Магнитные мины
м борьба с ними

В американской печати за последнее
время встречаются интересные данные о
применении немцами магнитных мин. По
сведениям иностранной печати, англий-
` ские морские власти еще не могут доста-
точно точно определить действие этих мин
на различные военные корабли и торговые
Суда. ,

Командование — военно-морского флота
США путем изучения и исследования уста-
новило способы действия и применения
магнитных мин.

Магнитная мина не может быть `обнару-
жена и выловлена. обычными тральщика-
ми. Появление таких мин заставило воюю-
щие страны ввести особые конвойные су-
да для безопасного плавания даже в своих
водах. Кроме Toro эти мины поражают
наиболее уязвимые места в днищах даже
самых крупных современных боевых ко-
раблей и не могут быть быстро обнару-
жены ни одним из имеющихся в настоящее
время средств и способов. Известный и
применяемый во многих странах так на-
зываемый «метод Бурнея» (уничтожение
мин с помощью гидросамолетов) также бес-
помощен против магнитных мин.

Несколько таких мин может одновре-
менно действовать на одну и ту же при-
ближающуюся к ним цель, вызывая не-
медленное потопление судна. Их легко
транспортировать на самолетах для мини-
рования водных районов противника. По-
топление судов от действия магнитных
мин происходит значительно быстрее, чем
от какого-либо другого подобного средетва,
что приводит обычно в тяжелым людским
потерям.

Существуют магнитные мины двух ви-
дов: инертные— устанавливаемые в неглу-
боких, мелководных местах, и мобильные—
устанавливаемые в более глубоководных
`районах. Для установки и тех и других не
‘требуются какие-либо кабели или якоря,
которые необходимы при установке обыч-
ных мин. Такое преимущество дает. воз-
можность свободно сбрасывать магнитные
мины с самолетов в нужных зонах. При
этом нет надобности в особых парашю-
тах: обычно мины опускают в море с
высоты до 60 м. При падении поврежде-
ний механизмов не происходит. и мины
не взрываются при ударе о воду.

Взрыватель в аппарате мины не дей-

ствует до тех пор, пока она, погружзясь
в воду, не дойдет до определенной глуби-
ны. Вак только мина пройдет эту глуби-
ну, автоматически вступает в действие
пружинный гидростатический тормоз, ко-
торый устанавливает особый круг взрыва-
теля в боевое положение. ’
_ Один самолет может поднять до 12 маг-
нитных мин и сбросить их, пролетая на
высоте 30—60 м над уровнем моря. Под
действием силы тяжести мины опускаются
на дно.

Внутри мобильная мина разделяется на
три отделения, причем внутренний корпус
ее изготовлен из дизмагнитного металла.
‘Верхнее отделение содержит батарею, маг-
нето или решетку, которая, подобно стрел-
ке компаса, вращается от приближения к
ней металла, и несколько электрических
‚цепей. В среднем отделении находится
взрывчатов вещество с взрывателем.

Нижнее отделение имеет воздушную ка-
меру, которая придает мине ускоряющее
под’емное’ действие после вытеснения’ из
нее запасной баластной воды. Вверху это-
то отделения находятся выпускные клапа-
ны. С помощью пружин они поддержива-
ются обычно в открытом состоянии. Пор-
шни закрывают эти клапаны, когда сжа-
тый воздух достигнет их через небольшие
медные трубочки, соединенные с воздуш-
ной камерой. На дне мины есть специаль-
ное отверстие, через которое поступает
‘морская вода в момент, когда падающая с
самолета мина ударяется о водную поверх-
ность. Находящийся в мине воздух вытес-
‹няется водой, поступающей через откры-
тые клапаны.

Верхняя часть мины соединяется с ниж-
ней (с воздушной камерой). посредством
сквозной: центральной трубки, , конец кото-
рой прочно ввинчивается в головку в03-
душной камеры вместе с пружинным тор-
мозным клапаном и предохранительной че-
кой. Дно мины утяжелено, чтобы ‘придать
ей правильное вертикальное положение
при погружении на дно.

Опускание мины происходит довольно
быстро. На тлубине около 21 м диафрагма,
расположенная около вершины, начинает
передвигаться от наружного ° давления
внутрь мины. Она толкает маленький пор-
шень, который разбивает пломбу на не-
большой металлической трубочке, напол-

Гненной ртутью. Ртуть служит для 0бразо-

вания двух электрических ’ контактов.
Вследствие ‘этого получается как бы соле-
ноид. Одновременно освобождается тормоз,
удерживающий магнитную ‘решетку в го-
ризоптальном положении. После этого
вступают в действие подвижные и детони-
рующие цепи, которые опускаются до гид-
ростатического вентиля, продвигаясь впе-
ред -под давлением воды.

Мина опускается до морского дна и при
наличин илистого грунта даже несколько
углубляется в ного, прочно устанавли-
ваясь в вертикальном положении.

При подходе судна к месту нахождения:
мины. на расстояние примерно около 800
м магнитная решетка в верхнем отделе-
нии начинает отклоняться от горизонталь-
ного положения и устанавливается окон-
чательно в наклонном положении под уг-
лом в 65°. При этом угле наклона маг-
нитная решетка образует. электрический
контакт, = вызывающий поворачивание
пломбы на рабочей тумбочке, которая сжи-
мает пружинный клапан воздушной каме-
ры. Образуемый при этом воздушный по-
ток способствует скорейшему выталкивз-
нию водного баласта из нижнего отделе-
ния мины через выходное отверстие. Пос-
ле выхода воды воздушные клапаны за-
крываются под действием своих поршней.
Водно-воздушная струя, возникающая у
дна мины, расчищает грязную заиленную
часть, и мина, получив положительную
пловучесть, быстро всплывает кверху.

Взрыв мины происходит автоматически,
когда она достигнет глубины примерно
15 м от поверхности моря. В этот момент
в верхней части мины происходит выдви-
жение  гидростатического переключателя,
который устанавливается в открытом по-
ложении благодаря давлению воды. Когда
это давление достаточно ослабнет (на глу-
бине 15 м), переключатель замыкает коль-
цо взрывателя и происходит взрыв.

Инертная мина, которая обычно уста-
навливается в судоходных каналах и при
входах в гавани, подобна по своему. уст-
ройству мобильной и отличается от нее
лишь отсутствием компрессорной воздуш-
ной системы и гидростатического взрыва-
теля. Магнитное действие в этой мине пе-
редается взрывателю под утлом 90°. По-
этому взрыв происходит в TOT момент,
когда судно проходит прямо над миной.

В связи с появлением магнитных мин
возникла серьезная проблема: каким путём
вылавливать их? При этом необходимо ‘от-
метить, что они не могут быть безопасно
выловлены с помощью обычных проволоч-
ных кошек. Практика помогла установить,
что даже суда с деревянным корпусом, но
имеющие машины или крупные металли-
ческие части, оказывают действие на маг-
нитные устройства мин и поэтому также
подвергалотся опасности. Из всех современ-
ных средств, применяемых для вылавли-
вания магнитных мин, лучше всего заре-
комендовали себя парусные суда, которые,
однако, должны иметь охрану от возмож-
ного нападения противника.

Военинженер 3-го ранга
П. САПОЖНИКОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ets

1 марта 1941 т, №50 (704) =

-]едлостатки одиночной
полготовки артиллеристов

водитель группы т. Бочаров через некоть
рые промежутки времени‘ дает коротки
свисток и ждет, пока будет пронзвелек
очередное заряжание, Затем вновь сзиеть
и на этом считает евою роль оконченной,
Известна, что каждое учение должно 1
лучать оценку в зависимости от числа om.
бок номеров расчета, ‘от пропусков, умени
устранять задержки и т, д. Между тем ках.
дое учение, ‘несмотря на’ ряд: ошибох, име
отличную оценку. «Секрет». весьма неслот.
ный. Идет; например, процесс заряжани,
На его производство отведено’ строго yen.
новленное время. Но замочный не усн
вставить трубку, замешкался, т, е, факт
чески по его вине должен произойти пу
пуск. Бочаров же не ‘дает сигнала к вы.
стрелу до тех пор, пока замочный не упр.
вится. Это может произойти, через нескольы
секунд или через минуту, но ‘все pary
пропуск. не будет зачтен. Ясно, что
таких условиях балл будет. всегда высоки,
Такие неправильные методы обучены

Одиночная подготовка проводится ons
  мера, поддерживающая высокий уровень
  натренированности, слаженности. На такон
подготовке специалисты учатся ВЫПОЛНЯТЬ
пормативы, устранять задержки, знакомятся
с материальной частью, ee  капризами.
Первую‘ закалку, Фундамент для Своего
дальнейшего совершенствования боец полу-
чает на одиночной подготовке.

Группе заряжания пфотивоминного ка-
либра, например, придется действовать но
только в тихую погоду, но и при волне.
Бойцов этой группы надо обучать при
зюбой погоде, днем и ночью. Основная
трепировка групп заряжания производится
на’ станке. При этом прибор должен быть
установлен так, чтобы его положение наи-
более близко отвечало условиям действя-
тельной работы у пушки, угол возвышения
станка соответствовал бы углу при стрель-
бе Ha предельных дальностях. Учебный
боезапас должен быть расположен так же,

‚. Восьмая сессия Верховного Совета СССР. На снимке: нарком ‚Военно-Морского
Флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов и секретарь Ленинградского горкома
ВКП(б) А. А, Кузнецов во время перерыва между заседаниями,

Фото Ф. Кислова. (ТАСС).

‚Не подменять

Воспитание подчиненных пичего обще-
го не имеет с мелкой, ненужной опекой.
Там, где командир умело обучает личный
состав и не боится поручить подчинен-
ным управление сложными механизмами,
результаты боевой подготовки бывают
выше, люди действуют уверенно, проявля-
ют инициативу: .

На одном из кораблей год назад коман-
диры второй и пятой боевых ‘частей. со-
ставили показательные планы. одиночного
учения. С тех пор все планы проведения
учений на босвых постах составляют
младшие командиры: главный старшина
т. Виреев, старшины 2-Й статьи тт. Дол-
тих, Васичев, Русских, Неугодов и другие.
Они проводят одиночные учения на выео-
вом уровне. Недавно, налример, т. Ки-
реев отлично провел учение по аварийно-
му сращиванию электрокабелей.

Командир БЧ-У инженер-капитан-лей-
тенант т. Анязев часто поручает руково-
дить учениями мичиану т. Харченко, вни-
мательно наблюдая за его работой. В ре-
зультате т. Харченко успешно справляет-
ся с обязанностями командира боевой ча-
сти и в нужную минуту может с успехом
заменить его.

По-другому обстоит дело на корабле,
где командиром пятой боевой части стар-
ший инженер-лейтенант т. Аликин. Пы-
таясь все делать лично, т. Аликин- нв-
редко подменяет младших командиров. Это
отрицательно сказывается на их работе.

подчиненных

Командиры боввых постов не могут ©0-
ставить самых простых планов одиночного
учения. За старшин 2-й статьи тт. 36-
ленкина, Макушева и других планы уче-
ний составляет командир БЧ-У. При реше-
нии аварийных задач т. Аликин, стоя
за спиной у подчиненного, часто подека-
зывает ему, как действовать. Поэтому
отдельные младшие командиры на уче-
ниях, ожидая помощи, не проявляют ини-
циативы и находчивости,

Отдельные командиры кораблей, обучая
командиров практическому несению ходо-
вой вахты, иногда выполняют их функции.
Чувствуя опеку старшего начальника, це-
которые вахтенные командиры и не пы-
таются разрешить ту или иную задачу,
провести маневрирование или пройти по
трудному фарватеру. Подмена не развива-
ет воли командира. Один из вахтенных
командиров на учении при внезапной ата-
ке торпедных катеров и самолетов, вместо
того чтобы открыть огонь, несколько ми-
нут разыскивал старшего начальника —
он хотел получить разрешение для об’яв-
ления боевой тревоги. ;

Давно необходимо упорядочить yueby
помощников командиров кораблей. Прежде
всего надо обучать их практическому
вождению кораблей, особенно на реках. До
сих пор помощники командиров, теорети-
чески неплохо зная район плавания,
не имеют достаточных навыков в корабле-

вождении.
Н. ЧЕТВЕРИКОВ.

как у пушек,

Между тем группы заряжания обучаются
напоминающих
действительную обстановку боя. После 38-
  ряжания снафяд и заряд попадают на лоток,
откуда обеспечивающие бойцы передают их
организация Ннепра-
вильна. Подносчики фактически не идут к
стеллажам, не нагибаются, как это будет

в условиях, очень мало

подносчикам. Такая

при стрельбе, & берут снаряды из чужих
рук и передают затем снарядному или за-
рядному. Таким образом, подносчики по су-
ществу не приобретают навыка брать’ сна-
ряд со стеллажь или палубы. Фактически

они делают‘ совсем не те движения, кото-

рые потребуются в боевой обстановке.

Обязанности замочного’ ответственны и
более сложны, чем других номеров орудий-
ного расчета. Ок закрывает и открывает
замок, производит выстрел, перед которым
вставляет трубку, воспламеняющую заряд.
На корабле замочные, чтобы. «блеснуть»
выполнением нормативов, делают так: за-
крыв замок и сделав фиктивное, движение
производства выстрела, они в ту же секун-
ду открывают замок. Станок заряжания
не имеет отката, и замочный легко вытл-
няет эту операцию. Он буквально «висит»
над замком.

Но при фактической стрельбе обстановка
будет далеко не Такой благоприятной. За-

мечному придется дергать шнур не условно,

как это делается сейчас, а по-настоящему.
На это потребуется какое-то время, потом
произойдет откат, который не позволит
безнаказанно бросаться к замку. Выполнить
нормативы на этой операции можно лишь
при постоянной тренировке, слаженности и
четкой работе, Поэтому замочные должны
тренироваться не ради показа фиктивной
быстроты действий, а чтобы правильно,
пунктуально выполнять все действия, как
при настоящей стрельбе,

Командир подразделения т. Шинелев не
проверяет, как обучают бойцов руководи-
тели групп заряжания, Вот пример. Руко-

дезориентируют личный состав, Ue коб.
лизуют его на устранение оптибов. Вып.
вить ошибочное направление в обучен
па станко должен командир. Но na pp
рабле всю одиночную подготовку целях
передоверили Ммладигим командирам, Чат
из них достаточно опытна, другие же по три
шли подробного инструктажа.

У одного из орудий занимаются Hay,
чики. Прибор Крылова  отрегулирован т
действует безотказно. Занятиями рухоу
дит мичман т, Гладышев.  Чувствуеты,
что дело он знает прекрасно. Ето указан
правильны и категоричны. Но и оп доту.
кает ряд существенных ошибок. Два п.
водчика «открыли» огонь свобвремень,
Выстрел, второй, третий. Наколы рас»
лагаются кучно. Но вдруг не последовал
очередного залиа. Значит, пропуск? Т»,
Гладышев не отметил этого важного ham,
Через несколько залпов снова пропуз,
И снова мичман не записал. Таких 9
зом, на протяжении всей серии «pcr
лов» было допущено семь пропусков. 0
произошли просто; наводчики, не уса
подвести линии, опаздывали и, чтобы в

‘контрольном листке не красовалось знать

тельного выноса, залпа не произвохял,
По’ ‘измеренному  рассеиванию May
т. Гладышев определил чрезвычайно выо-
кий балл. :

— Такой’ балл и в журнал запишет

— Да, такой, — отвечает мичузи,

— А с пропусками как? Ведь их бы
семь. ‘
`— Ах, да, пропуска... Сколько их
10? Семь? Придется учесть:

После учета балл резко снизился.

Нужно ли доказывать ошибочность до:
ствий мичиана Гладьниева? Нзводчик, в
лучив высокий балл, будет гордиться сви:
ми успехами, Между тем участь боя бул
решать не эти «сверхотличные» бумажные
оценки, а умение правильно наводить, &
единого пропуска.

Капитан М. ШЕРЕМЕТЬЕВ,

Сократить расход бензина

Система выдачи автомашин со складов
военных портов и военно-морских баз ор-
ганизована сейчас так, что каждая вой-
сковая часть должна высылать за машиной
своего шофера и обеспечить доставку ее
своим горючим:

Такая система приводит к тройному рас-
ходу бензина. Еели по расстоянию на про-
бег новой машины со складах порта до
пункта назначения необходимо затратить
10 литров бензина, то машина, достав-
ляющая его, израсходует в оба конца еще
20 литров бензина.

Dra безусловно неправильная организа-
ция выдачи автомашин происходит © со-
гласия топливных отделов флотов. Они
ссылаются на невозможность выдать бен-
3HH из фондов без ‘специальных норм.

Ae

Необходимо немедленно ‘же’ ‘пересмотиз
систему обеспечения новых мапеин 19
чим на перегонку. Наряд на полузетв
новой машины должен являться и я
дом на бензин в количестве, достаточиу
для пробега автомобилей от склада до п
разжа получателя.

Топливные отделы флотов обязаны 06
печить заправку новых мапгин горючиуй
складах автотранспортных ‘отделов, ког
ролировать правильное ето использ
ние. Количество выданного на пере
ку машин бензина топливный отдел у
жет удержать из ежемесячных лимит»,

Только таким подходом к делу мох
добиться действительной экономии горюз+
то и сохранить десятки тонн: бензина.

Инженер Л. ШТЕЙНБЕРГ,

Прорыв торпедных катеров
в базу противника

Всякая операция требует самой глубо-   последующей атажи будет все более затруд-

кой опенки обстановки, сил противника,
ех расположения и противодействия,
которое он может оказать в данном конк-
ретном случае. Операция требует органи-
зации и определения состава своих сил,
их подготовки, выбора направления для
удара с последующим стремительным и рё-
шительным его проведением. Эти условия
имеют особенное значение при атаке ко-
раблей противника ‘торпедными катерами в
базах или на стоянках, оборудованных про-
тивокатерными заграждениями. Операция,
-предпринимаемая против базы или кораб-
лей, находящихся в ней (если она не но-
сит лемонстративного характера), должна
преследовать цель репгительного поражения
противника. Соответственно этому опреде-
ляются необходимые для удафа силы и
средств» обеспечения.

Атака торпелными катерами кораблей
противника, находящихся в базе или Wa
рейде, которые оборудованы противокатер-
ными средетважи, с прорывом всей систе-
мы затраждения, является наиболее слож-
ной боевой задачей катеров. бна me может
рассматриваться как обычная набеговая
операция. Основную трудность  представ-
ляют прорыв линии ‘кораблей дозора, пре-
одоление боновых и сетевых препятствий,
подавление артиллерийской обороны и свето-
вой завесы. Коль скоро все это ‘обеспечено,
состаз сил, выделенных в качестве
ударной группы, холжен быть таким, что-
бы ни один корабль, находящийся в базе,
ни одно из ответственных сооружений са-
мой базы не были оставлены без ‹ непо-
средетвенного боевого воздействия.

Атаки хорошо оборудованных и защи-
щенных баз с прорывом торпедных кате-
ров в самую базу или на рейд недоста-
точными средствами с постановкой част-
ных задач «выхватывания» отдельных ко-
раблей вряд ли можно признать целесооб-
разными. Конечно, не исключается вообще
атак» кораблей противника в защищенных
базах «малыми средствами» — небольшими
труппами по два — четыре катера. Однако
такие действия целесообразные только тог-
да, когда не предполагается репгительная
атака данной базы или условия позволяют
лишь малые частные удары. При этом еле-
дует учитывать, что выполнение каждой

нительным, ибо отпадает элемент внезап-
ности. Противник будет усиливать оборо-
ну, изыскивать все новые и новые сред-
ства, препятствующие прорыву в. намбо-
лее слабых местах, обнаруженных преды-
дущими атаками.

Система противокатерных препятствий,
состоящая из ряда стационарных средств,
на протяжении нескольких десятилетий не
изменяет своего характера. Эти средства,
неоднократно проверенные еще в первую
мировую войну на опыте борьбы с
миннымя катерами, показали  доста-
точную эффективность. Естественно, что
комбинация этих средств и методы их ис-
пользования различны, да и самые средства
совершенствуются. Если на первых этапах
борьбы с минными и Торпедными катерами
достаточно было применения сетей или
однорядного бревенчатого бона, то в даль-
нейшем потребовалась уже комбинация
этих средств, поддержка их артиллерией
береговой обороны, световой преградой, ко-
‘раблями дозора и охраны.

Опыт первой империалистической войны
показывает, что’ наиболее типичными для
базы, рейда или стоянки кораблей явля-
лись комбинации противокалерного бона с
подвешенной па нем противоторпедной
сетью и одним самостоятельным рядом се-
тей, установленным в глубине за. боновым
затраждлением. Главные базы и стоянки
флота имели наиболее глубокую оборону
с использованием всех возможных средств
противокатерной защиты. Эти средства
обеспечивались от форсирования системой
артиллерийской и световой обороны, выне-
сенным в море усиленным базовым дозором
кораблей и непосредственной охраной про-
тивокатерного ‹барража.

Наиболее показательно в этом отношении
оборудование стоянки кораблей в аветрий-
ской базе Пола. Система ее противокатер-
ной обороны состояла из двух рядов бре-
венчатых бонов с сетями. При этом бревна
располагались ‘перпендикулярно оси за-
граждения, придавая ему таким образом
глубину в 4 метра. Вроме того, имелись три
ряда противоторпедных сетей. Подход к бо-
нам прикрывалея брандвахтенным кораб-
лем, вооруженным пулеметами и 47-ми
пушками. Линии сетей охранялись дозор-

ным кораблем, находившихся между ними
и боновыми затракдениями. Вее оборудо-
вание препятствий прикрывалось огнем
восьмиорудийной батареи ин прожекторалеи,
3 самые подходы к заграждениям — огнем
четырех фортов. Корабли, стоявикие в базе
за прикрытием всей системы противокатер-
ных средств, имели еще и индивидуальную
защиту из противоторпедных сетей.

Решая задачу прорыва в оборудованную
противокатерными препятотвиями базу или
пытаясь проникнуть в нео скрытно, тор-
педные катера, очевидно, должны приме-
нять ряд. средств и иметь систему обеспе-
чения своих действий, позволяющую реше-
ние этой задачи.

Такими средствами в период первой им-
периалистической войны были: притопление
бонов специальными грузами (2 ноября
1916 г. при атаке в канале Фазана); пе-
репиливание круглыми пилами и перереза-
ние гидравлическими ножницами цепей и
тросов, скрепляющих боны и тросы верхней
шкалорины сетей (9 декабря 1917 г. при
‚атаке Триесть и 10 февраля 1918 г. в за-
muse Буккари). На торпедных катерах
устанавливались электрические двигатели
для достижения бесшумности при подходе
К б33е; применялись специальные катера-
танки для преодоления всей системы пре-
пятетвий.

Основными тактическими приехами при
атаках кораблей, стоящих в базах, были:
вкрытное проникновение к системе заграж-
дения, скрытное преодоление ее с по-
мощью ножниц, пилы и стрельба через
сеть без уничтожения средств загражде-
ния (Дураццо, 4 ноября 1916 г.).

Строя всю тактику атаки на основе
скрытного проникновения в базу, торпедные
катерь не применяли других мер обеспече-
ния. Будучи обнаруженными до подхода
к сетям или бонам, они отказывались от
выполнения поставленной задачи и уходи-
ли, укрываясь дымовыми завесами (исклю-
чением является тюфыв английских кате-
pos в Кроншегадт). ‘

Как ужо указывалось выше, всякая по-
следующая попытка скрытно преодолеть за-
граждения и проникнуть к месту стоянки

сирование заграждения недопустимо бюль-
шого времени. Например, при атаке Триг-
ста в ночь на 10 декабря. 1917 г. около
полутора часов команды катеров пилили и
резали тросы бонов’дая образования про-
хода в. заграждении.

Учтя недостатки этих приемов, итальян-
цы, помимо специальной тренировки эки-
пажей катеров в преодолении препятствий,
искали более надежные средства. Возникла
идея создания катера-танка, который, од-
пако, не оправдал возлагавшихея на него
надежд.

В современных условиях прорыв торпед-
ных катеров в базу для атаки стоящих
в ней кораблей старыми средствами и так-
тическими приемами, которые применялись
в первую империалистическую войну, вряд
ли увенчается успехом. Конечно, не исклю-
чена возможность проведения скрытной
атаки базы малыми средствами с. «выхва-
тыванием» отдельных кораблей. Но техни-

ческие средства, употребленные в этом слу-

чае для преодоления преград, состоящих
из комбинации противокатерных средств,
должны будут отвечать повышенным. тре-
бованиям и носить специальный характер,
поскольку в этом случае требуется полная
скрытность действий.

Разбирая подготовку, организацию, вы-
бор средств и обеспечение атаки кораблей
противника в базе, интересно остановиться
на опыте двух операжий: скрытной атаке
итальянскими катерами австрийских кораб-
лей в базе Триест и прорьзве* английских
торпедных калеров для атаки кораблей
в Кронштадтской гавани. Ир этом паиболь-
шее значение имеет не’ стелько фактичес-
кая сторона дела, сколько основные поло-
жения, которые определяли как характер
операции, так и примененные методы и
тактические приемы, 6беспечивающие вы-
полнение задачи. ‚ Hi

В операжии итальянских торпедных ка-
теров, проведенной в ночь с 9 на 10 де-
кабря 1917.г., наиболее поучительными
являются два момента: изучение трютив-
ника, его системы противодействия и под-
тотовка технических средств для’ преодоле-
ния противокатертой ‚преграды.

Начиная с августа 1917 года, экипажи
торпедных катеров приступили к кропотли-
вой работе по изучению заграждений базы
Триест, подходов к пей, определяя налбо-
лее слабыв места в системе противокатер-
ной обороны, а также все условия навига-
циониого характера. Максимально исполь-

кораблей встречала все большие и большие   зуя данные авиаразведки, торпедные кате-
трудности. Применяемые средства не давали   pa следили за портом, изучая режимы пла-
ощутительных результатов, требуя на фор-  валтия, систему охраления и места стоянки

кораблей. Почти три месяца велась плано-
мерная подготовка к скрытному проникно-
вению в базу. Совершая почти каждую
ночь разведывательные походы, командиры
торпедных катеров изучали подходы к Три-
естскому заливу, исследовали проходы на
волноломе. Наряду с этим, по данным воз-
душной разведки и разведки самих катеров
были, установлены система и характер
заграждений. Одновременно велись работы
по созданию средств для скрытного преодо-
ления препятствий — пил и ножниц для
перерезания тросов бонов и сетей, прово-
дилась упорная тренировка в форсировавии
затразждений. :

Такая тщательная подготовка обеспечи-
ла успешное выполнение операции: Торпед-
ные калера, скрытно проникнув в базу,
действовали наверняка. Практический ре-
зультат, выразившийся в потоплении бро-
неносца береговой обороны «Wien», мог
быть еще более значительным, если бы
итальянцы правильно определили состав
ударной группы, ‘выделив необходимый
в этом случае резерв, & не ограничились
только двумя катерами для атаки двух
больших кораблей.

Атакь кораблей, стоявших в гавани
Кронштадта, английскими торпедныйхи ка-
терами в ночь на 18 августа 1919 г. по-
казывает опыт подготовки обеспечения, вы-
бора средств и проведения операции мето-
дом прорыва с подавлением средств оборо-
ны. Ведущими звеньями подготовки этой
операции являлись: постоянная воздушная
разведка; ‘подробное изучение характера
обороны базы, системы заграждений и ме-
ста стоянки кораблей. Хорошая подготовка,
наличиа данных, определивших состояние
обороны базы, учет опыта итальянеких. ка-
теров и Зеебрюггской операции позволяли
определить состав сил ударной группы,
средства преодоления вероятных боновых
заграждений и средства обеспечения про-
рыва. Однако, несмотря на кажущуюся
тщательность подготовки, попытка англий-
ских катеров, даже при отсутствии бонового
заграждения, оказалась  песостоятельной.
Фактически прорыв катеров в базу и атака
кораблей были сорваны. Катера, не выпол-
нив и десятой доли поставленной задачи,
потеряли половилту своего состава.

Одной из важнейших причин провала
этой операции явились пренебрежение
средствами обеспечения и попытка про-
рваться к об’екту атаки, не подавив про-
тиводействия ‘всей системы оборонья. Уча-
ствовавшая в атаке авиация больше зани-
малась ‘отвлечением внимания, нежели ре-

„Неудачные попытки

‚вокатерных средств в районе Jliomkepsd !

шительным подавлением огневых TOTS
в первую очередь сторожевого минонхиь
Кроме того, не были использованы средсти
маскировки — дымзавесы, успешно пре
нявииеся еще при атаках Оотенде х det
ртогге. Торпедные катера ве GOBLIN pat
лены на ударную и обеспечивающую гру
пы; задачи подрыва бона и уничтожения
сторожевого миноносца, судя по распри
лению задач между атакующими катер
расематривались как второстепенные,

Опыт показывает, насколько вёливо 37
чение ‘данных разведки, предварительной
изучения условий выполнения задачи, п
вильного учета сил и средств возможлт
противодействия или помехи со стор
противника (особенно средств заграждений
и соответствующего им. определения са
выбора обеспечивающих средств, В nit
случаев при достаточно ‘хорошо подго»
ленных и обеспеченных атаках 6a3 BHM
боевых средств, в частности ‘количети
торпедных калерюв, не соответствовал $  ^
дачам операций; Многие намеченные 3189
были сорваны’ в процессе их выполнен
вследствие! плохой: подготовки,  отсутетвы
необходимого ‘обеспечения или предваре
тельного изучения условий’ решения silt
чи. Эти пеудавигиеся операции позволяя
противнику пасторожиться и’ опреде?
свои слабыю места. м

Опыт второй империалистической войн
He дает примеров крупных боевых хйт
вий торпедных катеров против защище
ных баз и стоянок кораблей противни».
1 немецких торпелиы
катеров. прорваться через систему прог

У щ

неудачная атака итальянцами Гибрзлта”
ской ‚базы указызают на действенное
применяемых в пастоящее время проги
ватерных средств. Это позволяет сд
вывод, что задача атаки кораблей шт?
ника‘в оборудованной базе скрытным п
никновением в нее, как это имело Mec
в первой империалистической войне, ве №-
жет быть решена простым перенесение
старом опыта в современные условия.
Мощные стационарнью противокатеране
средства — боны, сети, высокая техним
шумопелептговаятия, световые. преграды 1
артиллерийская защита современных 633
исключают, как правило; возможность г
заметного проникновения в базу. Соврем
ные условия требуют достаточкых сил ли
уничтожения и подавления средств 000”
ны и решительного прорыва в базу дот:
точного количества торпедных катеров.

Капитан 2-го ранга Б. НИКИТИН.

\
У

be ce 6d ks Bo fete мм ным

а  бо, 1

ма “hed

bw

Herwdwe se aw woo

© мы ыы

ыыы

a J