д
—

О нижних вахтах корабля

Различные сложнейшие механизмы, рас-
положенные во внутренних. помещениях
корабля, требуют тщательного, правильно-
го ухода, предусмотренного. инструкциями
и наставлениями. Не касаясь вопроса 06
обслуживании механизмов в условиях боя,
остановимся на их повседневной эксплоа-
тации, :

Дежурной и вахтенной службе электро-
механической части приходится встречать-
ся с различными вопросами, непосрелетвен-
но ‘связанными с эксплоатацией того или
другого механизма. Подготовка  специали-
стов к несению службы должна занимать
важное место во всей учебно-боевой дея-
тельности части, корабля. Там, гле процесе
учебы организован как следует, лостигают
отличных результатов во всей боевой под-
готовке. Возьмем, например, огневую под-
готовку. Стреляют ведь не только артилле-

ристы, & весь корабль. Отличная выучка,

артиллеристов еще не даст желательных
результатов, если не будет добтаточно под-
готовлен остальной личный состав,

По нашему мнению, весь период одиноч-
ной подготовки бойца к самостоятельному
несению вахты следует разбивать на подго-
товительные и зачетные упражнения. Ру-
ководитель должен быть всесторонне подго-
товлен к занятиям. От него необходимо
требовать умения грамотно составить план
занятий с кратким последовательным опи-
санием того или другого механизма. Руко-
водителя перед занятиями следует прове-
рить. Нужно добиться, чтобы он был не
только технически грамотным, но и способ-
ным передать бойцам знания, накопленные
в период службы.

Первый шаг в обучении бойца — общее
знакомство с механизмом. Следует показать
практически его обслуживание, обращая
060б0е внимание на последовательность вы-
полнения пуска, остановки, осмотра после
работы и т. д. Нужно по возможности из-
бегать форсированной подготовки, которая
не дает желательных результатов. 0белу-
живание механизма надо разбить на наи-
более характерные, последовательные опе-
рации. Никогда не следует переходить к
цоследующему этапу обучения, не добив-
щись твердого усвоения пройденного.

Необхохимо указать бойцам особенности
данного механизма, ого «капризы», возмож-
ные случаи поломок отдельных частей ни
методы их устранения. В практике обуче-
ния бойца нельзя недооценивать «мелочи»,
которые могут привести к выводу из строя
целого механизма.

Правильно, технически грамотно прово-
дит занятия старшина 2-й статьи, отлич-
ник боевой и политической подготовки
т. Афонин. Как он строит работу?

Отличное знание каждого бойца лает ему
возможность проводить занятия с учетом
быстроты усвоения материала каждым в
отдельности. Убедившись, что бойцы имеют
общее представление о механизмах, он при-
ступает к отработке практических ‘навы-
ков. Весьма характерно для занятий, про-
водимых т. Афониным, то, что он увязы-
вает учебу и тренировку с различного вида
неисправностями. Это дает положительный
результат. Часто можно наблюдать, как
т. Афонин что-то отсоединяет, где-то раз-
рывает матистраль, снимает предохраните-
ли ит. д. Так он готовится к занятиям.
Случаи повреждения выбираются не отвле-
ченно, а с учетом действительной возмож-
ности возникновения их во время боя и
способности личного состава своими сила-
ми устранить неисправности. Пока боеп
найдет повреждение, он везде пролезет и
прощупает сам каждую деталь: Такие за-
нятия вызывают у краснофлотцев большой
интерес и чувство удовлетворения. Они по-
лучают при этом много ценных практиче-
ских навыков. Своего бойца т. Афонин при-
учает хладнокровно, уверенно, ‘быстро об-
наруживать и устранять неисправности в
различных, самых сложных условиях
(темнота, «газы», дым).

Некоторые руководители проводят заня-
тия и отработку практических действий в
нормальных условиях, не усложняя обета-
новки. По нашему мнению, такой метод
подготовки нецелесообразен. Тренировка в
различных условиях дает возможность вы-
работать всесторонне подготовленного, ини-
циативного бойца, не теряющегося в бов-
вой обстановке.

В настоящее время известны три основ-
ных способа определения радиодевиации,
Корабль, определяющий радиодевиацию по
первому методу, становится на якоре в мо-
ре или на рейде. Другое судно, имеющее пе-
редаточную радиостанцию, приводит ко-
рабль на курсовой угол 90° и малым ходом
обходит вокруг него по кругу радиусом

—3 мили, подавая условные сигналы на
заказанной длине волны. На определяющем
корабле один наблюдатель берет радиопе-
денги, & второй — визуальные пеленги по
азимутальному кругу компаса, т. е. кур-
совые углы на судно, передающее сигналы,
пеленгуя снижение антенны. Из сравнения
радиопеленгов с визуальными  пеленгами
находят радиодевизцию.

По второму способу корабль самым ма-
IBM ходом описывает циркуляцию боль-
итого диаметра, причем через известные
сроки. одновременно берутся радиопеленги
и визуальные курсовые углы на береговой
или пловучий радиомаяк. Радиодевиацию
находят из сравнения радиопеленгов и
визуальных курсовых углов.

Наконец, при последнем способе  ко-
рабль, определяющий радиодевиацию, ло-
жится на курсы так, что удерживает пе-
ленгуемую радиостанцию последовательно
на восьми равноотстоящих курсовых уг-
лах — 0°, 45°, 90°, 135°, 180°, 225°;
210° и 315° (последние три представляют
собой курсовые углы левого борта 135°,
90° и 45°). После этого вычисляются
коэфициенты радиодевиации по схеме в
компасном журнале так же, как и для
магнитного компаса. По коэфициентам рас-
считывается и радиодевиация на любое
число курсов.

Все эти способы характеризуются одним
И тем же методом нахождения радиодевиа-
ции из сличения радиопеленгов с визуаль-
ными курсовыми углами, что даст возмож-
ность вычислить все коэфициенты радио-
девиации. Иначе говоря, задача определе-
ния радиодевиации сводится’ при таком
методе к определению курсового угла пе-
ленгуемой радиостанции. Если этот курсо-
вой угол определен одновременно со взя-
THEM радиопеленга, то задача решается на-

Все зачетные упражнения должны быть

приближены к самым сложным операциям.
Ученик-специалист, обнаруживиий и
исправивший повреждение, получит пер-
вые навыки в борьбе с аварией, неисправ-
ностями, приобретет смекалку, уверенность
В своих силах. .
/ После сдачи зачета молодой краснофло-
тец должен совершенствоваться и пройти
ряд параллельных вахт. В этой стадии обу-
чения надо приучить бойца к самостоятель-
ной работе, начиная от простых операций
и кончая самостоятельным обслуживанием
механизма под наблюдением старшего това-
рища, Ученика нужно приучить к точному
выполнению инструкций и наставлений. С
самого начала никоим ‘образом нельзя до-
пускать хотя бы малейшего нарушения
или отступления от этих документов.

Но у нас еще имеют место случаи не-
точного выполнения инструкций. В резуль-
тате — неполадки в работе механизмов.
Например, штатный сиециалист т. Акимов
халатно отнесся к механизму, неточно вы-
полнил требования инструкции. Это повело
к некоторому перерыву в работе механизма.

Комеомольцы нашего корабля подняли
вопрос о строжайшей экономии. Но эконо-
мию иногда понимают узко. Экономят, до-
пустим, материал, топливо, смазочные мас-
ла. А разве подготовка технически грамот-
ного специалиста не ведет к экономии?

Хорошо обученный личный состав спо-
собен целесообразно использовать тот или
другой механизм, учитывая  действитель-
ную потребность. Возьмем, к примеру, вен-
тиляцию, на работу которой затрачивается
немало электроэнергии. Штатный специа-
лист т. Прокопенко, неся вахту дежурного
по вентиляции, недостаточно следил за’ ра-
ботой вентиляционных моторов; нецелесо-
образно использовал их. Это призело к пе-
рерасходу электроэнергии, к преждевремен-
ному износу моторов. ;

В практике несения дежурной службы
на корабле встречаются: случаи различного
расхода топлива при одном и том же режи-
ме, при одинаковом количестве работаю-
щих механизмов. Все дело в правильном,
технически грамотном решении вопроса с
учетом необходимости того или другого ви-
да энергии для нужд корабля.

Важное звено во всей. вахтенной служ-
бе — доклалы о работе механизма и свое-
временное устранение дефектов. Штатный
специалист т. Журин во-время не’ доложил
00 обнаруженном дефекте, и только благо-
даря своевременному вмешательству. стар-
щины 2-й статьи т. Малахова неисправ-
ность механизма была устранена. Здесь
сказались дисциплина, выучка, любовь
т. Малахова к механизмам. Старшина 2-й
статьи т. Илларионов, старший краснофло-
тец т. Скорик и другие отлично несут вах-
ту. Сознавая свою ответственность, они вни-
мательно следят за режимом работы меха-
низмов. Эти товарищи хорошо подготовлены
к несению вахты: они в любое время,
при любых обстоятельствах действуют пра-
Вильно и быстро.

Подготовка вахтенной службы во многом
зависит от предварительного обучения бой-
цов в школе. К сожалению, ученики полу-
чают очень’ мало практических навыков по
обслуживанию механизмов, их сноровка
явно недостаточна для работы на корабле.
Предварительное `обучение в школе дает
возможность только лучше и быстрее под-
готовить специалиста.

Следует указать еще на, проверку несения
нижней вахты. Этому вопросу на боевых
кораблях нужно уделять большое внимание,
особенно в ночных условиях. При проверке
вахты надо следить за правильностью 00-

служивания механизмов, соблюдением ИН-,

струкций. Ряд вводных дает возможность
убедиться в правильном действии вахты.
Особое внимание нужно уделять организа-
ции и подготовке к тушению пожаров и
прекращению поступления воды.

Вопросы подготовки и несения вахтенной
службы должны решаться на месте, в зави-
‘симости от особенностей каждого корабля,
его класса и назначения. Было. бы полезно
обсудить в печати затронутые здесь вопро-
сы и показать оправдавшие себя на прак-
тике формы и методы подготовки личного
состава к несению нижних вахт,.

Старший инженер-лейтенант
ф. ЗУЙНОВ.

Определение радиодевиации

хождением разности между радиопеленгом
и курсовым углом радиостанции.

Даже не видя пеленгуемой радиостанции,
можно найти ее курсовой угол. В этом слу-
чае необходимо точно знать’ место корабля,

огда, сняв с карты из точки местонахож-

дения корабля . истинный пеленг радио-
станции и зная свой истинный курс в м0-
мент взятия радиопеленга, получим курсо-
вой угол радиостанции. Разность курсового
угла и радиопеленга дает радиодевиацию.
При этом должна быть точно известна и
поправка компаса. Такой способ не имеет
практического значения, так как пе везде
можно ручаться за точное знание места ко-
рабля в открытом море.

Можно указать на другой метод опреде-
ления радиодевиации. у

Идея этого метода заключается в нахож-
дении изменений радиодевиации при пере-
ходе от одного курсового утла к другому.
Пеленгуемая радиостанция может быть и
невидимой, т. е. находиться за горизонтом
на большом расстоянии от корабля. Такое
определение радиодевиадии имеет суще-
ственнов значение еще и потому, что в
практике для определения места корабля
приходится пеленговать удаленные, неви-
димые глазом, радиостанции.

наче говоря, задача определения радио-
девиации при новом методе сводится к оп-
ределению изменений курсового угла пелен-
гуемой радиостанции в промежутке между
лвумя послеловательными радиопеленгами.

айти изменение курсового угла пелен-
гуемой радиостанции можно несколькими
способами. Во-первых, в момент взятия
первого. радиопеленга заметить курс по ком-
пасу и найти соответствующий ему истин-
ный курс. Изменяя истинный курс непод-
вижного корабля на известное число гра-
дусов, этим самым точно на столько же
градусов изменим и курсовой угол на пе-
ленгуемую радиостанцию. Таким образом
изменения курсового угла будут известны.

Во-вторых, в момент взятия первого ра-
диопеленга определить курсовой угол ка-
кого-либо предмета или ‘небесного светила.
В дальнейшем, пользуявь этим предметом
или светилом, можно изменять курбовой
угол на заданную величину.

$Ф

КРАСНЫЙ ФЛОТ

wae

Командирская учеба на. миноносце М. Капитан-лейтенант Н. И. Боярский прово-
дит занятие на тему «О тактическом маневрировании». Слева направо: лейтенант
Н. Я. Балмасов, старший инженер-лейтенант П. А. Поляков, младший политрук
И. И. Байдак, старший лейтенант В. В. Ярмак и капитан-лейтенант Н. И. Боярский.

} Фото Б. Казбекова.

Беречь корпус подводной лодки

Согласно Корабельному уставу, на ee
дой подводной лодке приказом ее командира
назначается постоянная корабельная комис-
сия по осмотру корпуса. Она каждые три’
месяца проверяет корпус корабля, в. част-
ности водоненроницаемые переборки ме-
жду отсеками, трюмы, двери, люки, гор-
ловины, систерны, шахты и выгородки.

условиях значительно задержало диферен-
товку. :

ведомость. Технические
должны помочь личному составу подвод-

обнаруженные недочеты.

ВЫЙТИ

Все недостатки, выявленные корабель-
ной комиссией, записываются в дефектную
отделы ‘флотов

ной лодки в кратчайший срок устранить

тие требования к летному составу. Воз-
роспкие скорость, дальность, потолок, па-
груэка, необходимюсть атаковывать цели ©
пикирования на болыпих углах, летать в
плохую погоду, в облаках и за облаками,
ночью, в одиночку и большими группами—
всо Это значительно усложняет обучение
летчиков-истребителей. Подготовка кадров
для истребительной авиации стала одной
из серьеанейшгих проблем каждой страны.

Из-зь недостатка летных кадров поляки
вынуждены были воевать на старых типах
самолетов, & новыю современные малины
типа «ПЗЛ-37» почти не использовались,
Даже в Румывию польские летчики пере-
летали на старых машинах. Естественно,
ч10 сейчаю не только воюющие, но и не-
воюющие страны параллельно © работой
над увеличением количества малериальной
части авиации и улучшением ее качества
напряженно готовят многочисленные авиа-
ционные кадры.

Особую сложность представляет подго-
товка полноценных летчиков для истреби-
тельной авиации. Опыт войны  пюказал,
что ‘истребители остаются главным сфед-
ством борьбы с воздушными силами про-
тивника.

Летчик-истребитель с первого дня своей
летной работы лолжен готовиться для воз-
дупгного боя -—— это его ословной метод вы-
полнения боевой задачи. Для того чтобы
победителем,  летчик-истребитель
должен в совершенотве ‘владеть техникой
пилотирования. Днем и ночью, на малых
и болыших высотах, одиночно и в труппе,
в любых положениях он должен предетав-
лять © самолетом единое целое. Управле-
ние необходимо довести до автоматизма.

Но одной, даже совершенной, техники
пилотироващия ‘недостаточно, чтобы побе-
дить в бою. Летчик-истребитель, умеющий
летать, но ие умеющий стрелять, — это
только «циркач». Основное требование за-

2 марта 1941

Качества летчика-истребителя

Современная авиация прод’являет боль-   больших MacmrTabax их

Работа корабельной комиссии должна
быть запланирована в общем графике ре-
монта и осмотров, составленном для под-
водной лодки на год.

Прочный корпуе осматривается главным
образом для того, чтобы выяснить состоя-
ние и износ его участков, расположенных
выше ватерлинии, а при доковании—все-
го корпуса с обшивкой баластных систерн.
Особенное внимание следует обращать на
заклепочные швы, крепление перископных
тумб, сохранность покраски.

Известно, что полная герметичность во-
донепроницаемых переборок обеспечивает
лодке надводную непотопляемоеть и облег-
чает борьбу за живучесть в подводном по-
ложении. Поэтому при осмотре надо тща-
тельно проверить, нет ли в переборках
незакрытых отверстий, сверлений, незаня-
тых сальников трубопроводов и электро-
проводки. Это особенно важно сделать пос-
ле ремонта, во время которого произво-
дилась семка арматуры механизмов и си-

Решающее слово в этом вопросе при-
надлежит старшему инженеру техническо-
го отдела по корпусной. части. Он должен
определить 0б’ем ремонта корпуса корабля
и установить необходимые средства. Для
этого нужно хорошо знать устройство под-
водных лодок. А вот корабельный инженер
технического отдела Черноморского флота
старший инженер-лейтенант т, Этин по-
чти незнаком с устройством лодки, с кор-
пусом и набором ее. Командование техни-
ческого отдела не должно равнодушно
пройти мимо такого факта.

Докование лодки является одним из
наиболее подходящих периодов для рабо-
ты корабельной комиссии. В это время. по-
следняя имеет возможность тщательно про-
верить, состояние прочного и легкого кор-
пуса, заклепочных швов; цинковые про-
текторы и т. д. Действия корабельной ко-
миссии не должны ограничиваться только
констатацией недостатков. Необходимо до-

ключается в умении сочетать маневр с ©г-
нем. Но и этого еще недостаточно. Летчик-
истребитель должен уметь бомбить, быть и
штурманом и фотографом.

Быстрый рефлекс, остров зрение, отлич-
нов здоровье, выносливость,
переносить большие перегрузки’ должны 66-
четаться со смелостью, решительностью,
инициативой и военной хитроетью. Нужно
таз вести бой, чтобы каждый маневр был
невыгоден прогивниму, затруднял ето дей-
отвия.

Большие требовалия пред’являет к лет-
чику-истребителю изменение техники воз-
душного боя. В прошлое ушли «рыцарские»
поединки «асов». В первой империалисти-
ческой войне часто исход боя решали оди-
ночки——<«асы». За период 1914—1918 гг.
они сбили свыше 5 тыс. самолетов; Немец
Ритгофен, налример, сбил 80 самолетов,

способность

биться ‘устранения их еще в то время,
когда лодка находится в доке. Между тем
это не всегда делается. Например, на ко-

стем.

В сожалению, это правило не всегда co-
блюдается. Так, на одной лодке Черномор-
ского флота больше года’ не были заглу-
шены два отверстия в переборке, которые
остались после е’емки ненужных труб су-
дового маслопровода. К

Пероборки должны два раза в год про-
веряться. Эту проверку необходимо при-
урочивать к моменту работы корабельной
комиссии.

Трюмы, шахты и выгородки осматрива-
ются для проверки швов, креплений и по-
краски. Нужно особенно тщательно чи-
стить трюмы и выгородки в тех местах,
где застаивается вода, а осушка произ-
водится ручными насосами.

При векрытии систерн выясняется со-
стояние цинковых протекторов, набора си-
стернои покраски, Несвоевременные векры-
тие и осмотр систерн могут привести к по-
явлению ржавчины. Так было, например,
на подводной лодке, гдо командиром пятой
боевой части воентехник 2-го ранга По-
спелов. Здесь долго не осматривались си-
стерны вспомогательного баласта. Оборжа-
вление привело к неправильным показа-
ниям водомерного прибора, что в простых

В соответствии с этим радиодевиацию
можно определить также двумя способами.

Следует установить радиопеленгалор на
отсчет 0°, лечь курсом на передающую ра-
диостанцию и застопорить машины. В м0-
мент взятия радиопеленга нужно заметить
отсчет по компасу. Затем истинный куро
изменяется на 45° влево и снова берется
радиопеленг. Потом нужно изменить истин“
ный курс еще на 45° влево и опять взять
радиопеленг и т. д. на восьми равноот-
стоящих курсовых углах.

Считая условно начальный курсовой
Угол за 0°, а все последующие за 45°, 90°,
135°, 180°, 225°, 270°, 315°, можно
рассчитать -условные радиодевиации, & по
ним—коэфициенты  радиодевиации, = ис-
пользуя ‘ известную схему в компаесном
журнале. Рассчитанные таким образом козэ-
фициенты будут иметь действительную, &
не условную величину, кроме коэфициента
А, величина которого будет произвольной.
По найденным коэфициентам можно расечи-
тать таблицу  радиодевнации, принимая
коэфициент А (постоянной радиодевиации)
или равным нулю или равным прежнему
его значению, известному из старых наблю-
дений.

Пользоваться вторым способом следует
таким образом: установить радиопеленгатор
на отсчет 0° и лечь курсом на передающую
радиостанцию. В момент взятия радиопе-
ленга нужно заметить курсовой угол какой-
либо звезды (берегового предмета), т, в.
заметить отсчет по азимутальному кругу
компаса. После этого пеленгатор следует

рабле, тде командиром БЧ-У инженер-ка-
надо
было снять силами ‘личного состава. один
из листов килевой коробки. При стоянке

питан-лейтенант т. Ганопольский,

подводной ‘лодки в доке этого не удалось

сделать из-за отсутствия ‘инструмента и
оборудования. Технический отдел не помог
в этом вопросе. Срок ремонта истек; подо-

шло’ время всплытия; док заполнили. Так,
вопреки инструкции, остался’ неосмотрен-
ным и неокрашенным один из участков
прочного корпуса. :

В прошлом году был случай повторного
докования корабля по одному и тому же
варианту постановки в док. Это отетупле-
ние от инструкции привело к тому, что
состояние прочного корпуса в районах рас-
положения опорных кильблоков осталось
неизвестным, а. данный участок корпуса
неокрашенным. Варианты постановки ко-
раблей в док необходимо строго чередо-
вать. Невыполнение этого может привести
К. значительному оборжавлению заклепок
в районах расположения опорных киль-
блоков.

Инженер-капитан 3-го ранга
А. ЕЛИСЕЕВ.

передвинуть Tak, чтобы отечег по азиму-
тальному кругу компаса изменился на 45°,
& затем начать изменять курс до тех пор,
пока выбранная звезда (береговой предмет)
не придет на нить предметной мишени пе-
ленгатора. Тогда берется следующий радио-
пеленг и так далее, изменяя курсовые углы
по 45°” и пеленгуя радиостанцию радиопе-
ленгатором. ;

При таком способе определения радио-
девиации также можно начальный курсо-
вой угол условно считать равным нулю и,
исходя из этого, определить условные ра-
диодевиации на восемь равностоящих кур-
совых углов, & по условным радиодевиа-
циям вычислить коэфициенты. Вычиелен-
ныс таким образом коэфициенты будут
иметь действительную, а не условную ве-
личину, кроме коэфициента А—постоянной
радиодевиации, величина которого будет
произвольной.

Итак, методом наблюдения изменений
радиодевиации можно найти все’ коэфици-
енты радиодевиации, кроме коэфициента
А— постоянной радиодевиации.

Приведем пример. Находясь в открытом
море, в расстоянии около 200 миль от ра-
диостанции, мы установили радиопеленга-
тор на отечет 0° по азимутальному кругу.
Ворочая корабль, приводим радиомаяк н
курсовой угол O° по радиопеленгатору (по
минимуму звука в наушниках); замечаем
курс по гирокомпасу— 67°. После этого
ложимся последовательно на курсы 22°,
oot, 292°, 247°, 202° 157° 112° п
берем радиопеленги. В результате получим:

‚Курсы 67 22 337 292 247 202 157 112.
Условные
курсовые углы 07 26. 907 °...136° 1809. 296° 00°, 3158
Радиопеленг ON AUP р а. 2-3
Условные :
радиодевиации   0° + 5°0’ —1°0’ — 6°09’ + 1°07 + 7°0  —1°0’ — 4°0’
По условным радиодевиациям вычисляем представляет больший интерес, потому что
коэфициенты: в практике важно знать’ радиодевиацию на
ы a mae C== —0°2’; == +555’;   данный радионеленг, а не на данный кур-

Коэфициент А следует взять из старых
наблюдений, и тогда по найденным коэфи-
циентам можно вычислить таблицу радио-
девиации на любое число курсов.

Следует различать определение  радио-
девиации на равноотстоящих курсовых уг-
лах от определения на равноотетоящих
радиопеленгах. Последнее, повидимому,

совой угол. Если проводить аналогию с
магнитным компасом, то определение ра-
динодевиации на ‘курсовых углах можно
сравнить с определением девиации Ha Mar-
нитных курсах, а опрёделение радиодевиа-
ции на равноотстоящих радиопеленгах —
с определением девиации на компасных
курсах.
Капитан 2-го ранга ТЕРЕХОВ.

Француз Фонк — 75 самолетов, антлича-
нин Меннок — 75 самолетов ит. д. Теперь
исход боя решают не одиночки, а гпруппа—
коллектив, и от ого слаженности зависит
победа. Опыт воздушных боев последних
тет показывает, что одиночки, оторвавшие-
ся, от группы, имеют мало шансов па побе-
ду. Чаще они становятся жертвами соеди-
ненных атак двух-трох самолетов. Спло-
ченность 2е, слетанность, ‘взаимная  под-
держка всегла обеспечивают победу.

На реке Халхин-Гол, в боях против бело-
финнов советские летчики-истребители по-
казали всему миру свои замечательные ка-
чества. Они дали множество примеров ма-
стерекого владения своим самолетом, ору-
жием, образцы храбрости, отваги, военной
хитрости, невиданного еще. коллективизма.
Молодые летчики учатся побеждать у сво-
их старших боевых товарищей, готовясь
во славу своей родины повторить в еще

В зимнем походе

Низкая температура ‚И снежная метель
осложняли плавание подводной лодки. С
выходом из базы комендоры во гла-
вв с командиром орудия т. Федоровым
находились на боевом посту. Они то и дело
очищали материальную часть от  нара-
стающей ледяной корки. Сигнальщики,
бдительно наблюдавшие 3a горизонтом,
первыми обнаружили «противника». Про-
звучал сигнал ерочного погружения. Лод-
ка быстро ушла на глубину.

Векоре после погружения в одном из
отсеков была «пробита» магистраль—
угрожало затопление. Буквально через не-
сколько секунд нах отверстие магистрали
наложили пластырь и плотно зажали ero
XOMYTHKOM.

Лодка снова всплыла. Старшина группы
рахистов т. Филь включил передатчик, но
стрелка антенного. амперметра оставалась
на нуле. Оказалась поврежденной антенна.
Этот случай не застал радистов врасплох.
Моментально была использована заранее
приготовленная аварийная антенна. Радио-
грамма была передача в срок. Е

Мотористы, рулевые, радисты, торпеди-

—

Техническая

На корабле, ‘тде командиром пятой 6o-
евой части инженер-калкитан 3-го ранга
т. Сычев, проведена третья по счету тех-
ническая конференция о парюпроводах.

Предварительно краснофлотцы ‚изучили
чертежи, описания и инструкции, &. затем
познакомились с паропроводами на месте.
Здесь жо были вычерчены переборочные
сальники, фланцевые соединения п другие
отдельные узлы. По каждой подтеме кон-
ференции составлялся детальный конспект.
Силами личного состава были изготовлены
большие схемы всех паропроводов и сне-
циальная доска изоляционных материалов.

стоятельные доклады на конференции

_

Научная работа лейтенанта Коржова

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 1
(От наш. корр.). Преподаватель кафедры
электротехники Тихоокеанского Высшего
военно-морского училища лейтенант т. Кор-
жов в конце 1940 года закончил труд
«Превращение жироскопа в гирокомпас
при помощи маятника», _ являющийся

дополнением к учебнику Михайлова «Элек-
троназигационные приборы»,

марта.

г. № 51 (705) гы

Замечательту
примеры.

Укрепляя оборонослюсобность своей ys
дины, летчики-истребители морской зал,
ции овладевают самыми сложными ‘ony
ми воздушного боя, используя и крит,
ски осваивая опыт современных войн, р
звено молодого командира т. Субботин,
0 шем говорят, что это звено—эталон, (»
получило приз народного комиссара Воети.
Морского Флота, его командир паграху»
золотыми часами, т

Тов. Субботкии — еще молодой лечь
и комашдир. Но он отлично освоил тет,
ку, летает днем и почью, отлично страз
ет. Любовь к самолету, исключить»,
выпосливость и требовательность поовол.
ли т. Субботкину стать одним из Ayu
командиров в части. Носителем ВОИ
летной культуры в этом звене являетел м
один командир, но и все его подчинена
Летчики тт. Кузнецов, Чуканин — перу
вики боевой подготовки,

Личный состав истребительной aBtany
понял значение огневой подготовки, Дет.
ки настойчиво совершенствуются в стул,
бо по морским, воздушным и наземных 1
лям. Многие из пих — тг. Иванов, Py:
Крылов и другие-——изо дня в день перев.
полняют нормы попадания в мишень, [м
потливо обучая меткой стрельбе газдиу
летчика, замечательные командиры тт. (+
менихин, Гаврилов, Митюрев и други By.
ращивают снайперские подразделения,

Летчикам-истребителям морской aan
придется драться в наиболее сложных Te
ловиях, Это пред’являет особенно болыть
требования к организащии боевой тм
товки. Вести воэдуаиный бой над море
значительно труднее, чем над сушей, №
ориентиров, только по приборам но yen
отыскать противника, труднее pacity
его, сохранять и восстанавливать орие.
тировку, особенно во ‘вромя и после ви
хупитого боя. Маневрирование во врохя ву
душного боя над морем, особенно па Maso}
высоте, затруднено тем, что скрадываеты
расстояние до воды, а смотреть на поз.
запели высоты во время воэдушного 69;
некогда. Эти особенности должны кн.
ваться сейчас, в период учебы,

Возлушный бой над морем потобен (yy
Hay территорией противника. Поэтому и
чики-истребители морской авиации холхлу
быть.» летчиками. высшего класса, Ух
можно, достигнуть только  педантичлня
каждодновной отработкой казвдого лете
звена, подразделения. Много зависит
командира. В нем’ должны сочетаться 1.
сокая авиационная культура команир
истребителя с морской культурой,

В наптих частях выросло немало ти
командиров. Они овладели техникой и ти.
тикой действий на морском театре. №
один пример.

Было учение. На расстоянии хпол
миль от берега обнаружили корабли ‘ay
тивника». Командир подразделения кали
т. Таврилов получил задание—внезиий
атакой уничтожить их. Самолеты 1
стро поднялись в воздух и ви
ном строю легли на курс. (ма
позади берег, вышли ‘в. открытое’ мо», 1.
чики пристально ° вематривалиеь в п.
ризонт. На большом удалении ото:
метили буруны идущих © большой cx
ростью кораблей. Подразделение ста
лось и внезапно атаковалю ‘«противиия.
Корабли открыли сильный огонь № w-
молеты, выполнив задачу, словно прием
шись к воде, на малой высоте, но с тр
нои скоростью уходилисна базу. Коман
щий флотом дал высокую оценку действия
капитана т. Гаврилова.

Таких командиров, как т. Гаврил,
нас много.

а ов она & ао Зы

2. @. ео ee

—

Shs =

Полковник Б. ПЕТРОВ,

ты, комендоры накануне выхоха ви
обязались отлично выполнить залии
командования. Слаженная, четкая мб
личного состава дала возможность решить
сверх-плана еще одну задачу, для вып:
нения которой потребовался бы следам»
ный выход корабля в море.

Особенно хорошо работали старшие
второй статьи артиллерист т. Фор»,
старшина группы  мотористов т, Дарио,
старшина второй статьи т, Мищенко, ме
тенные командиры тт. Казаковский и №1
борода. Четко действовала группа двиде
ния, руководимая т. Ерофеввым:

Во время похода проводились пари
ные и комсомольские собрания, ежели
выходили «Боевые листки».

Когда лодка отдала у пирса  шваровы,
командир произвел смотр корабля, 1
смотря на трудный зимний поход, ют
риальная часть была в полной исправи-

сти. Лодка была готова к выполнению и
вого задания.

Старший политрук Н. ОГНЕВ,

конференция

сделали старшины 2-Й статьи тт. Палас
и Широхов. Браснофлотец т. Голубд 1
дробно рассказал об изоляции, о таки
гическом процессе се изготовления. Тау
жо содержательным было выступлет
краснофлотца т. Тимопюнко о креплет
паропровохов. Краснофлотец т. Ошария %
стоятельно рассказал о ремонте парте»
дов в условиях корабля, способах зале
возможных повреждений в бою.

Весь личный состав. пятой боевой част
принял деятельное участие в конферении.

Старший инженёр-лейтенант
Л. ФОМИЧЕВ.

ye
Ко
Ao
х
Ba
10}
Ag
an
КН
BY
Aa
On
Cty
A
ity
try
Ку
ay
ley
Ni
ty
May
Uy
На-днях Ученый совет под предеедате
ством начальника училища капитана 21
ранга т. Поскотинова рассмотрел и ol
рил эту работу. Одобрено также предлоя
ние т. Коржова, осуществление котор
ускорит подготовку навигационного 9%
дования корабля и значительно облеги   3
работу штурмана во время плавалия,