем, чтобы на красной черте были 0}

цовая чистота и порялок. Сами козалт
аках.
самолетовождения по приборам, в бл экипажей регулярно и

Or ero взгляда We ускользнет излишняя   ники и мотористы выполняют приза!
самоуверенность, за которой кроются 19-  ‘наставления © техническом осмотру ‘а
верхностные знания. Он не пропустит ни летов и моторов. Bee это позволил ¢%
малейшей ошибки. Только отлично подго-   печить четкую высококачественнуй 1
товленного летчика майор Коваленко допу-   готовку материальной части. Поднии
скает к самостоятельному полету в обла-  в воздух, летчик уверен в надежной
ках. <4 Gil всех механизмов боевой машины.
Прошедшие   летно-тактические учения  Сдавая самолет летчику после ли
показали, что личный состав подразделений о готовности материальной части, пп

научился успешно водить машины в 610%   обычно добавляет: «Самолет подюта
ных метеорологических условиях. Не так я
давно олно ‘из подразтелений получило за-   ОТЛИЧНО, наземный состав eee!
дачу — найти корабли «противника». По-   экипаж также отлично закончит Pi”
гола He благоприятствовала поиску, дул   день, выполнив летное задание». Пт

ветер, низкие облака закрывали горизонт.   паж, как правило, хорошо‘ решал sv

Олнако хорошо обученные и Слаженные (но высококачественно готовят

экипажи легко преодолевали трудности,

Через короткое время после вылета из  Шины к полету техники Безуглый, Is
открытого моря пришла фадиограмиа: .ко-  ‘ лев, Вайнерман. Их - самолеты раб
рабли «противника» обнаружены в_Рай-   безотказно, всегда находятся в образ
оне №. Летчики Кумейко, Захаров и ПивВо-   состоянии.

варов, летнаб Киселев и другие‘в любых d
условиях выполняют сложные задания Партийные и комсомольские пни
командования. по-большевистсеки помогали командов”

Значительно возросла 3a последний год В деле укрепления железной  вотю
тактическая подготовка. В период летно-   дисциплины, в его борьбе за выпол
тактических учений мы успешно отрабо-   плана боевой и политической olor
тали учебно-боевые задачи Не останавли- В коммунистам и комсомольцам парт
ваясь’ на достигнутом, летный состав си-   Низация пред’явила жесткое требовали“
стематически тренируется в зарисовке ко-   Всегла быть впереди, отличёо выл”
‘раблей напамять BO Beex положениях,   Каждое упражнение. Ни один случай!
учится определять с любых высот класс,   Рушения дисциплины, невыполнения #
тип, ход корабля. В этой областв много   ний не оставался без внимания, Доб
поработал начальник штаба части. Он 0т коммунистов авангардной роли B bi
сумел привить летному составу любовь к  И Политической подготовке, парторгт
серьезному, глубокому изучению флота,  ЦИЯ этим самым помогла нашей 3“
особенностей театра, тактики кораблей. выйти в число передовых в ВоеииН

Один из «секретов» успеха части заклю-   СКом Флоте, получить первый приз si)
чается в том, что у нас настойчиво доби-   Ного комиссара.

ваются выполнения каждого принятого Капитан С, КОЛЕСИ

Насущные вопросы и
боевой ПОДГОТОВКИ ПОДвВОлНИКов

Прошедший год боевой подготовки спо-
собствовал дальнейшему  совершенствова-
нию подводников. Задачи, поставленные на
1941 rox, требуют от командиров-подвод-
ников еще более напряженной работы по
воспитанию личного состава. Тщательное
изучение опыта боевой подготовки своего
корабля, соединения даст возможность ус-
пепено выполнить поставленные задачи, по-
зволит избежать тех недостатков, которые
кое-где еще имеют место.

Современные условия войны на море
требуют для успешного действия подвод-
ных лодок не только высокой технической
оснащенности, но и отличной выучки лич-
ного состава. Это необходимо для эффек-
тивного нападения ‘лодки на противника,
успешной обороны, & в случае необходимо-
сти—и уклонения от внезапной опасности.
Отличное знание устройства лодки и ее ме-
ханизмов, высокая натренированность лич-
ного состава ‘и умение справляться с раз-
личными повреждениями позволят еще луч-
ше бороться з& живучесть корабля.

Особенно ответственна роль командира
подводной лодки. Кроме отличного знания
дела и правильной эксплоатации техники
командир должен уметь выгодно ибпользо-
вать конкретную обстановку. Зная слабые
стороны противника, легче противопоста-
вить ему свои сильные боевые качества,
применять скрытность и внезапность. Де-
тальное знание навигационных и других
особенностей театра позволит командиру
лодки полнее оценить обстановку, & следо-
вательно, и принять более правильное ре-
шение.

Первая и вторая  империалистические
войны дают обильный материал, изучая
который, можно слелать ценные практиче-
ские выводы. Приведем некоторыю приме-
ры.

В прошлую империалистическую войну
с занятием бельгийских портов (стенде,
Зеебрюгге) ‘и фландрского побережья rep-

‚манское. морское командование перебазиро-

вало на эти порты флотилию подвохных
лодок. Фландрекая флотилия действовала
весьма успешно против английских сил в
первую очередь благодаря тому, что
командиры лодок, хоропю изучили: систему
и средства противолодочной обороны Дувр-
ского барража и навигационный режим
плавания в этом районе. Поэтому они уве-
ренно оперировали здесь, несмотря на мно-
гочисленные препятствия и трудности пла-
вания (течение, большие приливные явле-
ния, узкости, малые глубины, мели ит. д.).

Командиры лодок других флотилий, не
имевшие такого опыта и плохо знавшие
этот район, действовали менее успешно.
Английские дозорные корабли часто обна-
руживали лодки, которые получали значи-
тельные повреждения и были вынуждены
возвращаться обратно, & иногда и гибли
в первом же походе.

Примером высокого знания личным со-
ставом навигационного режима района ба-
зирования противника во второй империа-
листической войне могут служить дей-
ствия одной из германских лодок, проник-
шей в октябре 1939 гола в Скапа-Флоу.

Плохое знание личным составом свопх
обязанностей, отсутствие воли и настойчи-
вости, неверие в свое оружие способны
сделать лодку жертвой противника.

12 мая 1918 года германская лодка
«U-103>» атаковала огромный английский
пароход «Олимпик», шедший под конвоем
четырех эсминцев. Командир лодки уже
собрался было дать зали из кормовых тор-
педных аппаратов, но оказалось, что в этот
момент они еще не были приготовлены к
выстрелу. Не желая упустить столь цен-
ный об ’ект для атаки, команлир «00-103»
рештил развернуть лодку для стрельбы но-
совыми аппаратами. Однако в эту ответ-
ственную минуту, когда скрытность была
особенно необходима, рулевой-горизонталь-
щик не удержал лодку на нужной глу-

бине, и она всплыла’ под рубку, в пяти
кабельтовых от «Олимпика», почти прямо
на его курсе. Немедленно по лодке был от-
крыт артиллерийский огонь, вскоре она
была таранена пароходом и затонула.

31 октября 1917 года английская лод-
ка «Е-52», идя ночью в южной части (е-
верного моря в надводном положении,’
встретила германскую лодку  «UC-63>.
Расстояние между кораблями было менее
500 м. «Е-52» первой выпустила торпеду,
и «0С-63» была потоплена. Как’ оказа-
лось впоследствии, механик этой лодки,
выйдя на мостик, отвлек внимание вах-
тенного командира ‘от наблюдения, отчего
тот во-время не’ заметил юдошедшей анг-
лийской лодки.

Примером высокой выучки личного со-
става и умения его бороться 3a спасение
своего корабля может служить следующий
факт. Германская лолка «0-108» после
атаки в Английском канале каравана тор-
товых судов подверглась нападению сопро-
вождавшего караван истребителя «Портер».
С истребителя сброили 23 тлубинные
бомбы, от взрыва которых была нарушена,
герметичность прочного корпуса, повреж-
дена вентиляция систерн водяного балласта
и на некоторое время вывелены из строя
главные электромоторы. Лодка с диферен-
том в 40° на нос ударилась на глубине
100 мо грунт. В течение нескольких ча-
сов ЛИЧНЫЙ состав сумел справиться с по-
ступлением воды в прочный корпус,
исправил другие повреждения, и лодка
веплыла на поверхность.. Здесь она снова
была атакована сторожившими © англий-
скими кораблями и была вынуждена опять
уйти на глубину. Спустя 2 часа «0-108»
снова всплыла. Стояла глухая ночь, и во-
круг никого не было. Английские корабли
считали, повидимому, что лодка погибла,
и оставили этот район. Воспользовавиись
этим, лолка благополучно возвратилась в
свою базу.

Недостаточную выучку личного состава
и слабую уверенность в своем оружии по-
казали в происходящей войне отдельные
итальянские лодки. Так, по сообщению
иностранной печати, две итальянские лод-
ки были захвачены англичанами в Среди-
земном и Красном морях почти неповреж-
хенными, причем захватили их корабли,
уступающие им по своему вооружению.

‘Смелые и решительные‘ наступательные
действия лодки в море требуют от личного
состава хорошей отработки также и раз-
личных видов самообороны, умения укло-
няться от’ преследования, ав случае He-
обходимости—быстро исправлять получен-
ные. повреждения; 4

Подготовленность  личного ‘состава ‘к
борьбе за живучесть имеет важное значе-
ние и в процессе повседневной ‘учебы, На
лодке, находящейся под’ водой, малейшая
оплошность одного человека может по-
влечь за собой тяжелые последствия. По-
этому аварийная подготовка личного со-
‚става подводных лодок существенно отли-
чается от подготовки на надводных ко-
раблях.

Особенно ответственный этап-—огработ-
ка подводной практики; длительного пла-
вания под водой в различных условиях,
срочного погружения. Эти учения требу-
ют строго полдерживать герметичность лод-
ки, здесь необходимы быстрые и слажен-
ные действия личного состава на боевых
постах по сигналам.

Боевая подготовка должна строиться в
строгой последовательности ‘отрабатывае-
мых залач. Без твердого ‘и уверенного
усвоения одних задач нельзя переходить к
другим, более сложным. При этом с само-
го начала нужно и точного соблю-
дения всех наставлений, инструкций и
требований Корабельного О боль-
шим недостаткам относятся различного ро-
да условности, особенно в тех случаях, ко-
Tla OHH не вызываются необходимостью.
Эти условности снижают выучку личного
состава, неправильно ориентируют ero Ha
выполнение боевых задам.

Кажхое занятие (учение), игра, упраж-
нение обязательно должны заканчиваться
подведением итогов и вынесением оценки

действиям участников. Это лучший метод
подтягивания отстающих, он придает ин-
терес занятиям и поднимает авторитет
проводящих их командиров. Руководите-
лям учений и занятий следует добивать-
ся наглядности изложения и подкреплять
отдельные положения фактами и приме-
рами из боевого опыта и личной практи-
ки. Широкий обмен опытом работы бой-
цов, отделений, боевых частей и лолок в
целом позволит быстрее и лучше решать
задачи © наименьшей затратой сил и
средств.

Основа высокой боевой подготовки лод-
ки (как и, всякого другого корабля)—от-
личная одиночная подготовка бойца-специ-
алиста. Хорошо подготовленный  специа-
лист-подводник должен в совершенстве
овладеть материальной частью своего за-
ведывания и устройством лодки, знать
свои обязанности по расписаниям, уметь
обслуживать механизмы в любых услови-
ях и содержать их веегла в отличном со-
стоянии. Это значит, что он обязан хо-
рошю знать и` точно выполнять все спе-
циальные правила и инотрукции. Казето-
му  специалисту-полводнику необходимо
уметь заменить своего сосела ‘на боевом
посту, если тот по каким-либо причинам
выбыл из строя.

На подводной лодке, как ни на каком
другом классе кораблей, важны разумная
ивициатива, находчивость, культурность
и организованность. Здесь особенно ответ-
ственна, роль. начальствующего состава
который призван подготовить отличных
бойцов-подводников. Эта роль требует пре-
же всего высокой личной выучки каждого
начальника — от командира отделения до
командира лодки.

Особенно внимательно должен п
командир к оценке пройденных К
ний, занятий и других видов боевой под-
готовки. Необходимо самым тщательным
образом изучить весь материал и, только
полностью, до деталей, разобравшись в дей-
ствиях бойцов, давать оценку выполнен-
ного задания. Завышение оценок, чрезвы-
чайно вредно. Оно’ снижает боеспособность
корабля, а иногда приводит к прямому
очковтирательству. Успокоенность может

очень дорого обойтись в боевой обета”
и потому совершенно нетерпима. [раз
ная, хотя бы и низкая, оценка И
стимулом для дальнейшего совета”
вания.

Необходимо шире использовать (©
войны 1914—1918 гг. и материал г
рой империалистической войны. Хо
час нельзя полностью проанализии”
действия подводных лодок в сов
войне, тем не менее можно уже ск”
некоторые — выводы,  которыю Ши
учесть. Важнейшие из них самуит
большее значение приобрели совой“
действия лодок с авиацией и нал”!
кораблями; резко повысилась роль.”
ции как союзника и особенно как 1”
ника подводной лодки; возрос. 117
вес ночных боевых действий лодок; п
силась успешность атак лодками го”
что свидетельствует о выкокой иг
ской оснащенности лодок воюющих
‘TH изменении отдельных тактических №”
дов и приемов использовалия 10100!
кораблями своего оружия. :]

первую очередь следует тли’
изучить богатый опыт боевой moll’
своего корабля и соединения в 1940 1
Это даст возможность сделать Goat !
кретными планы боевой учебы, строй! 7
ференцировать ее с учетом инди’
ной подготовки каждого боевого 1’
позволит уверенно продолжать поту

Чтобы успешно выполнить’ 31а. °
ставленныю на 1941 год, neoixor!
шительно бороться против отдельыт о
TBITOK завысить оценки решенных
и снизить требования при приеме 31%”.

жна строго соблюдаться BO BCX SI
Планы боевой учебы надо тщателье
думать до деталей. Нужно настойчи»”
живать всякого родь условности и 1
щения. Особенно ответственна B at
ношении роль помощников Коха
лодки. Однако это не тодько не ис
ет, но, наоборот, предусматривает 29
повседневную заботу каждого ко

i Hf
и 1 и ai

Последовательность боевой nosrorosst! 0

лодки 0` подготовке Beero личного 67” с

=

ЗИ]
НИ
cle
зат
ка:

НИ
ук

Ae

el пря

«4 м о © мы ныновн