$-
nm”
4°
ro
{ht
ut)

Ae
B-
op
Ba
3-
КИ
НЯ
ТЯ
Й-
ae

——-
—-

1 марта 1941 г, № 50 (704)

В часы самостоятельной учебы

Ra aes eee разместились x * &
{2 spachopaoruen. Перед. каждым. —= ра-
U aut Yate, He eae ee т Итак, руководство самостоятельной

учебой слушателей со стороны т. Фехо-
рина свелось к одному — ответам на во-
› Из которых, кстати сказать -
шатели ничего не могли ай ь и

— Да я что— оправдывается т. Фе-
дорин.— Я ‘ведь исполняю обязанности
групповода временно, всего... полтора ме-
Е А вообще я помощник групповодаь.

0 дело не в том, что т. Федорину
нехватает опыта. Так ‘уж повелось на ко-
рабле: раз часы самостоятельной работы —
значит, слушатели и должны учиться
самостоятельно, ‘незачем им мешать, Де-
л9 же групповода маленькое — присут-
ствуй на занятии, отвечай на вопросы,
если их зададут, следи за’ порядком. Вот
почему т. Федорин не видит. ничего предо-
судительного в том, что на протяжении
всего занятия он читал книгу. Люди за-
нимались и он занимался — все как
будто нормально!
маются слушатели? Правильно ли они
ведут конспекты? Усваивают ли изучае-
мый материал? Этими вопросами группо-
вод т. Федорин не’ интересовался.

Формально наглядные ‘пособия были:
нА видном месте висела карта. Но изу-
чали ход войны Японии с Россией, а
карта была не Азии) а Европы.

За одним из столов сидело 6 человек.
Они неестественно сгорбились, буквально
уткнувшись в книги. Причина была про-
стая; над столом не горела лампочка.

сс эти педочеты т. Федорин обязан
был заметить и немедленно устранить.

Групповод дал тетрадь т. Архипову для
ведения конспекта, но даже не сделал
му замечания. Явка на политзанятие без
тетради, утеря конспекта считаются здесь
почему-то вполне нормальным явлением.
Кстати, этот’ слушатель только для отво-
да глаз стал записывать. Но тгрупповод
И на это не обратил внимания. Не вел
конспекта и слушатель Кузнецов.

Большинство *краснофлотцев перенисы-
вало целиком ‘страницы учебника. При
таком методе они успевали «изучить» не
более ‘одного-двух вопросов вместо семи,
требуемых по теме. Конспекты пестрят
трамматическими ошибками, непонятными
выражениями.

от, например, что записал в свою тет-
радь т. Удод: «2 зъезд партии», «Рево-
люционный раскол (?) 1905 т». 0
К с’езде партии у него сказано следую-
mee: «На с’ездо были приняты програм-
ма и устав партии, созданы центральные
учреждения партии к либералам, к э66-
рам, к национальному вопросу (7!)».

Слушатель Изосимов две строчки запи-
mer из книги — страницу пропустит.
Главное он не выделяет. Вот, например,
что у него записано о П с’езде PCIPI:
«Из разных городов России с’ехались на
с’езд 43 делегата. На с’езде были при-
няты программа партии, разработанная
Лениным. С’езд избрал Центральный Ко-
митет партии и редакцию газеты «Искра».

Что, спрашивается, тт. Удод и Изоси-
мов могут на основании таких записей

oe 0@ этом историческом с’езде пар-
тии

Если бы групповод подходил к калдо-
му слушателю, прочитывал конспект, за-
хавал вопросы и раз’яснял тут же воз-
никшие сомнения, совсем по-другому вы-
глядели бы часы‘ самостоятельной работы.

Командир подразделения мало уделяет
внимания политической учебе своих под-
чиненных. Его минутное присутствие ни-
какой пользы, конечно, не принесло,

Младший политрук А. МАЦЕВИЧ,
Краснознаменный Балтийский флот,

птческая карта Европы. Групповод
‚ беюрин, прислонившись к стене, чи-
пит книгу, изредка посматривая на слу-
yateaell,
} группе политзанятий тю истории па-
ов СССР — часы самостоятельной рабо-
и: из «Первая буржуазная револю-
qa 8 России», Основные вопро темы:
люционное движение рабочего класса и
1 тЬЯнСтВа в 1900—1901 гг., создание
КРИ, П с’езд партии и раскол на боль-
шлаков и меньшевиков, революционный
рух в 1905 г., Ш с’еэд РОДРИ, ок-
ибрикая политическая стачка, декабрь-
ци вооруженное восстание. Слушатели
лыхны усвоить эти вопросы к следую-
ney запятию. Время дорого, и люди
кото работают.
(циако ие всем легко дается учеба:
изывается педостаточная ‹ общеобразова-
ызя подготовка. Встречая трудности,
цишиеи, естественно, ищут поддержки
  утишловода. Вот один из краснофлотцев
утртий раз перечитал страницу ‘учебни-
в, 10, ВИЛИМО, Плохо понял. Он ‘хотел. бы-
 ММЬ вопрос групповоду, однако, .по-
ques па т, Фодорина, ие решился:
рикшись чтением книги, группевод. ни-
0 18 замечал.
(лушатель т. Аветов составляет кон-
aut, пользуясь тремя источниками.
  су партии он изучает по «Краткому
yey истории ВВП (б)». Вот и у nero
попошла заминка. Он без стеснения. тот-
и же обратился к т, Федорипу.
— Как вы думаето?—спросил боец. —
{ аписал о расколе РОДРИ на И. с’езде
п (льшевиков и меньшевиков; Надо ли
пурить, по каким вопросам у них были
кологзасня?
— Да нет, не стоит,-— не задумыва-
с» иветил групповод.— Это в нашу те-
fy 6 ВХОДИТ (?).
( начала занятий прошло 30 минут.
Ih cenynay т. Федорин оторвалея от чте-
пи, Недалеко от него сидел боец т, Ар-
0, который, ничего не делал. Группо-
м подошел к нему и потребовал 06’яс-
вия.
— Да вот пришел без. тетради; -где-то
мирах. nee
Ш слова не говоря, т. Федорин спу-
ил в кубрик и принес‘ слушалелю но-
ул тетрадь. Затем отошел в дальний
ты помещения и снова углубилея в чте-
п. Но ему опять-таки помешали. Крас-
лотком, Удод, попросил  раз’яснить
пение слов: «деморализация», «синди-
цы, «олигархия». Первые ‘два слова
* иории ков-как, путанно и неуверенно,
в мб Mey Pasa’ ACH,
—A not насчет олигархии, — откро-
мо призналея он,— не знаю, ничего
и мгу сказать:
} ю время в помещение вошел коман-
р подразделения лейтенант Юдин.
— 10 у вас тут такое — самостоя-
выные занятия?
— Так точно, товарищ лейтенант.
— Понятно...-— И командир вышел.
Ластупия перерыв,
hora cosas начались занятия,
Мухин спрхил у трупповода:
 -, Можно ли. считать, восстание на
‘оленоще «Потемкии» продолжением (7!)
итябрыких событий?
— Пожалуй, можно, — согласился груп-
им. Только учтите: октябрьские co-
лил имели свое пазначение, а на «По-
ИиКИие» — свое.
льше до конца запятий вопросов не
want, M трупповод получил, наконец,
ииую возможность, не отвлекаясь, чи-
Nh свою книгу.

,

боец

ПЕРВЕНСТВО БАЗЫ ПО ШАХМАТАМ И ШАШКАМ .

}У<кой базе Враснознаменного Балтий-
т флота проводится соревнование на
цренуальноо первенство лю шахматам и
шихау, Максовые турниры в частях вы-

финало примут участие шахматисты 1-й

категории, в их число чемпион Kpacnosna-

менного Балтийского флота т. Горячев.
Финал первенства закончится к 1 мая.

—

Как же именно зани-

ци большое число квалифицированных
ANATICTOR If шалиистов. АТ,

(иузнования состоят из четырех ‘эта-
-—туйниры в тюдразделениях, частях,

муфлнах и, финал первенства базы. В °

Он явится подготовительным этапом к co-
ревнованию нз индивидуальное ‘первенство
флота по шахматам и шашкам, которое’ бу-
дет проведено в августе. ь
Г. КАЦНЕЛЬСОН.

Политгрупповод комсомолец П. М.
XVIII

знаменный Балтийский флот).

<

Одним ‘из действенных средств yayame-
ния всей партийной работы являются
большевистская критика и самокритика,
Она воспитывает и закаляет коммуниста,
делает его непримиримым к недочетам и
упущениям в боевой и политической под-
тотовке.

В тех партийных организациях, где кри-
тика и самокритика легли в основу их
деятельности, значительно меньше пробе-
лов. Здесь малейшее упущение, незначи-
тельная ошибка коммуниста подвергается
товарищеской критике. А это помогает лю-
дям своевременно исправиться.

Так поставлено дело в партийных орга-
низациях, где секротарями тт. Таран и
Подоляк. Здесь ключом бьет внутрипат-
тийная жизнь; коммунисты занимают пере-
довое место в боевой и политической под-
готовке, тюказывают образцы выполнения
заданий, поставленных командованием.
Своим примером они увлекают личный со-
став на достижение еще лучших показате-
лей. Неслучайно в прошлом roxy коман-
диры и краснофлотцы этих кораблей доби-
лись высоких оценок по боевой и полити-
ческой учебе.

Иное положение в партийной организа-
ции, гдо секретарем т. Хопаев. У боль-
шинства коммунистов этой организации
не воспитано чувство непримирихюго отно-
шения к недочетам.. На собраниях, как
правило, не отмечают ошибок товарищей,
не исправляют ‘их. Между тем многие ком-
мунисты не имели партийных заданий,
не проводили массовую работу среди лич-
ного состава. Некоторые члены ортганиза-
ции ‘нарушали воинскую дисциплину.
Цаже сам секретарь т. Хопаев совершал
проступки. Все это проходило мимо органи-
зации, не подвергалось ‘резкому осуждению
на партийных собраниях.

Ослабление партийной работы сказалось
и на комсомольской организации, Ее руко-
водитель коммунист т. Куликов ослабил
руководство. Некоторые комсомольцы стали
нарушать дисциплину.

Только посло вмешательства отдела по-.

литической пропаганды, который привлек
к партийной ответственности тт. Хопаева и
Куликова, в работе ‘партийной и комсу-
мольской организаций почувствовалось не-
которое оживление.

Большевистская критика и самокритика
особенно необходимы в воспитании молодых
коммунистов. Можно привести немало при-
меров, подтверждающих это. Молодой кан-
дидат партии т. Санталов совершил незна-
чительный дисциплинарный проступок.
Партийная организация быстро реагировала
на этот факт. На собрании коммунисты
резко осудили поведение т. Санталова, и он
сам до конца прочузствовал свою вину. Это
обсуждение сыграло положительную роль.
С помошью товарищей т. Санталов стал
резко исправляться, За образцовое выпол-
нение боевых задач он уже получил не-
сколько благодарностей.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Пикулин проводит беседу по материалам
сесоюзной партийной конференции. (Эсминец «Карл Маркс»,

К чему приводит забвение
  самокритики

Вряд ли кто мог заподозрить, что вы-
сокий, широкоплечий рулевой подводной
лодки «Судак» Иван Андреевич Назукин,
призванный в царский флот осенью
1913 г., был одним из активных участ-
ников забастовки на Пермском воевном
заводе.

В редкие минуты «казенного веселья»,
когда в школе рулевых подводного плава-
ния  раздавалась команда «песни петь
и веселиться», матрос Назукин особенно
выделялся среди остальных матросов.

Он мастерски рассказывал сказки,
анекдоты, и вокруг него всегда группиро-
вались молодые моряки. Именно здесь
стали называть Ивана Андреевича «дядей
Ваней», и это прозвище он сохранил до
самой смерти, В первые же дни Февраль-
ской революции Назукин вступил в пар-
тию большевиков и горячюо‘принялея за ре-
волюционную работу.

Деятельность немногочисленной органи-
зации большевиков ослолунялась тем, что
У матросов Черноморското флота большим
влиянием пользовались еще соглашатели.
Однако к концу 1917 г. в настроениях
моряков произошел перелом,

По иняциативе небольшой группы, в со-
став которой входил и Назукин, в Севасто-
поле организовалея большевистекий ‘пар-
тийный комитет. ‘

Вскоре Назукина избрали председателем
Балаклавского городского совета.

— Декреты пишу, что блины neKy,—
сообщал он з одном из своих писем това-
рищу.

В Балаклаве раньше, чем в других го-
родах Крыма, была проведена полная на-
ционализация, установлены твердыю цены
на рынке и осуществлены другие меропри-
ятия по укреплению советской власти.

Незадолго до занятия Крыма кайзеров-
скими войсками Назукин заболел и попал
в тоспиталь.

Когда друзья пытались уговорить ето
уехать из Врыма, «дядя Ваня» заявил:

— Я большевик, и вся моя жизнь при-
надлежит партии. В подполье я надеюсь
принести больше пользы революции. По-
стараюсь выполнить возложенные на ме-
ня задания. Умереть везде можно, но
если мне придется погибнуть, то ведь нет
почетнее ‘смерти, чем на передовых пози-
ЦИЯХ.

Однако через некоторое время Назукина
по доносу  провокалора арестовали. Ho
ему удалось бежать.

Пробравшиеь мимо многочисленных по-
стов, «дядя Ваня», наконец, очутился в
Советской России. После кратковременной
остановки в Москве он поехал немного
подлечиться в деревню, где родилея и вы-
рос.

Но мысли 0б отдыхе и лечении при-

шлось оставить. Он весь погрузилея в ра-
боту, непрерывно вел большевистскую
агитацию. Простым языком он рассказы-
вал крестьянам о том, как надо строить
новую жизнь. Врестьяне избрали его пред-
седателем Пожевского волостного, а затем
Усольского уездного! исполнительных коми-
тетов. Иван Андреевич с такой кипучей
энергией взялся за дело, что быстро выд-
винул свой ‘уезд в первые ряды,
‚ На У Всероссийском с’езде Советов, ку-
да он был делегирован, его избирают чле-
ном Всероссийского Центрального Испол-
нительного Комитета.

В конце 1918 г. Центральный Комитет

расно-
Фото И. Драньппа,

Этот пример ярко показывает, что полит-
работники должны свою деятельность в 0б-
ласти роста партии и воспитательной pa-
боты с кандидатами пронизать большевист-
ской критикой и самокритикой, Но именно
Этого иногда недостает. И важнейший
Участок партийной работы продолжает
иметь существенные недочеты. Для приме-
ра можно привести ‘партийные организации
соединения, TAO секретарем паугкомиссии
т. Магденко. Здесь у большинства канди-
датов  просрочен кандидатский стаж.
Не лучше положение и в парторганизациях
соединения, где секретарем парткомисеии
т. Емитто.

Олна из организаций приняла в партию
т; Б. В прошлом он имел большие недоче-
ты в работе. Однако на это коммунисты
ему не указали. После приема т. Б. не из-
менил своего поведения. За грубое наруше-
ние’ дисциплины его пришлось исключить
из ВЕП(6).

Нередко отсутствие критики и самокри-
тики оказывает плохое влияние на моло-
дых партийных и особенно комсомольских
руководителей, Они постепенно привыкают
к недочетам и с большим неудовольствием
встречают даже малейшую критику.

Недавно на собрании в М№-ской части
комсомольцы резко высказались против
своего сокретаря т. Алексеева. Для этого
было достаточно оснований. Он с мая до
октября прошлого года затягивал разбор
четырех дел © приеме в комсомол, не вел
борьбы с нарушителями дисциплины. Сме-
лые высказывания не понравились секре-
тарю, и он на собрании допустил недостой-
ный поступок. Сейчас т. Алексеев исклю-
чен из комсомола.

всех организациях необходимо по-
большевистски развернуть критику и
самокритику, поставив дело так, чтобы
коммунисты полным голосом говорили
© недочетах. Это поможет еще выше под-
нять идейный уровень партийно-политиче-
ской работы, & вместе с этим обеспечит
успешное решение задач боевой подготов-
ки. Вмесме с этим необходимо всячески
оберегать авторитет командира от «крити-
канства».

Однако есть еще попытки распростра-
нить критику на командиров. Так, в одной
партийной организации коммунист т. Лосев
под видом «критики» пыталея опорочить
действия командира, направленные на по-
вышение дисциплины боевой части. Пад-
тийная комиссия своовременно привлекла
этого коммуниста к строжайшей  ответ-
ственности.

Таким попыткам и впредь нужно давать
решительный отпор, помня, что. во флоте
приказ командира, его авторитет — неру-

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 28 февраля. В М-ском авиационном
подразделении была проведена техническая
вонференция по авиамотору. Воентехник
2-го ранга т. Алексанлров обстоятельно рас-
сказал о работе одного из приборов. Свой
доклад он иллюстрировал чертежами и схе-

шимы, и что большевистская критика и
самокритика призваны улучшать партийно-
политическую работу, как основу высокой
боеспособности и политико-моральното со-

стояния личного состава корабля, части.
Полковой комиссар П. БЫКОВ.

мами, приводил факты из боевого опыта.
С докладом «Двухекоростная передача» вы-
ступил младий воентехник т. Борисов.
Конференция пропта организованно, при
активном участии личного состава подраз-

деления.
А. МАЛЬНО.

МОРЯКИ-ГЕРОИ

И. А. Назукин

РЕП(б) посылает Назукина с групюй хру-
гих партийных работников в Крым для
восстановления. подпольной организации
большевиков.

«Дядя Ваня» быютро наладил связи, ор-
ганизовал крупный подрывной отряд, з03-
главил руководство подготовкой всеобщей
стачки, которая произошла в марте
1919г.

Весной части Красной Армии 06вобо-
дили от белогвардейцев и интервентов
почти весь Крым. Выйдя из подполья, На-
зукин снова становится председателем. ис-
полнительного комитета Балаклавского
совета. Когда организовалось крымское со-
ветское правительство, «дядя Ваня» вошел
в него народным комиссаром по просвеще-
HE,

Работая в Крыму, он не терял связей
со своими товарищами на Севере. Одному
из них Назукин писал:

«Служу У его величества пролетариата
народным комиссаром по просвещению.
Моя резиденция Симферополь. Гоните к
чорту Колчака!»

В конце июня деникинские. банды сно-
ва заняли Крым, Правительство Крыма
эвакупровалось в Одессу. Кипучая нату-
ра Назукина не позволяла сидеть на ме-
сте, он вновь пробирается в тыл деникин-
ских армий.

Возвращаться в Севастополь или Сииз
ферополь неё имело смысла: слишком хо-
рошо его здесь знали. По чужому паспор-
ту на ‘имя Алексея Алексеевича Андреева
«дядя Ваня» устраивается делопроизводиз
я в одном из феодосийских учрежде-
НИЙ.

Под скромной маской аккуратного «дез
лопроизводителя» Назукин развернул ‘боль-
шую работу по организации революцион-
ных сил для борьбы с белогвардейцами. В
январе 1920 г. он разработал детальный
план захвата нескольких городов Крыма.
Феодосийские революционные отряды долж-
ны были занять южную оконечность Ара-
батской стрелки, укрепиться здесь и 0бе-
спечить Красной Армии проход в Крым.

Когда восстание было уже подготовле-
но, примазавшийся к подпюлью провокатор
выдал организацию. Все руководящее яд-
po (28 человек) во главе с Назукипым
было арестовано. При допросах, несмотря
на зверские пытки, «дядя Ваня» отказался
от показаний и даже не назвал своего’ на-
стоящего имени. 22 февраля 1920 г. co-
стоялась комедия военно-пюлевого  суль
Феодосийского гарнизона. Расоматривалесь
дело подпольной оргализации большевиков,
работавшей в тылу деникинской армии.
Иван Андреевич Назукин был приговорен
к расстрелу.

Перед расстрелом, уходя из камеры, он
сказал своим товарищам:

«Не дрейфьте, братва. Вас остаются
еще тысячи, и вы докончите начатое на-
ми дело».

От умер с возгласом: «Да здравствует
советская власть!»

Вогда Врасная Армия сбросила Врангб+
ля в море и Врым навсегда стал совет
ским, останки Назукина были найлены я
похоронены в центре Феодосии.

Имя Назукина навсегда останется Е
сердцах трудящихся нашей родины как
имя одного мз тероев-моряков, погибших
в борьбе за советскую власть.

Полковой комиссар
П. СИВКОВ.

ВСТРЕЧА 6 ПИСАТЕЛЯМИ

ПИНСКАЯ  ФЛОТИЛИЯ, 28 февраля.
Вчера вечером состоялась встреча писате-
лей А. С. Новикова-Прибоя и А. Перегуч
дова с командирами и краснофлотцами од-
ного из соединений. А. Перегудов расска-

зал о творчестве Новикова-Прибоя, его ра-
Gore над «Цусимой».

А. С. Новиков-Прибой рассказал о своей
службе во флоте и прочел отрывок из ро-
мана «Капитан 1-го ранга», который ок
предполагает закончить в нынешнем году.

Komanoupy—xopowryio KHULY

№ интересов начальствующего соста-
\ №нно-Морекогмо Флота чрезвычайно
Пух и разнообразен: На многие. акгуаль-
8 опросы. командиры ищут ответа’ в
‘ие, Внига — могучее, средство. ловыше-
Ш тборетического, военного и культур-
) уювня наших командных кадров, ко-
У сейчас все больше внимания уде-
Ш самостоятельной работе над собой.
Мышинотво командиров, политработников
SUNT постоянными читателями произ-
‘em классиков маркоизма-ленинизма,
Иитуры по различным специальным
Утихам, по истории Флота и т..п. Велик
о на художественную литературу, как
\икческую, так и современную.
Мианлир флота пю роду своей работы
ен быть человеком культурным, BCC-
тиние развитым, обладающим серьезным
Lic знаний, Перед ним встает целый
№ практических вопросов, для правиль-
0 решения которых нужно иметь боль-
1 эрудицию ‘и опыт. С ростом нашего
итзо-Морското Флота, с дальнейшим пю-
ениех требований к боевой и полити-
\й подготовке усложняется и работа
инлирюв всех стопелой. И тут неоцени-
им помощником командира во всей его
Татической деятельности является, клита.
Хло-морское издательство как. раз
иззано своевременно удовлетворять на-
Пуыо затрюсы командира. За истекигий
М тательство проделало немалую работу
  выпуску учебников, уставов, пособий,
Mano военно-морской и художествен-
М аптературы. Нельзя не отметить ряда
ных изланий по морской ятражтике, исто-
ит развития флота и т. п. Тем пе менее
а издательства в целом еще далеко не
‘“тзетствует тем задачам и тробовалтиям,
‘турые сейчае стоят перех флотом. Изла-
‘kui план из года в год’ не выпол-
“ones. Шри’ этом невыполнение” плана за-
Итую идет но за счет менее ценпых кииг,
4 счет изданий, которых комапдир ждет,
„Ирые ему крайне необходимы.
звестно, что часть выпущенных ‘издал
‘Чытвом” книг полвергиута командирами
Юй и справедливой критике как устно,

так и в печати, Военно-морское ‘издатель-
ство должно прислушиваться к голосу
командиров, тщательно проанализировать
свою работу, сделать необходимые выводы
на будущее.

Большую додю продукции издательства
составляет историческая литература. Тут
мы встречаем и отдельные самостоятель-
ные исторические фаботы, и переиздалие
ряда дореволюционных исторических тру-
дов, и книги лю истории Врасного Флота,
н переводную историческую литературу.

Конечно, историю надо знать, ее надо
изучать, но из этого, отнюдь не. следует,

что нужно издавать всякую историческую,

работу, приеланную в издательство. Именно
необходимость глубокого изучения истории
требует выпуска таких пособий, которые
являются. ценными и необходимыми лля
обогащения военно-морского опыта наших
кадров.

В`дапной статье нет возможности и не-
обходимости подробно анализировать всю
историческую продукцию Военмориздала.
Олнако для характеристики работы изла-
тельства в этой области слелует вкратце
остановиться на некоторых книгах.

Издательство выпустило для массового
читателя книжку В. Анциферова «Алмирал
Ушаков». Освещая жизнь флотоводцев про-
лого, надо гдавное ‘внимание уделять
тому, что нового внесли они в военно-мор-
ское дело, чем они обогатили оперативно-
тактическую мысль, почему одержали ту
или иную побелу на море, какую ценность
представляет для нас оставленное ими ли-
тературное наследетво. Не так поступил
Анциферов. Он ограничился некоторыми
биографическими  ‘давными, поверхностно
описал разгром Ушаковым турецкого флота,
причем в тактическом освещении операций
допустил рях ошибок. В 1941 г. издатель-
ство вновь намерено выпустить книгу, дру-
гого автора, посвященную адмиралу Уша-
кову. Не лучше ли было бы выпустить
олну хорошую ЕнИГУ,, цчем- возвращаться ®

теме через тод?
И «Североморцы» С. Абрахови-
ча-Блэка приводится ряд фактов, вызываю-

щих большое сомнение в их достоверно-
сти. Автор пользовался некоторыми ино-
странными литературными источниками и
подошел к ним некритически. Военмориздалт
охотно издает произведения Абрамовича-
Блэка. Между тем во многих работах этого
автора допускаются существенные небреж-
ности и неточности,

Не лишены ошибок и искажений даже
исторические работы, посвященные Крас-
ному Флоту.

Ерупнейшим недостатком, свойственным
большинству исторических изданий, явля-
ются их невысокий идейный уровень, от-
сутетвие марксистското анализа фактов и
событий, недостаточная поучительность ©
точки зрения военно-морского дела,

История флота — это не
хронология дат и событий. Такая история
нам не нужна. Исторические произведения
должны ставить своей основной задачей
патриотическое воспитание масс, популя-
ризацию героических традиций моряков,
ознакомление советского народа, © историей
отечественного флота и славными делами
лучших  флотоводцев прошлого. Изучая
историю, читатель должен получить пред-
ставление о развитии техники и тактики
флота. >

Большим пробелом в работе. издатель-
тва надо считать ‘TO, что из серии «Герои
Военно-Морского Флота» в 1940 г. не изла-
но ни одной книги. Не выпущен до сих пор
учебник по военно-морской истории, в ко-
тором ощущается острая необходимость,

Освещение опыта, морских операций вто-
рой импернатистической войны — ola из
важнейших задач Военмориздата. Глубоко-
му изучению командирами современной
войны на море мешает главным образом от-
сутствие квалифицированных обобщающих
трудов Ha эту тему. Статью в газетах и
журналах не удовлетворяют полностью за-
просов командиров. Начальствующий состав
флота требует более глубокого анализа все-
ro того, что происходит ‹ейчас на морских
театрах второй империалистической войны.

Интерех к этим вопросам со стороны
военных моряков очень велик. Некоторые

товарищи регулярно следят 3% развиваю-
щейся войной на море, изучают отдельные
операции, действия кораблей определенных
классов, тенденции. развития современных
морских боевых средств. В частях и на
кораблях командиры выступают с докла-
дами на эту тему. В академиях и военно-
морских училищах преподаватели пишут
по этим вопросам исследования и диссер-
тации. Но в рабоге издательства это не на-
ходит пока никакого отражения. Началь-
ствующий состав флот» до сих пор не
имеет хорошей книги, освещающей опыт

текущей войны на море.

Среди командиров есть люди, ` которые
взяли бы на себя задачу освещения наибо-
лее характерных морских операций. Види-°
мо, Военмориздат не сумел привлечь в рз-
fore этих товарищей. Издательство ш здесь
идет по линии наименьшего сотрютивле-

НИЯ, — оно занято подготовкой трудов,

освещающих отдельные операции в Тихом
океане во время русско-японской войны и
операций в’ Адлриатическом море во время
мировой имперналистической войны 1914—

1918 гг. Спора нет, может быть, эти изда-

ния и нужны, но по-настоящему ценны и

нужны для командиров сейчас будут книги,

содержащие анализ. различных операций на

море. в современной войне.

Вюенморизлат явно недооценил необхо-
димость освещения участия военных моря-

ков в войне против финской белогвардей-
КНИЖКИ

щины. Выпущенные в свет
«Крылатая Балтика» Н. Григорьева и Н.
Чуковского, «Декабрь 1939 года» С. Куд-
рявцева-Скайфь явно неудоваетворитель-
ны, В «Крылатой Балтике» собраны
отдельные боевые зарисовки, перепечатки
Из газет; они не лишены интереса, но не
воспроизводят полной картины героических
боев в Финляндии. «Декабрь 1939 года»—
это наспех сделанная, почти халтурная
книга. В свое время критика совершенно
правильно  расценила эту книгу как
плохую, поверхностную. А где же другие
книги? Их нет. Участие военных моряков
Краснознаменной Балтики в разгроме фин-
ской белогвардейщины — это блестящая
глава боевой ‘истории наацего флота, кото-
рая нуждается в ярком и всестороннем
освещении.

Выпускаемая Роенмориздатом переводная

AuTepaTypa тоже ие всегда удачна. Задача
тут заключается прежде всего в том, чтобы
познакомить наших командиров © лучшими
мировыми классическими произведениями,
посвященными вопросам войны на моро и
военно-морской истории. Но надо, во-пер-

произведения и, во-вторых, переводить их
очень тщательно. Между тем. зачастую. пе-
реводятся произведения, которые TeHICH-
циозно и односторонне освещают те или
иные вопросы. Самые переводы делаются
небрежно. Так, перевод книги Коломба
«Морская война» сделан тяжелым языком,
затрудняющим чтение этой книги;

Необходимо издательству более реши-
тельно повернуться лицом к текущим зада-
чам флота. Боевая подготовка флота пере-
страиваетея сейчас в свете опыта совре-
менных морских операций. Имеется ряд
кораблей, которые в истекшем учебном
году неплохо выполнили поставленные на-
родным комиссаром Военно-Морского Фло-
та задачи боевой подготовки. Почему бы
издательству не привлечь передовых
командиров к широкому и обстоятельному
освещению опыта морской подготовки, во-
просов военно-морской культуры и т. п.?
Ениги на эту тему сыграли бы огромную
положительную роль в популяризации и
раз яснении опыта передовиков, в деле
дальнейшего повьнпения качества боевой
учебы.

Велико значение художественнойг лите-
ратуры в воспитанни личного состава фло-
та. Яркие художественные образы помо-
зют формированию сознания военного мо-
ряка, расширяют его кругозор, воспиты-
вают в нем твердую волю. Военно-морское
издательство не является единственных
органом по выпуску этой’ литературы, но
оно больше, чем всякое другое издатель-
ство, должно заботиться о выпуске’ худо-
жественных произведений на военно-мор-
ские темы. В этом деле нельзя рассчиты-
вать на самотек или ограничиваться пере-
изданием произведений дореволюционных
писателей. Многие советские писатели ин-
тересуются морской тематикой. Надо по-
мочь им реализовать свои творческие планы,

Между тем круг писателей-беллетристов,
с которыми связано издательство, крайне
ограничен. С рядом известных писателей-

вых, выбирать для перевода только лучшие’

маринистов издательство почему-то до сих
пор не установило крепкой связи. Привле-
кая известных стране писателей к отобра-
жению жизни флота в художественной ли-
тературе, нужно одновременно позаботить-
ся ио том, чтобы выпустить в свет лучшие
произведения молодых художников слова,
вышедших из среды наших военных моря-
ков.

Резкую и справедливую критику вы-
звала енная издательством книга
А. Зонина `«Адмирал Нахимов». В этом
произведении допущено столько искажений
исторических фактов, написана книга та-
ким безграмотным в морском ‚, отношении
языком, что ценность всего произведения
стоит под серьезнейшим сомнением. Изда-
тельству следует сделать ‘из этого необхо-
дихые выводы и принять меры к тому,
чтобы подобные незрелые произведения не
появлялись в свет.

Борьба за высокую культуру в работе—
первейшее правило редакторов ш сотрудни-
ков издательства. Вниги должны издавать-
ся быстро, без единой опечатки, их внеш-
ность должна быть безукоризненной. № со-
жалению, редкое издание обходится без
опечаток, ошибок, небрежных формулиро-
вок. Например, в «Материалах по истории
русского флота» П. Белавенца — в общем
ценном и нужном издании — допущен ряд
серьезных опечаток, снижающих качество
книги в целом. Флот должен получать не
только высококачественную по содержа-
нию, но и культурно сделанную книгу.
Действенная сила такой книги намного
увеличивается.

Роль Военно-морокото издательства в
боевой и политической учебе флота, в вос-
питании его кадров исключительно велика,
На книгах, выпускаемых издательством,
будут многие годы воспитываться тысячи
и тысячи людей. Каждый работник изда-
тельства должен полностью осознать ту
ответственность, которая на него возложе-
на. С помощью передовой, лучшей части
нашей флотской интеллигенции _Военно-
морское издательство должно дать военным
морякам хорошую, нужную им, яюбовно и
культурно сделанную книгу.